Научная статья на тему 'Бизнес-модели сельского туризма при образовании туристского кластера'

Бизнес-модели сельского туризма при образовании туристского кластера Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1004
164
Поделиться
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / TOURISM CLUSTER / RURAL TOURISM / BUSINESS MODEL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Трухачев Александр Владимирович

Кластерный подход, востребованность которого в туризме значительно возросла с введением в действие ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018)», в настоящее время не только реализуется в отношении крупных инвестиционных туристских проектов федерального значения, но и применяется на региональном и локальном уровнях. Научные изыскания позволили определить сущность и оценить перспективы таких видов локальных туристских кластеров, как приграничные (трансграничные), творческих индустрий и т.д. Сельский туризм относится к видам деятельности, тяготеющим к кластерному образованию. Географическая концентрация туристских акторов вокруг субъекта сельского туризма стимулирует интеграционные межотраслевые процессы. Развитие сельского туризма, особенно динамичное в последние десятилетия, сопровождается диверсификацией организационных форм хозяйствования. Развитие технологий туристского обслуживания, появление инноваций в технике, изменение потребительских предпочтений и мотивации всё это способствует поиску путей оптимизации существующих и формированию новых бизнес-моделей сельского туризма. В статье показано, что в сельском туризме традиционно использовались три бизнес-модели, формирование которых определялось в первую очередь тенденциями социально-экономического развития сельских местностей и занятости населения в них. К ним относятся концентрированная, интегрированная и распределённая бизнес-модели. Однако в настоящее время в их рамках не могут быть полностью реализованы возможности организации сельского отдыха. Более того, усиливающаяся кластеризация сельского туризма обусловливает формирование иных бизнес-моделей. Автором предлагаются две новые бизнес-модели сельского туризма, учитывающие современные тенденции спроса и развитие инновационных технологий туристского показа и обслуживания (сетевая и ресурсная модели), актуальные при формировании кластера сельского туризма.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Трухачев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

BUSINESS MODEL OF RURAL TOURISM IN THE FORMATION OF TOURISM CLUSTER

The cluster approach is currently being implemented not only in relation to large-scale investment tourism projects of federal significance, but also is currently being applieв at the regional and local levels. Demand for cluster approach in tourism has increased significantly with the introduction of the Federal Target Program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation 2011-2018". Scientific research allowed to determine the nature and to assess the prospects for such kinds of local tourism clusters as border (cross-border), creative industries, etc. Rural tourism refers to activities that tend to cluster formation. The geographical concentration of tourism actors around the subject of rural tourism promotes cross-sectoral integration processes. Development of rural tourism, particularly dynamic in recent decades, is accompanied by the diversification of the organizational forms of economic activity. The development of tourist service technologies, the emergence of innovation in equipment, changes in consumer preferences and motivation all this contributes to the looking for ways to optimize existing and development of new business models of rural tourism. The article shows that three business models have been traditionally used in rural tourism: concentrated, integrated and distributed business models. Their formation was determined primarily by trends in socio-economic development of rural areas and employment in them. But today, possibility of rural recreation cannot be fully realized in their framework. Moreover, a growing rural tourism clustering causes formation of other business models. The author offers two new business model of rural tourism, taking into account current trends of demand and the development of innovative technologies of tourism services (network and resource models) that are important in the formation of a cluster of rural tourism.

Текст научной работы на тему «Бизнес-модели сельского туризма при образовании туристского кластера»

УДК 338.48 DOI: 10.12737/20116

БИЗНЕС-МОДЕЛИ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА ПРИ ОБРАЗОВАНИИ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА

Трухачев Александр Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и сервиса, crsstgau@ya.ru

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь, Российская Федерация

Кластерный подход, востребованность которого в туризме значительно возросла с введением в действие ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018)», в настоящее время не только реализуется в отношении крупных инвестиционных туристских проектов федерального значения, но и применяется на региональном и локальном уровнях. Научные изыскания позволили определить сущность и оценить перспективы таких видов локальных туристских кластеров, как приграничные (трансграничные), творческих индустрий и т.д. Сельский туризм относится к видам деятельности, тяготеющим к кластерному образованию. Географическая концентрация туристских акторов вокруг субъекта сельского туризма стимулирует интеграционные межотраслевые процессы.

Развитие сельского туризма, особенно динамичное в последние десятилетия, сопровождается диверсификацией организационных форм хозяйствования. Развитие технологий туристского обслуживания, появление инноваций в технике, изменение потребительских предпочтений и мотивации - всё это способствует поиску путей оптимизации существующих и формированию новых бизнес-моделей сельского туризма.

