УДК 316
Казиева Мадина Запировна
аспирантка,
Дагестанский государственный технический университет [email protected]
Социальные
и нравственные ресурсы как фактор формирования духовного здоровья российской учащейся молодежи
Kazieva Madina Zapirovna
Graduate Student,
Dagestan State Technical University
Social and moral resources
as a factor in the formation of the spiritual health of russian students
Аннотация. Обращение к проблеме социальных и нравственных ресурсов учащейся молодежи как фактора формирования духовного здоровья связано, прежде всего, с необходимостью осмысления сложного, противоречивого духовно-нравственного состояния, которое переживает молодое поколение россиян и все общество в целом. Духовное здоровье молодежи определяется состоянием социализацион-ной системы общества, через которую воспроизводится и развивается культурный потенциал социума, традиционными институтами социализации: семьей и образованием учащейся молодежи транслируются базовые ценности.
Ключевые слова: российская student молодежь, социальные и духовно-нравственные ресурсы, духовное здоровье, социализация, ценности.
Annotation. Address the problem of social and moral resources of youth as the factor of formation of spiritual health is primarily associated with the need for understanding the complex, contradictory spiritual and moral state, which is experiencing a younger generation of Russians and society as a whole. The spiritual health of young people based on the state system of socialization of society, through which the play develops and cultural potential of society, traditional institutions of socialization: the family and the education of students broadcast base values.
Keywords: Russian youth, social, spiritual and moral resources, spiritual health, socialization, values.
Российская учащаяся молодежь является главным социальным ресурсом общества и олицетворением его будущего. В таком ракурсе в ряду различных проблем актуализируются проблемы, связанные с обеспечением социального и духовного здоровья, ценностного мира молодежи, ее нравственного и интеллектуального потенциала. Изучению некоторых аспектов нравственного состояния и здоровья российской молодежи посвящены работы таких отечественных ученых, как: М.К. Горшков, Ю.А. Зубок и В.И. Чупров, И.В. Журавлевой, Г.А. Чередниченко, Н.Х. Гафиатулиной, В.Я. Шклярук, П.П. Крас-норуцкого, Г.Ю. Козина, Е.Л. Баранова, А. В. Петрова и др.
Исследователи солидаризируются в том, что существенное противоречие в социальном и нравственном развитии современной российской молодежи состоит в несоответствии между внешними и внутренними условиями формирования молодежи.
Иными словами, данное несоответствие заключено в противоречиях между социальными и
нравственными стремлениями молодых людей и теми социальными и нравственными объективными условиями, которые определяют возможности их удовлетворения в основных областях социального производства, в результате чего, по мнению Ю.А. Зубок и В.И. Чупрова, развитие молодежи осуществляется через постоянное, непрекращающееся преодоление социальных и нравственных противоречий и конфликтов [1].
Е сл и отдельные аспекты здоровья (в частности, физического, психического, социального), а также актуальные молодежные проблемы получили широкое освещение в научном социологическом дискурсе [2], то работ, которые бы связывали два обозначенных направления в едином социологическом контексте с выходом на спектр предложений в области формирования и укрепления духовного здоровья и нравственного потенциала учащейся молодежи, в российской социологической науке представлено весьма мало. На данном основании предлагаемая статья представляет собой попытку компенсировать научный пробел, создавшийся в русле социологической мысли, и решить на теоретическом уровне одну
из весьма актуальных проблем российской современности - проблему формирования духовного здоровья учащейся молодежи.
Поскольку целью нашей статьи является анализ социальных и нравственных ресурсов учащейся молодежи, то необходимо осветить, то, как мы рассматриваем данные ресурсы. Отметим, что, согласно нашим представлениям, социальные ресурсы учащейся молодежи представляют собой некий комплекс нравственных, интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов, содействующих эффективной социальной адаптации и жизненной самореализации молодых людей, повышению и развитию их образовательного, творческого, интеллектуального, морального и нравственного потенциала. В свою очередь, социальные ресурсы общества определяются его социокультурным потенциалом.
