Научная статья на тему 'ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
862
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Татьяна Михайловна

В статье представлен опыт работы и результаты реализации лучших педагогических практик на Аукционе педагогических идей в МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» г. Калининграда. Представлены итоги ранжирования лучших практик интегрированных проектов и занятий с использованием общих подходов в образовательной деятельности в творческих объединениях разных направлений. Определены главные результаты деятельности: налаживание практики взаимодействия, создание особой системы сотрудничества с библиотеками, театрами, социально-значимыми и образовательными организациями; преемственность - обмен опытом коллег по использованию инновационных подходов в образовательной деятельности. Внутриорганизационное обучение рассматривается как условие повышения готовности педагогов к обмену знаниями и профессиональному развитию, внедрению авторских педагогических практик и их трансляции педагогическому сообществу. Показано, как данный аспект важен для профессионального развития педагога дополнительного образования, его профессионального роста и профессионального общения. Результаты реализации лучших педагогических практик, их инновационный характер доказывают, что нестандартные формы работы в организации учебного процесса являются эффективными не только для педагогического коллектива, но и для обучающихся, становятся действенными инструментами в педагогической деятельности педагогов дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEST PEDAGOGICAL PRACTICES AS A BASIS FOR PROFESSIONAL GROWTH OF A TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN

The article presents the experience and results of the implementation of the best pedagogical practices at the Auction of Pedagogical Ideas in the Children and Youth Center "On Komsomolskaya Street", Kaliningrad. The results of ranking the best practices of integrated projects and classes using common approaches in educational activities in creative associations of different directions are presented. The main results of the activity were determined: establishing the practice of interaction, creating a special system of cooperation with libraries, theaters, socially significant and educational organizations; continuity - the exchange of experience among colleagues on the use of innovative approaches in educational activities. Intra-organizational training is considered as a condition of increasing the readiness of teachers to share knowledge and professional development, implementation of author's pedagogical practices and their transmission to the pedagogical community. It is shown how this aspect is important for the professional development of a teacher of additional education, his professional growth and professional communication. The results of the implementation of the best pedagogical practices, their innovative nature, have proved non-standard forms of work in the organization of the educational process are effective not only for the teaching staff, but also for students, they get effective tools in the pedagogical activity of teachers of additional education for children.

Текст научной работы на тему «ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дмитриева Т. М. Лучшие педагогические практики как основа профессионального роста педагога дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 56-63. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/30sntl2022/kvo307/

Дмитриева Татьяна Михайловна | tatjanadmitrieva@ro.ru

Директор

МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» Калининград,Россия

Лучшие педагогические практики как основа профессионального роста педагога дополнительного образования детей

Аннотация. В статье представлен опыт работы и результаты реализации лучших педагогических практик на Аукционе педагогических идей в МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» г. Калининграда. Представлены итоги ранжирования лучших практик интегрированных проектов и занятий с использованием общих подходов в образовательной деятельности в творческих объединениях разных направлений. Определены главные результаты деятельности: налаживание практики взаимодействия, создание особой системы сотрудничества с библиотеками, театрами, социально-значимыми и образовательными организациями; преемственность — обмен опытом коллег по использованию инновационных подходов в образовательной деятельности. Внутриорганизационное обучение рассматривается как условие повышения готовности педагогов к обмену знаниями и профессиональному развитию, внедрению авторских педагогических практик и их трансляции педагогическому сообществу. Показано, как данный аспект важен для профессионального развития

педагога дополнительного образования, его профессионального роста и профессионального общения.

Результаты реализации лучших педагогических практик, их инновационный характер доказывают, что нестандартные формы работы в организации учебного процесса являются эффективными не только для педагогического коллектива, но и для обучающихся, становятся действенными инструментами в педагогической деятельности педагогов дополнительного образования детей.

Ключевые слова: дополнительное образование, интегрирование, образовательные практики, педагогическая деятельность, педагогические условия, профессиональное развитие.

Содержание профессиональной деятельности педагога обусловлено новыми задачами и современными вызовами к дополнительному образованию детей (соответственно, и к педагогической деятельности), которые находят отражение

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дмитриева Т. М. Лучшие педагогические практики как основа профессионального роста педагога дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 56-63. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/30sntl2022/kvo307/

в содержании, технологиях и форматах дополнительного образования детей с учетом востребованных на рынке труда современных компетенций обучающихся и их личностных результатов.

