Научная статья на тему 'ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорян Алина Врежиковна, Потменская Елена Вячеславовна

В статье рассматриваются различные подходы отечественных и зарубежных исследователей к проблеме формирования профессиональной мобильности. Актуальность данной работы обусловливается тем, что на сегодняшний день для образовательных учреждений существует острая потребность в гибком, подвижном и инициативном специалисте, который способен быстро обучаться новым техникам, успешно применяя их на практике. Важность исследуемой проблемы обусловливается возрастающей социальной напряженностью в обществе и государстве, связанной с активным проявлением асоциальных факторов, таких как неготовность работать в новых условиях, недостаточность опыта работы, поэтому существует необходимость оперативного решения этих проблем путем привлечения в образовательные учреждения педагогов, обладающих профессиональной мобильностью. В статье рассмотрено понятие профессиональной мобильности, понимаемой, с одной стороны, как «целенаправленный и осознанный процесс переподготовки специалистов», которые будут более конкурентоспособными на рынке труда; с другой стороны, как способность, побуждающая педагога к развитию профессиональных и личностных качеств. Также выделена специфика формирования профессиональной мобильности педагогов. Анализ социологической, педагогической и психологической литературы показывает, как к данной проблеме подходят отечественные и зарубежные исследователи. Раскрывается роль профессиональной мобильности современного педагога в его профессиональном и личностном развитии. Рассматриваются характерные особенности профессиональной мобильности, такие как гибкость, многозадачность, инновационность, самоорганизация и профессиональная подвижность. На основании анализа теоретических подходов к проблеме выделены определенные качества, которыми должен владеть современный педагог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорян Алина Врежиковна, Потменская Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF ACTUAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF TEACHERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

This article examines various approaches of domestic and foreign researchers to the problem of the formation of professional mobility. The relevance of this work is due to the fact that today for educational institutions there is an urgent need for a flexible, agile and proactive specialist who is able to learn new techniques quickly, successfully applying them in practice. The importance of the problem under study is due to the increasing social tension in society and the state connected with the active manifestation of antisocial factors, such as: unwillingness to work in new conditions, lack of work experience, therefore there is a need to solve these problems promptly by attracting teachers with professional mobility to educational institutions. The article discusses the notion of professional mobility. It is understood, on the one hand, as a "purposeful and conscious process of retraining specialists" who will be more competitive in the labor market, on the other hand, as an ability that encourages a teacher to develop professional and personal qualities. The specifics of the formation of professional mobility of teachers is also highlighted. The analysis of sociological, pedagogical and psychological literature shows how domestic and foreign researchers approach this problem. The role of professional mobility of a modern teacher in his professional and personal development is revealed. The characteristic features of professional mobility are considered, such as flexibility, multitasking, innovation, self-organization and professional mobility. Based on the analysis of theoretical approaches to the problem, certain qualities that a modern teacher should possess are highlighted.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Григорян А. В., Потменская Е. В. Обзор современных подходов к проблеме формирования профессиональной мобильности педагогов образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 39-48. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntL2022/kvo305/

Григорян Алина Врежиковна | [email protected]

Магистрант Института образования

Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Калининград,Россия

Потменская Елена Вячеславовна | [email protected]

Кандидат педагогических наук, доцент Доцент Института образования Балтийский федеральный университет им. И. Канта Калининград, Россия

Обзор современных подходов к проблеме формирования профессиональной мобильности педагогов образовательных учреждений

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы отечественных и зарубежных исследователей к проблеме формирования профессиональной мобильности. Актуальность данной работы обусловливается тем, что на сегодняшний день для образовательных учреждений существует острая потребность в гибком, подвижном и инициативном специалисте, который способен быстро обучаться новым техникам, успешно применяя их на практике. Важность исследуемой проблемы обусловливается возрастающей социальной напряженностью в обществе и государстве, связанной с активным проявлением асоциальных факторов, таких как неготовность работать в новых условиях, недостаточность опыта работы, поэтому существует необходимость оперативного решения этих проблем путем привлечения в образовательные учреждения

