УДК 338.48(470.51)(045) DOI: 10.12737/17794
Мерзлякова Галина Витальевна", Баталова Лариса Вячеславовна6
Удмуртский государственный университет (г. Ижевск, Удмуртская Респ., Российская Федерация); а д-р ист. наук, профессор; e-mail: [email protected]; б канд. ист. наук, доцент; e-mail: [email protected]
СОЗДАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА «КАМСКИЙ БЕРЕГ» В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ1
Для обеспечения динамичного и устойчивого развития въездного и внутреннего туризма в Удмуртской Республике в туристской отрасли реализуется кластерный подход, стимулирующий создание инвестиционных проектов в форме государственно-частного партнёрства. Турист-ско-рекреационный кластер «Камский берег» представляет собой сконцентрированную группу организаций, предоставляющих востребованный на рынке по цене и качеству комплекс взаимодополняющих и усиливающих друг друга услуг, ориентированный на несколько видов туризма: культурно-познавательный, речной (круизный), рекреационный (и лечебно-рекреационный), событийный и деловой. Туристско-рекреационный кластер находится на начальном этапе своего развития, когда внутрикластерные отношения и технологии кластерного управления находятся в процессе формирования. Его развитие стимулируется потребностями туристской отрасли на федеральном и региональном рынках. Основной целью кластера является формирование современной конкурентоспособной туристской отрасли, создание социально-экономических механизмов для планомерного формирования современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса Удмуртской Республики на новом этапе развития туристической индустрии.
Особое внимание в статье уделяется определению предпосылок для создания туристско-ре-креационного кластера на территории города Сарапул Удмуртской Республики. Развитие Сарапула как туристического центра ориентируется на выявление, восстановление и максимальное использование исторического наследия (памятников истории и культуры, исторической застройки, характера городской среды, традиционных промышленных производств и ремесел, народных обычаев, духовности и самобытности), то есть увеличение экономического потенциала за счет использования специфически присущего городу историко-культурного ресурса. Ключевые слова: туристско-рекреационный кластер «Камский берег», Удмуртская Республика, въездной туризм.
Современные процессы регионализации общества содействуют развитию особого внимания к экономическим аспектам туризма отдельных субъектов Российской Федерации, среди которых значительную часть составляют традиционно «нетуристские» территории, в т.ч. Удмуртская Республика.
До 90-х гг. XX в. Удмуртия являлась закрытым регионом. Военно-промышленный комплекс, доминирующий в социально-экономической сфере республики, оказал значительное влияние на формирование сферы
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках базовой части Госзадания, код проекта 1968.
туризма, ориентированной прежде всего на выездной туризм [2].
На сегодняшний день развитие внутреннего и въездного туризма рассматривается как одно из стратегических направлений роста экономики Удмуртской республики. Развитие внутреннего и въездного туризма включено в «Стратегию социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 г.»2, разработана и утверждена Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Респу-
2 Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 г. Ижевск, 2010. 132 с.
блике на 2012-2018 годы»3, создан государственный орган по развитию внутреннего и въездного туризма - Министерство культуры и туризма Удмуртской Республики, учрежден Межведомственный координационный совет по развитию туризма при Правительстве Удмуртской Республики.
Для обеспечения динамичного и устойчивого развития въездного и внутреннего туризма в Удмуртии на республиканском уровне в туристской отрасли реализуется кластерный подход, стимулирующий создание проектов в форме государственно-частного партнёрства. В настоящее время в республике осуществляется инвестиционный проект «Туристско-рекреационный кластер «Камский берег», срок реализации которого рассчитан на 2014-17 гг.
Туристско-рекреационный кластер (ТРК) «Камский берег» представляет собой сконцентрированную группу организаций, предоставляющих востребованный на рынке по цене и качеству комплекс взаимодополняющих и усиливающих друг друга услуг, ориентированный на несколько видов туризма: культурно-познавательный, речной (круизный), рекреационный (и лечебно-рекреационный), событийный и деловой.
Территория ТРК представляет собой сочетание функций субцентра региона (город Сарапул) с очень благоприятными природными предпосылками для развития туристско-рекреационной деятельности в соседних городах и районах. По сути, подрайон целиком является туристско-рекреа-ционной зоной, протягивающейся вдоль реки Кама и Воткинского водохранилища, включая в себя г. Чайковский и примыкающие к нему территории, относящиеся к Пермскому краю. ТРК располагается на территории г. Сарапул (рис. 1) - второго по численности населения города Удмуртии, важного экономического, транспортного и культурного центра республики. Город расположен на правом берегу реки Камы на юго-востоке Удмуртии, занимает выгод-
3 Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012-2018 годы»: постановление Правительства Удмуртской Республики. URL: http://sportturizm.udmurt.ru (Дата обращения: 12.12.2015).
