2017. Т. 3, вып. 3 (11)
УДК 316.7+316.332
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
© Анна Васильевна МАЯКОВА
аспирант, кафедра философии и социологии Юго-Западный государственный университет 305040, Российская Федерация, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94 E-mail: [email protected]
Постмодерн, постнеклассика, информационная цивилизация - все это наименования, причисляемые к современному состоянию общества. Философия, наука, технология пытаются совершить перевороты в своем «сознании», опираясь на особенности информационного общества, а точнее социокультурные особенности. Многие современные ученые берут за основу своих исследований новации, предлагаемые постнеклассикой, и развивают их. Более того, постнеклассические концепты и идеи зиждутся на фундаментальных основах, принятых на протяжении многих веков, но свою актуальность и целесообразность проявляют именно в постмодерне. Объяснение этому кроется именно в социокультурных особенностях развивающегося информационного общества, из множества которых подчеркивается значение следующих: социокультурное непостоянство, смена типа общества, изменение ценности цели, превалирование рекламы и моды в массовой культуре, театрализация и др. Подробное рассмотрение социокультурных особенностей постмодерна приводит к выводу о том, что нынешнюю эпоху и последнюю треть XX столетия ознаменовали коренные перемены научных оснований, которые представляют собой четвертую глобальную научную революцию, в аспекте которой зарождается новейшая постнеклассическая наука.
Ключевые слова: постмодерн; постнеклассика; информационное общество; социокультурные особенности
Понятие «постмодерн» дословно означает «после модерна», «после современности». Термин «постмодерн» впервые был упомянут в книге Р. Паннвица «Кризис европейской культуры» в 1917 г. для характеристики человека нового образа мыслей, миссия которого заключается в преодолении нравственного кризиса. Позже понятия постмодерн и постмодернизм использовались литературоведами и культурологами, такими как Ф. де Онис, Т. Адорно, Г. Маркузе, А. Тойн-би, Л. Фидлер и др.
С течением времени точечные упоминания постмодерна в отдельных книгах, статьях, заметках преобразовались в направление французской философии. Новое веяние поддержали Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, З. Бауман, Ж. Делёз, М. Фуко. Постнеклассическое веяние философии переросло во всеобъемлющее направление, которое захватило все сферы жизни общества. Более того, 80-е гг. XX века ознаменованы сменой научных парадигм: модернизм сменяется постмодернизмом, или, согласно концепции В.С. Степина, на место неклассической научной парадигмы приходит постнеклассическая [1, с. 7].
Неклассический период развития научного знания предоставил возможность рас-
крытия таких комплексных идей, как теории нелинейности, вероятности, хаоса и др. [2]. Однако перед наукой встает новый вопрос, требующий ответа: каковы связи между различными отраслями науки, в частности, между естественнонаучным и социально-гуманитарным пластом. Постнеклассическая наука находит ответ на поставленный вопрос в идеях междисциплинарности и трансдисцип-линарности научных объектов. Исследования данной области ведутся в настоящее время не только зарубежными (Ф. Хайек, И. При-гожин, Г. Гершенсон, П. Сильерс и др.), но и отечественными учеными (В.С. Степин, В.И. Аршинов, Л.П. Киященко, В.Г. Буданов, В.С. Швырев и др.).
Современный этап развития постнеклас-сической науки характеризуется постоянными преобразованиями, вызванными в том числе социокультурным непостоянством. Наука претерпевает не только внутренние (структурные) изменения, но и внешние: меняются роль и место науки в современном обществе [3, с. 64-69]. Тотальная информатизация и компьютеризация требуют от науки инструментов по приобретению знаний, умений и навыков, обеспечивающих бесперебойную работу информационных систем.
Более того, уровень развития науки характеризует экономическую, политическую, образовательную обеспеченность и полезность в современном обществе. Применительно к экологической безопасности наука, с одной стороны, играет роль общественного регулятора, общественной силы. С другой стороны, достижения науки и техники приводят к истощению природных ресурсов, необратимым последствиям научно-технического прогресса. Рассмотрение науки в культурном контексте является одной из актуальных философских проблем: необходимость разработки принципов и положений, позволяющих управлять развитием науки посредством анализа научной социальной обусловленности и условиями взаимодействия материальной и духовной культуры [4, с. 86]. В связи с этим обратимся к социокультурным особенностям постнеклассического периода.
Одной из социокультурных особенностей постмодернизма является смена типа общества. Объектом исследований выступает общество потребления, массовой коммуникации и информации. Неопределенный характер такого общества во многом обусловлен размытой социально-классовой стратификацией. Основной критерий структурирования нового общества - уровень материального потребления, поэтому глобально общество существует по принципу «потребитель-поставщик». Духовно-нравственные ориентиры практически незаметны в ракурсе потребительских отношений [5, с. 89].