педагогов, обладающих профессиональной мобильностью. В статье рассмотрено понятие профессиональной мобильности, понимаемой, с одной стороны, как «целенаправленный и осознанный процесс переподготовки специалистов», которые будут более конкурентоспособными на рынке труда; с другой стороны, как способность, побуждающая педагога к развитию профессиональных и личностных качеств. Также выделена специфика формирования профессиональной мобильности педагогов. Анализ социологической, педагогической и психологической литературы показывает, как к данной проблеме подходят отечественные и зарубежные исследователи. Раскрывается роль профессиональной мобильности современного педагога в его профессиональном и личностном развитии. Рассматриваются характерные особенности профессиональной мобильности,

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Григорян А. В., Потменская Е. В. Обзор современных подходов к проблеме формирования профессиональной мобильности педагогов образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 39-48. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntL2022/kvo305/

такие как гибкость, многозадачность, инновационность, самоорганизация и профессиональная подвижность. На основании анализа теоретических подходов к проблеме выделены определенные качества, которыми должен владеть современный педагог.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, педагогическое образование, социальная мобильность, формирование личности педагога, конкурентоспособность.

Прогрессивное развитие образования России ставит вопрос о формировании личности такого педагога, который сможет быстро адаптироваться к современным условиям в процессе образования и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Кроме того, для многих образовательных учреждений существует острая потребность в педагоге, способном обеспечивать индивидуальный подход в обучении, ставить цели и достигать планируемых результатов, имеющем склонность к непрерывному самообразованию.

Вопросами формирования профессиональной мобильности занимались психологи, педагоги и социологи (Л. В. Горюнова, И. Е. Девятова, Э. Ф. Зеер, Б. М. Игошев, П. А. Сорокин и др.). Психологи определяли профессиональную мобильность как стремление к преобразованию структуры индивида и приспособление к новым условиям жизнедеятельности, педагоги — как способность

к успешному освоению инновационных технологий и профессиональной деятельности, социологи — как передвижение людей по социальной лестнице. Именно они и стали основоположниками в рассмотрении такого понятия, как «мобильность».

Основная идея современного образования в высших учебных заведениях заключается в формировании компетенций как продукта послевузовского образовательного процесса. Одной из важнейших компетенций будущих педагогов, которые необходимо сформировать, является компетенция мобильности, являющаяся компонентом профессиональной педагогической компетентности. Так, в исследовании «Повышение мобильности будущих учителей» ученые Е. А. Костина, С. П. Хорошилова и Е. А. Пушкарева высказывают предположение, что подготовка мобильного педагога возможна в рамках целенаправленно созданной кросс-культурной образовательной университетской среды, где реализуется разработанная технология развития академической мобильности будущих педагогов, которая подразумевает перемещение педагога в другое образовательное учреждение с целью обмена педагогическим опытом и повышения квалификации на основе кросс-культурного подхода [8].

Согласно данным исследования, кросс-культурная образовательная

среда включает в себя четыре элемента: 1) пространственный (здание, интерьер, инфраструктура, оборудование);

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Григорян А. В., Потменская Е. В. Обзор современных подходов к проблеме формирования профессиональной мобильности педагогов образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 39-48. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntL2022/kvo305/

2) когнитивный (содержание образовательной программы, библиотека и онлайн-ресурсы);

3) социальный (стиль общения студент-студент, профессор-профессор, профессор-студент; волонтерская служба, адаптивная система, культур-но-досуговая деятельность);

4) ценностный (ценности и традиции в университете, обществе, семье, референтной группе).

Для оценки готовности будущих педагогов к академической мобильности в условиях кросс-культурной образовательной среды авторы предлагают использовать четырехуровневую модель готовности: оптимальный (высокий), допустимый (средний), критический (низкий) и недопустимый (не готов). Для определения уровня применялись три критерия (когнитивный, мотивационно-ценност-ный, деятельностно-рефлексивный) и их показатели.

