УДК 13+271.2+001
ФРИГАНИЗМ КАК АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ОБЩЕСТВУ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Перебейнос Алина Александровна.
Новосибирск, Новосибирский государственный технический университет, студент, [email protected].
Иващенко Яна Сергеевна.
Новосибирск, Новосибирский государственный технический университет, профессор кафедры истории и политологии; Новосибирский государственный педагогический университет, зав. каф. управления образованием, [email protected].
Аннотация. В статье рассматривается проблема появления и развития в современной культуре фриганизма. Это явление представляется в качестве аксиологической альтернативы обществу потребления. Рассматриваются процессы институционализации, ключевые идеи, установки и ценности фриганов. Делается вывод о том, что и общество потребления, и фриганизм являются крайностями, которых следуют избегать человечеству. Компромисс между этими противоположностями должен сформировать новую ноосферную аксиологию.
Ключевые слова: общество потребления, фриганизм, антиглобализм.
FRIGANISM AS AXIOLOGICAL ALTERNATIVE TO THE CONSUMER SOCIETY
Perebeinos Alina Aleksandrovna.
Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University, Student, [email protected].
Ivaschenko Yana Sergeyevna.
Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University, Professor, Department of history and political science; Novosibirsk State Pedagogical University, Head of the Department of Education Management, [email protected].
Abstract. The article deals with the problem of the emergence and development of freeganism in modern culture. This phenomenon is presented as an axiological alternative to the consumer society. The processes of institutionalization, key ideas, attitudes and values of the freegans are considered. It is concluded that both the consumer society and freeganism are extremes that humanity should avoid. A compromise between these opposites should form a new noospheric axiology.
Key words: consumer society, freeganism, anti-globalism.
Социолог и мыслитель XX века Эрих Фромм в одном из своих интервью 1958 г. говорил: «Я думаю, если вы сегодня спросите, что люди на самом деле считают счастьем, то это будет неограниченное потребление - такие вещи, я думаю, если вы
спросите людей, что такое рай, и если они будут честны, то они скажут, что это своего рода большой супермаркет с новыми вещами каждую неделю, и достаточно денег, чтобы купить всё новое. Я думаю, сегодня для большинства людей счастьем является вечно быть грудным младенцем: пить больше этого, того или другого» [1]. Слова, сказанные им в отношении одной страны более полувека назад, сейчас можно адресовать практически всему миру. В социально-гуманитарной науке такаю систему ценностей соотносят с «обществом потребления».
За последние 40 лет XX в. личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более чем в четыре раза. Нетрудно догадаться, что вместе с увеличением потребления различного рода продукции выросли и затраты природных ресурсов, идущих на ее производство, а также количество свалок, на которые вытесняются не только отходы и отслужившие предметы, но и вещи, устаревшие морально для искушенных потребителей.
В 1960-х гг. альтернативой такому мировоззрению и такой системе ценностей являлась субкультура хиппи; пол века спустя появился еще фриганизм (от сочетания слов «free» и «veganism», то есть «бесплатный» и «строгое вегетарианство»). Потребительству и глобализму в этих течениях противопоставлены антипотребительство и антиглобализм, которые оспаривают приравнивание уровня личного счастья к уровню потребления материальных благ, а также доминирование транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций. Фриганы придерживаются альтернативных жизненных стратегий, основанных на максимальной экономии ресурсов и ограниченном участии в современной экономической жизни. Для людей, не желающий углубляться в эту тему, движение выглядит просто как поиск еды на помойках людьми, у кого нет денег для ее покупки в магазинах. Однако у фриганизма есть своя история и концепция.
Само явление зародилось и получило распространение в США и практически одновременно в Европе. «Рождение» данного движения именно в Америке - в стране, с крупнейшей в мире экономикой и огромной долей потребления - являлось вполне закономерным явлением, так как на каждое действие всегда есть противодействие как закон социально-культурного равновесия.
Считается, что слово «фриган» ввёл в употребление в 1995 году Кит Макгенри - лидер анархистской некоммерческой группировки Food not bombs (она распространяет вегетарианскую еду среди бездомных и протестует против милитаризма). Нпо другой версии происхождение термина «фриган» восходит к 1960-м гг., когда анархистская уличная театральная труппа Diggers, базирующаяся в Сан-Франциско, принципиально не покупала пищу и не пользовалась платными социальными сервисами, а также раздавала «спасенные» продукты. Позже вклад в популяризацию термина внёс бывший ударник группы «Against Me!» Уоррен Оукс, который в 1999 году опубликовал манифест «Почему
фриган?». В манифесте он называет фриганизм «антиконсьюмеристской этикой питания». Однако одной едой дело не ограничивается: многие фриганы стали «добывать» предметы быта, одежду, мебель и прочее.
Одна из ключевых идей фриганизма состоит в разумном подходе к потреблению, в том, что человек должен покупать как можно меньше и использовать только то, что необходимо. Чрезмерное потребление рассматривается как бессмысленная погоня, поощряющая расточительство, жадность и неравенство. Фриганизм связан с вегетарианством и веганством. Помимо экологических и этических мотивов, это обусловлено еще тем, что мясо практически не выкидывают, а также его свойством быстро портиться. Фриганов, которые всё-таки едят мясо, называют «меганами» или «миганами» (от слова «meat» - «мясо»).
