Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ПРЕПОДАВАНИЕ / ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКА / УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колчина Татьяна Александровна, Сытина Александра Владимировна, Зеленцова Вероника Александровна

Актуальность данного исследования заключается в том, что на современном этапе своего становления и развития школьное образование претерпевает значительные изменения. Несмотря на способность современного образования давать знания, образование также должно формировать личность, умеющую получать необходимое образование в дальнейшем и выстраивать свою жизнь в обществе, в связи с чем в педагогической практике остро встал вопрос по методике дистанционного обучения. На сегодняшний день технологии дистанционного обучения рассматриваются как инновационные средства обучения, призванные изменить педагогический процесс в лучшую сторону, а также предоставить неограниченные возможности для развития детей. Привлечение дистанционных технологий решает задачу индивидуализации образовательного процесса, которая является необходимым условием углубленного обучения. Научная новизна исследования заключается в том, что в данной статье 1) уточнены принципы моделирования урока по русскому языку; 2) выявлены особенности дистанционного и онлайн-обучений в преподавании русского языка. В статье применяются следующие методы: анализ методологической и научно-методической литературы, методы статистики и диагностического исследования. Практическая значимость исследования заключается в реализации дистанционного и онлайн-обучения в общеобразовательной организации, а также выявления как положительного, так и отрицательного опыта от данной формы преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колчина Татьяна Александровна, Сытина Александра Владимировна, Зеленцова Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN RUSSIAN LANGUAGE TEACHING

The relevance of this research lies in the fact that at the current stage of its formation and development, the school education is undergoing significant changes. Despite the ability of modern education to provide knowledge, the education should also form a person who is able to receive the necessary education in the future and build his life in society. That's why the question of the methodology of distance learning became acute in the pedagogical practice. Today, distance learning technologies are considered as innovative learning tools designed to change the pedagogical process for the better, as well as provide unlimited opportunities for the development of children. The involvement of distance technologies solves the problem of individualization of the educational process, which is a necessary condition for in-depth learning. The scientific novelty of the research lies in the fact that in this article 1) the principles of modeling a lesson of the Russian language are clarified; 2) the features of distance and online learning in the teaching of the Russian language are revealed. The following methods are used in the article: analysis of methodological and scientific-methodical literature, methods of statistics and diagnostic research. The practical significance of the research lies in the implementation of distance and online learning at school, as well as identifying both positive and negative experience from this form of teaching.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Колчина Т. А., Сытина А. В., Зеленцова В. А. Современные тенденции в преподавании русского языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. - № 3 (15) / сентябрь. — С. 49-55. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntL2022/kvo306/

Колчина Татьяна Александровна | t.kolchina@koiro.edu.ru

Методист кафедры общего образования

Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Сытина Александра Владимировна | a.v.sytina@mail.ru

Методист кафедры общего образования

Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Зеленцова Вероника Александровна | bepoinka@bk.ru

Кандидат химических наук Заведующий кафедрой общего образования Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Современные тенденции в преподавании русского языка

Аннотация. Актуальность данного исследования заключается в том, что на современном этапе своего становления и развития школьное образование претерпевает значительные изменения. Несмотря на способность современного образования давать знания, образование также должно формировать личность, умеющую получать необходимое образование в дальнейшем и выстраивать свою жизнь в обществе, в связи с чем в педагогической практике остро встал вопрос по методике дистанционного обучения. На сегодняшний день технологии дистанционного обучения рассматриваются как инновационные средства обучения, призванные изменить педагогический процесс в лучшую

сторону, а также предоставить неограниченные возможности для развития детей. Привлечение дистанционных технологий решает задачу индивидуализации образовательного процесса, которая является необходимым условием углубленного обучения.

Научная новизна исследования заключается в том, что в данной статье

1) уточнены принципы моделирования урока по русскому языку;

2) выявлены особенности дистанционного и онлайн-обучений в преподавании русского языка.

В статье применяются следующие методы: анализ методологической и

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Колчина Т. А., Сытина А. В., Зеленцова В. А. Современные тенденции в преподавании русского языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. - № 3 (15) / сентябрь. — С. 49-55. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntL2022/kvo306/

научно-методической литературы,

методы статистики и диагностического исследования.

