Н. И. Гузэль, С. Г. Давыдова
РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА
Развитие малого бизнеса в Новгородской области в значительной степени отражает этапы становления малого предпринимательства в Российской Федерации. Принятие новых российских законов и приватизация начала 90-х создали условия и способствовали быстрому росту малых предприятий в различных организационноправовых формах. С 1 января 2008 г. вступил в силу ФЗ от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В нем в очередной раз определяются критерии подхода для малых предприятий [1], на основе которых предприятия (организации) относятся к субъектам малого предпринимательства, основным является — численность занятых. Поэтому правильность определения численности работающих на предприятии имеет первостепенное значение, как для отнесения предприятия к категории субъекта предпринимательства, так и для получения им права на соответствующую поддержку. Малый бизнес — объективный фактор развития экономики регионов в современных условиях. Эффективность его развития проявилась при реализации федеральных/региональных целевых программ государственной поддержки малого предпринимательства, реализуемых с начала девяностых годов. В настоящее время малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие экономики регионов, решение социальных проблем. Оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка оно придает экономике необходимую гибкость и способно влиять на изменение потребительского спроса, а за счет этого обеспечивать устойчивое развитие хозяйства. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг, способен их оказывать с учетом региональных особенностей. Именно в связи с учетом региональных особенностей можно говорить о значении малых предприятий для развития туристского кластера (англ. cluster).
Современное состояние развития туризма в Новгородской области делает необходимым поиск новых форм хозяйствования, учитывающих интересы, как производителей, так и потребителей продукции. Одной из таких форм выступает малое предпринимательство. В развитии этого сектора экономики заинтересованы все слои населения. Дополняя другие формы хозяйствования, малый бизнес способен обеспечить занятость значительной части населения. Опыт других государств показывает, что сектор малого предпринимательства характеризуется многообразием типов предприятий, процессов и методов производства.
Идея кластера — это объединение всех организаций для производства комплекса однородных услуг. Кластер состоит из ряда отраслей, которые выпускают определенный продукт. Термин кластер был предложен американским ученым М. Портером. Кластеры — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в
© Н. И. Гузэль, С. Г. Давыдова, 2011
соответствующих отраслях, а так же связанных с деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу. Создавая критическую массу для необычайного конкурентного успеха в определенных отраслях бизнеса, кластеры обладают ярко выраженной способностью существовать практически в любой национальной, региональной экономике. В понятие кластеров можно также включить не только производителей основного продукта, но и производящих сопутствующие товары и услуги. М. Портер рекомендует включать в состав кластера правительственные и иные организации, которые обеспечивают отрасль квалифицированными кадрами, а так же информационной поддержкой [2].
В результате изучения опыта кластеризации во многих странах мира И. В. Пилипенко пришел к выводу, что можно выделить «два типа кластеров»:
• внепространственный (отраслевой) — группа родственных взаимосвязанных отраслей сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг, наиболее успешно специализирующихся в международном разделении труда; к этому типу относятся промышленный и национальный кластеры;
• пространственный — группа географически сконцентрированных в определенном регионе компаний из смежных отраслей, производящих схожую или взаимодополняющую продукцию и характеризующихся наличием информационного обмена между фирмами — членами кластера и их сотрудниками, за счет которого повышается конкурентоспособность кластера в мировом хозяйстве; к этому типу относятся региональный, трансграничный и локальный кластеры [3].
Что же такое туристский кластер? По нашему мнению, туристский кластер — совокупность сконцентрированных по географическому принципу организаций, относящихся к тесно связанным между собой отраслям, имеющим отношение к индустрии туризма.
Кластеры образуются в результате пространственного проявления действий рыночных сил. Поскольку любое кластерное образование является многокомпонентным, а сфера туризма не является исключением, то для использования теории кластеров в исследованиях туризма необходимо производить анализ взаимодействия следующих компонентов:
• туристско-рекреационных ресурсов;
• туристско-рекреационной инфраструктуры;
• образовательных, проектных и научных организаций в области туризма;
• организаторов туризма;
• органов управления в туристской сфере (рис. 1).
Согласно М. Портеру, графически масштабы кластера могут варьироваться от одного города до штата и даже ряда соседствующих стран. Безусловно, это характерно и для туристских кластеров. По нашему мнению, кластеры имеют иерархическую структуру. Кластеры низшего иерархического уровня могут являться частью кластеров более высокого иерархического уровня [4].