На этапе мониторинга экспериментального обучения в рамках кросс-культурного образования исследователи сравнили результаты начального и заключительного оценивания по разработанным ими критериям и показателям, которые выявили значительный рост готовности студентов к академической мобильности, что позволяет сделать вывод о том, что разработанная учеными технология развития академической мобильности, основанная на кросс-культурном подходе, эффективна в развитии компетентности будущих учителей в области профессиональной мобильности.

Опираясь на подход П. А. Сорокина к изучению проблемы формирования профессиональной мобильности, можно определить профессиональную мобильность как подвид социальной мобильности. В соответствии с положениями разработанной этим автором теории социальной стратификации и социальной мобильности, социальной мобильностью является движение внутри среды социальной стратификации. Автор приводит следующее определение: «под социальной мобильностью понимается любое перемещение индивидуального или социального объекта или ценности — всего, что создано или модифицировано деятельностью человека, — из одного положения в другое» [Цит. по: 6, с. 120].

В свою очередь, Л. В. Горюнова определяет профессиональную мобильность как тройное явление, иначе говоря, «триплекс», что включает в себя

- черту человека, отвечающую за его саморазвитие;

- деятельность индивида, которая полностью определена алгоритмами, изменяющими обстановку, в результате чего проявляется профессиональная и жизненная самореализация человека;

- процесс саморазвития личности, а также преобразование ее окружения в жизни и на работе [1, с. 23].

Понятие «профессиональная мобильность» нашло свое трактование и в работах исследователя Б. М. Игошева, который определил его так: «субъективное явление представляет собой интегральное

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Григорян А. В., Потменская Е. В. Обзор современных подходов к проблеме формирования профессиональной мобильности педагогов образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 39-48. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntL2022/kvo305/

качество личности, выражающее способность и готовность индивида к изменениям своей профессиональной позиции, статуса и к перемещениям в профессиональной сфере на основе определенных мировоззренческих представлений и ценностных ориентаций, личностных качеств, знаний и в соответствии с личностными потребностями» [Цит. по: 4, с. 108].

Ученый выделил два уровня развития профессиональной мобильности: объективно-социальный и субъектно-лич-ностный. В рамках второго уровня, как отмечает исследователь, существует необходимость формирования характерных черт личности, обусловливающих адаптивное поведение индивида в жизни и профессиональной среде. Его исследование «Сущностно-логический анализ мобильности как межнаучного понятия» показывает, что многие педагоги не реализуют свои способности даже при наличии таких благоприятных условий, как перспектива смены профессии или рост по карьерной лестнице, из-за внутренней неуверенности или даже страха в случае неудачи [Там же]. На сегодняшний день в науке недостаточно исследованы составляющие компоненты такой «неготовности», так как нет единых подходов к их выявлению.

Как отмечалось ранее, профессиональная мобильность, являющаяся подвидом социальной, характеризуется как передвижение или перемещение социальных групп или отдельных субъектов в социально-профессиональной сфере,

обусловленное тенденцией непрерывного развития в образовании и общества в целом.

По мнению Б. М. Игошева, основным условием профессиональной мобильности в качестве социального явления выступает рост в профессиональном плане. Данный аспект возникает в силу того, что профессиональная деятельность в наше время осуществляется в меняющихся обстоятельствах — таких, как появление рабочих мест в одном учреждении и ликвидация в других, изменение должностной структуры учреждений, формирование новых профессий и устаревание других и многое другое [Там же].

Также необходимо учитывать, что без должного образования человек не имеет возможности качественно изменить свою деятельность, будь то переход на другое место работы или освоение нового вида деятельности. Следовательно, не менее важным фактором профессиональной мобильности является профессиональное образование. Но и оно должно отвечать всем требованиям и закономерностям в эпоху инновационного образования, то есть не только педагог должен быть мобильным, но и его образование.

Этой же точки зрения придерживается и Е. А. Никитина, чьи исследования доказывают, что в наше время, педагоги недостаточно проявляют свои возможности в профессиональной деятельности, несмотря на многообразие выбора, средств, форм, методов и содержания

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Григорян А. В., Потменская Е. В. Обзор современных подходов к проблеме формирования профессиональной мобильности педагогов образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 39-48. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo305/

образования, вследствие того, что не готовы к изменениям, ожидающим их на пути роста в карьере, что является предпосылкой возникновения профессиональной дезадаптации [5].

