Научная статья на тему 'Ритейлерская сеть в нестабильной внешней среде: проблемы и решения (на примере x5 Retail Group N. v. )'

Ритейлерская сеть в нестабильной внешней среде: проблемы и решения (на примере x5 Retail Group N. v. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2425
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / СЕТЕВАЯ ТОРГОВЛЯ / РИТЕЙЛЕРЫ / БРЕНД / МУЛЬТИФОРМАТНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ / SUSTAINABILITY OF ENTERPRISE / TRADE NETWORKS / RETAILERS / BRAND / IS A SUCCESSFUL FORM OF ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамсирова Аминат Абубекировна

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем обстоятельством, что в условиях нестабильной внешней среды предприятие вынуждено видоизменять целевые установки, в частности, ключевой становится установка на поддержание устойчивости развития. Сложившаяся ситуация исследуется в статье на примере X5 Retail Group N.V., которая является второй по объемам продаж отечественной розничной сетью. Показано, что важнейшим отличительным признаком организации деятельности X5 Retail Group N.V. является мультиформатный подход, предполагающий ее диверсификацию в процессе параллельного развития в рамках группы нескольких торговых сетей. В работе дана краткая характеристика результатов деятельности торговых сетей, входящих в состав компании: «Пятерочки», «Перекрестка», «Карусели», а также «Перекресток Экспресс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Retailers network in unstable external environment: problems and solutions (based on X5 Retail Group N.V.)

The paper discloses the issue of company’s targets changing in the conditions of unstable external environment. It points at the main changing, which is maintaining of the development sustainability. The author reveals the current situation on the example of X5 Retail Group N.V., which is the second on sales volumes of the domestic retail network. The scientific article discloses that the most important distinguishing feature of the organization of the activities of X5 Retail Group N.V. is a multi-format approach, its diversification within the parallel development of multiple trading networks. The author presents a brief description of the results of operations of commercial networks that are members of the company: “Pyatyorochka”, “Perekrestok”, “Karusel” and “Perekrestok Express” as well.

Текст научной работы на тему «Ритейлерская сеть в нестабильной внешней среде: проблемы и решения (на примере x5 Retail Group N. v. )»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

ENTERPRISE ECONOMY

УДК 334.012 ББК 65.291 М 22

А.А. Мамсирова,

аспирант кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (918) 924-60-95, e-mail: [email protected]

РИТЕЙЛЕРСКАЯ СЕТЬ В НЕСТАБИЛЬНОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Х5 RETAIL GROUP N.V.)

( Рецензирована )

Аннотация. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем обстоятельством, что в условиях нестабильной внешней среды предприятие вынуждено видоизменять целевые установки, в частности, ключевой становится установка на поддержание устойчивости развития. Сложившаяся ситуация исследуется в статье на примере Х5 Retail Group N.V., которая является второй по объемам продаж отечественной розничной сетью. Показано, что важнейшим отличительным признаком организации деятельности Х5 Retail Group N.V. является мультиформатный подход, предполагающий ее диверсификацию в процессе параллельного развития в рамках группы нескольких торговых сетей. В работе дана краткая характеристика результатов деятельности торговых сетей, входящих в состав компании: «Пятерочки», «Перекрестка», «Карусели», а также «Перекресток Экспресс».

Ключевые слова: устойчивость предприятия, сетевая торговля, ритейлеры, бренд, мультиформатная форма организации.

А.А. Mamsirova,

Post-Graduate Student, Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (918) 924-60-95, e-mail: Aminat.mamsirova@ gmail.com

RETAILERS NETWORK IN UNSTABLE EXTERNAL ENVIRONMENT: PROBLEMS AND SOLUTIONS (BASED ON X5 RETAIL GROUP N.V.)

