Научная статья на тему 'Анализ рыночного положения и конкурентоспособности компании x5 Retail Group'

Анализ рыночного положения и конкурентоспособности компании x5 Retail Group Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9124
2130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ РЫНКА / АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / 5 КОНКУРЕНТНЫХ СИЛ ПОРТЕРА / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / MARKET ANALYSIS / COMPETITIVENESS ANALYSIS / PORTER FIVE FORCES ANALYSIS FORCES / RETAIL / RETAIL CHAINS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куркин А. В., Бочарова А. П.

Исследование содержит результаты анализа конкурентоспособности компании X5 Retail Group по состоянию на 2017 год, произведенного на основании модели 5 конкурентных сил М. Портера. В ходе работы были проанализированы такие аспекты деятельности компании, как логистическая деятельность, открытие новых точек, стратегии продвижения и привлечения покупателей. Полученные результаты исследования были консолидированы в формате SWOT-матрицы для компании с выявлением потенциальных сильных сторон компании, а также рисков, с которыми она может столкнуться при сохранении имеющейся доли рынка или ее расширения. Исследование актуально на фоне усиления деятельности компании X5 Retail Group в последние годы, выходящей на лидерские позиции на российском рынке ретейла, и поэтому представляет интерес для специалистов в сферах менеджмента, экономики и предпринимательского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MARKET POSITION AND COMPETITIVENESS OF THE COMPANY X5 RETAIL GROUP

The study contains the results of the competitive analysis of the company X5 Retail Group based on the 2017 year data and is based on Porter five forces analysis. In the course of the work, such aspects of the company’s activities as logistics, opening new points, strategies of promoting and attracting customers were analyzed. The results of the study were consolidated in the SWOT-matrix format for the company, identifying the potential strengths of the company, as well as the risks it may face while maintaining the existing market share or expanding it. The study is relevant due to the ongoing process of the strengthening the X5 Retail Group company in recent years, which is emerging on the leading positions in Russian retail market, and therefore is of interest to specialists in the fields of management, economics and business law.

Текст научной работы на тему «Анализ рыночного положения и конкурентоспособности компании x5 Retail Group»

УДК: 339.13 ГРНТИ: 06.56.21 DOI: 10.32415/jscientia.2019.06.04

АНАЛИЗ РЫНОЧНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ X5 RETAIL GROUP

А. В. Куркин ©, А. П. Бочарова ©

Высшая школа экономики

Россия, 101000 г. Москва, ул. Мясницкая, 20

ЕЗ Бочарова Александра Павловна - [email protected]

Исследование содержит результаты анализа конкурентоспособности компании X5 Retail Group по состоянию на 2017 год, произведенного на основании модели 5 конкурентных сил М. Портера. В ходе работы были проанализированы такие аспекты деятельности компании, как логистическая деятельность, открытие новых точек, стратегии продвижения и привлечения покупателей. Полученные результаты исследования были консолидированы в формате SWOT-матрицы для компании с выявлением потенциальных сильных сторон компании, а также рисков, с которыми она может столкнуться при сохранении имеющейся доли рынка или ее расширения. Исследование актуально на фоне усиления деятельности компании X5 Retail Group в последние годы, выходящей на лидерские позиции на российском рынке ретейла, и поэтому представляет интерес для специалистов в сферах менеджмента, экономики и предпринимательского права.

Ключевые слова: анализ рынка, анализ конкурентоспособности, 5 конкурентных сил Портера, розничная торговля, торговые сети.

ANALYSIS OF THE MARKET POSITION AND COMPETITIVENESS OF THE COMPANY X5 RETAIL GROUP

A. V. Kurkin , A. P. Bocharova

Higher School of Economics 20 Myasnitskaya St., 101000 Moscow, Russia

S3 Bocharova Alexandra - [email protected]

The study contains the results of the competitive analysis of the company X5 Retail Group based on the 2017 year data and is based on Porter five forces analysis. In the course of the work, such aspects of the company's activities as logistics, opening new points, strategies of promoting and attracting customers were analyzed. The results of the study were consolidated in the SWOT-matrix format for the company, identifying the potential strengths of the company, as well as the risks it may face while maintaining the existing market share or expanding it. The study is relevant due to the ongoing process of the strengthening the X5 Retail Group company in recent years, which is emerging on the leading positions in Russian retail market, and therefore is of interest to specialists in the fields of management, economics and business law.

