УДК 316.723
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом, Ростовский государственный экономический университет [email protected]
Касьянов Валерий Васильевич
доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России, Кубанский государственный университет [email protected]
Шилина Наталья Анатольевна
кандидат социологических наук, доцент кафедры рисунка, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета [email protected]
Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology, Professor of department of judicial examination and criminalistics, Rostov state economic university [email protected]
Valery V. Kasyanov
Doctor of Social Sciences, Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of chair of history of Russia, Kuban state University [email protected]
Natalya A. Shilina
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the drawing, Academy of architecture and arts of Southern Federal University [email protected]
Граффити как явление
художественных субкультурных практик в молодежной среде
Graffiti as the phenomenon
art subcultural the practician among young people
Аннотация. В данной статье граффити рассматривается в качестве явления знаково-текстовой субкультуры самовыражения и экстраполяции социокультурных практик в молодежной среде. Значимость граффити-сообщений и граффити-рисунков, по мнению авторов публикации, заключена в большом диалогическом потенциале молодежного сообщества с обществом, в целом. С одной стороны, граффити демонстрирует художественные социокультурные практики молодежи, знаки коллективного молодежного творчества; с другой, - является феноменом личностной самопрезентации и самовыражения молодых людей.
Ключевые слова: молодежь, молодежная среда, граффити, граффити-сообщения, граффити-рисунки, художественные субкультурные практики, культура.
Annotation. In this article, graffiti is considered as a phenomenon of the sign-text subculture of self-expression and extrapolation of sociocultural practices in the youth environment. The importance of graffiti messages and graffiti drawings lies in the great dialogic potential of the youth community with society as a whole. On the one hand, graffiti demonstrates the artistic sociocultural practices of young people, signs of collective youth creativity; on the other hand, is a phenomenon of personal self-presentation and self-expression of youth.
Keywords: words: youth, youth environment, graffiti, graffiti messages, graffiti drawings, artistic sub-cultural practices, culture.
На фоне стремительно меняющихся социокультурных рамок в современном российском социуме различные субкультурные практики в молодежной среде продолжают оставаться одним из наиболее востребованных способов молодежной межличностной коммуникации, маркировки субкультурных практик, самовыражения и самопрезентации.
Сегодня в России определенная часть молодежи находится под влиянием художественных суб-
культурных практик, отражающих внутреннюю дифференциацию молодежной субкультуры и идентичности. Примыкание к субкультуре - это результат становления личностной идентичности и поиск путей самовыражения и самоопределения молодежи [1]. В молодежной среде активно развивается сознание художественной культуры, под которой подразумевается совокупность явлений социально-практической и духовно-практической деятельности по формированию, распространению, постижению художе-
ственных или материальных предметов, обладающих определенной эстетической ценностью [2].
Новое восприятие граффити как явления молодежных художественных субкультурных практик в условиях современного российского общества связано с переоценкой сущности социологии культуры [3]. В обращении к подобного рода изобразительной деятельности молодежи специалисты усматривают «символичную форму протеста» в отношении к ценностям официальной традиционной культуры и социально признанным нормам общества. Революционные события породили «невиданный импульс к творчеству, созданию нового» [4], в том числе, и к формированию субкультуры граффити в российской молодежной среде как форме самовыражения и экстраполяции социокультурных практик. Обособление молодежной культуры, в целом, и ее субкультурных практик, в частности, ученые связывают с маргинализацией молодежи и возникновением социокультурного барьера между поколениями отцов и детей в быстро меняющемся постиндустриальном обществе [5].
В современной социологической литературе граффити рассматривается как явление художественных субкультурных практик в молодежной среде и как средство коммуникации молодежных субкультур с обнаружением символической и знаковой природы граффитийного текста (Е.В. Бажкова, Г.И. Герасимов, М.П. Голенок, С.В. Киселев, М.Л. Лурье, Т.Б. Щепанская, Л.М. Эррера). Так, Г.И. Герасимов и Е.С. Топи-лина определяют граффити как явление молодежной художественной знаково-текстовой культуры (надписи, символика, художественная атрибутика и прочая информация анонимного генезиса и неформально-публичного самовыражения личности молодых людей), выступающее самостоятельным источником данных, репрезентирующих те или иные социальные и социокультурные феномены [6, с. 106]. В то же время, М.П. Голенок характеризует граффити как полифункциональный знаково-символический текст, обеспечивающий возможность социальной коммуникации молодежи внутри группы и между родственными субкультурными практиками, маркирует социальные ценности неформального молодежного сообщества в ареале городского публичного пространства, а также выражает отношение к ценностям и событиям культуры [7].
Что же представляет собой категория «граффити» будучи явлением молодежных субкультурных практик? Категория «граффити» (от итал. graffiti, graffito - начерченный, нацарапанный) означает знаки, символы, «надписи, главным образом рисунки, нацарапанные на стенах домов, на стенах сосудов и т.п.» [8, с. 113]. Она была изначально введена в социально-исследовательский оборот археологами для обозначения древних эпиграфических надписей, сегодня же она стала употребляться в более широком социокультурном семантическом значении как устойчивое явление молодежной суб-
культуры, связанное с городской жизнью и имеющее свои особенности возникновения, развития и свои формы и функции репрезентации.
