DOI: 10.17805Лг^у.2024.2.8 ПЕДАГОГИКА
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В. Е. Стрижакова Московский городской педагогический университет
Аннотация: В статье раскрыты предпосылки формирования духовно-нравственной культуры современной российской молодежи, в том числе студенческой, в связи с тем, что системообразующим компонентом духовно-нравственной культуры являются ценности, проведен обзор актуальных научных исследований, посвященных изучению ценностных установок студентов, сформулирована необходимость в рамках образовательного процесса высшей школы формовать социокультурную идентичность обучающихся, их приверженность моральным, нравственным, традиционным устоям в целях консолидации российского общества и обеспечения безопасности нации.
Ключевые слова: студенческая молодежь; ценности; духовно-нравственная культура
AXIOLOGICAL ASPECT OF THE SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF MODERN STUDENT YOUTH
V.E. Strizhakova Moscow City Pedagogical University
Abstract: ne article reveals the prerequisites for the formation of the spiritual and moral culture of modern Russian youth, including students, due to the fact that the system-forming components of spiritual and moral culture are values, a review of current scientific research devoted to the study of students' value attitudes is provided, to consolidate Russian society and ensure the security of the nation the need of creation of the students sociocultural identity, their commitment to moral principles, preservation of foundations is highlighted.
Keywords: student youth; values; spiritual and moral culture
С распадом СССР новообразовавшееся российское общество активно впитывало ранее запретную западную культуру и потребляло готовые продукты, созданные передовыми странами запада в сфере технологий, фармацевтики, ав-топрома и других отраслях. Проникновение европейской и американской «массовой» культуры, яркими чертами которой является культ развлечений, погоня за вещами, модой, услугами, то, что называется «обществом потребления», оказало огромное влияние на все сферы общественных отношений новой России и привело к утрате национально-гражданской идентичности россиян (Шестопал, Селезнева, 2018: 92).
К этому присоединилась начавшаяся с конца 1990-х гг. активная цифровая трансформация общества, что напрямую отразилось на социокультурной среде, которая за последние десятилетия кардинально изменилась. С распространени-
ем интернета, портативных гаджетов - смартфонов, планшетов, появлением социальных сетей в жизнедеятельности человека появилось два мира - реальный и виртуальный (Киселева, Семёнова, 2018: 157).
Исследования, проведенные в конце 1996-1999 гг. Л. Л. Гренковой-Дике-вич, А. А. Шустовым, И. Серединской, М. И. Воловиковой, показали, что изменения, происходившие в российском обществе, заметно отразились на социальных представлениях о «нравственном», порядочном человеке. Описывая полученные результаты, М. И. Воловикова отмечает: «Нас опечалило, что нравственный образец в представлениях современных молодых россиян (если судить по Москве и Смоленску) слабо связан с чувством патриотизма, не всегда предполагает чистоту родного языка и отказ от нецензурной брани». А ведь в традиционных представлениях русских людей, сквернословие является тяжким смертным грехом, поскольку осквернение слова означает хулу на Бога (Воловикова, 2004).
Понятия добра, правды, любви к Родине, традиционные представления о семье, которые во все времена считались одними из ключевых духовно-нравственных ценностей русского человека, перестали иметь столь важное значение для людей. В соответствии с выводами профессора В. А. Ситарова, с точки зрения психолого-педагогического подхода, описанные изменения связаны с превращением человека из носителя культурных ценностей в носителя потребностей, и, очевидно, с переходом к модели «общества потребления» в целом (Ситаров, 2017: 204). В таких условиях взрослело нынешнее трудоспособное поколение - родители современных студентов. Неопределенность будущего, экономическая нестабильность, разочарование, тревожность стали предпосылками формирования духовно-нравственной культуры современной молодежи.
Под духовно-нравственной культурой мы понимаем систему морально-этических ориентиров личности, воплощающуюся в выборе определенных идеалов, на основе которых происходит оценивание собственных поступков и поступков другого человека. Системообразующим компонентом духовно-нравственной культуры являются ценности.
Аксиологический аспект духовно-нравственной культуры личности определяет ее мировоззренческие установки в рамках категорий добра и зла. Таким образом, ценности формируют базовые поведенческие установки, доминирование тех или иных ценностей в общественном сознании отображает уровень развития общества, поскольку в основе системы нравственных ценностей лежит единство прошлого социально-исторического опыта, настоящего как временного отрезка, в котором возможно воплощение и реализация ценностей, и будущего как временного пространства для целей (Кон, 1988).
