Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РИСКИ И ДУХОВНАЯ ЛЮМПЕНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РИСКИ И ДУХОВНАЯ ЛЮМПЕНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
349
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГРОЗЫ / РИСКИ / РИСКОГЕННОЕ ОБЩЕСТВО / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РИСКИ / ДУХОВНОСТЬ / ЛЮМПЕНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шилина Наталья Анатольевна, Беликова Наталья Юрьевна, Лугинина Анна Григорьевна

Изменения, происходящие в обществе в настоящее время, затрагивают не только межгосударственные отношения, но и общечеловеческие ценности: констатируется девальвация ценностей, утрата традиционных духовно-нравственных ориентиров, устойчивых моральных принципов. Все это наносит непоправимый ущерб нравственному здоровью человека, формируя почву для саморазрушения общества. В научной среде становятся актуальными проблемы роста разнообразных духовных рисков, угрожающих человечеству. В связи с этим, авторы публикации обращаются к осмыслению социокультурных рисков и выявлению проявлений духовной люмпенизации российского общества. Авторы статьи отмечают, что социокультурные риски выступают продуктов взаимодействия общества и среды. При данном взаимодействии могут возникать следующие социокультурные риски: технологические или информационно-коммуникационные, вестернизация культурно-нравственной сферы, массовизация, цифровизация культуры, кризис морально-нравственного характера, изменения каналов, по которым происходит трансляция духовно-нравственных и ценностных ориентаций. Общество стремится адаптироваться к рискогенной среде, но нередко результатом такой адаптации становятся негативные адаптационные стратегии, к которым авторы относят духовную люмпенизацию российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шилина Наталья Анатольевна, Беликова Наталья Юрьевна, Лугинина Анна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL RISKS AND SPIRITUAL LUMPENIZATION OF RUSSIAN SOCIETY

The changes taking place in society affect not only interstate relations, but also universal values: devaluation of values, loss of traditional spiritual and moral guidelines, stable moral principles. All this causes irreparable damage to the moral health of a person, forming the basis for the self-destruction of society. In the scientific community, the problems of the growth of various spiritual risks that threaten humanity are becoming urgent. In this regard, the authors of the work turn to the comprehension of socio-cultural risks and the identification of manifestations of the spiritual lumpenization of Russian society. The authors of the article note that socio-cultural risks are the products of interaction between society and the environment. In this interaction, the following socio-cultural risks may arise: technological or information and communication, westernization of the cultural and moral sphere, mass-marketization, digitalization of culture, moral crisis, changes in the channels through which the transmission of spiritual, moral and value orientations takes place. Society seeks to adapt to the risky environment, but often the result of such adaptation are negative adaptation strategies, to which the authors include the spiritual lumpenization of Russian society.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РИСКИ И ДУХОВНАЯ ЛЮМПЕНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»

УДК 304.2

DOI 10.23672/Ю675-8359-7231-У

Шилина Наталья Анатольевна

кандидат социологических наук, член Международного союза педагогов-художников, доцент кафедры теории и практики изобразительного искусства, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета nashilina@sfedu.ru

Беликова Наталья Юрьевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, Кубанский государственный технологический университет belikova2003@mail.ru

Лугинина Анна Григорьевна

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и культурологии, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина luginina.anna8@mail.ru

Natalia A. Shilina

Candidate of Sociological Sciences, Member of the International Union Educators-artists, Associate Professor of Theory and Practice Fine Art, Academy of Architecture and Arts Southern Federal University nashilina@sfedu.ru

Natalia Yu. Belikova

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, Kuban State Technological University belikova2003@mail.ru

Anna G. Luginina

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Cultural Studies, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin luginina.anna8@mail.ru