На примере Новгородской области можно рассмотреть следующую иерархическую структуру. Первый, самый нижний уровень ядра кластера (это могут быть памятники природы, музеи — усадьбы, курорты и т.п.)—усадьба Грузино (Чудовский район), Кончанское-Суворовское (Боровичский район), Рдейский заповедник (Под-дорский и Холмский районы) и др. Примерами второго уровня могут служить города и поселки, где туризм является основной хозяйственной функцией. Это города, исполняющие курортно-оздоровительные функции — Валдай, Старая Русса. Третий
Услуги, товары
п
Р
Б
Д
л о ж
Б
ХІ7
Потребитель - турист из других регионов и стран
Структура регионального туристского кластера
уровень — исторические города, сочетающие в себе не только туристские, но и другие, в том числе производственные функции (Великий Новгород, Боровичи). Верхний (четвертый) уровень — вся Валдайская возвышенность, которая обладает географическим единством, большим туристско-рекреационным потенциалом, по сравнению с другими территориями Новгородской области, четко выраженной туристской специализацией (природно-ориентированный, спортивный, познавательный, лечебно-оздоровительный туризм).
Как кластеры третьего и четвертого уровня могут рассматриваться особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, которые были созданы в соответствии с Федеральными Законами1. Приказом Минэкономразвития от 31 июля 2006 г.
1С 9 июля 2006 г. вступили в действие два Федеральных закона — №76-ФЗ и №75-ФЗ от 3 июня 2006 г. Закон №76-ФЗ дополнил положения Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Закон № 116-ФЗ): изменениями введен новый вид особых экономических зон (ОЭЗ) —туристско-рекреационные особые экономические зоны, целью создания которых является развитие и эффективное использование туристских ресурсов в РФ. Закон № 75-ФЗ дополнил некоторые главы Налогового кодекса РФ, установив налоговые льготы для резидентов таких ОЭЗ.
№212 [5] было объявлено о проведении в том же году открытого конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Выбор победителей конкурса осуществлялся конкурсной комиссией на основании совокупной взвешенной оценки, присваиваемой каждой заявке на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с учетом критериев, установленных Положением о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. №563 [6].
Прием заявок на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа осуществлялся с 1 августа по 25 сентября 2006 г. За этот период в Минэкономразвития поступило 28 заявок на создание туристско-рекреационных зон. Новгородская область так же подавала заявку на создание на территории Валдайского района туристско-рекреационной особой экономической зоны «Валдай». Решение принималось с учетом значительного туристско-рекреационного потенциала Валдая, благодаря его уникальному положению между двумя столицами России. Валдай не имеет себе равных по уровню транспортной доступности в сочетании с первозданной, почти нетронутой человеком, заповедной природой. Последовательное развитие Валдая как туристско-рекреационного центра федерального значения явилось бы основным приоритетом социально-экономического развития региона на протяжении не одного десятка лет. Уже сейчас на территории Валдая созданы и действуют десятки объектов размещения и туристического показа, сюда ежегодно едут отдыхать и восстанавливать здоровье сотни россиян. Ядром будущей туристско-рекреационной зоны «Валдай», как предполагалось, должна была стать древне-валдайская этнографическая туристская деревня («живой музей») с гостевыми домами и натурной съемочной площадкой, воссоздающая уклад жизни наших предков от каменного века до времен Новгородской республики. Кроме того, этнографическая деревня могла стать своего рода тематическим парком культуры и отдыха — идеальной площадкой для проведения различных культурно-зрелищных мероприятий, в том числе Валдайского открытого кинофестиваля истории, приключений и фантастики; этнических и кузнечных фестивалей; богатырских игр; народных гуляний. В рамках деревни могли проводиться тематические натурные съемки для кино и телевидения [7].
К сожалению, эти идеи не были поддержаны и туристско-рекреационная особая экономическая зона «Валдай» не вошла в список тех, которые были отобраны конкурсной комиссией 23 ноября и 6 декабря 2006 г. Несмотря на то, что таксон данного уровня так и не появился на территории области, локальные кластеры могут и должны формироваться на базе зон развития внутреннего международного туризма в Великом Новгороде, Валдае, Старой Руссе, Боровичах и некоторых других населенных пунктах, которые известны своим туристско-рекреационным и историко-культурным потенциалом.
