Научная статья на тему 'Оценка логистической интеграции предприятий розничной торговли г. Челябинска'

Оценка логистической интеграции предприятий розничной торговли г. Челябинска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1114
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ / LOGISTICS / LOGISTIC INTEGRATION / CLASSIFICATION OF LOGISTICAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каточков В. М., Левина А. Б.

Статья посвящена вопросам логистической интеграции розничных торговых предприятий. Автором выявлены особенности развития сетевой и несетевой торговли, уточнено понятие логистической интеграции в розничной торговле, приведена классификация по масштабу, видам и формам логистической интеграции. По результатам исследований дана оценка интеграции на принципах логистики предприятий торговли г. Челябинска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of logistic integration of Chelyabinsk retail enterprises

The article deals with issues of logistic integration of retail enterprises. The author elicits the peculiarities of chain and non-chain trade growth, specifies the notion of logistic integration in retail trade and provides classification of logistic integration based upon its scale, types and forms. The results of the carried out research provided the author with the opportunity to evaluate the Chelyabinsk trade enterprises integration based upon the logistic principles.

Текст научной работы на тему «Оценка логистической интеграции предприятий розничной торговли г. Челябинска»

Логистика

УДК 658.87+658.7 ББК 65.422+65.40

ОЦЕНКА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ г. ЧЕЛЯБИНСКА1

В.М. Каточков, А.Б. Левина

Статья посвящена вопросам логистической интеграции розничных торговых предприятий. Автором выявлены особенности развития сетевой и несетевой торговли, уточнено понятие логистической интеграции в розничной торговле, приведена классификация по масштабу, видам и формам логистической интеграции. По результатам исследований дана оценка интеграции на принципах логистики предприятий торговли г. Челябинска.

Ключевые слова: логистика, логистическая интеграция, классификация логистической интеграции.

Интеграция на принципах логистики в розничной торговле впервые начала осуществляться в начале 70-х годов XX столетия в виде создания торгов, объединений, корпораций. Однако, вопросы логистической интеграции и ее эффективности в сфере розничной торговли не нашли достаточного отражения в научной литературе. В розничной торговле интеграция началась значительно позже, чем в других отраслях и сферах народного хозяйства.

Основоположниками учения об интеграции были немецкие ученые X. Кельзен, Д. Щиндлер, Р. Шмед.

Большой вклад в развитие теории и практики логистической интеграции внесли такие ученые, как В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова, Б.А. Аникин, В.В. Плотников и другие.

Возрастающая конкуренция на российском рынке заставляет торговые предприятия использовать различные методы для сохранения прибыльности компании за счет сокращения логистических издержек. Основным направлением по снижению логистических издержек в розничной торговле является интеграция розничных торговых предприятий на принципах логистики, позволяющая организовать товарные потоки оптимальным образом.

Интеграционные процессы в розничной торговле обусловлены, с одной стороны, низкой конкурентоспособностью большинства магазинов, которые не обладают достаточной концентрацией капитала для собственного развития, и с другой стороны, необходимостью повышения качества функционирования самих торговых предприятий. Автор полагает, что развитию интеграционных процессов способствуют:

1) понимание логистики как инструмента в

создании и реализации конкурентных преимуществ предприятия;

2) перспективы и тенденции по развитию новых организационных форм - логистических сетей;

3) развитие информационных технологий, позволяющих осуществлять эффективное управление всеми сферами производственно-коммерческой деятельности.

Не каждый процесс интеграции имеет логистическую основу. В.В. Плотников дает следующее определение логистической интеграции: логистическая интеграция - это процесс объединения деятельности различных предприятий с целью повышения эффективности их совместного функционирования за счет оптимизации на основе использования свойств логистики в рамках их совместной работы параметров реализации функциональных потоковых процессов [1].

Только логистическая интеграция позволяет оптимизировать взаимоотношения хозяйствующих субъектов, в результате чего повышается эффективность функционирования каждого отдельного торгового предприятия и интегрированной системы в целом.

Собственное исследование развития интеграционных процессов в розничной торговле позволяет дать авторское определение логистической интеграции, под которой понимаем добровольное объединение двух или более экономических субъектов путем объединения отдельной или ряда логистических функций, концентрации всех видов ресурсов, объемов продаж товаров, прибыли с целью повышения их конкурентоспособности.

Определяя логистическую интеграцию в роз-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Гранта Министерства образования и науки Российской Федерации по программе «Развитие научного потенциала высшей школы».

