Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
УДК 373.3 https://doi.org/10.33619/2414-2948/69/40
НАГЛЯДНОСТЬ В АКТИВИЗАЦИИ МЛАДШИХ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
©Нуркулова М. Р., канд. пед. наук, Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
VISIBILITY IN ACTIVATING YOUNGER STUDENTS IN TEACHING RUSSIAN
©Nurkulova M., Ph.D., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. В статье приводятся сведения об использовании наглядности как средства организации интерактивной формы работы. Наглядность способствует развитию творческого потенциала детей и совершенствованию их речевых навыков и умений, формирует умение учиться. Средства наглядности, обеспечивают процесс формирования языковой коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся начальных классов.
Abstract. The article provides information on the use of visualization as a means of organizing an interactive form of work. Visibility contributes to the development of the creative potential of children and the improvement of their speech skills and abilities, forms the ability to learn. Visual means provide the process of formation of linguistic communicative and sociocultural competence of primary school students.
Ключевые слова: средства наглядности, дидактический принцип, учебный процесс, интерес к уроку, картина, интерактивная форма, упражнение.
Keywords: visual aids, didactic principle, educational process, interest in the lesson, painting, interactive form, exercise.
Проблема использования наглядности в процессе обучения русскому языку младших школьников, занимает видное место в исследованиях как отечественных, так и зарубежных педагогов, психологов, философов, методистов. На основе этих исследований были сделаны выводы, о максимальной степени взаимосвязи наглядности с учебным процессом-деятельностью учителя и ученика, ее принципами, методами, средствами, видами и формами.
Проблема обучения русскому языку в информационное время остается актуальной на постсоветском пространстве, в том числе и в Киргизской Республике. Вступление Кыргызстана в Евразийский экономический союз, процессы глобализации, наблюдаемые в сфере экономики, культуры и политики, ведут к неизбежному расширению межнациональных и межъязыковых контактов.
Наметилось осознанное движение к русскому языку и мотивация к его изучению в последнее время в Кыргызстане. Особую актуальность приобретают поиски средств, способных обеспечить практическое владение официальным языком уже на начальном этапе обучения.
В последние годы вопросы обучения русскому языку в начальной кыргызской школе рассматриваются с новых позиций — компетентностных.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
В связи с этим, актуальность приобретает изучение вопроса, связанного с раскрытием эффективности использования наглядности на начальном этапе обучения русскому языку на основе компетентностного подхода. В методике преподавания русского языка как неродного доминирующие позиции получает личностно-деятельностный подход.
Особое внимание уделяется обучению школьников самостоятельной деятельности, вводятся элементы активного обучения, и здесь на педагогов накладываются определенные обязательства по созданию условий и выбору средств и способов, при которых обучение младших школьников было бы наиболее эффективным и обеспечивало общение на втором языке.
Вопрос о том, что же такое наглядность, каковы основные направления ее использования в процессе обучения остается одним из актуальных на сегодняшний день.
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Для того, чтобы ребенок мог успешно учиться в школе, успешно выполнять обязанности школьника, он должен достигнуть не только определенного интеллектуального развития и иметь достаточный запас представлений, но он должен обладать известной направленностью своей личности и теми чертами воли и характера, которые обеспечивают возможность полноценного выполнения им учебного труда [1].
По мнению психологов, каждый ребенок стремится быть активным и узнавать новое, то есть обладает такими естественными потребностями, которые должны сделать для него обучение эмоционально и интеллектуально значимым, желанным. Следовательно, свойственный детям от природы интерес к новому, желание потрогать все своими руками создают благоприятные предпосылки для обучения. Но при этом надо иметь в виду, что потребность в познании нуждается в поддержке. Здесь решающая роль принадлежит школе.
К сожалению, тот языковой материал, который содержится в программах по русскому языку для начальных классов национальных школ с русским языком обучения, не обеспечивает интенсивного расширения и углубления познания ребенком явлений окружающего мира и их причинно-следственных связей (в той мере, в какой бывает при изучении школьных предметов на родном языке.