ное экономико-географическое положение на пересечении крупнейшей водной артерии - р. Камы, железнодорожной транспортной магистрали федерального значения и автомобильных дорог, соединяющих районы Урала, Сибири и Дальнего Востока с центральными областями России.
Значительным транспортным ресурсом ТРК станет мост через р. Кама и р. Буй у г. Камбарка на автомобильной дороге «Ижевск - Сарапул - Камбарка» у границы с Республикой Башкортостан, строительство которого осуществляется в настоящее время и будет закончено в 2016 г. По прогнозам специалистов, по завершении строительства транспортный поток по территории Удмуртской Республики значительно увеличится. Реализация проекта позволит обеспечить связь транспортных потоков Татарстана, Башкирии, Удмуртии, регионов Предуралья, ряда областей Урала. Реализация мероприятий инвестиционного проекта по созданию ТРК позволит подготовить г. Сарапул к приёму и обслуживанию туристов, прибывающих по автомобильной магистрали.
Сарапул - один из немногих российских городов, сохранивших своё богатейшее историческое и культурное наследие. С учетом сохранившегося культурно-исторического наследия, в 1990 г. Сарапул был включен в список «Исторических городов России».
Сарапул возник как купеческий портовый город на р. Кама, являлся административным центром Сарапульского уезда Вятского наместничества (позже губернии). Это один из немногих городов, который в цивилизационном аспекте заявлялся как «первый» - здесь появились первые в Прикамье водопровод, электростанция, банк, аптека, железная дорога, многочисленные объекты социальной инфраструктуры - вдовьи и сиротские дома, богадельни, больницы, учебные заведения [3]. Исключительная историко-культурная ценность большинства историко-культурных памятников города заключается в том, что практически все они функционируют по своему первоначальному назначению до настоящего времени, уже более 100 лет.
Практически весь город является памятником каменного и деревянного зод-
ОБЪЕКТЫ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ:
ОБЪЕКТЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ:
Рис. 1 - Картосхема (модель) ТРК «Камский берег» (Источник: презентация кластера на сайте «Ростуризм» http://www.russiatourism.ru)
чества Среднего Прикамья под открытым небом - на его территории насчитывается более 200 памятников истории и культуры. Когда-то в нем было 33 храма и два монастыря, дома купцов и промышленников. Сохранились церкви Покрова Пресвятой Богородицы (1785 г.), Воскресения Христова (1817 г.), Петра и Павла (1810 г.), церковь Ксении Петербургской (1811 г.). Некоторые из старинных построек строили еще французы, взятые в плен в ходе Отечественной войны 1812 г. Такая концентрация памятников для сравнительно небольшого города является исключительно редкой.
Объекты историко-культурного наследия представляют один из основных факторов, определяющих социально-культурную ситуацию исторического города Сарапула. Развитие Сарапула как туристического центра ориентируется на выявление, воссоздание и максимальное применение исторического наследия (памятников истории и культуры, исторической застройки, характера городской среды, традиционных промышленных производств и ремесел, народных обычаев, духовности и самобытности), то есть увеличение экономического потенциала за счет эксплуатации специфи-
чески присущего Сарапулу историко-культурного ресурса.
По количеству объектов культурного наследия (памятников архитектуры, истории и культуры, археологии и монументального искусства) Сарапул превосходит остальные города Удмуртии. Особой категорией являются 67 (в т.ч. 29 элементов двух ансамблей) объектов культурного наследия, поставленных на государственный федеральный и региональный учет: 7 объектов - федерального значения и 60 объектов - регионального значения.
Облик города формируют не только уникальные объекты архитектуры, но и целостная архитектурно-пространственная среда. Состав объектов культурного наследия, находящихся в границах городского округа, представлен широким спектром -памятниками архитектуры и археологии, достопримечательными и памятными местами, монументальными композициями и памятными знаками. Свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о возникновении и формировании городской культуры также являются знаки социальной культуры, произведения живописи, скульптуры, декоративно-при-
кладного искусства, объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры, появившиеся в результате исторических событий и представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, эстетики, антропологии и этнологии [1].
Богатство и уникальность культурно-исторического наследия, особенно в области архитектуры, сохранившегося к нач. XXI в., составляет потенциал развития города как объекта культурно-познавательного туризма.
Наивысшую ценность и привлекательность для туристов представляют объемно-пространственный планировочный каркас, конфигурация водных пространств, общегородской силуэт, панорамы набережной Камы, ансамбля главной площади и площадей микрорайонов, перспективы основных улиц. В Сарапуле с особенностью его планировки важны архитектурно организованные открытые пространства и видовые каналы восприятия доминант, ансамблей и средовой застройки.
