Научная статья на тему 'АКТИВАЦИЯ ЭКСПРЕССИИ IL1B В ММСК ЧЕЛОВЕКА В ОТВЕТ НА РАЗЛИЧНЫЕ СТИМУЛЫ КОРРЕЛИРУЕТ СО СТАТУСОМ МЕТИЛИРОВАНИЯ CPG В ЕГО ПРОМОТОРЕ'

АКТИВАЦИЯ ЭКСПРЕССИИ IL1B В ММСК ЧЕЛОВЕКА В ОТВЕТ НА РАЗЛИЧНЫЕ СТИМУЛЫ КОРРЕЛИРУЕТ СО СТАТУСОМ МЕТИЛИРОВАНИЯ CPG В ЕГО ПРОМОТОРЕ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гематология и трансфузиология
WOS
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТИВАЦИЯ ЭКСПРЕССИИ IL1B В ММСК ЧЕЛОВЕКА В ОТВЕТ НА РАЗЛИЧНЫЕ СТИМУЛЫ КОРРЕЛИРУЕТ СО СТАТУСОМ МЕТИЛИРОВАНИЯ CPG В ЕГО ПРОМОТОРЕ»

| ГЕМАТОЛОГИЯ И ТРАНСФУЗИОЛОГИЯ | RUSSIAN JOURNAL OF HEMATOLOGY AND TRANSFUSIOLOGY (GEMATOLOGIYA I TRANSFUSIOLOGIYA) | 2022; ТОМ 67; №2 |

характеристикам, диагностике и терапии по поводу ТКЛК представлены для 155 из 167 больных. Показано, что в 44% случаев заболевание было выявлено дерматовенерологами, а диагноз чаще всего (39%) устанавливали онкологи. В 49% случаев диагноз был установлен только на основании результатов гистологического исследования, иммуногистохимическое и ПЦР-исследования применяли в 33 и 3% соответственно. Из 155 пациентов 52% находится под диспансерном наблюдением у онкологов, 41% — у гематологов, у дерматологов наблюдается 26% пациентов. 99 больных находились под наблюдением толькоу одного специалиста (50 (32%) — онколог; 40 (26%) — гематолог; 9 (6%) — дерматовенеролог). Девять (6%) находились под наблюдением трех специалистов. Информация о проводимой терапии имелась у 92 (59%) из 155 больных. Наиболее

часто применяемым методом лечения была химиотерапия — 72%; фототерапию получали 26%; одинаковый процент (18%) пришелся на назначение интерферона-а2Ъ и метотрексата; 1% получал лучевую терапию. Летальный исход зарегистрирован у 53 (34%) пациентов. Продолжительность заболевания с момента установления диагноза до наступления летального исхода составляла в среднем 3,5±5,0 года, медиана — 2 года, мода — 1 год.

Заключение. Впервые предпринята попытка обобщить данные о числе больных ТКЛК, описать их демографические и клини-ко-эпидемиологические характеристики, диагностику и терапию. Полученные предварительные данные требуют дальнейшего уточнения в тесном сотрудничестве с профессиональными сообществами врачей-гематологов и врачей-онкологов

Кардашевская Л. И.1, Склянная Е. В.1, Михайличенко Е. С.2

АНЕМИЯ У «ПОСТКОВИДНЫХ» КАРДИОЛОГИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ

ТОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, Институт неотложной и восстановительной хирургии им. В.К. Гусака, 2ГОО ВПО «Донецкий

национальный медицинский университет им. М. Горького»

Введение. В условиях пандемии СОУТО-19 возникло понятие постковидного синдрома. Мы отмечаем увеличение обращений к кардиологу пациентов, перенесших СОУТО-19, с жалобами спустя 2—3 месяца на слабость, утомляемость, учащение приступов стенокардии, сердцебиение, одышку, выпадение волос. Впоследствии выявляется анемия, которая доказанно негативно влияет на прогноз хронической ИБС, что требует своевременной ее диагностики и адекватного лечения.

Цель работы. Оценить роль анемии и ее возможный патогенез в постковидном синдромеу пациентов, перенесших легкое течение новой коронавирусной инфекции СОУТО-19.

