Научная статья на тему 'Социокультурные факторы воздействия Интернета вещей на сознание человека'

Социокультурные факторы воздействия Интернета вещей на сознание человека Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
178
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / INTERNET OF THINGS / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ЧЕЛОВЕК / MAN / СОЗНАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР / CONSCIOUS. SOCIOCULTURAL FACTOR / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Механиков Вадим Евгеньевич, Поликарпова Елена Витальевна

В статье рассматриваются социокультурные факторы, определяющие особенности воздействия Интернета вещей на сознание человека современного информационного общества. В качестве таковых выступают: глобальное информационное пространство Интернета; когнитивная революция; «умный» город; нелокальная связь локального индивидуального сознания с сознанием общества; включенность человека в гигантскую глобальную информационную сеть и опосредованность его взаимодействия с природным и социальным миром информационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Механиков Вадим Евгеньевич, Поликарпова Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural factors of influence the Internet of Things on the human consciousness

The article deals with the sociocultural factors that determine the features of impact of the Internet of things on the human consciousness in the modern information society. These include the following: global information space of the Internet; cognitive revolution; "smart" city; nonlocal connection of local individual consciousness with social consciousness; human involvement in global information network and mediation of its interaction with the natural and social world by information technologies.

Текст научной работы на тему «Социокультурные факторы воздействия Интернета вещей на сознание человека»

В.Е. Механиков*

соискатель

Института управления в экономических, экологических

и социальных системах Южного федерального университета

Е.В. Поликарпова**

доктор философских наук, доцент, профессор Южного федерального университета

Социокультурные факторы воздействия Интернета вещей на сознание человека

В информационную эпоху все большее значение приобретает так называемый Интернет вещей (Internet of Things, IoT), интегрирующий людей, данные и физические объекты: смартфоны, холодильники, промышленные датчики, предметы одежды и т.п. и оказывающий специфическое воздействие на развитие сознания человека. Идея создания интеллектуального сообщества вещей заинтересовала ведущих игроков индустрии ИТ и воодушевила аналитиков, заговоривших, например, о сенсорэкономике, тем более что, как казалось на первый взгляд, для реализации IoT созрели все предпосылки и имеется необходимый пул тех--1

нологий1.

Действительно, сегодня провайдеры всех типов могут предложить инфраструктуру, необходимую для обеспечения прозрачного доступа к миллионам сенсоров, процессоров, датчиков и т.п., а главное (что редкость в ИТ) - имеются стандартные протоколы, например IPv6, для организации взаимодействия таких устройств независимо от особенностей поддерживающего их оборудования, ОС или физического размещения. При нынешних темпах развития технологий число умных (и не очень) устройств, способных подключиться к Сети, уже к 2020 г. может достигнуть 50-100 млрд. Однако для апофеоза интеграции вещей требуются не только технологии.

Пока еще никто точно не скажет, как повлияет изменение мира вещей на жизнь общества, и единственное, что сегодня можно утверждать, - потрясения будут не меньше, чем вызванные появлением Всемирной паутины или сотовой связи2. «Национальный разведывательный совет США... в 2008 году опубликовал документ «Disruptive Civil Technologies»,

* Механиков Вадим Евгеньевич, e-mail: rora65@mail.ru ** Поликарпова Елена Витальевна, e-mail: nellenele@gmail.com

1 См.: Волков Д. Апофеоз интеграции // Открытые системы. 2013. № 4. С. 1.

2

Черняк Л. Интернет вещей: новые вызовы и новые технологии // Открытые системы. 2013. № 4. С. 14.

в котором среди шести гражданских технологий с наибольшей «взрывной силой» назван 1оТ. По мнению авторов отчета, к 2025 году узлами 1оТ смогут стать все окружающие нас предметы.

Интернет вещей позволит создать динамические сети, состоящие из миллиардов и триллионов вещей, коммуницирующих между собой... У каждой из вещей реального физического мира в 1оТ будет цифровой двойник, ее виртуальное представление. В результате сложится совершенно новая среда, где интеллект, заложенный в приложении, позволит оценивать происходящее в физическом мире, учитывать накоп-

л

ленные ранее сведения и опыт для поддержки принятия решений»1. Поэтому уже сейчас 1оТ становится предметом широкого, в том числе и спекулятивного обсуждения. Чтобы сообщество «умных» устройств было жизнеспособным, требуется наделить каждую вещь определенным интеллектом, помогающим ей распознать контекст своего окружения (местоположение, собственное состояние и положение контролируемого объекта), а также наладить диалог с окружающими вещами и управляющим устройством. Однако поведение такой системы может отличаться от ожидаемого разработчиками, исходящими из того, что человечество всегда стремилось преодолеть нынешнюю фрагментацию информационного пространства, чтобы наконец-то построить единую картину мира. На роль такого интегрирующего начала и претендует 1оТ. «Однако пока в обществе еще нет четкого понимания того, что такое Интернет вещей, каковы особенности взаимодействия и работы с «умными вещами» и системами на их основе, отсутствует осознание всех технических, социальных и экономических проблем, сопутствующих развертыванию Всеобъемлющего Интернета»2. Во всяком случае несомненно то, что развитие общества будет идти в русле идей, заложенных в концепции Всеобъемлющего Интернета.