Историко-культурный центр Прикамья - г. Сарапул - формирует круизный туристический поток в летнее время, являясь «речными воротами» региона. Реализация данного кластера придаст толчок к развитию речного и круизного туризма в Удмуртской Республике и позволит обеспечить ее вхождение в состав перспективного туристского направления «Большая Волга», формирование современной прибрежной инфраструктуры как туристской (объекты туристского показа, общепит, развлекательные и оздоровительные центры), так и сопутствующей (берегоукрепление, благоустройство, инженерные сети), продвижение туристского потенциала республики среди туроператорского сообщества России, ориентированного, в частности, на речной круизный туризм.
ТРК «Камский берег» находится на начальном этапе своего развития, когда внутрикластерные отношения и технологии кластерного управления находятся в процессе формирования. Его развитие стимулируется потребностями туристской отрасли на федеральном и региональном рынках. Формирование кластера осуществляется с использованием форм плани-
рования и регулирования, предусмотренных Федеральной целевой программой (ФЦП)«Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», Планом мероприятий по развитию территориальных кластеров в Удмуртской Республике на 2012-15 гг., муниципальной целевой программой «Культурное наследие Сарапула» на 201115 годы4, муниципальной программой «Создание условий для устойчивого экономического развития города Сарапула на 2015-2020 годы» (подпрограмма «Развитие туризма»)5. В настоящее время мероприятия по созданию комплекса обеспечивающей инфраструктуры ТРК включены в госпрограмму Удмуртской Республики «Культура Удмуртии». Согласно приказу Министерства культуры РФ6, проект находится в числе приоритетных.
Управление данного проекта осуществляется Советом кластера, в который вошли представители Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики, Автономной некоммерческой организации «Центр кластерного развития Удмуртской Республики», Администрация муниципального образования «Город Сарапул» и инвесторы кластера.
Основная цель ТРК - формирование современной конкурентоспособной туристской отрасли, создание социально-экономических механизмов для планомерного формирования современного, высокоэффективного и конкурентоспособного турист-ско-рекреационного комплекса Удмурт-
4 Муниципальная целевая программа «Культурное наследие Сарапула» на 2011-2015 гг. URL: http://www.adm-sarapul.ru (Дата обращения: 12.12.2015).
5 Муниципальная программа «Создание условий для устойчивого экономического развития города Сарапула на 2015-2020гг.» (подпрограмма «Развитие туризма»). URL: http://adm-sarapul.ru (Дата обращения: 12.12.2015).
6 Приказ Министерства культуры РФ от 26.06.2015 г. № 250-Пр-15 «Об утверждении Реестра инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, включённых Координационным советом в перечень мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 годы)». URL: http:// docs.cntd.ru/document/420286136 (Дата обращения: 12.12.2015).
ской Республики на новом этапе развития туристической индустрии и в условиях необходимости диверсификации экономики Сарапула, Сарапульского, Воткинского и Ка-ракулинского районов. Данный инвестиционный проект характеризуется следующими принципиальными особенностями:
- использование кластерного подхода в развитии туристского комплекса региона, который заключается в сосредоточении на ограниченной территории нескольких организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и реализацией туристического продукта. Такой способ удобен для туристов (нет необходимости в длительных разъездах, все виды товаров и услуг можно получить в одном месте), для инвесторов (возможность объединения усилий и средств для развития инфраструктуры), а также для государства (упрощение механизмов правового регулирования и участия в финансировании);
- системная и развитая поддержка субъектов индустрии туризма и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике в развитии туристско-рекреа-ционного комплекса (в виде субсидий);
- применение новейших технологий, инновационных подходов в области создания и развития ТРК, информационной среды и качества обслуживания туристов;
- системный подход в продвижении туристических ресурсов региона;
- внедрение прогрессивных механизмов государственной поддержки приоритетных туристических проектов Удмуртской Республики на основе государственно-частного партнерства, в том числе посредством формирования на территории кластера особой экономической зоны регионального уровня, субсидирования части затрат по проектам, направленным на создание туристических кластеров (процентных ставок по кредитам, работ по подключению туристских объектов к инженерной инфраструктуре), обустройство туристических маршрутов, продвижение и повышение качества туристического продукта.