Keywords: market analysis, competitiveness analysis, Porter five forces analysis forces, retail, retail chains.

X5 Retail Group («Группа» или «Х5») — одна из лидирующих российских компаний, осуществляющая свою деятельность в сфере розничной торговли. X5 управляет магазинами нескольких торговых сетей:

- бренд «Пятерочка», широко представленный в форматах дискаунтер и «магазин у дома»;

- бренд «Перекрёсток», представленный супермаркетами классического формата;

- бренд гипермаркетов «Карусель;

- бренд магазинов «шаговой доступности» - «Перекресток Экспресс» - ликвидирован в конце 2018 года по причине низкой маржинальности.

Цель данной работы - произвести анализ текущего положения компании X5 Retail Group на рынке розничной торговли на основании модели «5 конкурентных сил Портера», а также выделить ключевые факторы конкурентоспособности компании.

1. Анализ рынка и позиционирование фирмы. X5 Retail Group ежегодно увеличивает свое присутствие на российском рынке продуктовой розничной торговли. С 2009 года по 2016 год доля компании на рынке розничной торговли увеличилась с 4,4% до 8%. Главными конкурентами X5 Retail Group являются крупнейшие федеральные торговые сети: «Магнит», «Ашан», «Дикси», «Лента», «Metro». «Пятероч-

ка» конкурирует с «Дикси» в формате дискаунтеров, «Перекресток» конкурирует с «Магнитом» в формате супермаркетов, «Карусель» конкурирует с «Ашаном» и «Metro» в формате крупных гипермаркетов [2]. До 2018 года в структуре активов компании также присутствовали мини-мар-кеты или магазины «шаговой доступности» под брендом «Перекресток Экспресс», конкурировавшие в столичном регионе с «AB Daily», но по причине низкой маржинальности были ликвидированы.

На 2017 год распределение рынок розничной торговли продуктами питания распределен между основными игроками в следующих пропорциях: X5 Retail Group - 8%, Магнит - 7,4%, Ашан - 2,9%, Дикси - 2,4%, Лента - 2,1%, METRO- 1,6%.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана для 10 крупнейших сетей розничной торговли в России с суммарной долей 28.0% от общего объема рынка, составил 143,5. Поскольку HHI < 1000, можно сделать вывод, что на данный момент рынок сетевой розничной торговли, несмотря на активную экспансию федеральных и международных сетей розничной торговли, все еще остается сильно фрагментирован-ным и высококонкурентным рынком, и ни одна из фирм не занимает доминирующего положения, которое позволило бы ей выступать в качестве лидера рынка и диктовать цены

остальным его участникам. С другой стороны, рынок российской розничной торговли имеет существенный потенциал для роста и консолидации, что находит отражение в политике по увеличению присутствия на рынке крупнейших розничных игроков. По заявлениям X5 Retail Group, в 2017 году компания планирует открыть до 2 500 новых магазинов в формате супермаркетов и «магазинов у дома» [6]. Главный конкурент X5 Retail Group, торговая сеть «Магнит», планирует открытие более двух тысяч новых магазинов в тех же форматах, что и X5 Retail Group [7].

По причине того, что под управлением X5 Retail Group находится несколько торговых сетей, имеющих различную форму позиционирования на рынке, то компания имеет возможность более гибкой подстройке к разным категориям клиентов. Например, магазины «Пятерочка» ориентируются на потребителей средней и нижней имущественных категорий, «Карусель» - на средний сегмент дохода, а «Перекресток» на потребителей с достатком выше среднего, для которых качество и ширина ассортимента важнее низкой цены.