В статье показано, что в сельском туризме традиционно использовались три бизнес-модели, формирование которых определялось в первую очередь тенденциями социально-экономического развития сельских местностей и занятости населения в них. К ним относятся концентрированная, интегрированная и распределённая бизнес-модели. Однако в настоящее время в их рамках не могут быть полностью реализованы возможности организации сельского отдыха. Более того, усиливающаяся кластеризация сельского туризма обусловливает формирование иных бизнес-моделей. Автором предлагаются две новые бизнес-модели сельского туризма, учитывающие современные тенденции спроса и развитие инновационных технологий туристского показа и обслуживания (сетевая и ресурсная модели), актуальные при формировании кластера сельского туризма.

Ключевые слова: туристский кластер, сельский туризм, бизнес-модель

Автор не ставит задачу переосмыслить концепцию экономического кластера или подходы к определению сущности туристского кластера. Концептуальные подходы, сформулированные М. Портером [25], изыскания, проведенные позже зарубежными и отечественными учеными [30, 35, 28, 17], говорят о формировании единого научного понимания сущности экономического кластера.

С течением времени и развитием экономической науки, практики стали больше внимания уделять отраслевым кластерам сервисной направленности. Не стал исключением и туризм. Закономерно поэтому, что более активный дискурс вёлся в отношении туристско-рекреационных и рекреационно-курортных [6, 9, 21, 37, 13, 2, 19, 26, 38] кластеров. В соответствии с концептуальными представлениями о сущности и составе кластера в него включаются представители различных видов деятельности, относимых к туристской индустрии и инфраструктуре туризма.

Активизация внимания учёных к проблеме создания, управления и развития туристских кластеров была обусловлена принятием ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018)»95, а также последующей разработкой и применением мер поддержки туристских кластеров и связанных с ними инвестиционных проектов. Результативность создания крупных туристских кластеров, в т.ч. получивших поддержку в рамках упомянутой ФЦП [1], стимулировали интерес предпринимателей и инвесторов, а также региональных туристских администраций к созданию менее масштабных региональных и локальных кластерных туристских образований. Необходимо отметить, что в этом случае увеличивается значимость туристской специализации кластера, позволяющая повысить эффективность позиционирования и продвижения, а также сформировать систему управления качеством предоставляемых услуг. Было отмечено, что образование таких региональных и локальных туристских кластеров осуществлялось не только целевым методом, но и зачастую шло эволюционным, не управляемым путем. Ряд исследований показали, что некоторые виды туризма тяготеют в силу специфики организации и содержания услуг к образованию кластера [31, 4, 5, 24]. Одним из таких видов туризма выступает сельский.

В России, по оценкам Ростуризма, доля сельского туризма в туристской индустрии не превышает 2%, эксперты оценивают объём этого сектора примерно в 4 тыс. объектов [7]. Между тем спрос населения на сельский отдых значительно выше и удовлетворен, по экспертным оценкам, только на 12-15%. Прогнозы развития сельского туризма Национальной ассоциации организаций сельского туризма гласят, что «число горожан, предпочитающих проводить свободное время в деревне, неуклонно растет и в перспективе их доля от всего внутреннего туристского потока России может достичь европейского

95 Постановление Правительства РФ от 2.08. 2011 г. № 644 «О Федеральной целевой Программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». URL: http://base.garant.ru/55171986/

уровня (15-20%)» . Нельзя не согласиться с такими прогнозами, учитывая богатый историко-культурный капитал села, возрождение народно-художественных промыслов и ремесел, традиции сельского отдыха.

В 2013 при уменьшении в регионах численности фермерских хозяйств (20-25%), было зарегистрировано более 19 тыс. новых фермерских хозяйств семейного типа [37]. По данным ФНС, в России за семь месяцев 2015 прирост количества зарегистрированных фермерских хозяйств россиянами (к аналогичному периоду 2014) составил 48,3% (для сравнения, число фермерских хозяйств, зарегистрированных иностранцами, выросло в 2,3 раза), причём на 33,5% меньше фермерских хозяйств прекратили свою деятельность97. В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на

98

2013-2020 годы планируется создание к 2020 году дополнительно 14 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств.

Всё это показывает значительные перспективы развития сельского туризма в России, которые признаны на федеральном уровне. В частности, в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018)» сельский туризм назван одним из приоритетных видов туризма.

Феномен сельского туризма, которому автор дал определение в одной из работ [33], по сути своей стремится к кластерному образованию:

-развитие сельского туризма сопровождается географической локализацией при потреблении туристских продуктов и сопутствующих услуг;

-закономерным и необходимым становится совместная работа предприятий и учреждений различных отраслей и сфер деятельности в пределах этой географической локализации, в т.ч. туризма, культуры, науки, образования, сельского хозяйства и пр., при активном участии органов власти различных уровней;

-усиление интеграционных процессов сопровождается синергетическим эффектом, в т.ч. при создании новых рабочих мест, сохранении населения на селе, вовлечении молодёжи в малое и среднее предпринимательство и пр.;

96 URL: http://www.naturs.ru/catalog/ (дата обращения: 2.06.2015)

97 ФНС зарегистрировала в России рост количества фермерских хозяйств. URL:

http://www.vedomosti.ru/economics/news/2015/08/14/604930-fns-zaregistrirovala-v-rossii (дата обращения: 2.06.2015)

98 Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/70210644/

-повышается значимость интеллектуальной деятельности, в т.ч. образования и науки и т. д.