Основа первого этапа создания ТРК подразумевает строительство и реконструкцию объектов туристской инфраструктуры и обеспечивающей инфраструктуры
в г. Сарапул. Задачами при реализации проекта на территории города являются: максимально эффективное использование природно-ресурсного и социально-культурного потенциала; развитие инженерной, дорожно-транспортной инфраструктуры, улучшение состояния и создание новых объектов показа, развитие малого и среднего предпринимательства; развитие материальной базы туриндустрии, в том числе за счет привлечения внебюджетных средств и повышения конкурентоспособности туристического продукта.
Сегодня с целью реализации данного проекта подготовлено распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 10.03.2015 г. № 201-р «Об участии Удмуртской Республики в государственно-частном партнерстве при реализации инвестиционного проекта «Туристско-рекреационный кластер «Камский берег» Удмуртской Республики. I этап», в рамках которого Министерством культуры и туризма Республики заключены трехсторонние соглашения с муниципальным образованием «Город Сарапул» и инвесторами. Объекты туристской инфраструктуры будут принадлежать частным инвесторам, объекты обеспечивающей инфраструктуры - муниципальному образованию «Город Сарапул».
В рамках Проекта в 2015 г. за счет частных инвесторов введены в эксплуатацию следующие объекты: гостиница на набережной р. Кама в г. Сарапул (37 номеров разного уровня комфорта, сауна, кафе, тренажерный зал, бильярдная, конференц-зал); санаторий-профилакторий «Озон» в г. Сарапул (СПА-центр, бассейн, спортивная площадка, раз-влекательно-досуговая площадка, гостевые номера); культурно-развлекательный центр «Кураж» (3 кинозала, боулинг, кафе).
В настоящее время в адрес Федерального агентства по туризму направлены комплекты документов по инвестиционному проекту «Туристско-рекреационный кластер «Камский берег». Удмуртская Республика. I очередь. г. Сарапул. Реконструкция набережной р. Кама г. Сарапула» и «Водопровод». Данные объекты являются проектами, обеспечивающими инфраструктуру к объектам туринфраструктуры (объектов, создаваемых за счет средств инвесторов).
Объем финансирования, планируемый к привлечению из федерального бюджета в рамках ФЦП, по данным проектам составляет порядка 225,7 млн руб. на 2016-17 гг.
Другие объекты обеспечивающей инфраструктуры, вошедшие в перечень проекта «Туристско-рекреационный кластер «Камский берег» Удмуртской Республики. I этап», находятся в стадии проектирования и прохождения экспертизы.
Одновременно идет работа по отбору инвестиционных проектов для реализации второго этапа ТРК. На основе результатов работы будут сформированы заявки для финансирования в рамках ФЦП на 201718 гг. Предполагаемый срок окупаемости инвестиций - 8,7 лет (частных инвестиций - 8,4 лет, бюджетных - 10,1 лет). С целью создания благоприятных условий для реализации данного проекта Министерством подготовлены и направлены предложения в проект Постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ об оказании поддержки инвестиционного проекта Удмуртской Республики «Турист-ско-рекреационный кластер «Камский берег» и его реализации в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 гг.» в заявленных объемах 2016 г. и планируемых объемах 2017 г.
Экономический эффект от проекта выражается в виде налоговых поступлений в региональный и местный бюджеты от организаций сферы туризма и организа-
ций, которые находятся вне туриндустрии, но опосредованно связаны с ней (транспортные компании, общепит, торговля и другие) [5]. Социально-экономическая эффективность реализации проекта выразится в повышении уровня жизни населения, активизации экономической деятельности, а также расширении рынков сбыта продукции.
Основными макроэкономическими показателями по итогам реализации проекта станет увеличение с 2015 к 2020 г.: объема инвестиций в основной капитал (гостиницы и рестораны) на 26,7%; числа коллективных средств размещения на 38 единиц; доходов коллективных средств размещения на 22%; числа лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, на 14%; числа посещений музеев на 17%.
Реализация настоящего инвестиционного проекта позволит: обеспечить динамичное и устойчивое развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике; создать условия для формирования на территории Удмуртской Республики сбалансированного туристско-рекреационно-го комплекса; повысить инвестиционную привлекательность Удмуртской Республики; повысить качество оказываемых туристских и сопутствующих услуг, сформировать конкурентоспособный туристский продукт в приоритетных видах туризма; сформировать имидж Удмуртской Республики как привлекательного для российских и иностранных туристов региона.
Список источников:
1. Афанасьев О.Е., Вольхина В.В. Роль, значимость и функции скансенов как туристского ресурса территории и репрезентантов народных традиций природопользования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 4. С. 12-22. (DOI: 10.12737/14527).
2. Баталова Л.В., Васильева Л.В. Туризм в Удмуртии: история и современность. Ижевск: Изд-во «Удмуртский ун-т», 2012. 444 с.
