Научная статья на тему 'Активизация малого предпринимательства как фактор повышения уровня экономической безопасности'

Активизация малого предпринимательства как фактор повышения уровня экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Микадзе Сергей Юрьевич

The article examines the developmental trends in Russian small business in the modern environment. By providing the structural analysis of the small business system, the author shows that the dominant part in this sphere belongs to retail companies. The article describes the specifics of state support of small business in retail as a factor of economic security of the country in the context of the crisis

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация малого предпринимательства как фактор повышения уровня экономической безопасности»

С. Ю. МИКАДЗЕ*

Сергей Юрьевич Микадзе — соискатель кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем СПбГУЭФ.

Закончил Военно-дипломатическую академию в 1987 г.

Начальник Административно-кадрового управления СПбГУЭФ.

Область научной специализации: макроэкономика (организация государственного регулирования национальной экономики, государственная антимонопольная политика, обеспечение экономической безопасности страны).

^ ^ ^

АКТИВИЗАЦИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ**

Малые предприятия в современном мире выполняют миссию форпоста предпринимательства, поскольку логика их экономического поведения носит инновационный характер, а простота их управленческого аппарата создает объективные предпосылки для оперативного реагирования даже на незначительные изменения внешней среды. Кроме того, они играют важную роль в обеспечении занятости населения, что весьма важно с позиции обеспечения экономической безопасности страны [1].

В Российской Федерации в последние годы наметилась отчетливая тенденция роста числа малых предприятий, что, безусловно, следует расценивать как положительный симптом развития национальной экономики. Однако численность занятых на них людей, по данным Федеральной службы государственной статистики, несколько превышает 10 % от общего числа занятых. При этом вклад малых предприятий в ВВП крайне незначителен. Практически половина общего числа малых предприятий принадлежит к отрасли оптовой и розничной торговли, причем последняя является для них наиболее привлекательной. Обращает на себя внимание крайне неоднородная территориальная концентрация субъектов малого предпринимательства. В частности, наибольшая концентрация малых предприятий наблюдается в Москве, их оборот в удельном исчислении превышает 45 %. Следует заметить, что согласно Концепции национальной безопасности это обстоятельство трактуется как одна из угроз [2].

Чтобы прояснить ситуацию, в которой находятся малые предприятия розничной торговли, следует более детально остановиться на вопросе их отраслевой специфики.

Оборот розничной торговли в последние годы демонстрирует усиленный рост. В частности, на душу населения в настоящее время он составляет более 60 тыс. руб. Существует, по крайней мере, две причины этого феномена.

Первый из них определяется тем, что до мирового финансового кризиса в России, вследствие благоприятной конъюнктуры на сырьевых рынках, сложились объективные условия для интенсификации роста ВВП и, соответственно, общего роста благосостояния населения. В частности, здесь уместно отметить тенденцию роста социальных выплат государством, что не могло положительно не сказаться на увеличении объемов потребления домохозяйствами.

Вторая причина по своему характеру требует более сложной экономической интерпретации, фабулу которой составляет логика потребления в странах с развитий рыночной экономикой. Банковская система потребительского кредитования в последние годы своей политикой, по сути, провоцировала, в том числе, бедные слои населения к безудержному росту объемов потребления, не подкрепленного адекватными денежными доходами. Такой подход не только не способствовал совершенствованию рыночных отношений в сфере розничной торговли, но и породил совершенно новый феномен «кредитного закабаления» значительного числа российских граждан. Подобная ситуация также обостряет социальную ситуацию в обществе, что негативно отражается на обеспечении условий национальной безопасности. Важно отметить, что данное явление не отражает какой-то особой российской специфики. Многие страны с развитой рыночной экономикой прошли этот этап. Своими корнями это явление предопределяется особенностями развития общества потребления. Подобную ситуацию Ж. Бодрийяр характеризует как «принуждение к наслаждению» [3]. В соответствии с этим подходом для потребителя, для современного гражданина не стоит вопрос о том, чтобы освободиться от этого принуждения к счастью и удовольствию, которое в новой этике является эквивалентом традиционного принуждения к труду и производству. Современный человек все менее проводит свою жизнь в труде на производстве, а все более — в непрерывном обновлении своих собственных потребностей и своего благосостояния. Таким образом,

** © С. Ю. Микадзе, 2009

Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора А. Н. Петрова.