ничной торговле, на наш взгляд, необходимым является выделение классификационных признаков логистической интеграции по масштабам, по видам, по форме для выбора наиболее эффективного направления развития розничной торговли и достижения целей логистики, выявления значительных резервов оптимизации деятельности в сфере товародвижения.

Основные формы интеграции в розничной торговле представлены на рис. 1.

В данной работе рассматриваются предприятия розничной торговли, для которых наиболее

оптимальной формой логистической интеграции является горизонтальная, поскольку она предполагает объединение идентичных магазинов для совместного выполнения логистических функций. Автором предложено следующее определение горизонтальной логистической интеграции как одной из наиболее перспективных для предприятий розничной торговли. Горизонтальная логистическая интеграция - осуществляемое на взаимовыгодной основе добровольное объединение усилий нескольких независимых розничных торговых предприятий для совместного более эффективного

Рис. 1. Авторская классификация логистической интеграции в розничной торговле

выполнения одной или нескольких логистических функций и направленное на оптимизацию логистических издержек.

Изучение классификационных признаков логистической интеграции позволило выявить необходимость введения в научный оборот понятия логистически интегрированной структуры, под которой автор понимает объединение нескольких торговых предприятий путем создания корпоративной, добровольной или франчайзинговой сети на принципах логистики с целью оптимизации потоковых процессов.

Таким образом, интеграционные процессы на принципах логистики открывают значительные резервы оптимизации деятельности розничных торговых предприятий.

Степень развития логистически интегрированных торговых структур на территории города определяют такие показатели как: доля сетевых предприятий в общей численности предприятий торговли, концентрация сетевой торговли, показатели товарооборота. Рост розничного товарооборота в целом и на душу населения характеризует общий и среднедушевой эффект от интеграционных процессов в розничной торговле на принципах логистики.

Рассмотрим состояние сетевой торговли в целом по России и по г. Челябинску, в частности, с точки зрения развития интеграционных процессов на принципах логистики.

В настоящее время в городе Челябинске состояние розничной торговли как отрасли определяют розничные торговые сети различной специализации, включая 16 сетевых структур, реализующих продовольственные товары - около 300 магазинов и более 20 сетевых структур, реализующих непродовольственные товары и насчитывающих 109 магазинов.

Наиболее развита сетевая торговля в Санкт-Петербурге, где степень проникновения сетевой торговли составляет более 50 %, по России в целом - 20 %. Если сравнить уровень концентрации сетевой торговли в России с другими странами, можно констатировать, что в стране он достаточно низкий (табл. 1).

Таблица 1

Уровень концентрации торговых сетей в странах Европы [2]

Российский рынок розничной торговли сильно фрагментирован: 11 крупнейших (по объемам

выручки) розничных сетей контролируют лишь 15 % рынка, тогда как в США 80 % рынка принадлежит 10 крупнейшим сетям. Международные сети открывают магазины в разных странах. Так, сеть Aldi (Германия), известная работой по системе скидок, обозначила процессы интернационализации в 1967 году, за ней последовали Métro (Германия) и Carrefour (Франция) - 1971 и 1973 гг. соответственно, а затем американская WalMart.

В настоящее время в России представлены только 6 крупнейших международных компаний розничной торговли: голландская Spar, немецкие АВА и Métro, шведская IKEA, французская Auchan и др. В табл. 2 показано присутствие международных торговых сетей на рынках некоторых стран [2].

На российский рынок до настоящего времени не вышли ведущие мировые торговые компании по продаже продуктов питания (WalMart, Carrefour или Tesco), что делает его более привлекательным для международных торговых сетей и повышает вероятность слияния российских торговых сетей и крупных зарубежных ритейлеров.

Оборот розничной торговли по торговым сетям представлен в табл. 3 [3].

Под влиянием экономического кризиса российская сетевая розница в 2008 г. продемонстрировала значительное снижение темпов прироста впервые с 2004 г. По данным исследования Департамента консалтинга РБК «Розничные торговые сети по продаже продуктов питания (FMCG) в России», оборот торговых сетей в долларовом выражении вырос всего на 18,1 %по сравнению с 2007 г. Для сравнения, в 2007 г. продуктовый ритейл показал прирост оборота на 42 %. В 2009 г. тенденция снижения оборота сетевой продовольственной розницы продолжилась.

По мнению аналитиков рынка, в 2010-2011 гг. ожидается выход международных торговых сетей на рынок РФ, поскольку стоимость активов российских компаний снизилась и выгодно приобретать их именно сейчас. Снизилась и стоимость строительства, что также выгодно для иностранных сетей [5].