2. Барьеры входа на рынки. Потенциальная конкуренция. Несмотря на то, что федеральные и международные сети розничной торговли проводят активную экспансию на новые территории, барьеры входа на рынок розничной торговли находятся на относительно низком уровне, что позволяет новым игрокам входить на рынок и создавать конкуренцию федеральным сетям на уровне одного или нескольких конкретных магазинов. Это особенно актуально для небольших магазинов, площадью 60 м2 в формате «у дома». Такие небольшие магазины могут составить конкуренцию даже крупным торговым сетям за счет непосредственной близости расположения к покупателям, отличающегося ассортимента, лучшего сервиса, более длительного режима работы. Часто магазины у дома привлекают покупателей горячей выпечкой или собственной кулинарией.

Однако, говоря о конкуренции на более высоких уровнях, барьеры входа на рынок значительно возрастают, и не только в денежном выражении. По мере усиления консолидации рынка розничной торговли в России и увеличения доли рынка, крупнейших игроков, лидеры рынка, такие, как X5 Retail Group или «Магнит», проводят агрессивную торговую политику, целью которой является как захват максимально большой доли рынка в регионах с широким присутствием данной торговой сети, так и освоение новых и перспективных для компании рынков и территорий.

Конкурентные преимущества крупных розничных сетей

[1]:

- Возможность закупки больших партии товаров и получения максимально выгодных условий от поставщика

- В соответствии с потребительскими предпочтениями возможно изменение ассортимента товаров и формирование привлекательного ассортимента по конкурентоспособным ценам;

- Централизация и высокий уровень управления всей коммерческой деятельностью за счет привлечения квалифицированных специалистов позволяют избежать многих недостатков, характерных для отдельного магазина;

- Снижение затрат на единицу товара за счет экономии на издержках по стимулированию сбыта, закупку рекламы, выгодной для своих магазинов;

- Сети дают своим магазинам определенную свободу, чтобы те могли с учетом местных потребительских предпочтений успешно вести конкурентную борьбу.

Помимо вышеописанных причин, серьезное воздействие на ухудшение рыночного положения предприятий средний и малой торговли, оказали кризисные тенденции в экономике России. В настоящее время рынок розничной торговли, как и многие другие отрасли народного хозяйства, подвержен влиянию общерыночных кризисных тенденций, а также испытывает спад из-за продолжающегося снижения покупательской способности населения. Даже несмотря на большую устойчивость сегмента продуктов питания и продовольственных товаров к снижению покупательского спроса, к концу 2015 года более 55% предприятий розничной торговли в качестве одного из факторов, ограничивающих развитие их деятельности, назвали недостаточный платежеспособный спрос [4].

Таким образом, макроэкономическая ситуация последних лет, а так же ряд преимуществ присущих крупным сетям оказали прямое или косвенное воздействие на сферы розничной и традиционной торговли и привели к снижению их рентабельности и частичного выхода малых и средних предприятий данной отрасли с рынка.

Тем не менее, X5 Retail Group в своей деятельности уделяет большое внимание не только экстенсивному расширению торговой сети, но и увеличению эффективности уже действующих точек за счет проведения различных акцион-ных и скидочных кампаний. Важное место занимают акции по повышению лояльности потребителей и привлечению новых клиентов. Примерами акционной политики по повышению лояльности покупателя является выпуск дисконтных карт для постоянных покупателей «Выручай-карта» для сети «Пятерочка», «Карта клуба Перекресток», а также выпуск на специальных условиях дебетовых ко-брендинго-вых карт «Перекресток - Альфа-Банк», «Пятерочка - Почта России».

Что касается повышения эффективности действующих точек, то в 2015-2017 гг. большое распространение среди сетевых ретейлеров получили контракты о субаренде торговых площадей, принадлежащих ретейлерам. Это позволяет субарендаторам опираться на логистические возможности крупных сетей. Сотрудничество чаще всего налаживается в формате стойки в прикассовой зоне или «магазина в магазине». А в последнее время крупные сети также начали развивать еще один, уже более крупный формат с привлечением сторонних предпринимателей - ярмарки выходного дня на прилегающей территории.

