Е. К. Пиливанова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ: ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация
В статье критически оценивается современная фактография институционально-рыночной трансформации розничной торговли в России, особенности которой идентифицированы через призму эмпирического обобщения и осмысления сложностей структурного роста отечественного ритейла и формируемых им цепей поставок.
Ключевые слова
Розничная торговля, торговая сеть, потребительский рынок, цепь поставок.
E. K. Pilivanova
CONCEPTUAL ANALYSIS OF FEATURES RETAIL IN RUSSIA: LOGISTIC ASPECTS
Annotation
In article the critical of the modern institutional factography-market transformation of retail trade in Russia, especially in the light of which the identified empirical generalization and understanding of the complexities of the structural growth of the domestic retail and formed their supply chains are given.
Keywords
Retail, retail chain, the consumer market, supply chain.
2014 № 4 (48) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Развитие розничной торговли в России в последние два десятилетия характеризуется существенными институциональными сдвигами, которые были вызваны органическим ростом современной сетевой розницы, а также постепенным упразднением нецивилизованных форм торговли. Эмпирическая оценка данных подвижек позволяет констатировать, что они породили определенные диалектические противоречия: с одной стороны, формируя новое организационное качество рынка, с другой, усиливая конкурентное напряжение в системе его товародвижения.
Фактографическое пересечение многих тенденций развития рынка формирует палитру трендов, определяющих сложную результирующую дальнейшей трансформации торговых операторов и каналов продаж в отечественном ритейле.
Отмечая особенности развития современной розничной торговли в России, следует выделить ряд знаковых эволюционных переходов, которые отражают существо происходящих в отрасли процессов и позволяют наметить контуры ее дальнейшего изменения.
1. В 2000-х гг. розничная торговля в стране представляла собой отраслевой сегмент, который развивался семимильными шагами. Этот рост сохранился и после кризиса, что указывает на инерцию и высокий потенциал развития потребительского рынка России. Такая динамика была обусловлена низким уровнем отраслевых рисков инвестиций в торговую инфраструктуру, наличием отчетливых конкурентных преимуществ у сетевых форм организации розничного бизнеса, развитием системы потребительского кредитования, которая позволяла поддерживать спрос.
2. Гипертрофированное развитие розничных торговых сетей в России было обусловлено их операционной эффективностью, высокой привлекательностью для потребителей форматов продаж, использованием технологий индустриализации в торговле (которые сделали ри-тейл высокотехнологичным), повышен-
ной концентрацией инвестиций в торговле, которые усилили ее рыночную власть. Относительная сила последней обрела примат над силой поставщиков, что привело к асимметричному перераспределению добавленной стоимости между торговыми сетями и производством. Данный институциональный разрыв породил одну из осей структурного неравновесия в экономике России, для ослабления которой сегодня не просматривается никаких реальных эмпирических и институциональных предпосылок. Давление торговли на товарный сектор экономики, перемещение центра накопления стоимости в сферу реализации продукции стимулировали расширение практики асимметричного построения цепей поставок. Их институционально-рыночная корректировка сегодня происходит лишь точечно, неконтролируемо и в большей степени завязана на «жесткое» изменение рыночной конъюнктуры или конкуренции, когда стратегический союз с поставщиками приобретает для торговли ярко выраженную и просчитываемую экономическую резонность. Например, выход в регионы требует дополнительной ценовой скидки для подавления местной розницы на локальных потребительских рынках, которую торговые сети могут получить у поставщиков.
3. Резкие структурные сдвиги в развитии потребительского рынка РФ, его сегментация и радикальная практика товарно-сбытовой кооперации продуцентов с сетевым FMCG-ритейлом и непродуктовой розницей породили эмпирически релевантное разделение цепей поставок на контролируемые поставщиками и торговлей. Это разделение имеет огромное значение и для теории, и для практики. С точки зрения теории логистики стало очевидным, что влияние производителя на потребительский выбор, рыночная сила его бренда могут ослабить власть торговых сетей, формируя предпосылки для равновесной кооперации в цепи.
4. Анализ рыночной практики развития цепей поставок сетевой рознич-
ной торговли показал, что природа их «неограниченной» рыночной власти обусловлена не только тем, что она является структурно определенной и под-питывается растущим объемом инвестиций в торговую инфраструктуру сетей и технологии продаж. Форматный ритейл эволюционировал не только организационно и технологически, но и тактически: использовались все новые и более передовые инструменты интеграции поставщиков в цепи поставок. От ретробонусов сети перешли к развитию программ СТМ, дискриминируя предложение товаров под брендом производителя. То есть, наращивая инвестиции в торговую инфраструктуру, ритейлеры сохранили в перекрестье своего интереса операционализацию коммуникационного доступа к потребителю, параллельно выстраивая грамотную политику взаимодействия с производителями.
