УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Коротких С.Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
Коротких Сергей Николаевич | [email protected]
Священник (протоиерей) Настоятель Крестовоздвиженского собора Руководитель отдела религиозного образования Калининградская епархия Русской Православной Церкви Калининград,Россия
Обеспечение социального партнерства между образовательными и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации
Аннотация. Статья адресована, прежде всего, руководителям, заместителям и помощникам руководителей образовательных организаций; классным руководителям; кураторам студенческих групп, курсов; специалистам, ответственным за организацию взаимодействия образовательных организаций с их социальными партнерами, за внеурочную и проектную деятельность.
В статье осуществляется попытка обоснования с точки зрения государственной политики Российской Федерации в сфере образования необходимости взаимодействия образовательных организаций с традиционными российскими религиозными организациями. Государственным и муниципальным образовательным организациям даются практические рекомендации по формированию условий, потребных для организации эффективного социального партнерства между ними и представителями традиционных
для России религий, прежде всего христианства в форме православия, являющегося ценностно-смысловой, этической и эстетической основой великой русской культуры и культурообразующей религией государствообразующего русского народа, исторически создавшего условия возникновения и существования российской державы-цивилизации, обеспечивающей возможность сохранения и развития в ее пределах многих народов, культур и религиозных верований, объединенных идеей общего блага и единой российской гражданской идентичности. Русская Православная Церковь проявила себя в качестве надежного и активного партнера государственной системы образования в Российской Федерации.
Также в статье определяются основные принципы взаимодействия между образовательными и традиционными религиозными организациями, подходы к организации этого взаимодействия,
УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Коротких С.Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
предлагаются направления и формы совместной деятельности. Уделяется внимание специфике традиционных российских религиозных организаций и особенностям реализации их воспитательного педагогического потенциала.
Ключевые слова: традиционные российские религии, социальное партнерство, сотрудничество школы и церкви, традиционные российские духовно-нравственные ценности, воспитание.
Благодарности: автор выражает благодарность за оказание помощи в подготовке текста статьи
- сотрудникам Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, в частности, иеромонаху Геннадию (Войтишко), заведующему Сектором приходского просвещения; Туфриной Виктории Юрьевне, исполняющей обязанности заведующего Сектором Основ православной культуры;
- сотрудникам Межъепархиальной Коллегии религиозного образования Калининградской митрополии Русской Православной Церкви, в частности, Карамаликову Денису Валерьевичу, сопредседателю Коллегии, руководителю Отдела религиозного образования Черняховской епархии Русской Православной церкви; Хребтовой Анастасии Ивановне, советнику Коллегии по вопросам взаимодействия с государственными и муниципальными органами управления образованием, экс-министру образования Калининградской области;
Афанасьевой Светлане Юрьевне,
заведующей Сектором развития приходского попечения о детях;
- Кулешовой Ольге Евгеньевне, директору МАОУ СОШ № 19 г. Калининграда;
- Соколовой Марине Евгеньевне, старшему методисту Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания государственного автономного учреждения Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования детей и подростков».
Создание полноценной и результативной системы воспитания возможно только при активном и заинтересованном участии всех субъектов этого процесса, каковыми являются семьи; образовательные организации; учреждения культуры, в том числе театра и кино, спорта; разработчики и производители игр и игрушек; средства массовой информации и рекламы; организации и лица, формирующие интернет-контент; иные организации, осознанно или непроизвольно, профессионально или по долгу совести оказывающие воспитательное воздействие на детей, молодежь и взрослых (родителей, законных представителей несовершеннолетних). Среди этих организаций важнейшее место занимают традиционные российские религиозные организации. Их особая роль в становлении и развитии духовности и культуры России признана на законодательном уровне [15], зафиксирована в государственной
УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Коротких С. Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
нормативной базе преподавания основ религиозных культур [10], учитывается методологией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [4], активно изучается научным сообществом, в том числе в контексте места религии в стратегии современной государственной политики в сфере воспитания [1] и обусловлена тем, что они являются носителями и хранителями традиционных российских духовно-нравственных ценностей, неотъемлемой частью национальной культуры, а также обладают большим потенциалом воспитания человека [13].
Целью государственной политики в сфере сбережения народа и развития человеческого потенциала Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет воспитание социально ответственного гражданина [14]. Учитывая, что условием формирования российской гражданской идентичности является традиционная российская культурная и религиозная идентичность, Стратегия провозглашает поддержку традиционных религиозных организаций и обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей [Там же].
К традиционным для России религиям относятся христианство в форме русского православия, ислам, буддизм и иудаизм в их традиционных российских формах. Вместе с тем существует масса нетрадиционных религиозных организаций и объединений, обладающих потенциалом
деструктивного влияния на культурную и религиозную ориентацию личности и как следствие — на ее гражданскую идентичность. Поэтому представителям образовательных организаций необходимо проявлять бдительность и обладать элементарными компетенциями в сферах этнокультурной грамотности и религиозной безопасности. Изданы методические рекомендации для директоров школ и работников органов управления образованием о предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в образовательные организации [2, 3].