Контракты в данной отрасли. Что касается горизонтальной интеграции на рынках и вертикальной интеграции сфер производства, то X5 Retail Group проводит работу по обоим направлениям.

В качестве элементов горизонтальной интеграции может рассматриваться расширение сети за счет приобретения региональных торговых сетей и их ребрендинга в магазины сети для расширения своего присутствия на местных рынках. Самым крупным примером данного формата горизонтальной интеграции является приобретение X5 Retail Group торговой сети «Копейка», имевшей более 660 универсамов и 7 распределительных центров. При этом, по требованию ФАС, 27 магазинов прекратили торговую деятельность до закрытия сделки. Позднее все приобретённые универсамы были ребрендированы в «Пятёрочки».

Собственные торговые марки (СТМ) могут рассматриваться в качестве инструмента вертикальной интеграции для сетей розничной торговли. В России появление товаров собственных товарных марок на прилавках магазинов

розничных сетей датируется 2001 годом. Примерами СТМ в российском ретейле можно назвать такие бренды, как «Красная цена» (реализуется в сетях X5 Retail Group), «Просто Азбука» (реализуется «Азбукой вкуса»), «Д» (реализуется в магазинах сети «Дикси»).

X5 Retail Group придает большое значение отношениям с поставщиками. Х5 в 2017 году работала более чем с 6 000 поставщиками продукции - как российскими, так и зарубежными, при этом на продукцию десяти крупнейших поставщиков приходится 12% от чистой выручки компании. Всего в магазинах торговых сетей X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») представлена продукция около 6000 поставщиков, при этом доля отечественной продукции в ассортименте магазинов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» превышает 90% [5].

Рынок капитала. X5 Retail Group, являясь одним из лидеров российской розничной торговли с рыночной капитализацией 576 млрд. руб., (по состоянию на 2017 г.) обладает большими возможностями для привлечения капитала. Компания торгуется на Лондонской Фондовой Бирже, где ее акции котируются на уровне 35-37 долларов за акцию. Так же в 2015 и 2016 гг. компания подписала кредитные соглашения с банками ВТБ и Сбербанк, получив от них 45 и 24 млрд. рублей соответственно [8]. Кредитные средства предоставлены компании сроком на три года, и будут направлены на досрочное погашение кредитов и финансирование текущей деятельности компании.

Подводя итог данной главе, следует отметить, что рынок розничной торговли России в настоящее время продолжает сохранять высокую степень конкурентности, за счет чего барьеры входа на рынок для новой фирмы остаются достаточно низкими. Но не следует забывать о том, что в условиях экономического спада дополнительную значимость приобретает эффект масштаба, которым в полной мере пользуются крупные игроки. Свою роль также играет и разница в возможностях доступа к рынку капитала, где также очевиден приоритет самых больших компаний. В итоге на рынке происходит ослабление конкурентных механизмов, и он начинает тяготеть к олигопольной модели, при которой подавляющий объем продаж поделен между ограниченным числом основных игроков. Складывающаяся ситуация ставит в невыгодное положение производителя продукции, который имеет все меньше альтернатив для вывода своей продукции на рынок. Этим начинают пользоваться крупнейшие сетевые ретейлеры, жестко навязывающие производителю выгодные для себя условия поставки.

3. Характеристика потребителя. Вследствие факта того, что группа X5 управляет магазинами нескольких брендов фокусирующихся на разных группах потребителей, то можно говорить о том, что в целом магазины компании охватывают практически весь спектр потребительских предпочтений и могут удовлетворить большинство запросов разных потребителей.