человек должен постоянно заботиться о мобилизации всех своих возможностей, потребительских способностей. Если этого не происходит, то его искусственно принуждают к продолжению потребления, которое выходит за рациональные рамки как вещественного, так и финансового характера. К стратегиям подобного принуждения относятся механизмы:

— маркетинговых и рекламных мероприятий, фабулу которых составляет навязывание товара потребителю любой ценой;

— потребительского кредитования: а) под видом денежной поддержки, создающей легкий доступ к изобилию, гедонистической ментальности; б) в форме дисциплинарного процесса вымогательства сбережений и регулирования спроса.

Результаты анализа состояния отрасли розничной торговли в России позволяют сделать вывод о проявлении в последние годы следующих тенденций:

— рост управленческих расходов предприятий розничной торговли;

— недостаточная интенсивность обновления основных фондов предприятий отрасли;

— высокий удельный вес импортных товаров в структуре розничной торговли;

— непропорциональная структура оборотных средств предприятий розничной торговли;

— интенсивное развертывание розничных торговых сетей.

Возрастание расходов предприятий на управленческие цели во многом объясняется тем, что среди них стали преобладать затраты на оплату услуг сторонних организаций. По данным Федеральной службы государственной статистики удельный вес убыточных предприятий оптовой и розничной торговли ниже 30 %, что в целом значительно меньше, чем в других отраслях экономики. Однако при этом рентабельность проданных товаров и активов более чем в 3 раза ниже среднего показателя национальной экономики. Эта ситуация в целом характеризуется широким применением российскими предприятиями практики аутсорсинга, что в целом является положительным фактором, парадокс же заключается в том, что реализация принципов аутсорсинга должна сопровождаться снижением расходов предприятия. По-видимому, причиной сложившейся ситуации является отсутствие требуемой институциональной среды, а также недостаточная управленческая квалификация руководителей малых предприятий розничной торговли. Нельзя не отметить, что объективной предпосылкой для аутсорсинговых шагов этих предприятий является реальная физическая неспособность выполнять не свойственные им бизнес-процессы, которой обладают крупные и средние предприятия. Таким образом, тенденция роста управленческих издержек розничной торговли представляет собой один из симптомов угрозы, ограничивающей развитие малого предпринимательства в частности и экономики страны в целом [4].

Отрицательным симптомом следует считать то, что в структуре товарных ресурсов для обеспечения оборота розничной торговли происходит сдвиг в пользу поступлений по импорту. Между тем в условиях мирового кризиса многие страны используют политику преимущественного потребления товаров национальных производителей. Если в докризисной ситуации перед Россией стояла проблема определения паритета потребления национальных и зарубежных товаров, актуальность которой придавала ожидаемое вступление страны в ВТО, то сегодня возникает необходимость учета при решении этой проблемы указанного аспекта.

Анализ показателей платежеспособности и финансовой устойчивости оптовой и розничной торговли четко показывает, что предприятия как оптовой, так и розничной торговли испытывали дефицит собственных оборотных средств. Обращает на себя внимание, что в их структуре доминируют краткосрочные вложения. Это положение свидетельствует о неустойчивом характере ресурсного обеспечения деятельности малых предприятий розничной торговли.

По данным Федеральной службы государственной статистики среди факторов, ограничивающих деловую активность предприятий розничной торговли, следует выделить (в порядке убывания значимости) такие: 1 — недостаточный платежеспособный спрос; 2 — высокий уровень налогов; 3 — недостаток собственных финансовых средств; 4 — высокая арендная плата; 5 — высокие транспортные расходы; 6 — высокий процент коммерческого кредита; 7 — недостаточный ассортимент; 8 — недостаток торговых, складских помещений. Эти обстоятельства во многом обусловливают ценовой характер конкуренции в этой отрасли [5].