Практическая значимость исследования заключается в реализации дистанционного и онлайн-обучения в общеобразовательной организации, а также выявления как положительного, так и отрицательного опыта от данной формы преподавания.

Ключевые слова: русский язык, преподавание, тренды современного образования, дистанционное обучение, онлайн-обучение, моделирование урока, усвоение материала.

Методика русского языка обладает познавательным аппаратом, включающим методологические основы, а также методы научного познания, включающие в себя аспекты научного исследования [1]. Проблему важности и перспективности учебного процесса нельзя решить, если не рассматривать лингвометоди-ческий принцип в речевом развитии, так как именно совокупность принципов позволяет формировать методическую основу урока по русскому языку.

Выделим основные принципы моделирования урока по русскому языку:

- учет индивидуальных и психологических особенностей обучающихся;

- включение обучающихся в совместное осуществление образовательного процесса;

- взаимное уважение, доверие и партнерство.

Исходя из вышесказанного, структура современного урока по русскому языку должна включать в себя следующие компоненты:

1) диагностику;

2) организацию;

3) отбор обучаемых в группы;

4) мотивацию обучающихся;

5) контроль качества усвоения материала.

Принимая во внимание особенности образовательных технологий, следует выделить оптимальные формы проведения занятий:

1) групповая форма образовательного процесса;

2) интегрированная форма урока;

3) дидактическая форма обучения;

4) индивидуальные направления освоения программы.

Главное на уроке русского языка — это совершенствование речевой деятельности обучающихся. Урок русского языка ориентирован, прежде всего, на формирование умений обучающихся обновить предметную деятельность, выстроить учебный процесс в соответствии с новыми требованиями современного образования, систематизировать учебный материал. Современный урок по русскому языку направлен на достижение более высокого уровня овладения языком [3]. Необходимый компонент урока по русскому языку — это целенаправленное видение возможностей языка, а также рациональное использование языковых средств. Современный урок по русскому языку

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Колчина Т. А., Сытина А. В., Зеленцова В. А. Современные тенденции в преподавании русского языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 49-55. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo306/

имеет свои особенности в отношении устной речи, которая должна содержать разнообразные формы: чтение, обсуждение, пересказ и др.

Деятельностный характер учебного процесса по русскому языку определяется за счет введения практических занятий в урок в виде решения лингвистических задач, а также обращения к лингвистическим экспериментам. Наиболее эффективным методом является формирование орфографических и пунктуационных навыков, таких как диктант, письмо; списывание, направленное на раскрытие взаимосвязи значения и правописания слов. Важным компонентом современного урока по русскому языку является формирование у обучающихся понятийной формы мышления: овладение научной речью, а также освоение логики развертывания текста. В систему занятий по русскому языку должны быть включены задания по формированию способностей «говорить» на лингвистическую тему — подобные задания формируют способность обучающихся ориентироваться в явлениях языка. Нельзя игнорировать значение культурного анализа, в связи с чем появляется необходимость в рассмотрении культурного подхода работы с текстом, а также разрабатываются системы упражнений.

Без сомнения, наиболее актуальнымтрен-дом современного образования признается дистанционное и онлайн-обучение. Стоит отметить, что активное применение данного обучения произошло из-за пандемии коронавирусной инфекции. Во время пандемии именно гибридный формат обучения позволил сохранить безопасность для обучающихся и обеспечил им доступность к учебному процессу. Внедрение смешанной формы обучения в особенности актуально для изучения русского языка.

Рассмотрим практику преподавания русского языка на уроке в смешанном формате обучения в общеобразовательных организациях. Смешанное обучение позволило выделить его преимущества, однако вынудило учителя приспосабливаться к разнообразным методам взаимодействия с учениками и решать возникающие сложности.

Для проведения урока по русскому языку нами была подобрана модель, основанная на коммуникативно-деятельнос-тном подходе, который подразумевает общение, не являющееся самоцелью, но направленное на действие.

