Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ/PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 37.013 https://doi.org/10.33619/2414-2948/84/60
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
©Нуркулова Э. Р., канд. пед. наук, Бишкекский государственный университет
имени К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызстан ©Нуркулова М. Р., канд. пед. наук, Киргизский государственный университет имени И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан
AXIOLOGICAL COMPONENT OF PEDAGOGICAL CULTURE
©Nurkulova E., Ph.D., Bishkek State University named after K. Karasaev, Bishkek, Kyrgyzstan ©Nurkulova M., Ph.D., Kyrgyz State University named after I. Arabaeva, Bishkek, Kyrgyzstan
Аннотация. В настоящее время в Кыргызстане идут сложные процессы переустройства страны, которые в значительной степени влияют на формирование ценностной ориентации кыргызстанского общества. В этих условиях в процессе воспитания молодого поколения неизмеримо важна роль учителя, от его жизненной позиции, человеческих свойств и качеств, эрудиции и качества выполняемой им педагогической деятельности в немалой степени зависит, каким выйдет из школы молодой человек. Поэтому главная цель подготовки будущего педагога в вузе видится в развитии его педагогической культуры, важной стороной которой является ценностный компонент личности. В статье рассмотрена необходимость аксиологического воспитания студентов педагогических вузов.
Abstract. At present, complex processes of reorganization of the country are underway in Kyrgyzstan, which to a large extent influence the formation of the value orientation of the Kyrgyz society. Under these conditions, in the process of educating the younger generation, the role of the teacher is immeasurably important; his life position, human qualities and qualities, erudition and the quality of his pedagogical activity to a large extent depend on how a young person will leave school. Therefore, the main goal of preparing a future teacher at a university is seen in the development of his pedagogical culture, an important aspect of which is the value component of the personality. The article considers the need for axiological education of students of pedagogical universities.
Ключевые слова: педагогика, педагогическая культура, воспитание в педагогическом вузе, ценности, духовно-нравственная культура, нравственность, духовность, личностные качества учителя.
Keywords: pedagogy, pedagogical culture, education in a pedagogical university, values, spiritual and moral culture, morality, spirituality, teacher's personal qualities.
Современный Кыргызстан в настоящее время переживает качественное преобразование всех сфер жизни общества: обретение независимости и суверенитета, изменение ранее сложившихся социальных отношений, глубокие перемены в содержании и характере
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84
материальных и духовных ценностей в жизни людей, формирование в корне иной экономической, политической и социально-культурной среды. Все эти изменения привели к смене ценностных ориентаций в обществе.
В настоящее время путь трансформации кыргызстанского общества к принципам демократии и рынка сопровождается определенными трудностями. В экономической сфере — это спад производства, падение уровня жизни, безработица, в политической сфере — это потеря общей консолидирующей идеи, трудности в осуществлении реформ, в социальной сфере — падение уровня образования, снижение духовных ценностей, рост алкоголизма, наркомании и других асоциальных явлений.
В этот период произошла ревизия норм коммунистической морали, которые казались в прошлом эталонными. Ликвидация советской модели государственного устройства привела к ревизии не только нравственных идеалов советского прошлого, но и обрекла людей на поиск новых моральных норм и ориентиров.
Другим направлением развития современной цивилизации является все большая технократизация общества, которая в последние годы становится все более заметной. Ускоряющийся научно-технический прогресс привел к тому, что современная цивилизация все больше приобретает облик технократического общества, со свойственными для него негативными тенденциями, деформирующими ценностные ориентиры.
Результаты исследований показали, что молодежь активно взаимодействует с изменениями в обществе. Она активно впитывает рыночные реалии, вырабатывая экономическую инициативу, самостоятельность, независимость. В то же время в обществе наблюдается рост преступности, наркомании, проституции, у многих молодых людей формируется неадекватная самооценка, приводящая к таким явлениям, как тревожность, невротизация, дисгармония в личной и семейной жизни, формирование комплексов неполноценности, агрессия к внешнему миру [9].
Социологические исследования, проведенные в нашей стране, показывают, что за время демократических преобразований у большинства молодых людей не сложилось четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок.
