Научная статья на тему 'Типология туристских кластеров, включенных в ФЦП «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации»'

Типология туристских кластеров, включенных в ФЦП «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1328
238
Поделиться
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / ТИПОЛОГИЯ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ / КЛАССИФИКАЦИЯ КЛАСТЕРОВ / ФЦП / ТУРИСТСКИЕ КЛАСТЕРЫ РОССИИ / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ТИПЫ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ / TOURISM CLUSTER / TOURISM CLUSTERS TYPOLOGY / CLUSTER CLASSIFICATION / FEDERAL TARGET PROGRAM / TOURISM CLUSTERS IN RUSSIA / INTEGRATED TYPES OF TOURISM CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьев Олег Евгеньевич

В статье раскрывается проблематика актуальности типологии туристских кластеров, которые создаются в России в рамках Федеральной целевой программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Всего в двух этапах реализации программы участвуют 95 туристских кластеров, различающихся по множеству параметров между собой. Столь значительное множество различных объектов, создаваемых с общей целью, актуализирует задачу получения частных и общих их характеристик и оценок, оценки их потенциала развития, что возможно сделать на основе метода классификации. Целью статьи является разработка комплексной классификации (типологии) и определение интегральных типов туристских кластеров России. Под типом туристских кластеров предложено понимать такую их совокупность, в которой входящие в тот или иной тип кластеры имеют сходные общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития, базировании на одинаковых экономических (производственных) отношениях, сочетании общеи узкогруппового (классового) аспектов их сущности, аналогичном уровне экономической и иных форм развития. В статье предложены 7 показателей типологии кластеров, каждый из которых оценивается в баллах по четырем критериям: 1) по расположению относительно центров генерации турпотоков ближайших «городов-миллионников»; 2) по стадии жизненного цикла кластера; 3) по разнообразию видов туристских аттракторов и/или ядер кластера; 4) по пространственнотерриториальной структуре участников кластера; 5) по целевым группам потребителей; 6) по способу формирования; 7) по информационной доступности кластера для реальных и потенциальных потребителей.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афанасьев Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TYPOLOGY OF TOURISM CLUSTERS, INCLUDED IN FEDERAL TARGET PROGRAM «DEVELOPMENT OF INBOUND AND DOMESTIC TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION»

The article deals with the problems of the relevance of the tourism clusters typology, which are created in Russia in the framework of the Federal target program «development of inbound and domestic tourism in the Russian Federation» (2011-2018). Totally, there are 95 tourism clusters involved in two stages of the program. They differ in many parameters against each other. Such a large number of different objects that are created with a common purpose, actualizes the task of obtaining specific and general their characteristics and estimations, requires an assessment of their development potential. All of this can be done on the basis of the classification method. The article is focused on the development of an integrated classification (typology) and the definition of integrated types of tourism clusters in Russia. Author proposes to consider a type of tourism clusters as combination of them, in which the members of one or another type of clusters have similar features in common. These features appear in the unity of patterns and trends, basing on the same economic (production) relations, combination of general and specific (class) aspects of their essence, a similar level of economic and other forms of development. The article proposes 7 indicators of clusters typology, each of which is estimated in points (balls) according to four criteria: 1) position relative to the generation centers of tourist flows to the nearest «cities with a million-plus population»; 2) cluster lifecycle stage; 3) the variety of types of tourist attractors and / or cluster nucleuses; 4) spatial structure of the cluster members; 5) target groups of consumers; 6) method of forming or establishment; 7) information availability of cluster for actual and potential customers.

Текст научной работы на тему «Типология туристских кластеров, включенных в ФЦП «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации»»

УДК 338.48 DOI: 10.12737/17782

Афанасьев Олег Евгеньевич

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, Российская Федерация); д-р геогр. наук, доцент; e-mail: editor@spst-journal.org