В связи с этим ряд исследователей считают образование кластера одним из механизмов развития экономики сельской местности и сельского туризма [8, 10, 23, 18, 16, 27, 14, 15, 3, 12]. Однако при образовании кластера сельского туризма трансформируются и бизнес-модели его организации. Как показывает практика, на протяжении ряда десятилетий формировались разнообразные практики проектирования бизнес-моделей в сфере сельского туризма. Зарубежный опыт показал, что тренды выбора той или иной бизнес-модели сельского туризма зависимы от специфики развития туристской индустрии, практики, культуры, традиций, социально-экономического развития сельского хозяйства и сельских территорий. Ретроспективный анализ практики организации сельского туризма, а также концептуальные подходы, сформулированные учёными и практиками, позволяют утверждать, что традиционными выступают три бизнес-модели сельского туризма, формирование которых определялось в первую очередь тенденциями социально-экономического развития сельских местностей и занятости населения в них: распределённая, концентрированная и интегрированная.

Анализ отечественного и зарубежного опыта разработки и применения бизнес-моделей в сельском туризме показывает высокую значимость следующих факторов их формирования:

-интеграция с другими видами туризма, спортивной, развлекательной и иной деятельности;

-приоритетность одного из видов туристской деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-географическая локализация бизнес-модели и интеграция в неё отдельных разнообразных субъектов.

Концентрированная и интегрированная бизнес-модели географически локализованы в пределах отдельного сельскохозяйственного предприятия - субъекта сельского туризма. Они отличаются уровнем специализации. Концентрированная бизнес-модель, как правило, специализированная, в ней предполагается получение основного дохода за счёт услуг размещения, а все остальные услуги и виды деятельности для туриста выступают дополнительными благами.

Интегрированная бизнес-модель использует стратегию горизонтальной диверсификации, когда услуги размещения на пропорциональной или паритетной основе дополняются и\или сочетаются с несколькими другими видами туристской деятельности.

Распределённая бизнес-модель сельского туризма отличается географической локализацией, выходящей за границы отдельного сельскохозяйственного предприятия -субъекта сельского туризма. Как правило, это исторические, воссозданные или специально созданные поселения (или их часть). Ключевая особенность данной модели -объединение разнообразных объектов показа и субъектов предоставления туристских услуг, а также пропорциональное или паритетное распределение туристских потоков/доходов. При этом выделить какой-либо один приоритетный или преобладающий вид деятельности (размещение, досуг или развлечение и т. д.) представляется практически невозможным.

На рисунке 1 представлены основные бизнес-модели сельского туризма и показано, как по данным типам распределены известные, предложенные учёными и практиками модели (М.А. Здоров, О.А. Фролова, С.Н. Морева, А.Л. Медков, Т.М. Кривошеева и др.).

Концентрированная бизнес модель сельского туризма

•«Сельское гостеприимство» •«Исторические или национальные гостевые дома» •«Организация на базе малого семейного гостиничного хозяйства, усадеб» •«Сдача в наем домов и комнат в сельской местности в экологически чистых районах» •«Сельская усадьба» •«Сельские гостевые дома на базе существующего жилищного фонда сельской местности» •«Туристическая (гостевая) усадьба»

Интегрированная бизнес-модель сельского ту ризма

•«Город мастеров» •«Организация «сельских» туров с проживанием и питанием туристов в деревенском (фермерском) доме, знакомством с традиционным сельским бытом, ремеслами» •«Охотничье хозяйство» •«Рыболовно-досуговый центр» •«Сельское подворье» •«Сельскохозяйственные парки» •«Создание крупныхи средних специализированных (arpo) туристических объектов (в сельской местности)» •«Туристический комплекс» •«Экоферма»

Распределенная бизнес-модель сельского туризма

•«Историческое (национальное) поселение(деревня)»

•«Воссоздание социокультурной среды исторического поселения»

•«Создание туристических деревень на основе существующих сельских поселений с традиционной народной деревянной архитектурой»

•«Стилизованные туристские деревни/ специализированные центры»

•«Туристическая деревня»

Рисунок 1 - Основные бизнес-модели сельского туризма (составлено автором на основании [11, 20, 22, 32, 34, 29])

В случае кластерного образования становятся актуальными еще две бизнес-модели сельского туризма. С авторской точки зрения, они позволяют более точно учесть современные тенденции спроса, развитие инновационных технологий туристского показа и обслуживания, а также использовать эффективные практики внедрения отдельных бизнес-технологий.

