Научная статья на тему 'Этапы развития региональной торговли в условиях кризиса'

Этапы развития региональной торговли в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ ЛОГИСТИКА / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храмцова Елена Романовна

На примере Самарской области исследуются три этапа развития кризиса, его проявления и последствия в региональной розничной торговле. Кризис рассматривается как катализатор процесса формирования логистической системы региональной торговли. Выявляются закономерности и факторы данного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On an example of the Samara region three stages of development of crisis, its display and a consequence in regional retail trade are investigated. Crisis is considered as the catalyst of process of formation of logistical system of regional trade. Laws and factors of the given process come to light

Текст научной работы на тему «Этапы развития региональной торговли в условиях кризиса»

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2009. Экономические науки

УДК 339(075.8)

Зталы развития региональной

Торговые процессы, протекая во времени, всегда неразрывно связаны с определенной территорией, с определенным пространством. В этой связи формирование эффективной пространственной структуры отечественной торговли, устойчивого развития и взаимодействия регионов, как отдельных составляющих ее элементов, приобретает актуальность и становится предметом особого внимания как федеральных и региональных государственных органов власти, самих участников торговых процессов, так и ученых.

Своевременность и значимость данных вопросов определяются отсутствием в настоящее время стройной системы организации розничной торговли России и составляющих ее подсистем региональной торговли.

Отказ от административно-плановых основ ее организации и переход на чисто рыночные принципы функционирования привел к росту совокупных запасов региональных потребительских рынков, их дублированию, а, следовательно, увеличению суммарных затрат на формирование ресурсов региональной торговли. В рыночной системе хозяйствования деятельность различных участников торговых процессов характеризуется слабой согласованностью, разобщенностью, а зачастую просто хаотичностью. В условиях финансово-экономического кризиса проблемы развития региональной розничной торговли все более обостряются. Для их преодоления необходим инновационно-системный подход к организации торговли в регионе.

Современный кризис, развернувшийся во всех областях и сферах деятельности, может стать одним из наиболее значимых этапов формирования и становления региональных систем розничной торговли.

Относительно региональной торговли традиционно использовалось понятие торгово-розничная сеть региона, области, города, района. Однако к настоящему времени это понятие несколько изменилось. В соответствии с ГОСТом торговая сеть это совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением [1, с. 6]. Сегодня под этим термином чаще понимают торговую организацию с сетевым принципом построения и единым управлением.

Храмцова Е.Р. торговли в условиях кризиса

Большая часть функционирующих в торговле сетей являются в то же время системами, ибо отвечают всем системообразующим признакам. Важнейшим из них является "наличие у системы интегративных качеств, т.е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ее элементам в отдельности". [2, с. 86].

Торговые сети существуют в виде международных, национальных, а также региональных. В данном случае видовая группировка определяется территориальной принадлежностью входящих в сеть предприятий. То есть первичным признаком региональной торгово-розничной сети является принадлежность предприятий к единой сетевой структуре, а вторичным - регион, как масштаб деятельности данных предприятий.

Исследуя торгово-розничную сеть региона, мы в качестве первичного признака используем место нахождения предприятий на территории региона и как следствие констатируем их принадлежность данной сети.

Из сказанного следует, что в первом случае региональная торгово-розничная сеть, являясь в то же время системой, обладает всеми преимуществами данной организационной структуры, облегчающими выживание в условиях кризиса, обеспечивающими при необходимости оперативное перераспределение кризисных проявлений и проблем внутри нее. Во втором варианте, региональная торгово-розничная сеть, или, точнее, торгово-розничная сеть региона, такими преимуществами не обладает. И являясь абсолютно независимым, самостоятельным каждое предприятие в одиночку противостоит кризису. Наиболее реальной основой объединения усилий участников регионального торгового бизнеса выступает логистика..

