Научная статья на тему 'Еда как контркультура или движение антикапитализма'

Еда как контркультура или движение антикапитализма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
327
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
еда / контркультура / фриганизм / мусорный дайвинг / медленная еда / food / counterculture / freeganism / trash diving / slow food

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпова Дарья Николаевна

Встатье рассматривается проблематика еды как маркера современного капиталистического общества, которому свойственны принципы сверхпотребления, быстрого питания, стандартизации и предсказуемости. Автор анализирует концепцию макдональдизированного общества американского социолога Дж. Ритцера с позиции дегуманизации процесса принятия пищи как социального взаимодействия и коммуникации людей. Отмечено, что в ответ на глобальные тренды макдональдизированного общества образуются многочисленные протестные движения. Первое, итальянское движение Slow Food (медленная еда) как течение против глобальной трансмиссии принципов ресторана «Макдональдс». Второе, фриганизм (поиск продуктов питания и вещей на помойках) как антикапиталистическое протестное движение с целью привлечь внимание к острой глобальной проблеме голода, нищеты и чрезмерного производства продуктов питания. Автор предлагает социологическую интерпретацию описанным протестным движениям и рассуждает об их философии в США и странах Европы. Однако принципы, идеи и философия фриганизма нашли отклик и в России. В тексте анализируется содержание сетевых записей фриганов – пользователей российской социальной сети Вконтакте, в ходе чего были выявлены две явные категории граждан по отношению к поиску вещей в помойках. По данному анализу можно судить об определённом уровне уверенности в своём убеждении и социально‐гражданской активности членов контркультурного движения фриганов. Первая категория – молодые люди в возрасте от 25 до 36 лет, которые не видят ничего постыдного в движении фриганизма. Вторая категория – молодые люди этой же возрастной категории, которые стесняются показываться на глаза общественности во время поиска вещей в мусорных баках и предпочитают оставаться невидимыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Food and Counterculture or Anti‐capitalist Movement

The article considers food problem as a marker of the contemporary capitalist society based on the principles of overconsumption, fast food, standardization and predictability. The author analyzes the McDonaldized society concept put forward by the American sociologist G. Ritzer from the perspective of eating dehumanization in the process of social interaction and communication between people. It is noted that numerous protest movements are being organized in response to global trends of McDonaldized society. The first of them is the Italian movement of Slow Food as opposed to the global transmission of McDonald’s principles. The second one is freeganism (i.e. search for food and things in the trash); it is an anti‐capitalist protest movement aimed at drawing attention to the acute problems of hunger, poverty and excessive food production. The author presents a sociological interpretation of the described protest movements and analyzes this philosophy in the USA and in European countries. However, freeganism principles, ideas and philosophy have found response in Russia as well. The test provides the analysis of the content of networks records made by freegans, i.e. users of the Russian social network VKontakte, which reveals two distinct categories of population in relation to the search of things in the trash. This analysis allows to make judgment of the certain confidence level, as well as of social and civic activity of counter‐cultural freegans’ movement. The first category involves young people from 25 to 36 who see nothing shameful in the freeganism movement. The second category involves young people of the same age group, who are reticent and prefer to remain invisible while searching things in the trash.

Текст научной работы на тему «Еда как контркультура или движение антикапитализма»

ВЕСТН И Криолог

Тема номера: Социология еды

Еда как к онтркультура или движение антикапитализма

Карпова Дарья Николаевна -

преподаватель кафедры социологии, Московский Государственный университет международных отношений МИД РФ, Москва.

E-mail: d.n.karpova@yandex.ru

ВЕСТНИ $4™'''"'"

чип .оциологии

66

Еда как контркультура

или движение антикапитализма

Аннотация

В статье1 рассматривается проблематика еды как маркера современного капиталистического общества, которому свойственны принципы сверхпотребления, быстрого питания, стандартизации и предсказуемости. Автор анализирует концепцию макдональдизированного общества американского социолога Дж. Ритцера с позиции дегуманизации процесса принятия пищи как социального взаимодействия и коммуникации людей. Отмечено, что в ответ на глобальные тренды макдональдизированного общества образуются многочисленные протестные движения. Первое, итальянское движение Slow Food (медленная еда) как течение против глобальной трансмиссии принципов ресторана «Макдональдс». Второе, фриганизм (поиск продуктов питания и вещей на помойках) как антикапиталистическое протестное движение с целью привлечь внимание к острой глобальной проблеме голода, нищеты и чрезмерного производства продуктов питания. Автор предлагает социологическую интерпретацию описанным протестным движениям и рассуждает об их философии в США и странах Европы. Однако принципы, идеи и философия фриганизма нашли отклик и в России. В тексте анализируется содержание сетевых записей