Под сетевой бизнес-моделью сельского туризма понимается такой способ организации предоставления туристских услуг, при котором субъект сельского туризма, по сути, реализует функции туроператора, зачастую под заказ потребителей, формируя уникальные (индивидуальные) сельские туры с посещением иных объектов показа, в т.ч. городских. Поэтому сетевая бизнес-модель не предполагает исключительной географической локализации. Более того, размещение туристов может реализовываться в городской среде. Формирование туристского продукта в соответствии с этой моделью происходит по опциональному принципу, который, в свою очередь, требует реализации сетевых взаимоотношений между актором сельского туризма и другими субъектами туристской индустрии (отелями, ресторанами, музеями, транспортными компаниями и т.д.). Ключевым источником дохода в этой модели выступает выполнение операторских и агентских функций. Состав и специфика отношений в кластере позволяет в рамках этой бизнес-модели построить прочные связи, обеспечивающие синергетический эффект.

Ресурсная бизнес-модель сельского туризма предполагает получение основной части доходов от розничных продаж результатов сельскохозяйственной деятельности. В отличие от иных бизнес-моделей сельского туризма, она не опирается на туристские виды деятельности, они выступают как дополнительные. Соответственно, интеграция сельского хозяйства в индустрию туризма принципиально другая - ограниченная и частичная. Большую роль в этой модели играют маркетинговые факторы, прежде всего, брендинг результатов сельскохозяйственного производства, выступающих основными ресурсами. Данную бизнес-модель можно рассматривать как одну из разновидностей концентрированной бизнес-модели, поскольку она опирается на стратегию специализации. Однако не следует полностью отождествлять их, поскольку состав и структура доходов, его источники принципиально разные. В сельском туристском кластере ресурсная бизнес-модель может рассматриваться и как одна из первых ступеней вовлечения сельских хозяйств в туристскую деятельность. И, конечно, туристский поток, генерируемый кластером, обеспечивает более стабильный и ёмкий сбыт.

В таблице 1 показано сравнение бизнес-моделей сельского туризма по основным характеристикам.

Некоторые подвиды сельского туризма развиваются в рамках определенных бизнес-моделей. Как показали ранее проведённые автором исследования [32, 33], зачастую это обусловлено спецификой организации сельского отдыха определённой направленности, а также складывающимися в регионе условиями развития туризма и имеющимся потенциалом интеграционного развития. На рисунке 2 показаны подвиды

сельского туризма, развитие которых чаще всего (но не исключительно) происходит в рамках определённых бизнес-моделей сельского туризма.

Таблица 1 - Бизнес-модели сельского туризма

Показатели Традиционные бизнес-модели Авторские бизнес-модели

концентрированная интегрированная распределённая ресурсная сетевая

Географическая локализация В пределах отдельного сельскохозяйственного предприятия - субъекта сельского туризма За пределами субъекта сельского туризма, но в рамках поселения Не предполагает исключительной географической локализации

Основной источник доходов Оказание услуг размещения и питания Комплекс услуг размещения, питания, развлечения Комплекс услуг размещения, питания, развлечения, трансфера Розничные продажи производимой продукции Туроператорские услуги

Дополнительные виды деятельности (источники доходов) Все остальные туристские и сельскохозяйственные Транспортные услуги, посещение объектов показа Экскурсионные услуги, посещение объектов показа, спортивные и анимационные услуги Комплекс услуг размещения, питания, развлечения, трансфера и пр. Все остальные

•Усадебный туризм

•Охотничий туризм •Рыболовный туризм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•Сбор дикорастущих плодов, трав, ягод и т.д.

•Сельский рекреационный туризм •Зеленый (деревенский) туризм

•Этнографический туризм •Сельский краеведческий туризм

•Агротуризм

•Гастрономический туризм

Концентрированная бизнес-модель сельскоготуризма

Интегрированная бизнес-модель сельскоготуризма

Распределенная бизнес-модель сельскоготуризма

Сетевая бизнес-модель сельского туризма

Ресурсная бизнес-модель сельского туризма

Рисунок 2 - Подвиды и бизнес-модели сельского туризма

Усадебный туризм тяготеет к концентрированной бизнес-модели развития, поскольку основным источником дохода выступает предложение услуг, связанных с

погружением в усадебную жизнь - проживание (отель), традиции (праздники, застолье) и т.д.

Интегрированная бизнес-модель чаще присуща промысловому туризму. В этом случае при наличии безусловной специализации, как правило, широк выбор дополнительных и сопутствующих услуг, предполагающих, в т.ч. выезд за пределы хозяйства.

Распределённая бизнес-модель, как правило, складывается при формировании и развитии туристских продуктов сельского рекреационного и зелёного или деревенского туризма. Здесь важна не столько специализация, сколько возможность охватить разнообразие ценностей и явлений сельской жизни и быта, познакомиться с окружающей местностью и её достопримечательностями.

