Научная статья на тему 'Аксиологические параметры сервисной реальности'

Аксиологические параметры сервисной реальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
101
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологические параметры сервисной реальности»

тате которого доля возрастных групп 1 -4 года и 65-69 лет практически выровнялась к 1995 году [6, с.64]. Согласно данным профессора В. Трофимова, в Санкт-Петербурге за последнее десятилетие прошлого века наблюдалась отрицательная динамика демографических изменений: сокращение численности

постоянного населения более чем на 300 тыс. и детского населения более чем на 200 тыс. [7].

В настоящее время общество подошло к тому рубежу, на котором дальнейший общественный прогресс становится невозможным без резко возрастающих затрат на самого человека. Основой этого исторического рубежа выступает превращение человека в веду-

щею сторону — цель - общественного производства. В таких условиях недостатки в реализации демографической политики, связанной с заботой о социальной сфере общества, становятся тормозом его социально-экономического и духовного развития.

Социально ориентированная экономика требует научно обоснованного руководства использованием трудовых ресурсов населения, предполагающего планирование их рационального размещения, активной демографической политики, осуществляемой на основе глубокого научного анализа проблемы рационального воспроизводства населения.

1.

2.

3.

4.

5.

б.

7.

ЛИТЕРАТУРА

Маркс К. Вынужденная эмиграция//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.8. М.,1957. С.565-571.

Петров А.В. Социология капитализма в современных экономико-социологических исследованиях // Общество. Среда. Развитие. 2011, №4. С.77-80.

См.: Чернышевский Н.Г. Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь // Собр. соч. В 5 т. T.4. М., 1974. С.317-363.

См.: Стрельченко В.И. Мир детства: государство и образование // Философия образования и мир детства. Материалы XI международной конференции «Ребенок в современном мире. Государство и дети» 21-23 апреля 2004 года. СПб., 2004. С.12-22.

Рабочая встреча Президента России с Заместителем Председателя Правительства России О.Ю. Го-лодец II Официальный сайт Президента России. URL: http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--

p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D 1%81%D 1%82%D0%B 8/17542 (дата обращения 20 мая 2013 г.).

Казначеев В.П. Российский этнос на рубеже XXI века: синдром 90 // Образованная Россия: специалист XXI века. III съезд Петровской академии наук и искусств. СПб., 1998. С.62-69.

Газета «Земля Русская», №2(94) за 2001 г.

УДК 378 ББК 2400

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СЕРВИСНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Е.Э. Дробышева

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Обучение студентов сервисным специальностям подразумевает не только и не столько овладение технологическими подробностями будущей профессиональной деятельности, но также формирование определенной концептуальной платформы. Современный специалист, всту-

пающий на практический путь в сфере обслуживания, должен обладать всей полнотой теоретических знаний и соответствующих рефлексий, связанных со спецификой данного пространства социальной активности. Согласимся с одним из «пионеров» теоретизации проблем

сервиса, Г.В. Шелудько: «Сотни миллионов людей по всему земному шару заняты в области сервиса, но мало кто задается вопросом: чем же они заняты, каков глубокий внутренний смысл деятельности, ранее признаваемой уделов рабов и слуг, а сегодня ставшей почетным и уважаемым родом занятий. Философы пока обходят стороной эту тему» [1, с. 3]. Попытаемся исправить данную ситуацию настолько, насколько это возможно в рамках небольшой статьи.

Нарастание сервисной составляющей современного мира очевидно. Сервис тотален - он вокруг/внутри нас, он наступает по всем фронтам, включая и самые приватные аспекты жизни человека, претендуя на «святая святых» - экзистенциальные горизонты. Эти особые модусы человеческого существования всегда проявляются в непосредственной связи с «жизненным миром» (понимаемой и в гуссерлианской традиции [2], и более утилитарно-расширительно), с подробностями «картины мира» той или иной со-циально-культ^ной эпохи.