Согласно исследованиям Russian Journal of Retail Management, основными критериями привлекательности места приобретения товаров потребителями были близость расположения относительно дома, широкий ассортимент, качество товаров и наличие отдела кулинарии [3]. Именно по этой причине X5 Retail Group расширяет количество магазинов нового типа «у дома», а также супермаркетов, так как в пользовании гипермаркетами, вследствие очевидной удаленности и затратности по времени, наблюдается в последние годы спад [5].

Для повышения лояльности потребителей компаний применяются следующие стратегии:

1) Потребитель, приобретший просроченный товар, имеет право на возврат потраченных денег и получение аналогичного товар хорошего качества.

2) Выпуск дисконтных карт для постоянных покупателей.

3)Скидки льготным категориям населения.

4) Многочисленные промо-акции

5) Благотворительные акции помощи

6) Инициатива продуктовой помощи неимущим людям «Корзина доброты» [2].

В целом, стратегии, применяемые компанией X5 в отношении потребителей, доказывают свою эффективность вследствие ежегодного увеличения количества потребителей и высокой репутации магазинов в России и странах СНГ. Сильными сторонами являются расположение магазинов близко к месту проживания, высокая репутация магазинов, низкие цены (для сетей «Пятерочка» и «Карусель»). Слабыми сторонами является присутствие в магазинах большого количества товаров низкого качества (в частности, текстиля, посуды и т.д.), что понижает репутацию магазинов компании среди потребителей, а также случаи некорректного поведения сотрудников магазинов.

4. Территориальный аспект анализа фирмы. На 2017 год компания Х5 Retail Group была представлена сетями различных форматов на территории семи из восьми федеральных округов России, за исключением Сибирского округа, при этом происходила постепенная экспансия в восточном направлении (данные на 2017 год). На начало 2017 года X5 Retail Group под всеми брендами управляла 9187 магазинами по всей России. Инфраструктура налаживается в местах экспансии компании на востоке страны, где перевозки были ранее проблематичны, а также увеличивается количество транспортных средств компании и логистических складов для транспортировки и хранения продукции [6].

Для эффективной работы компании используются новейшие геоинформационные системы, а также в 2016 году X5 Retail Group обновила интеграционную шину SAP PI 7.31, с нулевым временем простоя и пропускной способностью, достаточной для эффективного выполнения поставленных задач компании [2].

Для продажи товаров через Интернет в 2017 году в тестовом режиме был запущен онлайн-магазин Perekrestok. ru для жителей Юго-западного административного округа Москвы, а затем продолжил расширяться по столице с планированием запуска в остальных регионах России.

Что касается использования территории, то компания пользуется экономией от масштаба, так как созданные ей распределительные центры в округах, пользующихся розничными магазинами X5 Retail Group, а также обеспечение перевозок на 60-70% собственным транспортом, обеспечивают значительные удобства в логистике компании. Более того, уникальная логистическая стратегия компании, основанная на увеличении числа кросс-доков при транспортировке и максимальной централизации, вносит большой вклад в оптимизацию поставки грузов и уменьшении затратности транспортировки [2].

Что касается размещения фирмы относительно используемых финансовых ресурсов, то на всей западной части России это не имеет большого значения благодаря развитой логистике компании и инфраструктуре регионов. Большие сложности компании с экспансией на рынки Дальнего

Востока и Сибири вызваны объективным фактором плохой инфраструктуры данных регионов, что осложняет создание разветвленной сети розничных магазинов. Проблемы продвижения на восток также вызваны большими затратами в грузоперевозках, что может привести к многократному повышению цен на продукцию, как это часто происходит в несетевых магазинах. Однако, вследствие антимонопольного законодательства, цены не могут быть подняты настолько высоко, что в результате приведет к повышению убытков компании при транспортировке. Основной конкурент X5 Retail Group «Магнит» испытывает те же сложности и продвигается в основном в южные регионы, поэтому сильной конкуренции компания испытывать не будет, но решение проблемы инфраструктуры и поиск локальных поставщиков продукции остаются ключевыми задачами.