Как известно, одной из причин прихода логистики из традиционных сфер применения - военного дела и математики, в экономику явился энергетический кризис 70-х годов прошлого века. Совершенно естественно кризисная ситуация сегодняшнего дня становится толчком для некоего сжатия экономического организма страны и каждого отдельного региона в частности. При чем, для того, чтобы происходило именно сжатие, а не разрушение и разорение, данный процесс должен основываться на принципах логистики, прида-

ющих системе важнейшие свойства гибкости и адаптивности. В условиях дефицита ресурсов (в исходной точке, финансовых, а в последствии и материальных) их целевое расходование, ликвидация всевозможных потерь на всех этапах продвижения становится важнейшей задачей.

Использование логистики в организации регионального ритейла, хотя и представляет собой новое направление развития, в то же время имеет достаточно глубокие историко-экономические корни.

Переход отечественной экономики от административно-плановых к рыночным принципам организации хозяйствования разрушил существовавшую ранее систему государственной торговли. Процесс формирования новых рыночных систем региональной торговли продолжается второе десятилетие, преодолел уже несколько, очевидно наиболее трудных этапов, и сегодня еще далек от завершения.

Основы торговой логистики зарождались в дореформенный период, когда торговая система страны включала территориальные подсистемы, с их главными участниками - торговыми объединениями и торгами, организующими товародвижение на региональном уровне. Зачатки будущей торговой логистики просматриваются в стремлении интегрировать отдельные этапы товародвижения, объединить разрозненные информационные потоки в региональной торговле, выработать единую стратегию управления потоковыми процессами. Торги и торговые объединения являлись попыткой практической реализации системного подхода в организации доведения товаров до конечных потребителей.

С переходом национальной экономики на рыночные методы хозяйствования торговая логистика на региональном уровне продолжала развиваться благодаря приходу и широкому распространению международных стандартов ведения торгового бизнеса, в основном в крупных современных форматах розничной торговли: торговых центрах и торгово-розничных сетях.

Однако еще более значимой роль логистики становится в условиях разворачивающегося кризиса. Снижение платежеспособного спроса населения, замедление оборачиваемости, проблемы финансирования и кредитования торгового бизнеса вынуждают снижать затраты на продвижение товаров, содержание запасов, развертывание розничных сетей. Эти задачи недостаточно решать в рамках отдельных предприятий торговли. Необходимо осваивать инс-

трументы торговой логистики на региональном уровне, стремясь поддержать региональный потребительский рынок, сохранить торговую инфраструктуру, оптимизировать торгово-роз-ничную сеть региона. И, как это ни парадоксально, именно во время кризиса резко возрастает мотивация для создания современной системы региональной торговли.

На рисунке с помощью традиционной схемы причинно-следственных связей наглядно отражены основные слагаемые процесса формирования торговой системы региона. Их роль неравнозначна, в связи с чем, на схеме выделены четыре уровня участия.

Выделенные уровни соответственно представляют направляющие, обеспечивающие (поддерживающие), движущие (толкающие) и ускоряющие (объединяющие) силы.

К направляющим - логично отнести состояние региональной экономики и организацию регулирования торговли региона. Состояние экономики, инфраструктуры и торговой сети региона, обозначая уже достигнутый уровень развития, определяет его дальнейшее направление.

Существующая организация регулирования и управления торговлей в масштабах территории, с помощью программных форм регулирования (концепций, стратегий, перспективных планов) и оперативно-тактических мер и воздействий, способна направлять, координировать и корректировать процесс создания современной системы региональной торговли. Характер и успех этой работы во многом зависит от прогрессивности руководства, его отношения ко всему спектру современных новаций в торговле.

В ряду обеспечивающих, или поддерживающих сил важнейшими должны стать профессиональные кадры и информация. Эти элементы опосредуют весь состав комплекса действующих сил.

Только информационное и кадровое обеспечение способно запустить в действие весь комплекс. При этом современных информационных систем региональной торговли, как правило, просто не существует, может быть за исключением городов Москва и Санкт-Петербург. До сих пор государственные и муниципальные органы, регулирующие сферу торговой деятельности, рассматривают в качестве объектов регулирования и воздействия отдельные предприятия торговли, а не единую торговую сеть региона. В результате информация обычно носит отрывочный, неполный характер.