3. История Удмуртии: конец XV - начало XX века / Под ред. К.И. Куликова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. 552 с.
4. Petrova P., Hristov D. Collaborative Management and Planning of Urban Heritage Tourism: Public Sector Perspective // International Journal of Tourism Research. 2016. Vol. 18. № 1. Pp. 1-9.
5. Yan Q. Strategic marketing in tourism services // Journal of Tourism and Cultural Change. 2015. Vol. 13. № 3. Pp. 280-283.
Galina V. Merzlyakovaa, Larisa V. Batalovab
Udmurt State University (Izhevsk, Udmurt Republic, Russia); aPhD (Dr.Sc.) in History, Professor; e-mail: [email protected]; bPhD in History, Associate Professor; e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF THE TOURISM-RECREATION CLUSTER «KAMSKIY BEREG» IN THE UDMURT REPUBLIC
To guarantee a dynamic and sustainable growth of inbound and domestic tourism in the Udmurt Republic a cluster approach is being realized. It promotes the creation of capital investment projects in the form of state-private partnership. The tourism-recreation cluster «Kamskiy bereg» in the Udmurt Republic is a group of organizations, providing requested at value and quality complex of complementary services, aimed at different types of tourism (business tourism, recreation tourism, cultural-cognitive tourism, river cruises). This tourism-recreation cluster is at the very start of its development, when internal cluster relations and cluster management mechanisms are in the process of forming. The cluster development is encouraged by the needs of the tourism sector in the federal and regional markets. An overriding goal of this tourism-recreation cluster is to build a competitive tourism sector, establish socio-economic mechanisms to create a highly efficient tourism-recreation complex in the Udmurt Republic at the new stage of the development of tourism industry. The special attention is paid to pre-conditions for a tourism-recreation cluster development in the city of Sarapul, Udmurt Republic. Evolution of Sarapul as a tourist center is based on reconstruction and restoration of its historical heritage (cultural and historical monuments, historical buildings, traditional crafts, customs and traditions, rebirth of a distinctive character of the city) and maximum use of this heritage, in other words, the growth of economic potential through the use of specific historical and cultural resource of the city.
Keywords: tourism-recreation cluster «Kamskiy bereg», the Udmurt Republic, inbound tourism.
References:
1. Afanasiev O.E., Volkhina V.V. Rol', znachimost' i funkcii skansenov kak turistskogo resursa territorii i reprezentantov narodnyh tradicij prirodopol'zovanija [The role, significance and functions of skansen as a tourism resource of territory and representants of national traditions of nature-use]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2015, vol. 9, no. 4, pp. 12-22. doi: 10.12737/14527.
2. Batalova L.V., Vasil'eva L.V. Turizm v Udmurtii: istorija i sovremennost' [Tourism in Udmurtia: history and modernity]. Izhevsk, Publishing house «Udmurtia University», 2012, 444 p.
3. Istorija Udmurtii: konec XV- nachalo XX veka [History of the Udmurt Republic: the end of the XV - beginning of XX century]. Ed. K.I. Kulikova. Izhevsk, Udmurt Institute of History, Language and Literature of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2004, 552 p.
4. Petrova P., Hristov D. Collaborative Management and Planning of Urban Heritage Tourism: Public Sector Perspective. International Journal of Tourism Research, 2016, vol. 18, no. 1, pp. 1-9.
5. Yan Q. Strategic marketing in tourism services. Journal of Tourism and Cultural Change, 2015, vol. 13, no. 3, pp. 280-283.
ТУРДАЙДЖЕСТ
TOURDIGEST
ВЪЕЗДНОЙ ТУРПОТОК В РОССИЮ ВЫРОС
'eg zJxtKHKUj
Въездной поток по итогам 2015 г. составит свыше 27 млн человек, что на 8% больше аналогичных показателей 2014 г. Об этом заявил на пресс-конференции в Москве заместитель руководителя Ростуризма С. Корнеев. При этом структура въездных турпотоков меняется: растет количество путешественников, прибывающих в Россию из стран Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки.
Как сообщает газета «Коммерсантъ», с 2015 г. наблюдается рост количества въезжающих иностранных туристов на 30-35%. Рост популярности Москвы и Санкт-Петербурга для въезжающих в страну составил 26,6% и 35,6%. В то же время число иностранцев, приобретших билеты до Иркутска, возросло почти в два раза. Также «Коммерсант» со ссылкой на данные систем бронирования билетов сообщает, что особо заметно вырос интерес зарубежных туристов к нетрадиционным местам отдыха в регионах страны.
По материалам сайтов https://russian.rt.com, http://trn-news.ru (дата обращения: 10.02.2016)