ТИПОЛОГИЯ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ФЦП «РАЗВИТИЕ ВЪЕЗДНОГО И ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В статье раскрывается проблематика актуальности типологии туристских кластеров, которые создаются в России в рамках Федеральной целевой программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Всего в двух этапах реализации программы участвуют 95 туристских кластеров, различающихся по множеству параметров между собой. Столь значительное множество различных объектов, создаваемых с общей целью, актуализирует задачу получения частных и общих их характеристик и оценок, оценки их потенциала развития, что возможно сделать на основе метода классификации. Целью статьи является разработка комплексной классификации (типологии) и определение интегральных типов туристских кластеров России. Под типом туристских кластеров предложено понимать такую их совокупность, в которой входящие в тот или иной тип кластеры имеют сходные общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития, базировании на одинаковых экономических (производственных) отношениях, сочетании обще- и узкогруппового (классового) аспектов их сущности, аналогичном уровне экономической и иных форм развития. В статье предложены 7 показателей типологии кластеров, каждый из которых оценивается в баллах по четырем критериям: 1) по расположению относительно центров генерации тур-потоков - ближайших «городов-миллионников»; 2) по стадии жизненного цикла кластера; 3) по разнообразию видов туристских аттракторов и/или ядер кластера; 4) по пространственно-территориальной структуре участников кластера; 5) по целевым группам потребителей; 6) по способу формирования; 7) по информационной доступности кластера для реальных и потенциальных потребителей.

Ключевые слова: туристский кластер, типология туристских кластеров, классификация кластеров, ФЦП, туристские кластеры России, интегральные типы туристских кластеров.

В России принята и результативно реализуется Федеральная целевая программа (ФЦП)«Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации (20112018 годы)»1. Реализация целей Программы основывается на кластерном подходе, под которым предложено понимать «сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами». Именно кластеры - туристско-рекреационные и автотуристские - обозна-

1 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Постановление Правительства Российской Федерации № 644 от 02.08.2011г.

чены как «структурообразующие функциональные элементы Программы». В состав мероприятий, реализуемых в рамках I этапа Программы, вошли 23 кластерных объекта из 17 регионов России, а для реализации в рамках II этапа Координационным советом включено2 уже 72 проекта туристских кластеров, охватывающих 40 регионов страны. Всего, таким образом, в рамках ФЦП по состоянию на февраль 2016 г. участвуют 95 объектов кластерного типа, расположенных на территориях 51 субъекта Российской Федерации. Кроме того, еще

2 «Об утверждении реестра инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, включенных Координационным советом в перечень мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Приказ Федерального агентства по туризму № 15-Пр-16 от 19.01.2016 г.

целый ряд проектов находятся в состоянии рассмотрения. Конечным результатом реализации Программы, как ожидается, станет создание сети конкурентоспособных туристских кластеров, которые послужат точками развития регионов и межрегиональных связей на основе механизмов государственно-частного партнерства, развития малого и среднего бизнеса.

Столь значительное множество различных объектов, создаваемых с общей целью, актуализирует задачу получения частных и общих их характеристик и оценок, потенциала развития, что возможно сделать на основе метода классификации. Целью данной статьи является совершенствование методической базы процесса управления формированием и функционированием туристских кластеров, включенных в ФЦП, путем разработки их комплексной классификации (типологии) и характеристики.

Суть метода классификации заключается в разделении набора объектов на группы, в которых объекты максимально «похожи» друг на друга [6]. Синонимами понятия «группа» служат понятия класса (классификация), типа (типология) или таксона (таксономия). В большинстве случаев отличием типологии от группировки (классификации) тех или иных объектов является то, что за основу принимаются не количественные, а качественные признаки (критерии), позволяющие отнести каждый из них к тому или иному типу по определенным признакам. Методологические различия данных подходов к классификации множества однородных объектов описаны в научной литературе (например, В.С. Тикунов [10] и др.).

Проблемы функционирования и развития туристских, туристско-рекреационных кластеров получили прикладное развитие в работах многих отечественных и зарубежных ученых, в частности, А.Ю. Александровой, Ф. Гоу и Э. Вильямса, Дж. Джексона и П. Мерфи, Н.В. Зигерн-Корна, О.Н. Ко-стрюковой и Е.Г. Карповой, Е.Г. Кропино-вой и А.В. Митрофановой, В.И. Кружалина, И. Майкла, А. Макиавелли, М. Монфорта, М. Новелли, В.С. Новикова, С. Нордин, А. Ро-дригеса, Т. Спенсер, Т. Холла и многих дру-

гих. Среди работ, посвященных проблематике классификации туристских кластеров, следует отметить публикации О.А. Бакумен-ко [2], А.И. Большакова [3, 7], Г.К. Галиулли-ной с соавт. [4], С.Ю. Гришина [5], Л.С. Морозовой [7], Л.А. Ульянченко с соавт. [11] и др. Несмотря на достаточное обилие научных работ, посвященных изучению туристских кластеров как явления, моделей и механизмов их функционирования и методологических подходов к оценке, обобщающего представления о методологических основах и принципах классификации, типологии или таксономии кластеров в отечественной науке до сих пор нет. Полностью отсутствуют доступные публикации о принципах и подходах классификации тех туристских кластеров, которые включены в ФЦП.