Abstract. The paper discloses the issue of company's targets changing in the conditions of unstable external environment. It points at the main changing, which is maintaining of the development sustainability. The author reveals the current situation on the example of X5 Retail Group N.V., which is the second on sales volumes of the domestic retail network. The scientific article discloses that

the most important distinguishing feature of the organization of the activities of X5 Retail Group N.V. is a multi-format approach, its diversification within the parallel development of multiple trading networks. The author presents a brief description of the results of operations of commercial networks that are members of the company: "Pyatyorochka", "Perekrestok", "Karusel" and "Perekrestok Express" as well.

Keywords: sustainability of enterprise, trade networks, retailers, brand, is a successful form of organization.

В современной динамично трансформирующейся экономике нестабильность внешней среды приобретает черты не эпизодического явления, а имманентного параметра функционирования хозяйствующего субъекта, становясь эндогенным фактором формирования модели рыночной деятельности бизнес-структуры. Естественным образом подобное положение вещей видоизменяет целевые ориентиры экономической деятельности в сфере торговли. В ряду важнейших постулатов ее осуществления теперь находится не только ориентация на обеспечение прибыльности, но и другие установки, ключевой в ряду которых во все большей степени становится поддержание устойчивости развития торгового предприятия в условиях все более нестабильной внешней среды.

В число инструментов обеспечения устойчивости предприятия сетевой торговли входит большое количество взаимосвязанных средств, при помощи которых обеспечивается достижение целевых ориентиров, отражающих устойчивость развития бизнеса. К важнейшим из подобных инструментов можно отнести:

резервы, которые имеются в распоряжении компании сетевой торговли;

средства мониторинга и анализа важнейших параметров функционирования компании;

инструменты диверсификации деятельности торговой сети и развития конкурентных отношений в рамках ее внутренней среды;

инструменты формирования позитивного имиджа и повышения

инвестиционной привлекательности сети.

Особенно актуализировалось использование указанных инструментов начиная с 2014 года, когда в условиях ухудшения общеэкономической конъюнктуры перед крупнейшими отечественными торговыми сетями встала проблема обеспечения устойчивости в рамках адаптации к внешним шокам, что обусловило активизацию их деятельности в области формирования комплекса адаптивных и стабилизационных механизмов.

Сложившуюся ситуацию можно более глубоко исследовать на примере Х5 Retail Group N.V., которая является второй по параметрам объема продаж отечественной розничной сетью. При этом она входит в число шестидесяти крупнейших ритейлеров в мире.

Х5 Retail Group N.V. была основана в мае 2006 года в результате слияния розничных сетей «Пятерочка» и «Перекресток». В июне 2008 года Х5 Retail Group N.V. приобрела торговую сеть «Карусель», что позволило компании значительно укрепить свои позиции в сегменте гипермаркетов и стать мультиформатной розничной сетью. В дальнейшем компания продолжила консолидацию российского розничного рынка, осуществив в 2009-2010 годах крупные сделки по приобретению сети супермаркетов «Патерсон» и сети дискаунтеров «Копейка».

Мультиформатный подход, выступающий важнейшим отличительным признаком организации деятельности Х5 Retail Group N.V., предполагает ее диверсификацию

в процессе параллельного развития в рамках группы нескольких торговых сетей, которые образуют магазины эконом-класса «Пятерочка» (87% от общего количества торговых предприятий группы), супермаркеты «Перекресток» (7%), экспресс-магазины «Экспресс» (4%) и гипермаркеты «Карусель» (2%).

Изменение факторов внешней конъюнктуры существенно повлияло на структуру посещаемости торговых предприятий группы в сторону смещения покупательских предпочтений от покупок в предприятиях форматов гипермаркета и супермаркета к посещению магазинов «у дома». Однако ориентация на мультиформатный подход и обновление ценностных предложений всеми торговыми сетями, входящими в состав Х5 Retail Group N.V., позволили обеспечить привлекательное для потребителей соотношение стоимости и потребительской ценности их товарного предложения.

В частности, активная реализация политики импортозамещения позволила увеличить приходящуюся на отечественных товаропроизводителей долю такой товарной позиции как твердые сыры в структуре продаж сети «Перекресток» в три раза в течение года. Также «Перекресток» за указанный временной отрезок утроил закупки отечественных овощей, а удельный вес молока и творога, произведенных российскими производителями, в структуре ассортимента магазинов сети превысил 95%. В отношении колбас, сосисок и мясных деликатесов данный показатель совершил стремительный рост с 12 до 97% [1].