Приоритеты туристского кластера — это внутренний и въездной туризм. Внутренний туризм концентрируется на существующем туристском потоке внутри страны, а внешний позиционирует регион на международном рынке. Туристско-рекреационный кластер Новгородской области в настоящее время находится на стадии формирования и представляет собой систему со средним уровнем экономического развития, существенную роль в его формировании играют малые предприятия. Несмотря на то, что за последние три года в сфере туризма области наблюдается положительная динамика, однако его вклад в валовой региональный продукт пока составляет
3,6%. На данный момент туристская инфраструктура в области представлена еще не достаточно широко:
- туристские компании — среди которых туристские операторы (22), туристские агентства (37), организации, работающие в сфере активного туризма (НП «Культурно-просветительский центр», ООО «Горная Мста», ООО «Див», Центр молодежного туризма «Лесное озеро», Спортивный рыболовный клуб «Ганзейский», ОО «Центр развития программ здорового образа жизни» Новгородской области);
- средства размещения — гостиницы (30), базы, дома отдыха, пансионаты (29), санатории, курорты, профилактории (4);
- рестораны, бары, кафе (129) [8].
В области находятся 58 объектов, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, город Великий Новгород, один из древнейших центров Руси. Природные объекты (ФГУ «Национальный парк Валдайский»), то есть большие культурнорекреационные возможности являются хорошей предпосылкой для создания интересных и востребованных туристических программ.
Авторам кажется, что для того, чтобы развивать всю туристскую инфраструктуру на территории отдельного субъекта Российской Федерации, чтобы сделать его интересным и доступным для массового туриста, в первую очередь необходимо обратить внимание на изучение туристско-рекреационного потенциала данного региона [9]. Для того, чтобы показать эти особенности, воспользуемся результатами оценки рекреационного потенциала А. А. Степановой [10], при оценке которого использовались следующие показатели, разбитые на два блока:
- физико-географический: климатические условия, характер рельефа, поверхностные водные объекты, наличие выходов подземных минеральных вод и месторождений лечебных грязей, особенности растительного покрова, уникальные природные и природно-антропогенные объекты, пейзажная аттрактив-ность.
- экономический: уровень развития транспортной инфраструктуры, наличие памятников истории и архитектуры, средства размещения (гостиницы, турбазы и т. д.), предприятия общественного питания.
Затем с использованием метода рейтинговых оценок были получены результаты, представленные в табл. 1. Поскольку, как уже отмечалось выше, большинство предприятий, которые работают в сфере туризма, являются малыми, то авторы воспользовались материалами работы С. Г. Давыдовой [11] и совместили две эти характеристики.
Используя эти данные, можно провести группировку районов Новгородской области по особенностям туристско-рекреационного потенциала и уровню развития малого бизнеса (табл. 2), что дает возможность более полного использования имеющихся преимуществ муниципальных районов в сфере туризма.
Анализ факторов, таких как: географическое положение, инженернаяи транспортная инфраструктура, природные особенности и ресурсы, экологические условия, инфраструктура рынка, информационное пространство и др. позволяет выявить сильные и слабые стороны развития туристского кластера Новгородской области, а так же возможности развития малого бизнеса в данной отрасли. Имея выгодное экономическое и географическое положение, между двумя столичными регионами, Новгородская область, тем не менее, теряет туристов, так как является транзитной территорией. Анализируя этот факт, можно сказать, что причиной недостаточного роста
Таблица 1. Ранг районов по туристско-рекреационному потенциалу и уровню развития малого бизнеса
Номер п/п Районы Туристско- рекреационный потенциал Уровень развития малого бизнеса
1 Батецкий 2 2
2 Боровичский 1 1
3 Валдайский 1 1
4 Болотовский 3 2
5 Демянский 1 3
6 Крестецкий 2 2
7 Любытинский 1 2
8 Маловишерский 2 2
9 Маревский 2 1
10 Мошенской 2 3
11 Новгородский 2 1
12 Окулове кий 1 1
13 Парфинский 3 3
14 Пестовский 2 2
15 Поддорский 3 2
16 Солецкий 1 1
17 Старорусский 2 3
18 Хвойнинский 1 2
19 Холмский 3 3
20 Чудовский 2 2
21 Шимский 2 2
Таблица 2. Группировка районов по туристско-рекреационному потенциалу и уровню развития малого бизнеса
Туристско- рекреационный потенциал Уровень развития малого бизнеса
Высокий Средний Низкий
высокий Боровичский Валдайский Окулове кий Солецкий Любытинский Хвойнинский Демянский
средний Маревский Новгородский Батецкий Крестецкий Пестовский Маловишерский Чудовский Шимский Мошенской Старорусский
низкий Болотовский Поддорский Парфинский Холмский
въездных туристских потоков является отсутствие в некоторых районах средств размещения, хороших дорог, недостаток предприятий общественного питания. Все эти ограничения, тем не менее, определяют потенциальные возможности появления и развития малых предприятий.