Граффити сегодня являет собой вид городского искусства, проистекающего из множества разных стилей граффити начала XX века, когда тексты и рисунки-граффити стали появляться в товарных вагонах и подземных переходах, демонстрируя форму художественного самовыражения личности, группы. Интересно отметить, что в настоящее время эстетику и приемы граффити применяют в рекламе, видео, дизайне, а выставки граффити регулярно проводятся в официальных учреждениях культуры. Хотя «во многих случаях деятельность художников улицы рассматривается как хулиганство и проявление вандализма» [9].
В настоящее время под граффити принято понимать разнообразные надписи, знаки и рисунки, наносимые краской на различные вертикальные поверхности, «разнообразные по стилю, тематике и уровню исполнения - от личных автографов до сложных сюжетных композиций», причем сегодня, по мнению М.П. Голенок, «настенные надписи все большую популярность приобретают в среде молодежи, становясь устойчивой социально-художественной практикой» [7].
Обычными объектами граффити как явления художественных субкультурных практик в молодежной среде становятся публичные пространства и здания городской инфраструктуры: общественный транспорт, вагоны поездов, метрополитен; жилые комплексы (наружные и внутренние стены, фасады, подъезды и лифты многоэтажных домов); ограждения строительных объектов; заборы; асфальтовое покрытие; уличные афиши, плакаты, рекламные щиты, баннеры и прочие вертикальные поверхности в публичных местах, одновременно доступных для широкой демонстрации молодежных художественных субкультурных практик и обеспечивающих анонимную защищенность граффити-рисунков и граффити-сообщений.
В соответствии с техникой исполнения изображений граффити-сообщения и граффити-рисун-ки представляют собой простые текстовые надписи, знаки, рисунки, выполненные аэрозольным спреем, маркерами, часть из которых представлена в трафаретной технике. В тематическом и семантическом аспектах в граффити-сообще-ниях и граффити-рисунках нашли отражение различные субкультурные молодежные практики: личностные, социально-бытовые, музыкальные, общественно-политические. В этом плане, независимо от формы воплощения граффити, - это некий знак коллективного молодежного творчества, обращенного к социуму. Поэтому значимость граффити как явления субкультурных практик заключена в большом диалогическом потенциале молодежного сообщества с обществом.
Настенные, уличные граффити, как и нательные художественные тату-практики, являются уникальным источником диагностической информации, стиль и содержание которых дают представление о социальном и духовном состоянии
не только отдельной личности и молодежной группы, но и в целом молодежной культуры и субкультуры, свидетельствуя о реальных ценностях, установках, интересах и проблемах молодежи и общества в целом [10; 11].
В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, т.е. рисование граффити посредством аэрозольной краски. Считается, что граффити как явление художественных субкультурных практик, распространенных в молодежной среде, тесно связано с хип-хоп культурой и тем многочисленным количеством молодежных субкультурных стилей, которые проистекли от нью-йоркского граффити в метрополитене [7].
Произведения, создаваемые молодыми граффити-художниками, — самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть культуры и городского образа жизни молодежи. Во многих городах имеются свои известные рай-теры из молодежной среды, создающие на улицах подлинные социокультурные шедевры графики и живописи.
Граффити, ставшее неотъемлемой частью популярной молодежной субкультуры, ассоциируется с музыкой в стиле хип-хоп, хард-рок, битдаун и брейк-данс. Для большинства населения - это образ жизни молодых людей, скрытый от общественности (в силу анонимности авторов) и малопонятный, неясный для широкой публики (в силу особой специфичности граффитийной знаковой субкультуры). В этом плане распространены т.н. граффити-тэги, представляющие собой нанесение подписи автора на какие-либо публичные поверхности. Однако в отличие от традиционных «автографов» в жанре «здесь был такой-то...», авторские символы и знаки художественной молодежной субкультуры зашифрованы в виде некоей аббревиатуры (например, ТНС) либо слов, не имеющих перевода (например, CORK), выполненные в стилизованной форме [7]. Применяя граффити-тэги, авторы маркируют
Литература:
1. Shakbanova M.M. Youth of the South of Russia: Specifics of manifestation of ethnic identity (on the example of the Dagestan republic) / M.M. Shakbanova, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin, T.M. Chapurko, N.A. Levaya, N.K. Bineeva // Puru-sharta. 2018. Vol. 10. № 2. P. 111-119.
2. Шилина Н.А. Художественная культура: от досуговых практик до культурных индустрий // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 12.
3. Касьянов В.В. Взаимовлияние культур в условиях глобализации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 4.
4. Касьянов В.В. Социокультурные культурные последствия российской революции / В.В. Касьянов, С.И. Самыгин, Н.А. Шилина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 10.