Помимо этого, Х5 Retail Group N.V. занимает лидирующие позиции по сравнению с другими отечественными ритейлерами в такой сфере, как развитие собственных торговых марок, на которые приходится более 15% оборота группы. Необходимо указать на то, что в течение 2009-2015 годов данный

показатель был увеличен более чем в три раза. При этом целевые параметры доли товаров, реализуемых под собственными торговыми марками, были установлены для сети «Пятерочка» равными 50%, «Перекресток» - 25%, «Карусель» - 10% [2]. Сейчас в ассортимент торговых сетей Х5 Retail Group N.V. входит более двух тысяч наименований товаров под собственными торговыми марками, значительная часть из которых приходится на бренд «Красная цена», занимающий порядка 30% в портфеле частных марок.

Начиная со второго квартала 2015 года, после ребрендинга марки товаров «Красная цена», продукция под данной маркой продается исключительно в магазинах «Пятерочка», являясь узнаваемой составляющей бренда сети.

Данное мероприятие стало элементом системы мероприятий по оптимизации ценностного предложения сети, которая с учетом непростого экономического положения большинства покупателей стремится обеспечить их всеми необходимыми товарами, что нашло свое воплощение в реализации концепции «Пятерочка выручает».

Как одна из ведущих российских продовольственных компаний Х5 Retail Group N.V. в рамках реализации программы по обеспечению наименее защищенных групп населения базовым набором продуктов питания по доступной цене уже несколько лет предоставляет в своих магазинах скидки покупателям пожилого возраста.

В августе 2015 года Х5 Retail Group N.V. совместно с фондом продовольствия «Русь» запустила федеральный проект «Корзина доброты» по передаче продовольственной помощи нуждающимся. С августа по декабрь 2015 года более 2500 покупателей 23 магазинов, участвовавших в проекте, пожертвовали более 5 тонн продуктов в пользу малообеспеченных семей [3].

Активно развивается система франчайзинга под маркой Х5 Retail Group N.V. Обратный франчайзинг, при котором Х5 предоставляет партнеру бренд, поставляет товар, забирает выручку, а партнеру платит агентскую комиссию, ежегодно обеспечивает компании порядка 50 млн долл. По этой модели работают 41 «Пятерочка» и 8 супермаркетов «Перекресток ».

Обратная франшиза предполагает не только передачу прав на использование товарного знака, но и заключение агентского соглашения. В соответствие с последним, Х5 Retail Group N.V. берет на себя поставки 80% ассортимента, за исключением алкогольных напитков. Оставшаяся часть ассортимента формируется франчайзи в зависимости от спроса в конкретном регионе.

Вся выручка при обратном франчайзинге передается Х5 Retail Group N.V. в конце каждого рабочего дня, а 17-25% от ее общей величины возвращается франчайзи как агентское вознаграждение, расходуемое на оплату труда работников магазина, уплату налогов, оплату коммунальных услуг, возмещение текущих затрат. Оставшаяся после этих выплат часть агентского вознаграждения формирует прибыль франчайзи [4].

Обратная франшиза сети «Пятерочка» поставляет франчайзи товары из распределительных центров, а также от своих собственных поставщиков. Подобные поставки наполняют 90-92% товарного ассортимента, исключая алкоголь. При этом вся инкассированная выручка перечисляется Х5 Retail Group N.V., а франчайзи возвращается 1317% от товарооборота конкретного торгового предприятия. Стоимость франшизы (паушальный взнос, платеж) составляет 1 млн рублей, роялти отсутствует, срок окупаемости равен 12-15 месяцам, а объем требуемых инвестиций колеблется в диапазоне от 3 до 8 млн руб.

