УДК 332.1
Активизация малого бизнеса региона посредством кластеризации сферы услуг
Бардасова Э.В.
Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности Казанского национального исследовательского технологического университета
Показана актуальность развития малого бизнеса посредством кластеризации. Выявлены особенности российской модели формирования кластеров. Показано влияние кластерных образований на устойчивое развитие региона и активизацию малого предпринимательства. Охарактеризованы перспективы кластеризации в стратегическом развитии региона. Рассмотрен пример формирования туристско-рекреационных кластеров, способствующих развитию малого бизнеса в части туристических и сопутствующих видов услуг.
Ключевые слова: малый бизнес, устойчивое развитие, сфера услуг, кластеризация, стратегия, ту-ристско-рекреационный кластер.
Сфера малого бизнеса является одной из подсистем экономики региона, оказывающей влияние на его устойчивое развитие. В настоящее время малое предпринимательство не только удовлетворяет потребности населения в различных типах услуг, но и выступает в качестве генератора инноваций. Проблемой развития малого бизнеса остается нестабильность внешней среды, а также нехватка финансовых, организационных и кадровых ресурсов, что приводит к значительному уровню ликвидаций и банкротств малых предприятий [1]. В этой связи актуальными являются исследования возможностей активизации малого бизнеса посредством кластеризации.
Целью исследования является определение роли кластерных образований в развитии региона и, в частности, малого бизнеса в сфере услуг
Для достижения поставленной цели решались задачи:
- выявления особенностей российской модели кластеризации;
- определения влияния кластеризации на устойчивое развитие региона;
- обобщения перспектив кластеризации в стратегическом развитии региона;
- систематизации информа-
Прои зводители товаров/услуг
ции по кластеризации сферы туристических услуг и ее влиянию на развитие малого бизнеса.
В составе кластерных образований могут участвовать различные представители рыночной микросреды, состав которых в общем виде представлен на рисунке 1. При этом объединению входящих в кластер организаций способствует территориальная близость и функциональная взаимозависимость. Региональные кластерные образования - сконцентрированные по географическому принципу группы взаимосвязанных организаций как конкурирующих, так и усиливающих деятельность друг друга [2].
Формирование и развитие кластерных образований определяется различными типами государственной политики, представленными на рисунке 2.
Учасгники кластерных образований
Поставщики оборудования/
материалов
Образовательные организации
Сервисные компании
Финансовые
компании
Информационно-коммуникапиониые компании
Консалти нговые
компании
Научно-
исследовательские организации
Рис. 1. Состав участников кластерных образований (составлено автором)
— Типы государственной политики кластерного развития
Каталитическая
объединение потенциальных участников кластера, без существенного государственного финансирования
Поддерживающая
инвестирование в инфраструктуру, маркетинг и образование для развития кластеров
Директивная введение дополнительных поддерживающих инструментов
в виде федеральных целевых программ
Интервенционная введение дополнительных поддерживающих инструментов
в виде субсидий и льгот
Рис. 2. Государственная политика в процессах кластеризации (составлено автором)
Можно отметить, что в российской действительности в зависимости от приоритетности направления, по которому создается кластер, применяются различные типы государственной политики. Необходимо учитывать, что ограниченность финансовых ресурсов замедляет рыночный способ формирования кластерных образований, и в большинстве случаев государственные и региональные власти интенсифицируют приоритетные направления кластеризации за счет федеральных целевых программ (ФЦП).
Одной из основных задач устойчивого развития региона является определение перспективных направлений развития с учетом целесообразности потребления конкретного регионального ресурса. Кластерный подход, создание инновационной системы и поступательного развития предпринимательства являются факторами, обеспечивающими устойчивость региона. Известно, что формирование кластеров в различных отраслях способствует активизации региональной экономики, что отражается на росте занятости, увеличении налогооблагаемой базы, преодолении сырьевой ориентации, рациональном использовании природных ресурсов и т.д., в конечном итоге это создает предпосылки для устойчивого развития региона [3].
Важной чертой регионального кластера, в отличие от других способов организации бизнеса, является размещение предприятий на ограниченной территории, что приводит к возникновению агломерационного эффекта. Организация региональных отраслевых кластеров, как приоритетных точек разви-тня региональной экономики, перспективна как для региональных органов управления, так и для пред- 600000 ГфИНИМатеЛЬСКИХ Структур, ПРИВОДИТ К рОСТу КОНКу- 500000 рентоспособности и является показателем эффектив- ^ 400000 ности политики экономического развития региона. * зооооо
Так, кластерное развитие Республики Татарстан * 200000 (РТ) заложено в Стратегии развития РТ до 2030 г. ГОоооо и предполагает формирование кластерных образований для повышения конкурентоспособности и устойчивого развития региона, а также для активизации предпринимательства. В Стратегии указано, Рис. что политика кластерной активации развивает пред-16
принимательство, и подчеркивается роль малого бизнеса в развитии инновационных направлений и сферы услуг, в частности в области финансов, образования, здравоохранения, а также социально-бытовых и туристско-ре-креационных услуг [4].