Что касается территориальных конкурентных преимуществ компании по сравнению с конкурентами, в частности, с «Магнитом», то они состоят в следующем:

1) Распространение розничных магазинов сетей «Пер-кресток», «Пятерочка» и «Карусель» компании на Дальнем Востоке и в Сибири, в то время как «Магнит» распространяет магазины в южных регионах. Это дает преимущество компании Х5 Retail Group в захвате нового рынка, на котором не присутствует сильный конкурент.

2) Регистрация компании не только в России, но в Нидерландах, что при нарушении российского законодательства или при введении каких-либо превентивных мер поможет компании сохранить свое существование и активы.

5. Анализ итогов деятельности, конкурентных преимуществ и перспектив фирмы. По причине того, что X5 Retail Group самостоятельно не производит продукцию, а только участвует в розничной перепродаже, то затраты на производство продукции не учитываются в финансовой отчетности. Позиция компании в отношении отказа от развития сектора производства собственной продукции выражается в направленности на стратегическое партнерство с поставщиками, которые гарантируют высокое качество поставляемой продукции.

Логистика X5 Retail Group. По данным годового отчета X5 Retail Group за 2016 год [2]:

- складские расходы на продукцию снизились на 12,5% по сравнению с предыдущим годом (с 15,5 руб. за коробку до 13,6 руб. за коробку);

- в связи с введением в действие новых распределительных центров производительность в декабре 2016 года увеличилась на 39% в годовом исчислении (до 62,2 коробок в час);

- затраты на транспортную логистику за 2016 год составили 13,4 рубля за коробку.

Политика компании направлена в отношении логистики направлена прежде всего на оптимизацию поставок. Так, в 2016 году было открыто 6 новых распределительных центров (общее число которых достигло 34) и значительно расширен транспортный парк (на конец 2016 года собственный автопарк X5 Retail Group насчитывает 2318 машин, что на 60% удовлетворяет нужды компании). Уровень централизации поставок возрос на 3 процентных пункта по сравнению с 2015 годом и составил 88%.

Для сравнения приведем логистическую ситуацию главного конкурента «Магнит». На конец 2016 г., исходя из данных годового отчета за 2016 год, в собственности компании находилось 35 распределительных центров и 5783 грузовых автомобилей, которые полностью покрывали необхо-

димость сети в транспортных перевозках. Уровень централизации поставок составил 87% [7].

Сопоставив логистические данные X5 Retail Group и «Магнита», можно сделать вывод о том, что обе компании находятся в практически равном положении по уровню логистической инфраструктуры, обладая одинаковым количеством распределительных центров и имея одинаковый уровень централизации рынка. Однако «Магнит» обладает значительно большим автопарком, способным полностью удовлетворить его нужды, в то время как автопарк X5 Retail Group способен удовлетворить только 60% процентов перевозок компании. Необходимость заключения транспортных контрактов со сторонними перевозчиками увеличивает риски компании и делает ее менее конкурентоспособной по сравнению с «Магнитом». Однако информация о количестве находящихся в собственности «Магнита» автомобилей позволяет нам найти количество автомобилей, которое будет покрывать равный с X5 Retail Group процент перевозок компании. По итоговым подсчетам мы получаем цифру около 3500 грузовых автомобилей для 60% общего числа перевозок. Сравнивая данный показатель с показателем X5 Retail Group (2318 машин для 60% от общего числа), мы можем сделать выводы о куда лучшей организации логистической сети поставок у X5, которая позволяет получать аналогичные показатели транспортной доступности и централизации с использованием намного меньшего количества машин, а соответственно, с меньшими издержками по сравнению с «Магнитом».

Финансовые показатели X5 Retail Group. За 2016 год выручка компании составила 1 034 000 000 рублей, что является максимальной выручкой за все время существования компании на рынке. Рост выручки компании за 2016 год по сравнению с 2015 годом составил 27,8%, что является рекордным показателем компании, начиная с 2011 года [6].