Проблема формирования типологий, рассматриваемая с позиции выделения однородных групп явлений и процессов, обладающих общностью каких-либо отдельных признаков или их совокупности, является характерной для любой области знаний. Специфика ее разработки в науке обусловлена многогранностью и сложной пространственной неоднородностью объектов изучения. Активно протекающие на современном этапе процессы туристского кластерообразования во многих регионах России, характеризующиеся, с одной стороны, широтой полномочий в части выбора стратегии и тактики развития кластеров в сочетании со специфическими условиями ресурсного обеспечения, и клиентоориен-тированностью, с другой - обусловливают значимость разработки методов типологи-зации туристских кластеров.

Под типом туристских кластеров предлагается понимать такую их совокупность, в которой входящие в тот или иной тип кластеры имеют сходные общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития, базировании на одинаковых экономических (производственных) отношениях, на одинаковом сочетании обще- и узкогруппового (классового) аспектов их сущности, аналогичном уровне экономического и иных форм развития. Типология туристских кластеров методологически должна быть основана на всестороннем учете множеств

их характеристик и показателей развития.

Для типологии туристских кластеров, входящих в ФЦП, используем подход, опирающийся на создание расчетного интегрального показателя [9], предполагающего агрегирование информации по группе оценочных (классификационных) показателей, а затем ранжирование и типизацию кластеров по совокупному количественному значению интегрального показателя. Для выделения категорий туристских кластеров и их дальнейшей типизации целесообразно использовать алгоритм оценочной ранговой классификации. Для этого необходимо выделить классификационные показатели, по которым будет про-

водиться оценка кластеров. Для решения данной задачи нами предложено использовать 7 показателей, каждый из которых оценивается по четырем критериям, соответствующим балльной шкале оценки от 1 до 4. Такая методика позволяет перевести в единую сопоставимую по единицам оценки систему разноразмерные показатели. Кроме того, использование принципа четырехступенчатой шкалы применительно к каждому оцениваемому показателю позволяет избежать необходимости введения поправочных коэффициентов и факторных баллов в случае, если бы эти шкалы были разноступенчатыми. Это упрощает получение расчетного интегрального по-

Таблица 1 - Показатели и критерии типологической оценки туристских кластеров, включенных в ФЦП «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации

(2011-2018 годы)»

Классификационные показатели оценки Балл Критерии оценки

1. По расположению относительно центров генерации турпотоков - ближайших «городов-миллионников» (с населением 0,8 и более млн чел.) 1 301 и > км

2 151-300 км

3 51-150 км

4 0-50 км

2. По стадии жизненного цикла 1 Пре-кластеры

2 Зарождающиеся

3 Развивающиеся

4 Зрелые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. По разнообразию видов туристских аттракторов и/или ядер кластера 1 Монокластеры

2 Дикластеры

3 Мезокластеры

4 Поликластеры

4. По пространственно-территориальной структуре участников кластера 1 Локальные

2 Региональные

3 Национальные

4 Транснациональные

5. По целевым группам потребителей 1 Узкоотраслевые

2 Автотуристские

3 Туристские

4 Туристско-рекреационные

6. По способу формирования 1 Целевые

2 Целевые с историко-культурной подосновой

3 Самоорганизовавшиеся

4 Исторически сложившиеся

7. По информационной доступности кластера для реальных и потенциальных потребителей 1 Не доступные

2 Условно доступные

3 Относительно доступные

4 Абсолютно доступные

казателя. Последний может быть получен либо суммированием результатов оценки отдельных показателей, либо выведением среднего арифметического из этих оценок. Если принять за основу первый принцип получения расчетного интегрального показателя, то получаемые в итоге суммарные баллы могут соответствовать четырем ранговым типам туристских кластеров.

Для типологии туристских кластеров, включенных в ФЦП, предлагаем использовать следующие 7 классификационных показателей (табл. 1).

1) Расположение относительно центров генерации турпотоков - ближайших «городов-миллионников»: важный параметр доступности кластера для потребителя - внутреннего туриста, основными поставщиками которых являются в первую очередь крупные города с численностью населения более 0,8 млн чел. Это несколько снижает результативность оценки для приграничных кластеров, ориентированных зачастую на туристов из сопредельных стран. Но в контексте принципов импорто-замещения в отечественном туризме данный критерий становится принципиальным и для подобных кластеров.

