Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА'

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
245
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ЦЕННОСТИ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шилина Наталья Анатольевна, Лугинина Анна Григорьевна, Шкуропий Ольга Ивановна

Как результат многочисленных и многолетних трансформационных изменений всех социальных институтов российского общества, разнообразная молодежная субкультура, являясь частью молодежной культуры в целом, трансформируется. В данной статье молодежная субкультура рассматривается в качестве механизма социализации молодежи в условиях трансформационных процессов, протекающих в российском обществе. Любая субкультура предоставляет молодежи уникальную возможность почувствовать себя субъектом социального взаимодействия в процессе социализации, которая носит противоречивый характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шилина Наталья Анатольевна, Лугинина Анна Григорьевна, Шкуропий Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH SUBCULTURE AS A MECHANISM OF SOCIALIZATION OF YOUTH IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF RUSSIAN SOCIETY

As a result of numerous and long-term transformational changes in all social institutions of Russian society, a diverse youth subculture, being part of the youth culture as a whole, is being transformed.Within the framework of this article, the youth subculture is considered as a mechanism for the socialization of youth in the context of the transformational processes taking place in Russian society. Any subculture provides young people with a unique opportunity to feel like a subject of social interaction in the process of socialization, which is controversial.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»

УДК 316

DOI 10.23672/m3336-7671 -3763-f

Шилина Наталья Анатольевна

кандидат социологических наук, член Международного союза педагогов-художников, доцент кафедры теории и практики изобразительного искусства, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета [email protected]

Лугинина Анна Григорьевна

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и культурологии, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина [email protected]

Шкуропий Ольга Ивановна

старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, Армавирский механико-технологический институт (филиал) Кубанского государственного технологического университета [email protected]

Natalia A. Shilina

Candidate of Sociological Sciences, Member of the International Union of Teachers-Artists, Associate Professor of Theory and Fine Arts Practices, Academy of Architecture and Arts Southern Federal University [email protected]

Anna G. Luginina

Candidate of Philosophy, Associate Professor of Department of Sociology and Culture, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin [email protected]

Olga I. Shkuropy

Senior Lecturer of the Department of humanitarian Disciplines, Armavir Institute of Mechanics and Technology (branch) of Kuban State Technological University [email protected]

Молодежная субкультура

КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Youth subculture

AS A MECHANISM OF SOCIALIZATION OF YOUTH IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF RuSSIAN SOCIETY

Аннотация. Как результат многочисленных и многолетних трансформационных изменений всех социальных институтов российского общества, разнообразная молодежная субкультура, являясь частью молодежной культуры в целом, трансформируется. В данной статье молодежная субкультура рассматривается в качестве механизма социализации молодежи в условиях трансформационных процессов, протекающих в российском обществе. Любая субкультура предоставляет молодежи уникальную возможность почувствовать себя субъектом социального взаимодействия в процессе социализации, которая носит противоречивый характер.

Ключевые слова: молодежь, молодежная субкультура, социализация, механизм социализации, ценности, российское общество, трансформация.

Annotation. As a result of numerous and long-term transformational changes in all social institutions of Russian society, a diverse youth subculture, being part of the youth culture as a whole, is being trans-formed.Within the framework of this article, the youth subculture is considered as a mechanism for the socialization of youth in the context of the transformational processes taking place in Russian society. Any subculture provides young people with a unique opportunity to feel like a subject of social interaction in the process of socialization, which is controversial.

Keywords: youth, youth subculture, socialization, socialization mechanism, values, Russian society, transformation.

В период серьезных, глубоких и логнитюди-нальных трансформационных реформирований российского общества, сопровождающихся стремительным разрушением социокультурных основ и ценностных ориентаций, внедрением информационно-коммуникативных технологий во

все сферы жизнедеятельности, происходит переосмысление множества социальных проблем, в том числе и переосмысление молодежной субкультуры, обладающей мощным социализирующим механизмом [1; 2].

Как результат многочисленных и многолетних трансформационных изменений всех социальных институтов российского общества, разнообразная молодежная субкультура, являясь частью молодежной культуры в целом, также трансформируется.

Актуальность данной тематики связана с новым восприятием молодежной субкультуры и переоценкой ее статусных позиций: в качестве неформальных, контркультурных молодежных объединений (в советском социокультурном пространстве), в статус современных субкультурных практик, детерминированных изменяющейся социокультурной ситуацией, в рамках которых молодежная субкультура интерпретируется как объективный, формальный «структурный элемент культуры современного российского общества, в котором формируются новые жизненные стили и стереотипы мышления» молодежи [3, с. 4].

