УДК 371.14
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Груцкая Е. О., Терновых Т. Ю. Применение активных методов работы при проведении семинаров повышения квалификации учителей иностранных языков // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. - № 3 (15) / сентябрь. — С. 25-31. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntL2022/kvo303/
Груцкая Елена Олеговна | [email protected]
Методист кафедры общего образования
Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия
Терновых Тамара Юрьевна | [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент
Доцент кафедры немецкого языка Института иностранных языков Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева Орел, Россия
Применение активных методов работы
при проведении семинаров повышения квалификации
учителей иностранных языков
Аннотация. В данной статье рассматривается возможность применения активных методов в организации процесса повышения квалификации учителей иностранных языков. Обосновывается целесообразность постоянного совершенствования педагогами своей профессиональной компетенции, дается описание ее компонентного состава: методической, коммуникативной и языковой компетенций; указывается на необходимость развития каждого из данных компонентов. В статье рассматривается опыт зарубежных коллег в организации процесса повышения квалификации учителей иностранных языков. Дается дефиниция активных методов обучения, приводится обоснование эффективности их применения. Авторами приведены примеры и описание десяти активных методов организации работы на семинарах повышения квалификации учителей
иностранных языков. Рассматриваются возможность и область применения каждого из них; дается подробное описание организации работы, действий слушателей и руководителя семинара, приводятся возможные варианты проведения работы при применении некоторых из описанных методов. Отмечается возможность привлечения описанных активных методов в процессе обучения на уроках иностранного языка при надлежащей рефлексии и проработке метода на семинаре повышения квалификации. Подчеркивается особенность организации процесса повышения квалификации учителей иностранных языков и роль активных методов работы в совершенствовании профессиональной компетенции педагогов.
Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональная компетенция, активные методы.
УДК 371.14
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Груцкая Е. О., Терновых Т. Ю. Применение активных методов работы при проведении семинаров повышения квалификации учителей иностранных языков // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. - № 3 (15) / сентябрь. — С. 25-31. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntL2022/kvo303/
Повышение квалификации является неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителей иностранных языков, поскольку обновление требований федеральных государственных образовательных стандартов, развитие новых методов и технологий обучения, появление актуальных учебно-методических комплексов, актуализация содержания обучения ставят перед педагогами сложные цели и задачи, которые можно решить, получая новые знания и развивая новые профессиональные умения. Стремление учителей оптимизировать учебно-познавательный процесс, необходимость самосовершенствования являются мотивами к дальнейшему профессиональному росту. Под повышением квалификации учителей в данной статье мы будем понимать «профиль обучения и форму совершенствования научной, педагогической и методической подготовки преподавателей» [Цит. по: 1, с. 199]. Этот процесс может протекать в очной или заочной формах. Программы совершенствования профессиональных умений педагогов разработаны в институтах развития образования, на факультетах повышения квалификации. В дистанционной форме предлагаются долгосрочные и краткосрочные курсы, семинары повышения квалификации.
Цель вышеописанных мероприятий — совершенствование профессиональной компетенции учителей, компонентами которой являются языковая, речевая и методическая компетенции. В данной статье мы подчеркнем именно последнюю
составляющую — методическую компетенцию, понимая ее как «способность пользоваться языком в профессиональных целях, обучать языку» [Цит. по: Там же. С. 229]. Ознакомление с новыми методами и приемами обучения иностранным языкам дает педагогам возможность методически грамотно планировать и проводить занятия, тем самым не только развивая своих учеников, но и повышая их мотивацию к изучению иностранных языков посредством применения интересных форм работы на уроке.
