Научная статья на тему '«Мусорный» ландшафт современной культуры'

«Мусорный» ландшафт современной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1071
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / МУСОР / «МУСОРНАЯ ЭСТЕТИКА» / ТРЭШ-АРТ / МЕДИАМУСОР / “GARBAGE АESTHETICS” / CONSUMER SOCIETY / WASTE / THRASH ART / MEDIAMUSOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Осипова Нина Осиповна

В статье рассматривается символика мусора как одного из знаков современной цивилизации и современной культуры. Показан процесс расширения символического поля мусора от значения бытовой грязи и отходов в сторону его «эстетизации» в постмодернистском сознании, с одной стороны, и внедрения в социокультурное и интернет-пространство - с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Rubbish” landscape of the contemporary culture

The article studies garbage as one of the signs of modern civilizatio, and one of the symbols of contemporary culture. The author shows us, on the one hand, the expansion of the symbolic field of debris from the concept of everyday dirt and waste to its аesthetic value in the postmodern mind, and, on the other hand, its introduction to the social, cultural and Internet spheres.

Текст научной работы на тему ««Мусорный» ландшафт современной культуры»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 316.728

Н. О. Осипова

«МУСОРНЫЙ» ЛАНДШАФТ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривается символика мусора как одного из знаков современной цивилизации и современной культуры. Показан процесс расширения символического поля мусора от значения бытовой грязи и отходов в сторону его «эстетизации» в постмодернистском сознании, с одной стороны, и внедрения в социокультурное и интернет-пространство - с другой.

The article studies garbage as one of the signs of modern civilizatio, and one of the symbols of contemporary culture. The author shows us, on the one hand, the expansion of the symbolic field of debris from the concept of everyday dirt and waste to its аesthetic value in the postmodern mind, and, on the other hand, its introduction to the social, cultural and Internet spheres.

Ключевые слова: общество потребления, мусор, «мусорная эстетика», трэш-арт, медиамусор.

Keywords: consumer society, waste, "garbage аesthetics", thrash art, mediamusor.

В ряду феноменов, функционирующих в пространстве современной культуры, особое место отводится явлениям, онтологический и семиотический статус которых позволяет говорить о них как о доминантах, включенных в образ мира человека и характеризующих его повседневное сознание. К таким семиотизированным компонентам относится мусор (грязь, помойка). Примечательно, что, несмотря на то что указанные явления нашего быта входят в систему оппозиций своего/чужого, чистого/грязного, здорового/больного, восходящих к архаической культуре, а грязь и мусор были неотъемлемым элементом городской среды и в исторически более ранние периоды, именно в XX—XXI вв. мусор и все, что с ним связано, приобрело знаковый характер [1]. Если в истории мусор вполне органично входил в жизненное пространство человека и воспринимался им как естественное явление, относящееся к сфере человеческого быта, то впоследствии человек (в силу постепенной своей «окультуренности», формирования дихотомии бытие/быт) в ходе ос-

© Осипова Н. О., 2011

воения антиномии культура/вне-культура изгнал все, что связано с мусором и его объектами, на периферию своего существования. В то же время эта ситуация сопровождается парадоксом, близким, возможно, и экологическим аспектам: мусор и хлам из просто выброшенных вещей превратились в символы, наполненные множеством коннотаций и семантических сдвигов. Во многом это связано с расширением пространства символического в современной культуре, порождением новых универсалий цивилизации, которые приобретают философский характер и все чаще становятся предметом осмысления философов, социологов, культурологов. Мусор стал еще и символом современной цивилизации, так как общество потребления порождает одновременно и общество выбросов, и чем выше уровень потребления, тем выше уровень отбросов этого общества. Общество, будучи бессильным перед наступлением «мусорной» цивилизации, стоит перед необходимостью «окультуривать» сам мусор, вводя его в цивилизационное пространство [2]. Не следует игнорировать и тот факт, что в генезисе подобная «победа» над мусором встречалась в древних культурах. Так, в числе подвигов Геракла как культурного героя фигурирует очистка Авгиевых конюшен — сам факт чистки, поставленный в ряд с другими подвигами Геракла, определяет перечень цивилизационных характеристик, отраженных в мифе. Кроме того, мусор является неотъемлемым компонентом многих ритуалов, выполняя сакральные функции. То, что мы называем «мусором», расширяет свою кон-цептосферу: заурядный бытовой мусор возвращается в сферу повседневной и художественной культуры через языковой «мусор» (не случаен в этом контексте феномен «слов-паразитов», языка «падонков», бездумного использования иноязычных слов, засилье которых убивает литературный язык), космический мусор, систему се-конд-хендов, художественное творчество, «мусорные» субкультуры, моду, т. н. «мусорную эстетику» Интернета и т. д. Вещи, которые составляют многоликое пространство мусорной культуры, семиотизируются, приобретая символичность. Пространство «грязного» как компонента низовой культуры в карнавальном сознании противопоставлялось «чистому», и в границах этой антиномии утверждалась идея, что именно в отходах и отбросах формируется своеобраз-