Проведя анализ социологической и педагогической литературы, мы можем сказать, что понятие «мобильность», данное социологами, трактуется в исследованиях педагогов как явление, которое раскрывает потенциал личности в условиях, когда возникают какие-либо трудности, и способствует прогнозированию собственного развития в своей профессиональной деятельности.

Вот как Е. А. Никитина дает определение профессиональной мобильности в исследовании: «профессиональная мобильность будущего педагога — это свойство личности, способствующее быстрому реагированию на ситуацию затруднения и актуализирующее все потенциальные возможности субъектной активности студента при выборе вариантов и способов решения профессионально-педагогических задач и прогнозирования профессиональной самореализации» [Цит. по: Там же. С. 29].

Автор также утверждает, что существует множество факторов для формирования профессиональной мобильности, но все они не имеют должного воздействия, если педагог не готов воспринимать себя в новых для него возникших ситуациях, не способен удовлетворить свои внутренние потребности, формировать ценности, а также оценивать

свой профессионально-личностный статус. Он должен не только проявлять свои способности, но еще и уметь применять их в той или иной ситуации [Там же].

Исследователи Р. А. Валеева и Л. А. Амирова рассматривают проблему формирования профессиональной

мобильности с другой стороны. Актуальная преемственность изложенной проблемы в исследовании «Развитие профессиональной мобильности педагогов в системе дополнительного образования» обусловлена тем, что современное образование направлено на формирование мобильной личности педагога, способного преобразовывать образовательную реальность и самого себя в соответствии с требованиями развивающегося общества, и обеспечить не только качественное усвоение изучения необходимого содержания, но и развитие своих личностных качеств [9].

В своей работе Р. А. Валеева и Л. А. Ами-рова обозначили содержательно-технологические аспекты профессиональной мобильности педагогов в системе дополнительного образования, в основе которой лежит процесс самообучения, предлагающий разработку индивидуального пути обучения самим педагогом. Исследователи установили, что профессиональная мобильность педагога представляет собой ценностно-смысловой конструктор, сущностными характеристиками которого являются целостность, взаимодополняемость и согласованность, а структурными компонентами — личностная избыточная активность,

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Григорян А. В., Потменская Е. В. Обзор современных подходов к проблеме формирования профессиональной мобильности педагогов образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 39-48. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo305/

готовность к выполнению социальных ролей, социальная адаптивность и креативность [Там же].

Исследователь Э. Ф. Зеер рассматривал проблему формирования профессиональной мобильности с точки зрения компетентностного подхода, и определил основные надпрофессиональные и межпередметные компетенции:

- гибкость — способность подстраивать свою деятельность под возникающие непредвиденные ситуации;

- профессиональная подвижность — способность к адаптации на изменения в профессионально-социальной среде;

- многозадачность — способность к выполнению работы из смежных видов деятельности;

- самоорганизация — способность осуществлять совместную деятельность;

- инновационность — стремление к нововведениям в профессиональной деятельности [3].

В дополнение к перечисленному выше Э. Ф. Зеер также выделяет такие качества, как коммуникативность, рефлективность, способность к прогнозированию, инициативность, творческий подход, адаптивность, позволяющие сформировать профессиональную мобильность педагога [Там же].

В свою очередь, И. Е. Девятова в своей статье выдвигает следующие положения: 1) необходимо исследовать пути поиска единых эффективных методов

формирования профессиональной мобильности педагога для обозначения характерных черт мобильной личности;

2) мобильность личности является основным качеством современного педагога, реализующего свое профессиональное призвание, учитывая, что образовательная деятельность подвергается постоянным изменениям. Исходя из этого, было определено, что «внутренняя мобильность педагога», характеризующаяся такими качествами, как мотивация и саморефлексия, является одним из важных и необходимых компонентов профессиональной мобильности;

3) для выявления значимых проблем в педагогической деятельности необходимо использовать такую систему формирования профессиональной мобильности, при которой можно определить векторы профессионального развития современного педагога;

4) методы контекстного обучения помогают педагогам понимать смысл собственной деятельности при условии, что осуществляется дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, профессиональная переподготовка). Это положение является вспомогательным фактором в осознании уровня своего профессионального развития [2].

