Научная статья на тему 'Актуальные вопросы эффективной организации бизнеса в розничной торговле'

Актуальные вопросы эффективной организации бизнеса в розничной торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL TRADE / БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ / BUSINESS STRUCTURES / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Ирина Сергеевна

В статье рассмотрены современные формы организации деятельности в сфере розничной торговли и проблемы формирования конкурентной предпринимательской среды на потребительском рынке. Особое внимание уделено преимуществам и недостаткам развития агрегированных бизнес-структур в розничной торговле и описан механизм их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the current forms of work organization in retail trade and problems of shaping competitive entrepreneurial environment on consumer market. Special attention is paid at advantages and disadvantages of developing aggregated business structures in retail trade and the mechanism of its functioning was described.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы эффективной организации бизнеса в розничной торговле»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И МАЛЫЙ БИЗНЕС

И. С. Лебедева

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

В статье рассмотрены современные формы организации деятельности в сфере розничной торговли и проблемы формирования конкурентной предпринимательской среды на потребительском рынке. Особое внимание уделено преимуществам и недостаткам развития агрегированных бизнес-структур в розничной торговле и описан механизм их функционирования.

Ключевые слова и словосочетания: розничная торговля, бизнес-структуры, государственное регулирование.

Розничная торговля как сфера экономической деятельности представляет собой организованный обмен произведенный продуктов на соответствующий эквивалент между продавцом и непосредственным потребителем. Розничные торговые организации опосредуют взаимодействие и взаимосвязи участников производства, распределения, собственно обмена и потребления. По большому счету, во всех экономических системах, за исключением абсолютно натурального хозяйствования, розничная торговля выступает незаменимым механизмом, обеспечивающим цикличность общественного воспроизводства.

Безусловно, от немого обмена продуктами звероловства, бортничества, земледелия, зарождающихся ремесел до виртуальных торговых залов в коммуникационных сетях формы, способы, методы и инструменты розничного торгового предпринимательства претерпели значительные эволюционные преобразования. Однако содержание деятельности в этой сфере по существу остается неизменным на протяжении тысячелетий: целенаправленное, рациональное (т. е. на основе сопоставления затрат и выгод) осуществление операций по закупке и продаже товаров и организация коммуникации между потребителем и продавцом.

Для торгового предпринимательства, по сравнению с производственными отраслями, характерны относительные легкость копирования технологий и простота технологической обработки материальных потоков. Привлекательность торгового бизнеса повышается и за счет относительно меньшей потребности в инвестициях при более широких возможностях ассортиментной диверсификации, что существенно отражается на уровне риска. Все это делает розничную торговлю благоприят-

ной средой развития предпринимательской инициативы и, следовательно, обостряет конкуренцию «входа» в бизнес.

Современная крупная розничная торговая компания, устойчивая к конкурентному и рейдерскому давлению, должна отвечать ряду требований:

- обладать гибкой структурой, способной, во-первых, поддерживать жизненно важные управленческие функции в кризисных ситуациях, а во-вторых, обеспечивать снижение риска отчуждения стратегически важных активов;

- сочетать преимущества вертикальной и горизонтальной интеграции с консолидацией массы прибыли у ограниченного круга организаторов бизнеса;

- выступать привлекательным объектом инвестирования для внешних инвесторов;

- осуществлять эффективное инвестирование торгового капитала в приоритетные бизнес-проекты;

- обладать потенциалом расширения территории розничной торговой деятельности и инструментами интеграции в региональную инфраструктуру;

- внедрять инновационные информационные технологии в тор-гово-технологический процесс.

Очевидно, что соответствие указанным условиям требует особых форм организации бизнеса. Отдельная организация, имеющая правовой статус юридического лица, т. е. имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом (ст. 48 ГК РФ), на сегодняшний день не готова сочетать такие весьма разнонаправленные функции. Альтернативой организации - юридическому лицу выступает бизнес-структура, представляющая собой совокупность взаимосвязанных и (или) взаимозависимых организаций, генерирующих в торговых организациях основную массу доходов, которые далее перераспределяются между неторговыми организациями и обеспечивают функционирование всей бизнес-структуры в целом.