к р

И' 3 и с

Логистика (пространственное развитие)

логистика торгового предприятия логистика торговли

_крупных городов_

логистика внутрирегиональной

межрегиональное товародвижение

Информатизация_

АИС торгового

предприятия_

АИС потребительский

_рынок города

АИС торговля

_районов_

АИС "Ввоз-Вывоз"

Состояние экономики региона

кластеры экономики

инфраструктура регионального рынка

уровень жизни населения

инвестиции

Современная система

Инновации

организационные

технологические

технические

Кадровое обеспечение

организация средне-специального образования организация высшего специального и дополни-тельного образования

Организация регулирования торговли

государственные органы управления муниципальные органы управления

региональной торговли

повышение квалификации работников торговли

добровольные объединения участников региональной торговли

Рисунок. Многофакгорная модель развития региональной торговли

Определяющую роль в создании и функционировании любой системы играет человеческий фактор. В данном случае профессиональные кадры должны стать проводниками новых форм и методов торговли, системного подхода к ее организации, носителями логистической идеологии, регионального патриотизма и мотивированных объединительных тенденций. В силу этого в региональной системе торгового образования акцент должен делаться на регулярное проведение переподготовки работников торговли, повышение их квалификации. Только так можно обеспечить соответствие профессиональных кадров постоянно меняющимся условиям, требованиям и задачам времени.

Наиболее действенными в достижении цели становятся придающие движение, или толкающие силы, к которым в первую очередь нужно отнести логистику и инновации. При чем эти элементы в наибольшей мере подвержены устареванию и требуют постоянной актуализации.

Решение задачи формирования систем региональной торговли с участием названных сил было бы долгим во времени и достаточно трудным в практической реализации. Наиболее сложными моментами на этом пути представляются осознание всеми участниками торгового бизнеса необходимости такой системы и мотивация объединения. Однако начавшийся в середине 2008 года финансовый кризис становится катализатором процессов объединения в региональной торговле. Силы и проявления, рожденные кризисом можно охарактеризовать как объединяющие и ускоряющие.

Самарская область является высокоразвитым регионом, расположенным в средней полосе России и характер развития, а так же глубина проявления кризисных процессов предполагаются здесь на среднем по стране уровне. В то же время на параметры развития кризиса во многом повлияют внутренние особенности пространственной организации, структуры и исходного состояния экономики.

Самарская область и ее потребительский рынок очень неоднородны. Сельские районы области и до вхождения в кризис значительно отставали по уровню общего развития. В силу этого кризисные проявления здесь могут быть наиболее масштабны. В складывающейся ситуации возрастает роль и значение регулирования и поддержки регионального рынка со стороны органов государственной и местной власти.

Региональная торговля, замыкая свою деятельность на конечных потребителях, становится

наиболее ярким отражателем развития кризиса и изменения уровня и качества жизни населения, в частности. Под воздействием кризиса изменяется целый ряд параметров и характеристик региональной торговли.

На этапе вхождения в кризис трансформация торговли региона характеризуется уменьшением собственных и заемных финансовых ресурсов, ужесточением условий оплаты товаров, как для поставщиков, так и для конечных покупателей. При заключении договоров поставки теперь все чаще требуют предоплату, оплату по факту и избегают расчетов с рассрочкой платежа. В розничной торговле сокращается доля продаж в кредит, ужесточаются условия кредитования граждан, зачастую не приветствуется оплата кредитными картами.

На региональном рынке массово распространяется негативная оценка перспектив развития, что формирует временный ажиотажный спрос. Предприятия торговли предпринимают меры по стимулированию продаж, ускорению оборачиваемости ресурсов.

Негативные ожидания ориентируют предпринимателей на усиление экономии, сокращение бюджетов, персонала, торговых точек. Все более востребованной становится логистика, как инструмент рационализации торговой деятельности и снижения издержек.