В таком контексте особую тревогу вызывает имеющая место в современном российском обществе ситуация отсутствия ценностно-ориен-тационного единства. Известно, что формирование социального и нравственного потенциала учащейся молодежи формируется в процессе социализации и адаптации в макросоциуме и микросоциуме, эффективность этих важных для становления молодежи процессов определяются характером и системой социальных взаимодействий, которая на сегодняшний день сломана, наряду с дезинтеграцией нравственных ценностей [3].
Социальное и нравственное развитие, наряду с духовным здоровьем российской учащейся молодежи определяется, в первую очередь, ее положением в системе образования и направленностью ее ценностных ориентаций. Как подчеркивают упомянутые выше российские ученые В. И. Чупров и Ю.А. Зубок, по тому, насколько современная молодежь интегрирована в сферу образования, как данный процесс отражается на личности молодого человека, можно судить о развитии молодежи, ее социальном и духовно-нравственном благополучии, а, следовательно, о ее духовном здоровье. Образовательный статус учащейся «молодежи является значимым критерием ее социального и нравственного развития» [4, с. 175], а, следовательно, и критерием духовного здоровья.
Что же представляет собой духовное здоровье учащейся молодежи как социальный феномен?
В первую очередь, стоит подчеркнуть, что духовность - это понятие, которое характеризует внутренний мир молодого человека [5], поэтому духовное здоровье учащейся молодежи связано с состоянием ее внутренней духовной сферы, уровнем образовательного и культурного развития, морально-нравственным состоянием общества. Духовное здоровье молодежи определяется состоянием социализационной системы общества, через которую воспроизводится и развивается культурный потенциал социума, транслируются базовые ценности молодым поколениям россиян. Кроме того, духовное здоровье учащейся молодежи является мерой социальной и
нравственной активности, трудоспособности, позволяющей удовлетворять различные потребности наряду с определенными образовательными потребностями. Основным признаком духовного здоровья учащейся молодежи является ее способность выполнять собственные социально значимые и нравственно приемлемые функции в обществе.
Мы считаем, что духовная составляющая здоровья формируется в процессе социализации под влиянием ближайшего окружения, затем в его формирование включаются и агенты вторичной социализации: одноклассники, сокурсники, преподаватели и т.д. Картина духовного здоровья отражает социальные и нравственные связи, ресурсы, межличностные контакты и культуру взаимодействия. Иными словами, духовное здоровье, впрочем, как и социальное здоровье, связано с влиянием на личность других людей, и зависит от места и роли молодого человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума [6].
Одним из важнейших критериев социальных и духовно-нравственных ресурсов учащейся молодежи является образованность. Согласно данным одного из крупных исследований, посвященных изучению современной российской учащейся и студенческой молодежи, высокообразованная молодежь сконцентрирована в крупных городах, низкообразованная - в сельской местности, а обладатели среднего специального образования занимают пограничное положение между двумя этими массовыми группами [7].
Как указывают современные российские ученые Г. И. Герасимов и Е.В. Куницына, социокультурные изменения объективно актуализируют проблему реформирования образования, от которого зависит дальнейшее выживание, социокультурное и духовное развитие общества. Образование является целенаправленным и контролируемым процессом сохранения и передачи в обществе соответствующей системы отношений. В качестве основ построения образовательных систем нового типа, способствующих преодолению кризиса института образования и решению проблемы духовного и социального оздоровления молодежи, вышеуказанные ученые выделяют фундаментальные знания, гуманитаризацию мышления, непрерывность образовательного процесса [8].
В. В. Мишле отмечает, что обществу еще предстоит пережить глобальные последствия депрофессионализации и кризиса системы образования и подготовки молодых специалистов. В стране произошел дисбаланс при подготовке молодых специалистов и наблюдается резкое снижение кадрового состава производителей, резко снизилось качество подготовки молодых специалистов по многим жизненно важным сферам: в педагогике, медицине, науке, и т.д., при этом фиксируется переизбыток малопрофессиональных специалистов в сфере обслуживания [9].