Что отличает бизнес-структуры от традиционных организаций розничной торговли? Во-первых, цель функционирования: эффективное инвестирование капитала, накопленного в сфере розничной торговли. Во-вторых, критерием эффективности деятельности организаций розничной торговли, входящих в состав бизнес-структуры, выступает не рентабельность текущей торговой деятельности, а эффективность перераспределения денежных потоков и инвестиционной деятельности, осуществляемой в контурах бизнес-структуры.

В настоящее время во всех случаях, когда речь идет о формировании и функционировании коммерческих образований в виде группы так или иначе связанных бизнес-единиц, большинством специалистов употребляется термин «интеграция» и соответствующая группа родственных определений: «интегрированный», «интеграционный» и др. Однако термин «интеграция» (а следовательно, и «интегрированный») легитимен лишь в отношении тех структур, в формировании которых имел место сам процесс объединения независимых субъектов, и этот термин некорректно применять вне контекста генезиса бизнес-структуры.

Объединения организаций, изначально сформированные, функционирующие и развивающиеся на основе долевого участия одних организаций в капитале других, нуждаются в самостоятельном определении. В этом случае возможно использовать биологическое понятие «агрегация», означающее принцип построения клеток путем их слипания в многоклеточное образование - агрегат.

Тогда в соответствии с генезисом предпринимательского объединения можно выделить интегрированные и агрегированные бизнес-структуры розничной торговли.

Понятие «интеграция» указывает на объединение взаимодействия хозяйствующих субъектов, развитие связей между ними с целью получения определенных преимуществ каждым от объединенной деятельности. Участники интегрированной бизнес-структуры взаимосвязаны, но не взаимозависимы, а их интересы сбалансированы. Напротив, отношения участников агрегированной структуры носят характер взаимозависимости. При этом властные отношения управления исключают равенство участников (организаций) и смещают баланс их интересов в сторону управляющего субъекта.

Взаимозависимые отношения между организациями возникают на основании непосредственного или косвенного участия одной организации в капитале другой. Для определения типа бизнес-структуры и ее конфигурации предлагается квалифицировать степень участия одних организаций в капитале других.

Консолидированная агрегированная бизнес-структура розничной торговли - совокупность организаций, взаимозависимых на основании прямого или косвенного преобладающего участия конечной холдинговой организации в капитале группы дочерних, генерирующих основную массу доходов в сфере розничной торговли.

Корпоративная агрегированная бизнес-структура розничной торговли - совокупность организаций, взаимозависимых на основе прямого или косвенного долевого участия нескольких управляющих

организаций в капитале группы зависимых организаций, генерирующих основную массу доходов в сфере розничной торговли.

Организации, входящие в состав агрегированной бизнес-структуры, формируют отдельные функциональные блоки: непосредственно розничных торговых организаций; логистических организаций; организаций, специализирующих свою деятельность на операциях с коммерческой недвижимостью (операторов недвижимости); организаций, обладающих правами на средства индивидуализации (товарные знаки, торговые марки); финансовых организаций и, наконец, блок организаций, выполняющих функции центров управления и координации деятельности бизнес-структуры как единой системы.

Доходы, полученные организациями розничной торговли, аккумулируют организации финансового блока, которые в свою очередь распределяют их по приоритетным для организаторов консолидированного бизнеса направлениям. Блок организаций розничной торговли является платформой, генерирующей потоки доходов, которые обеспечивают деятельность организаций блоков «надстройки» и финансовые интересы организаторов бизнеса. Распределение доходов от розничной торговли в контурах бизнес-структуры происходит посредством цепей трансфертных договоров, заключенных между организациями бизнес-структуры: договоров аренды недвижимого имущества и торгового оборудования, предоставления логистических, сервисных, бухгалтерских и консалтинговых услуг, договоров коммерческой концессии и др. При этом выплата дивидендов в адрес организаций-учредителей (так называемых холдинговых компаний) выступает, как правило, вторичным каналом движения финансовых средств группы. Анализ официальной отчетности некоторых российских агрегированных консолидированных бизнес-структур показал, что расходы торговых операторов, в том числе и по трансфертным договорам, превышают величину полученной прибыли, делая деятельность блока организаций розничной торговли убыточной и соответственно исключая возможность выплаты дивидендов. Приведенная схема маршрутизации финансовых потоков является принципиальной основой организации предпринимательской деятельности посредством создания и развития агрегированных бизнес-структур в розничной торговле.