ная модель катарсиса. Онтологизация «низового», которой мы обязаны классическому реализму XIX в. (Золя, Мопассан, Достоевский, Толстой и др.), передав своеобразную эстафету многочисленным течениям модернизма, способствовала эстетизации мусора и грязи как способа очищения. В соответствии с этим парадоксом человек «в своем отношении к отходам и отбросам... с одной стороны, подавляет рациональность, а с другой — не отделяет себя от им же сконструированной нечистоты» [3]. Иллюстрацией этого тезиса является какой-нибудь йог, который медитирует среди кучи отбросов на окраине мегаполиса.

«Приручение» отбросов, ставших источником угрозы для человека, живущего в «постколониальной», «постъядерной», «постмодернистской», «постмассмедийной» эпохе, происходит в русле мифологизации повседневного сознания и внимания к «пазл-культуре». Именно эту теорию развивает В. Беньямин, описывая в одной из своих работ состояние культуры под названием «техника собирания мусора», в который превращаются предметы, потерявшие целостность, виртуальное пространство, построенное на «отходах».

С подобными тенденциями соотносится и формирование трэш-арта (или искусства мусора), ставшего одной из примечательных черт тематики и стилистики постмодернизма: «Подвыпивший тряпичник, собирающий мусор ранним серым утром, накалывает на свою остроконечную палку обрывки речей и клочки слов, невнятно бормоча их себе по нос, а затем бросает их в свою тележку. Случайно он подбирает куски избитых фраз со словами "люди", "сокровенность", "углубляться" и презрительно размахивает ими на легком утреннем ветру. Он — утренний собиратель мусора, но утро это — утро дня революции» [4].

Первые опыты использования мусора в художественном творчестве принадлежат дадаисту Курту Швиттерсу (1887—1948), который включал в свои коллажи отбросы городской жизни — веревки, пустые спичечные коробки, пустые консервные банки. Новое направление получило название «мерц-живопись» (от обрывка рекламы «Коммерц-унд-приватбанка», в которой сохранился клочок с концом слова — «мерц»). В дальнейшем коллажи, ассамбляжи, состоящие из отходов общества потребления, призваны были освоить новую урбанистическую цивилизацию в наиболее типичных ее символах, сближая высокое и обыденное. Впоследствии в творчестве Р. Раушенберга, К. Олденбурга, Э. Уорхола, художников «реди-мейда» Т. Денингера, Нека Сэй-ни, Э. Ландберг, Ч. Кауфмана, Г. Петтер, И. Кабакова, представителей стрит-арта (К. Силва) мусор и хлам приобрели еще более изощренное

художественное воплощение. Чем оригинальнее встраивается мусор в изобразительное искусство, тем креативнее считается мастер. Так, Г. Петер создает двух- и трехмерные работы из обрывков газет, Ч. Кауфман рисует яркие, жизнерадостные картинки на раздавленных жестяных банках от пива, Нек Сэйни создает скульптуры из строительного мусора.