Сейчас происходит развитие «Industry 4.0» («четвертая промышленная революция»), в основе которой лежит Интернет вещей, и набирает силу оцифрованная экономика - «ц!кономики», точнее, d!conomy в англоязычном варианте (этот термин происходит от словосочетания digital economy c особым акцентом на digital). «Суть в том, что мир движется к ситуации, совершенно небывалой с точки зрения всех минувших тысячелетий развития сельского хозяйства, промышленности и торговли: потенциальное предложение многократно превышает имеющийся

о

спрос.»3. Эта грядущая ц!кономика (оцифрованная экономика) станет повсеместной, что порождает глобальную проблему свободного времени у современных людей4. Такого рода ситуация обусловлена действием ряда социокультурных факторов, которые обусловили специфику воз-

Черняк Л. Интернет вещей: новые вызовы и новые технологии // Открытые системы. 2013. № 4. С. 1415.

Волков Д. Апофеоз интеграции // Открытые системы. 2013. № 4. С. 1.

3 2015: год высоких технологий в зеркале PC Magazine/RE // PC Magazine/Russian Edition. Январь-февраль 2016. С. 75-76.

4 Там же. С. 74.

действия Интернета вещей на динамику сознания человека в информационную эпоху.

Особенности воздействия Интернета вещей на сознание человека в условиях сложного, нелинейного информационного общества определяются следующими социокультурными факторами. Во-первых, появлением новой модели человека, согласно которой он подключен к социальному и природному миру посредством кокона информационно-коммуникационных технологий и электронных систем. Интернет существенно изменил самого человека в силу того, что он «заменяет друга

л

или члена семьи при запоминании повседневной информации»1. Большинство событий и фактов своей жизни человек сейчас фиксирует в памяти компьютеров, ноутбуков и других вычислительных систем вместо того, чтобы полагаться на свою память. Таким образом, сложилась такая социокультурная ситуация, когда Интернет вместе с другими интеллектуальными информационными технологиями является частью собственных когнитивных способностей человека.

В сложном, электронно-цифровом обществе постоянно происходит электронная делокализация взаимодействий человека, которая позволяет ему при помощи обратной связи осуществлять свои действия и получать представления о мире. В результате происходит делегирование человеком своих мыслительных способностей искусственным информационным системам, прежде всего Интернету. Человек редко считает в уме, так как эта функция возложена на портативные вычислительные устройства. Он не копается в памяти, чтобы вспомнить старый факт, поскольку он может проверить его в Интернете; к тому же он ежедневно взаимодействует «с чувствующими и мыслящими устройствами, соединенными между собой и рассредоточенными по... среде обитания»2. Человек оказывается включенным в гигантскую глобальную информационную сеть Интернета при помощи «умных» устройств (смартфонов, планшетов и пр.), его мозг становится элементом крупных когнитивных киберфизических систем.

Особенности воздействия Интернета вещей на развитие сознания человека обусловлены, во-вторых, таким социокультурным явлением, как когнитивная революция, интегрирующая в себе математические, информационные, естественно-научные и гуманитарные технологии. Сейчас происходит так называемая «тихая когнитивная революция», которая мало кем замечена, кроме профессионалов. «Одной из причин такой незаметности является тот факт, что ее реализация лежит в сфере других, хорошо известных областей научной деятельности - информационных технологий (ИТ), прикладной математики, теории управления,

о

биотехнологий, психологии, философии и гносеологии»3. Другими словами, здесь речь идет о новом научном тренде в когнитивистике, в фо-

1

Вегнер Д., Уорд А. Как Интернет меняет наш мозг // В мире науки. 2014. № 2. С. 100.

2 Митчелл У. Дж. Я++: Человек, город, сети. М.: Strelka Press, 2012. С. 50.

3 Мусаев А., Шевчик А. Тихая когнитивная революция // Эксперт. 2016. № 4. С. 45.

кусе внимания которой находится решение задач познания посредством совокупности взаимосвязанных между собой традиционных и новейших технологий, нашедших применение в естественных, технических и социально-гуманитарных дисциплинах.