Лидерами по критерию «выручка» среди ведущих торговых сетей являются следующие ритейлеры: «Х5 Retail Group N.V» («Пятерочка» и «Перекресток») - более 5,2 млрд долл.; «МЕТРО Кэш энд Керри» («Métro С&С») - более 4,6 млрд долл.; «Тандер» («Магнит») - более 3,6 млрд долл.; «Ашан-Россия» («Auchan») - более 3,2 млрд долл. Прирост выручки компаний обусловлен реализацией масштабных инвестиционных программ и заключением сделок слияния и поглощения.

Считаем возможным выделить пять этапов, характеризующих развитие сетевой розничной торговли в России (табл. 4).

Таким образом, можно констатировать, что рынок сетевой розничной торговли вступил в стадию зрелости, что означает прекращение периода бурного роста, усиление конкуренции и укрупнение рынка за счет поглощения мелких и средних

Страна Доля рынка розничных торговых сетей, %

Франция 88

Великобритания 76

Германия 70

Испания 37

Чехия 27

Польша 17

Россия 7

Таблица 2

Присутствие международных торговых сетей на рынках некоторых стран

Торговая сеть Болгария Китай Чехия Венгрия Юж. Корея Польша Румыния Россия Сингапур Словакия Словения Тайвань Таиланд Турция Итого

Ahold : 3

Auchan 5

Ava 1

Carrefour 10

Ligl&Schwarz 4

Metro 9

Migros Turk 3

Rewe 7

Spar 7

Tesco 9

Wal-Mart 2

Всего 3 6 7 6 3 8 3 6 2 6 1 3 2 4

Таблица 3

Оборот розничной торговли по крупнейшим торговым сетям в 2008

Область Оборот сетевой розничной торговли, млн рублей В % к обороту розничной торговли

Уральский федеральный округ 114 893,1 17,3

в т. ч. Курганская область 4 348,1 17,2

Свердловская область 52 724,0 26,2

Тюменская область 8 657,3 2,8

Челябинская область 49 163,7 39,8

г. Москва* 417 324,0 25,9

г. Санкт-Петербург* 243 976,7 51,4

* Показатели приведены по городам, имеющим наибольшую концентрацию торговых сетей.

Таблица 4

Этапы развития сетевой торговли

Этап развития Тенденция развития российской экономики Тенденции развития российского продуктового ритейла

Первый этап (1994-1998 гг.) Спад промышленного производства. Падение уровня жизни населения. Сокращение оборота розничной торговли. Появление небольшой прослойки среднего класса Появление и активное развитие продовольственных рынков во всех регионах России. Появление первых российских компаний, с которых начинается развитие сетевой торговли. Первый формат сетевой торговли - дорогие супермаркеты. Появление первого иностранного игрока - на российский рынок выходит сеть «Рамстор». Сетевая торговля не оказывает влияния на поставщиков и производителей, доля сетевой торговли - менее 1 %. Развитие логистики: Логистика охватывает хранение и транспортировку товаров. Цель - сократить затраты на содержание товарных запасов. Горизонтальная и вертикальная логистическая интеграция

Окончание табл. 4

Этап развития Тенденция развития российской экономики Тенденции развития российского продуктового ритейла

Второй этап(1998-2000 гг.) Финансовый кризис 1998 года. Девальвация рубля. Резкое сокращение импорта продуктов питания, рост внутреннего российского производства. Резкое сокращение доходов появляющегося среднего класса. Начинается освоение торгового формата «дискаунтер» («Копейка», «Пятерочка», «Дикси», «Магнит»), рассчитанного на население со средним уровнем дохода и ниже среднего. Существующие сети пересматривают свою политику в сторону снижения торговой наценки и начинают расширять ассортимент товаров отечественных производителей, которые стали активно наращивать свои мощности после дефолта. Ведущие сетевые компании начинают строить свой бизнес на принципиально новых для них технологиях, развиваясь в определенных торговых форматах. Развитие логистики: Развитие горизонтальной логистической интеграции. Диверсификация капитала. Централизованная обработка заказов и обслуживание потребителей

Третий этап(2000-2005 гг.) Восстановление экономики после кризиса 1998 года. Рост доходов населения. Резкий рост внутреннего производства. Рост иностранных инвестиций в российскую экономику Активизация западных компаний на российском рынке. Серьезные конфликты ритейлеров с поставщиками и производителями, в результате правила на рынке начинают определять именно сети, а не производители. Завершение формирования основных форматов российской торговли, появление мультиформатных сетей. Активизация региональной экспансии крупных ритейлеров. Начинают формироваться федеральные игроки отрасли. Развитие логистики: Развитие вертикальной, горизонтальной и смешанной логистической интеграции, формирование добровольных цепей. Прогнозирование сбыта (продаж) на основе систем учета реализации в режиме реального времени