2) Стадия жизненного цикла кластера: параметр, который позволяет выделить кластеры, которые имеют определенную историю своего существования и, следовательно, в том или ином виде сложившуюся систему взаимоотношений его участников. Те кластеры, которые относятся к категории «развивающиеся» или «зрелые», являются уже в той или иной степени сложившимися, обладают определенной известностью у потребителей и, соответственно, спросом. Но в силу тех или иных причин могут испытывать трудности на данном этапе развития, связанные с необходимостью модернизации инфраструктуры, ребрендингом, разработкой соответствующих современным стандартам услуг для потребителей, и чего при нынешнем их организационном состоянии сделать самостоятельно без господдержки не смогут. Такие кластеры значительно более перспективны с точки зрения их успешности и эффективности, нежели те, которые относятся к категориям «пре-кластеры»,

или «зарождающиеся». Пре-кластеры пребывают на стадии формирования регионального туристского рынка [2], чаще всего это такие, которые существуют лишь «на бумаге», на стадии идеи и меморандума о создании; зарождающиеся кластеры отражают начальный этап образования кооперативных связей между участниками туристского процесса, часто очень слабых и неустойчивых. Такие кластеры подвержены высокому риску невостребованности у потенциальных потребителей и могут иметь высокую вероятность неэффективности ресурсозатрат.

3) Разнообразие видов туристских аттракторов и/или ядер кластера: параметр, характеризующий кластер с точки зрения разнообразия его дестинаций и центров туризма - одноядерные (монокластеры с одним важнейшим объектом), двухъядерные (дикластеры, основу которых составляют два важнейших аттрактора), несколькоядерные (мезокластеры, в которых от трех до десяти крупных, важных объектов-дестинаций), многоядерные (поликластеры, создающиеся на основе множества важных объектов-аттракторов).

4) Пространственно-территориальная структура участников кластера отражает географическое распределение участвующих в его организации и деятельности предприятий и учреждений. Различаются локальные (участники территориально сконцентрированы на относительно небольшой территории, как правило, в промышленном, транспортном или научном центре), региональные (в состав входят субъекты, территориально расположенные в границах административного региона -субъекта РФ), национальные (объединяют предприятия и организации нескольких регионов страны), и транснациональные / международные кластеры (включают в состав своих участников иностранные компании) [2, 5]. Наибольший интерес и перспективу развития в России в современных условиях имеют, как представляется, региональные и национальные кластеры.

5) Целевые группы потребителей услуг кластера: параметр отображает ориентацию кластера на определенный сегмент потребителей. Узкоотраслевые

кластеры ориентированы на приоритетное развитие одного-двух направлений туризма (агротуристские, культурно-туристские, охото-рыболовецкие, кластеры делового туризма и др.). Автотуристские кластеры, согласно их определению в ФЦП, объединяют предприятия и организации, предоставляющие туристские и сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие цивилизованные условия для автотуристов. Автотуристские кластеры включают в себя придорожные гостиницы (мотели), кемпинги, парковки для легкового и пассажирского автотранспорта, кафе и рестораны, автосервисы, магазины придорожной торговли, автозаправочные комплексы и др. Туристские кластеры создаются на базе достопримечательных объектов - аттракторов, интересных в первую очередь для развития культурно-познавательного, экскурсионного туризма. Туристско-рекреационные кластеры создаются по аналогии с узкоотраслевыми и туристскими, но предполагают равнозначную лечебно-оздоровительную функцию.

6) Способ формирования кластера: параметр, отражающий источник концепции кластера - естественный «снизу» или административный «сверху». Существует мнение, что «целевые» кластеры, формирующиеся по принципу «сверху», значительно менее жизнеспособны нежели те, которые оформились исторически или хотя бы создаваемые искусственно, но на историко-культурной подоснове. В случае, если на той или иной территории имеет место самоорганизовавшаяся система отношений участников партнерских отношений, но она обладает низкой эффективностью в силу различных причин, то возможно «вдохнуть жизнь» в нее посредством целевого формирования через интенсификацию внутрикла-стерных отношений и связей посредством механизмов государственно-частного партнерства, что способно за довольно короткий промежуток времени принести ощутимые результаты и эффективность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) Информационная доступность кластера для реальных и потенциальных потребителей - туристов и/или инвесторов: параметр, отражающий реальную возможность оперативно получить исчер-