Самая «молодая» франшиза -«Перекресток Экспресс», запущенная в 2009 году. Цена франшизы составляет 295 тыс. руб., роялти - 3% от выручки, агентское вознаграждение - 25%, лицензия на алкоголь - 450 тыс. руб. Правообладателем франшизы «Перекресток» является ЗАО «Торговый дом «Перекресток» (Х5 Retail Group N.V.). При этом величина паушального взноса (стоимость франшизы) составляет от 1 до 1,5 млн руб. Предусматривается агентское вознаграждение в размере до 25%. Чтобы повысить привлекательность своей франшизы, Х5 Retail Group N.V. повышает уровень агентской комиссии: в Москве она составляет 17,5% от выручки, по России - 16-17,5% [5].

Говоря о конкретных технологиях обеспечения устойчивости торговых сетей группы, следует указать на то, что в рамках реализуемого на практике децентрализованного подхода к управлению компания внедряет новую операционную модель, позволяющую разграничить коммерческую деятельность розничных форматов и применять принципы категорийного менеджмента для формирования их индивидуального ассортимента. В рамках этой модели осуществляется разделение централизованной цепочки поставок на несколько функциональных подразделений, формирующих технологическую основу для реализации индивидуальных рыночных стратегий торговых сетей, входящих в состав группы [6].

Собственные распределительные центры позволяют каждой из входящих в состав группы сетей обеспечивать максимальную централизацию товарных потоков, повышая эффективность доставки грузов и формирования ассортимента в магазинах конкретной сети. В частности, в «Пятерочке» во втором полугодии 2015 года началась реализация проекта «Эффективный РЦ», направленного на стандартизацию и оптимизацию процессов в

распределительных центрах сети. «Перекресток» в 2015 году начал интеграцию новой системы прогнозирования и пополнения товарных запасов, обеспечивающей сквозное управление цепочкой поставок до фактического размещения товаров на полках магазина. Продолжающееся внедрение принципов бережливого производства, новых технологий планирования продаж и операционной деятельности позволили сети «Перекресток» в 2015 году заметно повысить эффективность логистических операций.

Также в распределительных центрах группы было реализовано внедрение системы пополнения запасов и планирования спроса ТОА, в значительной степени оптимизирующей работу сотрудников и повышающей доступность товаров по внедренным категориям.

Транспортная стратегия группы, в свою очередь, была направлена на повышение эффективности за счет постепенного перевода автопарка в собственное управление. Данная стратегия обеспечила значимый экономический эффект в части сокращения транспортных расходов. По ряду маршрутов сокращение расходов в 2015 году

Показатель EBITDA за 2015 год, скорректированный на суммы выплат в рамках долгосрочной программы мотивации и прочих разовых вознаграждений, увеличился на 28%, в то время как рентабельность по скорректированному показателю EBITDA выросла на 2% и составила 7,3%. Валовая рентабельность компании

достигло 60%. В результате применения новой структуры заработной платы и оптимизации маршрутов общий фонд оплаты труда в расчете на один грузовой автомобиль снизился на 9%, а средняя заработная плата водителей, напротив, повысилась на 10%. Благодаря внедренным системам контроля пробега отклонение фактических расстояний от плановых сократилось по итогам 2015 года с 20% до 4% [3].

Реализация комплекса выше-отмеченных мероприятий и инструментов позволила группе в существенной степени нивелировать факторы негативного воздействия внешней среды, что может продемонстрировать анализ результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.

В течение 2015 года общее число магазинов сетей, входящих в состав группы, увеличилось на 1,5 тысячи, а величина торговых площадей - более чем на 700 тысяч м2. Величина чистой розничной выручки Х5 Retail Group N.V. возросла на 172,2 млрд рублей, или на 27%, показав наилучшую динамику за период с 2011 года [7]. Ключевые финансовые показатели деятельности группы приведены в табл. 1.

выросла на 8%, по сравнению с 2014 годом, и составила 24,5%.

Все основные операционные показатели деятельности Х5 Retail Group N.V. также продемонстрировали положительную динамику как по группе в целом, так и в разрезе всех входящих в нее торговых сетей (табл. 2).