Четвертый этап (2005-2008 гг.) Полное преодоление последствий финансового кризиса 1998 г. Устойчивый рост экономики и оборота розничной торговли и доходов населения. Увеличение доли розничной торговли в ВВП. Рост внутреннего производства. Увеличение прозрачности розничного рынка Активное привлечение внешнего финансирования: облигационных займов, банковских кредитов, привлечение инвестиционных фондов в качестве финансовых инвесторов. Активное региональное развитие как больших, так и средних сетей, выход в отдельные регионы. Мультиформатная стратегия ведущих игроков рынка. Рост торговых площадей за счет строительства торговых и торговоразвлекательных центров. Серьезное обострение конкуренции на розничном рынке. Развитие логистики: Активное участие в процессе совершенствования цепей поставок. Высокие компетенции в области 1Т-поддержки. Наличие решений для глобальных цепей поставок. Ведущая роль в интеграции сетей поставок. Обеспечение возможности региональной экспансии. Усиление контроля розничных торговых предприятий в цепочке поставок

Пятый этап (2008 - по настоящее время) Финансовый кризис 2008 года. Спад промышленного производства. Падение роста объемов розничной торговли. Повышение роли логистики Быстрый рост числа торговых точек и объемов товарных потоков в сетях ведущих розничных операторов в связи с их укрупнением в процессе консолидации рынка. Низкий уровень развития транспортной и складской инфраструктуры во вновь осваиваемых районах (Сибирь), затрудняющий логистическое обеспечение торговых точек на данных территории. Необходимость снижения внутренних издержек в условиях обострения конкуренции между сетевыми операторами на региональных рынках и роста затрат на развитие сетей. Развитие логистики: Внедрение интегрированной логистической системы, охватывающей весь процесс товародвижения. Развития транспортно-логистической структуры. Согласованное планирование развития территории

предприятий либо усиление конкуренции за счет образования новых логистически интегрированных структур.

В современных условиях стратегия торговых сетей включает в себя следующие аспекты: активизация сделок слияний и поглощений, оптимизация ассортимента, концентрация внимания на снижении издержек, оптимизация логистики, совершенствование технологий, повышение лояльности существующих покупателей за счет внедрения соответствующих программ, развитие франчайзинга, специализация на определенных нишах, диверсификация бизнеса. Сетевые структуры показывают более высокую эффективность в силу преимуществ сетевой организации: единая закупочная политика обеспечивает экономию на масштабах, собственные распределительные центры частично вытесняют посредников, современное программное обеспечение улучшает системы учета товарных и финансовых потоков.

Рассмотрим перечень наиболее крупных продовольственных сетей в Челябинске по состоянию на 01.01.2009 г., где представлены сети международного, федерального, регионального и местного масштаба (табл. 5).

В г. Челябинске среди крупнейших сетей первое место занимают федеральные сети - их насчитывается 4, второе - местные сети - 3, затем региональные - 2 и одна международная сеть.

По данным табл. 5 делаем вывод о том, что местные торговые сети достаточно хорошо развиваются. В качестве примера можно привести центр торговли «Молния», который занимает устойчивое положение на рынке розничной торговли Челябинска в формате «супермаркет». Однако, как отмечают эксперты ИА «ЩРОЫпе» [5], в Челябинске сложилась уникальная ситуация - в 2008 году доля сетевой торговли оказалась ниже, чем по области в целом. В 2008 году данный показатель по городу составил 20,9 %, по сравнению с 2007 годом произошло снижение доли сетей на 6,7 %. Снижение доли сетевой торговли в Челябинске произошло в связи с массовыми закрытиями сетевых магазинов в регионе, таких как объекты сети «Гроссмарт» (Австрия), «Незабудка» (Челябинск), «Полушка» (Уфа) и «Смак» (Москва).

На фоне интенсивного развития сетевой торговли необходимо отметить тот факт, что российская торговля монополизирована и работает в интересах не только российских, но и иностранных производителей за счет действий транснациональных торговых сетей (табл. 6).