Сетевая бизнес-модель, связанная с этнографическим и сельским краеведческим туризмом, отнюдь не исключает значительной доли досуговых и развлекательных услуг. Опциональный принцип позволяет учитывать интересы различных целевых групп и, соответственно, интегрировать в составе моделей разнообразные предприятия и учреждения, объекты показа и пр.

Ресурсная бизнес-модель формируется в таких традиционных видах сельского отдыха, как агротуризм и гастрономический сельский туризм. Возможности сельского отдыха здесь подкрепляются впечатлениями погружения в новую среду.

Таким образом, дополнена и упорядочена совокупность бизнес-моделей сельского туризма, учитывающая современные тенденции спроса и развития инновационных технологий.

Литература

1. Авдеева Т.Т., Курузова М.Р. Формирование механизма управления туристским кластером в Краснодарском крае // Теория и практика общественного развития. - 2015. -№ 4. - С. 43-46.

2. Белицкая О. В. Формирование механизма модернизации курортно-туристского кластера в регионе (на примере Краснодарского края): дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. - Сочи, 2011.

3. Белова Т.М. Перспективность развития сельского туризма в Новгородской области на основе создания туристских кластеров // Перспективы развития науки и образования: сб. науч. тр. по материалам Международной научно-практ. конф. - Тамбов, 2014. - С. 30-31.

4. Большаков А.И. Формирование и развитие приграничных туристских кластеров: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. - М., 2014.

5. Большаков А.И., Морозова Л.С. Классификация приграничных туристских кластеров [Электронный ресурс] // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - №11(38). URL: http://electronic-journal.rguts. ru/index. php?do=cat&category=2012_11 (дата обращения: 11.01.2013).

6. Бунаков О. А. Кластерный подход к позиционированию в туризме [Электронный ресурс] // УЭкС. - 2011. - №4. URL: http://www.uecs.ru/marketing/item/423-2011-05-23-10-00-04 (дата обращения: 11.05.2012).

7. Вахитова З.Т. Особенности развития сельского туризма в Тюменской области // JSRP . - 2014. - №2 (6). - С. 53-58.

8. Высоцкая О.А. Управление туристскими кластерами региона на основе метода программно-целевого планирования: опыт Алтайского края // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 2-7. - С. 153-157.

9. Даниленко Н.Н., Рубцова Н.В. К вопросу о содержании понятия «туристский кластер» // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 33. - С. 45-53.

10. Жамборов А.Н. Туристский кластер - стратегия модернизации экономики региона (на примере Кабардино-Балкарской республики) // Сервис plus. - 2013. - № 2. -С. 42-47.

11. Здоров М.А. К вопросу о монистическом и плюралистическом толковании понятия «агротуризм» // Вестник РМАТ. - 2011. - №2 (2). - С. 77-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Здоров М. А. Кластерный подход при разработке концептуальной модели развития аграрного туризма в Ленинградской области // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2012. - № 1. - С. 90-93.

13. Карпова Е.Г. Развитие сферы туристских услуг крупного туристского центра на основе кластерного подхода: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. - СПб., 2012.

14. Кондакова Т.Ю. Формирование туристско-рекреационных кластеров в депрессивных сельских поселениях Ярославской области // Сервис plus. - 2015. - Т. 9, № 1. - С. 4-8.

15. Кулагина Е.В., Маевский Д.П., Прончева О.К. Кластеры сельского туризма как перспектива социально-экономического развития сельских районов Омской области // Казанская наука. - 2014. - № 5. - С. 51-53.

16. Кулагина Е.В., Маевский Д.П., Прончева О.К. Кластеры сельского туризма как фактор устойчивого развития сельских территорий // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2014. - № 23. - С. 124-127.

17. Ларионова Н.А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. -№1. - Ч. 2.

18. Лебедько Е.Я. Разработка сельского туристско-рекреационного кластера «Кокинское ожерелье» в Брянской области // Современные тенденции и перспективы развития индустрии туризма и гостеприимства: материалы 2-й Межрегиональной науч.-практ. конф. с международным участием / отв. ред. Л.А. Ружинская; Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. - Рязань, 2015. - С. 55-60.

19. Левченко Т.П., Кулян К.К., Кулян М.К. Кластерный подход к устойчивому развитию туристских дестинаций // Вестник СГУТиКД. - 2012. - №2 (20).

20. Медков А. Л. Формирование механизма устойчивого развития сельских территорий: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. - Воронеж, 2012.

21. Милославский И.С. Регулирование развития сферы туризма в России на основе кластерного подхода: дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. - СПб., 2012.

22. Морева С.Н. Роль сельского туризма в устойчивом развитии российских регионов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2014. - №1. - С. 258-259.

23. Морева С.Н. Туристский кластер как механизм развития сельских территорий // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 2 (60). - С. 86-91.

24. Морозов А.Н. Построение модели системы управления водным туристским кластером Санкт-Петербурга: монография. - СПб., 2015.

25. Портер М. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2003.