В настоящее время в обществе нет четких морально-нравственных ориентиров, ценностные ориентации молодежи развиваются хаотически, находятся под влиянием, как традиций народной культуры, так и меняющихся социальных условий, в состоянии риска, неустойчивости. Часть их характеризуется нравственными установками гуманизма, человеколюбия, другие — на приоритете материального, индивидуализме [8].
Таким образом, происходит кардинальная смена всей нравственно-духовной парадигмы страны. От того, какие мировоззренческие установки, ценности и ценностные ориентации будут закреплены в сознании людей, зависит, по большому счету, будущее нашего мира.
Сегодня, в информационную эпоху, жизненно важно восстановить значение высших духовно-нравственных ценностей человека. В этих условиях все больше усиливается роль образовательных институтов в социализации молодого поколения.
Важнейшая роль в этом процессе духовного возрождения человека принадлежит учителю.
В истории образования роли учителя в воспитании подрастающего поколения уделяли большое внимание многие ученые, педагоги, общественные деятели, они выявляли личностные и профессиональные качества учителя, необходимые наставнику для воспитания молодого поколения.
Так, Я. А. Каменский писал, что «учителя должны быть образцами добродетелей, которые они должны привить другим» [4, а 601].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84
Дж. Локк считал, что пример воспитателя должен побуждать воспитуемого к требуемым способам поведения и не должен расходиться с его предписаниями [5, с. 481].
В. А. Сухомлинский писал: «Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни, — с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье. Человеческая природа может раскрыться в полной мере лишь тогда, когда у ребенка есть умный, умелый, мудрый воспитатель» [7].
Такие качества не приходят сами собой и не сразу. Они формируются, воспитываются в личности учителя со студенческой скамьи. Следовательно, учебно-воспитательный процесс в педагогическом вузе, должен быть направлен на развитие педагогической культуры будущего педагога. Педагогическая культура — высшая степень соответствия развитости личности и профессиональной подготовленности педагога к специфике педагогической деятельности. Это личностно опосредованный педагогический профессионализм, позволяющий осуществлять педагогическую деятельность на высшем уровне. Педагогическая культура — это характеристика личности педагога, его поведения в условиях воспитательной и образовательной деятельности. Основные компоненты педагогической культуры это: педагогический такт, культура речи, эрудиция, педагогическая техника, внешний вид. Современная действительность добавляет к этим качествам педагога и аксиологический аспект [6, с. 51].
Задача школьного педагога — прививать детям ценности и нормы гражданского общества, правового государства, гуманистические ценности. Учитель является самым непосредственным и активным из участников социализации ребенка. Он хорошо знает практику воспитания и поэтому как никто другой в состоянии пропагандировать ценности и нормы гражданского общества, правового государства, гуманистические ценности. В решающей степени усилия учителя должны быть направлены на то, чтобы человек самостоятельно мыслил, был способен принимать решения и делать оптимальный выбор и для себя, и для общества.
Отличительной особенностью деятельности педагога является то, что учитель должен выступать не только как человек, хорошо знающий свой предмет, но и как деликатный, высокогуманный человек с высокими моральными качествами и развитым духовным миром, хорошо знать психологию своих учеников, их характеры, наклонности, интересы. Сегодня учащиеся используют многочисленные каналы и источники информации и подвергаются их воздействию. Поэтому повышается роль учителя в современных условиях, его ответственность, изменяются его функции. От его компетентности и личностных качеств во многом зависит результат работы по формированию личности подрастающего поколения. Ведь именно в школе закладываются знания, умения, ценностные ориентации и личностные качества, необходимые для инновационных преобразований.
Учитель на уроках и внеклассной работе может сделать многое, чтобы помочь стать ребенку самим собой, в духовном восхождении, ежедневно знакомит с произведениями авторов отечественной и мировой литературы, создавая благоприятный социум, посещая различные выставки, музеи, спектакли, знакомя с историей и культурой страны, проводя разнообразные беседы. Для воспитательной деятельности учитель сам должен обладать такими положительными качествами, как творческое начало деятельности, общественная активность, самостоятельность, инициативность, одержимость и преданность делу, гуманизм, демократия, плюрализм, толерантность. Все это дает большой взлет учительского творчества. Они формируются, воспитываются в личности учителя со студенческой скамьи.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84
Поэтому в настоящее время остро необходима такая общекультурная и профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя, которая бы стала основой его готовности к целенаправленному систематическому духовно-нравственному воспитанию молодежи. Аксиологический подход является значимым аспектом в подготовке будущих педагогов, так как специфика их будущей работы состоит в ее аксиологическом смысле — воспитать молодое поколение высоконравственным, ориентированным на общечеловеческие ценности и ценности народной культуры.
