Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88
УДК 378.147 https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/53
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭПОСА «МАНАС» В ПРЕПОДАВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ
©Баитова Ф. Т., ORCID: 0000-0002-3456-9399, Киргизская государственная академия физической культуры и спорта, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
THE USE OF THE EPIC OF MANAS WITHIN THE FRAMES OF PEDAGOGICAL DISCIPLINES AT UNIVERSITY
©Baitova F., ORCID: 0000-0002-3456-9399, Kyrgyz State Academy of Physical Education and Sport, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Предлагаемая статья посвящена анализу опыта использования воспитательных идей эпоса «Манас» в целях совершенствования содержания педагогических дисциплин вузов. На материалах эпоса проанализированы вопросы разработки содержательных границ таких конкретных тем, как профессия учителя, возникновение и развитие педагогической науки, цель, содержание и методы воспитания. Отбор материалов эпоса согласно логике подготовки будущих педагогов к воспитательной работе, осуществлялся с учетом таких принципов, как профессиональная ориентированность, научность, репрезентативность, идеал образующий потенциал, опора на исторический и социокультурный контекст. В статье представлены результаты экспериментальной работы, которые показали, что обогащение содержания вышеуказанных дисциплин повышает не только этнопедагогическую компетентность будущих учителей через ценности «Манаса», но и значительно повышает ценность курса как учебной дисциплины.
Abstract. The article is devoted to the analysis of the experience of using the educational ideas of The Epic of Manas with the goal of improving the content of pedagogical disciplines of universities. The issues on developing meaningful borders of such certain topics like teaching as a profession; initiation and progression of pedagogics as a science; purpose, content and methods of education were analyzed within the frames of The Epic of Manas. The selection of certain fragments of the epic, in the context of preparing future instructors to pedagogical work, was made in accordance with principles like professional focus, scientific quality, representativeness, potential of forming ideals, historical and socio-cultural context. The results of the experiment showed that the enrichment of the content of the above-mentioned disciplines through the values of The Epic of Manas improves not only the ethno-pedagogical competence of future teachers, but also significantly increases the value of the course as an academic discipline.
Ключевые слова: эпос «Манас», этнопедагогика, педагогические дисциплины.
Keywords: Epic of Manas, ethnopedagogics, pedagogical disciplines.
На современном этапе развития мирового общества такие тенденции как демократизация и гуманизация развивающейся воспитательной работы в мировом социально-культурном пространстве, борьба против обеднения духовного мира ставят требование: заново осознать и оживить вечные ценности, прошедшие через испытания многовековой истории. Анализ результатов исследований таких ведущих ученых как С.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88
Байгазиев, Г. Н. Волков, Т. Ормонов, А. Алимбеков дают основание для оценки эпоса «Манас» киргизского народа как этнопедагогической сокровищницы, способной обеспечить современных учителей-воспитателей общими теоретическими и прикладными педагогическими знаниями, сформированных на основе реальной жизненной практики, прошедшими многовековую проверку. В статье Г. Н. Волкова «Письмо о Манасе» на примере эпоса определены методологические ориентиры связи национальных художественных шедевров с народным воспитанием [3].
Т. Ормонов оценил эпос «Манас» и определил его как «педагогическая пансофия (мудрость, всеведение)», объединяющая многогранные знания и опыт киргизов в области воспитания [2].
По мнению А. Алимбекова, достаточную сформированность этнопедагогической культуры педагога современной киргизской школы нельзя представить без учета педагогического потенциала эпоса «Манас» [3]. Однако, в современной теории и практике педагогического образования недостаточно реализованы возможности совершенствования содержания дисциплин гуманитарно-педагогического цикла на основе педагогических ценностей эпоса.
Основной целью статьи является выявить пути обогащения этнопедагогического содержания педагогических дисциплин на основе дидактических материалов эпоса «Манас».
Методология исследования основана на аналитических методах. Методами анализа документов и контент-анализа первой группы традиционные знания в текстах эпоса «Манас» были отобраны, обработаны, проанализированы, реконструированы и классифицированы по тематическому направлению. С помощью методов второй группы проведено сопоставление материалов эпоса «Манас» с содержанием соответствующих учебных дисциплин и интеграция их по общим признакам, в процессе обучения проведена экспериментальная работа, результаты эксперимента проанализированы и описаны.