Именно поэтому менталитет современной молодежи, в особенности студенческой, являющейся основным интеллектуальным и производственным по-
тенциалом страны, представляется ключевым фактором, определяющим дальнейшую судьбу России. «Устойчивое развитие общества, выход страны на передовые рубежи социально-экономического развития могут совершиться лишь на крепкой социальной базе в лице здоровой, интеллектуально и духовно развитой, жизнеспособной молодежи», - отмечает проф. В. А. Ситаров.
Общую картину базовых ценностных ориентаций современного российского общества и молодежи можно составить на основе данных Всероссийского социологического исследования «Куда идешь, Россия?», проведенного в 20202021 гг. В рамках исследования изучалось видение различными возвратными группами россиян путей развития российского общества и государства. Результаты исследования показали, что большая доля представителей молодого поколения (до 35 лет) придает большое значение ценностям: «мир» и «закон» (50% опрошенных). При этом были выявлены достаточно тревожные и пессимистичные общие настроения молодежи в отношении будущего России: у 34% опрошенных молодых людей на основании информации, получаемой из интернета, возникают пессимистичные ожидания, 48% затрудняются ответить. В целом, большинство опрошенных жителей России не верят в существенное улучшение уровня жизни населения, положения дел в экономике страны, социальной, культурной и других сферах ближайшие 5 лет (Левашов, Гребняк, Новоженина, 2021: 108, 112).
Большое значение для составления реалистичного представления об аксиологическом аспекте духовно-нравственной культуры современной российской молодежи имеют труды Ю. А. Зубок и Н. В. Селиверстовой, посвященные проблемам социального развития этой общественной группы. В последних работах с участием данного автора, изданных в период 2020-2023 гг., анализируются смысловые установки современной молодежи, в том числе, представления студенческой молодежи о смыслах образования. Исследования показали, что студенты высших учебных заведений больше ориентированы на престиж, карьеру, диплом, т.е. на инструментальные ценности (59%), чем на терминальные - развитие способностей, потребность в познании, общую культуру (41%) (Селиверстова, Зубок, 2023: 50).
В рамках исследования о смыслах, лежащих в основе представлений молодых людей 15-35 лет о целях, достижение которых значимо для будущего страны, проведенного в 2021 г., было выявлено, что молодые люди, ориентированные в своем жизненном выборе на любовь к Отечеству, а не на рациональный выбор комфортного места проживания, на милосердие и сострадание, а не просто на демонстрацию жалостливости, как проявление современного этикета, на честь и достоинство, а не на современную ценность прав человека, большую значимость имели такие цели, как «Доступное квалифицированное здравоохранение - залог высокого качества жизни», «Семья, основа уверенности и безопасности - крепкий тыл», «Жизненное пространство - среда для комфортной жизни», «Власть, способная обеспечить достижение перечисленных целей, есть
залог устойчивого развития страны», «Труд - источник материального благополучия. Кто хорошо работает, тот хорошо живет», «Баланс прав и обязанности граждан - фактор консолидации общества», «Образование есть условие социального продвижения, то есть социальный лифт» и «Активное гражданское общество - условие демократизации страны» (Зубок, Селиверстова, 2022, 2023).
Результаты исследования ценностно-смысловых доминант политической морали, выражаемых через используемый лексикон современной российской молодежи, проведенного А. В. Селезневой, Н. С. Скипиным, Е. А. Турковым в 2020 г., демонстрируют присутствие в лексиконе респондентов как традиционных ценностей (искренность, справедливость), так и ценностей с новым этическим содержанием (комфорт, польза). При этом вызывает интерес тот факт, что даже традиционные ценности интерполируются с позиции личного блага, без учета блага других людей. Например, искренность в контексте данного исследования примерно 50% опрошенных молодых людей интерпретируют как «абсолютную открытость политиков», при этом, если недостоверная информация, транслированная политическим деятелем, никаким образом не затрагивает личных интересов, многие респонденты сомневаются в том, что будут предпринимать какие-либо активные действия для поиска правды.