Исследования в сфере прикладной когнитивистики сейчас просто невозможны без прикладной математики и ИТ. Когнитивные технологии следует отнести к разряду информационных технологий, где значитель-

л

ную роль играет искусственная нейронная сеть1. И первая роль здесь должна принадлежать интеллектуальным информационным технологиям, особенно Интернету вещей с его Big Data и Fast Data, позволяющим обрабатывать колоссальные массивы информации. Уже сейчас искусственные нейронные сети переживают бурный расцвет благодаря подключению сначала мощных нано- и биотехнологий, а затем конвергентных нано-, био-, инфо-, когно- и социогуманитарных технологий, разрабатываемых в НИЦ «Курчатовский институт»2.

Необходимо принимать во внимание, в-третьих, такой важный социокультурный фактор, как революция в сознании человека, обусловленная Интернетом вещей и связанная с единым информационным «организмом» человечества. Эта революция вызвана к жизни идущими в обществе сложными процессами, обусловленными широким распространением смартфонов («умных» телефонов). Данный феномен был глубоко осмыслен западным философом Л. Флориди в ряде его монографий, одна из которых называется «The Fourth Revolution» и имеет подзаголовок «Как инфосфера перестраивает человеческую повседневность». В ней автор аргументированно показывает, «как развитие новых коммуникаций влияет на цивилизацию, причем революционно, меняя не

о

только образ действия, но и образ мышления человечества»3.

Согласно точке зрения Л. Флориди, в настоящее время жизненная среда человека и социума насыщена разнообразными умными устройствами и различными коммуникационными сетями, что превратило человечество в целостный информационный мегаорганизм, состоящий из отдельных информационных организмов - инфоргов, обитающих в инфосфере: «Подход Флориди интересен тем, что он позволяет системно оценить такие новые проявления, как мобильное и умное предприятие, мобильное и умное рабочее место, открывая возможность увидеть за частностями общее»4. Источниками этой начавшейся четвертой революции сознания, позволяющей осуществить перестройку в инфосфере, является ряд обстоятельств, согласно которому благодаря технологиям дополненной реальности, мобильности и контекстного компьютинга воз-

1

См.: Там же. С. 47.

См.: Демин В.А., Бурцев М.С. На пути к искусственному интеллекту // В мире науки. 2014. № 2. С. 48.

Черняк Л. Четвертая революция сознания // Открытые системы. 2014. № 2. С. 18.

4 Там же. С. 18-20.

никла возможность для автоматизации прежде недоступных рабочих мест и производственных процессов.

Не менее существенное социокультурное значение для понимания особенностей воздействия Интернета вещей на развитие сознания человека имеет, в-четвертых, концепция «умного» города, предполагающая осуществление на практике концепции Интернета вещей и концепции Industry 4.0. Эта концепция (smart city) начала разрабатываться и получила возможность осуществления на практике в начале XXI в. Данной проблеме была посвящена подборка статей в журнале Computer (IEEE Computer Societry, Vol. 44. № 6, 2011). Редактор журнала С. Хела-ла акцентирует внимание на развитии технологий энергосбережения и беспроводной связи, потому что это дало возможность на протяжении десяти лет разработать и реализовать прототипы интеллектуальных

пространственных систем, которые повышают качество жизни, улучшал

ют информирование людей о доступных ресурсах и окружающей среде1. Социальное значение такого рода прототипов пространственных систем заключается не только в создании «умных» городов, но и в создании новой индустрии.

Социальное значение умного города состоит в том, что он дает возможность решать множество достаточно сложных проблем, в целом оптимизировать функционирование городов, повышать их эффективность во всех отношениях, конкурентоспособность, а также осуществлять поиск новых путей борьбы с проблемами бедности, безработицы, ухудшения экологии, транспортных коллапсов, недостатка ресурсов и т.д.2 Существенным для понимания значимости умного города является то, что в нем используется Интернет вещей для эффективного управления и автоматизации многих процессов его жизнедеятельности как системы в реальном времени. Умные технологии смартфонов и Интернета вещей оказывают немалое воздействие на поведение современных людей практически во всех аспектах функционирования умного города, начиная сервисами электронного правительства и заканчивая прокладкой оптимальных маршрутов для автотранспорта при помощи систем типа Google maps или ГЛОНАСС. Поэтому вполне естественно, что самые продвинутые в социальном и технологических аспектах города «в последнее время стали развивать концепцию интеграции умных техно-

о

логий дальше»3. Таким образом, умный город будет развиваться и в дальнейшем, что открывает немалые возможности для развития сознания человека, прежде всего, в интеллектуальном плане.

Социокультурное значение воздействия Интернета вещей на сознание человека в условиях информационного общества вытекает, в-пятых, из парадигмы нелокальной связи индивидуального, локального сознания с нелокальным сознанием общества, обусловленной успехами

См.: Кузнецов С. Экологичная технология разумных городов // Открытые системы. 2011. № 6. С. 56.

2 Там же.