В настоящее время в розничной торговле России получили развитие такие агрегированные консолидированные бизнес-структуры, как ГК «X5 Retail Group» (консолидированная бизнес-структура, в состав которой входят организации, осуществляющие розничную торговлю через торговые сети под марками «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), ГК «Виктория» (консолидированная бизнес-структура, в состав

которой входят организации, осуществляющие торговую деятельность через торговую сеть под маркой «Магнит») и др.

Разветвленные агрегированные коммерческие группы в силу консолидации финансовых, технологических и территориальных ресурсов непосредственно влияют на формирование среды розничного торгового предпринимательства, в определенной степени ограничивая свободу рыночной конкуренции. Более того, крупные бизнес-структуры розничной торговли в значительной мере определяют поведение остальных (если не всех) субъектов торговой деятельности:

- во-первых, за счет манипулирования объемами закупок и уровнем кредиторской задолженности они получают возможность навязывать свои условия производителям и (или) поставщикам товаров;

- во-вторых, за счет доминирующего положения на значительной по охвату территории и высокой плотности размещения на этой территории торговых объектов они формируют структуру потребительского спроса и влияют на установление уровня цен в одностороннем порядке;

- в-третьих, за счет значительных финансовых и так называемых административных ресурсов они осуществляют лоббирование собственных интересов на законодательном уровне при разработке и реализации политики в области государственного регулирования торговой деятельности.

Стремление участников розничного бизнеса оградить поле своей деятельности от новых конкурентов носит характер закономерности и проявляется, во-первых, в развитии процессов интеграции и концентрации, а во-вторых, в лоббировании своих интересов на уровне государственного регулирования. Доказательством тому служит не только современная практика торговли, но и ряд исторических фактов. Так, в эпоху Древней Руси и Московского государства к розничному обороту не допускались иностранные предприниматели, а отечественные купцы для усиления своих позиций на рынке создавали торговые объединения - складничества, выкупали в потомственное владение подавляющее количество торговых помещений - лавок. Крестьянское население России не имело возможности легально участвовать в розничной торговле вплоть до 1824 г. В ответ на установленные ограничения развивались разнообразные нелегитимные схемы организации торгового дела иностранцами и крестьянами от купеческого имени. Лишь на рубеже XIX-XX вв. последовательной политикой государства в сфере регулирования внутренней торговли была сформирована четкая иерархическая структура, определяющая порядок участия граждан в торговле и границы расширения дела. Благодаря дифференцированной системе налогообложения в зависимости от размеров авансированного капитала, количества и площади торговых и складочных (складских) помещений,

уровня экономического развития региона деятельности качественно разные представители торгового предпринимательства Российской империи получили возможность конкурировать.

В настоящее время в России государство фактически создает равные условия ведения бизнеса и для независимых коммерческих организаций, и для групп компаний. В результате существования на рынке агрегированных форм крупного бизнеса и расширения масштабов их деятельности создаются препятствия сбалансированному развитию розничной торговли как отрасли национальной экономики в целом, так и конкурентной предпринимательской среды в частности.

Для государства агрегированная бизнес-структура как таковая не выступает ни субъектом розничной торговой деятельности, ни объектом регулирования и контроля. Разветвленные бизнес-структуры в розничной торговле характеризуются низкой транспарентностью, что в условиях рынка снижает эффективность государственного управления в сфере обращения, результативность регулирования торговой деятельности, а также значительно уменьшает степень защищенности интересов конечного потребителя.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», вступивший в силу 1 февраля 2010 г., не учитывает разнообразие правового положения субъектов, различие форматов торговый предприятий, особенности их территориального расположения, не принимает во внимание организационно-финансовой специфики деятельности субъектов торговой деятельности.

В российском законодательстве не существует специальных норм, самостоятельно регулирующих деятельность агрегированных бизнес-структур. Вместе с тем государство оказывает косвенное экономическое и организационное воздействие на деятельность бизнес-структур холдингового типа посредством инструментов налоговой политики и ряда норм гражданского законодательства, касающихся дочерних и зависимых хозяйственных обществ.