Для организации урока нами применялись элементы учебного процесса, которые отражены в таблице 1.

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Колчина Т. А., Сытина А. В., Зеленцова В. А. Современные тенденции в преподавании русского языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 49-55. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo306/

Таблица 1 — Элементы учебного процесса

Элементы учебного процесса Инструментарий

Лекции Видеозаписи материалов урока

Практические занятия Проведение уроков в онлайн-режиме

Вебинары и семинары

Контроль качества обучения Контрольные вопросы

Тестирование

Консультации Обсуждения

Вопросы и комментарии обучающихся

Учебно-методический комплекс Ссылки на сайты

Словари, справочники, энциклопедии

Стоит подчеркнуть, что при применении данного формата учебного процесса обучающиеся имели возможность получить необходимую учебную информацию [2]. Если обучающийся допускал ошибки, то преподаватель оперативно вносил поправки в сделанное им. В работе с текстами было предложено осуществлять поиск необходимой информации о каком-либо событии через Интернет, изложив и прокомментировав данный материал в виде пересказа или сочинения. Большое внимание уделялось также практической работе, где при выполнении упражнений на отработку грамматических навыков обучающиеся получали оценку, не дожидаясь следующего урока. Преимущество в применении данного метода получило и обучение письму — обучающиеся имели возможность вступать в переписку, что способствовало формированию навыка письма.

На основании введения смешанного вида обучения русскому языку нами были выделены следующие преимущества дистанционного обучения: мотивация обучающихся и формирование у них автономности в процессе онлайн-обучения; возможность загружать множество образовательных ресурсов, экономя время обучающихся и самих преподавателей; формирование учебного процесса путем выстраивания «дорожной карты» обучения для каждого обучающегося; стимулирование процесса самообучения за счет выполнения заданий и их проверки вне класса.

Применение данной формы учебного процесса улучшило усвоение материала обучающимися, а также усовершенствовало общение между обучающимися в онлайн-режиме.

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Колчина Т. А., Сытина А. В., Зеленцова В. А. Современные тенденции в преподавании русского языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 49-55. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo306/

Стоит отметить, что образовательный процесс при переходе к гибридному формату обучения следует разбить на четыре этапа.

1. Анализ, оценка и расстановка приоритетов. Данный этап представляет собой необходимую реальность — ответом на данную необходимость служит онлайн-обучение.

2. Первые шаги. На данном этапе видится пространство с соблюдением требований к безопасности и предоставление обучающимся доступа в данное пространство и равных возможностей.

3. Совершенство. На данном этапе формируется модель гибридного обучения как полноценного учебного процесса.

4. Развитие решения. На данном этапе видится глубокое совершенствование образовательного процесса, связанного с поддержкой обучающихся и преподавателей.

Таким образом, применение гибридной формы обучения помогло во время пандемии поддержать мотивацию школьников и вовлечь их в образовательный процесс.

Выделим также принципы методических познаний:

- культурно-исторический аспект преподавания языка;

- изучение практики преподавания;

- моделирование урока при учете общедидактических принципов обучения;

- применение научных познаний в области методики преподавания русского языка;

- совершенствование научного аппарата преподавания.

Необходимо отметить, что планировать и строить урок по русскому языку необходимо на основе продуктивной обучающей культуры: обучение должно быть безопасным, открытым, предоставлять обучающимся равные возможности и по максимуму применять разного рода пути коммуникации.

Несмотря на популярность дистанционного обучения (с развитием технологий все больше людей будут обучаться удаленно, не привязываясь к месту и строгому графику учебы), в общеобразовательных организациях наблюдается и эффект «расхолаживания». Качество и эффективность такого обучения снижается. Современные обучающиеся обладают низким уровнем самоорганизации. Современный школьник не стрессоустойчив, обучение на «дистанте» не добавило выпускникам уверенности в себе, а, напротив, вызвало обратный эффект: они стали еще более неуверенными в себе. Невозможность некоторых выпускников качественно подготовиться к урокам самостоятельно в дистанционном формате как из-за отсутствия технических возможностей (отсутствие стабильной точки доступа в Интернет, наличие в качестве единственной точки доступа в Интернет мобильного телефона, отсутствие персонального компьютера (ноутбука) дома и т. д.), так и в связи с низкой самоорганизацией, стрессоустойчивос-тью, мотивацией к обучению способствуют понижению качества обученности

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Колчина Т. А., Сытина А. В., Зеленцова В. А. Современные тенденции в преподавании русского языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 49-55. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo306/

и качества знаний, понижению результативности обучения в целом.