3 Там же. С. 16.

нейробиологии и квантовой физики. В данном случае речь идет об открытии в конце 1990-х гг. нейробиологом Дж. Риццолати (с коллегами) так называемых зеркальных нейронов, благодаря которым человек способен путем виртуального воспроизведения в своем мозгу тех или иных движений другого человека получить знание об этих движениях1. Затем во время хирургических операций был открыт другой тип зеркальных нейронов - сенсорные болевые нейроны («нейроны Ганди»), буквально стирающие границы между людьми; потом были обнаружены зеркальные нейроны осязания.

Открытие зеркальных нейронов имеет большое мировоззренческое, гносеологическое и практическое значение, поскольку оно показывает единство сознания всех людей2. В истории философской мысли давно сформулирована фундаментальная идея единства сознания всех людей, которая выражена при помощи концепции поля сознания (божественного сознания, мирового информационного поля и пр.). Таким образом, индивидуальное, локальное сознание человека взаимосвязано с нелокальным сознанием человечества, что выражено в новой интерпретации У. Митчеллом человека, завернутого в кокон интеллектуальных информационно-коммуникационных технологий или в концепции М. Хо-роста о связи человеческого разума и «разума» Интернета.

В пользу выдвинутого положения о взаимосвязи сознания человеческого индивида и нелокального поля сознания человечества свидетельствуют и открытия в области квантовой физики. Французский физик Н. Жизан в своей монографии «Квантовая случайность: Нелокальность, телепортация и другие квантовые чудеса» показывает, что мир представляет собой нелокальное целое, имеющее корреляцию с локальными вещами, которая представляет собой координацию между ними, но не

о

физическую коммуникацию3. Такого рода корреляция объясняется концепцией истинной, нелокальной квантовой случайности, когда одни и те же случайные события происходят в двух приборах, находящихся на значительном расстоянии. «Случайность сама по себе является удивительной концепцией, но здесь одно и то же случайное событие проявляет себя в двух точках, разделенных значительным расстоянием»4. Исследование явления квантовой случайности приводит к выводу, что природа мира является нелокальной, т.е. существует непосредственная зависимость между удаленными событиями. Нелокальность значительно расширяет концептуальный инструментарий, необходимый для выяснения и понимания механизмов природы, в том числе и механизмов взаимосвязи локального мозга как субстрата сознания человека и нело-

1

Рамачандран В. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. М., 2014. С. 146.

2 Там же. С. 150.

3

См.: Жизан Н. Квантовая случайность: Нелокальность, телепортация и другие квантовые чудеса. М.: Альпина нон-фикшин, 2016. 202 с.

4 Там же. С. 73.

кального сознания человечества, на чем и основано функционирование Интернета в его версиях в качестве носителя всемирного разума.

Наконец, важным социокультурным фактором, определяющим специфику воздействия Интернета вещей на человеческое сознание, является, в-шестых, модель глобального информационного пространства как единства Интернета и Всемирной паутины WWW, представляющего собою киберфизическую систему. Особенность этой киберфизи-ческой реальности состоит в том, что слияние WWW с физическим миром приведет к фундаментальным изменениям в Интернете вещей и Паутине вещей и в принципах их взаимодействия с киберфизической системой1. Это связано с эволюцией Интернета, выводящей на первый план Интернет вещей и Всемирную наносеть. В совокупности с другими высокими технологиями (био-, когно- и социальными технологиями) это будет способствовать формированию нового человека, обладающего иным типом сознания.

Механиков В.Е., Поликарпова Е.В. Социокультурные факторы воздействия Интернета вещей на сознание человека. В статье рассматриваются социокультурные факторы, определяющие особенности воздействия Интернета вещей на сознание человека современного информационного общества. В качестве таковых выступают: глобальное информационное пространство Интернета; когнитивная революция; «умный» город; нелокальная связь локального индивидуального сознания с сознанием общества; включенность человека в гигантскую глобальную информационную сеть и опосредованность его взаимодействия с природным и социальным миром информационными технологиями.

Ключевые слова: Интернет вещей, информационное общество, человек, сознание, социокультурный фактор, информационные технологии.

Mechanikov V.E., Polikarpova E.V. Sociocultural factors of influence the Internet of Things on the human consciousness. The article deals with the sociocultural factors that determine the features of impact of the Internet of things on the human consciousness in the modern information society. These include the following: global information space of the Internet; cognitive revolution; "smart" city; nonlocal connection of local individual consciousness with social consciousness; human involvement in global information network and mediation of its interaction with the natural and social world by information technologies.

Keywords: Internet of Things, information society, man, conscious. sociocultural factor, information technologies.

1 См. Тыренко А. Будущее WWW: становление киберфизической реальности // Открытые системы. 2015. № 3. С. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.