пывающую информацию (в т.ч. и контактную) о создающемся или функционирующем кластере из сети Интернет. Кластеры, информация о которых крайне фрагментарна, эпизодична, доступна только в виде их упоминания в нормативных документах или в виде презентации на сайте Ростуриз-ма, могут быть определены как недоступные. Условно доступными можно считать те кластеры, информация о которых представлена в том или ином виде на сайтах туристских администраций тех регионов, где они создаются или функционируют. Относительно доступными можно считать кластеры, информация о которых в сети Интернет представлена на различных отраслевых сайтах, имеются контактные, проектные материалы и т.п. Абсолютно доступными следует считать те туристские кластеры, которые имеют собственный полноценный Интернет-сайт, легко находимый поисковыми системами и предоставляющий всю необходимую и исчерпывающую информацию о проекте.

Потенциально перечень оцениваемых показателей может быть значительно большим и разнообразным, что увеличит объективность самой типологической оценки и позволит учесть иные важные для развития кластера параметры. Но предлагаемый перечень оцениваемых показателей, тем не менее, считаем вполне репрезентативным для определения интегрального типа кластеров. Анализ отдельных типологий (показателей) вполне позволяет составить комплексную типологию туристских кластеров и выделить нижеследующие четыре их интегральных типа (табл. 2).

I - Кластеры с низким организационным потенциалом, не имеющие в своей основе известных аттрактивных для потенциальных потребителей историко-культурных объектов, обладающие очень низкой степенью пространственной, информационной доступности, как правило, узкоотраслевые и целевые, зарождающиеся или пре-кластеры, де факто представляющие собой попытку создания принципиально новой искусственной аттракции, в современных социально-экономических условиях не имеющих естественного потенциала роста. Доля таких кластеров в общем

Таблица 2 - Интегральная типология туристских кластеров, включенных в ФЦП «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»

№ п/п Название кластера Субъект РФ Этап ФЦП Тип кластера по интегральной оценке

1 2 3 4 5

1. АТК «Золотые ворота» Алтайский край I III

2. ТРК «Белокуриха» I IV

3. ТРК «Беломорский» Архангельская обл. II III

4. ТРК «Каргополье» II III

5. ТРК «Котлас - Сольвычегодск» II II

6. ТРК «Устьяны» II I

7. ТРК «Северский Донец» Белгородская обл. II I

8. ТРК «Елисеевы Поля» Брянская обл. II I

9. ТРК «Хрустальный город» II II

10. ТРК «Территория Побед» Волгоградская обл. II IV

11. ТРК «Вытегорье - корабельная сторона» Вологодская обл. II III

12. ТРК «Дед Мороз» II III

13. ТРК «Насон-город» II

14. ТРК «Северная Фиваида» II II

15. ТРК «Центральная городская набережная» г. Череповец II IV

16. ТРК «Северная дельта Невы» г. Санкт-Петербург II II

17. АТК «Ивано-Арахлейский» Забайкальский край II I

18. ТИЭК «Чингисхан-Чита» (музей под открытым небом) II III

19. ТРК «Нерчинск» II II

20. ТРК «Русская деревня» II II

21. ТРК «ТТП «Восточные ворота России За-байкальск - Маньчжурия» II II

22. АГТК «Гаврилов Посад» Ивановская обл. II III

23. ТК «Кинешемская сторона» II II

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. ТРК «Кинешма купеческая» II III

25. ТРК «Палех» II III

26. ТРК «Плес» IV

27. ТРК «Атажукинский парк» Кабардино-Балкарская Респ. II II

28. ТРК «Кавказавтосити» II I

29. ТРК «Никола-Ленивец» Калужская обл. I III

30. ТРК «Всесезонный ТРКо «Медовые водопады»» Карачаево-Черкесская Респ. II II

31. ТРК «Кладезь земли Костромской» Костромская обл. I III

32. ТРК «Абрау-Утриш» Краснодарский край I IV

33. ТРК «Старая Ладога» Ленинградская обл. II IV

34. АТК «Задонщина» Липецкая обл. I IV

35. АТК «Ораниенбург» II II

36. ТРК «Добрый» II II

37. ТРК «Елец» I III

38. ТРК «Шуховский» II I

39. ТРК «Русская Палестина» Московская обл. II III

1 2 3 4 5

40. ТРК «Хибины» Мурманская обл. II IV

41. ТРК «Заволгоречье» Нижегородская обл. I III

42. ТК «Старорусский» Новгородская обл. II IV

43. ТРК «Рюриково городище» II III

44. «Озерный кластер - кластер ОБТ» Новосибирская обл. II I

45. ТРК «Долина» Оренбургская обл. II I

46. ТРК «Соленые озера» III

47. КДТ «ТМФК «ГРИНН»» Орловская обл. II II

48. АТК «Пензенский» Пензенская обл. II III

49. ТРКо «Пермь Великая» Пермский край II IV

50. ТРК «Изумрудное кольцо» Приморский край II III

51. ТРК «Пидан» II II

52. ТРК «Приморское кольцо» II IV

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53. ТРК «Псковский» Псковская обл. IV