Таблица 1

Основные финансовые показатели деятельности Х5 Retail Group N.V. (млн руб.)

Показатель 2012 2013 2014 2015

Валовая прибыль 115796 130348 154982 198390

EBITDA 34944 38350 45860 55233

Операционная прибыль 5952 25296 28288 34449

Чистая прибыль -3933 10984 12691 14174

Общий долг компании 118726 102912 105363 135257

Таблица 2

Основные операционные показатели деятельности Х5 Retail Group N.V.

Показатель 2012 2013 2014 2015

Чистая розничная выручка, млн руб., всего 490 088,2 532 692,4 631 930,4 804 131,7

В том числе

«Пятерочка» 317 751,3 348 390,2 435 820,2 585 402,2

«Перекресток» 105 472,1 110 661,8 115 648,2 130 143,8

«Карусель» 61 484,9 64 306,9 69 376,5 77 443,3

«Экспресс» 4 877,8 7 902,3 10 135,4 11 142,5

Средний чек, руб., всего В том числе 312,3 317,6 342,2 372,5

«Пятерочка» 268,1 274,4 303 336,3

«Перекресток» 405,9 412 439,4 488,6

«Карусель» 593 600,7 645,3 688,7

«Экспресс» 237,3 254,3 271,4 287,9

Количество покупок, млн руб., всего 1 793,3 1 917,6 2 114,0 2 468,1

В том числе

«Пятерочка» 1 353,0 1 450,1 1 644,7 1 990,0

«Перекресток» 297,1 307,1 301,5 304

«Карусель» 118,8 122,4 123,2 128,6

«Экспресс» 24,1 36,7 43,9 45,5

Количество магазинов, всего В том числе 3 802 4 544 5 483 7 020

«Пятерочка» 370 390 403 478

«Перекресток» 78 83 82 90

«Карусель» 134 189 209 187

«Экспресс» 1 969 745 2 222 883 2 572 243 3 333 174

Торговая площадь, кв. м., всего В том числе 1 191 353 1 414 102 1 753 250 2 422 626

«Пятерочка» 383 459 397 750 415 788 484 008

«Перекресток» 368 249 375 808 358 593 390 133

«Карусель» 26 683 35 223 43 612 36 407

«Экспресс» 490 088,20 532 692,40 631 930,40 804 131,70

В этой связи представляется целесообразным дать краткую характеристику результатов деятельности всех торговых сетей, входящих в состав компании.

Федеральная торговая сеть «Пятерочка» - одна из ведущих отечественных розничных сетей магазинов формата «рядом с домом». Первый магазин сети «Пятерочка» был открыт в Санкт-Петербурге в

феврале 1999 г., а по состоянию на 1 февраля 2016 года сеть насчитывала 6265 магазинов по всей европейской части России, на Урале и в Западной Сибири.

Магазины шаговой доступности «Пятерочка» расположены в непосредственной близости от мест проживания покупателей и предназначены для покупки товаров первой необходимости и разовых покупок;

предлагают специализированный ассортимент товаров и собственных торговых марок; имеют характерный простой дизайн для сохранения низкого уровня цен; периодически осуществляют привлекательные для покупателей промоакции. При этом на магазины данной сети приходится почти 80% от числа посещений покупателями всех магазинов Х5 Retail Group N.V.. Ассортимент магазинов сети насчитывает в среднем около 4000 наименований товаров; средняя площадь составляет около 350 м2.

В 2015 году чистая розничная выручка магазинов сети «Пятерочка» составила 585,4 млн руб., что на 34,3% превысило показатель 2014 года. В итоге сеть принесла 69% общей чистой выручки Х5 за последний год. В 2015 году сеть выросла на 1467 новых магазинов, в результате чего общая торговая площадь увеличилась на 38%. Это самый высокий показатель органического роста за всю историю формата.

«Пятерочка» планирует дальнейшее активное расширение сети, чему способствует внедрение программного обеспечения ГИС (предоставление данных о численности населения, конкурентной среде, социальной инфраструктуре, доле местного рынка, уровне доходов населения и транспортной доступности), что существенно повышает эффективность процедуры принятия решений по расширению сети.