Анализ текста эпоса показал, что «Манас», составляющий основу этнопедагогической подготовки будущих учителей посредством содержательных линий эпоса, можно реконструировать следующим образом: ответственность взрослых в воспитании детей; рассмотрение воспитания детей в единстве с будущим народа и отчизны; в качестве основных компонентов национальной идентичности считаются сохранение и развитие родного языка; сохранение и укрепление национальной идентичности, чтобы не слиться с другой нацией, строительство мощного государства, идеи воспитания сохранению и развитию его; осознание личностных качеств как долг перед народом и родиной, критерии оценки реальных и идеальных образов киргизского человека; воспитание уважительного и бережного отношения к талантливым, образованным, умным людям как национальному достоянию, воспитание детей к свободе или интерпретация их не только как объекта, но и как субъекта воспитания; традиционные методы воспитания детей к труду, жизненным навыкам, прошедшие проверку веками и др. [4].
Рассматривая сложный характер этнопедагогических знаний эпоса, приходим к выводу, что здесь, безусловно, требуются научные подходы, предполагающие обоснование критериев отбора. В этой связи, в качестве критериев отбора и структурирования содержания этнопедагогических материалов эпоса нами использованы определенные А. Алимбековым следующие принципы как научность, отбор и структурирование этнопедагогического компонента; профессиональное образование осуществляется на основе таких критериев, как профессиональная направленность, научность, репрезентативность, идеал формирующий потенциал, исторический и социокультурный контекст [3].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88
На основе нескольких примеров мы интерпретируем и покажем возможности применения педагогических ценностей «Манаса» на занятиях педагогики. В этой связи, на первой лекции на тему: «Возникновение и развитие педагогической профессии» мы обратили внимание студентов на то, что появление первых образов воспитателя, наставника уходит в глубокую древность. Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена, и многие наставники остались в памяти народа. Идеалы народных учителей в эпосе «Манас» можно выявить через деятельность таких персонажей как Бакай, Ак Балта, Кошой, Ошпур, Чыйырды, которые принимают активное участие в воспитании всего народа, характеризуясь устойчивыми эпитетами «отец нации», «отец народа», «святой», «мудрец», «провидец». Для будущих учителей Бакай, Кошой, Акбалта были традиционными образами старцев, которые воспитывают юного героя народным идеалам и были его советниками в различных делах, их мудрыми учителями. Действительно, согласно народным педагогическим традициям, сохранение нравственных ценностей, унаследованных от предшественников, передавалось по наследству из поколения в поколение и было тесно связано с образом жизни аксакалов, образцом для подражания. В связи с этим в народе говорят: «Где нет образцового аксакала, нет и юноши — мастера на все руки», «Без длины не бывает ширины, без старшего поколения не бывает примера», «У кого есть старые люди, у того есть всякое благо», «Старики дома — благодать божья», «Советы старцев как божья воля», «Молодой имеет силы, старый — советы».
На основе деятельности по совершенствованию содержания курса педагогики посредством педагогических ценностей «Манаса» нам удалось выявить и возможность обогащения понятийно-терминологической базы педагогической науки. Например, в эпосе «Манас» широко используются такие термины, как «воспитание», «уход», «развитие», «усыновление», «поставить на ноги», «достичь совершеннолетия», «возмужать», «сделать равным с мужественным сыном», «иметь шестое чувство», «сделать человеком», «назидание», «наветы», «давать мудрые советы» [1].
В рамках темы «Сущность и содержание современного воспитания», основываясь на цели, задачи, содержание национального школьного воспитания, делается попытка дать студентам глубокое понимание того, как процесс воспитания соотносится с этническим миром и условиями жизни конкретного народа. В отражении характера зрелой личности создаются возможности актуализации традиционных канонов в народной педагогике через материалы эпоса «Манас». В «Манасе» самой главной целью воспитания считается «довести детей до совершеннолетия, вывести в люди». В киргизских семьях издревле учили своих потомков: «Если ты и не сын отца, будь сыном народа». При работе над разделом «Формирование базовой культуры личности» у студентов создается большая возможность использовать идеи эпоса «Манас» в качестве дополнительного иллюстративного материала при изучении вопросов нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания детей. В эпосе «Манас» труд рассматривается в контексте судьбы нации и отдельной личности. Сам эпос «Манас» можно трактовать как вершину эстетических достижений народа по теме эстетического воспитания в сочетании с другими вопросами. По эпосу, красота, ценность родины наших предков, показавшаяся глазам Семетея особенно теплой, особенно красивой, были наиболее образно описаны с особой эстетической точки зрения благодаря его видению и впечатлению, которое он испытал, когда впервые приехал в Талас.
Следует отметить, что в арсенал этнопедагогических знаний входят не только эмпирические знания, расширяющие теоретические представления будущих учителей об этнокультурном воспитании современных школьников.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88
Ее неотъемлемым компонентом являются также сведения, позволяющие вооружать будущих учителей практическими знаниями, связанными с принципами, методами и средствами народного воспитания.