Главная проблема заключается в том, что выбор профессии молодежью осуществляется не на
основе внутренней ценностно-ориентационной и мотивационной составляющих и способностей, которые в последствии принесут пользу и молодому работнику и обществу, а также будут содействовать формированию его духовного здоровья, а, к сожалению, в соответствии с возможностями и престижностью профессии, чем и объясняется переизбыток рынка труда юристами, экономистами на фоне общего дефицита инженеров, узких специалистов-врачей и учителей.
Российская учащаяся молодежь, в первую очередь, активно приобретает те навыки, без которых невообразима жизнь в современных реалиях и достижение элементарных целей. Более того, современная молодежь в основном полагается на себя и свои силы в процессе достижения поставленных целей, так как социальный опыт и помощь родителей, за исключением материальной поддержки, часто уже не актуален для молодых людей и не может принести положительный результат. Это объясняется тем, что социально-адаптационный потенциал старших поколений, накопленный ими опыт и морально-нравственные ценности уже устарели; и порой уже взрослые учатся у современной молодежи, обращаясь к ней за помощью в области новых информационных технологий, в которой молодежь, бесспорно, процветает.
Таким образом, приоритет ценностям индивидуализма, самостоятельности, личной инициативы и т.д. связан с объективной российской реальностью, в которой молодым людям не на кого полагаться, кроме как на самих себя.
Традиционные социальные ценности «безопасности», «справедливости», «равенства», «благосостояния», «здоровья», как отмечает К.Н. Ха-бибуллин, сегодня характерны для более старших поколений, нежели для современной молодежи. Старшие поколения, понимая в целом трудности и сложности, выпавшие на долю современной российской молодежи, не всегда принимают их образ жизни, мышления и в целом картину мира [10].
Важнейшие аспекты формирования социального и нравственного потенциала молодежи как фактора формирования духовного здоровья молодежи следует исследовать в контексте социали-зационной парадигмы, поскольку условия и особенности прохождения процесса социализации определяют процесс перехода учащейся молодежи к взрослой жизни и интеграцию в общество, выбор способов и механизмов реализации тех или иных жизненных стратегий, формирования социальных и ценностно-ориентационных установок, характера жизненной мотивации и т.д.
Осмысление проблем современной российской молодежи, в том числе, социализационных, необходимо проводить с учетом того, что формирование ее духовного здоровья происходит в неблагоприятных нравственных и социокультурных условиях. Неблагоприятный характер со-циализационных условий молодежи проявляется
в отсутствии консенсуса относительно правил, норм и ценностей в обществе, усвоение которых и символизирует социализационный процесс, а также между институтами социализации, потерявшими важные и общеприемлемые ориентиры воспитания учащейся молодежи и формирования ее духовно-нравственного облика, а значит, и формирования ее духовного здоровья.
В современной российской социальной реальности количество и уровень влияния сил, воздействующих на процесс социализации учащейся молодежи, быстро видоизменяется. Уже давно стало очевидным, что молодой индивид, включенный в сеть взаимодействий, все расширяющуюся и видоизменяющуюся по мере развития информационных технологий, в большей мере, чем раньше, сам определяет формат своего духовно-нравственного развития и круг общения, в котором он формируется. Семья как главнейший институт социализации, разумеется, не лишилась своего господствующего воздействия на формирование личности молодого человека [11]. Однако стоит подчеркнуть, что возрастной рубеж, после которого влияние семьи уже не является определяющим, сместился ниже, и семье все тяжелее становится удерживать позиции преобладающего института социализации.
Следующим преемником социализационной эстафеты после семьи, которая всегда являлась проводником базовых социальных ценностей, выступала система воспитания и образования, в рамках которой закреплялись доминирующие в обществе духовно-нравственные и социальные ценности, идеологические и моральные принципы. Нарушение комплексной социализационной деятельности семьи, школы и института образования свидетельствует о кризисе социализаци-онной системы в российском обществе, основными показателями которого являются не только факты духовно-нравственного плюрализма в среде учащейся молодежи, но и катастрофического снижения уровня социального, физического и нравственного самочувствия молодых поколений россиян, что является угрожающим фактором здоровью молодежи, в том числе и духовному здоровью.
Итак, подведем итоги всему вышесказанному.