В масштабах региона возрастает угроза снижения уровня и качества жизни населения. Все более необходимым становится регулирование, координация и перераспределение ресурсов региональной торговли. Возникает осознание необходимости формирования региональной логистической системы розничной торговли.

Второй этап развития экономического кризиса неизбежно несет общее ухудшение экономической ситуации. Нарастающие проблемы функционирования финансовой системы уже привели к сбоям в промышленности, строительстве и других сферах деятельности, что сопровождается сужением производственного и торгового ассортимента товаров, сокращением штатов, переходом на неполную рабочую неделю, снижением и задержками выплаты заработной платы работникам. Все это ведет к истощению финансовых ресурсов, как предприятий, так и конечных потребителей, снижению платежеспособного спроса населения.

Функционирование региональной торговли в таких условиях характеризуется ликвидацией неконкурентоспособных предприятий, усилением диспропорций в размещении предприятий торгов-

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2009. Экономические науки

ли, сокращением ассортимента услуг торговли, возвратом нецивилизованных ее форм (рынки, уличная торговля), ориентированных на беднейшие слои населения.

Проведенный осенью 2008 года опрос представителей регионального ритейла на тему: "Как, на Ваш взгляд, кризис отразится на рынке ритейла?" дал следующие результаты (выборка составила 170 чел.):

- 46,5% ответили, что ритейлеры перестанут открывать новые магазины, произойдет сокращение числа торговых точек сетевых компаний;

- 10,6% отметили, что на их взгляд производителям станет проще общаться с ритейлерами;

- 28,2% опрошенных предположили, что произойдет массовая смена владельцев сетей;

- 14,7% считали, что серьезных изменений не произойдет.

Прогнозы участников торгового бизнеса в основном уже подтверждаются реальными цифрами. Не оправдались лишь надежды на неизменность ситуации. Однако динамика развития кризиса и его проявлений в региональной розничной торговле становится менее резкой.

Именно на этом этапе наиболее явно проявляется необходимость объединения усилий государственных и местных органов власти с торговыми предприятиями для защиты и поддержки региональной торговли, ее регулирования и координации. Основой такого объединения должна стать логистика, а максимальный результат может дать создание логистической системы региональной торговли.

Третий этап развития кризиса не определен во времени, однако в целом развитие ситуации будет характеризоваться низким платежеспособным спросом населения, некоторой стабилизацией параметров деятельности хозяйствующих субъектов и укреплением позиций выживших на региональном рынке ритейла предприятий.

На завершающем этапе кризисного развития региональная торговля в основном должна адаптироваться к состоянию рыночной среды.

Постепенно начнут проявляться результаты объединенных усилий регулирующих органов и самих предприятий региональной торговли: рационализация логистических цепей товародвижения, формирование и реализация эффективных схем движения товаропотоков и размещения предприятий торговли по территории городов и районов области. Первыми результатами деятельности региональной логистической системы торговли станут стабилизация состояния регионально-

го потребительского рынка и рационализация движения товаропотоков как вне, так и внутри региона.

К этому периоду в общих чертах должны определиться организационные контуры логистической системы региональной торговли. Наряду с предприятиями торговли и государственными и местными органами регулирования активную роль в ней будут играть логистические и транспортные организации. В силу этого важное значение приобретает разработанный на уровне региональной власти и одобренный Правительством Российской Федерации проект формирования и развития транспортно-логистического кластера на территории Самарской области.

Ядром развития данного кластера должен стать Самарский транспортно-консолидирующий центр, состоящий из современных терминальных комплексов, распределенных по территории области с учетом существующих грузопотоков.

Ведущая роль в кластере отводится таким организациям как филиал ОАО "РЖД" - Куйбышевская железная дорога, ОАО "Международный аэропорт "Курумоч", ОАО "Авиакомпания "Самара", ОАО "Самарский речной порт", ОАО "Порт Тольятти", автомобильные транспортные и логистические организации.