Еда и различного рода вещи, такие как одежда, различные предметы быта и даже техника, добывается дампстер-дайвингом (буквально «ныряние в мусорный бак). Главное правило фригана - не брать больше, чем сможет съесть, рационально использовать ресурсы. Излишки обмениваются на нужные вещи на блошиных рынках или фримаркетах. Денежных отношений фриганы не признают. Помимо этого, многие фриганы практикуют собирательство ягод, грибов и лекарственных растений, сами выращивают овощи и фрукты. Что касается жилищного вопроса, то здесь популярность набирает использование пустующих зданий, но такие фриганы встречаются редко и являются последователями наиболее радикальной формы фриганизма.
Следующая антитеза обществу потребления - особое отношение фриганов к работе. Некоторые из них считают, что нужно отказываться от работы или сокращать время, которое на неё тратится, так как главная цель работы для множества людей - накопление материальных ценностей. Сэкономленное время можно, по их мнению, потратить на общественно полезные действия, например, помощь родным или работу в качестве волонтеров. Многие из них работают нерегулярно или выбирают социально значимые профессии.
Помимо этого, у фриганов существует некий неписанный свод правил, своеобразный кодекс чести, следовать которому стараются все участники движения. Вот некоторые из этих правил: не брать больше, чем сможете съесть или пристроить; быть щедрым и делиться излишками с нуждающимися; не вторгаться на закрытые территории, искать только у магазинов и многоквартирных домов; не забирать что-либо из контейнеров с медицинскими отходами; соблюдать чистоту возле мусорных ящиков, оставлять их в лучшем состоянии, чем они были до их визита, чтобы облегчить труд фриганам, которые придут следующими; не забирать документы или бумаги с какими-либо записями: вмешательство в личную жизнь людей на основе находок из помойки категорически запрещается.
В 2003 году в США Адамом Вайсманом был создана организация фриганов, деятельность которой координируется на сайте freegan.info. Они устраивают
разные мероприятия, такие как фримаркеты, экспедиции по помойкам и бесплатные ужины, организуют мастер-классы. Соответствующие группы есть во многих других развитых странах.
После того как о фриганах стали говорить в СМИ, течение получило большую популярность. В России последователи этого движения появились около 10-15 лет назад. Более всего их в столице: в Москве и Санкт-Петербурге. За ними следуют жители крупных городов вроде Новосибирска, Екатеринбурга и пр. В небольших городах страны фриганизм только набирает обороты. В последнее время это явление понемногу институционализируется: кроме общего официального сайта, в Москве, например, уже создана карта пригодных для исследования помоек. Она есть в свободном доступе в сети Интернет, и любой желающий может ею воспользоваться. Карта насчитывает около 30 точек и регулярно пополняется. В Петербурге всего за 400 рублей гид проведет экскурсию по помойкам Петроградки.
В социальной сети «Вконтакте» создаются различные сообщества фриганов из разных городов России. Каждое включает от 50 до 1000 человек. Самое крупное российское сообщество, посвященное фриганизму, насчитывает около 3500 человек и объединяет фриганов всей страны. В нем люди выкладывают фотографии своего улова, делятся местоположением «хлебных» мест, обмениваются опытом, ищут компаньонов для рейдов по свалкам и просто общения.
Следующий аспект проблемы фриганизма - это общественное отношение к людям, которые копаются в мусорных контейнерах. В современном социуме по-прежнему устойчив стереотип, что человек, который роется в помойке, не может себя обеспечить, потому что он ленивый и слабый. О таком отношении можно судить по комментариям на различных форумах в сети «Интеренет».
В качестве заключения следует сказать, что и неограниченное потребление, и его минимализм в формате фриганизма являются крайностями, которых следуют избегать человечеству. Именно разумное поведение человека должно стать тем синтезом, который разрешит противоречие между тезисом (обществом потребления) и антитезисом (фриганизмом) и сформирует новую ноосферную аксиологию.
Библиографический список:
1. Архивная запись интервью с Эрихом Фроммом. [Электронный ресурс]. -URL: https://monocler.ru/intervyu-erih-fromm/ (дата обращения: 18.03.2019).
2. «Люди не понимают, видя меня на помойке». [Электронный ресурс]. - URL: https://news.ngs.ru/articles/65647661/?utm_source=ok&utm_medium=social &utm_campaign=ngs (дата обращения: 17.03.2019).
3. Freegan.info [Электронный ресурс]. - URL: https://freegan.info/ (дата обращения: 18.03.2019).
4. В Москве появилась карта помоек, из которых можно поесть [Электронный ресурс]. - URL: https://tip.by/v-moskve-pojavilas-karta-pomoek-iz-kotoryh-mozhno-poest/https://tip.by/v-moskve-pojavilas-karta-pomoek-iz-kotoryh-mozhno-poest/ (дата обращения: 17.03.2019).
5. Интеллигентный форум [Электронный ресурс]. - URL: https://intellegens.ru/forum/showthread.php?t=1592.
6. Сфриганили. Самое крупное сообщество «Вконтакте» [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/freeganhooligan (дата обращения: 20.03.2019).
7. Фриганизм: зачем люди едят просроченные продукты [Электронный ресурс]. - URL: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/239807-freegans (дата обращения: 20.03.2019).
8. Фриганская карта [Электронный ресурс]. - URL: https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=1eu-_SzW-emDtYT9eZXxnRbMu3-M&ll=55.717763297000424%2C37 (дата обращения: 18.03.2019).
9. Экскурсия по помойкам [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sputnik8.com/ru/st-petersburg/activities/16317-progulka-po-pomoykam-petrogradskoy-storony#a-description (дата обращения: 20.03.2019).