I WWW и п

фриганов - пользователей российской социальной сети Вконтакте, в ходе чего были выявлены две явные категории граждан по отношению к поиску вещей в помойках. По данному анализу можно судить об определённом уровне уверенности в своём убеждении и социально-гражданской активности членов контркультурного движения фриганов. Первая категория - молодые люди в возрасте от 25 до 36 лет, которые не видят ничего постыдного в движении фриганизма. Вторая категория - молодые люди этой же возрастной категории, которые стесняются показываться на глаза общественности во время поиска вещей в мусорных баках и предпочитают оставаться невидимыми.

Ключевые слова: еда, контркультура, фриганизм, мусорный дайвинг, медленная еда

Й Еда как социологическая категория является маркером

гч этапа развития общества в конкретный период времени. Так,

£ например, в традиционном обществе индивиды производили

^ лишь столько товаров и продуктов питания, сколько могли

I употребить. Такую форму докапиталистического хозяйства

немецкий экономист и социолог Вернер Зомбарт назвал расходным. «Сколько благ человек потребляет, столько и должно т-Н быть произведено; сколько он расходует, столько и должен

ПО заприходовать. Сначала даны расходы, а по ним определя-

сь

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 14-03-00710.

Производство и потребление современного капиталистического общества основаны на западных стандартах сверхпотребления и ориентированы на рынок, принципы которого порождают нерациональное расходование еды.

Цивилизация «мусорной корзины» естественным образом порождает движения против глобальной трансмиссии принципов макдональдизированного общества - Slow Food, а также антикапиталистическое протестное движение с целью привлечения внимания к острой глобальной проблеме переизбытка товаров, голода и нищеты - фриганизм.

ются доходы» [Зомбарт 1994: 13]. Производство и потребление современного капиталистического общества основаны на западных стандартах сверхпотребления и ориентированы на рынок, принципы которого порождают нерациональное расходование еды. Конвейеры транснациональных корпораций в пищевой промышленности и агропромышленного комплекса по производству полуфабрикатов выпускают в сотни раз больше еды, чем необходимо для нормального существования общества, оставляя без внимания неразвитые страны, миллиард жителей которых остаются за чертой бедности и голодают.

Кроме того, глобальные принципы ресторана быстрого обслуживания, зародившиеся в конце 1940-х гг. в США, распространились на все страны мира, дегуманизировав привычный ранее процесс принятия пищи. Автор концепции макдональдизации социума Дж. Ритцер отмечает, что «принципы работы ресторана «Макдональдс» начинают определять всё большее число сфер как американского общества, так и остального мира...» [Ritzer 2000: 2]. Традиционная трапеза ранее предполагала социальное взаимодействие людей, которое сегодня сведено к минимуму, ибо и посетители, и работники ресторанов быстрого обслуживания по типу «Макдональдс» становятся роботами большого конвейера [Кравченко 2014: 81]. Цель одних - быстро поесть, других - обслужить как можно больше клиентов.

Цивилизация «мусорной корзины» [Бодрийяр 2006: 66], как образно назвал современное общество французский социолог Жан Бодрийяр, естественным образом порождает движения против глобальной трансмиссии принципов макдональдизиро-ванного общества - Slow Food, а также антикапиталистическое протестное движение с целью привлечения внимания к острой глобальной проблеме переизбытка товаров, голода и нищеты - фриганизм.

В конце 1980-х гг. в Италии зародилось антиглобальное движение Slow Food (медленная еда). Философия ставшей сегодня крупнейшей некоммерческой организации Slow Food основана на концепции качества продуктов питания. Кроме того, политика организации выступает против стандартизации меню (как элемента предсказуемости макдональдизированного производства) и противопоставлена исчезновению локальных традиций питания, забытых обычаев, обрядов и практик принятия пищи. Под эгидой борьбы за сохранение продовольственного биоразнообразия в мире Slow Food точечно работает с мелкими производителями продуктов питания, находящихся под угрозой исчезновения. Это могут быть редкие сорта фруктов, овощей, пород животных, сыров, хлеба. На официальном сайте организации размещена информация о созданных проектах «Ковчег вкуса», «Президиа», целями которых являются

Фриганизм как социальная проблема давно стал поводом для научных дискуссий на Западе.

мобилизация агропродуктового наследия мира, которому угрожает массовое производство, а также восстановление продуктового разнообразия, утраченного в ходе политики глобальной стандартизации [Официальный сайт Slow Food]. Пожалуй, самым убедительным «проектом» организации Slow Food стало основание в 2004 г. Университета гастрономических наук в Италии.