Практика деятельности торговых сетей показала, что в небольших городах сети уничтожают конкурентов в лице мелкорозничной торговли. В США законодательно запрещены сетевые торговые структуры в малых городах с населением менее 40 тыс. человек. В Европейских странах законодательством предусмотрено регулирование антимонопольных вопросов, процедуры слияний и

поглощений, время работы сетевых магазинов. Во многих странах они не работают по вечерам и выходным дням. В 2008 году Европарламент принял специальное постановление, рекомендующее внести в законодательство дополнительные «административные барьеры» для сетевой торговли [6]. Торговые сети фактически стали монополистами и по отношению к покупателям, и по отношению к производителям. По материалам Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России выплаты поставщиков в пользу торговых сетей в процентах в объеме поставки в первом полугодии 2008 г. по группам товаров приведены в табл. 7.

Таким образом, в договорах поставки закладываются дискриминационные условия доступа независимых товаропроизводителей к торговым сетям.

Проект федерального закона «Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации» вводит нормы регулирования сетевой торговли, ограничения по нерегулируемой экспансии торговых сетей, по их слияниям и поглощениям, антимонопольным порогам (в том числе, об ограничении премий (скидок), которые поставщики выплачивают торговцам за реализацию (приобретение) определенного количества товара до 10 % для отечественных товаров, а также ограничить присутствие каждого ритейлера на рынке долей 25 %.

Проанализируем структуру розничной торговли в России с точки зрения соотношения доли рынков, предприятий сетевой торговли и независимых торговых предприятий (рис. 2).

Как видно из данных рис. 2, большую часть российского продуктового рынка в 2009 году занимали независимые торговые предприятия, на них приходилось порядка двух третей рынка (65,2 %), розничные торговые сети занимали 21,5 %, а доля рынков составляла 13,3 % [7].

Сетевая торговля имеет множество преимуществ как для собственников, так и для покупателей. В сетевой торговле ассортимент насчитывает до 35 000 ассортиментных позиций, цены в среднем на 5-10 % ниже, чем в несетевых магазинах. По результатам проведенного информационным агентством «1п1Ылпе» исследования [5] по состоянию на 2008 год из 223 российских торговых сетей 120 имеют собственные логистические инфраструктуры, способные обеспечить минимизацию логистических затрат, что отражается на уровне цен, наличии скидок и на организации торговли в целом. Это, в свою очередь, является неоспоримым преимуществом торговых сетей, поскольку независимые магазины не имеют подобных возможностей. По результатам проведенного опроса населения было выявлено, что 90 % покупателей хотели бы приобретать все товары в одном месте. Такую возможность может предоставить только крупный супер- или гипермаркет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для сетевой торговли характерны также следующие черты:

Таблица 5

Продовольственные сети в Челябинске на 01.01.2009 [4]

Название сети Совокупная торговая площадь точек в Челябинске Структура сети по форматам в Челябинске Масштаб сети Месторас- положение головного офиса Год начала работы

Формат Кол-во магазинов, ед. Торговая площадь, м2

Молния 25 952 Г ипермаркет 2 9 780 Регио- нальная Челябинск 1998

Супермаркет 6 13 820

Магазин у дома 5 2 352

Пятерочка 13 626 Дискаунтер 36 13 626 Феде- ральная Санкт- Петербург 2002

Дикси 10 526 Супермаркет 30 10 536 Феде- ральная Москва 2002

Теорема 9 250 Г ипермаркет 2 9 250 Местная Челябинск 2000

Наш гипермаркет 6 092 Г ипермаркет 1 6 092 Феде- ральная Москва 2007

Проспект 4 472 Супермаркет 6 4 472 Местная Челябинск 2006

Монетка 3 674 Гипермаркет 1 3 244 Регио- нальная Екатерин- бург 2005

Дискаунтер 1 430

Патэрсон 3 000 Супермаркет 3 3 000 Междуна- родная Москва 2004

Магнит 2 000 Магазин у дома 8 2 000 Феде- ральная Краснодар 2005

Мир еды 1 670 Супермаркет 3 1 670 Местная Челябинск 1998

Итого: 83 284 104 80 272

Таблица 6

Происхождение торговых сетей

Торговая марка Компания-владелец Страна происхождения

Рамстор E n ка Турция

Лента Lenta Виргинские острова

О’кей О’кей групп, Доринда Люксембург

Пятерочка X5Retail Group N.V. Нидерланды

Перекресток

Карусель

Метро Metro Group AG Германия

Дикси Dixy Holding Ltd Кипр

Таблица 7

Выплаты поставщиков в пользу торговых сетей, I полугодие 2008 г.