Организация работы на семинарах повышения квалификации учителей иностранного языка — сложный, комплексный процесс. Разработанные с этой целью программы позволяют полноценно совершенствовать профессиональные умения, часто без отрыва педагогов от основной работы. Но отметим, что и зарубежные методисты предлагают интересные и эффективные схемы организации семинаров повышения квалификации учителей. Интересен опыт коллег, описанный в научной статье Д. И. Ершова, посвященной сравнению процесса повышения квалификации преподавателей и учителей иностранных языков в разных странах (во Франции, в Узбекистане, США, Канаде) [2, с. 240-243]. Немецкие методисты предлагают ESRIA-модель для организации семинаров повышения квалификации [3, с. 35-36]. На первом этапе учителям предлагается собрать имеющиеся данные по определенной теме (Erfahrungen sammeln), на втором — организуется симуляция, например,
УДК 371.14
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Груцкая Е. О., Терновых Т. Ю. Применение активных методов работы при проведении семинаров повышения квалификации учителей иностранных языков // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 25-31. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo303/
фрагмента урока с применением нового метода преподавания, на котором учителя выступают в роли учеников (Simulation). Далее проводится рефлексия (Reflexion), сбор плюсов и минусов применения данного метода, рассматривается структура урока, результат учебной деятельности. Следующий этап — получение дополнительной, чаще теоретической информации по возможностям использования нового метода обучения (Information). Затем следует этап применения данного метода в разработках самих учителей (Anwendung). Два первых этапа могут меняться местами, этап получения информации может быть опущен.
Но в любом случае как отечественные, так и зарубежные программы повышения квалификации требуют эффективной организации занятий для учителей. Этому, безусловно, служит применение активных методов ведения семинаров повышения квалификации, под которыми понимаются различные активизирующие деятельность слушателей эффективные коллективные формы работы. Рассмотрим некоторые из них.
Метод «Карусель» предполагает формирование участниками семинара двух кругов — внешнего и внутреннего, где будущие собеседники стоят друг напротив друга. Руководитель семинара озвучивает вопрос, выделяя на его обсуждение определенное время (например, 1-2 минуты). По звуковому сигналу участникам предлагается прекратить обсуждение, и учителя, например, внутреннего круга делают два шага по часовой
стрелке. Таким образом образуется новая пара собеседников, и процесс повторяется. Данный метод эффективен при обсуждении проблемных тем, вопросов.
Метод «Зигзаг» позволяет определить и обсудить преимущества и недостатки какой-либо темы. Разделив группу на две половины, руководитель дает задание одной из них охарактеризовать плюсы определенной темы, другой — обсудить минусы. Затем участники групп становятся в два ряда друг напротив друга. Участник первой подгруппы высказывает аргумент в пользу темы. Участник, стоящий напротив, парирует контраргументом.
Метод «Прогулка» позволяет провести обсуждение достаточно многих вопросов за короткое время. Руководитель готовит заранее карточки с проблемными вопросами, их количество должно превышать число слушателей. Участникам предлагается взять по одной карточке, свободно прогуливаясь по аудитории, найти собеседника, прочитать ему свой вопрос, ответить на него. Собеседник дает ответ на свой вопрос. Участники обмениваются карточками и ищут новую пару. Руководитель наблюдает за процессом. На столе лежат оставшиеся карточки; таким образом, если слушатель получает тот вопрос, на который уже отвечал, он может поменять карточку на другую. При применении данного метода важно, что руководитель изначально ограничивает время на проведение «прогулки», например, 15 минутами и следит за этим.
УДК 371.14
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Груцкая Е. О., Терновых Т. Ю. Применение активных методов работы при проведении семинаров повышения квалификации учителей иностранных языков // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 25-31. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo303/
При применении метода «Аквариум»
следует разбить группу на три подгруппы, каждая из них будет работать изолированно от других (как будто в аквариуме). За отведенное руководителем время (например, 15-20 минут) каждая подгруппа пытается найти решение какого-либо проблемного вопроса и выбирает спикера, который представит результаты работы перед всей группой участников семинара. Может быть выбран секретарь, который будет фиксировать высказанные участниками идеи, следить за временем. По истечении времени спикеры каждой подгруппы представляют вариант решения проблемного вопроса, может проводиться открытая дискуссия.