Как показывает практика, без сфор-мированности традиционной культурной и религиозной идентичности человек оказывается подвержен разностороннему деструктивному морально-психологическому и информационному воздействию, направленному на пересмотр базовых норм морали, культурное и религиозное «переформатирование» сознания, целью которого является подрыв российской гражданской самоидентификации человека и саморазрушение общества изнутри.
Этим определяется ценность традиционных российских религиозных конфессий для образовательных организаций в качестве их социальных партнеров в деле воспитания человека, обладающего мировоззрением,основанным на системе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и идеалов, стремящегося к духовному, умственному,
УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Коротких С. Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
нравственному и физическому совершенству, любящего отечество и осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
В связи с этим необходимо формирование адекватных представлений об отношении традиционных российских религиозных организаций к проблемам воспитания, образованию в целом, к науке и культуре1, об их воспитательных ресурсах и о возможностях взаимодействия с ними образовательных организаций.
Построение партнерских отношений требует взаимного встречного движения и усилий, направленных на узнавание друг друга и создание условий взаимодействия. Данная статья призвана оказать помощь образовательным организациям в формировании таких условий. Ее актуальность обусловлена назревшей необходимостью организации социального партнерства образовательных организаций с традиционными для России религиозными организациями, прежде всего Русской Православной Церковью, при отсутствии у многих образовательных организаций опыта такого взаимодействия, а также системно представленных методических разработок по данной проблеме. Прежде всего, необходимы
методические рекомендации, основанные на реальном опыте практического взаимодействия.
Материалы статьи подготовлены с целью предоставления их в Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования и в Министерство образования Калининградской области для подготовки ими методических рекомендаций по формированию условий социального партнерства между образовательными организациями и традиционными для России религиозными организациями.
Как показывает практика, отношения образовательных организаций с традиционными российскими религиозными организациями оказываются конструктивными и имеют стабильный позитивный эффект там, где они строятся на следующих принципах:
- принцип системности — заключается (1) в основанности взаимодействия во всех его проявлениях на единой ценностной и мировоззренческой платформе (проявления взаимодействия следующие: формирование нормативной базы; планирование, подготовка и реализация проектов, событий и мероприятий; организация
1 Относительно Русской Православной Церкви полезным и целесообразным в данном контексте является знакомство с документом, излагающим базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду общественно значимых проблем — «Основы социальной концепции Русской Православной церкви» (принят Определением освященного Архиерейского собора Русской Православной Церкви об «Основах социальной концепции Русской Православной церкви» от 15 августа 2000 года) [8].
УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Коротких С. Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
среды взаимодействия — как содержательно-смысловой и этической, так и предметно-пространственной и эстетической (дизайн, ландшафт, предметное наполнение)); (2) в единообразном понимании сторонами цели взаимодействия и его приоритетных задач; (3) во взаимной заинтересованности и ответственности сторон взаимодействия; (4) в про-ектности и коллективности (команд-ности) формирования концепции и планирования взаимодействия; (5) в постоянстве и планомерности взаимодействия (в отличие от фрагментарности и спонтанности); (6) во взаимной вовлеченности сторон взаимодействия в укладные формы жизни, традиционные значимые события друг друга; (7) в вовлеченности во взаимодействие сторон других значимых субъектов воспитания на основе единых ценностных и мировоззренческих ориентиров. - принцип со-бытийности — заключается в создании условий для живого общения разных поколений представителей сторон взаимодействия между собой, следствием которого является формирование взрослых, детско-взрослых и детских (разновозрастных и сверстнических) общностей, скрепленных единством интересов, в которых взращивается единство целей и ценностей (принцип единства ценностно-целевой ориентации). Гармоничное и полноценное сотрудничество возможно только в со-бытийной общности, созидаемой сторонами взаимодействия;
принцип взаимопонимания — заключается в осознании необходимости и обеспечении (1) взаимного доверия; (2) взаимного уважения к правилам и устоям; существующим в укладах жизни и функционирования взаимодействующих сторон; (3) узнавания особенностей потенциала и ресурсов друг друга; (4) паритетности в принятии решений;
принцип обеспечения нормативно-правовых условий — заключается (1) в соблюдении законности; (2) в стремлении максимально использовать возможности, предоставляемые существующей нормативно-правовой базой, в целях обеспечения эффективности взаимодействия; принцип светскости — заключается (1) в организационно-правовой независимости друг от друга религиозных организаций и государственных и муниципальных образовательных организаций; (2) основывается на соблюдении конституционной нормы о светскости Российского государства и законодательной нормы о светском характере образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях [15]; (3) обеспечивается: а) культурологическим, неиндоктринальным содержанием знаний и соответствующей методикой изучения основ религиозной культуры, б) правом свободного выбора учебных курсов основ религиозных культур, светской этики, основ духовно-нравственной культуры народов России; (4) характеризуется тем, что термин «светский» трактуется как
УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Коротких С. Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
«гражданский», не входящий в юрисдикцию религиозной организации, принадлежащий юрисдикции государства и не рассматривается как синоним слова «атеистический» или «нерелигиозный» [11]. Понятие «светскость» относится, прежде всего, к организационно-правовой и юридической сферам и не означает отделения содержания образования от религиозного знания [7, с. 175].