Нами выявлено, что в условиях активного приспособления к сложным социально-экономическим условиям социальная активность учащейся молодежи и формируемые ею социальные и нравственные ресурсы в основном направлены на овладение теми знаниями и навыками, которые позволяют успешнее адаптироваться в обществе, занять в нем определенное положение. Однако первенство отдается ценностям индивидуализма, личного успеха, материального достатка, с которыми ассоциируется социальное благополучие и успех в обществе.
Нами обнаружена связь духовного здоровья учащейся молодежи с состоянием ее внутренней нравственной сферы, уровнем образовательного и культурного развития, морально-нравственным состоянием общества, которое полно противо-
речий и конфликтов. Духовно-нравственные ресурсы молодежи за счет актуализации ценностей материального порядка и рационализации всей социальной жизни требует более глубокого обращения к ценностям духовного порядка с целью формирования духовного здоровья молодежи.
Литература:
1. Зубок Ю.А. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи / Ю.А Зубок, В.И. Чупров. М., 2008.
2. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье российской молодежи в условиях риска трансформирующегося общества // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2012. № 3 (31). С. 137-142.
3. Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики) в двух томах. М., 2016. Т. II. С. 212.
4. Чупров В.И. Социология молодежи : учебник / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. М., 2011.
5. Духовная безопасность России в свете специфики православной культуры : монография / Под общ. Ред. Е.Е. Несмеянова. Новочеркасск, 2016. С. 16.
6. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье студенческой молодежи как индикатор социокультурной интеграции // Социально-гуманитарные знания. 2013. №11. С. 255-261.
7. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад. М., 2007. Ш1_ : http//www.isras.ru
8. Герасимов Г.И. Социально-философские основания развивающего образования / Г.И. Герасимов, Е.В. Куницына. Ростов н/Д., 2012. С. 198.
9. Мишле В.В. Профессиональное самоопределение современной российской молодежи // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2008. № 1(14). С. 80.
10.Хабибуллин К.Н. Динамика факторов риска и профилактика здоровья населения // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 141.
11. Гафиатулина Н.Х. К вопросу об институциональном кризисе молодой семьи: проблемы формирования социального здоровья // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 10. С. 60-64.
По причине расстроенности единой системы ценностей, их межпоколенческой семейной трансляции, кризисе социализационной системы и кризиса системы образования, необходимо предпринимать меры по духовному оздоровлению молодых поколений россиян.
Literature:
1. Zybok Yu. Social regulation in the face of uncertainty. Theoretical and applied problems in youth research / Yu. Zybok, V. Chuprov. M., 2008.
2. Gafiatulina N.Kh. Social health of Russian youth at risk of a transforming society // Bulletin of the Institute of History, Archeology and Ethnography. 2012. № 3(31). P. 137-142.
3. Gorshkov M.K. Russian society is it is: (experience of sociological diagnosis) in two volumes. M., 2016. Vol. II. P. 212.
4. Chuprov V. Sociology of Youth : textbook / V. Chuprov, Yu. Zybok. M., 2011.
5. The spiritual security of Russia in the light of the specificity of Orthodox culture : monograph / under total. ed. E.E. Nesmeyanova. Novocherkassk, 2016. P.16.
6. Gafiatulina N.K. The social health of students as an indicator of socio-cultural integration // Socially-humanitarian knowledge. 2013. №11. P. 255-261.
7. Young people of the new Russia: lifestyle and value priorities. Analytical report. M., 2007. URL : http//www.isras.ru.
8. Gerasimov G.I. Socio-philosophical foundation of developing education / G.I. Gerasimov, E.V Kuni-tcina. Rostov-on/D., 2012. P. 198.
9. Michele V.V. Professional self-determination of modern Russian youth // Bulletin of the Volga Region Academy of Public Administration. 2008. № 1(14). P. 80.
10. Khabibullin K.N. Dynamic risk factors and preventive health // Sociological studies. 2005. № 6. P. 141.
11. Gafiatulina N.Kh. On the issue of the institutional crisis of a young family: problems of the formation of social health // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2016. № 10. P. 60-64.