Социокультурные риски

и духовная люмпенизация российского общества

Аннотация. Изменения, происходящие в обществе в настоящее время, затрагивают не только межгосударственные отношения, но и общечеловеческие ценности: констатируется девальвация ценностей, утрата традиционных духовно-нравственных ориентиров, устойчивых моральных принципов. Все это наносит непоправимый ущерб нравственному здоровью человека, формируя почву для саморазрушения общества. В научной среде становятся актуальными проблемы роста разнообразных духовных рисков, угрожающих человечеству. В связи с этим, авторы публикации обращаются к осмыслению социокультурных рисков и выявлению проявлений духовной люмпенизации российского общества. Авторы статьи отмечают, что социокультурные риски выступают продуктов взаимодействия общества и среды. При данном взаимодействии могут возникать следующие социокультурные риски: технологические или информационно-коммуникационные, вестернизация культурно-нравственной сферы, мас-совизация, цифровизация культуры, кризис морально-нравственного характера, изменения каналов, по которым происходит трансляция духовно-нравственных и ценностных ориентаций. Общество стремится адаптироваться к рискогенной среде, но нередко результатом такой адаптации становятся негативные адаптационные стратегии, к которым авторы относят духовную люмпенизацию российского общества.

Sociocultural risks

and spiritual lumpenization of russian society

Annotation. The changes taking place in society affect not only interstate relations, but also universal values: devaluation of values, loss of traditional spiritual and moral guidelines, stable moral principles. All this causes irreparable damage to the moral health of a person, forming the basis for the self-destruction of society. In the scientific community, the problems of the growth of various spiritual risks that threaten humanity are becoming urgent. In this regard, the authors of the work turn to the comprehension of socio-cultural risks and the identification of manifestations of the spiritual lumpenization of Russian society. The authors of the article note that socio-cultural risks are the products of interaction between society and the environment. In this interaction, the following socio-cultural risks may arise: technological or information and communication, westernization of the cultural and moral sphere, mass-mar-ketization, digitalization of culture, moral crisis, changes in the channels through which the transmission of spiritual, moral and value orientations takes place. Society seeks to adapt to the risky environment, but often the result of such adaptation are negative adaptation strategies, to which the authors include the spiritual lump-enization of Russian society.

Ключевые слова: угрозы, риски, рискогенное общество, российское общество, социокультурная сфера, социокультурные риски, духовность, люмпенизация.

Keywords: threats, risks, risky society, Russian society, sociocultural sphere, sociocultural risks, spirituality, lumpenization.

Мы являемся свидетелями того, что изменения, которые происходят в настоящее время в обществе, затрагивают не только межгосударственные отношения, но и общечеловеческие ценности. Человечество вышло на новый, довольно высокий уровень социально-экономического и технологического развития, но при этом столкнулось с девальвацией ценностей, утратой традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов, отражающих духовную люмпенизацию общества [1].

Многие ученые обращаются к вопросам социокультурной трансформации российского общества, отмечая при этом кризисные ситуации, которые возникают в духовной сфере [2]. Социально-гуманитарные исследования направлены на рассмотрение проблем духовно-нравственного развития молодежи [3; 4]. Современные исследователи отмечают, что моральные и культурные нормы [5], религиозные устои, семейные ценности подвергаются разрушительному воздействию [6], происходит духовное обнищание граждан [7; 8]. «Абсолютизируется свобода личности, осуществляется активная пропаганда вседозволенности, безнравственности и эгоизма, насаждается культ насилия, потребления и наслаждения, легализуется употребление наркотиков, формируются сообщества, отрицающие естественное продолжение жизни. Проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений становятся предметом геополитических игр и спекуляций, порождающих вражду и ненависть» [1].

Поскольку девальвация моральных норм и психологическое манипулирование гражданами наносят непоправимый ущерб нравственному здоровью человека, формируя почву для саморазрушения общества, становятся наиболее актуальными проблемы роста разнообразных духовных рисков, духовного обнищания, угрожающих человечеству.

В рамках данной статьи мы обратимся к осмыслению социокультурных рисков и выявлению проявлений духовной люмпенизации российского общества.

А.В. Мозговая отмечает, что дефиниция «риск» активным образом подвергается теоретической и эмпирической концептуализации понятия со стороны исследователей [9].

Риск является продуктом, который возникает вследствие взаимодействия субъекта и среды обитания. С социологической точки зрения риск представляет собой деятельность, которая связана с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения

предполагаемого результата, неудачи или отклонения от поставленной цели [10].

Социокультурные риски связаны с социальными и культурными детерминантами и вытекают данные риски из специфики отношений в обществе. Социокультурный риск - это социальные экспек-тации, связанные с возможностью и последствиями наступления негативных событий, которые противоречат существующим ценностно-нормативным ориентациям, традициям, социальным практикам [11].

