УДК 372.83:37.017
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Буянский Д. Б., Курмашева А. Р. Аксиологический подход в преподавании истории и обществознания в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. - № 3 (15) / сентябрь. — С. 32-38. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntL2022/kvo304/
Буянский Дмитрий Борисович | [email protected]
Кандидат педагогических наук Методист кафедры общего образования
Калининградский областной институт развития образования Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ г. Пионерского Калининград, Россия
Курмашева Анастасия Ришатовна | [email protected]
Методист кафедры общего образования
Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия
Аксиологический подход в преподавании истории и обществознания в школе
Аннотация. Гуманистические ценности, закрепленные во ФГОС в виде личностных результатов образования, пока еще не нашли своего практического воплощения: гораздо большее внимание сейчас уделяется патриотическому воспитанию, где интересы общества, государства имеют приоритет над частными интересами. В связи с этим остро прослеживается необходимость для педагогов иметь идейные ориентиры, которые лежали бы в основе их деятельности и формирование которых выступало бы в качестве целевых ориентиров воспитательной работы.
В данной статье рассматривается такой вид функциональной грамотности, как гражданская грамотность, которая понимается как способность человека применять предметные знания и навыки
общественных наук для решения задач построения и функционирования гражданского общества, быть активным его членом, выполняя широкий круг социальных ролей в сфере гражданских отношений. Поскольку именно уроки истории и обществознания призваны в первую очередь создать условия для формирования собственной гражданской позиции ученика, авторы особое внимание уделяют одной из характеристик процесса развития гражданской грамотности — этапности формирования аксиологического компонента на уроках истории и обществознания. Приводятся примеры заданий по формированию системы ценностных ориентаций обучающихся, их способности к суждению, а также умения давать нравственную оценку определенных социальных действий.
УДК 372.83:37.017
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Буянский Д. Б., Курмашева А. Р. Аксиологический подход в преподавании истории и обществознания в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. - № 3 (15) / сентябрь. — С. 32-38. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntL2022/kvo304/
Ключевые слова: гражданская грамотность, патриотизм, аксиологический компонент, ФГОС.
В последнее время, когда абсолютно все сферы жизни общества страдают от девальвации ценностей, стали нередки сетования учителей на отсутствие единой идеологии, ясного и четкого ориентира в воспитательной деятельности. Между тем, статья 13 Конституции РФ закрепляет принцип идеологического плюрализма: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [Цит. по: 3]. Вполне понятно желание коллег иметь идейные ориентиры, однако в данном случае было бы уместно говорить не об обязательной идеологии, а о системе ценностных ориентаций, которые лежали бы в основе педагогической деятельности и формирование которых выступало бы в качестве целевых ориентиров воспитательной работы.
Парадоксальность ситуации в том, что гуманистические ценности, закрепленные во ФГОС в виде личностных результатов образования, пока еще не нашли своего практического воплощения: по-прежнему гораздо большее внимание сегодня уделяется патриотическому воспитанию, а такое понятие, как «гражданственность», игнорируется. А ведь для любой современной страны важно, чтобы ее гражданам были присущи оба эти качества, ведь только в таком случае можно рассчитывать, что они смогут построить процветающую страну с высокоразвитым обществом.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в качестве личностных результатов освоения программы основного общего образования помимо ценностей патриотического воспитания называет ценности «гражданского, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического воспитания и ценности научного познания» [Цит. по: 5]. Между тем, приоритет в опыте воспитательной работы образовательных организаций зачастую отдается именно патриотическому воспитанию, которое чаще всего понимается как военно-патриотическое, героико-патрио-тическое. В самом деле: анализируя многочисленные публикации о гражданском и патриотическом воспитании, мы видим подавляющее большинство материалов на военно-патриотическую тематику. Безусловно, память о героических страницах истории Отечества — то, что в первую очередь питает наш патриотический дух, и эта тема является необходимым звеном в цепи гражданско-патриотичес-кого воспитания. Однако не стоит забывать и о другом аспекте — гражданственности. Гражданственность направлена в будущее, ее основные ценности — права и свободы людей, равные возможности самореализации для всех членов общества.
Главным в результате гражданско-пат-риотического воспитания обучающихся должно стать формирование способности к критическому мышлению, которое не позволяет сделать «личность заложником коллективистской психологии, его
УДК 372.83:37.017
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Буянский Д. Б., Курмашева А. Р. Аксиологический подход в преподавании истории и обществознания в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 32-38. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo304/
сознание — предметом внешних манипуляций, обрекая взрослого человека на пожизненный интеллектуальный и личностный конформизм» [Цит. по: 2, с. 58].