Сегодня выработка ответов на эти вызовы и задачи в каждой организации дополнительного образования детей во многом зависит от умения управленцев и сотрудников дополнять и развивать сложившиеся подходы, принимать нестандартные решения. Важным шагом в данном процессе является выстраивание единого поля образовательных практик с целью внутриорганизацион-ного обучения педагогов. Знакомство с успешным опытом коллег позволяет почерпнуть креативные, инновационные, нетрадиционные идеи и узнать больше о возможностях применения различных педагогических инструментов, технологий и методов в образовательной среде, позволяет вовлечь педагогических работников в процесс совершенствования образовательно-методической деятельности в организации дополнительного образования детей.

Лучшие практики дополнительного образования детей — это апробированный универсальный профессиональный опыт, направленный на совершенствование образовательного процесса и дающий стабильно высокий результат в реализации целей и задач современной образовательной политики в области дополнительного образования детей [2].

Внутриорганизационное обучение рассматривается как условие повышения готовности педагогов к обмену знаниями, в котором каждый привносит в практику что-то новое, дополняя имеющиеся знания. Данный процесс отличается от обмена опытом, так как опыт субъективен и принадлежит только личности, им обладающей [5]. При этом обмен знаниями универсален и может использоваться для корректировки устаревшего опыта педагогов; наиболее интенсивно он осуществляется именно между знающими друг друга людьми, работающими в одной организации [1].

Внутриорганизационное обучение педагогов в МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» (далее — Центр), создание своего «Университета» как формы обучения педагогов и других специалистов в стенах Центра по собственному замыслу, с четкой целевой направленностью, стало основой их профессионального роста. Особенностью такого обучения является использование педагогического опыта. Именно конкретный педагогический опыт используется как школа профессионального мастерства, как метод обучения, передачи знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций.

Педагогический опыт — творческое, активное освоение и реализация учителем в практической деятельности законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности [4].

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дмитриева Т. М. Лучшие педагогические практики как основа профессионального роста педагога дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 56-63. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/30sntl2022/kvo307/

При внутриорганизационном обучении педагогов в качестве образовательного ресурса мы используем лучшие педагогические практики. Критериями отбора лучших практик являлись следующие:

- оригинальность, новизна, нестандартность подходов, применение инноваций в педагогической деятельности;

- интегрирование прежних и новых знаний и педагогических подходов в практической деятельности;

- наличие авторской педагогической идеи в практической деятельности, элемент новизны;

- привлечение и адаптация педагогического опыта коллег в практической деятельности педагога при условии осознанности и понимания преимуществ стороннего педагогического опыта;

- использование современных научных достижений в практической деятельности, обобщение современной педагогической практики, открытий в соответствующей области знаний в дополнительном образовании;

- признание педагогической практики коллегами и желание применить данную практику в своей деятельности.

В 2021/2022 учебном году педагоги Центра представляли лучшие практики на Аукционе педагогических идей, который проходил в рамках итогового педагогического совета. Тема была заявлена в начале учебного года: «Лучшая практика по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвиваю-щей программы». Главные цели — выявление лучших практик педагогов Центра

по реализации общеразвивающих программ и вовлечение педагогов в процесс совершенствования образовательно-методической деятельности.

Для творческой и профессиональной активности педагогов важными составляющими являлись создание педагогических условий, психолого-педагогическое и методическое сопровождение, расширение информационного образовательного пространства в Центре.

Педагогические условия — это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности [3].

Информационно-образовательное пространство мы понимаем как сферу профессионального становления педагога посредством информационно-методической поддержки, планирования и проектирования деятельности педагога, использование разных видов мониторинга, дистанционного взаимодействия и современных инструментов обработки информации.

Представление лучших практик на итоговом педагогическом совете позволило педагогам не только погрузиться в существующие проблемы, но и находить пути их решения, анализировать ситуацию, а главное, использовать представленный опыт в своей педагогической деятельности.

Презентовавшие лучшую педагогическую практику педагоги показали свое

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дмитриева Т. М. Лучшие педагогические практики как основа профессионального роста педагога дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 56-63. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/30sntl2022/kvo307/

понимание проблемы, убедительно и аргументированно представили свою позицию по заявленной теме, проявили творческий подход и оригинальность в суждениях. Педагоги на высоком уровне продемонстрировали способность

решать профессиональные задачи, связанные с организацией образовательного процесса, смогли проанализировать эффективность своей профессиональной деятельности, оценить собственную деятельность и деятельность своих коллег.