Розничная торговая сеть Вид поставляемой продукции Выплаты поставщиков в пользу торговых сетей, % в объеме поставки

Дикси Хлебобулочные изделия 22,0

Пятерочка Хлебобулочные изделия 27,0

Мясо, колбасы 57,5

Молоко 12,0

Рыба 16,8

Лента Рыба 18,2

Бакалея 40,4

Соки, напитки 30,3

Карусель Мясо, колбасы 17,9

Молоко 16,0

Соки, напитки 22,0

Розничные торговые сети; 21,5

Рынки; 13,3

Независимые розничные торговые предприятия; 65,2

Рис. 2. Структура розничной торговли в России в 2009 году

- общий управляющий центр;

- единая корпоративная стратегия;

- общее управление поставками товаров, единое управление перемещением товаров, запасов;

- возможность одновременного обслуживания различных сегментов рынка, что проявляется в мультиформатности торговых сетей;

- возможности регулярного предоставления скидок;

- преимущества в дистрибуции;

- возможности выхода на региональные рынки.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод

о конкурентных преимуществах сетевой торговли перед традиционной формой организации торгового предприятия. Однако с учетом всех преимуществ сетевой торговли на рынке как зарубежных стран, так и российском, продолжают существовать независимые торговые предприятия, которые обладают также определенными преимуществами. Важным фактором, влияющим на развитие данных предприятий, является грамотное применение современных технологий торговли и логистики, которые в совокупности способствуют привлечению покупателей, увеличению их лояльности, сокращению логистических издержек и, следовательно, увеличению их конкурентоспособности. При этом основным инструментом является интеграция независимых розничных торговых предприятий в добровольные сети на принципах логистики.

Исследования по распределению числа торговых сетевых предприятий по форматам показывают следующие результаты (рис. 3).

Как видно из приведенных данных, доминирующее положение занимает дискаунтер, и лишь незначительная часть предприятий представлена форматом магазина «у дома». Многие сетевые торговые предприятия предпринимали попытки организации сетей небольших магазинов пешеходной доступности, однако по тем или иным причинам немногие из них прижились на рынке. В последний год наблюдается иная тенденция: если раньше крупные торговые сети были заинтересованы в открытии новых больших супермаркетов,

то сейчас приоритет отдается созданию небольших магазинов площадью до 100-200 м2.

Такой интерес к формату магазина «у дома» вполне обоснован. Снижение уровня доходов, финансовый кризис приводят к обострению борьбы за каждого потенциального покупателя и, несмотря на все конкурентные преимущества сетевой торговли и ее активное развитие, независимые магазины также необходимы на рынке.

Формат магазина «у дома» характеризует удобный режим работы и расположение в пределах шаговой доступности. Такой магазин открывается в расчете на проживающих в радиусе 400-800 м жителей, делающих покупки от двух до семи раз в неделю. В отличие от гипер- и супермаркетов, в магазинах «у дома» чаще совершаются отдельные целевые покупки. Совершение покупок в таком магазине не требует наличия автомобиля, большого запаса свободного времени.

Независимые магазины имеют свои сильные стороны по сравнению с сетевым ритейлом, и задача каждого независимого магазина - найти свою нишу, грамотно сформировать ассортимент и четко определиться с целевой аудиторией. Независимые розничные торговые предприятия имеют несколько основных групп покупателей:

- потребители, совершающие подавляющее большинство покупок около дома, например, молодые мамы с детьми, пенсионеры, работающие женщины и мужчины, не имеющие времени на продолжительные походы по магазинам;

- потребители, совершающие основную часть покупок в крупных супермаркетах по выходным, а скоропортящиеся товары ежедневного спроса приобретающие в магазине «у дома», например, хлеб, молоко, овощи, фрукты, специи и т. п.;

- потребители, приобретающие продукты для немедленного потребления, т. е. готовую кулинарную продукцию, напитки, различные деликатесы или продукты быстрого приготовления.

Для каждой целевой аудитории соответственно ассортимент будет различным. Магазину необходимо выбрать приоритетную группу, принося-

Магазин "у дома" 8%

СаБІї&саггу

11%

Дискаунтер

35%

Супермаркет 28%

Гипермаркет 18%

Рис. 3. Распределение числа торговых сетевых предприятий по форматам торговли в России

щую наибольший доход, и формировать ассортимент, исходя их предпочтений данной группы. Немаловажным фактором при выборе доминирующей группы потребителей является месторасположение магазина. Вблизи может находиться жилая застройка, следовательно, основная группа потребителей - это молодые мамы, пенсионеры и т. д. Другой вариант - это наличие около магазина офисных зданий, тогда основной группой потребителей будут являться молодые работающие люди. Считаем, что ассортимент в каждом случае должен быть различен.