Эти принципы могут быть нормативно зафиксированы при составлении и подписании договоров и соглашений о сотрудничестве между образовательными и религиозными организациями.
На принципе взаимопонимания базируется один из важнейших подходов к организации эффективного взаимодействия, а именно — учет представителями образовательных организаций специфики, возможностей и профессиональных компетенций представителей религиозных организаций, которые, действительно, являются носителями и хранителями традиционных российских духовно-нравственных ценностей, аксио-логически наполненного содержания, но не всегда обладают методико-педа-гогическим ресурсом. Таким образом, образовательные организации должны ориентироваться на то, что, как правило, именно им необходимо брать на себя инициативу организационно-методического обеспечения процесса взаимодействия, подготовки совместных проектов, мероприятий. Это не означает, что представители религиозных организаций
используются пассивно, это значит, что их резерв активно раскрывается тогда, когда специалисты образования организационно и методически грамотно готовят для этого почву.
Нужно понимать, что прямыми функциями, например, священнослужителя являются (1) совершение богослужений; (2) духовное окормление (сопровождение), поддержка и утверждение в вере членов религиозной общины — людей мотивированных и обладающих определенным багажом знаний; (3) миссия среди «внешнего» мира, заключающаяся в объяснении основ вероучения, в пробуждении веры и в приобщении к вере желающих устроить свою жизнь в соответствии с ее основами. Ряд крупных, как правило, городских приходов Русской Православной Церкви имеет возможность привлекать профессионалов для работы в сфере приходского попечения о детях и молодежи на своей базе. Эти профессионалы могут и должны, прежде всего, от лица прихода непосредственно включиться в практическое взаимодействие с образовательными организациями. Однако не каждый приход обладает таким ресурсом.
Таким образом, от представителей религиозной организации требуется, прежде всего, желание поделиться имеющимися ресурсами, а от образовательной организации — обеспечить условия использования этих ресурсов с целью раскрыть их педагогический воспитательный потенциал. Именно для этого необходимо взаимное знакомство и узнавание
УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Коротких С. Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
друг друга образовательной и религиозной организациями.
Наиболее явными и, как правило, востребованными являются следующие ресурсы прихода или монастыря: (1) пространство храма — его культурно-историческое и культурно-эстетическое наполнение, информационный материал, обладающий воспитательным духовно-нравственным потенциалом, представленный посредством иконографии, агиографии, музыкальной традиции, исторических сведений, раскрывающих ценности и смыслы отечественной культуры и истории; (2) пространство приходского или монастырского быта (помещения для организации просветительских занятий с детьми, молодежью и взрослыми, приходская или монастырская трапезная, при наличии — швейная, иконописная мастерские, кузня, скотный / птичий двор, сад-огород и т. д.); (3) священнослужители и церковнослужители, обладающие знаниями, профессиональной подготовкой и навыками консультирования в сфере религиоведения и религиозной культуры, опытом духовной и психологической поддержки человека в различных жизненных ситуациях.
Какие конкретные шаги могут и должны предпринять представители образовательной организации для того, чтобы наладить контакт и взаимодействие
с представителями религиозной организации?
Различные традиционные для России религиозные организации, придерживаясь общих базовых традиционных ценностных и моральных норм, кроме различий в догматах веры имеют различную иерархическую и организационную структуру, что вносит свою специфику в построение отношений с представителями каждой из них в отдельности, однако в целом (в принципе) организационные шаги и указанные выше принципы построения отношений универсальны. Постараемся представить их на примере опыта построения отношений с представителями наиболее часто и активно выступающей в роли социального партнера школы2 религиозной организации — Русской Православной Церкви.
В России самостоятельными юридическими лицами и каноническими самоуправляющимися единицами в составе Русской Православной Церкви являются ее епархии. Во главе каждой епархии стоит ее управляющий — епископ (архиепископ, митрополит). Епархии объединяются в митрополии, которые не являются юридическими лицами. Главой митрополии является митрополит — управляющий одной из епархий, входящих в состав митрополии. Управляющие епархий подчиняются непосредственно Патриарху
2 В данном случае термин «школа» используется в своем широком смысле — школа как социальный институт, представленный образовательными организациями всех существующих типов, видов и организационно-правовых форм.
УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Коротких С. Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
и решениям Священного Синода РПЦ. Решениям Поместного собора и Архиерейского собора РПЦ подчиняется вся церковь, включая Патриарха и Священный Синод.