«Мусорное» искусство относят к направлению, которое называется энвайронментальным искусством (от английского environment — окружающая среда), внутри которого и выделяют трэш-арт. Творчество художников направлено на привлечение внимания человечества к защите окружающей среды: «Для человечества наступило критическое время. Сложная экологическая обстановка свидетельствует о том, что планета сейчас нуждается во всей помощи, которую мы можем предложить. И если мои работы помогут хотя бы части людей осознать этот факт и изменить свое отношение к окружающей среде — это дело уже стоит того, чтобы им заниматься» [5]. В то же время здесь есть и чисто эстетический фактор, связанный с креативным отношением к среде и возможностью её эстетического пересоздания. Творчество таких представителей трэш-ар-та, как британцы Тим Ноубл и Сью Вебстер, совмещает трэш-арт и театр теней. Под лучом прожектора бесформенные кучи мусора превращаются в причудливые фигуры.

Британские художники Тим Ноубл и Сью Вебстер соединили трэш-арт и театр теней, пропуская свет через мусорную кучу, в которой при специальном освещении можно увидеть причудливые фигуры, пейзажи, образы и др. А. К. Ол-денбург в своих коллажах «мусорного города» считает себя поэтом городского ландшафта, созданного мусором: «Обыкновенные чемоданы превратились в скульптуру на моих глазах, и я увидел уличные отбросы как тщательно разработанные непредумышленные композиции» [6].

В этом направлении работает и австралийский дизайнер и художник Джон Дальсен, который создает скульптуры, картины и инсталляции из пляжного мусора. Материалом его работ стали обломки пластика всех цветов, а результатом этого творчества — серия скульптур «Тотемы» (выброшенные пляжные тапочки и бутылки), «Принты» (разноцветный пластик). Искусство должно шокировать и удивлять, полагает художник, а мусор — самый дешевый материал, который всегда под рукой в огромном количестве.

Российское современное искусство тоже приобщается к «мусорной» эстетике, одновременно обращая внимание на глобальные экологические проблемы.

В середине 1980-х большой резонанс имели «Веревки» И. Кабакова, представлявшие нани-

занные на 16 веревок всевозможные мелкие вещи (обрывки тряпок, окурки, огрызки карандашей и т. д.), сопровождаемые обрывками надписей и не связанные друг с другом. Эта была прямая метафора мусора, выставленного на обозрение «цивилизованной» зрительской аудитории. Такая же куча мусора красовалась в рядом стоящем мусорном ящике. Языковой мусор из нецензурных выражений и сленга достойно венчает всю композицию, отражающую целый спектр значений — от ничтожности и пародийности современного искусства до эпатажности и неприятия абсурдности быта [7].

Добавим к этому, что в 2008 г. в Кронштадте состоялся международный Экологический фестиваль, в рамках которого прошел симпозиум по созданию арт-объектов из промышленных и бытовых отходов.

«Мусорное искусство», или трэш-арт, не ограничивается изобразительными формами искусства — термин за короткое время «прижился» и по отношению к кинематографу, и по отношению к музыке, к моде, типу поведения и т. д. Все они объединены понятием трэш (англ. «мусор», «дрянь»), выразительницей которого в современном субкультурном сознании выступает Одри Китчинг, провозгласившая трэш как все то, что разрушает общепринятые представления о хорошем вкусе, воспитании, нечто сделанное наспех, из подручных материалов. Привлекательность «трэш-арта » объясняется его непредсказуемостью, издевательством над общепризнанными стандартами, в чем он противопоставляет себя гламуру, объявляя себя анти-гламуром. Сочетание разных стилей всех времен, яркость и оригинальность без закрепленности за чем-то единым привели к тому, что термин постепенно внедрился в различные направления: музыку (трэшкор, или фасткор, крос-совер-трэш, трэш-метал и др.), кино (trash-movies), литературу. В частности, довольно четко определены признаки trash-movies, отличающихся грубостью, бесцеремонностью, нарочитым дебилизмом, намеренной нереалистичностью, связанной с потоками искусственной крови, грубыми декорациями, установкой на «плохое» кино. Поначалу trash-movies и означал «плохое кино», но со временем стал восприниматься как противодействие «залакированному» Голливуду. Чаще всего фильмы подобного жанра создаются на фантастические и условно-картонные сюжеты, они отличаются малобюджетностью, дурным вкусом, низким уровнем режиссуры. Киноведы называют в этом ряду «Тварь из Черной лагуны», «Невероятно уменьшающийся человек» и «Тарантул» Дж. Арнольда, «Магазинчик ужасов» Р. Корма-на. Сформировавшись в послевоенные годы (на волне прихода малобюджетного кинематографа), достигнув апогея в 1950-е и, казалось бы, сойдя с