В настоящее время большим спросом пользуются активные виды туризма на воде и зимние экстремальные виды спорта (водного — вейкборд, кайтинг, дайвинг; зимние виды — горные лыжи, сноуборд, снегокат и др.). Однако на сегодняшний день Новгородская область не может предложить туристам и местному населению возможность такого вида отдыха. Хотя примеры появления таких объектов все же есть — в деревне
Городище Маловишерского района появился горнолыжный центр, который посещают не только жители Новгородской области, но Санкт-Петербурга и Москвы, а это новые возможности и новые рабочие места для местных жителей.
К сожалению, в настоящее время при безусловном потенциале и обеспеченности отдельно взятых направлений объекты туристско-рекреационного кластера не всегда функционируют скоординированно, как единый механизм. Стимулированию и регулированию процесса формирования конкурентоспособного кластера может способствовать государственная поддержка. Основными задачами государственного регулирования, в данном направлении, является децентрализация и диверсификация ресурсов. Благодаря этому за короткий период возможно обеспечить качественный переход от структуры разрозненных предприятий к четко функционирующему туристско-рекреационному кластеру, действующему на принципах государственно-частного партнерства и вовлечения в туристическую деятельность максимально возможного объема туристских ресурсов региона.
Реализация такого подхода будет способствовать усилению конкурентных преимуществ создаваемого туристического продукта, обеспечит географическую концентрацию компаний на подготовленных и оборудованных коммуникациями и обеспеченных проектными решениями территориях, повысит занятость населения. Это приведет к увеличению туристического въездного потока, а следовательно к росту количества малых предприятий, что увеличит поступление средств в бюджеты всех уровней и будет способствовать занятости населения. Модернизация и увеличение качества туристического продукта повлечет за собой необходимость в высоком уровне сервиса, что неразрывно связано с изменением стандартов образования и адаптацией их к реалиям современного рынка туристических услуг.
Формирование туристско-рекреационного кластера невозможно без его качественного информационного обеспечения. Уже сейчас можно говорить о работе, проделанной в этом направлении. Созданию благоприятной информационной среды, обеспечивающей доступ потенциальных потребителей туристических услуг к информации о них, способствуют туристско-информационные Интернет-порталы с регулярно обновляемой информацией (www.visitnovgorod.ru; krasnaya.home.nov.ru).
Открытие в мае 2001 года первого туристского офиса в России «Офис Туризма Великого Новгорода» произошло в результате сотрудничества со Страсбургом (Франция), городом-побратимом Великого Новгорода. Проект продолжался 18 месяцев и был посвящен развитию внутреннего и въездного туризма в Великом Новгороде. Финансирование проекта осуществлялось за счет программы Европейского Союза «ТАСИС— Породненные города». Некоммерческое партнерство объединяет и координирует туристскую деятельность 37 предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса, туристской администрации, учреждений культуры, турфирм, которые представляют 157 объектов туриндустрии Новгородской области. Миссия партнерства — привлечение туристов и увеличение продолжительности их пребывания в Великом Новгороде, создание информационного комфорта для туристов и экскурсантов. («Красная изба»— Великий Новгород [12]). А так же создание полноценного информационного пространства, рассчитанного на предоставление всеобъемлющей информации о возможностях рекреации в Новгородском регионе, как гостям, так и жителям области. Основной целью «Красной избы» является формирование и поддержка позитивного имиджа области как региона, благоприятного для туризма внутри страны и на основных международных туристских рынках, а также комплексное обслуживание жителей и гостей.