Последователями принципов работы Slow Food во всём мире становятся тысячи людей. Наиболее заметными движениями против власти транснациональных корпораций и общества массового потребления является фриганизм (от free -свободный, vegan - веганизм). В отличие от общественной организации Slow Food, движение фриганизма ещё не оформилось институционально, возможно, ввиду его специфики. Фриганами называют тех индивидов, которые отрицают принципы капиталистического производства, избегают участия в товарно-денежных отношениях, стремятся к минимизации потребляемых природных ресурсов. Фриганы открыто заявляют, что не желают быть зависимыми от принципов капитализма, поэтому добывают необходимые для жизни вещи (одежду и пищу) в мусорных контейнерах. Они называют себя последователями идеи «борьбы с расточительством» организации Slow Food. Бесплатная еда для фриганов не более чем способ удовлетворить потребность в пище, но также уверенность в том, что потребляя отходы, они приносят пользу экологии города. Ведь по данным исследования глобального перерасхода продуктов питания учёными Шведского института продовольствия и биотехнологий ООН было показано: треть произведённой в мире еды выбрасывается в мусорные баки, что составляет около 1,3 млрд тонн продуктов в год [Отчёт Продовольственной...]. Примечательно, что в развитых странах еда оказывается в мусорной корзине на этапе попадания к конечному потребителю продукта, в домохозяйствах. По подсчётам шведских учёных, в среднем один американец и европеец ежегодно выбрасывает от 95 до 115 кг пригодной еды. В то время как в странах Африки к югу от Сахары и некоторых странах Азии эта цифра составляет от 6 до 11 кг.

Фриганизм как социальная проблема давно стал поводом для научных дискуссий на Западе. Канадский социолог Джефф Шантц (Jeff Shantz), изучает историю философии фриганизма. Зачатки этого явления автор видит в первых антикапиталистических анархических движениях США 1960-х гг. В то время они были представлены маргинальными группами молодёжи, безработными, бомжами - только теми, кто добровольно исключил себя из общественных отношений. Социальное отчуждение этих контркультурных групп подкреплялось в 1990-е гг. их девиантным поведением. Они демонстративно искали себе пропитание на городских свалках

[Shantz 2005: 1]. В английском языке появилось специальное словосочетание, описывающее лазание по помойкам - dumpster diving - в прямом смысле «ныряние» в мусор. В дальнейшем движение «мусорных дайверов» приобретает политическую окраску и становится так называемой «пропагандой действия» (propaganda of the deed) как попытка сделать нечто полезное для нуждающихся в крове и питании людей и привлечь внимание политиков и общественности.

Дж. Шантц отмечает, что dumpster diving (наряду с движение Food not Bombs) является лишь частью более широкого антиконсъюмеристского движения фриганизма [Shantz 2005: 2]. Вдохновлённый «Очерком о даре» французского социолога Марселя Мосса, Дж. Шантц утверждает, что в основе фриганизма заложена идея создания альтернативы капиталистической системе, экономика дара (gift economy). С одной стороны, демонстрация фриганами экономически выгодного существования за счёт отходов других людей - одностороннее и бескорыстное действие. С другой стороны - это вызов экономике сверхпроизводства и обществу потребления. Ярким примером экономической состоятельности фриганизма стало открытие в 2013 г. первого в мире кафе для фриганов в Бостоне. Основатель заведения, студент местного Университета, собирает еду на помойках возле супермаркетов (где можно найти пригодную еду, но, например, в деформированной упаковке) и ресторанов, тщательно промывает и дезинфицирует её в домашних условиях и там же приготовленную пищу бесплатно раздаёт желающим. В планах у молодого бескорыстного предпринимателя расширить свой проект до уровня ресторана, средства на открытие которого уже пожертвовали тысячи пользователей интернета.

Принципы, идеи и философия фриганизма нашли отклик и в России. В одной из популярных социальных сетей Вконтакте (Vk.com) фриганы открыто говорят о своём общем увлечении, делятся информацией о доступных местах для dumpster diving, дают советы по дезинфекции найденных продуктов. Статистические данные о количестве активистов не поддаются точному подсчёту ни на Западе, где это движение весьма популярно, ни в России, где только зарождается. Группа российских интернет-фриганов насчитывает 298 участников (судить о том, являются ли все они активными фрига-нами, сложно). В 2014 г. одним из участников группы была организована дискуссия, вызвавшая неподдельный интерес у других её членов. Был задан вопрос: «не стыдно ли Вам заниматься собирательством (в частности рыться в помойках и подбирать с земли случайные находки?)» [Дискуссия о стыде...]. Анализ содержания сетевых записей пользователей социальной сети Вконтакте выявил две явные категории граждан по отношению к поиску вещей в помойках. Безусловно, данный