В 2014 году «Пятерочка» завершила внедрение кластерной системы в целях более эффективного управления обширной базой магазинов. Были полностью сформированы и укомплектованы кадрами 67 кластеров, что позволило оперативно реагировать на изменения покупательского спроса и конкурентной среды, повысило управляемость сети и эффективность взаимодействия магазинов и центрального офиса.

Сеть «Перекресток» - ведущая национальная сеть супермаркетов

в России и одна из первых сетей подобного формата на российском рынке ритейла. Первый «Перекресток» был открыт в 1995 году. Супермаркеты премиального уровня «Перекресток» отличаются наиболее удобным расположением в городах и пригородных пунктах; делают акцент на качестве и свежести продукции; предлагают уникальный ассортимент экзотических продуктов; реализуют программы лояльности; уделяют особое внимание качеству обслуживания покупателей.

По состоянию на 1 января 2016 года, сеть объединяла 478 супермаркетов, расположенных в европейской части России и на Урале. В ассортимент магазинов сети «Перекресток» входит около 13 500 наименований товаров при средней торговой площади супермаркета около 1000 м2. В 2015 году чистая розничная выручка магазинов «Перекресток» составила 130,1 млн рублей, что на 34,3% выше, чем в предыдущем году. На долю «Перекрестка» пришлось более 18% общей чистой розничной выручки Х5.

«Карусель» - одна из крупнейших сетей гипермаркетов, работающих на отечественном рынке. До приобретения сети «Карусель» в 2008 году Х5 развивала гипермар-кеты под брендом «Перекресток». Покупка «Карусели» значительно укрепила позиции компании в этом растущем сегменте рынка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На начало 2016 года данная сеть включала 82 гипермаркета, расположенных в европейской части России и на Урале. Ассортимент магазинов в зависимости от площади составляет от 17 до 25 тысяч постоянных наименований, среди которых бакалейные товары, готовые блюда, хлебобулочные изделия и широкий выбор непродовольственных товаров, а также 8 тысяч дополнительных сезонных товаров. Торговая площадь магазинов составляет от 3 до 4,5 тысячи м2. В 2015 году чистая розничная

выручка магазинов сети «Карусель» составила 77443 млн руб., что на 11,6% больше, чем в предыдущем году. По результатам 2016 года магазины сети «Карусель» принесли 9,6% общей чистой розничной выручки Х5 Retail Group N.V.

В рамках пилотного проекта в трех гипермаркетах данной сети была внедрена новая операционная модель компактного городского гипермаркета, ориентированная на повышение операционной эффективности и качества обслуживания. Следствием чего, стал рост сопоставимых продаж на 13,9% по итогам IV квартала 2015 года. Благодаря новым стандартам зонирования, внутренней навигации, выкладки товаров, пересмотру корзины товаров группы KVI (товаров, по которым покупатели определяют уровень цен в магазине) и установке нового торгового оборудования пилотные магазины стали воплощением обновленного ценностного предложения сети «Карусель», цель которого - обеспечить покупателей всем необходимым в одном месте по лучшей цене.

Х5 Retail Group N.V. активно развивает магазины под брендом «Перекресток Экспресс». Сеть была создана в 2007 году как совместное предприятие компании и индивидуальных предпринимателей. В 2010 году к Х5 Retail Group N.V. перешел операционный контроль над сетью, а в 2011 году - полный контроль. По состоянию на 1 января 2015 года, сеть насчитывает 187 магазинов.

В настоящее время магазины «Перекресток Экспресс» работают в основном в Москве и Московской области. Сеть не зависит от других подразделений и розничных сетей, управляемых Х5 Retail Group N.V., и имеет собственную логистическую инфраструктуру и коммерческий департамент.