Постмодернистское общество все более равнодушно относится к целям. Ценность цели уменьшается до минимума. По мнению французского философа П. Рикёра, современность характеризуется «гипертрофией средств и атрофией целей» [6, с. 156]. Первопричина этого - ценностно-целевая разочарованность, неуверенность в будущем. Цинизм постмодерна усиливает свое тотальное влияние в жизни человека, в первую очередь, посредством нивелирования прежних моральных устоев и ценностей. Эстетика гедонизма в постмодернистском обществе превалирует над этикой.
Культурная сфера эпохи постмодерна также имеет свои особенности. Наблюдается преобладание массовой культуры, в рамках которой главную роль играют реклама и мода. Зарубежные социологи рассматривают
моду как лейтмотив культуры постмодернизма [5]. Мода играет все ведущие роли в жизни общества. При этом течение моды непредсказуемо, что в некотором роде определяет суть всей постмодернистской жизни -неустойчивость, спонтанность и эфемерность. Возможно, данный факт позволил французскому социологу Ж. Липовецкому назвать постмодернизм «эрой пустоты» и «империей эфемерного» [7, с. 79].
Одной из социокультурных особенностей постмодерна является театрализация. Театрализация носит глобальный характер. Большинство событий социальной жизни сопровождаются впечатляющим мероприятием. Наряду с социальной сферой, театрализация привносит свой вклад в мир политики и права. Политическая сфера ассоциируется с эмоциональным зрелищем, а не с революционными политическими баталиями.
Выделенные социокультурные особенности периода постмодернизма ассимилируются и духовной культурой - религией, наукой, искусством и философией.
На основании социокультурных особенностей эпохи постмодернизма можно утверждать, что изменения в науке не могли не произойти, учитывая преобразования во всех сферах жизни человека и общества. Нынешнюю эпоху и последнюю треть XX столетия ознаменовали коренные перемены научных оснований, которые представляют собой четвертую глобальную научную революцию, в аспекте которой зарождается новейшая пост-неклассическая наука [8, с. 159].
Переворот в философском и общенаучном мировоззрении произошел с открытием теории систем и организацией системного подхода [9, с. 1119; 10; 11]. Одной из особенностей научного знания можно выделить именно системность восприятия действительности. Все объекты и явления можно представить в виде сложной системы с подсистемами различного уровня.
Тотальное приложение научных изысканий в общественной жизни, полинаправленность научных исследований, связанные с информационной революцией, изменяют природу научной деятельности. На первый план выходят междисциплинарные и проблемно-ориентированные научные комплексы. В то время как ориентиром классической науки была изолированная фрагментарная
2017. Т. 3, вып. 3 (11)
действительность либо объект конкретной научной дисциплины, то современная пост-неклассическая наука направлена на исследовательскую деятельность пограничных областей научного знания. Таким образом достигается положительный эффект во взаимодействии картин действительности, имеющихся в дифференцированных науках. Преломление идей одного научного направления в другом нивелирует границы между научными картинами действительности, формирующимися в этих науках. Так складывается целостная общенаучная картина мира.
Список литературы
1. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003. № 8. С. 5-17.
2. Степин В.С. Деятельностная концепция знания (дискуссия с Игорем Алексеевым) // Вопросы философии. 1997. № 8. С. 42-51.
3. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 160 с.
4. Маякова А.В. Социокультурные предпосылки формирования философской категории «качество» // Аспирантский вестник Поволжья. 2015. № 7-8. С. 85-89.
5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. 205 с.
6. История философии: Запад-Россия-Восток: в 4 кн. Кн. 4. Философия XX в. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1999. 448 с.
7. Липовецкий Ж. Империя эфемерного. Мода и ее судьба в современном обществе. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 336 с.
8. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии, 1998. 160 с.
9. Асеева И.А., Маякова А.В. Философские основания и методологические ресурсы новой парадигмы сложности // Философия и культура. 2015. № 8. С. 1117-1125.
10. Гримов О.А., Кравчук П.Ф. Личность в условиях информационно-коммуникативной культуры // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 6 (45). С. 177183.
11. Килимова Л.В. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности: авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. Курск, 2003.
References
1. Stepin V.S. Samorazvivayushchiesya sistemy i postneklassicheskaya ratsional'nost' [Self devel-
oping systems and post-non-classic rationality]. Voprosy filosofii - Russian Studies in Philosophy, 2003, no. 8, pp. 5-17. (In Russian).