экрана, эстетика trash-movies, реанимировалась, заполнив видеотеки 1980-х, удовлетворяя потребность зрителей в грубости и грязи, с одной стороны, и отвечая постмодернистской игре и иронии, стебу, пародийности — с другой. Возник даже термин «трэшмейкер », который противопоставлен режиссеру по принципу «профессионализм/непрофессионализм» (или, скорее, антипрофессионализм). Квинтэссенцией «мусорного кино» стал вышедший в 1987 г. американский фильм Джеймса Муро «Уличный мусор» («Street trash»), который позиционировался в прокате в жанре «ужасы, комедия» и, кстати, был даже удостоен награды в номинации «За режиссуру» на Брюссельском кинофестивале фантасмагорических фильмов. Сюжет (очень фрагментарный) из жизни американских бомжей отличается цинизмом и жестокостью. В его основе — ситуация, связанная с тем, что хозяин винной лавки находит у себя ящики с алкогольным напитком под названием «гадюка». Пойло немедленно за гроши продается окрестным бомжам, которые, выпивая его, мучительно умирают, предварительно совершая умонепо-стигаемые по своей жестокости поступки. Кинокритики, анализирующие «Уличный мусор», находят следы trash-movies у таких режиссеров, как Кемерон, Тарантино, Линч, и других режиссеров постмодернистского кинематографа, что вполне естественно, особенно в контексте интертекстуальности, связанной с цитацией текстов «шедевров видесалонов» 1980-х, заполненных трэшами.

Кроме того, стилистика trash-movies обнаруживает свою связь с «панк-культурой» и иными субкультурными тенденциями [8]. В частности, одна из тенденций последних лет связана с формированием субкультуры фриганов, характерной в основном для высокоразвитых стран. Движение фриганства, или фриганизма (от англ. «free» — бесплатный и «vegan» — полный вегетарианец), включает молодых (и не очень) людей среднего класса, которые, имея работу (порой высокооплачиваемую), приличное жилье, тем не менее добывают продукты, одежду, бытовую технику в мусорных контейнерах и на помойках. Основу фриганизма составляют идеалы экологической чистоты и антиглобализма. В числе инициаторов движения была группа «Еда вместо бомб» (Food Not Bombs), члены которой кормили бездомных извлеченными из мусорных баков просроченными, но вполне пригодными для питания продуктами.

Большую часть фриганов составляют вполне образованные люди, в основном левой ориентации, считающие, что, если во многих странах народ умирает от голода, выбрасывать продукты, вполне пригодные для употребления, — преступление. А если учитывать, что, по данным Агентства по охране окружающей среды, еже-

годно в США выбрасывается более 250 млн тонн мусора, то субкультуры такого типа пропагандируют общество «вне потребления». Фриганство, таким образом, это своеобразная модель поведения, идеология, общественное движение, направленное против общества потребления. Материалы, размещенные на специальных сайтах фриганов (в частности www.freegan.info), предоставляют конкретные практические инструкции по поискам наиболее «вкусных» помоек, времени выноса отходов в магазинах и ресторанах, предлагают кулинарные рецепты приготовления блюд из «мусорных» продуктов. Организуются даже специальные «трэш-туры» по крупным европейским городам с приложением специальных карт (сами фриганы называют свою деятельность «мусорным дайвингом»). Все это являет собой пример ритуального действа, участники которого, преодолевая хаос, пытаются организовать мир по новым законам. Ультимативная форма борьбы с мусором облекается во вполне последовательную идеологию, а мусор из монстра-врага превращается в участника социокультурного процесса.

В продолжение темы универсализации мусора в культуре остановимся на одной из наиболее репрезентативных его форм, связанных с информационным обществом — т. н. медиамусоре (символическом хламе Интернета). Сформировавшийся еще в 1990-е штамп «Интернет — информационная помойка» отражал результат глобализа-ционных процессов, происходящих в пространстве обмена и передачи информации глобальных коммуникативных сетей, в которых, как на свалке, громоздится информация двадцатилетней уже давности. Закономерно предположить, что еще через 20 лет Интернет превратится в огромную свалку с неутилизованными отходами. Примечательно, что в контексте этой метафоры формируется своё семантическое «ядро», вокруг которого складывается знаковое поле «мусорных» понятий: спам, вирус, мем и др., активно влияющих на наше сознание [9].