Гуманистическая педагогика исходит из идеи личности ребенка как высшей ценности в образовательном процессе, уникальности индивидуальности ученика, ориентации на его развитие и самореализацию [4, с. 206-207]. Уроки истории и обществознания призваны в первую очередь создать условия для формирования собственной гражданской позиции ребенка.
Гражданская позиция человека должна основываться на твердых убеждениях, а не на чьем-то мнении, иначе это будет обыкновеннейший конформизм. Убеждения, в свою очередь, складываются из ценностей, которые выступают критериями оценки человеком явлений окружающего мира и составляют основу экзистенциальной сферы индивидуальности. С другой стороны, убеждения предусматривают способность и готовность аргументированно их отстаивать как теоретически, высказывая обоснованные суждения, так и в практической деятельности. Педагогическими задачами, следовательно, являются создание условий для формирования ценностных ориентаций учащихся и развитие таким образом экзистенциальной сферы индивидуальности, а также формирование способности к суждению, где ценностные ориентации используются в качестве критериев оценки событий, процессов, явлений окружающего мира.
Есть все основания говорить о таком виде функциональной грамотности, как гражданская грамотность, которую мы понимаем как способность человека применять предметные знания и навыки общественных наук для решения задач построения и функционирования гражданского общества, быть активным его членом, выполняя широкий круг социальных ролей в сфере гражданских отношений. Гражданская грамотность происходит из гражданской компетентности личности, аксиологическим компонентом которой служат гуманистические нравственные ценности, такие как
- мир — согласие, отсутствие вражды, ненависти;
- свобода — суть нравственного поведения заключается в том, что человек действует не из страха наказания или жажды поощрения, а по внутреннему убеждению, и его действия являются результатом свободного выбора;
- милосердие — готовность к прощению и помощи из человеколюбия, без ожидания выгоды;
- справедливость — «понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нем» [Цит. по: Там же. С. 208];
- сострадание — способность к эмпа-тии, умение встать на позицию другого, видеть ситуацию с его стороны и сопереживать ему;
УДК 372.83:37.017
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Буянский Д. Б., Курмашева А. Р. Аксиологический подход в преподавании истории и обществознания в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 32-38. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo304/
- искренность — честность, добросовестность, «отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями и словесным выражением этих чувств и намерений» [Цит. по: Там же. С. 207];
- уважение прав и свобод человека — понимание границ своих прав и свобод в отношении к другим людям;
- уважение национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей — неприятие всех форм шовинизма;
- патриотизм — чувство любви к Родине, основанное на идентичности, культурном и гражданском самоопределении, когда человек в результате осознанного свободного выбора признает своими ценности определенной группы, нации, государства;
- демократические нормы и правила.
Согласно деятельностному подходу в образовании, формирование личностных качеств учащегося происходит только в ходе практической деятельности, подразумевающей осуществление нравственного выбора в учебной ситуации.
Одной из характеристик процесса развития гражданской грамотности является его этапность. Первым этапом формирования аксиологического компонента гражданской грамотности является курс 5-х-7-х классов средней школы. На этом этапе необходимо научить ребенка выявлять гуманистические нравственные ценности в различных исторических и жизненных ситуациях, а также оценивать события и факты с точки зрения этих ценностей.
Используя предметное содержание истории и обществознания, исходя из принципов гуманизма, ученик должен научиться давать нравственную оценку поступкам и идеям людей прошедших эпох. Понятно, что в ситуации определения своего мнения возможны разные точки зрения в классе, поэтому каждый учащийся «должен научиться вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого, отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль, уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми» [Цит. по: 1, с. 89]. Здесь очень важно научиться высказывать собственное суждение.
Например, изучая события, связанные с гибелью от рук древлян князя Игоря и последующей местью княгини Ольги, можно дать задание определить, как в этом эпизоде истории проявились жадность, коварство, жестокость, месть и т. д., аргументировав свою позицию конкретными историческими фактами.
На уроках обществознания в средней школе сформировать умение давать нравственную оценку тем или иным поступкам, формулировать самостоятельные оценочные суждения возможно при рассмотрении конкретных жизненных ситуаций. Например, изучение разных видов социальных норм можно сопроводить беседой о семейных, культурных, национальных традициях и формулированием аргументов, подтверждающих их значимость в современном мире.