Это обязывает серьезно продумать со всех точек зрения содержание обучения и так строить учебный процесс по русскому языку, чтобы он был занимательным, интересным, разнообразным, доступным и вместе с тем высоко познавательным, чтобы он активизировал учебную деятельность детей, чтобы обучение было развивающим и эффективным. «Если учитель правильно организовывает урок в коммуникативном направлении, то учащиеся хорошо ориентируются в различных жизненных ситуациях, могут свободно беседовать на различные темы, только тогда обучение можно считать эффективным» [2, с. 31].
Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психологической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усеваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.
В нашей статье наглядность понимается как определенным образом рационально осмысленная чувственная предметная область окружающего мира, отраженная оценочно-волевым моментом в индивидуальном сознании каждого учащегося.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
С. А. Хавронина и Т. М. Балыхина под наглядностью понимают зрительное восприятие изучаемого предмета, явления или их изображения, с помощью которого формируется понятие об этом предмете, явлении. Исследователи отмечают, что при обучении языку задача состоит не в том, чтобы сформировать знания о предметах и явлениях, а в том, чтобы научить учащегося мыслить и говорить об уже известных ему предметах и явлениях средствами другого языка [3].
В процессе преподавания русского языка используются различные средства предметной, предметно-изобразительной и схемно-графической наглядности. Роль этих средств заключается в создании разнообразных ситуаций, стимулирующих общение учащихся на занятии. Кроме того, различные средства наглядности применяются в работе над языковыми средствами — фонетическими, лексическими, грамматическими. Наглядность вносит разнообразие в учебный процесс, делает его живым и интересным, активизирует воображение и фантазию учащихся
Таким образом, средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала на этапе закрепления и формирования навыков, на этапе контроля над усвоением знаний и формированием умений, на этапе систематизаций, повторения, обобщения материала [4].
Выбор тех или иных средств определяется характером языкового явления и стадией работы над ним. На стадии введения нового материала наглядность способствует адекватному восприятию и пониманию новых единиц, их обобщенному представлению, на стадии закрепления стимулирует выработку навыков [5]. В обучении произношению важную роль играет слуховая наглядность. При обучении произношению, наряду со слуховой, используются средства зрительной наглядности.
Необходимо уточнить и те виды средств обучения, которые требуются для реализации зрительной и слуховой наглядности. Так зрительная наглядность реализуется в печатных и экранных пособиях. Главным средством реализации слуховой наглядности является звукозапись [6]. Сочетание зрительной и слуховой наглядности осуществляется с помощью кинофильмов, а также диафильмов со звуковым сопровождением.
Средства наглядности делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую.
Средства зрительной наглядности. Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал) и экранные средства (диафильмы, диапозитивы и слайды, транспаранты). В настоящее время практика преподавания языков располагает широкими возможностями применения технических средств обучения, в том числе компьютеров, которые с помощью фонограмм, видеограмм, видеофонограмм значительно повышают слуховую и зрительную наглядность.
Рассмотрим сначала средства, реализующие только зрительную наглядность, постараемся определить их отличие от аналогичных по характеру материала печатных пособий.
Аудиовизуальные средства обучения позволяют внести в занятия элементы разнообразия и занимательности благодаря яркости и выразительности зрительно-слуховых образов, познавательной ценности учебного материала, возможности осуществлять обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся
Наиболее распространенным и традиционным средством зрительной наглядности на уроках русского языка являются таблицы. Таблицы могут быть использованы на этапе
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
осознания, осмысления правил, определений, понятий, на этапе закрепления изученного, при повторении и систематизации материала. С помощью речевых таблиц организуется работа по обогащению словарного запаса учащихся и повышению их орфографической грамотности. Одним из способов предъявления подобного речевого материала служат специально разработанные демонстрационные карточки.
Методика работы с картиной как источником высказывания учащихся варьируется в зависимости от уровня развития и возможностей разных классов, конкретных задач урока, характера высказывания.
Например, студентам КГУ им. И. Арабаева по педагогической практике в школе были предложены учащимся следующие виды заданий: для написания сочинения учащимся 4 класса была предложена картина «Цветы Киргизии» Семена Афанасьевича Чуйкова.