Расчет основных показателей деятельности фирмы. Выручка X5 Retail Group за 2016 год составила 1 033,6 млрд. руб., издержки реализации составили 783,6 млрд. руб. Прибыль - 249,985 млрд. руб. Торговые, общие и административные расходы - 211,3 млрд. руб., сумма налогов - 17,372 млрд. руб. Таким образом, чистая прибыль компании X5 Retail Group за 2016 гг. - 22,29 млрд. руб. [6].

Оценка финансового баланса компании. Согласно аудиторскому заключению общества с ограниченной ответственностью «Статус-Аудит», на 31 декабря 2016 года бухгалтерский баланс публичной компании X5 Retail Group составил 43,08 млрд. руб., из которых 31,285 млрд. руб. приходится на внеоборотные активы, 11,794 млрд. руб. приходится на оборотные активы. Балансовые обязательства компании составляют 36,052 млрд. руб., из которых долгосрочные обязательства - 35,01 млрд. руб., а краткосрочные - 1,052 млрд. руб. Таким образом, чистые активы X5 Retail Group составляют 7,027 млрд. руб.

Общий долг X5 Retail Group на 31 декабря 2016 года составил 156,033 млрд. руб. Краткосрочный долг - 45,16 млрд. руб., долгосрочный долг - 110, 86 млрд. руб. Чистый долг за вычетом прибыли за 2016 г. - 137,84 млрд. руб.

Деятельность Х5 Retail Group может быть оценена на основании ряда показателей рентабельности и ликвидности.

Показатели рентабельности:

- Показатель валовой рентабельности - 24,2%.

- Операционная рентабельность - 4,4%.

- Рентабельность чистой прибыли - 2,16%.

Показатели ликвидности:

- Коэффициент текущей ликвидности - 11,2, то есть крайне высокая платежеспособность предприятия.

- Коэффициент концентрации собственного капитала - 0,16. Несмотря на то, что данный показатель существенно меньше целевого значения 0,5, такая низкая доля собственного капитала является нормой для российского ретейла и так как экономисты считают оптимальным показатель коэффициента концентрации собственного капитала равный 0,5, то данные баланса Х5 Retail Group свидетельствуют о недостаточной финансовой устойчивости предприятия.

Стратегические цели X5 Retail Group. Ниже приведены стратегические цели и приоритеты, сформированные руководством X5 Retail Group [6].

Стратегическая цель - стать признанным лидером российского рынка продуктовой розницы, достигнув 15%-ной

Матрица SWOT-анал!

доли к концу 2020 года.

Стратегические приоритеты:

- Высокая динамика роста.

- Фокус на увеличение торговых площадей на фоне сегодняшних возможностей рынка.

- Улучшение отношений с поставщиками.

- Постоянный курс на повышение операционной эффективности.

- Поддержка стратегии саморегулирования: новый подход для участников рынка розничной торговли.

6. Итоговый анализ: преимущества и опасности положения фирмы на рынке (рынках). Для консолидации полученных результатов, а также для выявления сильных и слабых сторон компании, возможностей и рисков, была составлена матрица SWOT-анализа для X5 Retail Group (таблица 1).

Таблица 1

I для X5 Retail Group.

Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses)