Юридически каждая епархия имеет статус «централизованной религиозной организации», а каждый приход — «местной религиозной организации». Согласно уставам епархий и приходов Русской Православной Церкви, каждая местная религиозная организация находится в подчинении у централизованной религиозной организации, к которой она относится. В свою очередь, сама Русская Православная Церковь имеет государственный юридический статус «централизованной религиозной организации», а все епархии, входящие в ее состав, подчинены ее руководству.
Может случиться так, что региональная нормативная база, обеспечивающая взаимодействие образовательных и религиозных организаций, недостаточно развита. В таком случае образовательная организация или объединение образовательных организаций во взаимодействии с религиозной организацией могут обратиться к региональному органу управления образованием с указанием на востребованность издания ряда необходимых нормативных актов. Обычно таковыми, прежде всего, являются (1) договор (соглашение) о сотрудничестве государственного регионального органа управления образованием с централизованной религиозной организацией — епархией или епархиями, образующими
митрополию; (2) приказ государственного регионального органа управления образованием о создании координационного совета по его взаимодействию с централизованной религиозной организацией (организациями) и положение о координационном совете, издаваемое в качестве приложения к приказу; (3) письма государственного регионального органа управления образованием муниципальным органам управления образованием и образовательным организациям, рекомендующие их взаимодействие с религиозными организациями и имеющие соответствующие методические рекомендации. Данный договор (соглашение) является стимулом для заключения договоров и налаживания взаимодействия между образовательными организациями и местными религиозными организациями, однако его отсутствие не является препятствием для этого.
Существуют ситуации, когда на территории одного региона Российской Федерации располагаются две-три или более епархий, образующих митрополию. Тогда заинтересованным государственным региональным органам управления образованием приходится прилагать усилия для выстраивания отношений с каждой из епархий в отдельности и в то же время со всеми вместе для того, чтобы создать единую региональную систему взаимодействия и сопровождения проектов в сфере духовно-нравственного воспитания. Более эффективно это осуществляется там, где между самими епархиями и их отделами образования выстроены и нормативно закреплены
УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Коротких С. Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
отношения коллегиальной выработки и коллегиального принятия решений в сфере образования. Формально это проявляется в создании межъепархиальных коллегий религиозного образования. Они формируют единую платформу и единую повестку, которую предлагают со стороны всей митрополии региональным и муниципальным органам управления образованием.
В качестве примера приведем схему, отражающую структуру взаимодействия государства и Русской Православной Церкви в сфере образования в Калининградской области по состоянию на 2022 год (рисунок 1).
1. КОИРО — Калининградский областной институт развития образования (его структурное подразделение — УМЦ духовно-нравственного образования и воспитания, деятельность которого организуется совместно с ОРО КЕ РПЦ и ОРО ЧЕ РПЦ на основе соглашения).
2. ОЦДиК — государственное автономное учреждение Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» — ОЦДиК (его структурное подразделение — Центр методического сопровождения региональной системы духовно-нравственного воспитания, деятельность которого организуется совместно с ОРО КЕ РПЦ и ОРО ЧЕ РПЦ).
3. ОРО КЕ РПЦ и ОРО ЧЕ РПЦ — Отделы религиозного образования
Калининградской епархии и Черняховской епархии РПЦ.
4. ДПЦ КЕ РПЦ — Духовно-просветительский центр Калининградской епархии РПЦ.
5. Инновационная площадка — общеобразовательная организация (детский сад или школа), в которой сформированы система воспитания и уклад жизни на основе базовых национальных ценностей. На 2022 год — 7 детских садов и 8 школ (в т. ч. Православная гимназия г. Калининграда).
6. Ресурсный центр — общеобразовательная организация (детский сад или школа), в которой основные элементы системы воспитания и уклада жизни на основе базовых национальных ценностей находятся в стадии формирования. На 2022 год — 26 детских садов и 34 школы.
Несмотря на то, что сама по себе модель системы взаимодействия государственных и церковных структур в сфере духовно-нравственного образования Калининградской области, представленная на момент 2022 года, не нова и начало своего формирования ведет с конца 1990-х — начала 2000-х годов, все же ее новизна с точки зрения общероссийского опыта заключается в том, что представленная модель системна и динамична в своем развитии, так как отражает живой опыт более чем двадцатилетнего взаимодействия.
Опыт Калининградской области по формированию региональной системы духовно-нравственного воспитания в
УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Коротких С. Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
Ф
а ф
и
DQ Q. Н
а
t iE
u
m
IS 0 ^
а. о
x
.Q
Ф
U
m а
x
И M
u ш о. ^
^ к
u О
DQ I—
U
Ф О
z
I
m
DQ
о
m
m а
VD
о
0
1 _ i
(Ü Ф
m dq
Ф О
l—
u
DQ
m а i i
0
1 DQ
о
X X
0
1
u
УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Коротких С. Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
образовательных организациях описан в материалах исследования М. В. Захар-ченко [6].