анализ не в полной мере отображает реальное поведение фри-ганов, однако по нему можно судить об определённом уровне уверенности в своём убеждении и социально-гражданской активности членов группы. Первая категория (самая многочисленная) - молодые люди в возрасте от 25 до 36 лет, которые не видят ничего постыдного в движении фриганизма:

«Считаю, что ничего стыдного, но иногда ловлю себя на чём-то вроде смущения, особенно если меня за рытьём по мусорным бакам застают знакомые, соседи. Правда, сейчас это выражено в гораздо меньшей степени. Всем вопрошающим честно бы сказала, что роюсь по помойкам в поисках хороших нужных вещей, и ничего плохого тут не вижу» (Юлия, Казань);

«Подбирать что-либо с земли вообще не может быть стыдно. Что касается помойки. У нас в Одессе в них роются все, кому не лень, и это не вызывает нападок окружающих» (Максим, Одесса);

«Насчёт себя могу сказать, что не испытываю особого дискомфорта, когда занимаюсь собирательством. Когда задают вопросы, стараюсь всё доходчиво объяснять. Часто ловлю на себе взгляды прохожих или знакомых, если иду с ними, но я приняла следующую тактику: я отшучиваюсь, когда вижу, что возникает напряжение после моего акта фриганизма, и, знаете, несколько раз после этого мне даже начинали помогать искать интересные вещи» (Лидия, Люберцы);

«Абсолютно не стыдно. Стыдно хорошие вещи внутрь ящика засовывать. А неподходящие мне вещи раздаю знакомым, отношу на фримаркет, на сайты типа дарудар или просто оставляю в подъезде на чистых местах около мусорки» (Эсгалэль, Санкт-Петербург);

«Мне никогда не стыдно, главное гигиена и чувство меры, а что скажут соседи или знакомые, они только позавидовать могут находкам» (Екатерина, Солнцево);

Дамы, господа, - когда речь идёт о выживании, когда голод уже доводит едва ли не до агонии - какой уж тут стыд?!» (ник «Доктор Штольц», неизвестный город).

Вторая категория (малочисленная) - фриганы, которым стыдно за совершаемые действия:

«Неудобно попасться родственникам или знакомым, в маленьком городе это актуально. По работе тоже напряг может возникнуть. Я работаю в садике плотником, могут придраться, мол, антисанитария, детское учреждение» (Алекс, Невьянск^;

«Бывает стыдно, и в контейнер мусорный - не полезу» (Виктория, Великий Новгород).

Большинство фриганов в России могут открыто говорить о своей социально-гражданской позиции и антикапиталистических убеждениях.

Российские фриганы строго соблюдают международные принципы фри-ганизма: лишнего не берут (чтобы не выбрасывать), делятся находками с другими фриганам, оставляют на мусорных площадях после себя порядок.

Безусловно, поведение первой категории фриганов может вызвать осуждение со стороны общества. Однако, как стало понятным из анализа интернет-дискуссии, большинство фриганов в России могут открыто говорить о своей социально-гражданской позиции и антикапиталистических убеждениях. Кроме того, фриганизм как процесс поиска и употребления пищи обладает объединительной функций сплачивания людей из разных городов. Еда в данном случае воспринимается не как субстанция, способная утолить жажду или голод, но как новая форма межличностной коммуникации и социализации. Георг Зиммель в «Социологии трапезы» описывает, как человек связан посредством еды с другими людьми: «Совместная еда и питье даже арабов, находящихся в смертельной вражде, превращала в друзей, порождала огромную социализирующую силу, которая давала возможность создавать представление об общности тела и крови» [Зиммель 2010: 188].

В ходе анализа дискуссий было выявлено также, что российские фриганы строго соблюдают международные принципы фриганизма: лишнего не берут (чтобы не выбрасывать), делятся находками с другими фриганам, оставляют на мусорных площадях после себя порядок. Пожалуй, единственным отличием российских фриганов от западных (строгих веганов!) в том, что первые предпочитают искать и мясные продукты также. Таких активистов принято называть меганами (mea-gans от meat - мясо).

Российская социологическая мысль пока не дала научного определения фриганизма как социального феномена, однако считаем возможным определить его через социологическую категорию контркультуры как образа жизни отдельной группы индивидов, целенаправленно и осознанно противопоставляющих себя и своё поведение доминирующей в обществе культуре потребления.