1. Магазины компании охватывают большую часть территории страны. 2. Низкие цены в розничных магазинах, что позволяет охватить все слои населения, привлечь новых клиентов. 3. Высокая репутация магазинов компании, сложившийся имидж. 4. Узнаваемые марки. 5. Представительство торговых марок и магазинов за рубежом (СНГ). 6. Размещение части активов в Нидерландах, что уменьшает риски потери активов в случае нарушения российского законодательства. 7. Удобное расположение магазинов: компания предоставляет розничные магазины всех видов, удовлетворяющие требования потребителей (магазины у дома, супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры). 8. Успешная рекламная деятельность и эффективный менеджмент ком-паниии. 9. Развитая логистическая сеть и наличие распределительных центров и исследовательских лабораторий. 10. Использование современных Интернет-платформ и технологий, повышающих скорость операций. 11. Квалифицированный персонал. 12. Наличие скидок и акций для всех групп населения, а также специализированных акций для льготных групп населения. 13. Высокий коэффициент текущей ликвидности. 1. Большое присутствие в магазинах товаров из Китая низкого качества, что портит впечатление посетителей от покупок. 2. Случаи некорректного поведения по отношению к посетителям сотрудников магазинов. 3. Низкое качество товаров собственной торговой марки. 4. Слабое развитие инфраструктуры в отдаленных регионах (Сибирь, Дальний Восток). 5. Случаи пренебрежения контроля качества продукции, что является причиной продажи просроченной продукции в магазинах. 6. Использование обратного франчайзинга, что затрудняет распространение магазинов франчайзи в других регионах. 7. Низкий коэффициент концентрации собственного капитала, что свидетельствует о недостаточной финансовой устойчивости предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможности (Opportunities) Риски (Threats)

1. Удобство расширения на восток России, так как рынок розничной продажи сетевыми магазинами там не освоен. 2. Увеличение ассортимента и продукции. 3. Появление брендов, которые еще не используются сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель». 4. Увеличение продаж через интернет-магазин. 5. Увеличение количества поставщиков. 6. Рост доходов населения. 1. Инфляция или экономическая нестабильность, что отрицательно скажется на доходах населения. 2. Барьеры вступления на международные рынки. 3. Риски правонарушений. 4. Колебания валютных курсов, что повлечет за собой изменение показателей фирмы. 5. Агрессивный рост и экспансия других известных сетей («Магнит», «Ашан»). 6. Высокая конкуренция с местными розничными магазинами в регионах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бутов А.М. Рынок розничной торговли продуктами питания. НИУ ВШЭ, Институт «Центр развития». 2015. [Butov AM. Rynok roznichnoi torgovli produktamipitaniya. NRU HSE, Centre of Development Institute. 2015. (In Russ).]

2. Годовой отчет компании X5 Retail Group за 2016 год. [Annual report of X5 Retail Group company for 2016]. URL: https://www.x5.ru/en/Documents/ reports/2016/index.html#.

3. Локтев Э.М., Саркисян Л.Г. Качество торгового обслуживания и лояльность потребителей в супермаркетах // Торгово-экономический журнал. 2016. Т. 3. № 4. [Loktev EM, Sarkisyan LG. Kachestvo torgovogo obsluzhivaniya i loyal'nost' potrebitelei v supermarketakh. Torgovo-ekonomicheskii zhurnal. 2016;(4). (In Russ).]

4. Розничная торговля, услуги населению, туризм / Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail.

5. Федорова М.А., Гончарова Ю.А., Папышева Л.И. Разработка стратегии развития предприятия на примере «X5 Retail Group». 2014. [Fedorova MA, Goncharova YA, Papysheva LI. Razrabotka strategii razvitiya predpriyatiya na primere «X5 Retail Group». 2014. (In Russ.).]

6. X5 Retail Group. Презентация для инвесторов на 2017 год. [X5 Retail Group. Presentation for investors 2017]. URL: https://www.x5.ru/ru/ Documents/CMD_2016_presentation.pdf.

7. ЗАО «Магнит». Презентация для инвесторов на 2017 год. [Non-Public Joint-Stock Company "Magnit". Presentation for investors 2017]. URL: http://ir.magnit.com/ru/press-relizyi/finansovye-rezultaty_2017/

8. Банк ВТБ выдал кредит на 24 млрд рублей компании Х5 Retail Group. // Журнал Retail&Loyalty. [Bank VTB vydal kredit na 24 mlrd rublei kompanii Kh5 Retail Group. Retail&Loyalty Journal]. URL: https://www.retail-loyalty.org/news/bank-vtb-vydal-kredit-na-24-mlrd-rubley-kompanii-kh5-retail-group.

Поступила в редакцию 30.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.