Существуют специализированные синодальные (непрямая аналогия с федеральными) и епархиальные (непрямая аналогия с региональными) органы, отвечающие за организацию и осуществление деятельности в различных сферах как внутрицерковной жизни, так и жизни церкви, ориентированной на социум. За организацию профессионального церковного образования отвечает Учебный комитет Русской Православной Церкви, а за просветительскую образовательную деятельность, широко обращенную к социуму, включая взаимодействие с органами управления образованием, образовательными организациями, организацию просветительской работы с детьми и взрослыми в приходах и т. д., отвечают Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (СОРОиК — общецерковный орган) и епархиальные отделы религиозного образования и катехизации (далее — ЕОРОиК — в каждой епархии свой).
Вероятно, ЕОРОиК — это именно та структура, с представителями которой образовательной организации следует познакомиться в первую очередь. В епархиальном
отделе религиозного образования на основе имеющегося опыта подскажут, какими могут быть направления совместной работы и ее формы, ее основная специфика; какими ресурсами обладает непосредственно сам отдел; посоветуют, какой из близлежащих к образовательной организации приходов наиболее адекватен для организации с ним регулярного взаимодействия; помогут разработать примерный план совместной с приходом деятельности, вероятно, при участии ЕОРОиК. Найти выход на ЕОРОиК возможно, зайдя на сайт епархии или непосредственно обратившись в секретариат епархиального управления.
В ряде регионов и епархий уже существует распределение между образовательными организациями и приходами, взаимно согласованное сторонами и закрепленное рекомендательными письмами и распоряжениями. Это распределение произведено с целью обеспечения участия представителей приходов в родительских собраниях, посвященных выбору модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также с целью организации эффективного сопровождения учебных курсов и модулей, преподаваемых в рамках реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»3. Как
3 Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной в учебном плане. При этом минимальный объем учебной нагрузки для возможности последующего выставления в аттестат об основном общем образовании итоговой отметки по реализуемым в рамках данной предметной области предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в соответствии с учебным планом образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за два учебных года [9].
УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Коротких С. Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
правило, эти и другие моменты регулируются на основании существующих договоров (соглашений) о сотрудничестве региональных и муниципальных органов управления образованием с епархиями РПЦ. На основании приказов создаются координационные советы и рабочие группы по взаимодействию, действующие в соответствии с положениями о них.
Координационный совет является органом государственно-общественного управления, создаваемым, как правило, при региональном органе управления образованием либо при органе местного самоуправления, целью которого является обеспечение единых подходов к осуществлению воспитания детей и молодежи в регионе или муниципальном образовании на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и отечественных культурно-исторических традиций, а также организация контроля над соблюдением основными субъектами воспитания действующего законодательства, нормативных актов и принципов государственной политики в сфере воспитания. Этот орган имеет ряд задач, среди которых — содействие (1) развитию региональной или муниципальной системы духовно-нравственного воспитания на указанной ценностной и культурно-исторической основе и (2) обеспечению прав граждан на свободное и добровольное приобщение их детей к ценностям и традициям родной религиозной культуры (в рамках традиционных российских религий) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях с учетом
законных интересов и прав представителей нерелигиозной части общества. Совместно с органами государственной власти или местного самоуправления образовывать координационный совет могут как представители одной доминирующей в данном регионе религии, так и нескольких массово представленных традиционных для России религий.
В тех регионах России, где основную массу населения составляют носители ислама (республики Северного Кавказа, Татарстан, Башкортостан) или буддизма (Бурятия, Тыва, Калмыкия, Республика Алтай, Забайкальский край), существуют свои механизмы формального регулирования взаимодействия между представителями образовательных и религиозных организаций. Представители иудейских общин обычно создают собственные негосударственные общеобразовательные организации или специализированные классы с иудейским (еврейским) этнокультурным компонентом в муниципальных общеобразовательных организациях.
Так, Л. А. Харисова в монографии «Религиозная культура в содержании образования» представила модель духовно-нравственного воспитания школьников на основе исламской культуры, которая была разработана на основе изучения опыта развития национально-региональной системы образования в Татарстане, в том числе методологических подходов к использованию культурно-нравственных ценностей ислама в процессе воспитания, и апробирована
УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Коротких С. Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
в общеобразовательных организациях республики [16, с. 236-312].
Разработаны и опубликованы модели воспитательной работы, организуемой образовательной организацией на основе культур традиционных для России религий [5; 16, с. 239].
Возможные направления взаимодействия и формы совместной деятельности образовательных и религиозных организаций представлены в таблице 1.
Эти и другие возможные направления и формы взаимодействия [17, с. 82-83] обычно отражаются в договорах и соглашениях о сотрудничестве между образовательными и религиозными организациями и осуществляются в рамках компетенций каждой из сторон.
Участие обучающихся образовательных организаций в мероприятиях, организуемых совместно или на базе религиозных организаций в рамках договоров и соглашений о сотрудничестве, необходимо учитывать в документации о внеурочной деятельности образовательных организаций, включая возможные рейтинги и портфолио обучающихся и педагогов.