Немаловажное значение имеет такой фактор, как цена и наличие скидок. Немногие независимые магазины имеют возможность предоставления скидок и карт постоянных клиентов, так как это требует автоматизации всех торговых процессов. С другой стороны, автоматизация существенно сократит затраты времени на учет, улучшит планирование и управление ассортиментом, товарными запасами, что, в свою очередь, повлияет на цену. В то же время наличие скидок привлекает покупателей и стимулирует продажи.

Вытеснение с рынка значительной части предприятий с малой долей прибыли не приведет к положительным результатам, значит необходимо искать пути повышения конкурентных преимуществ несетевой торговли.

В табл. 8 представлена сравнительная характеристика сетевого продуктового ритейла и магазина традиционной торговли.

Несмотря на развитие сетевой торговли, независимые магазины должны функционировать на рынке, поскольку они удовлетворяют определенные потребности, которые не может удовлетворить крупный магазин. В настоящее время идет активное завоевание рынка именно предприятиями сетевой торговли, но доля несетевой торговли в России пока преобладает. В развитых странах доля несетевой торговли в среднем составляет 20-30 % в общем объеме розничного товарооборота. Россия развивается по своему пути, что доказывает

хотя бы развитие особого, чисто российского варианта дискаунтера. Независимые магазины в настоящее время должны включиться в серьезную борьбу за покупателей, более тщательно формировать ассортимент, автоматизировать торговые процессы, использовать материальные стимулы в виде скидок или карт постоянного клиента. Еще одним вариантом приобретения конкурентного преимущества может служить объединение независимых магазинов с целью создания распределительных центров и получения скидок у поставщиков.

Рассмотрим основные показатели деятельности десяти крупнейших розничных продовольственных сетей г. Челябинска (табл. 9) с целью оценки логистической интеграции.

Доля рынка десяти крупнейших розничных продовольственных сетей г. Челябинска составляет 6 %, оставшуюся часть - около 15 % составляют 6 мелких продовольственных сетей и 20 сетей, реализующих непродовольственные товары. Наибольшую долю рынка при этом занимает торговая сеть «Молния» (ООО «Молл») - 3,36 %. Наибольшее количество магазинов имеют дискаунтеры «Пятерочка» и «Дикси» - 36 и 30 соответственно.

В логистически интегрированных структурах- торговых сетях, уровень издержек обращения ниже, чем в независимых магазинах в среднем на 2-3 %, что обусловлено более высоким уровнем производительности труда, более эффективным использованием торговых площадей.

Литература

1. Плотников, В. В. Эффект логистической интеграции: монография / В.В. Плотников. - М.: Научная книга, 2002. - 104 с.

2. Чкалова, О.В. Торговое предприятие: учеб. пособие / О.В. Чкалова. - М.: Эксмо, 2008. - 320 с.

3. Торговля в России. 2008: стат. сб./ Росстат. - М., 2008. - 565 с.

4. Ыф://\тт. есопот-сНе1ге& ги

5. http://www.InfoLine.ru

6. Магазины шаговой доступности. Ситуация в

Таблица 8

Сравнительная характеристика сетевой и несетевой торговли в России

Критерий Сетевая торговля Несетевая торговля

Размеры Совокупная торговая площадь значительная Торговая площадь магазина, как правило, в пределах 500 м2

Территориальная близость Предприятия могут быть расположены далеко от жилой застройки, затраты времени на путь до магазина составляют 30-60 минут Максимальная приближенность к потребителям, затраты времени на путь до магазина составляют 5-10 минут

Пешеходная доступность Зачастую необходимо воспользоваться транспортом Находится в пределах пешеходной доступности

Затраты времени на совершение покупки Минимум 30 минут, включая нахождение в торговом зале и прохождение кассовой зоны 5-10 минут, исключая часы пик, когда у кассы могут возникать очереди

Уровень цен Относительно низкие цены благодаря наличию скидок у поставщиков и минимизации логистических затрат Уровень цен выше на 5-10 % по сравнению с сетевыми предприятиями

Наличие скидок Имеются карты постоянного клиента, возможны скидки при проведении акций Отсутствуют в большинстве случаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

График работы Удобный для покупателей, может быть круглосуточный, но чаще с 8.00 до 22.00 Удобный для покупателей, может быть круглосуточный, но чаще с 8.00 до 22.00