В работах зарубежных исследователей также раскрывается необходимость

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Григорян А. В., Потменская Е. В. Обзор современных подходов к проблеме формирования профессиональной мобильности педагогов образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 39-48. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntL2022/kvo305/

в развитии будущих педагогов как мобильных личностей. Так, например, в своей статье А. Элвик проблематизи-рует концепцию социальной мобильности посредством ее исследования в связи с политикой высшего образования в Англии. Основываясь на контент-анализе ряда ключевых политических документов разных эпох, он выявляет определение и понимание социальной мобильности в них. В частности, рассматривает характеристику социальной мобильности как индивидуальной проблемы; также он выделяет потребность к повышению социальной мобильности на рынке высшего образования; в конечном итоге ставит вопрос о том, может ли высшее образование решить проблему социальной мобильности [7].

А вот исследовательница М. Вербрюгген изучала влияние двух типов психологической мобильности, то есть безграничного мышления и предпочтения организационной мобильности, на карьерный успех. Автор определяет безграничное мышление как процесс формирования интереса к обучению, что является важным средством повышения качества образования. Организационная или организованная мобильность — это один из видов социальной мобильности и характеризуется как перемещение индивида или групп людей по горизонтали, вверх или вниз, под управлением государства. При этом выделяют добровольное и принудительное перемещение. Она предположила, что эта взаимосвязь будет частично опосредована физической мобильностью. Кроме

того, исследовательница ожидала, что направление влияния будет зависеть от типа психологической мобильности. Автор проверила свои гипотезы, используя данные 357 выпускников бизнес-школ. Результаты показали, что безграничное мышление положительно связано с повышением заработной платы и продвижением по службе, в то время как предпочтение организационной мобильности привело к меньшему продвижению по службе, снижению удовлетворенности работой и снижению удовлетворенности карьерой. Взаимосвязь между безграничным мышлением и карьерным успехом была частично опосредована функциональной мобильностью, в то время как предпочтение организационной мобильности негативно влияло на карьерный успех через организационную мобильность [10].

Исходя из этого, мы можем сказать, что в качестве мотивации повышения уровня профессиональной мобильности могут выступать не только психологические качества, но и материальные ценности. Это означает, что педагог может сменить свою должность на ту, которая ему будет финансово выгодна. Например, педагог начальных классов при постоянном повышении своей профессиональной квалификации не получает желаемого продвижения в карьере в своем учреждении, но при возникшей возможности получить его в другом может этой возможностью воспользоваться.

Проведя анализ отечественной и зарубежной литературы, мы можем отметить,

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Григорян А. В., Потменская Е. В. Обзор современных подходов к проблеме формирования профессиональной мобильности педагогов образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 39-48. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntL2022/kvo305/

что подход к изучению проблемы формирования профессиональной мобильности разный, но все исследователи идут к одной цели — поиску методов, средств и путей, позволяющих в современных условиях успешно реализовать подготовку специалистов, готовых справиться с инновациями в системе образования.

Таким образом, мы видим, что роль профессиональной мобильности в рамках профессионального развития педагогов является одной из важнейших. Так как процесс образования подвергается непрерывному развитию, то образовательные учреждения всегда будут нуждаться в специалистах, способных быстро адаптироваться к новым условиям труда, творчески подходить к своей работе и реализовывать свои идеи, то есть быть мобильными.

Список литературы

1. Горюнова, Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Горюнова Лилия Васильевна. — Ростов-на-Дону, 2006. — 427 с.

2. Девятова, И. Е. Формирование профессиональной мобильности педагога технологиями контекстного обучения / И. Е. Девятова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2018. — № 4 (37). — С. 49-60.

3. Зеер, Э. Ф. Многозначность феномена «мобильность» в профессиональном образовании / Э. Ф. Зеер // Социально-профессиональная мобильность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в XXI веке: Сб. материалов и докл. Международной конф. 29-30 мая 2014 года. — Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2014. — С. 30-36.