Понимая, что кадровый ресурс религиозной организации, как правило, ограничен и не может быть использован одновременно и в одинаковой степени интенсивно во всех направлениях взаимодействия, необходимо определить приоритеты и осуществлять
планирование взаимодействия исходя из них. Рациональным является использование ресурса религиозной организации, прежде всего, для работы с педагогическим коллективом, так как главным фактором воспитания является личность педагога, его человеческие качества, мировоззрение, ценностно-целевая ориентация, профессионализм и компетентность, а главной движущей силой воспитательного процесса — мотивация педагога. На создание условий грамотного и целенаправленного развития этих факторов следует обратить особое внимание. Педагог нуждается в поддержке, позволяющей укреплять и развивать его морально-нравственную устойчивость и личную мотивированность на осуществление воспитательной работы. Полезна организация сопровождения деятельности отдельных педагогов, занятых в сфере преподавания конфессиональных курсов, предметов, модулей.
В современных условиях целесообразно привлекать ресурс религиозных организаций к работе с обучающимися в рамках информационно-просветительских занятий патриотической и экологической направленности «Разговоры о важном» [12].
При организации взаимодействия необходимо учитывать то, что действия, осуществляемые сторонами в рамках реализации основной образовательной программы образовательной организации, не должны сопровождаться совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, требованием
Коротких С.Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
Таблица 1 — Направления взаимодействия и формы совместной деятельности образовательных организаций и традиционных российских религиозных
организаций
Направления взаимодействия Формы совместной деятельности
Разработка педагогическим коллективом рабочей программы воспитания и основной образовательной программы образовательной организации в части ее воспитательного потенциала Интерактивные семинары, консультации
Работа с педагогическим коллективом в рамках повышения квалификации педагогов Семинары, мастер-классы, открытые занятия, педагогические мастерские, лекции, проектная деятельность, занятия-экскурсии на базе прихода
Работа с обучающимися Тематические встречи, классные часы, проектная деятельность, киноклубы, походы, экскурсии, в том числе на базе прихода, другие внеурочные мероприятия. Тематические занятия в рамках урочной деятельности. Подготовка к олимпиадам духовно-нравственного содержания (Общероссийская олимпиада по «Основам православной культуры», Открытая всероссийская олимпиада «Наше наследие» и т. д.). Совместные мероприятия с участием детей и молодежи образовательной и религиозной организаций (фестивали, конкурсы, квесты и т. д.)
Работа с родителями обучающихся Тематические родительские собрания, в том числе посвященные выбору модуля в рамках комплексного учебного курса ОРКСЭ, встречи, киноклубы, семинары, лекции, проектная деятельность, экскурсии, в том числе на базе прихода
Работа со всеми категориями участников педагогического процесса Участие сторон в организации и проведении друг другом традиционных значимых событий, определяющихся укладом сторон, в том числе государственно-церковных праздников. Участие уполномоченных представителей религиозной организации по приглашению образовательной организации и образовательной организации по приглашению религиозной организации в заседаниях органов самоуправления друг друга, тематика которых посвящена предмету заключенного между ними договора (соглашения) о сотрудничестве
УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Коротких С.Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
Направления взаимодействия Формы совместной деятельности
Работа с другими социальными партнерами образовательной организации, занятыми в воспитательной деятельности (семьи обучающихся, различные структуры государственной власти и местного самоуправления, организации различных отраслей социальной сферы, экономики, силовых структур, организации дополнительного образования детей, среднего и высшего организации профессионального образования и т. д.) Консультации, совещания, семинары, проектная деятельность, экскурсии, в том числе на базе прихода
Волонтерская и благотворительная деятельность Волонтерские и благотворительные акции, проектная деятельность
Культурно-просветительская деятельность Фестивали, конкурсы, киноклубы, «капустники», «гостиные», концерты. Просветительские поездки с участием священнослужителей
Научно-просветительская деятельность Ученические и учительские конференции, чтения, семинары, научно-просветительские проекты
Учебно-методическое обеспечение преподавания конфессиональных модулей курса ОРКСЭ, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) конфессиональной направленности, включенных в предметные области ОРКСЭ и ОДНКНР Взаимодействие администраций и педагогов образовательных организаций с представителями соответствующих религиозных организаций для обеспечения (1) консультативной помощи, касающейся специфического содержания учебных модулей, предметов, курсов, дисциплин;(2) сопровождения внеурочной образовательной деятельности в рамках преподавания учебных модулей, предметов, курсов, дисциплин в интересах обучающихся и их семей, в том числе внеклассных мероприятий, экскурсий, просветительских поездок и т. д.