Спам как агрессивная составляющая медиального мусора [10], включающая рекламу, множественные ошибки, похожие на бред цитаты, наличие опечаток, баннеры с пустыми сообщениями, — вот далеко не полный перечень спама, который подстраивается, мимикрирует то под визуальную поэзию, то под рисование символами, то под автоматическое письмо, то под поэзию вообще (в частности, вызывая к жизни такие понятия, как «спам-поэзия» и «споэты», «спаме-ры») [11]. Эстетизация мусора, о которой шла речь выше, в полной мере относится и к спам-му-сору, «возвышающемуся в ранг эстетического объекта» в попытке «особой предрасположенности бесполезного к тому, чтобы перейти в раз-

ряд прекрасного» [12]. Использование сюрреалистического термина «автоматическое письмо» устанавливает связь между помойкой-интернетом и беспорядком в человеческом сознании.

Исследователи и пользователи сетевой культуры пытаются даже классифицировать компоненты «медиамусора», подобно тому, как активный пользователь городской помойки разделяет разные виды мусора. «Упорядочивание» мусора есть один из способов его «приручения» — возможно так легче в перспективе его утилизировать.

В качестве наиболее распространенных видов медиамусора (иногда их называют разновидностями спама) называют следующие [13]:

— Flood - флуд. Именуется еще «мусорным ветром» (от англ. flood — поток, потоп). Флуд — это спам, но публичный, проникающий в конференции, чаты и представляющий поток бессмыслицы, заполняющий коммуникативное пространство. В хакерской терминологии флуд — это автоматически вспроизводимый трафик, забивающий сетевые каналы. «Зафлудить»— значит не только завалить конференцию сообщениями, но и ошеломить кого-либо неожиданными сведениями.

— Офтопик (от англ. off topic) — «любое сетевое сообщение, выходящее за рамки заранее установленной темы общения» [14]. Это многочисленные письма, внедренные в почтовые рассылки, группах новостей, веб-форуме и др., не связанные с темой и нарушающие сетевой этикет.

— Троллинг (от англ. trolling) — размещение в Интернете (на форумах, в группах новостей и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, оскорбления, войну и т. п.

В интернет-терминологии «тролль» — человек, который размещает грубые или провокационные сообщения в Интернете, мешает обсуждению или оскорбляет его участников [15]. Особенностью троллинга является то, что его цель — привлечение внимания к собственной персоне. Иногда путем троллинга уводится внимание от острых тем, происходит выброс клеветы, компромата, слухов и т. д.

С начала XXI в. интернет-тролли стали образовывать собственные сообщества и организации, делясь опытом по наиболее эффективному разжиганию конфликтов. Сейчас любой популярный форум, группа новостей рано или поздно сталкиваются с троллями и троллингом. Цель «тролля» во многом провокативная, и она достигается за счет вовлечения пользователей в перепалку. Отсюда частая в интернет-культуре фраза «не кормите троллей».

— Интернет-мем (англ. Internet meme) — любая фраза или информация, отличающаяся бессмысленностью и проникающая в Интернет

по электронной почте, на форумах, в блогах и др. Как следует из наблюдений, к мемам относятся не только слова, но и изображения, а в последнее время к интернет-мемам стали относить еще и языковое пространство Интернета (в частности, язык «падонков»).

— Интернет-вирусы, происхождение и размножение которых генерируется сегодняшними компьютерными технологиями, разрушающими систему, а значит, и процесс коммуникации (подробный анализ их не входит в задачу нашего исследования).

Примечательно, что сам факт классификации медиамусора, предпринятый исследователями интернет-культуры, свидетельствует о том, что виртуальный мусор является столь же естественным явлением нашей повседневной культуры, как и помойка за домом: подобно мусору, заполнившему нашу планету, он стал естественным спутником не только нашего быта, но и нашей работы, а следовательно, неотъемлемой частью и нашего социокультурного пространства.