Проблема нравственного воспитания будущих педагогов становится еще более актуальной в связи с тем, что в обществе под влиянием глобализации, рыночных отношений в обществе идет процесс негативных изменений ценностной структуры личности. В этих условиях важной проблемой для системы высшего образования Кыргызстана становится не только совершенствование методологии и технологии профессиональной подготовки, будущих учителей, но и формирование их духовной, нравственной культуры, которая является обязательным условием его профессионально-личностного развития. Важнейшей проблемой современного педагогического образования является приобщение будущих учителей к гуманитарному знанию, к ценностям отечественной и мировой культуры. Воспитать молодого учителя сегодня — непростая задача, надо приложить много сил к тому, чтобы наша молодежь стала читать отечественную литературу, познавала великую историю народа Кыргызстана и мировую историю.
В настоящее время важно возродить и развить прежние традиции гуманитарного образования, которое в обучении и воспитании подрастающего поколения предполагает широкое освоение им высочайших достижений многовековой отечественной и мировой культуры, базовую общекультурную образованность студенческой молодежи. По мнению доктора философских наук У Асановой, «цель образования — не просто в обретении профессиональной квалификации, а наряду с ней — обретении человеческих качеств, способствующих достижению счастья» [1, с. 149].
Ценностно-ориентированная деятельность системы образования как важного социального института нуждается в серьезной корректировке — в этой работе необходимо учитывать уровень сформированности ценностных ориентаций молодого поколения на общечеловеческие ценности, общепрофессиональную, методологическую и методическую готовность учителей к формированию ценностных ориентаций, умение применять новые подходы к ее осуществлению, творческий потенциал. В процессе подготовки будущего учителя необходимо достижение следующих важнейших для страны целей: знание моральных норм и правил; усвоение глубоких знаний; достижение аналитических способностей и критического мышления; развитие творческой жилки, инициативы, творческого воображения; высокое чувство ответственности за свои дела; способность к саморегуляции и преодоление вредных привычек; приобретение коммуникабельности, общительности; адаптация и готовность к переменам; восприятие мира как глобального целого; способность к быстрому и эффективному решению возникающих проблем и трудностей.
Цель образовательного процесса в вузах Кыргызстана — наряду с профессиональными знаниями привить студентам ценности отечественной и мировой культуры, подготовить будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников, так как студенческие годы в вузе являются самыми важными в становлении педагога-профессионала. Именно в это время у студентов формируются основные представления о жизненных ценностях, идеалах и нормах, закладывается отношение к окружающей действительности, любовь к своей профессии. Поэтому уже в стенах педагогического вуза необходимо прививать студентам
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84
ценности и нормы мировой и отечественной культуры, искусства, такие черты, как духовность, нравственность, ориентировать будущих педагогов на гуманитарное личностное развитие [2].
Аксиологическое содержание образовательного процесса заложено уже в различных учебных дисциплинах, наполненных социальными, профессиональными ценностями. Студенты — будущие педагоги во время учебы в вузе испытывают огромное воздействие его эмоциональной атмосферы, наблюдают пример своих наставников — преподавателей, видят их мастерство и творчество. Это в значительной степени оказывает влияние и на становление их личностной и профессиональной подготовки [3].
Кроме того, для достижения этой цели в вузе принята программа воспитательной деятельности, направленная на нравственно-духовное формирование личности будущего педагога. Педагогический коллектив вуза использует в образовательном процессе творческие формы, приемы, различные задания. Это, например, просмотр и комментирование фильмов о педагогах, дискуссии «Школа будущего», «Современная школа», «Духовно-нравственный мир современного человека». Большой интерес вызывают у студентов семинары «Образ современного педагога», «Профессиональная культура педагога», «Современная творческая педагогика», «Формирование и развитие духовно-нравственной культуры личности» и др.