Социокультурное пространство может быть проанализировано в различных дискурсах. В рамках культурфилософ-ской рефлексии нам интересны его онтология, метафизические основания и особенности структуры, аксиологические, ментальные, этические, эстетические параметры, историко-типологические характеристики, а также бесконечное множество эмпирических сюжетов. Здесь нас будет интересовать достаточно новый для социогуманитарисгики аспект - сервисная реальность современности. Этот дискурс не может опираться на какой-то один узкодисциплинарный подход, поскольку он является пространством пересечения экономических, политологических, социологических, философских, культурологических и психологических методов исследования. Несмотря на сопротивление традиционного научного сообщества, сегодня формируются контуры сервисологии — теоретикоприкладной дисциплины, сориентированной на изучение сервис0ных аспектов современного общества, что предполага-

ет как анализ гуманитарных оснований, так и разработку технологических основ сервисных практик.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает именно аксиологический дискурс - в силу его универсальности и важности для понимания онтологических основ существования и функционирования социума. Сфера обслуживания по определению выступает пространством коммуникаций, которые априори ценностно нагружены. Услуга как процесс и результат удовлетворения тех или иных потребностей формируется и реализуется на стыке межсубъектных стратегий. Причем для аналитики одинаково интересны стратегии обеих сторон - и продавца, и потребителя, ведь за внешней формой любого деятельностного акта кроется масса социокультурных - психологических, исторических, гендерных, поколенческих - факторов. Ценностный вектор реализации личности всегда - результат выбора. А на него оказывают влияние причины самого разного плана, и тем интереснее и сложнее проявляется сервисная реальность в качестве объекта куль-турфилософского анализа.

Рассуждая об онтологии сервисной реальности, Г.В. Шелудько отмечает, что сфера обслуживания возникает «на перекрестии двух основных плоскостей современного социального мира - культуры и технологии, духовности и техники», однако «продуктом общения выступает ценность Другого - другого человека, другой культуры, другой миросистемы и т.д. Ценность Другого уникальна, предельно сложна и проблематична, поэтому общение, несмотря на кажущуюся простоту, неповторимо, технологически сложно и экзистенциально хрупко. Эти характеристики общения ярко выражены, прежде всего потому, что ценность Другого сложнее всего "уловить"» [3, с. 3; 39].

Экзистенциальные особенности жизнеощущения современного человека -тема, без всякого преувеличения, глобальная (и дело не только и не столько в пресловутой «глобализации» как доминанте текущего момента). Не претендуя

на полноту охвата данной проблемы, попытаемся подступиться к одному из интереснейших, на наш взгляд, экзистенциальных феноменов, во многом формирующих аксиосферу общества потребления - так называемому вкусу к жизни/вкусу жизни. С учетом контекста, в нашу задачу не входит феноменологическое толкование или определение онтологического статуса данного модуса. Оговоримся только, что понимаем его как некое «Сагре Vitam» - по аналогии с «Сагре diem» (цитата из Горация, здесь означает: пользуйся моментом, наслаждайся этим днем).

В плане теоретизации обозначенной проблемы добавим забавный факт - по запросу в Сети нам было любезно предложенное «исчерпывающее» толкование самого явления вкус к жизни, буквально

- исчисленное. На одном из сайтов «собрана информация про все, что позволяет сделать нашу жизнь интереснее». Посетителям обещаны «идеи, как вернуть вкус к жизни», сайт состоит из двадцати двух разделов, в которых представлено «22 фактора, делающие жизнь интереснее: Предназначение и любимое дело; Цели и желания; Действия и активность; Творчество и созидание; Перемены и разнообразие; Развитие и совершенствование; Успехи и победы; Новизна и нестандартность; Впечатления и ощущения; Чувства и эмоции; Отношения и общение с людьми; Отдых и развлечения; Хобби и увлечения; Приключения и путешествия; Мысли и мечты; Сюрпризы и спонтанность; Преодоление препятствий; Наблюдения и воспоминания; Красота и искусство; Знания и любознательность; Игровой подход и юмор; Помощь другим» [4]. Не вступая в спор по сути, признаем

- сама по себе произведенная классификация и разработанные в связи с ней рекомендации - безусловно, сервисный элемент.