5. Нельзя не отметить такой важный фактор, как экстенсивный рост форматного ритейла, который выступил в качестве центрального тренда его развития на первоначальном этапе эволюционного подъема и организационного закрепления сетевых форм организации розничного бизнеса на потребительском рынке страны. Данный тренд не потерял своей актуальности и в настоящее время, однако теперь дополнен более значимыми изменениями в контексте адаптации к эмпирически подвижной и неустойчивой рыночной конъюнктуре. При том, что в среднем оборот розничной торговли увеличился в денежном выражении на 13 %, крупнейшие ритей-леры приросли почти на 25 %. Следует отметить, что на 10 крупнейших ритей-леров приходится около 21 % рынка — это очень низкий показатель концентрации, который будет расти [3].
Однако динамика этого роста в современный период, вероятно, окажется ограничена ввиду усиления спросовых ограничений на рынке. Высокий уровень долговой нагрузки населения, невозможность снижения стоимости рефинан-
сирования займов домохозяйств, снижение темпа роста реально располагаемых доходов населения — все это формирует структурный сдвиг в развитии рынка, который автоматически развернет стратегические ориентиры роста ритейла от его органического расширения в пользу повышения операционной эффективности сбыта. Данный сдвиг является принципиально значимым в контексте общего теоретического осмысления особенностей современной эволюции отечественного ритейла. Эта значимость продиктована специфическим для современных маркетинговых и логистических исследований смещением акцента с рассмотрения «чистого» спроса и предложения, конкуренции операторов на оценку факторов и условий, которые формируют на более «глубоком» уровне механику движения рынка. До кризиса 2008-2009 гг. в системе логистических исследований данный ракурс научного анализа присутствовал преимущественно номинально. На уровне теории управления добавленной стоимостью было известно, что цепи поставок так или иначе зависят от конечного спроса, а его абсолютная величина опосредованно влияет на процесс фрагментации цепочек накопления стоимости.
Сегодня этот отчасти тривиальный посыл эмпирически обрастает более тяжеловесной фактурой, отражающей дисфункциональное устройство модели роста экономик. Не заостряя внимания на этом сложном вопросе, который требует отдельного и предметного рассмотрения, резюмируем следующее. Драйвером текущей эволюционной фазы роста ритейла в России выступает экономическая политика, которая продуцирует разрывы в спросе и предложении, обусловленные неустойчивостью моделей финансирования потребления в стране. Эта проблема не является специфичной и характерной только для России. С ней столкнулся весь развитый мир, который имеет более длительную историческую практику разви-
тия спроса, основанного на увеличении долга домохозяйств.
6. Динамичное развитие потребительского рынка страны априори должно сопровождаться расширением практик его регуляции со стороны государства, которая должна нивелировать институциональные диспропорции и гармонизировать конкуренцию со стороны предложения, торговли и общую конъюнктуру рынка.
В экономике России по мере ослабления патерналистского начала в экономике для торгового бизнеса крайне важной является оценка степени участия государства в экономике, возможность прогнозирования результирующего вектора институциональной корректировки рыночной среды, влияние которой будет различным для каждого типа розничных предприятий [2, с. 85].
На сегодняшний день можно апостериори воспользоваться реальными результатами такой корректировки, которые, однако, постфактум нельзя признать удовлетворительными. Например, принятие Закона о торговле 2009 г. не обеспечило нормализации договорных условий товарно-сбытовой кооперации торговых сетей и поставщиков, поскольку не могло обеспечить по определению. Государство столкнулось с проблемой директивной ликвидации асимметрии переговорных позиций сторон в условиях, когда она является следствием реальной разности в их экономическом и рыночном потенциале. С другой стороны, научно-практическая разработка данного вопроса и его актуализация со стороны товаропроизводителей указывают, что реальная власть ритейла должна быть дополнена ее экономической легитимацией перед остальными участниками рыночного процесса, и прежде всего поставщиками.