В картине «Цветы Киргизии» С. Чуйков воспел красоту пробуждения природы, радость весенний дней. Картина полна воздуха и весеннего солнца, мягких красок и неуловимого движения гор, радости на лице девочки, которая с особой нежностью держит в руках горные тюльпаны. Чтобы учащиеся почувствовали это, работу следует начинать с беседы: «Какие изменения в природе происходят в апреле? Лежит ли снег на вершинах гор? Везде ли он покрывает горы? Какого цвета трава? Много ли цветов распустилось на склонах гор? Каков цвет неба? Каков весенний воздух? Что можно сказать о солнце?» В ходе беседы наблюдения обсуждаются и уточняются.
Следующий этап работы: Рассматривание картины. Это очень важная часть урока. Именно в те минуты, когда дети внимательно всматриваются в картину, стараются понять ее, произведение живописи выполняет свою главную функцию: воздействует на чувства, дает толчок воображению, развивает вкус. Учитель дает возможность детям высказать свои суждения, а затем приступает к анализу картины.
Анализ картины. Основным методом анализа является беседа. Чтобы беседа достигала поставленных целей, необходимо, чтобы, вопросы были сформулированы четко и ясно. Вопросы должны направлять внимание учащихся, подводить к пониманию сюжета и идеи картины (Какое впечатление произвела на вас картина? Какие чувства вызвала? Чем понравилась?)
Как средство обучения применяется на уроках русского языка раздаточный изобразительный материал, основ, которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), помещенные на специальных карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов, стимулируют учащихся к употреблению изученной лексики, дают материал для отработки норм русского литературного языка.
«Приведем примеры орфографических заданий к рисункам.
Так, по теме «Правописание приставок пре- и при-» дается иллюстративная карточка со следующими изображениями: человек приоткрывает дверь, человек присел на краешек стула, человек приподнимает тяжелый ящик. Учащимся предлагается задание: «Вспомните глаголы с приставкой, обозначающей неполноту действия, которыми можно воспользоваться для описания рисунков. Составьте и запишите словосочетания с найденными глаголами».
На другой карточке по этой же теме изображен мальчик, который с интересом читает книгу (довольное, радостное лицо), и тот же мальчик, с унылым лицом смотрящий в книгу. Рисунки сопровождаются заданием: «Этому мальчику одна книга очень нравится, другую он читает безо всякого интереса. Подберите к рисункам прилагательные-антонимы с приставкой пре-. Составьте и запишите словосочетания с этими прилагательными. Устно объясните значение приставки». И еще одно задание по той же теме к другому рисунку: «Повар,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
видимо, доволен приготовленным блюдом. Почему? Какие прилагательные с приставкой пре-используете для ответа? Объясните значение приставки в найденных словах».
Основными способами реализации слуховой наглядности являются CD-ROM, лазерные диски, аудиокниги, электронные книги. Звукозапись в данном случае выполняет особую дидактическую функцию. Она представляет собой образцы звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи учащихся.
Кинофильмы на уроках русского языка дополняют материалы учебника, помогают учащимся более глубоко разобраться в сущности языковых явлений, освоить способ применения правил на практике. В настоящее время арсенал средств наглядности расширяется и пополняется. Так, на уроках русского языка в учебных целях используются радио- и телепередачи, компьютерная и лингафонная техника
Значительное место в речевом развитии детей занимает применение разнообразных приемов, путей и средств обучения, среди которых особо выделяются: самостоятельная работа над учебником, рецептивные, репродуктивные и продуктивные задания и упражнения с использованием звуковой и изобразительной наглядности.
Знания, которые дети получают на уроках русского языка и чтения, в результате упражнений постепенно превращаются в практические умения использования правила в акте общения. При этом преображение умений и навыков больше опирается на слуховые ощущения. Предлагаемая система упражнений опирается на учение П. Я. Гальперина и его последователей о поэтапном формировании умственных действий [7]; на дидактический принцип последовательности, что предполагает разработку рецептивных, репродуктивных и продуктивных типов упражнений.