Следует отметить, что одним из приоритетных направлений кластеризации РТ является усиление туристической привлекательности региона, что предопределило финансирование развития трех туристско-рекреационных кластеров (ТРК) в РТ, а именно «Великий Булгар», «Свияжск», «Нариман» и предусмотрено в рамках ФЦП развития внутреннего и въездного туризма России [5].
Кластеризация сферы туристических услуг посредством формирования ТРК активизирует сопутствующие направления малого бизнеса, например, предоставление бытовых услуг [6], услуг общественного питания [7] и др. Соответственно, совокупное развитие кластера и сопутствующего малого бизнеса за счет предоставления взаимно-дополняемых сервисов и услуг на одной территории позволяет получить синергетический эффект, сбалансировать риски развития ТРК, сократить удельные затраты на формирование дорожно-транспортной и инженерной инфраструктуры.
Например, рассматривая развитие ТРК «Сви-яжск», можно отметить значительный рост числа туристов на территории ТРК в последние годы (рис. 3), что свидетельствует о востребованности имеющихся услуг малого предпринимательства. Дальнейшее развитие потенциальных бизнесов будет определяться финансированием развития кластера, согласно ФЦП (рис. 4), формирование которых будет стимулироваться кластерным развитием.
Финансирование будет направлено на строительство нескольких гостевых домов, гостиничных комплексов, ремесленно-сувенирных мастерских, кафе и ресторанов, а также на устройство водных подходов к причалу острова «Свияжск». Согласно ФЦП, в результате реализации проекта «Свияжск»
261 418
182 222
I |
2013 годы
3. Динамика посещения туристами ТРК «Свияжск» [8]
Ш
■ Федеральный бюджет
□ Субъект РФ
□ Внебюджет
□ ИТОГО
450
400
350
300
250
200
50
00
50
2016
2017
2018
Рис. 4. Динамика финансирования
ТРК «Свияжск», млн. руб. (составлено автором по данным [5])
будет дополнительно создано 141 рабочее место, а ожидаемый прирост потока туристов составит более 262 тыс. чел. в год [5].
Для продвижения бренда ТКР Госкомитетом по туризму РТ разработан фирменный стиль, логотип, узор и План культурно-массовых мероприятий, способствующих повышению привлекательности и узнаваемости ТРК «Свияжск».
Таким образом, поддержка приоритетных направлений развития кластерных образований в настоящее время осуществляется на государственном и региональном уровнях в рамках Стратегии социально-экономического развития за счет ФЦП, что способствует устойчивому развитию регионов. Заинтересованность РТ в расширении уровня въездного туризма интенсифицирует кластеризацию и формирование ТРК. Кластеризация сферы услуг, в частности, создание ТРК в РТ обеспечивает активизацию туристического и сопутствующего малого предпринимательства на территории кластера за счет взаимно дополняющей и усиливающей друг друга деятельности, что повышает эффективность функционирования ТРК в целом. Формирование спроса, позиционирование совокупных преимуществ и продвижение услуг ТРК с привлечением
Экономика
региональных и отраслевых ведомств способствует развитию малого бизнеса посредством кластеризации в части туристско-рекреационных комплексов.
Литература:
1. Зинурова Р.И., Бардасова Э.В.Приоритетные направления организации и развития малых предприятий в сфере услуг для начинающих бизнесменов // Вестник экономики, права и социологии.
- 2015. - № 3. - С. 42-44.
2. Антипин И.А. Кластерный подход в развитии малого и среднего предпринимательства региона // Universum: Экономика и юриспруденция. -2017. - № 2(35). - С. 1-4.
3. Битокова З.Х. Кластерные образования как аспект устойчивого развития региона // Terra economicus. - 2010. - № 2-3. - Т.8. - С. 162-167.
4. Закон РТ №40-ЗРТ от 10.06.2015 г. «Об утверждении стратегии социально-экономического развития РТ до 2030 г.». - Казань, 2015. - 305 с.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. № 118. О внесении изменений в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». - М., 2017. - 173 с.
6. Фадейчева И.Н., Бардасова Э.В. Современные методы преодоления социально-экономических барьеров в сфере бытовых услуг // Вестник Казанского технологического университета. - 2013.
- № 24. - С. 202-204.
7. Фадейчева И.Н., Бардасова Э.В. Место и роль малых предприятий в сфере услуг общественного питания // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 15. - С. 179-184.
8. Итоги работы государственного комитета РТ по туризму за 2016 г. Информационные материалы. Казань, 2016. - 72 с.
Activation of Small Business of the Region by Means of the Services Sector Clustering
E.V. Bardasova Kazan National Research Technological University
The paper demonstrates perspectives ofsmall business development by means ofclustering. Features of the Russian clusters formation model are revealed. The impact of cluster formations on sustainable development of the region and activation of small business was depicted. Clustering perspectives in strategic development of the region are described. An example of formation of the tourist and recreational clusters promoting development of small business regarding tourist and the accompanying types of service was reviewed.
Key words: small business, sustainable development, services sector, clustering, strategy, tourist and recreational cluster.