Вкус к жизни, как и вкус жизни, -один из базовых экзистенциалов человеческого существования в любую культурно-историческую эпоху. Он встроен в аксиосферу культурного пространства априори, и по аналогии с выделением

уровней ценностного сознания можно разграничить субъектный/личностный и коллективный горизонты формирования и функционирования данного социокультурного феномена [5]. Символически -институциональный уровень ценностного сознания складывается за счет аккумуляции смыслов и практических навыков в коллективной исторической памяти. Он проявляется в общественной ментальности, архетипах, этических и эстетических установках, поколенческих и субкультурных сценариях, в пространстве художественной культуры, литературы, масс-медиа.

Субъектные ценностные стратегии складываются в контексте определенных устоев эпохи — они либо вливаются в мейнстрим, либо формируют новые поведенческие парадигмы, ломая устойчивые аксиофреймы. Фрики, эскаписты, сторонники веганства/вегетарианства /сыро- и моносыроедения, фриганы и поклонники различных экстремальных видов времяпровождения - сторонники этих и многих-многих других субкультурных тенденций формируют весьма пеструю картину современных представлений об этом самом пресловутом вкусе жизни/вкусе к жизни.

Попробуем показать, что по мере наращивания сервисных мускулов социума происходит трансформация экзистенциальных запросов личности. По мере исторического развития форм/методов/ масштабов производства и соответствующего возрастания объема потребления центры ценностного напряжения ослабевают и дефрагментируются. В мире, где нет места сильным страстям, мельчают и масштабы экзистенциальных переживаний. Толерантное цивилизованное (речь идет по преимуществу о европейской жизнеустроительной модели в широком понимании) общество всячески борется с реальными проявлениями безрассудства, опасного для коллективного спокойствия героизма, заставляя обывателя переживать сильнейшие эмоции по поводу симулякров жизненных/культурных событий — голливудских версий Апокалипсиса или смоделированных ме-

дийных происшествий. Отсюда, как мне кажется, такое мощное и вариативное стремление думающих/рефлексирующих современников прикоснуться к подлинности экзистенциальных переживаний посредством различных социокультурных практик - от кулинарии и домашних экзерсисов в мистике до экстремального туризма и художественного акционизма на грани фола, буквально - «пощечины общественному вкусу».

Как известно - «De gustibus non dis-putandum est». В данном тексте речь идет не о вечной дискуссии о нюансах вкуса, а о той роли, которую играет вкус к жизни/вкус жизни в аксиосфере современного общества, «заточенного» на сервис. Поговорим сначала о вкусе в гастрономическом смысле. Очевидно, что чем труднее человеку достается пропитание, тем менее он привередлив к собственно его вкусу. Вряд ли возможно предположить, что обремененные тяжким трудом рабы или крепостные крестьяне дискутируют об этом. Отсюда народная мудрость типа: «Голодному Федоту и щи в охоту»; «Голодный француз и вороне рад»; «На наше трепало что б ни попало - все мнет»; «С голоду Малашке и алашки в честь»; «Рот что скребок: все подберет».

При сегодняшнем как бы очевидном обилии еды (еще раз оговоримся - речь идет о европейской культуре) существует огромная проблема выбора. Ищущих подлинный вкус [6] ждет жестокое разочарование - магазины забиты подделками, имитациями, зачастую опасными не только для эстетического, но и для физического самочувствия. Парадокс современной системы питания: черный зерновой хлеб, необработанные крупы, постное мясо и нерафинированное масло заняли почетное место на столе богатых, а сдоба, шлифованные крупы и жирные продукты составляют основной рацион малоимущих.

В нашей стране еще 25-30 лет назад человек, живущий в сельской местности, воспринимался по общему правилу именно как «деревенский» со всеми возможными коннотациями — отсталый в культурном смысле, ограниченный в

возможностях интеллектуального развития, примитивно питающийся. Сегодня же мы наблюдаем тенденцию к эскапизму среди жителей мегаполисов - от приобретения хотя бы мизерного участка земли до эмиграции в экзотические, минимально тронутые цивилизаций страны с роскошью натуральных продуктов, чистой воды и воздуха.