Однако вся проделанная работа по популяризации ресурсов Новгородской области на российских и международных выставках в рамках событийной составляющей туризма, по поддержке объектов туриндустрии по средствам организации конкурсов, встреч, конференций и семинаров не достигнет желаемого результата, если не будет сделан следующий шаг. В настоящее время в Великом Новгороде и в Новгородской области разработаны и реализуются Целевые программы «Развитие туризма и туристской деятельности на территории Великого Новгорода» на 2010-2012 годы и «Развитие туризма на территории Новгородской области на 2010-2012 годы». Национальный фонд содействия бизнесу и туризму работает над Концепцией целевой программы «Развитие туризма и туристской индустрии в Великом Новгороде на период до 2020 г.». Соответственно реализация намеченных планов по развитию туристской деятельности будет способствовать и становлению туристско-рекреационного кластера, что повысит не только привлекательность всей области, но и отдельных муниципальных районов, так как создаст стимулы для развития предпринимательства, привлечения инвестиций, улучшит качество жизни населения. На территории муниципальных образований кластеры могут образовываться как на основе крупного рекреационного объекта/предприятия в качестве основного, так и путем самостоятельной интеграции малых фирм. Второй вариант для многих муниципальных образований, скорее всего наиболее реален.
И все же, для решения проблем повышения конкурентоспособности регионов России в сфере туризма, необходима разработка государственной стратегии в данном направлении, предусматривающая комплекс мер, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Частью такой политики может стать государственная поддержка кластерных инициатив, а также проведение кластерной политики из центра (учитывая инерционность мышления в органах управления на уровне субъектов РФ). Такая кластерная политика может быть связана с определением наиболее перспективных туристских центров, способных оказать стимулирующее влияние на развитие хозяйства страны и создание законодательной базы, направленной на поддержку кластерных инициатив. В ближайшие годы пространственная структура туристской сферы в России может заметно измениться, что будет определяться формированием целого ряда региональных и локальных кластеров [13].
Литература
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон [от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (в ред. от 18.10.07 №230-Ф3, от 22.07.08 №159-ФЗ, от 23.07.08 № 160-ФЗ, от 02.08.09 №217-ФЗ, от 27.12.09 №365-Ф3)] // СПС Консультант Плюс.
2. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. 608с.
3. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Москва—Смоленск: Ойкумена. 2005. 496 с.
4. Лимонина И. Г., Гузэль Н. И. Кластерный подход к туристско-рекреационному районированию / Страноведение и регионоведение в решении проблем устойчивого развития в современном мире. СПб.: СПбГУ, 2010. С. 269-274.
5. О проведении в 2006 году открытого конкурса по отбору заявок на создание особых зон туристско-рекреационного типа. Приказ Минэкономразвития России [от 31 июля 2006 года №212] — [Электронный ресурс]. Режим доступа: Конкурс на создание особых экономических зон. иИЬ: www.rosez.rU//law/konkurs_trz.html, 15.08.2009.
6. Об утверждении положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание осо-
бых экономических зон. Постановление Правительства Российской Федерации. [от 13 сентября 2005 года № 563] — [Электронный ресурс]. Режим доступа: Постановление Правительства России. иКЬ: www.rosez.rU/law//law000_gov563, 15.08.2009.
7. www.votpusk.ru, 20.09.2010.
8. Культура Новгородской области (информационный портал). — [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://culture.natm.ru, 20.09.2010.
9. Пирогова О. В. Рекреационные ресурсы как концепт в системе непрерывного профессионального туристского образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005. 34с.
10. Степанова А. А. Территориальная дифференциация условий жизни населения Новгородской области: автореф. дис. ... канд. геогр. наук. Санкт-Петербург, 2010. 15 с.
11. Давыдова С. Г. Территориальная организация малого бизнеса в Новгородской области: автореф. дис. . .. канд. геогр. наук. Санкт-Петербург, 2004. 17 с.
12. www.travel.novgorod.ru, 25.09.2010.
13. Александрова А. Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма: региональная экономика и агломерация взаимозависимых фирм // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2007. №5. С. 43-62.
Статья поступила в редакцию 1 июля 2011 г.