Также можно выделить следующие проблемы работы с электронными ресурсами:

1) перенасыщение обучающихся электронными ресурсами (поскольку каждый учитель может использовать в работе различные ресурсы, это может привести к множеству регистраций на различных платформах, созданию ряда логинов и паролей);

2) то, что интересно в работе учителю, не обязательно интересно ученику.

Возможные пути решения проблемы видим в следующем:

1) объединение учителей в группы и / или сообщества, которые будут использовать одинаковые электронные ресурсы;

2) заинтересовать обучающихся в выяснении, что вызывает у них наибольший интерес; отталкивание от того, с каким материалом процесс обучения представляется более продуктивным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение необходимо отметить, что тренды современного образования требуют от учителя высокого уровня владения навыками дистанционного обучения, а также использования электронных ресурсов, что приводит к необходимости повышения уровня цифровых компетенций преподавателей.

Список литературы

1. Арефьева, С. А. Методологические основы методики преподавания

русского языка как науки / С. А. Арефьева // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка: Коллективная монография. — М.: Спутник +, 2017. — C. 10-14.

2. Кизилова, А. С. Гибридное образование: оценка в категориях информационно-аксиологического подхода [Электронный ресурс] / А. С. Кизилова, Г. Н. Фадеев, А. А. Волков // Вестник Мининского университета. — 2018. — № 1 (22). — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/qibridnoe-obrazovanie-otsenka-v-kateqoriyah-informatsionno-aksioloqicheskoqo-podhoda (дата обращения: 10.08.2022).

3. Оганесян, А. Г. Развитие методической аксиологии / А. Г. Оганесян // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка: Коллективная монография. — М.: Спутник +, 2017. — C. 60-69.

Тatyana А. ^lchina

Kaliningrad Regional Institute of education development Kaliningrad, Russia

Alexandra V. Sytina

Kaliningrad Regional Institute of education development Kaliningrad, Russia

Veronika А. Zelentsova

Kaliningrad Regional Institute of education development Kaliningrad, Russia

УДК 372.881.161.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Колчина Т. А., Сытина А. В., Зеленцова В. А. Современные тенденции в преподавании русского языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 49-55. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo306/

Modern trends in Russian language teaching

Abstract. The relevance of this research lies in the fact that at the current stage of its formation and development, the school education is undergoing significant changes. Despite the ability of modern education to provide knowledge, the education should also form a person who is able to receive the necessary education in the future and build his life in society. That's why the question of the methodology of distance learning became acute in the pedagogical practice. Today, distance learning technologies are considered as innovative learning tools designed to change the pedagogical process for the better, as well as provide unlimited opportunities for the development of children. The involvement of distance technologies solves the problem of individuali-zation of the educational process, which is a necessary condition for in-depth learning.

Статья поступила в редакцию 11.08.2022; одобрена после рецензирования 05.09.2022; принята к публикации 08.09.2022.

The scientific novelty of the research lies in the fact that in this article

1) the principles of modeling a lesson of the Russian language are clarified;

2) the features of distance and online learning in the teaching of the Russian language are revealed.

The following methods are used in the article: analysis of methodological and scientific-methodical literature, methods of statistics and diagnostic research.

The practical significance of the research lies in the implementation of distance and online learning at school, as well as identifying both positive and negative experience from this form of teaching.

Keywords: Russian language, teaching, trends in modern education, distance learning, online learning, lesson modeling, mastering the material.

The article was submitted 11.08.2022; approved after reviewing 05.09.2022; accepted for publication 08.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.