К основным социокультурным рискам, которые существуют в настоящее время в обществе, по праву относятся [5; 12]:

Технологизация, приводящая к тому, что происходит универсализация общества, существующие традиционные устои деформируются или искореняются полностью, творческая деятельность вытесняется. В обществе возникает культ технологического знания.

Вестернизация культурно-нравственной сферы. В рамках данного риска мы можем наблюдать проникновение западных ценностей в российскую культуру. При этом не происходит адаптации данных ценностей под культурный код российского общества, что вызывает несовместимость заимствованных ценностей с теми образцами, которые существуют в российском обществе традиционно. Вестернизация культурно-нравственной сферы может привести к тому, что общество принимает «чужую» ценность, не учитывая национальную специфику.

Массовизация. Данный социокультурный риск, отчасти, является схожим с риском вестерниза-ции, когда происходит распространение «западного» мировоззрения. Также, массовизацию можно связывать с тем, что современное население получает огромное количество информации, часть из которой является «мусорной». Массови-зация связана с распространенным использованием человеком современных информационно-коммуникационных технологий, поэтому от общества требуется формировать технологические знания, что может привести к культу технологического знания.

Цифровизация культуры. В настоящее время в жизнь человека активно внедряются цифровые технологии. Культурная сфера также не остается в стороне от цифровизации. В связи с цифрови-зацией могут сокращаться рабочие места, возникают новые виды мошенничества, а также появляются недобросовестные пользователи цифровых услуг.

Кризис морально-нравственного характера связан со снижением моральных стандартов и

общего культурного уровня общества, что может привести к снижению внутренней стабильности общества, росту радикальных и экстремистских настроений, а также к попыткам разрешить нарастающие межгосударственные противоречия за счет поиска внутренних и внешних врагов, к разрушению экономики.

Изменения каналов, по которым происходит трансляция духовно-нравственных и ценностных ориентаций. Трансформируется роль агентов социализации, которые выполняют функцию воспитания детей и молодежи, трансляции культурного наследия страны.

Какие факторы могут повлиять на возникновение описанных рисков? Сюда можно отнести и социальные расколы, и социальное неравенство, и дисбаланс, который можно наблюдать в профессиональных, этнических и иных социальных группах, а также аномия, социальная несправедливость, неопределенность и много другое.

Любой риск порождает ответную реакцию общества. К существующим социокультурным рискам общество стремится адаптироваться, вырабатывая определенные стратегии. Нельзя не согласиться с мнением А.В. Мозговой, которая отмечает, что одной «из крайне негативных адаптационных стратегий становится девиация на фоне неопределенности институционально-нормативной системы» [9]. Безусловно, такая вырабатываемая стратегия снижает качественные показатели человеческого потенциала общества, приводит его к духовной люмпенизации.

Духовная люмпенизация представляет собой реальное явление в социокультурной действитель-

Литература:

1. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL : https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/401325792/

2. Духовная безопасность России в свете специфики православной культуры / Е.Е. Несмеянов, А.М. Руденко, Ю.А. Бирюкова [и др.]; Донской государственный технический университет. Новочеркасск, 2016. 152 с.

3. Зубок Ю.А. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М., 2008.

4. Зубок Ю.А. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Научный результат. Социология и управление. 2018. № 3. URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/smyslozhiznennye-tsen-nosti-v-kulturnom-prostranstve-rossiyskoy-mo-lodezhi/

5. Шестопал Е.Б. Социокультурные угрозы и риски в современной России / Е.Б. Шестопал, А.В. Селезнева // Социологические исследования. 2018. № 10. С. 90-99.

ности российского общества, выражающееся в многообразии конкретных форм проявления и угрожающее духовной безопасности России. Как подчеркивает Д.В. Филюшкина, «периодическое воспроизводство духовной люмпенизации в российском обществе во многом обусловлено культурно-историческими детерминантами» кроющимися «в культурно-цивилизационной специфике, в исторических обстоятельствах индивидуального существования и общественного бытия» [13, с. 81].

Нарастание духовной люмпенизации в современном российском обществе обусловлено такими факторами, как ломка социально-экономического и политического строя государства, дестабилизация социальных институтов, отсутствие единой национальной идеи для прогрессивного духовного развития российского государства. Кроме того, духовная люмпенизация российского социума проявляется также в девальвации интеллектуально-творческого и образовательного идеалов, что получает свое отражение в процессах духовного самоопределения индивидов и групп и стратегиях их творческой реализации.