По ранжированию «Лестницы успеха лучших педагогических практик» самыми востребованными, по мнению педагогов, и претендующими на дальнейшее тиражирование оказались следующие практики:

- использование проектно-исследова-тельской деятельности в образовательном процессе, по итогам которой создан социальный проект «Мы — за чистую Балтику». Особенностью данного проекта стало создание семейных команд детей и их родителей. Итог проектно-исследователь-ской деятельности — книжки-самоделки о Балтийском море (педагог И. Н. Лазарева);

- создание видеоуроков с целью дополнительных занятий для детей и родителей и трансляции личного педагогического опыта работы через социальные сети (педагог Т. П. Буйволова);

- организация учебной деятельности. На занятиях в шахматном кружке педагог В. А. Ситников акцентирует внимание на сбалансированном

подходе в учебной деятельности, где главными составляющими являются а) результативность образовательного процесса (достижения обучающихся); б) создание условий для эффективного обучения: привлечение к учебной деятельности всех участников образовательного процесса, т. е. возможность каждого ребенка реализовать себя, помощь в преодолении собственных трудностей; в) создание условий для неформального общения;

практика кооперации педагогов на цифровой платформе НБИКС по разным направленностям (автор-педагог А. Г. Коваленко). Целью данной практики является получение педагогами новых компетенций в области цифровых технологий и применение их в образовательной деятельности по разным предметам, обмен педагогическими технологиями, идеями, методическими разработками и решениями. Например, интеграция творческого объединения по изобразительной деятельности (педагог Т. А. Бунцевич) и творческого объединения по дизайну в интерактивном образовании (педагог А. Г. Коваленко). В процессе обучения на занятиях происходила не только кооперация педагогов по обмену новыми знаниями, но и коллаборация в обучении, сотрудничестве и создании совместных образовательных проектов в виде интерактивных уроков; использование в образовательном процессе авторской педагогической практики «Конкурс юных балетмейстеров» (педагог Е. Ю. Овечкина).

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дмитриева Т. М. Лучшие педагогические практики как основа профессионального роста педагога дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 56-63. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/30sntl2022/kvo307/

Главной целью ее является формирование у обучающихся готовности к осознанному выбору профессии педагога-хореографа. Замысел практики заключается в приобщении детей к изучению профессии посредством самостоятельной, авторской постановки танца, презентации идеи, оценивания коллег — участников конкурса. Это первые ступени в мир профессии, которая может стать смыслом жизни в будущем;

- практика командообразования и наставничества в учебном процессе на примере творческого объединения «ТехУспех» (педагог Н. А. Мельниченко). Главная цель такой организации учебной деятельности — достижение высоких результатов в конкурсах и олимпиадах по технической направленности. Основной замысел — приобщение старших обучающихся к сопровождению в учебном процессе младших учебных групп, где они выполняют роль не только лидера команды, но и являются частью команды в выполнении проекта; педагог в данном процессе выполняет роль тьютора, все вместе ориентированы на общий результат.

По итогам ранжирования лучшими практиками были признаны практики интегрированных проектов и занятий в творческих объединениях разных направлений с использованием общих подходов в образовательной деятельности: хореография — вокал, театр — вокал

— хореография, театр — хореография,

техническое моделирование — дизайн в интерактивном образовании, техническое моделирование — мультипликация. Педагоги, реализуя совместные проекты, становятся единомышленниками, используют творческий подход, тесно взаимодействуют в поиске новых решений. Обучающимся, в свою очередь, интересно на занятиях, они рассматривают определенную тему с разных точек зрения, используют различные виды деятельности; итогом становится про-ектно-исследовательская работа. Такая форма деятельности способствует устойчивому интересу и высокой мотивации к изучению предмета.

Приведем темы ряда исследовательских проектов: вокально-хореографическая композиция «Россия», авторы проекта

— педагоги М. М. Белова и Х. Ф. Хус-нитдинова; вокально-хореографическая композиция «Мой Калининград», авторы проекта — педагоги Е. Ю. Овечкина и Х. Ф. Хуснитдинова; исследовательский проект «Город будущего глазами детей. Парк "Южный" г. Калининград», руководители проекта — педагоги Н. А. Мельниченко и А. Г. Коваленко; музыкально-литературная композиция «Два мира

— два детства», посвященная 100-летию пионерии, авторы проекта — педагоги Ю. Е. Морозов, В. Б. Никулина, и др.

Очень интересными стали интегрированные проекты, автором которых является педагог театральной студии «Д-Арт» Ю. Е. Морозов. Главные результаты его деятельности можно обобщить следующим образом.

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дмитриева Т. М. Лучшие педагогические практики как основа профессионального роста педагога дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 56-63. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/30sntl2022/kvo307/

1) Практика взаимодействия, которая привела к созданию в социуме особой системы сотрудничества с библиотеками, театрами, социально-значимыми и образовательными организациями, помогла педагогам решить множество проблем в реализации общеразвивающей программы и социальных проектов.

2) Интеграция посредством эффективной коллаборации творческих объединений в рамках тематических проектов, таких как литературно-музыкальные композиции «Два мира — два детства», «Защитникам Отечества посвящается», «Для любимых мам и бабушек».