Рецептивные упражнения (подготовительные, аналитические, имитативные) ставят своей целью в готовом микротексте или абзаце обнаруживать, узнавать, анализировать изучаемые языковые явления и факты. Репродуктивные (подстановочные, синтетические, частично поисковые) направлены на оперирование приобретенным дидактическим материалом при воспроизведении готовых речевых образцов. Продуктивные (конструктивные, поисковые, трансформационные) нацелены на формирование у детей творческих умений и навыков по применению полученных знаний в речевой практике. Это так называемые речевые упражнения.
Использование компьютерных программ обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, так как в них предусмотрена возможность обеспечения тренировочной работы различной длительности в зависимости от усвоения способа действия конкретными учащимися. Программа предусматривает использование в процессе тренировочной работы разных по степени трудности вариантов, которые могут быть предложены учащимся с учетом их возможностей. Компьютерная поддержка возможна при изучении различных тем школьной программы, прежде всего при изучении пунктуации.
В настоящее время в методике преподавания русского языка как неродного доминирующие позиции получает личностно-деятельностный подход, предполагающий развитие и саморазвитие учащегося как субъекта этой деятельности. Актуальность поворота образования к личности учащегося, его деятельности и развивающему обучению предполагает разработку средств обучения на компетентностной основе.
На начальной ступени обучения принцип наглядности имеет особенно большое значение, так как мышление детей младшего школьного возраста отличается конкретностью, образностью, а благодаря наглядной подаче учебного материала осуществляется познание действительности детьми в доступной для них форме. Проблема отбора и использования
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
средств наглядности в процессе преподавания русского языка в начальной национальной школе нашла свое отражение в целом ряде исследований, но в большинстве из них рассматриваются лишь отдельные аспекты этой проблемы.
Список литературы:
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Университетская книга, 2008. 384 с.
2. Мамбетова Р. Р. Приемы работы с текстом в школах с русским языком обучения // Актуальные вопросы образования и науки. 2020. №1. С. 30-32.
3. Хавронина С. А., Балыхина Т. М. Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный». М.: Российский университет дружбы народов, 2008.
4. Ипполитова Н. А. Средства обучения русскому языку // Методика преподавания русского языка в школе / под ред. М. Т. Баранова. М., 2001. с. 61-94.
5. Омурбаева Д. К. Отбор и использование дидактического материала в букварный период обучения русскому языку: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1990. 16 с.
6. Кураколова Н. М. Опорные схемы на уроке русского языка // Начальная школа. 1995.
№2.
7. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978. 118 с.
References:
1. Zimnyaya, I. A. (2008). Pedagogicheskaya psikhologiya. Moscow, Universitetskaya kniga, 384. (in Russian).
2. Mambetova, R. R. (2020). Priemy raboty s tekstom v shkolakh s russkim yazykom obucheniya. Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki, (1), 30-32. (in Russian).
3. Khavronina, S. A., & Balykhina, T. M. (2008). Innovatsionnyi uchebno-metodicheskii kompleks "Russkii yazyk kak inostrannyi". Moscow, Rossiiskii universitet druzhby narodov. (in Russian).
4. Ippolitova, N. A. (2001). Sredstva obucheniya russkomu yazyku. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v shkole. Pod red. M. T. Baranova. Moscow, 61-94. (in Russian).
5. Omurbaeva, D. K. (1990). Otbor i ispol'zovanie didakticheskogo materiala v bukvarnyi period obucheniya russkomu yazyku: authoref. Ph.D. diss. Moscow. (in Russian).
6. Kurakolova, N. M. (1995). Opornye skhemy na uroke russkogo yazyka. Nachal'naya shkola, (2). (in Russian).
7. Galperin, P. Ya., Zaporozhets, A. V., & Karpova, S. N. (1978). Aktual'nye problemy vozrastnoi psikhologii. Moscow, 118. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 11.07.2021 г. 15.07.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Нуркулова М. Р. Наглядность в активизации младших учащихся при обучении русскому языку // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №8. С. 347-352. https://doi .org/10.33619/2414-2948/69/40
Cite as (APA):
Nurkulova, M. (2021). Visibility in Activating Younger Students in Teaching Russian. Bulletin of Science and Practice, 7(8), 347-352. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/69/40