Материалы и методы. 22 больных (м/ж 8/14) в возрасте от 42 до 68 лет, обратившиеся к кардиологу с описанными жалобами, перенесшие СОУТО-19 в легкой форме, лечившиеся амбулаторно. Диагноз выставлялся на основе клинико-эпидемиологических данных. Исследовались: общий анализ крови, фибриноген, фер-ритин, С-реактивный белок (СРБ), наличие антител 1^0 к 8АК8-СоУ-2. Проводилось холтеровское мониторирование ЭКГ (ХМ ЭКГ), эхокардиография (ЭхоКГ), фиброгастродуоденоскопия (ФГДС). Перенесенное коронавирусное заболевание подтверждено наличием антителу всех больных.

Результаты и обсуждение. У 15 (68%) больных выявлена ми-кроцитарная анемия. У 12 пациентов уровень ферритина был на нижней границе нормы — 15—25 мкг/л, у 5 больных повышен СРБ, у 8 — фибриноген, у всех больных — ускоренная СОЭ. Все указывало на системную воспалительную реакцию и истощение запасов ферритина. Налицо — анемия хронического воспалитель-

ного заболевания (АХЗ). Мы не имели возможность определить уровень гепсидина. При ХМ ЭКГу 14 пациентов выя лены эпизоды ишемически значимой депрессии сегмента 8Т, которую расценили как безболевую ишемию миокарда общей длительностью от 4 до 42 минут в сутки. У половины пациентов регистрировалась преходящая инверсия зубца Т. У больных с клиникой стенокардии выявлена значимая депрессия сегмента 8Т. Стенокардия провоцировалась анемией, что подтвердилось прекращением приступов после коррекции ее без изменения базисной терапии ИБС. Основу патогенеза АХЗ при СОУГО-19 составляет повышение концентрации про-воспалительных цитокинов и гепсидина, что приводит к блокаде железа в клетках макрофагальной системы («гепсидиновый блок») с развитием относительного дефицита железа.

Заключение. Анемия при постковидном синдроме обусловлена дефицитом железа, появляется поздно, провоцирует обострение хронической ИБС. Вероятнее всего, имеет место сочетание АХЗ и ЖДА, причем в данном случае преобладает первая. Дифференциальная диагностика ЖДА и АХЗ включает определение эритроцитарных индексов (МСУ, МСН, МСНС, сывороточного железа, ферритина, сатурации трансферрина, гепсидина, фибриногенаи С-реактивного белка. Это позволяет определить противовоспалительную и антианемическую терапию. В качестве противовоспалительного препарата мы назначали колхицин. ЖДА мы традиционно лечили пероральными препаратами железа. При наличии АХЗ или сочетании ЖДА и АХЗ мы использовали парентеральные препараты железа, позволяющие преодолеть «гепсидиновый блок», по показаниям — гемотрансфузии.

Карпенко Д. В., Дорофеева А. И., Бигильдеев А. Е.

АКТИВАЦИЯ ЭКСПРЕССИИ 1Ь1В В ММСК ЧЕЛОВЕКА В ОТВЕТ НА РАЗЛИЧНЫЕ СТИМУЛЫ КОРРЕЛИРУЕТ СО СТАТУСОМ

МЕТИЛИРОВАНИЯ СРО В ЕГО ПРОМОТОРЕ

ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России

Введение. Понимание регуляции экспрессии 1ЫВ представляется важным для физиологии стромальной ткани костного мозга, поскольку ИЛ-1(3 является одним из её ростовых факторов. СрО промотора 1ЫВ в позиции -299 от старта транскрипции (Ср04) расположен вблизи сайта связывания факторов транскрипции КР-кВ, передающих сигнал от ФИО и ИЛ-1р.

Цель работы. В работе исследовали связь между статусом метилирования всех СрО в промоторе 1ЫВ с его экспрессией в ответ на различные стимулы, в том числе ФИО, в мультипотентных ме-зенхимных стромальных клетках (ММСК) костного мозга здоровых людей.

Материалы и методы. ММСК были получены по стандартной методике из костного мозга здоровых доноров (п=44) после подписания ими информированного согласия. Клетки культивировали в стандартных контрольных условиях в среде аМЕМ с 10% ЭТС или в аналогичных условиях с добавлением одного из факторов:

ФИО, ИЛ-1р и ИФН-у ММСК также ко-культивировали в течение 4 дней с лимфоцитами от стороннего донора. Из ММСК выделяли ДНК и РНК. Статус метилирования СрО в промоторе 1ЫВ исследовали при помощи бисульфитной конверсии ДНК с последующей традиционной ПЦР и секвенированием суммарного ПЦР-продукта по Сэнгеру. Экспрессию 1ЫВ измеряли методом ИТ^РСК.