Представители молодежной субкультуры - это активный субъект социальной жизни, быстро реагирующий на социокультурные изменения. От такой активности зависит и успешность результата социализации молодежной субкультуры [4]. Известно, что молодежная субкультура в современном российском обществе принимает «конфрон-тационный характер, обусловливая слабое взаимодействие с базовой культурой общества в процессе социализации, что усиливает кризис меж-поколенческой культурной трансляции, передачу основных социокультурных ценностей от поколения к поколению» [5, с. 4].

Влияние субкультуры на социализацию молодежи очень большое, что позволяет рассматривать молодежную субкультуру «как специфический механизм социализации», который, по словам Т.Н. Ивановой, «условно можно назвать стилизованным механизмом» [6, с. 80].

Узловым понятием в концепции социализации молодежи, предложенной А.И. Ковалевой, выступают различные социализационные траектории в условиях трансформирующегося российского общества, которые указывают на интегральное свойство характера социализации, что позволяет исследовать социализирующие возможности субкультурных проявлений современной молодежной культуры [7].

Что же подразумевается под понятием «молодежная субкультура»?

Ретроспективный и актуализированный взгляды на различные интерпретации в рамках современного гуманитарного и общественно-научного дискурса в освещении молодежной субкультурой позволяют обозначить молодежную субкультуру в качестве:

- социальной общности молодежи, в которой каждый молодой индивид идентифицирует себя с этой общностью; принимает и разделяет ее нормы и ценности, образ и стиль жизни, мировосприятие и внешние атрибуты субкультуры (молодежный имидж, жаргон, аксессуары и пр.) [8];

- адаптации к социальной реальности, поиска инновационных «возможностей и путей развития для пребывающего в кризисном состоянии социального организма», устранения молодежью экзистенциального вакуума, образовавшегося в результате трансформации ценностных ориентаций общества [9, с. 90];

- тяготения к вненациональным и неидеологи-зированным формам культуры с характерными чертами творческой театрализации, играизации и артизации жизненного пространства[10], а также, толерантности ко всему новому вненациональному, что свидетельствует в пользу подверженности молодежных субкультур трансформациям;

- сферы «индивидуального и группового сознания», связанной «с духовной деятельностью», способом проявления собственной системы духовных ценностей, «реализацией интеллектуально-духовных потребностей»; как социокультурное пространство, отражающее нравственные и духовные ценности молодежи [11, с. 51].

Если обобщить все интерпретации субкультуры молодежи, то можно сказать, что молодежная субкультура представляет собой специфическую сферу молодежного сознания; важный элемент общей культуры со своим набором нормативно-ценностных основ, с которыми молодежное сообщество идентифицирует себя, определяет миропонимание, образ и стиль жизни ее носителей; а также направляет на адаптацию ко всему новому, проникающему в социокультурное пространство общества.

В целом, мы разделяем точку зрения тех исследователей, которые дифференцируют в рамках структуры молодежной культуры три сегмента в разных сочетаниях:

1) культура для молодых (создается взрослыми людьми для молодых);

2) молодежная субкультура (специфически молодежная форма культуры, которую создает сама молодежь, руководствуясь определенным набором норм и ценностей для возможности адаптироваться к трансформирующемуся социокультурному пространству);

3) контркультура (также молодежная форма культуры, которая проявляется в антисоциальной направленности деятельности молодежных объединений). Как подчеркивает С.С. Соколова, принимая участие в контркультурных объединениях, молодежь тем самым бросает вызов обществу, «проявляет недовольство сложившимся порядком вещей, демонстрирует вызов социальным институтам» [9, с. 90].

Молодежные субкультуры как механизм социализации молодежи представляют собой «специфический способ дифференциации развитых национальных культур, а также - маркирования (обозначения) социальной и возрастной структуры общества» [6, с. 80]. Всякая субкультура предоставляет молодежи уникальную возможность почувствовать себя субъектом социального

взаимодействия в процессе социализации, при котором происходит становление личности и формирование социальных качеств молодого человека.

Социализационная траектория молодежи, согласно А.И. Ковалевой, имеет три среза: первый срез детерминирован влиянием внешней социокультурной среды, второй - субъектностью молодежи и третий - диспозицией личности в процессе социализации [7, с. 114].

К факторам, детерминирующим состояние молодежной субкультуры относятся: конкретное общество с его социокультурным пространством, возрастная специфика молодежи как особой социально-демографической группы, особенности и уровни социализации молодежи. Заметим, что эти факторы определяют не только содержательный характер молодежной культуры, но и разнообразие ее субкультурных проявлений.

