Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
УДК 37.013 https://doi.org/10.33619/2414-2948/69/41
РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСТАНА
©Нуркулова М. Р., канд. пед. наук, Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
THE ROLE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE MODERNIZATION OF EDUCATION IN KYRGYZSTAN
©Nurkulova M., Ph.D., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены цель и значение инноваций в образовательной системе Киргизской Республики, использование которых необходимо в целях проводимой в образовании модернизации, вызванной современной ситуацией становления общества знаний, нарастающими темпами интеллектуализации труда, ускорением развития объема знаний. Большое место в образовательной инновационной деятельности занимают интерактивные технологии, представляющие собой систему способов организации обучения в форме взаимодействия преподавателя и обучаемого. Кратко охарактеризованы основные интерактивные методы (деловые игры, мозговой штурм, круглые столы, тренинги, мастер-классы), применяемые преподавателями университета им. Арабаева, раскрыто их основное содержание, а также результаты их использования.
Abstract. The article discusses the purpose and significance of innovations in the educational system of the Kyrgyz Republic, the use of which is necessary for the modernization of education, caused by the modern situation of the formation of a knowledge society, the increasing pace of intellectualization of labor, and the acceleration of the development of the volume of knowledge. An important place in educational innovation is occupied by interactive technologies, which are a system of methods for organizing training in the form of interaction between a teacher and a student. The main interactive methods (business games, brainstorming, round tables, trainings, master classes), used by the teachers of the Arabaev University, disclosed their main content, as well as the results of their use.
Ключевые слова: образование, модернизация образования, инновации в образовании, образовательные технологии, интерактивные методы обучения.
Keywords: education, modernization of education, innovations in education, educational technologies, interactive teaching methods.
Человечество вступило в новый век с невиданным когда-либо потенциалом интеллектуальных богатств. Оно измеряется, прежде всего, уровнем образования. В настоящее время количество людей, имеющих высшее образование, достигает примерно 100-200 млн, а лиц со средним, общим и специальным образованием — 300-350 млн.
Лица, занятые умственным трудом или использующие на производстве сложную технику, составляют в передовых странах не менее половины работающего населения.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
Нарастающими темпами идет дальнейшая интеллектуализация труда. Современный этап общественного развития отличается переходом к информационному обществу, в котором решающую роль будут играть приобретение, хранение, обработка и использование информации. Поэтому в образовательном процессе должны быть не только учебные дисциплины, но и развитие у студентов креативных способов мышления, творческой активности, быстро адаптироваться к изменениям среды.
Современное общество столкнулось с небывалым ускорением роста знаний в мире, с проблемой пределов современного познания мира. Решить эту проблему можно только с помощью использования инновационных технологий в сфере образования и науки, сделать образование динамичным, гибким, реагирующим на все социальные изменения в обществе.
Как пишет казахстанский исследователь Д. К. Оспанова, «инновации в образовании — это актуально значимые и системно самоорганизующиеся нововведения, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования, позитивно влияют на развитие всех форм и методов обучения [4].
В нашем понимании инновации в образовании — это использование новых технологий, новых интерактивных форм и методов обучения, способствующих развитию у обучающихся мотивации, личностной активности, мобилизационной готовности к использованию полученных знаний на практике.
На сегодняшний день использование инновационных технологий в сфере образования и науки является актуальной проблемой, требующей всестороннего рассмотрения.
Главная цель современного образования — это подготовка людей к постоянно меняющейся жизни в современном мире, к работе с новой техникой и новыми, быстро меняющимися технологиями. В данных условиях классическое обучение, сложившееся еще во времена Древней Греции, перестало отвечать вызовам времени.
В классическом обучении преподаватель выступает в роли передатчика знания, процесс обучения основывается на изложении учебного материала преподавателем с использованием печатных материалов, учебно-методической литературы и закреплении его у учащихся с помощью практических задач.
При этом учащийся не имеет личностной мотивации обучения, не может использовать полученные знания в успешной профессиональной деятельности на должном уровне, лишен личностной активности в приобретении знаний. В XXI веке перед молодым поколением встает необходимость обладать такими качествами, как: -усвоение глубоких знаний;
-достижение аналитических способностей и критического мышления; -развитие творческой жилки, инициативы, творческого воображения; -приобретение коммуникабельности, общительности; -адаптация и готовность к переменам; -восприятие мира как глобального целого;
-способность к быстрому и эффективному решению возникающих проблем и трудностей.