Преподавая курс педагогики, преподаватели опираются на народную педагогику кыргызского народа. Традиционная система воспитания была заложена нашими предками в эпосе «Манас», в котором отражена народная мудрость, морально-этические назидания, наставления, отражен бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к общечеловеческим ценностям. Важные аспекты гуманистического мировоззрения (ценность человека как самая высшая ценность, справедливость, добро, благо, зло, долг, честь, ответственность и другие общечеловеческие ценности, присущие гуманистическим идеалам) содержатся в творчестве Калыгула, Арстанбека, Молдо Кылыча, Молдо Нияза, Женижока, Токтогула, Тоголока Молдо и Алыкула. Огромное значение для всего человечества имеют философские истоки творчества великого гуманиста планеты Ч. Айтматова. При изучении темы «Основы нравственного воспитания» раскрываются основные моральные понятия кыргызского народа, правила поведения и поступков, прививается уважительное отношение к старшим, родителям, чувство любви, дружбы и товарищества. При этом активно используются назидательные идеи в творчестве акынов Т. Сатылганова, Тоголока Молдо, Калыка Акиева и др. Педагоги университета опираются в своей воспитательной деятельности на духовное творческое наследие великого писателя, гуманиста Ч. Айтматова.
Конечным итогом воспитательной работы в педагогическом вузе должна стать не только профессиональная подготовка педагога, но и формирование высоконравственной личности, развитой духовно и готовой к воспитательной деятельности в своей педагогической практике. Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что только гуманистически ориентированное образование может предотвратить разрушение духовно-нравственной сферы, моральных устоев и традиций, того фундамента, который незримо поддерживает общество в состоянии живого организма, сохраняя его от распада и предопределяя его поступательное движение по пути прогресса.
Список литературы:
1. Асанова У Философия образования. Бишкек, 2001. 218 с.
2. Асташова Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей. М.: МПСН, 2000. 272 с.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №11. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/84
3. Барановская Л. А., Ковчина Н. В. Приобщение студентов к ценностям социальной ответственности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. №8. С. 13-18.
4. ^менский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. 601 с.
5. Локк Д. Сочинения: в 3 т. Т. 3. М., 1985. 481 с.
6. Мартишина Н. В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога // Педагогика. 2006. №3. С. 48-57 .
7. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: в 5 т. Т. 2. 1979.
8. Усубалиева А. А. Морально-нравственные ценности студенческой молодежи // Вестник КНУ им. Ж. Баласагына. 2012. №2. С. 179-184.
9. Чолпонкулова Н. Т. Студенческая молодежь Кыргызстана: ценностно-мотивационная ориентация и социальная активность // Наука и новые технологии. 2012. №7. С. 174-177.
References:
1. Asanova, U. (2001). Filosofiya obrazovaniya. Bishkek.
2. Astashova, N. A. (2000). Uchitel': problema vybora i formirovaniya tsennostei. Moscow. (in Russian).
3. Baranovskaya, L. A., & Kovchina, N. V. (2018). Priobshchenie studentov k tsennostyam sotsial'noi otvetstvennosti. Alma mater (Vestnik vysshei shkoly), (8), 13-18. (in Russian).
4. Kamenskii, Ya. A. (1955). Izbrannye pedagogicheskie sochineniya, Moscow. (in Russian).
5. Lokk, D. (1985). Sochineniya. Moscow. (in Russian).
6. Martishina, N. V. (2006). Tsennostnyi komponent tvorcheskogo potentsiala lichnosti pedagoga. Pedagogika, (3), 48-57. (in Russian).
7. Sukhomlinskii, V. A. (1979). Izbrannye proizvedeniya. Moscow. (in Russian).
8. Usubalieva, A. A. (2012). Moral'no-nravstvennye tsennosti studencheskoi molodezhi. Vestnik KNUim. Zh. Balasagyna, (2), 179-184. (in Russian).
9. Cholponkulova, N. T. (2012). Studencheskaya molodezh' Kyrgyzstana: tsennostno-motivatsionnaya orientatsiya i sotsial'naya aktivnost'. Nauka i novye tekhnologii, (7), 174-177. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 03.10.2022 г. 14.10.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Нуркулова Э. Р., Нуркулова М. Р. Аксиологический компонент педагогической культуры // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №11. С. 463-468. https://doi.org/10.33619/2414-2948/84/60
Cite as (APA):
Nurkulova, E., & Nurkulova, M. (2022). Axiological Component of Pedagogical Culture. Bulletin of Science and Practice, 5(11), 463-468. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/84/60