3) Преемственность — обмен опытом среди коллег по использованию инновационных подходов в образовательной деятельности; объединение трех поколений — детей, родителей, бабушек и дедушек — в рамках создания творческого проекта «Семейный театр».

Всего в учебном годусоздано пять проектов, в которых были задействованы шесть творческих объединений: театральная студия «Д-Арт» (педагог Ю. Е. Морозов), вокально-эстрадная студия «Серпантин» (педагог С. А. Дюндина), студия уличного танца «Эмоция» (педагог К. А. Макеко), вокальная студия «Вокс» (педагог В. Б. Никулина), фольклорный ансамбль «Забавушка» (педагог Л. Я. Дунаев).

Очевидно, что применение в педагогической деятельности современных, нестандартных подходов в

образовательном процессе способствует повышению мотивации обучающихся не только в изучении теоретического материала, но прежде всего — в практической деятельности, личной причастности в создании проекта, со-бытия; предоставляет возможность увеличить свои личные ресурсы; стимулирует детей к творчеству, самостоятельному поиску смыслов. В процессе деятельности решается множество практических задач, которые обусловливают потребность в современных знаниях, и происходит формирование принципиально новых умений и навыков.

Таким образом, представленный опыт работы и результаты реализации лучших педагогических практик на Аукционе педагогических идей, их инновационный характер доказывают, что такие формы работы являются эффективными и повышающими творческую активность педагогов. Методические рекомендации, разработанные по итогам Аукциона, пополнят банк творческих, методических, педагогических технологий и идей, а также станут действенными инструментами в деятельности педагогов дополнительного образования детей, их профессиональном развитии.

Список литературы

1. Ильясова, О. А. Использование ресурсов внутриорганизационного обучения персонала для корректировки устаревшего профессионального опыта педагогов общеобразовательной школы / О. А. Ильясова // Парадигмальные установки естественных и гуманитарных наук: меж-

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дмитриева Т. М. Лучшие педагогические практики как основа профессионального роста педагога дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 56-63. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/30sntl2022/kvo307/

дисциплинарный аспект: Материалы XVI межд. науч.-практич. конф. 30 декабря 2021 года. — Ростов-на-Дону, 2021. — С. 129-132.

2. Лучшие практики дополнительного образования: региональный конкурс завершен [Электронный ресурс] // Государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области Областной центр развития творчества детей и юношества. — URL: https:// modnso.ru/smi-o-realizacii-proekta/ luchshie-praktiki-dopolnitelnoqo-obrazovaniya-detey-reqionalnyy-konkurs-zavershen/ (дата обращения: 15.08.2022).

3. Никитина, Е. Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Никитина Елена Юрьевна. — Челябинск, 2001. — 427 с.

4. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений // Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. —М.: Academia, 2000. — 173 с.

5. Селиванова, Е. А. Роль внутриорга-низационного обучения в развитии готовности педагогов к обмену знаниями / Е. А. Селиванова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы XXI межд. науч.-практич. конф. 20 апреля 2020 года. — Челябинск, 2020. — С. 56-62.

Tatiana M. Dmitrieva

Children and Youth Center "On Komsomolskaya Street" Kaliningrad, Russia

Best pedagogical practices as a basis for professional growth of a teacher of additional education for children

Abstract. The article presents the experience and results of the implementation of the best pedagogical practices at the Auction of Pedagogical Ideas in the Children and Youth Center "On Komsomolskaya Street", Kaliningrad. The results of ranking the best practices of integrated projects and classes using common approaches in educational activities in creative associations of different directions are presented. The main results of the activity were determined: establishing the practice of interaction, creating a special system of cooperation with libraries, theaters, socially significant and educational organizations; continuity — the exchange of experience among colleagues on the use of innovative approaches in educational activities. Intra-organizational training is considered as a condition of increasing the readiness of teachers to share knowledge and professional development, implementation of author's pedagogical practices and their transmission to the pedagogical community. It is shown how this aspect is important for the professional development of a teacher of additional education, his professional growth and professional communication.

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дмитриева Т. М. Лучшие педагогические практики как основа профессионального роста педагога дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 56-63. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/30sntl2022/kvo307/

The results of the implementation of the best pedagogical practices, their innovative nature, have proved non-standard forms of work in the organization of the educational process are effective not only for the teaching staff, but also for students, they get effective tools in the pedagogical

Статья поступила в редакцию 15.08.2022; одобрена после рецензирования 02.09.2022; принята к публикации 15.09.2022.

activity of teachers of additional education for children.

Keywords: additional education, integration, educational practices, pedagogical activity, pedagogical conditions, professional development.

The article was submitted 15.08.2022; approved after reviewing 02.09.2022; accepted for publication 15.09.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.