26. Потапова И.И., Видищева Е.В. Создание туристского кластера как фактор устойчивого комплексного развития туризма в регионе // Вестник Сочинского государственного ун-та туризма и курортного дела. - 2008. - № 3-4 (5-6).

27. Прончева О. К. Роль гостевых домов в создании кластера сельского туризма Омской области // European Social Science Journal. - 2013. - № 4 (32). - С. 530-536.

28. Руднева П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах // Экономика региона. - 2007. - № 18.

29. Сельский туризм: опыт и перспективы развития: материалы II Международного форума «Сельский туризм в России (2-3 августа 2013, г. Белгород): информ. издание. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013. - 268 с.

30. Смирнова Ю. В. Кластеры как фактор инновационного развития // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (апрель 2011 г, г. Москва). - Т. I. - М.: РИОР, 2011.

31. Солдатова С.А. Теоретические основы формирования морских туристических кластеров // Экономика Крыма. - 2011 - № 2(35).

32. Трухачев А.В. Индустрия сельского туризма Ставропольского края [Электронный ресурс] // Сервис в России и за рубежом. - 2015. - № 2 (59). URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2015_2 (дата обращения: 2.06.2015).

33. Трухачев А.В. Проблемы классификации сельского туризма [Электронный ресурс] // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 8(55). URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2014_8 (дата обращения: 2.06.2015).

34. Фролова О.А. Развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности // Вестник НГИЭИ. - 2011. - №1 (2). - С. 72-79.

35. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. - 2003. - № 5.

36. Черненко В.А., Колпащикова Т.Ю. Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации: монография. -СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012.

37. Экономическая эффективность и социальная значимость семейных фермерских хозяйств: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (3-4 декабря 2013 г., г. Москва, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России) / сост. В.Н. Плотников, В.В. Телегин, В.Ф. Башмачников, А.В. Линецкий, С.В. Максимова, Т.А. Агапова, О.В. Башмачникова. - М.: Брейн Принт, 2014. - 256 с.

38. Rodrigues A.B. Turismo rural: práticas e perspectivas. Sao Paulo: Contexto. 2003.

BUSINESS MODEL OF RURAL TOURISM IN THE FORMATION OF TOURISM CLUSTER

Aleksander Trukhachev, PhD in Economic sciences, Associate Professor,

crsstgau@ya.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Stavropol State Agrarian University Stavropol, Russian Federation

The cluster approach is currently being implemented not only in relation to large-scale investment tourism projects of federal significance, but also is currently being applies at the regional and local levels. Demand for cluster approach in tourism has increased significantly with the introduction of the Federal Target Program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation 2011-2018". Scientific research allowed to determine the nature and to assess the prospects for such kinds of local tourism clusters as border (cross-border), creative industries, etc. Rural tourism refers to activities that tend to cluster formation. The geographical concentration of tourism actors around the subject of rural tourism promotes cross-sectoral integration processes.

Development of rural tourism, particularly dynamic in recent decades, is accompanied by the diversification of the organizational forms of economic activity. The development of tourist service technologies, the emergence of innovation in equipment, changes in consumer preferences and motivation - all this contributes to the looking for ways to optimize existing and development of new business models of rural tourism.

The article shows that three business models have been traditionally used in rural tourism: concentrated, integrated and distributed business models. Their formation was determined primarily by trends in socio-economic development of rural areas and employment in them. But today, possibility of rural recreation cannot be fully realized in their framework. Moreover, a growing rural tourism clustering causes formation of other business models.

The author offers two new business model of rural tourism, taking into account current trends of demand and the development of innovative technologies of tourism services (network and resource models) that are important in the formation of a cluster of rural tourism.

Keywords: tourism cluster, rural tourism, business model

References:

1. Avdeeva T.T., Kuruzova M.R. Formirovanie mehanizma upravlenija turistskim klasterom v Krasnodarskom krae [Development of mechanism of travel cluster management in the Krasnodar Krai] // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija [The theory and practice of social development]. 2015. №4. Pp. 43-46.

2. Belickaja O.V. Formirovanie mehanizma modernizacii kurortno-turistskogo klastera v regione (na primere Krasnodarskogo kraja) [Forming the modernization mechanism of resort and tourism cluster in a region (experience of Krasnodar Krai)]: Candidate of Economics thesis. Sochi, 2011.

3. Bel ova T.M. Perspektivnost' razvitija sel'skogo turizma v Novgorodskoj oblasti na osnove sozdanija turistskih klasterov [The development prospects of rural tourism in Novgorod

region based on the creation of tourism clusters] // Perspektivy razvitija nauki i obrazovanija [Development prospects of science and education]: ^Hecdon of scientific articles the materials of the International scientific-practical conf. Tambov, 2014. Pp. 30-31.

4. Bolshakov A.I. Formirovanie i razvitie prigranichnyh turistskih klasterov [Formation and development of border tourism clusters]: Candidate of Economics dissertation: author's abstract. Мoscow, 2014.