«Как грибы после дождя» открываются многочисленные кулинарные школы, работающие на аутентичных продуктах. Так, в Провансе и в Тоскане четвертый год с огромным аншлагом функционирует кулинарная школа Вероники Бе-лоцерковской Belonika & Les Chefs [7], где преподают повара - обладатели миш-леновских звезд. Из рядового проекта талантливого менеджера эта школа выросла в настоящий социально-культурный проект. В Сети функционируют неисчислимое число кулинарных блогов/форумов/сайтов. Телевидение с утра до ночи «кормит» зрителей (буквально и фигурально) в рамках кулинарных шоу совместно со знаменитостями, чистящими в прямом эфире картошку и натирающими сыр.

Агротуризм предлагает не просто попробовать те или иные аутентичные специалитеты различных географических регионов, но и поучаствовать в их выращивании, обработке, приготовлении. Богатые туристы едут в отдаленные сельские области, где с удовольствием (и за немалые деньги) занимаются непривычным физическим трудом. Рестораны организуют мастер-классы по этногастро-номии и курсы, после посещения которых «террин из фуа-гра, пармиджана из баклажанов, фаготини с крабом, канноли по-сицилийски станут доступны и дома» [8].

Примеров подобных усилий в поисках вкуса жизни можно привести огромное множество - и не только в сфере гастрономии. Очевидно, что общество потребления провоцирует человека к поискам новых ощущений в этой области, преследуя тем самым свою главную цель

— получение прибыли. Покупателя/потребителя/зрителя увлекают рек-

ламными слоганами и визуальными сюжетами, предлагая полный сервисный пакет для того, чтобы он в качестве аттракциона прикоснулся к тому, что составляло подлинную жизнь его предков. Для жителей мегаполисов такие услуги играют роль не только и не столько рекреационную или познавательную, а еще и психотерапевтическую. Ведь без того, чтобы «остановиться, оглянуться» действительно невозможно ощутить «тот самый вкус» [9].

Феномен массовой культуры характеризуется постоянными трансформациями в архитектонике социума. В этой пестрой палитре постоянно возникают и исчезают многочисленные субкультурные образования, одним из маркирующих аспектов которых выступает как раз оригинальное прочтение этого важнейшего экзистенциала - вкуса к жизни. Язык, стиль, поведенческие парадигмы любой субкультуры непосредственно задаются своеобычным пониманием того, как и чем живут ее адепты. Очевидно, что это понимание будет разнится у чайлд-фри и неоязычников, гламурных дев и фриганов [10].

Отдельная тема - поиски адреналина в стремящемся к максимальному комфорту мире. Экстремальный туризм дает современнику возможность ощутить себя древним охотником на сафари или покорителем Северного полюса во время специального круиза, заключенным тюрьмы или затерянным в дикой тайге путешественником. Единственное но — все эти жизненные зарисовки будут тщательно подготовлены в виде услуги и оплачены клиентом. В условиях тотальной социальной стерилизации для многих современных мужчин (тех, кому это еще необходимо, так как нарастает и совершенно противоположная тенденция) - это единственная возможность пережить экзистенциальную подлинность своего естества [11].

Сервисное общество не нуждается в истинных страстях, ему вредны социальные и природные потрясения, оно заинтересовано в том, чтобы экзистенциальные бури бушевали только в виртуале,

при этом оно готово поддерживать и формировать интерес потребителя к обретению вкуса к жизни - ведь это поис-тине неисчерпаемая тема и широчайшее поле для создания сервисного продукта.

Каждая культурно-историческая эпоха в качества доминанты имеет ту или иную направленность. Учитывая невозможность категорического выделения какой-то одной базовой черты, мы, тем не менее, говорим об «эпохе Ренессанса» (в которой наряду с возрожденческими процессами в художественной области полным ходом шли принципиально иные процессы, к примеру, инквизиторские) или «эпохе Просвещения», «смутном времени» или «эре НТР». Об актуальном состоянии культуры мы рассуждаем в соответствующих терминах: информаци-ная/постиндустриальная/постмодернистская/сетевая эра, эпоха глобализации и массовой культуры, etc. Очевидно, что к перечисленным характеристикам следует добавить и такую - сервисное общество. Нарастание сервисного компонента в функционировании сегодняшнего социума затрагивает не только экономическую сферу (что само собой разумеется), но и области искусства, повседневной жизни, семейных и гендерных отношений, субкультурных практик.