Широта и глубина ассортимента Широкий, глубокий ассортимент. Может насчитывать до 35 000 позиций Ассортимент узкий и неглубокий, включает до 2500-3000 наиболее востребованных быстрооборачи-ваемых позиций

Наличие готовой продукции Допускается наличие готовой продукции, кулинарии Зависит от специализации магазина, но чаще готовая продукция отсутствует, либо имеются единичные позиции

Собственные марки Есть Нет

Мерчендайзинг Используются приемы мерчендайзинга, имеется штат мерчендайзеров, которые отслеживают эффективность данных мероприятий Отсутствует, руководство стремиться максимально использовать имеющиеся площади и оборудование. Приемы мерчендайзинга используются интуитивно

Форма обслуживания Самообслуживание Обслуживание через прилавок, реже самообслуживание

Наличие дополнительных услуг (парковка, детская комната и др.) Сетевые магазины рассчитаны на долговременное пребывание покупателей в торговом зале, следовательно, наличие парковок, детских комнат, кафетерия обязательно Парковочные места ограничены, детские комнаты, кафетерий могут отсутствовать, минимальные дополнительные услуги

Лояльность покупателей Лояльность высокая за счет высокого уровня обслуживания, широкого ассортимента и относительно низкого уровня цен Знают покупателей «в лицо», лояльность высокая за счет личного обслуживания и общения

Наличие складских помещений Большие возможности для хранения товарных запасов Складские площади минимальные или отсутствуют

Наличие собственных логистических инфраструктур У многих торговых сетей есть собственные распределительные центры, налажены связи с транспортными компаниями, либо собственных парк Отсутствуют

Автоматизация и механизация процессов торговли Высокий уровень автоматизации и механизации процессов торговли Чаще отсутствуют

Анализ и управление ассортиментом Применяется множество подходов, благодаря автоматизации управление ассортиментом и запасами упрощается Чаще используются интуитивные способы

Таблица 9

Основные показатели деятельности предприятий сетевой торговли г. Челябинска за 2008 г.

Показатели Молния Пятерочка Дикси Теорема Наш гипермаркет Проспект Патэрсон Магнит Мир еды Монетка

Розничный товарооборот, млн руб. 11 678,4 2 193,8 2 168,4 1 581,8 1 090,5 822,8 468,0 396,0 245,5 140,6

Доля рынка, % 3,36 0,63 0,62 0,46 0,31 0,25 0,14 0,11 0,07 0,04

Количество магазинов 11 36 30 2 1 6 3 8 3 2

Средний чек, руб. 812 380 290 610 534 388 410 285 341 255

Средний товарооборот на 1 магазин, млн руб. 1 061,7 60,9 72,3 790,9 1 090,5 137,1 156,0 49,5 81,8 70,3

Средний товарооборот на 1 м2, млн руб. 0,450 0,161 0,206 0,171 0,179 0,184 0,156 0,198 0,147 0,040

Торговая площадь, м2 25 952 13 626 10 526 9 250 6 092 4 472 3 000 2 000 1 670 3 674

Средняя площадь одного магазина, м2 2 690,2 378,5 350,9 4 625 6 092 745,3 1 000 250 556,7 1 837

Численность работников сети 1 850 765 1 343 980 151 186 259 300 76 206

Товарооборот на 1 работника, млн руб. 6,31 2,87 1,61 1,61 7,22 4,42 1,8 1,32 3,23 0,68

Санкт-Петербурге. Из отчетного доклада Санкт- потребительского рынка // Современная торговля. -

Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере 2009.-№9. -С. 6-12

7. http://www.4р.ги/main/research/ 57357/

Поступила в редакцию 30 апреля 2009 г.

Каточков Виктор Михайлович. Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика торговли» факультета коммерции Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - экономика и управление в промышленности, коммерческая деятельность промышленных предприятий, логистика. Контактный телефон: 8-919-11-555-10

Katochkov Viktor Mikhailovich. Doctor of Economics, professor, Head of the Trade Economics department of the faculty of Commerce, South Ural State University. Scientific interests: economics and management in industry, commercial activity of industrial enterprises, logistics. Telephone: 007-919-11-555-10

Левина Алена Борисовна. Старший преподаватель кафедры «Экономика торговли» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - экономика и организация розничной торговли, логистика. Контактный телефон: (8-351) 267-93-03.

Levina Alena Borisovna is senior teacher of the Trade Economy Faculty of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: economy and the organization of retail trade, logistics. Tel: (8-351) 267-93-03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.