Есть серьезная необходимость актуализации таких онтологически народных методов воздействия на сознание, поведение, чувства, как например, заговор, поверье, пожелание, просьба, совет, намек, одобрение, запрет. Перечисленные средства традиционно находили применение во многих вариантах. При традиционном укладе жизни весома и действенна была значимость благословений. Об этом говорит стремление получить благословение в ответственный момент жизни, безусловная вера в благословение старших, силу их напутственных слов. Такая вера существенно способствовала благоприятным прогнозам на успех, удачу ребенка, способствовала повышению убежденности в собственной значимости, укреплению уверенности в своих силах. Герой киргизского эпоса Манас перед боем просит: «Благословите, предки, меня, счастливой сделайте битву мою!» Констатируя подобные примеры, мы отмечаем, что в традиционном укладе жизни воспитательный потенциал благословения еще не потерял своей актуальности. И современные родители вполне уверены в том, что благословение ребенка — не только моральный заряд, содействующий успеху, приобретению оптимизма. Способствуя установлению особого контакта между произносящим и тем, кому оно адресовано, благословение как бы программирует судьбу, поведение ребенка. Будущим учителям рекомендуем поддержать все проявления народной педагогики, положительно действующие на формирование личности ребенка. Вместе с тем студенты должны знать также, что учет национального момента в воспитании предполагает создание таких педагогических условий, которые бы препятствовали передаче из поколения в поколение отживших национальных предубеждений и предрассудков, суеверий, национальных пережитков, национальной ограниченности и замкнутости. В этом направлении проведенная нами экспериментальная работа показала, что материалы эпоса «Манас» могут стать основой для обогащения содержания курса современной педагогики ценностями, близкими к воспитательной деятельности будущих учителей.
В рамках проведенных занятий по разным дисциплинам использовались следующие методы: метод рефлексии (выражение своего взгляда по этнопедагогике и этнокультурному воспитанию по отношению к той или иной проблеме); методы моделирования, создания и перестраивания (конструкция правил и законов народной педагогики на основе фрагментов, отражающих традиционную культуру воспитания киргизов, изображенную в эпосе «Манас», обсуждение, уточнение и защита их перед аудиторией); обсуждение субъективных мнений по воспитанию детей будущими учителями по интерпретации тех или иных педагогических идей в содержании эпоса, методы обсуждения; ролевые игры, направленные на моделирование деятельности по воспитанию детей будущими учителями на основе идей эпоса; составление словаря этнопедагогических терминов; этнопедагогические кейсы (направленные на понимание реальных жизненных обстоятельств, они в то же время отражают практическую проблему этнокультурного воспитания); метод проектов (организация исследовательской деятельности студентов). Таким образом, в рамках эксперимента система разработанных средств показала, что она даст возможность для овладения студентами почти всеми компонентами этнопедагогической подготовки посредством эпоса «Манас».
Список литературы:
1. Жайнакова А., Акматалиев А. «Манас»: по варианту С. Каралаева. Бишкек, 2010. 1008 с.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 9. №3. 2023 https://doi.org/10.33619/2414-2948/88
2. Ормонов Т. Педагогическая пансофия киргизского народа // Советская педагогика. 1978. №1. С.128-134.
3. Алимбеков А. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя в системе высшего педагогического образования. Бишкек, 2009. 144 с.
4. Байгазиев С. Серия книг по педагогике эпоса «Манас». Бишкек, 2012. 200 с.
References:
1. Zhainakova, A., & Akmataliev, A. (2010). "Manas": po variantu S. Karalaeva. Bishkek. (in
Kyrgyz).
2. Ormonov, T. (1978). Pedagogicheskaya pansofiya kirgizskogo naroda. Sovetskaya pedagogika, (1), 128-134. (in Russian).
3. Alimbekov, A. (2009). Teoriya i praktika etnopedagogicheskoi podgotovki uchitelya v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Bishkek. (in Kyrgyz).
4. Baigaziev, S. (2012). Seriya knig po pedagogike eposa Manas. Bishkek. (in Kyrgyz).
Работа поступила в редакцию 08.02.2023 г.
Принята к публикации 12.02.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Баитова Ф. Т. Использование эпоса «Манас» в преподавании педагогических дисциплин в вузе // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №3. С. 411-415. https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/53
Cite as (APA):
Baitova, F. (2023). The Use of The Epic of Manas Within the Frames of Pedagogical Disciplines at University. Bulletin of Science and Practice, 9(3), 411-415. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/53