Следовательно, необходимы изменения в подготовке молодых людей к жизни, к профессии, к трудовой деятельности. В связи с этим образовательные учреждения Кыргызстана вступили на путь модернизации образовательной системы, готовящей людей к жизни в информационном обществе.
Основная цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства.
В последнее время в модернизирующемся образовании появились новые образовательные технологии, в учебный процесс внедряются современные компьютерные технологии, мультимедийные технологии, дистанционное обучение; интерактивные методы передачи знаний; меняются роли преподавателя и учащегося; происходит трансформация системы образования в сторону развития у обучающихся мотивации, личностной активности, мобилизационной готовности к использованию полученных знаний на практике.
Учитель уже становится не просто ретранслятором знаний, а своеобразным инструктором, методистом по построению индивидуальных образовательных траекторий, оператором виртуальных образовательных систем.
Модернизация кыргызстанского образования — это инновационный процесс преобразования всей системы образования, нацеленный на максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся по самому широкому диапазону специальностей, уровней образования, учебных заведений и информационно-образовательных ресурсов [2].
В процессе модернизации особое значение в образовательном процессе приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.
«Под технологией интерактивного обучения понимается система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующая педагогические эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащение их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер» [1, с. 174].
В образовательных учреждениях Кыргызстана активно используются интерактивные технологии обучения, компьютерные технологии. Так мы уже переходим от бумажной документации к электронной, что обеспечивает удобство для родителей и учеников в процессе отслеживания успеваемости и позволяет наглядно увидеть прогресс в обучении благодаря электронному журналу и дневнику. Так же помимо электронных новшеств в нашу жизнь активно входят и различные интерактивные методы обучения.
Понятие «инновационная деятельность» в современном образовании может быть рассмотрено как целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых.
Использование инновационных технологий в образовании вызывает необходимость применения новых подходов в обучении с применением современных образовательных технологий. Образовательная технология — система средств в образовании, включающая достижение определенных качеств выпускников, изменения содержания образования, повышения квалификации педагогических кадров и т. д. Новые образовательные технологии должны способствовать достижению креативного образования, творческого развития каждого учащегося.
В сферу инновационных технологий входят интерактивные технологии обучения, технология проектного обучения и компьютерные технологии. Инновационные технологии обучения включают суть будущей профессии, создают профессиональные качества
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
специалиста, помогают учащимся отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.
В основе организации учебного процесса лежит традиционная система обучения, в которой используются лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия, консультации и практики. Чаще всего используется дисциплинарная система организации процесса обучения, которую, как нам представляется, необходимо обновить в соответствии с современными целями и задачами образования.
Наряду с ней в образовательном процессе используется модульная организация учебного процесса, которая позволяет устранить недостатки дисциплинарной системы. Преподаватели, организуя образовательный процесс, часто комбинируют дисциплинарную и модульную системы организации. «При изучении учебного модуля особую роль играет наглядность предлагаемого материала: демонстрации, лабораторные эксперименты, несложные исследования, а также учебные конференции, экскурсии. При этом надо как можно шире использовать современные мультимедиа, обращение к ресурсам Интернета. Работа с информационными источниками должна стать важнейшей составляющей учебного процесса» [5, с. 26].
Набирает темпы использование проектной формы обучения, с помощью которой студенты получают знания в процессе работы над каким-либо исследовательским проектом. Большое распространение в вузах Кыргызстана получили новые информационные технологии, позволившие ввести новую форму обучения — дистанционное обучение, обладающее своими специфическими инструментами и технологиями.
Передовые педагоги руководствуются в своей преподавательской деятельности личностно-ориентированным подходом, сущность которого заключается в сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
Интерактивное обучение — способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса, обучение в общении. В интерактивном обучении учебный процесс организуется так, чтобы все обучающиеся были вовлечены в процесс познания, задействованы две стороны обучающего процесса: преподаватель и студент. При использовании интерактивных технологий преподаватель является участником творческого соавторства.
Как показал наш опыт, использование интерактивных методов обучения пробуждает у студентов личностный интерес к предмету, навыки, ведет к самостоятельному поиску студентом необходимых решений поставленных задач.
Ввиду многообразия форм и методов инновационных образовательных технологий, в данной статье рассмотрим лишь некоторые интерактивные методы, которые наиболее часто и успешно используются в университете им. И. Арабаева.