Одним из самых быстро растущих сегментов отрасли розничной торговли является сетевая розничная торговля товарами массового спроса, которая имеет разные форматы. Доля этого сегмента в крупных городах достигла 50 %, причем тенденции его развития являются определяющими для всей отрасли.

Сетевая розничная торговля сегодня находится на стадии консолидации, обусловленной следующими тенденциями: приближение покупательского спроса к своему пределу; повышение требований покупателей к их обслуживанию; обострение конкуренции между розничными торговыми сетями; дефицит коммерческих площадей и др.

В качестве отдельного фактора здесь необходимо выделить развертывание в России зарубежных розничных торговых сетей, которые внедряют новые технологии и стандарты. Стратегические перспективы развития отечественных розничных торговых сетей связаны с их объединением, региональной экспансией и расширением на основе слияний и поглощений. Реализация этих направлений предусматривает ряд мер, к числу которых относятся: оптимизация ассортимента, продвижение товаров под товарным знаком сети, концентрация на издержках

и др. Торговые сети динамично развиваются. В последние годы оборот розничной торговли по торговым сетям превысил в среднем по Российской Федерации 20 % от всего оборота розничной торговли торгующих организаций. В 25 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур превышала среднероссийский уровень. Аналогичный показатель по Москве составил более 20 %, а по Санкт-Петербургу — 50 %.

Торговые сети, проводя жесткую ассортиментную политику в отношении поставщиков, методом отбора стараются ограничить их перечень. Это приводит к «вымыванию» из состава поставщиков в первую очередь предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу, сети гипермаркетов размещают заказы на все меньшем количестве поставщиков — производителей, ограничивают их круг теми предприятиями, с которыми имеют длительные и проверенные хозяйственные связи.

На первом этапе («Захват нового рынка») сетевые супермаркеты за счет низких розничных цен перераспределяют платежеспособный спрос населения в свою пользу, приучают покупателей к сети. Это приводит к уходу с рынка конкурентов, закрытию магазинов, незаметному на фоне внимания к открытию новых супермаркетов. При этом убыточные цены могут компенсироваться доходами сети на других рынках, где ее положение уже закреплено.

Основой стратегии розничных сетей на втором этапе («Подчинение местного производства») становится экономия затрат за счет возможности давления на местных поставщиков, отказа от их поставок (сети приводят за собой на новые рынки производителей, с которыми уже налажено сотрудничество), снижения отпускных цен или навязывания невыгодных условий договора. Сети начинают использовать собственные торговые марки.

На третьем этапе («Монополизация рынка») сети, используя доминирующее положение на рынке, повышают розничные цены. Таким образом, следует сделать вывод, что сегодня особую актуальность приобретает реорганизация розничных торговых систем, в результате которой роль их распределительных центров будет усиливаться.

Необходимо выделить следующие проблемы развития отечественных малых предприятий, решение которых требует участия государства: несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства; неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (например, в форме кредитных союзов, общества взаимного страхования и др.); организационные проблемы взаимодействия малых предприятий с государственными структурами; административные барьеры на пути развития малых предприятий.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что малый сектор российской экономики достаточно длительное время не может занять той позиции, которая диктуется логикой малого предпринимательства в странах с развитой экономикой.

Это обстоятельство следует считать одной из существенных угроз экономической безопасности страны, нейтрализация которой требует усиления государственной поддержки отечественного малого бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. 896 с.

2. Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300.

3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. М.: Республика; Культурная революция, 2006. 269 с.

4. Экономическая безопасность. Энциклопедия. М.: Изд. дом «Правовое просвещение», 2001. 512 с.

5. Терещенко К. А. Основы розничной торговли: международный опыт в практических решениях. М.: ООО «Издательство Жигульского», ООО «Русское профессиональное издательство», 2007. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.