УДК 372.83:37.017
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Буянский Д. Б., Курмашева А. Р. Аксиологический подход в преподавании истории и обществознания в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 32-38. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo304/
События истории России и зарубежных стран Нового времени, которые изучаются на втором этапе формирования гражданской грамотности (8-е-9-е классы), предъявляют новые требования к использованию при их оценке нравственных и гражданских ценностей. «Теперь гораздо большее значение имеет умение ученика занять определенную позицию, отстаивать ее, вступать в диалог, дискуссию, полемику, понимать и терпимо относиться к другой точке зрения, видеть различия между фактами, оценками и теориями, находить или предлагать варианты терпимого отношения к иным точкам зрения на события истории и современности» [Цит. по: Там же. С. 90]. Например, изучая реформы Петра I, необходимо дать им собственную оценку, используя различные критерии: общественный прогресс, гуманизм и т. д. При этом ученик должен понять, что, в зависимости от критериев (систем ценностей), эта оценка может существенно отличаться. На уроках обществознания возможна работа с диаграммой, где необходимо не только сформулировать по одному выводу о сходстве и о различии в позициях опрошенных, но и высказать предположение о том, чем они могут объясняться. Здесь очень важно уметь рассуждать с точки зрения представителей разных социальных, конфессиональных, этнических групп.
На третьем этапе формирования гражданской грамотности (среднее образование) обучающийся должен уметь определять линию своего поведения с учетом гуманистических нравственных
ценностей, норм морали и права. Он должен действовать в жизненных и учебных ситуациях, определяя и отстаивая свою точку зрения по актуальным вопросам политического, культурного, социального и экономического развития общества как прошедших эпох, так и современности. «Провозглашая при необходимости общественно-значимые позиции, он должен быть готов отстаивать их в цивилизованном споре с оппонентами, осуществлять конструктивное взаимодействие людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением» [Цит. по: Там же. С. 91]. Например, на уроках общес-твознания, изучая демократическое общество, можно дать задание обосновать необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе.
Таким образом, в связи с современным этапом развития общества, характеризующимся высокой степенью перемен во всех сферах, требуется подготовка граждански грамотного поколения. Особая роль в этом принадлежит общеобразовательной школе и прежде всего — урокам истории и обществознания, поскольку именно они выполняют важную роль в подготовке выпускников к жизни в условиях гражданского открытого общества.
Список литературы
1. Буянский, Д. Б. Индивидуализация процесса формирования гражданской компетентности у учащихся средней школы: дис. ... канд. пед. наук:
УДК 372.83:37.017
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Буянский Д. Б., Курмашева А. Р. Аксиологический подход в преподавании истории и обществознания в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 32-38. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo304/
13.00.01 / Буянский Дмитрий Борисович. — Калининград, 2013. — 220 с.
2. Галкин, С. А. Воспитание. Личность. Общество / С. А. Галкин. — Дубна: Феникс+, 2006. — 112 с.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 года) [Электронный ресурс] // Президент России. — URL: http://kremlin.ru/ acts/constitution (дата обращения: 09.07.2022).
4. Маслов, С. И. Аксиологический подход в педагогике / С. И. Маслов, Т. А. Маслова // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. — 2013. — № 3-2. — С. 202-212.
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. — URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/401333920/ (дата обращения: 09.07.2022).
Dmitry B. Buyansky
Kaliningrad Regional Institute of the educational development Pionersky Secondary school Kaliningrad, Russia
Anastasiya R. Kurmasheva
Kaliningrad Regional Institute of the educational development Kaliningrad, Russia
Axiological approach
in teaching History
and Social Studies at school
Abstract. The humanistic values enshrined in the FSES in the form of personal education results have not found their practical realization yet: much more attention is now being paid to patriotic education, where the interests of society and the state take precedence over private interests. In this regard, there is an acute need for colleagues to have ideological guidelines that would form the basis of pedagogical activity and the formation of which would act as the target guidelines of educational work.
This article discusses such a type of functional literacy as civic literacy, which we
УДК 372.83:37.017
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Буянский Д. Б., Курмашева А. Р. Аксиологический подход в преподавании истории и обществознания в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 32-38. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo304/
understand as the ability of a person to apply the subject knowledge and skills of Social Sciences to solve the problems of building and functioning of civil society, to be an active member of it, performing a wide range of social roles in the field of civil relations. Since the lessons of History and Social Studies are primarily designed to create conditions for the formation of a student's own civic position, the authors pay special attention to one of the characteristics of the
process of developing civic literacy — the stage-by-stage formation of the axiologi-cal component at the lessons of History and Social Studies. Examples of tasks on the formation of a system of value orientations of students, their ability to judge, as well as the ability to give a moral assessment of certain social actions are given.
Keywords: civic literacy, patriotism, axio-logical component, FSES.
Статья поступила в редакцию 14.07.2022; одобрена после рецензирования 16.08.2022; принята к публикации 24.08.2022.
The article was submitted 14.07.2022; approved after reviewing 16.08.2022; accepted for publication 24.08.2022.