Как известно, современная субкультура молодежи дифференцирована, отнюдь неоднородна и трансформация наблюдается на всех ее уровнях, касаясь различных типов социокультурных практик, «обуславливая при этом подвижность и постоянное смещение их границ», что, так или иначе, «определяет неоднородность, вариативность, а также отсутствие единой универсальной системы ценностей и норм, смыслов и значений» в рамках молодежных субкультурных практик [3, с. 19].

Данный факт подтверждается и в диссертационном исследовании Е.А. Авдеева, который, в качестве анализа ценностей российского общества, выделяет сформировавшиеся в результате влияния трансформационных процессов глобализации, следующие дихотомические пары: «консервативные - прогрессивные, духовные - утилитарные, всеобщие - частные, внутренние - привнесенные, конструктивные - энтропийные, устойчивые - временные» [12, с. 17]. Безусловно, молодежная субкультура вобрала в себя трансформированную систему ценностей традиционной молодежной культуры, связанной с противоречивыми ценностями современного российского общества, а также «с неопределенностью социальных ролей молодежи и неуверенностью в собственном социальном статусе» [13, с. 35].

В монографии Г.И. Герасимова и Е.С. Топилиной подчеркивается, что молодежная субкультура располагает «собственным механизмом социализации, а именно объединением на основе и с помощью какого-либо вида социальной практики» [8, с. 27]. Е.С. Топилина в своем диссертационном исследовании обосновывает такое видение молодежной субкультуры:

- «во-первых, в рамках субкультуры молодой человек реализует личностный потенциал, получает одобрение и признание сверстников;

- во-вторых, личностно значимая субкультура способствует ускоренной адаптации молодых людей к обществу» [3, с. 14].

Мы солидаризируемся с подобным взглядом и считаем, что в процессе механизма социализации в условии определенной субкультуры, молодежь получает возможность реализовать свой личностный творческий потенциал, выделиться, самоактуализироваться и продемонстрировать собственную неповторимую индивидуальность. Однако при этом важно учитывать, что многочисленные трансформационные процессы, характерные для социокультурного пространства российского общества и всех его институтов социализации [14], оказывают серьезное влияние на содержание и соотношение социокультурных практик, диктуя «взаимоотношение просоциаль-ных, асоциальных и антисоциальных социокультурных практик» [3, с. 15].

Будучи механизмом социализации молодежи в условиях трансформации российского общества, молодежная субкультура и специфика ее проявлений определяется, по мнению О.А. Музыка и К.А. Беляевой, тремя ключевыми факторами:

- социальной и экономической неустойчивостью и внутренними противоречиями российского социума;

- особенностями мобильности в российском обществе; аномией, связанной с утратой тех нормативно-ценностных оснований, которые требуются для обеспечения социальной солидарности и приемлемой идентичности. «В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений» [13, с. 36].

Рассматривая субкультуру как механизм социализации молодежи, важно сказать и о двустороннем процессе этого механизма, указать на его противоречивый характер: с одной стороны, он предлагает усвоение ценностно-нормативных оснований, принятых в данной молодежной субкультуре, с другой - обособление от социокультурного пространства, переосмысление предлагаемых норм, ценностей и моделей поведения.

Таким образом, молодежная субкультура как механизм социализации молодежи, с одной стороны, является результатом социокультурной деятельности молодежи с целью реализации своего креативного потенциала, а, с другой стороны, -выражением протестных настроений против существующего противоречивого, неустойчивого, изменяющегося социального порядка, что в свою очередь, неизбежно ведет к формированию обособленных молодежных групп, объединенных теми или иными нормами, ценностями, стилем жизни и стремлением адаптироваться к социокультурному пространству российского общества. Разнообразие молодежных субкультур - это свидетельство жизнеспособности молодежи.

Литература:

1. Karapetyan E.A. Cyber socialization as a factor of influence on the social health of student youth in a modern educational environment under the development of a global information society / E.A. Karapetyan [et al.] // Revista Género e Direito. 2020. Vol. 9. № 4. P. 830-845.

2. Касьянов В.В. Взаимодействие политических и культурных элит России в постсоветский период /

B.В. Касьянов, Н.А. Шилина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019 № 5. С. 38-41.

3. Топилина Е.С. Трансформация молодежных субкультур в современной России : автореф. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2010. 33 с.