Данный вывод полностью отвечает логике видения представленной проблемы профессором А. У. Альбековым: «Современная конфигурация обменно-распределительного механизма в сфере товарного обращения страны характери-
зуется очевидным дисбалансом рыночной власти в формирующихся и уже сформированных цепях поставок. При этом тиражируемая по всей товаропроводящей сети асимметрия не подкреплена твердым пониманием эмпирически фиксируемого диспаритета соблюдения экономических интересов торгового и производственного звеньев» [1, с. 102-103].
Отмечая дискуссионность и сложность этой проблемы, которая в новых рыночных реалиях должна иметь более рациональное прямоточное толкование, можно заключить, что ее постановка со стороны отечественных товаропроизводителей является не вполне обоснованной. Скорость и глубина институциона-лизации торговли во всем мире опережают процесс усиления рыночного позиционирования производства, которое в глобальной масштабе меняет свою географию, перемещается по транснациональным цепочкам, используя преимущества низкой стоимости факторных доходов в тех или иных экономиках (стоимость труда, налоги). При этом резко трансформируется формат индустриализации, которая носит в основном экспортно ориентированный характер и связана с организацией бизнес-модели производства в форме производственной цепи. Глобализация цепочек накопления стоимости, тем не менее, закрепила доминирующую роль в них со стороны торговли. Распределение продукции, решение вопросов маркетинга и продвижения продукции оказались локализованы в промышленно развитых странах, которые аккумулируют большую часть добавленной стоимости. То есть, с точки зрения прогрессивной конфигурации цепей поставок, сбыт играет доминирующую роль. Он же реализует основные прибылеоб-разующие функции. В силу этой объективно довлеющей фактографии можно заключить, что отождествление стратегической роли производства и сбыта продукции не имеет под собой реальных эмпирических оснований.
Если рассматривать сферу товарного производства в рамках идентификации факторов ее рыночного роста, то можно выделить из них два основных, которые способны обеспечить такой рост. Это НТП и инновационное преобразование технологии производства, а также экстенсивное расширение производственных мощностей. По обоим компонентам в России просматривается в целом неудовлетворительная ситуация. Во-первых, темпы НТП в мире сегодня крайне низкие, а развитие индустрии даже промыш-ленно развитых стран не характеризуется процессами, которые были бы близки к тому, что дефинируется как «промышленная революция». Можно наращивать инвестиции в НИОКР, но это не будет обеспечивать каких-либо прорывных решений и подвижек в технологии производства. Во-вторых, в России наблюдается дефицит инвестиций в производственные активы, что обусловлено дороговизной и частичным отсутствием длинного фондирования в экономике.
Заметим, что мы рассматривали эталонный формат институционально-рыночного построения цепочки накопления стоимости, генерируемой самими товаропроизводителями, которые де-факто не в состоянии проигнорировать или девальвировать роль и значение сбыта. Еще более справедливым этот вывод становится при рассмотрении цепей поставок торговых сетей, которые доминируют на рынке, монополизируют каналы масштабного товароснабжения потребительского рынка и автоматически диктуют удобные им условия кооперации.
Все это позволяет резюмировать, что любая попытка эквивалентировать стратегическую роль и рыночное значение производства, сбыта в рамках производственно-распределительных цепочек, не отвечает нынешним реалиям рынка. Отсюда, теоретизация этого посыла и обусловливающей его фактографии должна выступать в качестве содержательного императива реконцептуализа-ции современных представлений о том, каким образом может и должна изме-
няться доминантность отдельных звеньев в процессе фрагментации цепочек или их вертикальной диверсификации.
Довершая данный вывод, необходимо заключить, что институциональное регулирование не может полностью нивелировать различия в уровне рыночного позиционирования и рыночной власти участников рынка. Размытость данной формулировки может быть скорректирована указанием на необходимость реальной переоценки значимости торговли и производства в цепях поставок и их адекватного закрепления в системе товародвижения современного рынка. На уровне научного анализа и теоретических изысканий нет необходимости легитимировать и выстраивать научную рефлексию вдоль ошибочной предметной линии, которая не будет отражать глубины и вектора трансформации товарного предложения. Последнее остается весьма консервативным против гипертрофированного роста торговли, как органического, так и операционного. Все это позволяет более выпукло выделить методологическую проблему корректировки когнитивной платформы современной логистики, которая должна с опережением фиксировать инерцию и институциональную неоднородность, асинхронность развития рынка и его отдельных элементов.