Результаты и обсуждение. Исследование показало, что культивирование ММСК (п=6) в присутствии ФНО приводит к повышению среднего уровня деметилирования Ср04 и к повышению экспрессии 1ЫВ более чем в 100 раз. Отмена ФНО не приводит куменьшениюуровня деметилирования Ср04, но сопровождается частичным снижением экспрессии 1ЫВ. Исследование метилирования Ср04 в контрольных образцах и изменения экспрессии 1ЫВ в ММСК (п=38) в ответ на различные стимулы показало, что увеличение экспрессии 1ЫВ в ММСК происходит в ответ на ФНО и при ко-культивировании с лимфоцитами,

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

но не в ответ на ИЛ-1р или ИФН-у Образцы ММСК были разделены на две группы: с базовымуровнем деметилирования Ср04 <0,8 (Г1) и >0,9 (Г2). Показано, что базовыйуровень экспрессии 1Ь1В в Г2 в 5,3 раза больше, чем в Г1. Экспрессия 1ЫВ в Г2 при любых экспериментальныхусловиях в 1,2—7,4 раза (медиана 2,6) больше, чем в Г1. Достоверные различия между группами сохраняются при стимуляции ФНО и ИЛ-1р, но стираются при ко-культиви-ровании с лимфоцитами и при стимуляции ИФН-у При этом степень активации 1ЫВ в Г1 достоверно выше при ко-культивирова-нии с активированными лимфоцитами.

Заключение. Активация экспре ссии 1Ь1В в ММСК под действием ФНО и лимфоцитов происходит различным об-

разом. Деметилирование Ср04 промотора 1ЫВ связано сувеличе-нием экспрессии в ММСК человека. В ответ на ФНО происходит деметилирование Ср04 и повышение экспрессии 1ЫВ, а отмена ФНО сопровождается частичным сохранением повышенной экспрессии 1ЫВ при сохранении деметилированного статуса Ср04. Учитывая митотическое наследование профиля метилирования ДНК и физиологическую роль ФНО и ИЛ-1р, можно предположить, что наблюдаемое различие в эпигенетическом маркере является долгосрочным отпечатком воспалительных процессов, перенесённых человеком ранее, а также маркером физиологических отличий стромы костного мозга человека.

Работа поддержана грантом РФФИ № 19-29-04023.

Карпова О. В.

СЛУЖБА КРОВИ МНОГОПРОФИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА В УСЛОВИЯХ СОУ1Б-19

ГБУЗ «ГКБ № 52 ДЗМ», г. Москва

Введение. В новых условиях пандемии коронавируса-2019 ОПК вынуждено было пересмотреть привычный алгоритм работы. Изменения коснулись производственного и клинического блока. Оперативно были разработаны и внедрены меры внутри коммуникационного блока работы с донорами, направленные на поддержание донорского потока для обеспечения неснижае-мого запаса компонентов крови (КК). В производстве КК акцент сместился на заготовку максимально безопасных и универсальных КК: 100% заготовка аферезных концентратов тромбоцитов в добавочном растворе и инактивированных, а также инактивация плазмы, не прошедшей карантин для быстрой выдачи в клинику. В клиническом блоке была поставлена модель клинической трансфузиологии с учетом особенностей лечения и протоколов ведения пациентов с СОУТО-19. Правильная постановка клинической трансфузиологии позволила оказывать качественную, своевременную, безопасную гемотрансфузионную терапию.

Цель работы. Анализ эффективности новых мер по привлечению безвозмездных доноров КК, оценка изменений и выявление закономерностей производственно-клинической деятельности ОПК в период пандемии.

Материалы и методы. В работе использованы материалы ОПК ГБУЗ «ГКБ № 52 ДЗМ». Работа проведена на основе аналитического метода. Отмечается увеличение производства цельной крови с 10 665 л в 2019 г. до 13 785 л в 2020 г., и за 11 месяцев 2021 г. объем заготовки цельной крови составил 15 611 л. За период с 2019 по 2020 г. в ОПК отмечается рост количества доноров и количества донаций на 30 и 55% соответственно. В 2021 г. рост (по сравнению с 2020 г.) по эти двум показателям рост составил 40 и 23%.