Магазины «Экспресс» занимают рентабельную и менее конкурентную рыночную нишу небольших

магазинов с удобным расположением для занятых людей. «Перекресток Экспресс» предлагает готовые блюда (на которые приходится до 25% ассортимента) и свежую продукцию в многолюдных зонах. Средняя торговая площадь магазинов составляет около 150-200 м2, а ассортимент насчитывает до 3200 наименований товаров.

«Перекресток Экспресс» активно развивает новое направление бизнеса - открытие на территории магазинов мини-кафе или кофейных уголков площадью 20-50 м2. Данное направление пользуется популярностью во многих бизнесцентрах, способствуя увеличению количества посещений покупателями и повышению прибыли.

В 2015 году чистая розничная выручка сети составила 11143 млн руб., что на 9,9% выше, чем в предыдущем году. Выручка магазинов сети «Экспресс» составила 2,3% от чистой розничной выручки Х5 Retail Group N.V., тогда как годом ранее данный показатель составлял 1,6%. При этом рост был обусловлен в основном результатами работы магазинов, открытых в течение нескольких последних лет.

Отмечая позитивные тенденции в развитии торговых сетей, входящих в состав Х5 Retail Group, следует в то же время указать на то, что негативное воздействие ухудшения общеэкономической ситуации в стране в наибольшей мере отразилось на деятельности интернет-канала розничных продаж группы - сайта e5.ru, объемы реализации которого в 2014 году снизились почти на 34%. Данные обстоятельства обусловили прекращение коммерческой деятельности группы посредством использования сети Интернет.

Таким образом, подводя итоги проведенного анализа, можно констатировать, что мультиформатная форма организации сетевого ри-тейла является одним из инструментов обеспечения устойчивости

предприятий торговой сферы. Этому способствует формирование специфических внутренних характеристик процесса функционирования каждой из торговых сетей, являющихся источниками конкурентных преимуществ компании, функционирующей в сфере

сетевого ритейла, как в условиях обострения текущих экономических проблем, обусловленных воздействием факторов внешней нестабильности, так и в потенциальной ситуации устойчивого роста и повышения покупательской способности.

Примечания:

1. Х5 Retail Group осуществила импортозамещение на 90%. URL: http:// www.agropages.ru/page/11149.shtml.

2. Мясникова JI.A. Логистика сетевой торговли. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2014. С. 45.

3. Х5 Retail Group N.V. Годовой отчет - 2015. URL: https://www.x5.ru/en/ Documents/reports/2015/ru.html.

4. Попова Е.М., Калашникова И.В. Франчайзинг как основа расширения услуг сетевого ритейлера // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10. С. 909.

5. Ищенко Н. $1 млрд на чужом поле // Ведомости. 2013. № 185. С. 4.

6. Семин А.А. Устойчивость развития сетевого бизнеса и его социальная ответственность в условиях внешней нестабильности // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2016. № 2. С. 65.

7. Х5 Retail Group объявляет о росте выручки на 27,5% в 2015 г. URL: https://www.x5.ru/ru/PublishingImages/Pages/Investors/ResultsCentre/Q4%20 2015_Trading_Update_RUS.pdf.

References:

1. Х5 Retail Group carried out import substitution by 90%. URL: http://www. agropages.ru/page/11149.shtml.

2. Myasnikova L.A. Logistics of network trade. SPb: Publishing house SPbGEU, 2014. P. 45.

3. X5 Retail Group N.V. Annual report-2015. URL: https://www.x5.ru/en/ Documents/reports/2015/en.html.

4. Popova Ye.M., Kalashnikova I.V. Franchising as a basis for expanding the services of a network retailer // Economics and Entrepreneurship. 2014, No. 10. P. 909.

5. Ishenko N. $ 1 billion in a foreign field // Vedomosti. 2013. No. 185. P. 4.

6. Semin A.A. Sustainability of the development of the network business and its social responsibility in conditions of external instability // Bulletin of the Rostov State Economic University (RINH). 2016, No. 2. P. 65.

7. X5 announces revenue growth of 27.5% in 2015. URL: https://www. x5.ru/en/PublishingImages/Pages/Investors/ ResultsCentre / Q4% 202015 _Trading_Update_GB.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.