В данном случае мы кратко затронули лишь один из проблемных аспектов развития теории рынка и теории логистики, который представляет собой частное отображение более глубокой дивергенции теории и практики, в которой либо практика не успевает за теорией, либо рафинированные установки последней, по сути, не отвечают реалиям рынка. Например, в области логистики существует ряд определений и терминов, которые отражают прогрессивную механику организационного сложения цепочек поставок, но имеют крайне фрагментарное подкрепление в современной практике. Так, синергетический эффект от теоретически слаженной конвергенции звеньев все еще далек от остроты конфликтов, которые наблюдаются в
практике их кооперации, особенно когда речь идет о взаимодействии поставщиков и розничных сетей. Лишь в отдельных отраслевых нишах ужесточение условий конкуренции требует тотальной пересборки звеньев в единую цепочку и закрепление за ними полного контроля. Такой процесс можно наблюдать на рынке сельскохозяйственной продукции, где не полностью использованный потенциал кооперации в АПК позволяет интегрировать звенья по вертикали и собрать их в единый холдинг. Реализовать такой маневр на потребительском рынке крайне сложно, что формирует менее благоприятные условия для усвоения и отработки рациональных положений теории логистики на практике.
Таким образом, современная трансформация потребительского рынка России характеризуется не только высокой скоростью происходящих на нем изменений, но и глубиной качественного преобразования его торговой и товаропроводящей инфраструктуры.
В контексте этих институциональных пертурбаций теория логистики попала в непростые полевые условия верификации ее целевых установок, которые не разрушают концептуальную платформу логистического знания, но формируют весьма агрессивную рыночную среду для верификации принципов логистики. Инструментально-утилитарная отработка последних показывает, что репрессивный формат эволюции цепей поставок, деформация межотраслевых пропорций в экономических сферах воспроизводства и обращения, дефицит промышленных инвестиций и медленное технологическое обновление производства формируют разрыв в уровне экономических потенциалов звеньев, которые априори не могут сосуществовать гармонично.
Оценивая особенности современного развития розничной торговли в России и перспективы ее роста в обозримом будущем, можно заключить, что это развитие будет характеризоваться резкими структурными сдвигами, обусловленными устойчивым внут-
ренним спросом и способностью его удовлетворения со стороны ритейла, а также менее активным развитием сферы товарного производства в потребительском секторе. Последнее не получает системного импульса для скоординированной и макроэкономически управляемой трансформации, индикатором чего является спонтанная актуализация дискурса относительно развития импортозамещения, вызванная принятием санкций против России со стороны Запада. Поддержка внутреннего товаропроизводителя должна составлять системный императив промышленной политики страны и не может генерироваться в условиях антикризисной санации сферы материального производства экономики.
Библиографический список
1. Альбеков, А. У. Проблемные аспекты современного развития цепей поставок потребительского рынка // Современные логистические технологии и стратегии (торговый комплекс) : мо-ногр. — Ростов н/Д : ИПК РГЭУ (РИНХ), 2013.
2. Пиливанова, Е. К. Особенности макро- и микросреды функционирования современного розничной торговли // Современные логистические технологии и стратегии (торговый комплекс) : моногр. / науч. ред. А. У. Альбеков. — Ростов н/Д : ИПК РГЭУ (РИНХ), 2013.
3. Ритейл 2013: точки роста [Электронный ресурс] // Аналитический отчет по итогам бизнес-форума «Ритейл 2013: точки роста». — URL : http://www.kommersant.ru/conffiles/docs/ 227/riteil_report_3.pdf.
4. Украинцев, В., Астафуров С. Развитие сетевой розничной торговли в России: вектор и динамика инфраструктурного роста // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2013. — № 4.
Bibliographic list
1. Albekov, A. U. Problematic aspects of the modern development of the supply chain of the consumer market // Modern logistics technologies and strategies (shopping mall): monograph. — Ros-tov-on-Don : PPC of RSUE (RINH), 2013.
2. Pilivanova, E. K. Features of mac-ro- and microfunctioning of modern retailing // Modern logistics technologies and strategies (shopping mall) : monograph /
scientific, ed. by A. U. Albekov. — Ros-tov-on-Don : PPC of RSUE (RINH), 2013.
3. Retail 2013: growth point [Electronic resource] // Analytical report on the results of the business forum «Retail 2013: in terms of growth». — URL : http://www.kommersant.ru/conffiles/docs/ 227/riteil_report_3 .pdf.
4. Ukraintsev, V., Astafurov S. Development of a network of retail trade in Russia: vector dynamics and infrastructural growth // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2013. — № 4.