4. Касьянов В.В. Специфика социальной адаптации молодежи как механизм профилактики поведенческих аддикций / В.В. Касьянов, О.И. Шкуро-пий. 2019. № 12.

5. Карпиленя С.С. Молодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях модернизации российского общества : автореф. ... канд. социол. наук. Ростов-н/Д., 2009. 36 с.

6. Иванова Т.Н. Субкультура как альтернативная форма социализации личности / Т.Н. Иванова // Азимут научных исследований. 2015. № 1(10).

C. 78-81.

7. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А. И. Ковалева // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 109-115.

8. Герасимов Г.И. Молодежь в зеркале субкультурных практик / Г.И. Герасимов, Е.С. Топилина. Ростов-н/Д., 2012. 128 с.

9. Соколова С.С. Молодежные субкультуры в трансформирующемся обществе / С.С. Соколова // Вестник Бурятского государственного университета. 2018. № 3. С. 88-95.

10. Шилина Н.А. Художественное образование как фактор формирования культуры и развития творческих возможностей молодежи / Н.А. Ши-лина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018 № 11. С. 71-76.

11. Зубок Ю.А. Духовная жизнь молодежи в трансформирующемся обществе / Ю.А. Зубок, Т.И. Яков-чук. 2008. С. 51.

12. Авдеев Е.А. Социокультурные факторы трансформации системы ценностей российского общества в условиях глобализации : автореф. . канд. филос. наук. Ставрополь, 2018. 32 с.

13. Музыка О.А. Феномен молодежной субкультуры в условиях социальных противоречий современного российского общества / О.А. Музыка, К.А. Беляева // Философия права. 2010. № 5. С. 35-39.

Literature:

1. Karapetyan E.A. Cyber socialization as a factor of influence on the social health of student youth in a modern educational environment under the development of a global information society / E.A. Karapetyan [et al.] // Revista Género e Direito. 2020. Vol. 9. № 4. P. 830-845.

2. Kasyanov V.V. Interaction of political and cultural elites of Russia in the post-Soviet period / V.V. Kasyanov, N.A. Shilina // Humanities, socio-economic and social sciences. 2019. № 5. P. 38-41.

3. Topilina E.S. Transformation of youth subcultures in modern Russia : author. ... cand. philos. sciences. Krasnodar, 2010. 33 p.

4. Kasyanov V.V. Specificity of social adaptation of young people as a mechanism for the prevention of behavioral addictions / V.V. Kasyanov, O.I. Shkuro-piy. 2019. № 12.

5. Karpilenya S.S. Youth subculture as a way of socialization of youth in the context of modernization of Russian society : author. ... cand. sociol. sciences. Rostov-on/D., 2009. 36 p.

6. Ivanova T.N. Subculture as an alternative form of personality socialization / T.N. Ivanova // Azimuth of scientific research. 2015. № 1(10). Р. 78-81.

7. Kovaleva A.I. The concept of socialization of youth: norms, deviations, socialization trajectory / A.I. Kovaleva // Sociological studies. 2003. № 1. Р. 109-115.

8. Gerasimov G.I. Youth in the mirror of subcultural practices / G.I. Gerasimov, E.S. Topilina. Rostov-on/D., 2012. 128 p.

9. Sokolova S.S. Youth subcultures in a transforming society / S.S. Sokolova // Bulletin of the Buryat State University. 2018. № 3. Р. 88-95.

10. Shilina N.A. Art education as a factor in the formation of culture and the development of creative possibilities of youth / N.A. Shilina // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2018. № 11. P. 71-76.

11. Zubok Yu.A. Spiritual life of youth in a transforming society / Yu.A. Zubok, T.I. Yakovchuk. 2008. Р. 51.

12. Avdeev E.A. Sociocultural factors in the transformation of the value system of Russian society in the context of globalization : author. ... cand. philos. sciences. Stavropol, 2018. 32 p.

13. Musiœ OA. The phenomenon of youth subculture in the context of social contradictions of modern Russian society / O.A. Mus^, K.A. Belyaev // Philosophy of law. 2010. № 5. Р. 35-39.

14. Kobysheva L. Organization of higher education in context of digitalization: online learning experience at pandemic, development trends / L. Kobysheva, A. Luginina [et al.] // In the collection E3S Web of Conferences. 14. Rostov-on/D., 2021.

14. Kobysheva L. Organization of higher education in context of digitalization: online learning experience at pandemic, development trends / L. Kobysheva, A. Luginina [et al.] // In the collection E3S Web of Conferences. 14. Rostov-on/D., 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.