Одним из интерактивных методов обучения часто применяемым в образовательном процессе, является деловая игра. В игровой деятельности формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Обучаемые учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Игры помогают воспитывать познавательный интерес, способствовать исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Игры способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Еще одной формой проведения занятий является метод круглого стола, во время которого могут быть организованы дебаты, дискуссии, научные споры. Использование
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
данного метода позволяет закрепить полученные ранее знания, прививает студентам умение решать поставленные задачи, находить истину в споре, уметь вести диалог, свободно высказывать свое мнение, находить аргументы в споре, учит культуре ведения дискуссии.
Важным мы считаем проведение мозгового штурма. Как показала образовательная практика, метод мозгового штурма учит студентов находить нетрадиционное решение поставленных задач, предлагать множество вариантов их решения, формирует новаторский подход, студентами предлагается зачастую множество идей за короткое время. В результате мозгового штурма принимается качественное решение поставленной проблемы путем комбинации различных идей, предложенных студентами.
Обмен опытом и мнениями также часто проходит в проводимых мастер-классах. В этой интерактивной форме обучения определение проблемы и ее решение проводится путем проигрывания различных ситуаций, проводить обмен мнениями, делиться опытом. Главной основой этого метода является сотрудничество, сотворчество, совместный поиск адекватного проблемного решения.
Организационной формой, обеспечивающей погружение в предмет, является тренинг. Суть тренинга заключается в ориентации процесса образования на потенциале индивида, а также в его реализации. В практике преподавателей нашего вуза наиболее успешно применяются тренинги общения, направленные на развитие навыков устной речи и эффективного поведения в процессе общения, умение устанавливать контакт с собеседником, правильно строить беседу, слушать и понимать других людей, уметь высказать и сформулировать свою точку зрения.
В результате использования инноваций в образовании заметно повысилась информационная насыщенность образовательной среды, актуализировалась индивидуализация обучения, более тесным стало сотрудничество участников образовательного процесса (преподавателей и обучающихся), на более высоком уровне усваиваются полученные знания и формируются умения и навыки для решения профессиональных задач.
Таким образом, сегодня наблюдаем развитие серьезных модернизационных изменений в образовательной системе Кыргызстана, в основе которых лежат инновационные технологии. Педагогическая общественность страны четко осознала необходимость введения в образовательный процесс инновационных изменений, идет поиск путей преобразования образовательной среды. В то же время, как отмечают специалисты, «практические результаты от сделанных нововведений остаются пока достаточно скромными» [3, с. 84].
Поэтому первоочередной задачей педагогов Кыргызстана остается дальнейшее внедрение инновационных технологий в национальную образовательную практику. Использование инновационных технологий в сфере образования и науки остается актуальной проблемой, требующей дальнейшего решения.
Список литературы:
1. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии. Челябинск, 2012. 411 с.
2. Мамытов А. Модернизация системы образования Киргизской Республики. Бишкек, 2014. 296 с.
3. Наркозиев А. К. Инновационные технологии организации учебного процесса в вузах Кыргызстана. Бишкек: КРСУ, 2014. 118 с.
4. Оспанова Д. К. Инновации. Наука. Образование // Сборник материалов конференции Наука и образование. Астана, 2014.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
5. Карасартова Н. А., Ногаев М. А. Инновационные подходы к разработке учебно-методического модуля при интегрировании знаний физики и биологии // Актуальные вопросы образования и науки. 2020. №1 (69).
References:
1. Zaitsev, V. S. (2012). Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii. Chelyabinsk, 411.
2. Mamytov, A. (2014). Modernizatsiya sistemy obrazovaniya Kirgizskoi Respubliki. Bishkek, 296.
3. Narkoziev, A. K. (2014). Innovatsionnye tekhnologii organizatsii uchebnogo protsessa v vuzakh Kyrgyzstana. Bishkek, KRSU, 118.
4. Ospanova, D. K. (2014). Innovatsii. Nauka. Obrazovanie. Sbornik materialov konferentsii Nauka i obrazovanie. Astana.
5. Karasartova, N. A., & Nogaev, M. A. (2020). Innovatsionnye podkhody k razrabotke uchebno-metodicheskogo modulya pri integrirovanii znanii fiziki i biologii. Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki, (1 (69)).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 02.07.2021 г. 09.07.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Нуркулова М. Р. Роль интерактивных технологий в модернизации образования
Кыргызстана // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №8. С. 353-358. https://doi .org/10.33619/2414-2948/69/41
Cite as (APA):
Nurkulova, M. (2021). The Role of Interactive Technologies in the Modernization of Education in Kyrgyzstan. Bulletin of Science and Practice, 7(8), 353-358. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/69/41