54. ТРП «Джэнэт» Респ. Адыгея II III

55. ТРК «Всесезонный ГЛСОК «Манжерок» Респ. Алтай IV

56. ТРК «Бурзянский» Респ. Башкортостан II I

57. АТК «Байкальский» Респ. Бурятия I II

58. АТК «Кяхта» I I

59. АТК «Тункинская долина» I II

60. ТРК «Байкал Старовер» II IV

61. ТРК «На Великом Чайном Пути» II III

62. ТРК «Подлеморье» IV

63. ТРК «БТБ «Живой родник» Респ. Дагестан II II

64. ТРК «Горная здравница» II II

65. ТРК «ОРК «Ачиколь» II III

66. ТРК «Реконструкция ТЦ «Золотые пески» II II

67. ТРК «Строительство комплекса «Золотые дюны» в с. Крайновка» II II

68. ТРК «Строительство ОК «Алмаг»» II I

69. ТРБК в Яшалтинском районе Респ. Калмыкия II II

70. ТРК «Финно-угорский этнокультурный парк» Респ. Коми II II

71. ТРК «Волгыдо» Респ. Марий Эл II II

72. ТРК «Царь-град» II III

73. ТРК «Город чемпионов» Респ. Мордовия II I

74. ТРК «Орто Дойду» Респ. Саха (Якутия) II I

75. ТРК «Северная мозаика» II

76. ТРК «Дигория» Респ. Сев. Осетия - Алания II I

77. ТРК «Тагаурия» II I

78. ТРК «Великий Булгар» Респ. Татарстан II IV

79. ТРК «Нариман» II III

80. ТРК «Свияжск» II III

81. ТРК Республики Тыва Респ. Тыва I II

82. ТРК «Поднебесье» Респ.Хакасия II III

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5

83. ТРК «Рязанский» Рязанская обл. I IV

84. ТРК «Событийная агломерация» Самарская обл. II I

85. ТРКо «Жигулевская жемчужина» II III

86. ТРК «Рахманиновский» Тамбовская обл. II IV

87. ТРК «Вершинино» Томская обл. II III

88. ТРК «Северск» II II

89. ТК «Русские усадьбы» Тульская обл. II II

90. КТК «Музей СССР» Ульяновская обл. II III

91. ТРК «Синегорье» Челябинская обл. II II

92. ТРК «Кезеной-Ам» Чеченская Респ. I I

93. АТК «Чувашия - сердце Волги» Чувашская Респ. II II

94. ТРК «Этническая Чувашия» I III

95. ТРК «Золотое кольцо» Ярославская обл. I II

Сокращения в таблице: АГТК - агротуристский кластер; АТК - автотуристский кластер; БТБ - бальнеологическая туристская база; ГЛСОК - горнолыжный, спортивно-оздоровительный комплекс; КДТ - кластер делового туризма; КТК - культурно-туристский кластер; ОБТ - оздоровительный и бальнеологический туризм; ОРК - охото-рыболовецкий кемпинг; ТИЭК - туристский историко-этнографический комплекс; ТК - туристский кластер; ТМФК - туристический многофункциональный комплекс; ТРК - туристско-ре-креационный кластер; ТРКо - туристско-рекреационный комплекс; ТРП - туристско-рекреационный парк; ТТП - трансграничный туристический парк; ТЦ - туристский центр; ОК - оздоровительный комплекс; ТРБК - туристско-рекреационный бальнеологический комплекс

числе включенных в ФЦП относительно не велика, и составляет 18% (17 кластеров).

II - Кластеры со средним организационным потенциалом, имеющие в своей основе отдельные элементы аттрактивности для потенциальных потребителей, обладающие средней степенью пространственной, информационной доступности, чаще всего вновь создаваемые целевые, зарождающиеся и имеющие потенциал роста вследствие близкого расположения к центрам формирования турпотоков. Доля таких кластеров в общем числе включенных в ФЦП составляет 33% (31 кластер).