В рамках рассмотрения сервиса как системы интересно проанализировать такие базовые для любой социокультурной формы элементы, как традиция и новация. В историко-культурном контексте эти феномены имеют ярко выраженные аксиологические, этические, психологические коннотации. Традиция является одной из архитектонических опор культуры, обеспечивающей важнейшие ее функции: коммеморативную, дидактическую; новация структурирует динамические (в том числе синергетические) процессы, вместе они играют важную роль в ценностно-нормативном поле бытия

культуры.

В сервисной реальности социокультурного пространства, так же, как и во всей системе культуры, соотношение традиционных и инновативных установок составляет бинарную диспозицию.

Их взаимосвязь обеспечивает динамику и целостность сервиса как системы, многообразие форм и методик, расширение потенциала самой сервисной сферы как многоаспектного явления жизни социума. Появляются принципиально новые виды услуг, затребованные обществом, живущим в эру высоких, в том числе - цифровых, космических и нанотехнологий. Естественно отмирают те услуги, которые не имеют смысла вне исторического контекста.

«Традиционная» культура обладала определенной устойчивостью в виде жестких оппозиций. Нарушение этих фундаментальных оснований привело к раскачиванию архитектонической устойчивости, смещению оптики и изменению аксиологических контуров современности. Сегодня дихотомия своего/чужого, мужского/женского массового/элитарного, устаревшего/актуального не выдерживают напора интенсивно меняющейся реальности, что отчетливо проявляется в сфере сервиса. А актуальное восприятие некоторых базовых сфер культуры (например, образования) в сервисном ключе заставляет радикально пересматривать систему координат.

Вопрос о приоритете инноваций в сфере сервиса в высшей степени дискуссионен. В гостиничной, ресторанной, туристской, развлекательной сфере существует масса примеров, когда потребитель выбирает устойчивые традиционные формы услуг, проверенные временем. Понятие «комфорта» не всегда предполагает наличие гаджетов, облегчающих техническое использование чего-либо. В ценностном плане комфорт психологический «стоит» дороже. Большую роль играют этнические, конфессиональные, семейные структуры памяти, обеспечивающие человеку глубину рефлексии и

экзистенциальную устойчивость в быстро меняющемся технологизированном мире. Процессы глобализации, как известно, сопровождаются встречными — глокали-зационными. И это совершенно оправданно для современного человека, нуждающегося в процедурах самоидентификации и культурной рефлексии не меньше, чем его предшественник, живший в «традиционном» обществе.

В качестве резюме отметим, что ак-сиосфера по определению подвижна. Архитектоника культуры предполагает постоянное истощение отживших и формирование актуальных ценностно-нормативных фреймов. Современная нам сервисная реальность выглядит как пространство перманентных трансформаций, связанных как с технологическими, так и с гуманитарными процессами. Вопрос о первичности «курицы или яйца» и в данном контексте остается открытым: технологии ли задают ментальный вектор либо наоборот. Видимо, корректнее говорить о встречном генезисе. В любом случае - очевидно, что сервисная реальность является важнейшим режимом функционирования современного общества, а, значит - актуальным объектом культур-философского анализа. Представляется, что совместные усилия специалистов различных областей знания могли бы дать толчок к продуктивному исследованию данной проблемы. Многоаспектный анализ сервисной реальности поможет сформировать концептуальную картину актуального - «заточенного на сервис» -мира, а студентам, готовящимся стать специалистами в данной сфере, поможет глубже понять специфику и перспективы их будущей профессии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Шелудько Г.В. Онтология сервисной реальности // Автореф. дис. ... д. филос. н. М., 2008.

2. У Гуссерля - «действительный конкретный окружающий мир (Umwelt), в котором мы живем, почва и горизонт и теоретической, и внетеоретической практики» (Husserliana, VI, 1956, S. 49); «универсум сущего» (ibid., S. 462).