Для обеспечения работы Самарского транс-портно-консолидирующего центра в едином информационном пространстве и осуществления управления необходимо создание Информационно-аналитического центра. Этот центр должен не только объединить существующие региональные и ведомственные логистические узлы, но и интегрироваться в различные информационные пространства.

Деятельность предприятий транспортно-ло-гистического кластера Самарской области должна быть в значительной мере ориентирована на обеспечение и поддержку розничной торговли региона.

Ярко выраженная неравномерность пространственного развития региональной розничной торговли требует дополнительного ресурсного обеспечения наиболее отсталых районов Самарской области. Для решения этой задачи целесообразно создать 9 внутриобластных торгово-логистичес-ких центров. В качестве зон обслуживания этих центров предлагаются 9 субрегионов, объединяющих в себе районы, оптимальные с точки зрения логистических издержек. Мощность каждого из 9 торгово-логистических центров будет определяться масштабами хозяйственной деятельности

4-

субрегионов, интенсивностью проходящих через них товаропотоков, численностью населения и объемами товаропотребления..

Значительная часть товаропотоков Самарской области концентрируется в двух крупнейших городах, представляющих Самарско-Тольяттинскую агломерацию. В ее состав входят 8 из 10 городских округов (Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуй-бышевск. Чапаевск, Жигулевск, Октябрьск, Ки-нель), 9 из 27 муниципальных районов области (Волжский, Ставропольский, Красноярский, Кинельский, Красноармейский, Безенчукский, Приволжский, Шигонский, Сызранский). Численность населения СТА - 2707,2 тыс. человек (85,2% населения области).

Для удовлетворения потребностей розничной торговли Самарско-Тольяттинской агломерации представляется целесообразным создание территориально-специализированного торгово-логис-тического центра.

Таким образом, логистизация внутрирегионального товародвижения, формирование единой системы розничной торговли Самарской области позволит сократить издержки предприятий торговли, повысить их экономическую устойчивость в меняющейся рыночной среде.

Однако в условиях нарастающего кризиса реализация проектов логистизации региональной торговли требует максимального объединения усилий всех участников товародвижения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ Р 51773 - 2001. Розничная торговля. Классификация предприятий.

2. Гаджинский А.М. Логистика. М.: Изд-во "Даш-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ков и К", 2004.

3. Носов А.Л. Региональная логистика М.: Издательство "Альфа-Пресс". 2007.

УДК 338.242

Устинова Л.Н.

Использование интеллектуальных ресурсов в управлении отраслями (на примере медицинской промышленности)

Глобализация мировой экономики и жесткая конкуренция приводят к сокращению жизненного цикла продукции и к необходимости постоянного внедрения инноваций. В соответствии с такими изменениями отраслям промышленности необходимо разрабатывать стратегии развития на основе выявления новых разработок, систематизации и использования знаний и накопленного опыта, вовлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, выпуска товаров рыночной новизны.

Основой рыночной оценки предприятий отрасли становятся не только материальные факторы, но и нематериальные активы, включающие права на патенты на изобретения, деловую репутацию. Интеллектуальный капитал включает человеческий, организационный и информационный капитал. Каждый из этих элементов основан на человеческих знаниях, высокой квалификации, деловом опыте, и их совокупность определяет источники ценностей, позволяющие формировать уникальные преимущества. Уникальность, динамизм и

устойчивость развития интеллектуальной сферы производства превратились в решающий фактор повышения конкурентоспособности экономики, обеспечения экономического роста. Организационные знания, присущие каждой отрасли, накапливаются в базах знаний. Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для специалистов отрасли, являются катализатором развития отраслей промышленности. При организации промышленного производства широко используются интегрированные информационные технологии. Они охватывают процессы проектирования, создания и испытаний, а также управления производством. Информационные технологии встраиваются в конечную продукцию [4].

Составляющие баз знаний: информация, опыт, организационная и корпоративная культура, инновации в управлении и производстве, технологии ведения бизнеса, опыт коммуникаций, направлен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.