В ограниченных рамках статьи невозможно охватить все аспекты, связанные с таким явлением, как «мусорная культура», — каждое из обозначенных здесь явлений может стать объектом самостоятельного исследования. Задача заключалась в том, чтобы показать вектор процесса онтологизации и символизации одного из компонентов современной культуры, в которой хлам и мусор приобретают характер своеобразного эстетического дискурса.

Примечания

1. Этой проблеме, в частности, была посвящена конференция в Варшаве в рамках проекта «Мотивика и мифологемика XIX-XX века» под названием: «Мусор в быту, в языке/культуре и в искусстве/литературе. Материалы этой конференции нашли отражение в сборнике: Utopia czistosci I gory smieci (Утопия чистоты и горы мусора) // Studia Litteraria Polono-Slavica. Т. 4. Warszawa, 1999. Большая часть материалов сборника посвящена реализации «мусорной» символики в литературе. Между тем в течение следующих лет проблема обрела новое осмысление, что позволяет расширить ее границы.

2. См. в связи с этим: Бердникова О., Ткач О. «Грязная деревня» и «замусоренный город» (обыденные практики обращения с мусором в разных сообществах) // Антропологический форум. 2008. № 8. С. 338-352.

3. Смирнов И. Хлам текстов (мусор, эмоции и философия). URL: htpp//www.ruthenia.ru/logos/ number/1999_02_13htm

4. Гидеман-Бартелс X. Примечания // Беньямин

B. Собр. соч.: в 3 т. Т. 3. Франкфурт-на Майне, 1978.

C. 225. Цит. по: URL: http://www.mediaartlab.ru/books/ east/look/russian_version/texts/trash-art_in_the_age_ of_Digital_Ash.htm

5. Джон Дальсен: искусство творить из мусора. URL: http://www.kulturologia.ru/blogs/230909/11522/

6. Цит. по: Гончаренко Н. Искусство мусора. URL: htpp://artpages.org.ua

7. Основательную культурологическую интерпретацию этого ассамбляжа, в т. ч. и в русле интересующей нас темы предлагает А. Раппапорт. См. его ст.: «Веревки» Ильи Кабакова. Опыт интерпретации концептуалистского ассамбляжа // Сов. искусствознание. 1990. № 26. С. 33-61.

8. В кодексе хакеров, например, установка на небрежность, нечистоплотность утверждается как атрибут этой субкультуры.

9. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003.

10. Спам (англ. spam) - слово, составленное из букв сочетания «Hormel's Spiced Ham» (ветчина со специями). SPAM - это дешевые консервы, разработанные в 1937 г. фирмой Hornel Foods. Фирма объявила конкурс на лучшее название новому продукту, в котором победил радиоактер из Нью-Йорка Кеннет Денью, предложивший назвать тушенку звучным словом СПАМ. Фирма предлагала рецепты приготовления блюд из СПАМА. Во всех дешевых кафе меню содержало «спам» во всех видах. По другой версии, рекламная кампания, проведенная Hornel Foods, была так навязчива, что ее можно было увидеть в каждой газете, на стенах домов, по радио. Когда предприимчивые коммерсанты стали размещать рекламу в конференциях Usenet вне зависимости от того, подходила эта реклама к теме конференции или нет, такие сообщения стали называть спамом. Ярлык закрепился, и с тех пор любую незапрашиваемую информацию в Интернете (обычно письма с рекламой) называют спамом. Информация приведена по: http:// www.koryazhma.ru/usefull/know/doc

11. См. любопытную коллекцию спамов, собранную Р. Лейбовым в «Русском журнале»: Лейбов Р. Дурацкий музей. По следам интервью М. Армалин-ского // Русский журнал. Нет-культура. 03.07.2000.

12. Шмид Энрика. Поэзия: модули и векторы. Спам как аллегория медиального мусора и поэтической музы. URL: file://localhost/C:/Users/admin/Desktop/ МУС0Р/Мусор2/Топос_%20Энрика%20Шмидт.%20По-эзия_%20модули%20и%20векторы.%20Спам%20как% 20аллегория%20медиального%20мусора%20и% 20поэтической%20музы.Ьлш1

13. См. подробнее: URL: http://www.rusyaz.ru/is/ ns/flood.html

14. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E7o D1%84%D1%84%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8% D0%BA

15. URL: http://trindelka.net/forum/kultura/ trolling-t1567.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.