III - Кластеры с высоким организационным потенциалом, имеющие в своей основе аттрактивные для потенциальных потребителей объекты, либо мощный искусственный аттрактор, обладающие средневысокой степенью пространственной, информационной доступности, вновь создаваемые или развивающиеся определенный период времени, и имеющие серьезный потенциал роста. Доля таких кластеров в общем числе включенных в ФЦП относительно не велика и составляет 30% (29 кластеров).

IV - Кластеры с наивысшим организационным потенциалом, как правило, име-

ющие аттрактивную для широкого числа потенциальных потребителей историческую основу, либо мощный искусственный аттрактор, обладающие высокой степенью пространственной, информационной доступности, развивающиеся определенный период времени и имеющие значительный потенциал роста. Доля таких кластеров в общем числе включенных в ФЦП относительно не велика и составляет всего около 19% (18 кластеров). Большая их часть была включена в ФЦП еще на первом этапе ее реализации и сегодня является своеобразным эталоном развития для включенных во второй этап или создаваемых в будущем.

Таким образом, предлагаемая методология типологии туристских кластеров позволяет оценить их с точки зрения их потенциала для реализации и выделить относительно однородные по совокупности признаков типы, характеризующиеся общими параметрами развития. Спектр учитываемых параметров и показателей типологии кластеров должен включать в себя множество оценочных характеристик, в том числе экономические. Предложенные же в статье являются самыми общими и не претендуют на абсолютные.

Но в той или иной степени проведенная оценка и полученная на ее основе интегральная типология туристских кластеров определяется нами в целом как репрезентативная, отображающая реальное состояние кластерных проектов на сегодняшний день. В качестве перспектив дальнейших исследований в данном направлении представляется необходимым более тщательная проработка факторных

оценочных шкал, внедрение технологии факторно-категорийного анализа, разработка более дробной (категорийно-видовой) типологии кластеров ввиду их существенного разнообразия и разноплановости развития, что позволит получить более объективные результаты оценки и составить значительно более полное представление о спектре туристских кластеров Российской Федерации.

Список источников:

1. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 1. С. 51-61.

2. Бакуменко О.А. Классификация туристских кластеров / В сб. Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе». Ч. 3. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. С. 30-34.

3. Большаков А.И. Современные подходы к определению туристских кластеров // Сервис в России и за рубежом. 2012. Т. 33. № 6. С. 50-58.

4. Галиуллина Г.К., Галимов Ш.Ш., Шабанова Л.Б. Методика анализа туристского кластера региона // Вестник ТИСБИ. 2014. № 2 (58). С. 141-149.

5. Гришин С.Ю. Методологические подходы к классификации туристских кластеров // Вестник Национальной Академии туризма. № 32 (34), 2015. С. 7-10.

6. Кружалин В.И., Шабалина Н.В., Кружалин К.В. Теоретико-методологические подходы к турист-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ско-рекреационному проектированию // В сб.: «Вопросы географии»: Теория и практика туризма. Т. 139. М.: Издательский дом «Кодекс», 2014. С. 100-122.

7. Морозова Л.С., Большаков А.И. Классификация приграничных туристских кластеров // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 11. С. 33-40.

8. Полякова И.Л. Механизмы реализации региональных целевых программ развития туризма в Российской Федерации (на примере Приволжского федерального округа) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 8 (157). С. 133-139.

9. Пространственный анализ и оценка социально-экономического развития региона: монография / И.А. Семина, А.М. Носонов, Н.Н. Логинова и др. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. 228 с.

10. Тикунов В.С. Классификации в географии: ренессанс или увядание? (Опыт формальных классификаций). Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. 367 с.

11. Ульянченко Л.А., Виноградова М.В., Гладская И.Г. Региональные туристские комплексы и кластеры: монография. М.: РУСАЙНС, 2015. 152 с.