Эффективно, например, при проведении обсуждения опыта работы учителей применение метода «Охота за автографами», когда руководитель готовит рабочий лист, расчерченный на квадраты (с их одинаковым количеством по вертикали и горизонтали), на которых напечатаны определенные активности педагогов на уроке: «Я часто применяю работу в малых группах», «При объяснении грамматического материала я предпочитаю индуктивный метод дедуктивному» и т. п. Каждый участник семинара получает рабочий лист. Все учителя свободно передвигаются по аудитории, находя собеседника и задавая ему вопрос, составленный из утверждения в одном из квадратов. Если собеседник отвечает утвердительно, он оставляет автограф в данном квадрате, если отрицательно — пара сразу расходится и ищет других собеседников.
Нужно получить автографы участников семинара в одной строке по вертикали или горизонтали. Тогда участники могут занять свои места и, например, обсудить те активности, под которыми поставил подпись победивший.
При предъявлении участникам теоретического материала интересен метод «Динамические группы». Руководитель разбивает материал на пять частей, на семинаре формирует пять подгрупп. Каждая из них прорабатывает полученную часть теории, готовясь через отведенное руководителем время представить ее другим участникам. По истечении данного времени руководитель формирует новые подгруппы, в которых находятся представители каждой из пяти подгрупп, в которых они работали ранее. И учителя по очереди представляют свою часть теории.
Метод «Обучение по станциям» позволит организовать работу на завершающем этапе семинара, когда нужно обсудить вопросы, над которыми работали участники. Эффективно применение данного метода на этапе симуляции урока, когда учителя сами вживаются в роль учеников и решают задания, представленные на станциях с последующей рефлексией данного метода работы. Руководитель семинара должен подготовить задания для каждой из станций и ключи к ним. В аудитории организуются шесть станций (столов), на которых участники найдут задания. Ключи к ним должны лежать в конверте. Группа делится по парам или тройкам. Руководитель поясняет
УДК 371.14
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Груцкая Е. О., Терновых Т. Ю. Применение активных методов работы при проведении семинаров повышения квалификации учителей иностранных языков // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 25-31. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo303/
правила, объявляет об общем времени проведения работы, например, 40 минут. Каждая пара должна решить задания на пяти из шести станций, распределяя для этого время сама. Руководитель следит за работой участников семинара, при необходимости отвечает на возникшие вопросы, по истечении отведенного времени организует обсуждение метода и возможности его применения на занятии по иностранному языку.
При применении метода «Большой круг»
участники семинара сидят на стульях, образуя круг. На первом этапе руководитель озвучивает проблемный вопрос и дает участникам десять минут, чтобы они обдумали ответ индивидуально. На следующем этапе каждый учитель зачитывает свой ответ и проводится обсуждение / голосование, будет ли взято данное решение вопроса в общий список группы. Принятые решения фиксируются или руководителем, или выбранным в группе секретарем.
Метод «Четыре угла» подразумевает активное участие всей группы участников семинара повышения квалификации. В каждый из углов аудитории вывешивается цифра (от 1 до 4), которая будет в дальнейшем обозначать номер ответа. Группа располагается в центре аудитории. Руководитель зачитывает вопрос и дает четыре варианта ответа. Слушатели отправляются в тот угол, номер которого соответствует номеру ответа. Руководитель дает 1-2 минуты, чтобы учителя в каждом углу обсудили свои точки зрения. Далее группа возвращается в центр,
и следует дальнейший вопрос с четырьмя вариантами ответа.