3. Шелудько Г.В. Онтология сервисной реальности // Автореф.дис. ... д. филос. н. М., 2008.

4. По материалам сайта «Вкус жизни» II URL: http://www.vkyc.ru/ (дата посещения: 15.08.2012).

5. Подробно авторская точка зрения на данную проблему изложена в ряде работ, например: Дробыше-ва Е.Э. Архитектоника культуры: опыт культурфилософской рефлексии. СПб.: Издат-во СПбГУСЭ, 2010. С. 75-77.

6. Концепт «подлинность» будем понимать согласно «Толковому словарю русского языка Д.Н. Ушакова» как «подлинный; оригинальность, отсутствие подделки» II URL: http://www.ubrus.org/dictionary-mits/?id=107714 (дата посещения 10.08.2012).

7. Подробнее см. об этом: сайт В. Белоцерковской II URL: http://www.belonika.ru/recipes/ (дата посещения: 9.05.2013).

8. Кулинарная школа в ресторане Gusto II «СПб.Собака.т». 2012. № 8. С. 162.

9. «Тот самый вкус» - беспроигрышный на сегодняшний день товарный слоган, отсылающий потребителя к эпохе «вкусной и здоровой» жизни в СССР.

10. Движение фриганов возникло в Америке в самом конце XX века. Слово «фриган» (freegan) образовано из двух английский слов: «free» (бесплатно) и «vegan» (полный вегетарианец). Собственно, изначально фриганизм был одним из радикальных видов вегетарианства. Фриганы также придерживались вегетарианской диеты, однако оставили себе небольшую лазейку: есть мясные продукты можно, если они достаются тебе бесплатно. Со временем фриганизм отделился от вегетарианства и стал самостоятельным общественным движением. Фриганы стали добывать на помойках не только мясо, но и другие продукты, а также одежду, бытовую технику и вообще все, что необходимо для жизни. Фриганизм для них - это стиль жизни, своего рода философия. Фриганы, большую часть которых составляют образованные молодые люди левых взглядов, считают, что в ситуации, когда в развивающихся странах люди умирают от голода, выкидывать миллионы тонн съедобной еды в помойку - это преступление II URL: http://medportal.ru/budzdorova/pregnancy/446/ (дата посещения: 23.08.2012).

11. Восемь самых экстремальных аттракционов: 1. «клетка смерти» в Австралии; 2. бэйсджампинг в Норвегии; 3. пограничная ходьба (Торонто, Канада); 4. банджи - прыжок в кратер вулкана (Чили, Пукон); 5. путешествие на байдарке с китами (Аляска);.6. зорбинг (Новая Зеландия); 7. Эль Камини-то Дель Рэй (Испания); 8. путешествие к водопаду Игуасу (Аргентина, Бразилия) // По данным сайта «Открой планету заново» II URL: http://vk.com/tripdiary (дата посещения: 14.08.2012).

УДК 130.3 ББК 87.6

ТВОРЧЕСТВО В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА: ФЕНОМЕН ДЕСТРУКЦИИ

К. В. Хамаганова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Многополярность современного социокультурного пространства, разнообразие потребностей и интересов людей все активнее требуют наличия высокоорганизованной социокультурной среды. Сфера сервиса не является исключением. Исследуя социальную и коммуникативную подсистемы института сервиса, мы сталкиваемся с необходимостью анализа ее базовых элементов: форм социальных связей в процессе межличностного общения, иерархии ценностей субъектов сервиса.

Современная личностноориентированная модель образования, рассматривающая индивида как субъекта социаль-

ной деятельности, определяет не только необходимость овладения профессиональными знаниями, но и важность формирования у будущего специалиста системы духовных ценностей, навыков активной творческой деятельности.

Сущность творчества как социального действия, практические направления его развития становятся объектом серьезного научного изучения.

Творческая деятельность является тем качеством, которое принципиальным образом отличает человека от животного. Из этого, однако, не вытекает, что любая деятельность носит творческий характер, приводит к возникновению нового. Твор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.