При лояльной позиции России к правовому регулированию хол-динговыгс структур, аналогичной с подходом таких стран, как США, Великобритания, наше государство отличается мягкостью в применении налоговых инструментов и отсутствием системы детального контроля финансовых потоков между участниками консолидированных, в том числе холдинговых, бизнес-структур.

В отсутствии эффективного правового регулирования деятельности бизнес-структур в целом и холдинговых структур в частности на национальном уровне и ведения российским государством достаточно мягкой налоговой политики по отношению к холдингам с иностранным

элементом соответствующие бизнес-структуры розничной торговли и в конечном счете бенефициары получают заведомо неоправданные преимущества по сравнению с традиционно организованным розничным торговым бизнесом.

Безусловно, законодательство должно наделить агрегированные бизнес-структуры розничной торговли самостоятельным статусом. Цель уточнения правового положения такой бизнес-структуры - создание возможностей для внешнего контроля за деятельностью группы взаимосвязанных организаций как единого комплекса, а также установление ответственности по обязательствам любого участника бизнес-структуры за счет всех ее консолидированныгс активов.

Фактическая правовая среда, в которой формируются агрегированные бизнес-структуры розничной торговли в России, создает предпосылки минимизации рисков и ответственности ее организаторов перед всеми группами контрагентов за счет следующих обстоятельств:

- элементами бизнес-структуры являются отдельные юридические лица, а юридические лица в России - это прежде всего «способ исключения или уменьшения риска участия в имущественных отношени-ях»1. Осуществление деятельности через группу связанных организаций (юридических лиц) позволяет добиться синергетического эффекта не только в экономических результатах, но и в вопросах снижения ответственности;

- основные (головные) организации бизнес-структур, имеющие право определять решения дочерних, являются, как правило, нерезидентами РФ. Они регистрируются на территории зарубежный специальных экономических зон (офшоров), что позволяет снижать бремя налоговых обязательств, выводить из-под государственного контроля финансовые потоки, затрудняет возложение на основную организацию солидарной ответственности по сделкам дочерней, совершенным во исполнение обязательных указаний основной организации, и субсидиарной ответственности в случае несостоятельности (банкротства) дочерней организации.

Предметом государственного регулирования функционирования агрегированных бизнес-структур розничной торговли должно выступать не правовое положение участников этой структуры как таковое, а характер связей, объединяющих их в группу, определяющих маршрутизацию финансовых потоков, механизмы распыления активов и в конечном счете обусловливающих минимизацию ответственности и рисков розничной торговой деятельности. Для этого необходимо ужесточить

1 Суханов Е. А. Опасные юридические лица [Электронный ресурс] // http://www.gazeta-уип8^/агйс1е.рЬр?1=326

меры налогового администрирования, применяемые к бизнес-структурам холдингового типа, в том числе с иностранным участием.

Следует предусмотреть дополнительные меры защиты законных прав и интересов потребителей, которые становятся контрагентами торговых организаций, входящих в состав агрегированных бизнес-групп, возложив солидарную имущественную ответственность за вред, причиненный потребителю, на всех участников бизнес-структуры.

Последовательная политика государства в сфере регулирования деятельности участников розничной торговли, основанная на дифференцированном комплексном подходе, позволит качественно различным формам бизнеса успешно развиваться и аккумулировать торговый капитал для инвестирования инновационных проектов производственной сферы, обеспечивая конкурентоспособность российской продукции на внутреннем рынке и в мировом сообществе.

Список литературы

1. Брагин Л. А., Иванов Г. Г., Стукалова И. Б. Розничная торговля: современные тенденции и перспективы развития. - М. : ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2009.

2. Годовой отчет ГК «X5 Retail Group» [Электронный ресурс] // http://www.x5.ru/report/

3. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

4. Королева С. И. Торговое сословие России. - М., 1998.

5. Кулишер И. М. История русской торговли и промышленности / сост. А. В. Куряев. - Челябинск : Социум, 2003.

6. Предпринимательское право России : учебник / В. С. Белых, Г. Э. Берсункаев, С. И. Винниченко и др.; отв. ред. В. С. Белых. - М. : Проспект, 2010.

7. Суханов Е. А. Опасные юридические лица [Электронный ресурс] // http://www.gazeta-yurist.ru/article.php?i=326

8. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

9. Шиткина И. С. Основания установления холдинговых отношений // Предпринимательское право. - 2005. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.