Оказание образовательной организацией организационно-методической помощи религиозной организации в сопровождении ее деятельности в сфере попечения о детях, предусмотренной уставом религиозной организации, в том числе в рамках деятельности воспитательных групп, центров дополнительного образования, образовательных организаций, учрежденных религиозной организацией Все возможные формы организационно-методической поддержки. Обмен опытом между специалистами. Совместные мероприятия
Обеспечение нормативной и правовой базы взаимодействия и грамотности в данной сфере Разработка и подписание договора (соглашения) о сотрудничестве. Учет участия религиозной организации в воспитательной деятельности в качестве социального партнера образовательной организации при разработке основной образовательной программы, рабочей программы воспитания, плана учебной и воспитательной деятельности, концептуальных и программных документов,
УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Коротких С. Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
Направления взаимодействия Формы совместной деятельности
локальных актов образовательной организации. Семинары, совещания, педагогические советы, родительские собрания, посвященные теме нормативно-правового обеспечения взаимодействия
Информационная поддержка взаимодействия Размещение информации о результатах и успешном опыте сотрудничества Сторон в СМИ, на интернет-ресурсах
от обучающихся или их родителей религиозной самоидентификации, препятствовать их конфессиональному самоопределению, предусматривать обязательное участие обучающихся в религиозных службах, преследовать в качестве образовательной цели вовлечение обучающихся или их родителей в религиозную организацию [8, с. 108-114; 13] и предусматривать обучение религии [9]. Под обучением религии понимается преподавание вероучения.
Вместе с тем, вне рамок основной образовательной программы государственной или муниципальной образовательной организации религиозная организация может осуществлять обучение религии в помещениях образовательной организации, предоставляемых на основании договора [11]. Таким же образом вне рамок реализации основной образовательной программы во внеурочное время по согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и по желанию самих обучающихся как на территории храмовых комплексов, мемориалов, памятных мест, так и в здании государственной или муниципальной образовательной
организации во внеурочное время могут совершаться религиозные обряды и ритуалы в форме заздравных, заупокойных, благодарственных молений в дни памятных дат (День Победы — 9 мая; День памяти и скорби — 22 июня и т. д.), в том числе в дни государственно-церковных праздников (День славянской письменности и культуры — День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян — 24 мая; День народного единства — День иконы Божией Матери «Казанская» — 4 ноября; День семьи, любви и верности — День памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии — 8 июля и т. д.) и по значимым поводам (начало и завершение учебного года, день встречи выпускников и т. д.).
Мы понимаем, что в одной статье невозможно рассмотреть все необходимые условия для обеспечения социального партнерства между образовательными и традиционными российскими религиозными организациями. Например, актуальным было бы обсуждение мер по обеспечению таких необходимых условий, как (1) готовность педагогического состава к взаимодействию с
УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Коротких С. Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
религиозными организациями, обеспечивающемуся посредством развития, во-первых, соответствующей мотивации и, во-вторых, повышения квалификации в сфере религиозной культуры, религиоведения, религиозной безопасности, методологии и методики взаимодействия с религиозными организациями; (2) система стимулирования сотрудников образовательной организации к развитию данного взаимодействия и т. д. Однако самые важные, на наш взгляд, аспекты рассмотреть удалось.
Учитывая актуальность представленных в данной статье материалов, считаем целесообразным их использование при разработке образовательными организациями своих рабочих программ воспитания.
Список литературы
1. Бокова, О. А. Религия в современном российском школьном образовании: стратегия государственной политики / О. А. Бокова // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. — 2021. — № 3. — С. 191-204.
2. Галицкая, И. А. Новые религиозные культы и школа: Пособие для руководителей образования и учителей / И. А. Галицкая, И. В. Метлик; отв. ред. М. А. Ушакова. — М.: Сентябрь, 2001. — 159 с.
3. Галицкая, И. А. О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения. Методические рекомендации для директоров школ и работников органов управления
образованием / И. А. Галицкая, И. В. Метлик, А. Ю. Соловьев. — Директор школы. —2000. — № 4 (51). — С. 97-127.
4. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Издательство «Просвещение», 2009. — 26 с.
5. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие / С. Ю. Дивногорцева; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. — 52 с.
6. Захарченко, М. В. Система духовно-нравственного воспитания в образовании Калининградской области. Материалы исследования / М. В. Захарченко; Министерство образования Калининградской области, Государственное автономное учреждение Калининградской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования». — Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2017. — 254 с.
7. Метлик, И. В. Религия и образование в светской школе / И. В. Метлик. — М.: Планента-2000, 2004. — 384 с.
8. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М.: Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, 2001. — 128 с.
9. Письмо Министерства образования
УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Коротких С. Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
и науки Российской Федерации от 19.01.2018 года № 08-96 «О методических рекомендациях для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»» [Электронный ресурс] // Городской методический центр. — URL: https://mosmetod.ru/ metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/ normativno-pravovaya-dokumentat-siya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-19-01-2018-g-08-96-o-metodicheskikh-rekomendatsiyakh-odnkr.html (дата обращения: 06.08.2022).
10. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 22.10.2002 года №14-52-876 ин/16 «О примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»» [Электронный ресурс] // Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. — URL: https:// pravobraz.ru/pismo-minobrazovaniya-rf-ot-22-10-2002-n-14-52-876in16-o-primernom-soderzhanii-obrazovani-ya-po-uchebnomu-predmetu-pravo-slavnaya-kultura/ (дата обращения: 07.08.2022).
11. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 04.06.1999 года № 14-53-281ин/14-04 «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных
программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. Информационно-правовой портал. — URL: https:// base.garant.ru/183743/ (дата обращения: 09.08.2022).
12. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 года № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/351296491 (дата обращения: 06.08.2022).
13. Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 22.10.2002 года № 14-52-876 ин/16 «О примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»» [Электронный ресурс] // Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. — URL: https:// pravobraz.ru/pril.ozhenie-k-pismu-min-isterstva-obrazovaniya-rossiiskoj-fed-eracii-organam-upravleniya-obra-zovaniem-subektov-rossijskoj-feder-acii-ot-22-10-2002-14-52-876-in-16/ (дата обращения: 07.08.2022).
14. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. — URL: http://www.consul.tant. ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения 06.08.2022).
УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Коротких С.Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
15. Федеральный закон от 26.09.1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Консультант Плюс. — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_16218/ (дата обращения: 04.08.2022).
16. Харисова, Л. А. Религиозная культура в содержании образования / Л. А. Харисова. — М.: Просвещение, 2002. — 335 с.
17. Шеховцова, Е. Ю. Формы и методы сотрудничества органов государственной власти и Русской Православной Церкви в формировании духовно-нравственных основ у молодежи / Е. Ю. Шеховцова, Ю. В. Вострова // Среднерусский вестник общественных наук. — 2010. — № 4. — С. 79-84.
Sergey N. Korotkikh
Kaliningrad diocese of the Russian Orthodox Church Holy Cross Cathedral in Kaliningrad Kaliningrad, Russia
Ensuring social partnership between educational institutions and traditional religious organizations in the Russian Federation
Abstract. The article is addressed primarily to heads and deputy heads of educational organizations, class teachers, curators of student groups, courses, specialists responsible
for organizing the interaction of educational organizations with their social partners, extracurricular and project activities.
The article attempts to justify, from the point of view of the state policy of the Russian Federation in the field of education, the need for interaction between educational institutions and traditional Russian religious organizations. Practical recommendations are given to state and municipal educational organizations on creating the conditions necessary for organizing an effective social partnership between them and representatives of traditional religions of Russia, firstly Christianity in the form of Orthodoxy which is the value-semantic, ethical and esthetical base of the great Russian culture and culture-forming religion for state-forming Russian nation. Historically it has created the conditions of appearing and existing Russian state-civilization providing a possibility of saving and developing many folks, cultures and religions in its borders consolidating the idea of common virtue and the same Russian civil identity. Russian Orthodox Church has expressed itself as a reliable and active partner for the state system of education in the Russian Federation.
Additionally the main principles of interaction between educational and traditional religious organizations and approaches to its organization are determined, directions and forms of joint activity are proposed. Attention is paid to the specifics of traditional Russian religious organizations and the peculiarities of the implementation of their educational pedagogical potential.
УДК 37.072
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Коротких С.Н. Обеспечение социального партнерства между образовательными организациями и традиционными религиозными организациями в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 64-83. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2022/30sntL2022/kvo308/
Keywords: traditional Russian religions, social partnership, church-school partnership, traditional Russian spiritual and moral values, nurturing.
Acknowledgments: the author expresses his gratitude for assistance in preparing the text of the article:
- the staff of the Synodal Department for Religious Education and Catechesis of the Russian Orthodox Church, in particular, Hieromonk Gennady (Voitishko), head of the Department of Parish Education; Victoria Tufrina, acting head of the Department of the Basics of Orthodox Culture;
- the staff of the Inter-departmental Board of Religious Education of the Kaliningrad Metropolis of the Russian Orthodox Church, in particular, Denis Karamalikov, co-chair of the Board,
Статья поступила в редакцию 08.08.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 02.09.2022.
head of the Religious Education Department of the Chernyakhovsky Diocese of the Russian Orthodox Church; Anastasia Krebtova, advisor to the Board on cooperation with state and municipal educational authorities, ex-Minister of Education of the Kaliningrad Region; Svetlana Afanasyeva, head of the Sector for development of parish care for children;
- Olga Kuleshova, headmaster of Kaliningrad school №19;
- Marina Sokolova, senior methodologist of the Center for Methodological Support of the System of Spiritual and Moral Education of the State Autonomous Institution of the Kaliningrad Oblast for Students in Need of Psychological and Pedagogical and Medical-Social Assistance, "Center for Diagnostics and Counseling of Children and Teenagers".
The article was submitted 08.08.2022;
approved after reviewing 26.08.2022;
accepted for publication 02.09.2022.