5. Bolshakov A.I., Morozova L.S. Klassifikacija prigranichnyh turistskih klasterov [Near-border tourist cluster classification] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2012. №11(38). Pp. 33-40.

6. Bunakov O.A. Klasternyj podhod k pozicionirovaniju v turizme [The cluster approach to the positioning of tourism] // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami [Management of economic systems]. 2011. №4. Pp. 64-70.

7. Vahitova Z.T. Osobennosti razvitija sel'skogo turizma v Tjumenskoj oblasti [Features of development of rural tourism in the Tyumen region] // Nauchno-issledovatel'skie publikacii [Journal of scientific research publications]. 2014. №2 (6). Pp. 53-58.

8. Vysotskaya O.A. Upravlenie turistskimi klasterami regiona na osnove metoda programmno-celevogo planirovanija: opyt Altajskogo kraja [Managing regional tourism cluster development in terms of results-based planning approach: a case of Altai Kray] // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University]. 2015. №2-7. Pp. 153-157.

9. Danilenko N.N., Rubcova N.V. K voprosu o soderzhanii ponjatija «turistskij klaster» [On a question about the concept of "tourism cluster"] // Regional'naja ekonomika: teorija i praktika [Regional economics: theory and practice]. 2013. №33. Pp. 45-53.

10. Zhamborov A.N. Turistskij klaster - strategija modernizacii ekonomiki regiona (na primere Kabardino-Balkarskoj respubliki) [Tourism cluster, the strategy of region's economy modernization (The example of Kabardino Balkaria)] // Service plus. 2013. № 2. Pp. 42-47.

11. Zdorov M.A. K voprosu o monisticheskom i pljuralisticheskom tolkovanii ponjatija «agroturizm» [The monistic and pluralistic interpretation of the term «agritourism»] // Vestnik RMAT [Vestnik RIAT]. 2011. №2 (2). Pp. 77-79.

12. Zdorov M.A. Klasternyj podhod pri razrabotke konceptual'noj modeli razvitija agrarnogo turizma v Leningradskoj oblasti [The cluster approach in the development of a conceptual model of agrotourism development of in Leningrad region] // Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozjajstve [Economy, labor, agriculture management]. 2012. № 1. Pp. 9093.

13. Karpova E.G. Razvitie sfery turistskih uslug krupnogo turistskogo centra na osnove klasternogo podhoda [Development of tourist services of a large tourist center on the basis of cluster approach]: Candidate of Economics dissertation: author's abstract. St. Petersburg, 2012.

14. Kondakova T.Yu. Formirovanie turistsko-rekreacionnyh klasterov v depressivnyh sel'skih poselenijah Yaroslavskoj oblasti [Development of tourism and recreation clusters in depressed rural areas of Yaroslavl region] // Service plus. 2015. Vol. 9, № 1. Pp. 4-8.

15. Kulagina E.V., Majevski D.P., Proncheva O.K. Klastery sel'skogo turizma kak perspektiva social'no-ekonomicheskogo razvitija sel'skih rajonov Omskoj oblasti [The cluster of rural tourism as the prospect of socio-economic development rural districts of Omsk region] // Kazanskaja nauka [Kazan Science]. 2014. №5. Pp. 51-53.

16. Kulagina E.V., Majevski D.P., Proncheva O.K. Klastery sel'skogo turizma kak faktor ustojchivogo razvitija sel'skih territorij [Clusters of rural tourism as a factor of sustainable development of rural areas] // Strategija ustojchivogo razvitija regionov Rossii [Sustainable Development Strategy of Russian regions]. 2014. № 23. Pp. 124-127.

17. Larionova N.A. Klasternyj podhod v upravlenii konkurentosposobnost'ju regiona [The cluster approach in the management of region' competitiveness] // Ekonomicheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta [Economic Bulleti n ofRostov State University]. 2007. №1. Part 2. Pp. 62-65.

18. Lebed'ko E.Ja. Razrabotka sel'skogo turistsko-rekreacionnogo klastera «Kokinskoe ozherel'e» v Brjanskoj oblasti [Developing rural tourism and recreation cluster "Kokino Necklace " in Bryansk region]// Sovremennye tendencii i perspektivy razvitija industrii turizma i gostepriimstva [Tourism and hospitality: Current trends and development prospects] : Proceedings of II Interregional scientific and practical conf. with international participation/ executive editor L.A. Ruzhinskaja; Ryazan State University named for S. Esenin. Ryazan, 2015. Pp. 55-60.

19. Levchenko T.P., Kulyan K.K., Kulyan M.K. Klasternyj podhod k ustojchivomu razvitiju turistskih destinacij [Cluster Approach to Sustainable Development of Travel Destinations] // Vestnik SGUTiKD [Bulletin of the Sochi State University of Tourism and Recreation]. 2012. №2 (20). Pp. 67-72.