LO тН

о

I

5°. d) Н и

Библиографический список

Бодрийяр Ж. 2006. Общество потребления. М.:

^ Республика, Культурная революция. 269 с.

|| ^ Дискуссия о стыде искать вещи и еду в помойных

1| [5 баках, организованная в социальной сети Вконтакте. URL:

https://vk.com/topic-76066932_31257753 [Дата посещения: 25.08.2015].

S Зиммель Г. 2010. Социология трапезы // Социология:

1 *— теория, методы, маркетинг. № 4. С. 187-192. и ^

2 qi Зомбарт В. 1994. Буржуа. М.: Наука. 403 с.

Кравченко С. А. 2014. Социокультурная динамика еды. М: МГИМО-Университет. 195 с.

Отчё т Продовольственной и сельскохозяйственной Организации ООН. URL: http://www.fao.org/ag/ags/ agsdivision/publications/publication/en/c/74045/ [Дата посещения: 24.08.2015].

Официальный сайт «Slow Food». URL: http://slowfood. com [Дата посещения: 24.08.2015].

Ritzer G. 2000. The Mcdonaldization of Society. Newbury Park, CA: Pine Forge Press. 320 p.

Shantz J. 2005. One Person's Garbage. Another Person's Treasure: Dumpster Diving, Freeganism, and Anarchy // VERB. Vol.3. P. 1-11.

Food and Counterculture or Anti-capitalist Movement

Karpova Daria Nikolaevna

Lecture of Sociological Department of the Moscow State University of International Relations, Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russia. E-mail: d.n.karpova@yandex.ru

Abstract. The article1 considers food problem as a marker of the contemporary capitalist society based on the principles of overconsumption, fast food, standardization and predictability. The author analyzes the McDonaldized society concept put forward by the American sociologist G. Ritzer from the perspective of eating dehumanization in the process of social interaction and communication between people. It is noted that numerous protest movements are being organized in response to global trends of McDonaldized society. The first of them is the Italian movement of Slow Food as opposed to the global transmission of McDonald's principles. The second one is freeganism (i.e. search for food and things in the trash); it is an anti-capitalist protest movement aimed at drawing attention to the acute problems of hunger, poverty and excessive food production. The author presents a sociological interpretation of the described protest movements and analyzes this philosophy in the USA and in European countries. However, freeganism principles, ideas and philosophy have found response in Russia as well. The test provides the analysis of the content of networks records made by freegans, i.e. users of the Russian social network VKontakte, which reveals two distinct categories of population in relation to the search of things in the trash. This analysis allows to make judgment of the certain confidence level, as well as of social and civic activity of counter-cultural freegans' movement. The first category involves young people from 25 to 36 who see nothing shameful in the freeganism movement. The second category involves young people of the same age group, who are reticent and prefer to remain invisible while searching things in the trash. Keywords: food, counterculture, freeganism, trash diving, slow food

References

Bodriyar J. Obshchestvo potrebleniia [Consumer Society]. Moscow, Respublika, Kul'turnaia revoliutsiia 2006. 269 p.

Zimmel' G. Sotsiologiia trapezy [Sociology of Meal]. Sotsiologiia: teoriia, metody, marketing, 2010, no 4, pp. 187-192.

Zombart V. Burzhua [Bourgeois]. Moscow, Nauka,1994. 403 p.

1 This work was carried out with the Russian Humanitarian Scientific Fund financial support, grant No. 14-03-00710.

Kravchenko S. A. Sotsiokul'turnaia dinamika edy [Socio-cultural dynamics of Food]. Moscow, MGIMO-University, 2014. 195 p.

Ritzer G. The Mcdonaldization of Society. Newbury Park, CA, Pine Forge Press, 2000. 320 p.

Shantz J. One Person's Garbage. Another Person's Treasure: Dumpster Diving, Freeganism, and Anarchy. VERB, 2005, Vol. 3, pp. 1-11.

Ofitsial'nyi sait «Slow Food» [Official website]. URL: http://slowfood. com [date of visit 24.08.2015].

Otchet Prodovol'stvennoi i sel'skokhoziaistvennoi Organizatsii OON [Report of Food and Agriculture Organization of United Nations]. URL: http://www.fao.org/ag/ags/agsdivision/publications/publication/ en/c/74045/ [date of visit 24.08.2015].

Diskussiia o styde iskat' veshchi i edu v pomoinykh bakakh, organizovannaia v sotsial'noi seti Vkontakte [Vkontakte.com discussion on the topic of freeganism] // BKoHTaKTe. URL: https://vk.com/topic-76066932 31257753 [date of visit 25.08.2015].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.