Именно духовные начала общества, которые объединяют его в единое целое, позволяют экономике и другим сферам жизни развиваться. В связи с этим, необходимо уделять пристальное внимание развитию механизмов и стратегий, способствующих борьбе с социокультурными рисками в направлениях поддержки проектов в области культуры и искусства, социальных институтов, повышения степени информированности и цифровой грамотности населения.

Literature:

1. Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation». URL : https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/

2. Spiritual security of Russia in the light of the specificity of Orthodox culture / E.E. Nesmeyanov, A.M. Rudenko, Yu.A. Biryukova [et al.]; Don State Technical University. Novocherkassk, 2016. 152 p.

3. Zubok Yu.A. Social regulation under conditions of uncertainty. Theoretical and applied problems in the study of youth / Yu.A. Zubok, V.I. Chuprov. M., 2008.

4. Zubok Yu.A. Life-meaning values in the cultural space of Russian youth / Yu.A. Zubok, V.I. Chuprov // Scientific result. Sociology and Management. 2018. № 3. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/smys-lozhiznennye-tsennosti-v-kulturnom-prostranstve-rossiyskoy-molodezhi

5. Shestopal E.B. Socio-cultural threats and risks in modern Russia / Yu.A. Zubok, V.I. Chuprov // Sociological research. 2018. № 10. P. 90-99.

6. Артамонова Я.В. Ценность семьи в массовом сознании российского населения в рискогенных условиях жизнедеятельности / Я.В. Артамонова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 6. С. 15-19.

7. Коршунов A.B. Духовная безопасность в системе обеспечения социальной безопасности российского общества: институциональные риски и стратегии их преодоления. М. : Социально-гуманитарные знания, 2013. С. 6.

8. Маякова А.В. Анализ рисков - современный инструмент прогнозирования рисков / А.В. Маякова // Будущее в настоящем: человеческое измерение цифровой эпохи: материалы III Междунар. науч. конф. «Гуманитарные Губкинские чтения» М., 2018. Ч. 1. С. 32-36.

9. Мозговая А.В. Адаптация к рискам трансформационных процессов в российском обществе : автореф. дис. ... д -р. соц. наук / А.В. Мозговая // Официальный портал ФНИСЦ РАН [веб-сайт]. 2020. URL : http://www.isras.ru/publ.html7icU7818

10. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М., 1989. С. 19.

11. Lupton D. Risk. LonCon : Routledge, 1999.

12. Маякова А.В. Анализ социокультурных рисков современного социума / А.В. Маякова // Вестник Воронежского государственного университета. 2019. № 3(33). С. 120-127.

13. Филюшкина Д.В. Духовная люмпенизация российского общества: детерминирующие факторы и социальные проявления. Ростов-н/Д., 2014. 230 с.

6. Artamonova Ya.V. The value of the family in the mass consciousness of the Russian population in risky conditions of life / Ya.V. Artamonova // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2020. № 6. P. 15-19.

7. KorshunovA.B. Spiritual security in the system of ensuring the social security of Russian society: institutional risks and strategies to overcome them. M. : Social and humanitarian knowledge, 2013. P. 6.

8. Mayakova A. V. Risk analysis is a modern tool for predicting risks / A.V. Mayakova // Future in the present: the human dimension of the digital age: materials of the III Intern. scientific. conf. «Humanitarian Gubkin Readings». M., 2018. Part 1. P. 32-36.

9. MozgovayaA.V. Adaptation to the Risks of Transformational Processes in Russian Society: Doctor of Social Sciences thesis / A.V. Mozgovaya // Official portal of FKTIS RAS [website]. 2020. URL : http://www.isras.ru/publ.html?id=7818

10. Algin A.P. Risk and its role in public life. М., 1989. P. 19.

11. Lupton D. Risk. London : Routledge, 1999.

12. Mayakova A.V. Analysis of socio-cultural risks of modern society / A.V. Mayakova // Bulletin of Voronezh State University. 2019. № 3(33). P. 120-127.

13. Filyushkina D.V. Spiritual lumpenization of Russian society: determinants and social manifestations / D.V. Filyushkina. Rostov-on/D., 2014. 230 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.