4. Игошев, Б. М. Сущностно-логический анализ мобильности как межнаучного понятия / Б. М. Игошев // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 1. — С. 105-111.

5. Никитина, Е. А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Никитина Елена Александровна. — Иркутск, 2007. — 199 с.

6. Сорокин, П. А. Социальная стратификация и мобильность: Монография / П. А. Сорокин. — М.: Директ-Медиа, 2007. — 346 с.

7. Elwick, A. Problematising Social Mobility in Relation to Higher Education Policy [Electronic resource] / A. Elwick // Higher Education Quarterly. — 2019. — Vol. 73. — № 4. — Pp. 507-520. — URL: https://dis-covery.ucl.ac.uk/id/eprint/10077663/3/ Elwick_Problematising%20social%20

mobility%20in%20relation%20to%20 Higher%20Education%20policy.pdf (accessed 28.05.2022).

8. Kostina, E. Building Mobility Competence of Intending Teachers [Electronic resource] / E. Kostina, S. Khoro-shilova, E. Pushkareva // NORDSCI: International Conference 12-14 October 2020. — Sofia: SAIMA CONSULT LTD, 2020. — Pp. 13-21. — URL: https:// files.eric.ed.gov/fulltext/ED616185.pdf (accessed 01.06.2022).

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Григорян А. В., Потменская Е. В. Обзор современных подходов к проблеме формирования профессиональной мобильности педагогов образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 39-48. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntL2022/kvo305/

9. Valeeva, R. A. The Development of Professional Mobility of Teachers in Supplemental Education System [Electronic resource] / R. A. Valeeva, L. A. Amirova // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol. 11. -№ 9. - Pp. 2265-2274. - URL: https:// files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1114690.pdf (accessed 23.05.2022).

10. Verbruggen, M. Psychological Mobility and Career Success in the "New" Career Climate [Electronic resource] / M. Verbruggen // Journal of Vocational Behavior. - 2012. - Vol. 81. - № 2. -Pp. 289-297. - URL: https://www.sci-encedirect.com/science/article/abs/ pii/S0001879111001473?via%3Dihub (accessed 29.05.2022).

Alina V. Grigoryan

Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia

Elena V. Potmenskaya

Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia

Review of actual approaches to the problem of the formation of professional mobility of teachers of educational institutions

Abstract. This article examines various approaches of domestic and foreign researchers to the problem of the formation of professional mobility. The relevance of this work is due to the fact that today for educational institutions there is an urgent need for a flexible, agile and proactive specialist who is able to learn new techniques quickly, successfully applying them in practice. The importance of the problem under study is due to the increasing social tension in society and the state connected with the active manifestation of antisocial factors, such as: unwillingness to work in new conditions, lack of work experience, therefore there is a need to solve these problems promptly by attracting teachers with professional mobility to educational institutions. The article discusses the notion of professional mobility. It is understood, on the one hand, as a "purposeful and conscious process of retraining specialists" who will be more competitive in the labor market, on the other hand, as an ability that encourages a teacher to develop professional and personal qualities. The specifics of the formation of professional mobility of teachers is also highlighted. The analysis of sociological, pedagogical and psychological literature shows how domestic and foreign researchers approach this problem. The role of professional mobility of a modern teacher in his professional and personal development is revealed. The characteristic features of professional mobility are considered, such as flexibility, multitasking, innovation, self-organization and

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Григорян А. В., Потменская Е. В. Обзор современных подходов к проблеме формирования профессиональной мобильности педагогов образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 39-48. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntL2022/kvo305/

professional mobility. Based on the analysis of theoretical approaches to the problem, certain qualities that a modern teacher should possess are highlighted.

Keywords: professional mobility, pedagogical education, social mobility, pedagogue's personality formation, competitiveness.

Статья поступила в редакцию 26.05.2022; одобрена после рецензирования 21.07.2022; принята к публикации 27.07.2022.

The article was submitted 26.05.2022; approved after reviewing 21.07.2022; accepted for publication 27.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.