20. Medkov A.L. Formirovanie mehanizma ustojchivogo razvitija sel'skih territorij [Formation of the mechanism of sustainable development of rural areas]: Candidate of Economics dissertation: author's abstract. Voronezh, 2012.

21. Miloslavskij I.S. Regulirovanie razvitija sfery turizma v Rossii na osnove klasternogo podhoda [Managment of tourism development in Russia on the basis of cluster approach]: Candidate of Economics thesis. St. Petersburg, 2012.

22. Moreva S.N. Rol' sel'skogo turizma v ustojchivom razvitii rossijskih regionov [Role of rural tourism in sustainable development of Russian regions] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Estestvennye i tehnicheskie nauki [Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences]. 2014. №1. Pp. 258-259.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Moreva S.N. Turistskij klaster kak mehanizm razvitija sel'skih territorij [Tourist cluster as mechanism of rural territories development] // Social'no-ekonomicheskie javlenija i processy [Social and economic phenomena and processes]. 2014. № 2 (60). Pp. 86-91.

24. Morozov A.N. Postroenie modeli sistemy upravlenija vodnym turistskim klasterom Sankt-Peterburga [Construction of water management models of tourist cluster of St. Petersburg]: a monograph. St. Petersburg, 2015.

25. Porter М.Е. Konkurencija [On Competition]. Мoscow: Williams, 2005. 608 p.

26. Potapova I.I., Vidisheva E.V. Sozdanie turistskogo klastera kak faktor ustojchivogo kompleksnogo razvitija turizma v regione [Creation of tourist cluster as factor of complex development of tourism in the region] // Vestnik SGUTiKD [Bulletin of the Sochi State University of Tourism and Recreation]. 2008. № 3-4 (5-6).

27. Proncheva O.K. The role of guest houses in the creation of rural tourism cluster of Omsk Region // European Social Science Journal. 2013. № 4 (32). Pp. 530-536.

28. Rudneva P.S. Opyt sozdanija strukturnyh klasterov v razvityh stranah [Experience of structural clusters in developed countries] // Ekonomika regiona [Economy of a Region]. 2007. № 18.

29. Sel'skij turizm: opyt i perspektivy razvitija [Rural tourism: experience and prospects]: Proceedings of II International forum « Rural tourism in Russia (August, 2-3, 2013, Belgorod): information publication. - Moscow: Rosinformagrotech, 2013. 268 p.

30. Smirnova Ju. V. Klastery kak faktor innovacionnogo razvitija [Cluster as a factor of innovation development]// Aktual'nye voprosy ekonomiki i upravlenija [Economics and Management: Current Challenges]: Proceedings of the Intern. dist. scientific. conf. (April, 2011 Moscow). Vol. I. 2011.

31. Soldatova S.A. Teoreticheskie osnovy formirovanija morskih turisticheskih klasterov [Theoretical basics of marine tourism cluster formation]// Ekonomika Kryma [Economy of Crimea.]. 2011 № 2(35).

32. Truhachev A.V. Industrija sel'skogo turizma Stavropol'skogo kraja [Industry of rural tourism in Stavropol region] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2015. №2(59). Pp. 22-32.

33. Truhachev A.V. Problemy klassifikacii sel'skogo turizma [The problem of classifying rural tourism] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2014. №8(55). Pp. 56-69.

34. Frolova O.A. Razvitie nesel'skohozjajstvennoj dejatel'nosti v sel'skoj mestnosti [dDevelopment of non-agricultural activities in rural areas] // Vestnik NGIEI [Bulletin of Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics]. 2011. №1 (2). Pp. 72-79.

35. Cihan T.V. Klasternaja teorija jekonomicheskogo razvitija [Cluster theory of economic development]// Teorija i praktika upravlenija [Theory and Practice of Management]. 2003. № 5.

36. Chernenko V.A., Kolpashhikova T.Ju. Razvitie kul'turno-poznavatel'nogo turizma v Severo-Zapadnom federal'nom okruge Rossijskoj Federacii [Development of cultural tourism in the Northwestern Federal District of the Russian Federation]: a monograph. - St. Petersburg: Publishing House of SPBSSEU, 2012.

37. Ekonomicheskaja effektivnost' i social'naja znachimost' semejnyh fermerskih hozjajstv [Economic efficiency and social importance of family farm enterprises]: Proceedings of All-Rusian scientific and practical conf. (December 3-4, 2013, Moscow, Association of peasant (farm) enterprises and agricultural cooperatives of Russia) / comp.V .N. Plotnikov, V.V. Telegin, V.F. Bashmachnikov, A.V. Lineckij, S.V. Maksimova, T.A. Agapova, O.V. Bashmachnikova. - Moscow: Brain-Print, 2014. 256 p.

38. Rodrigues A.B. Turismo rural: praticas e perspectivas. Sao Paulo: Contexto. 2003.