Осуществлен переход на 100% заготовку аферезных тромбоцитов в добавочном растворе с последующей инактивацией патогенов. Заготовка антительной плазмы в 2020 г. составила 998 л (1695 донаций, 2909 доз), а за 2021 г. — 2129 л (3602 донации, 5728 доз). Разделение донорских потоков позволило проводить заготовку КК одновременно с заготовкой антительной плазмы.

Результаты и обсуждение. Задача ОПК — своевременное и в полном объеме обеспечение клиники КК. За 2020—2021 гг. поток безвозмоздных доноров увеличился, в отличие от опыта других отделений переливания крови. Были расширены каналы коммуникации с донорами: активное ведение социальных сетей, СМС- и е-та1.1-рассылки, таргетированная реклама, персонализированный подход, регулярное взаимодействие со СМИ, информирование доноров о мерах безопасности в условиях корона-вирусных ограничений. Накоплен опыт по организации работы с разными донорскими потоками. Грамотная тактика работы с до -норами антительной плазмы позволила расширить донорский пул «мирных» КК. В период работы в условиях пандемии отмечается рост производства КК, что привело к 100% самообеспечению ими клиники. Процесс организации производства КК был отлажен с учетом необходимости увеличения количества процедур вторичной переработки крови, в т.ч. процедур патоген-инактивации.

Заключение. В условиях С0У10-19 ОПК полностью обеспечивает потребность клиники в КК, а также безопасность доноров и персонала. Для этого внедрены новые методы рекрутирования доноров и сохранения донорского потенциала. Накоплен опыт по разведению донорских потоков с целью получения одновременно «мирных» КК и антительной плазмы.

Катаева Е. В., Клинушкина Е. Ф., Чуксина Ю. Ю., Савин А. О., Митина Т. А.

ТЕРАПИЯ ИНГИБИТОРОМ БРУТОНТИРОЗИНКИНАЗЫ - ИБРУТИНИБОМ РЕЦИДИВНЫХ/РЕЗИСТЕНТНЫХ ФОРМ

ХРОНИЧЕСКОГО ЛИМФОЛЕЙКОЗА

ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского»

Введение. Появление таргетного препарата Ибрутиниб (И.) открыло новую эру в лечении рецидивных и резистентных форм (р/р) хронического лимфолейкоза (ХЛЛ), особенно у пациентов с неблагоприятным генетическим прогнозом.

Цель работы. Оценить эффективность и безопасность терапии р/р пациентов ХЛЛ И.

Материалы и методы. Под нашим наблюдением находилось 86 пациентов ХЛЛ с р/р формами. Медиана (Ме) возраста составила 61 год (29—76). Из них было 34 женщины, 52 мужчины. Стадирование проводилось по системе Rai: 53 (61,6%) пациента наблюдались со II, 2 (0,2%) с III и 29 (33,7%) с IV стадией. У 2 (0,2%) пациентов наблюдалась трансформация ХЛЛ в синдром Рихтера. У 33 (38,4%) отмечены большие опухолевые конгломераты более 5 см. 14 пациентов (16,3%) наблюдались с ранним рецидивом, развившимся через 6—12 мес. после окончания лечения. У 72 (83,7%) сформирована резистентность к проводимой ранее

терапии. Ме линий предшествующего лечения составила 3 (1—5). Проводили цитогенетические исследования: 53 (61,6%) определяли dell7pl3/TP53 методом FISH, при этому 29 (33,7%) выявлена dellTp или моносомия 17. Мутационный статус V генов IgH методом ПЦР выполнили 46 (53,5%). У 100% обследованных гены не подвергались соматической гипермутации. Коморбидность вы-явленау 63 (73,3%). Вирусный гепатит В наблюдалсяу 10 (11,6%), все получали противовирусную терапию. Все получали И. в дозе 420 мг ежедневно внутрь, наблюдались 1 раз в 3—6 месяцев с результатами гемограммы и биохимического анализа крови, 1 раз в 6 месяцев проводилась KT грудной клетки, брюшной полости.

Результаты и обсуждение. Ме наблюдения составила 23 месяца (3—72). Через неделю приема препарата отмечалосьуменьшение лимфаденопатии, гепатоспленомегалии и рост абсолютного лим-фоцитоза, который продолжался 3—6 месяцев,у 4 сильно предле-ченных пациентов период повышенного лейкоцитоза длился до 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.