Определенные выводы о ценностных ориентациях современных российских студентов можно сделать на основании вариантов досуга, которые они предпочитают выбирать. Полученные данные в рамках исследования Д. В. Белинской, И. А. Задонской, В. Ф. Томилина свидетельствуют, что современные студенты любят проводить свободное время в торгово-развлекательных центрах (42,9%): посещать кинотеатры, кафе, парки развлечений, магазины. Также среди видов досуга в значительной доле присутствует посещение ночных клубов (18,9%), чуть в меньшей степени -чтение литературы (18,5%). К сожалению, посещение театров, музеев, экскурсий не входит в список популярных вариантов досуга (Белинская, Задонская, Томилин, 2014: 80). Очевидная ориентированность на более «легкое», не требующее умственного напряжения времяпрепровождение, свидетельствует о сохраняющейся распространенности «массовой культуры» среди молодежи, а, значит, о слабой духовной культуре. Подтверждают данный вывод показатели по семантическим факторам по отношению к различным объектам у молодежи: для студентов понятия «эмиграция», «Я» являются более значимыми, чем «Родина», «патриотизм», «русский мир» (Кост-ригин, Виганд, 2019: 70)
С учетом сформировавшихся на сегодняшний день аксиологического аспекта духовно-нравственной культуры современных российских студентов необходимо создавать такие психолого-педагогические условия обучения в вузе, которые будут способствовать развитию духовных ценностей у студентов и их устойчивости к социокультурным угрозам. В задачи современного образования
должно входить формование социокультурной идентичности обучающихся, их приверженности моральным, нравственным, традиционным устоям и правовым нормам общества в целях консолидации российского общества и обеспечения безопасности нации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белинская Д. В., Задонская И. А., Томилин В. Ф. (2014) Социальный портрет современного студента (на примере студентов ТГУ имени Г. Р. Державина) // Социально-экономические явления и процессы, № 7. С. 76-85. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-portret-sovremennogo-studenta-na-primere-studentov-tgu-imeni-g-r-derzhavina (дата обращения: 24.11.2023).
Воловикова М. И. (2004) Представления русских о нравственном идеале, М.: Институт психологии РАН, 312 с.
Зубок Ю. А., Селиверстова Н. А. (2023) Представления молодежи о будущем страны в проекции культуры // Наука. Культура. Общество, Т. 29, N° 3. С. 39-52. DOI 10.19181/nko.2023.29.3.1. EDN HMLFLO
Зубок Ю. А., Селиверстова Н. А. (2022) Смысловые компоненты образа будущего страны в представлениях молодёжи // Наука. Культура. Общество, Т. 28, N 4. С. 56-74. DOI 10.19181/nko.2022.28.4.5. EDN QATYVU
Киселева Л. С. Семёнова А. А. (2018) Цифровая трансформация общества: тенденции и перспективы // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов, N 4 (34). С.157-166. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/ artide/ntsifrovaya-transformatsiya-obschestva-tendentsii-i-perspektivy (дата обращения: 24.11.2023).
Кон И. С. (1988) Введение в сексологию, М.: Медицина, 320 с.
Костригин А. А., Виганд А. М. (2019) Представление и отношение к патриотизму у молодежи // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. N 1. С.63-77. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavlenie-i-otnoshenie-k-patriotizmu-u-molodezhi (дата обращения: 23.11.2023).
Левашов В. К., Гребняк О. В., Новоженина О. П. (2021) Образы будущего в сознании российской молодежи: ценностные ориентации, цифровые инновации и социально-политические ожидания //Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. Т. 14, N 2. С. 104-120. DOI 10.17213/2075-2067-2021-2-104-120.
Селиверстова Н. А., Зубок Ю. А. (2023) Представления студенческой молодёжи о смыслах образования: социокультурные особенности саморегуляции //Социологическая наука и социальная практика, Т. 11, N 1. С. 44-69. DOI 10.19181/ snsp.2023.11.1.3. EDN RVEXBB.
Ситаров В. А. (2017) Ценностные трансформации современной студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение, N 2. С.202-209. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-transformatsii-sovremennoy-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 24.11.2023).
Шестопал Е. Б., Селезнева А. В. (2018) Социокультурные угрозы и риски в со-
временной России // Социологические исследования, N° 10. С. 90-99. DOI 10.31857/ S013216250002161-0.
Стрижакова Виктория Евгеньевна, магистрант 2 курса Департамента педагогики Московского городского педагогического университета направления подготовки «Психолого-педагогическое образование». Научный руководитель -Романюк Л. В., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Тел.: +7 (499) 181-24-62. Эл. адрес: [email protected]
Strizhakova Viktoriia Evgenievna, 2nd year master's student of the Department of Pedagogy of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education Moscow City Pedagogical University in the field of preparation "Psychological and pedagogical education". Scientific supervisor - Romanyuk L. A.., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.Address: 129226, Moscow, 2ndAgricultural passage, 4, Tel.: +7 (499) 181-24-62. Email: [email protected]
Для цитирования:
Стрижакова В.Е. Аксиологический аспект духовно-нравственной культуры современной студенческой молодежи. № 2. С. 48-53. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2024.2.8