Oleg E. Afanasiev

Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Geography; e-mail: editor@spst-journal.org

TYPOLOGY OF TOURISM CLUSTERS, INCLUDED IN FEDERAL TARGET PROGRAM «DEVELOPMENT OF INBOUND AND DOMESTIC TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION»

The article deals with the problems of the relevance of the tourism clusters typology, which are created in Russia in the framework of the Federal target program «development of inbound and domestic tourism in the Russian Federation» (2011-2018). Totally, there are 95 tourism clusters involved in two stages of the program. They differ in many parameters against each other. Such a large number of different objects that are created with a common purpose, actualizes the task of obtaining specific and general their characteristics and estimations, requires an assessment of their development potential. All of this can be done on the basis of the classification method. The article is focused on the development of an integrated classification (typology) and the definition of integrated types of tourism clusters in Russia. Author proposes to consider a type of tourism clusters as combination of them, in which the members of one or another type of clusters have similar features in common. These features appear in the unity of patterns and trends, basing on the same economic (production) relations, combination of general and specific (class) aspects of their essence, a similar level of economic and other forms of development. The article proposes 7 indicators of clusters typology, each of which is esti-

mated in points (balls) according to four criteria: 1) position relative to the generation centers of tourist flows - to the nearest «cities with a million-plus population»; 2) cluster lifecycle stage; 3) the variety of types of tourist attractors and / or cluster nucleuses; 4) spatial structure of the cluster members; 5) target groups of consumers; 6) method of forming or establishment; 7) information availability of cluster for actual and potential customers.

Keywords: tourism cluster, tourism clusters typology, cluster classification, Federal target program, tourism clusters in Russia, integrated types of tourism clusters.

References:

1. Alexandrova A.Yu. Turistskie klastery: soderzhanie, granicy, mehanizm funkcionirovanija [Tourist Clusters: Contents, Limits, Functioning]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2007, no. 1, pp. 51-61.

2. Bakumenko O.A. Klassifikacija turistskih klasterov [Classification of tourism clusters] / In «Zakonomernosti i ten-dencii razvitija nauki v sovremennom obshhestve» [«Patterns and trends in the development of science in modern society»], part 3. Ufa, RIP BSU, 2013, pp. 30-34.

3. Bolshakov A.I. Sovremennye podhody k opredeleniju turistskih klasterov [Contemporary approaches to determining tourist clusters]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2012, vol. 33, no. 6, pp. 50-58.

4. Galiullina G., Galimov Sh., Shabanova L. Metodika analiza turistskogo klastera regiona [The technique of analysing the cluster of a tourist region]. Bulletin TISBI, 2014, no. 2 (58), pp. 141-149.

5. Grishin S.Y. Metodologicheskie podhody k klassifikacii turistskih klasterov [Methodological approaches to classification of tourism clusters]. Vestnik Nacional'noj Akademii turizma [Vestnik of National Tourism Academy], 2015, no. 32 (34), pp. 7-10.

6. KruzhalinV.I., Shabalina N.V., Kruzhalin K.V. Teoretiko-metodologicheskie podhody k turistsko-rekreacionnomu proektirovaniju [The theoretical and methodological approaches to the tourism and recreation planning]. Voprosy geografii: Teorija i praktika turizma [Problems of Geography: Tourism theory and practice], vol. 139, Moscow, «Kodeks» Publishing House, 2014, pp. 100-122.

7. Morozova L.S., Bolshakov A.I. Klassifikacija prigranichnyh turistskih klasterov [Near-border tourist cluster classification]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2012, no. 11, pp. 33-40.

8. Polyakova I.L. Mehanizmy realizacii regional'nyh celevyh programm razvitija turizma v Rossijskoj Federacii (na pri-mere Privolzhskogo federal'nogo okruga) [Implementation mechanisms of regional tourism development program targets in the Russian Federation]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University], 2013, no. 8 (157), pp. 133-139.

9. Prostranstvennyj analiz i ocenka social'no-jekonomicheskogo razvitija regiona [Spatial analysis and assesment of socio-economic development of the region] / I.A. Semina, A.M. Nosonov, N.N. Loginova, etc. Saransk, Publisher Mordovia University Press, 2014, 228 p.

10. Tikunov V.S. Klassifikacii v geografii: renessans ili uvjadanie? (Opyt formal'nyh klassifikacij) [Classification in geography: renaissance or withering? (Experience of formal classifications)]. Smolensk: Publishing House of the SGU, 1997, 367 p.

11. Ulyanchenko L.A., Vinogradova M.V., Gladskaja I.G. Regional'nye turistskie kompleksy i klastery [Regional tourist complexes and clusters]. Moscow, RUSINS, 2015, 152 p.

Модель структуры туристско-рекреационного кластера и картографический пример дикластера «Русская Палестина» (Источник: буклет «Туристско-рекреационный кластер «Русская Палестина», концепция и дизайн - Н. Рыбальченко, И.Ветров)