свою принадлежность к тому или иному субкультурному молодежному сообществу, экстраполируя функцию манифестации личностных и групповых ценностей через их утверждение или отрицание враждебных [12]. Если же тег написан вне контекстуального значения, то он не указывает на принадлежность автора к определенной субкультуре, а выполняет функцию личностной самопрезентации и самовыражения. Кроме того, необходимо указать еще на одно функциональное значение граффити-тэга - обозначение присутствия на той или иной территории города, т.н. маркировка молодежью «своей» территории.
Таким образом, можно обозначить несколько функций современных граффити как явления художественных субкультурных практик в молодежной среде: функции самовыражения, экстраполяции социокультурных практик, функции коммуникации, маркировки неформальных молодежных сообществ.
В целом, граффитийная деятельность как явление художественных субкультурных практик в молодежной среде выходит за рамки игрового виртуального пространства и превращается в реальный городской пейзаж, «оживляя» серые стены домов и других городских конструкций.
По нашим представлениям, граффити как особое явление художественных субкультурных практик в молодежной среде и в дальнейшем будет разворачивать свой инновационный потенциал в рамках художественной культуры российского социума, привнося в него новые идеи в форме граффити-рисунков и граффити-сообщений. А поскольку молодежные субкультурные практики не являются независимыми, цельными, законченными формами культуры, очевидно, что направленность их развития станут во многом определяться теми конкретными социокультурными рамками, в которых данное молодежное сообщество существует и функционирует.
Literature:
1. Shakbanova M.M. Youth of the South of Russia: Specifics of manifestation of ethnic identity (on the example of the Dagestan republic) / M.M. Shakbanova, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin, T.M. Chapurko, N.A. Levaya, N.K. Bineeva // Puru-sharta. 2018. Vol. 10. № 2. P. 111-119.
2. Shilina N.A. Art culture: from leisure practices to cultural industries // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2016. № 12.
3. Kasyanov V.V. Interaction of cultures in the context of globalization // Humanities, Socio-economic and Social Sciences. 2013. № 4.
4. Kasyanov V.V. Sotsiokulturnye cultural consequences of the Russian revolution / V.V. Kasyanov, S.I. Samygin, N.A. Shilina // Humanitarian, socioeconomic and social sciences. 2017. № 10.
5. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье и социализация российской студенческой молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 11. С. 175-180.
6. Герасимов Г.И. Молодежь в зеркале субкультурных практик / Г.И. Герасимов, Е.С. Топилина. Ростов н/Д,, 2012. 128 с.
7. Голенок М.П. Социально-культурное значение уличных граффити (на примере молодежных субкультур г. Кирова) // Вестник Вятского государственного университета. 2010.
8. Киселев С.В. Знаково-психологические мотивы граффити в молодежной субкультуре // Социологические исследования. 2005. № 9.
9. Эррера Л.М. Субкультурная молодежь как фактор современного социокультурного облика городов (граффити) // Современные исследования социальных проблем. 2011.
10. Гафиатулина НХ. Субкультурные особенности тату-практик как способ диагностики социального здоровья молодежи / Н.Х. Гафиатулина, Е.В. Иванова // Инженерный вестник Дона. 2015. № 4. URL : http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/ n3y2015/3396
11. Gafiatulina N.Kh. Social security and social health of Russian society : monograph. Saarbucken: Lap Lambert Academic Publishing RU / N.Kh. Gafiatulina, S.I. Imgrunt, S.I. Samygin. 2017. 124 p.
12. Бажкова Е.В. Городские граффити / Е.В. Баж-кова, М.Л. Лурье, К.Э. Шумов. // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 435-437.
5. Gafiatulina N.Kh. Social health and socialization of the Russian student youth // Social and humanitarian knowledge. 2014. № 11. P. 175-180.
6. Gerasimov G.I. Youth in the mirror of subcultural practices / G.I. Gerasimov, E.S. Topilina. Rostov n/D., 2012. 128 p.
7. Golenok M.P. Social and cultural significance of street graffiti (on the example of youth subcultures of Kirov) // Bulletin of Vyatka State University. 2010.
8. Kiselev S. V. Sign-psychological motifs of graffiti in the youth subculture // Sociological research. 2005. № 9.
9. Errera L.M. Subcultural youth as a factor of the modern sociocultural appearance of cities (graffiti) // Modern research of social problems. 2011.
10. Gafiatulina N.Kh. Subcultural features of the tattoo practitioner as a way of diagnosing the social health of young people / N.Kh. Gafiatulina, E.V. Ivanova // Engineering Bulletin of the Don. 2015. № 4. URL : http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/ n3y2015/3396
11. Gafiatulina N.Kh. Social security and social health of Russian society : monograph. Saarbucken: Lap Lambert Academic Publishing RU / N.Kh. Gafiatulina, S.I. Imgrunt, S.I. Samygin. 2017. 124 p.
12. Bazhkova E.V. Urban graffiti / E.V. Bazhkova, M.L. Lurie, K.E. Shumov // Modern urban folklore. M., 2003. P. 435-437.