2. Stepin V.S. Deyatel'nostnaya kontseptsiya znaniya (diskussiya s Igorem Alekseevym) [Activity concept of knowledge (discussion with Igor Alekseev)]. Voprosy filosofii - Russian Studies in Philosophy, 1997, no. 8, pp. 42-51. (In Russian).
3. Shvyrev V.S. Ratsional'nost' kak tsennost' kul'tury [Rationality as Value of Culture]. Moscow, Progress-Traditsiya Publ., 2003, 160 p. (In Russian).
4. Mayakova A.V. Sotsiokul'turnye predposylki formirovaniya filosofskoy kategorii «kachestvo» [Sociocultural background of formation of philosophical category "quality"]. Aspirantskiy vestnik Povolzhiya [Post-Graduate Bulletin of Volga Region], 2015, no. 7-8, pp. 85-89. (In Russian).
5. Bell D. Gryadushchee postindustrial'noe ob-shchestvo. Opyt sotsial'nogo prognozirovaniya [Future Post-Industrial Society. Experience of Social Forecasting]. Moscow, Academia Publ., 1999, 205 p. (In Russian).
6. Istoriya filosofii: Zapad-Rossiya-Vostok. Kniga 4. Filosofiya XX v. [History of Philosophy: West-Russia-East. Book 4. Philosophy of the XX century]. Moscow, Greko-latinskiy kabinet Yu.A. Shichalina Publ., 1999, 448 p. (In Russian).
7. Lipovetskiy Zh. Imperiya efemernogo. Moda i ee sud'ba v sovremennom obshchestve [The Empire of the Ephemeral. Fashion and Its Fate in Modern Society]. Moscow, Novoe literaturnoe oboz-renie Publ., 2012, 336 p. (In Russian).
8. Lyotard J.-F. Sostoyanie postmoderna [The Postmodern Condition]. Moscow, Institute of Experimental Sociology Publ., 1998, 160 p. (In Russian).
9. Aseeva I.A., Mayakova A.V. Filosofskie osno-vaniya i metodologicheskie resursy novoy para-digmy slozhnosti [Philosophical foundations and methodological resources of the new paradigm of complexity]. Filosofiya i kul'tura - Philosophy and Culture, 2015, no. 8, pp. 1117-1125. (In Russian).
10. Grimov O.A., Kravchuk P.F. Lichnost' v uslovi-yakh informatsionno-kommunikativnoy kul'tury [Personality in informational-communicative culture conditions]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta - Proceedings of the South-West State University, 2012, no. 6 (45), pp. 177-183. (In Russian).
11. Kilimova L.V. Vliyanie informatsionnykh tekhnologiy na samorazvitie lichnosti. Avtoref. diss. ... kand. sotsiol. nauk [The Impact of Information Technology on Personal Development
Cand. sociol. sci. diss. abstr.]. Kursk, 2003. (In Russian).
Поступила в редакцию 25.04.2017 г. Received 25 April 2017
UDC 316.7+316.332
SOCIAL AND CULTURAL FEATURES OF INFORMATION SOCIETY Anna Vasilevna MAYAKOVA
Post-graduate Student, Philosophy and Sociology Department Southwest State University
94 50 Let Oktyabrya St., Kursk, Russian Federation, 305040 E-mail: [email protected]
Postmodern, postclassical, information civilization - all these names belong to the present state of society. Philosophy, science, technology are trying to make coups in their "consciousness", based on features of the information society, but rather the socio-cultural features. Many modern scholars take as a basis for their research innovations offered by postclassical, and develop them. Moreover, post-non-classical concepts and ideas are based on the fundamentals accepted for many centuries, but their relevance and appropriateness are shown in the postmodern. The explanation lies in the social-cultural characteristics of the developing information society, which emphasizes the importance of the following: social-cultural variability, changing society, changing values of goals, the prevalence of advertising and fashion in popular culture, theatricality, and others. Detailed consideration of social and cultural characteristics of the postmodern leads to the conclusion that the current epoch and the last third of the twentieth century marked a radical change of scientific basis, which represent the fourth global scientific revolution, in the aspect of which emerges the latest post-non-classical science. Key words: postmodern; postclassical; information society; social-cultural features
Для цитирования: Маякова А.В. Социокультурные особенности информационного общества // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 3 (11). С. 31-34.
For citation: Mayakova A.V. Sotsiokul'turnye osobennosti informatsionnogo obshchestva [Social and cultural features of information society]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 3 (11), pp. 31-34. (In Russian).