При необходимости обсуждения проблемных вопросов или тем будет интересным и эффективным применение метода «Шесть шляп мышления». Группа делится на шесть подгрупп, каждой из которой присваивается свой цвет шляпы (их можно распечатать). Подгруппа с желтой шляпой ищет плюсы в обсуждаемой проблемной теме; участники с черной шляпой находят минусы; группа с красной шляпой должна осветить эмоциональное восприятие обсуждаемой темы, не включая собственные доводы и выводы; слушатели с зеленой шляпой должны найти творческое, возможно, неожиданное, решение обсуждаемой проблемы; группа с белой шляпой рассматривает факты: почему возник проблемный вопрос, какова текущая ситуация; участники с синей шляпой слушают аргументы всех групп, анализируют их и озвучивают оптимальный выход из обсуждаемой проблемной ситуации.
Применение активных методов при организации работы на семинарах повышения квалификации — эффективное средство поддержания динамики процесса обучения и вовлечения в работу каждого участника. Данные методы основаны на деятельностном подходе, позволяющем слушателям всесторонне рассмотреть предлагаемую на семинаре информацию, ознакомиться с ней, активно проработать и впоследствии включить в рабочий процесс на уроках. Особенностью применения таких методов на семинарах
УДК 371.14
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Груцкая Е. О., Терновых Т. Ю. Применение активных методов работы при проведении семинаров повышения квалификации учителей иностранных языков // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 25-31. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo303/
повышения квалификации учителей иностранного языка является возможность совершенствования не только методической, но и языковой и коммуникативной компетенций, поскольку обсуждение проходит на иностранном языке. Отметим, что почти каждый из описанных выше методов — при правильно организованной рефлексии — может быть применен и в процессе обучения на уроках иностранного языка. Активные методы обучения позволяют методически разнообразно организовать процесс повышения квалификации учителей и помогают в совершенствовании их профессиональной компетенции.
Список литературы
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: Издательство ИКАР, 2009. — 448 с.
2. Ершов, Д. И. Роль процесса повышения квалификации преподавателей и учителей иностранного языка в современном мире / Д. И. Ершов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2019. — № 46. — С. 237-246.
3. Ziebell, B. Leitlinien für erfolgreiche Lehrerfortbildung / B. Ziebell // Kölner Beiträge zur Sprachdidaktik. Reihe A. Mehrsprachigkeit macht Schule. — 2006 — № 4. — S. 31-44.
Elena O. Grutckaia
Kaliningrad Regional Institute of the educational development Kaliningrad, Russia
Tamara Y. Ternovykh
Orel State University named after I. S. Turgenev Oryol, Russia
The application of active methods of work in the implementation of seminars for advanced training of foreign language teachers
Abstract. The article examines the application possibility of the active methods of education in the organization of professional development of teachers of foreign languages. The reasonability of continual improvement the professional competence of teachers is substantiated and the description of its component composition (methodological, communicative and linguistic competencies) is given. The necessity for the development of each of these components is indicated. The article examines the experience of foreign colleagues in the organization of professional development of teachers of foreign languages. The definition of active teaching methods and the effectiveness of their application are given. The authors provide examples and
УДК 371.14
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Груцкая Е. О., Терновых Т. Ю. Применение активных методов работы при проведении семинаров повышения квалификации учителей иностранных языков // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 25-31. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo303/
descriptions of ten active methods organization of work at seminars for advanced training of teachers of foreign languages. The possibility and scope of each of them are considered. The detailed description of the work organization and of the actions of the listeners and the head of the seminar, possible options for carrying out the work with the application of some of the described methods are given. The possibility of using the described active methods in the process of learning in foreign
Статья поступила в редакцию 11.07.2022; одобрена после рецензирования 18.07.2022; принята к публикации 27.07.2022.
language lessons with proper reflection and the working out the method at the advanced training seminar is noted. The peculiarity of the organization of the process of professional development of foreign language teachers and the role of active methods of work in improving the professional competence of teachers are emphasized.
Keywords: professional development, professional competence, active methods.
The article was submitted 11.07.2022; approved after reviewing 18.07.2022; accepted for publication 27.07.2022.