Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСЛАМЕ'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСЛАМЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ислам / христианство / конституционная культура / система права / ценности / государственная власть / сунна / иджма / кийяс / адат / Аллах / Мухаммед / мазхаб / фикх / вера / традиционное общество / правовая культура.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Каландаришвили Зураб Нодарович

Автор в своей статье анализирует аксиологические основы зарождения и развития конституционной культуры в исламе. Так, по мнению автора, аксиологические ценности, зафиксированные в нормативных правовых актах, коррелируют всегда с ценностями конфессионального порядка. В основе системы права и исламской религии лежит идентичное представление о справедливости, добре, духовности, нравственности как главных составляющих ценностных основах общества. Ценности мусульманской культуры — это не столько религиозные идеи, закрепленные в Коране, Сунне и других мусульманских источниках сколько их толкование и интерпретация в русле мусульманской философской традиции, а также результат определенного согласия внутри общества. В нормах, принципах и предписаниях ислама заключены необходимые предпосылки зарождения и развития основ конституционной культуры, которые содержат права и свободы личности и определенное ограничение государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСЛАМЕ»

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-4-174-177 КАЛАНДАРИШВИЛИ Зураб Нодарович,

NIION: 2018-0076-4/23-250 заведующий кафедрой теории

MOSURED: 77/27-023-2023-4-250 права и правоохранительной деятельности

Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат юридических наук, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: zurab.kalandarishvili@yandex.ru

КУРЕНКОВ Герасим Алексеевич,

аспирант 3 года обучения кафедры теории права и правоохранительной деятельности Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, e-mail: kurencov.spb@gmail.com

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

В ИСЛАМЕ

Аннотация. Автор в своей статье анализирует аксиологические основы зарождения и развития конституционной культуры в исламе. Так, по мнению автора, аксиологические ценности, зафиксированные в нормативных правовых актах, коррелируют всегда с ценностями конфессионального порядка. В основе системы права и исламской религии лежит идентичное представление о справедливости, добре, духовности, нравственности как главных составляющих ценностных основах общества. Ценности мусульманской культуры — это не столько религиозные идеи, закрепленные в Коране, Сунне и других мусульманских источниках сколько их толкование и интерпретация в русле мусульманской философской традиции, а также результат определенного согласия внутри общества. В нормах, принципах и предписаниях ислама заключены необходимые предпосылки зарождения и развития основ конституционной культуры, которые содержат права и свободы личности и определенное ограничение государственной власти.

Ключевые слова: ислам, христианство, конституционная культура, система права, ценности, государственная власть, сунна, иджма, кийяс, адат, Аллах, Мухаммед, мазхаб, фикх, вера, традиционное общество, правовая культура.

KALANDARISHVILI Zurab Nodarovich,

Head of the Department of Theory of Law and Law Enforcement Saint-Petersburg University of the humanities and social sciences, Associate Professor of the Department of Theory of Law and Civil Law Education Russian State Pedagogical Herzen University, candidate of legal sciences, Candidate of

Pedagogical Sciences, Associate Professor

KURENKOV Gerasim Alekseevich,

3-year postgraduate student of the Department of Theory of Law and Law Enforcement,

Saint-Petersburg University of the humanities and social sciences

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

AXIOLOGICAL FOUNDATIONS OF CONSTITUTIONAL CULTURE

IN ISLAM

Annotation. The author in his article analyzes the axiological foundations of the origin and development of constitutional culture in Islam. Thus, according to the author, the axiological values fixed in the normative legal acts always correlate with the values of the confessional order. The legal system and the Islamic religion are based on an identical idea of justice, goodness, spirituality, morality as the main components of the value foundations of society. The values of Muslim culture are not so much religious ideas enshrined in the Koran, Sunnah and other Muslim sources, but their interpretation and interpretation in line with the Muslim philosophical tradition, as well as the result of a certain agreement within society. The norms, principles and prescriptions of Islam contain the necessary prerequisites for the emergence and development of the foundations of constitutional culture, which contain the rights and freedoms of the individual and a certain restriction of state power.

Key words: Islam, Christianity, constitutional culture, system of law, values, state power, sunnah, ijma, qiyas, adat, Allah, Muhammad, madhhab, fiqh, faith, traditional society, legal culture.

Истоки конституционной культуры лежат не только в традиционных обществах, но содержатся в базовой основе религий, в том числе и в исламе.

Под конституционной культурой следует понимать созданную в результате государственно-правового развития в культурном контексте в конституционной реальности когнитивно - аксиологическую систему, включающую в себя конституционно-правовые знания, ценности, принципы нормы и правила поведения людей в обществе.

В мусульманском мире, в отличие от западного, общественные отношения регулируются традициями или «традиционными» источниками права. Основными из них являются: Коран (священная книга ислама), сунна (предписания, связанные с посланником Бога), иджма (согласованное мнение мусульманской общины) и кийяс (суждение по аналогии).При этом, исключительную роль в мусульманском быте играет адат (обычаи, правила поведения, принятые той или иной группой людей или действующие в определенной местности и соблюдаемые, главным образом, в силу привычки). Большинство мазхабов (религиозно - правовых школ) признают, что многие обычаи были включены в основные источники фикха (законодательства) — Коран и сунну [4, с.121].

В исламе Коран является религиозной, философской, идеологической и моральной основой исламской цивилизации, права и государства, исходным началом в процессе их возникновения и развития. Коран - это послание, которое Аллах передал через пророка Мухаммеда для того, чтобы каждый человек мог наладить взаимоотношения с Богом, с самим собой и с обществом, в котором он проживает и выполняет свою жизненную миссию так как того желает Бог [3, с.6].

Ислам, как и другие религии, также несет в своей основе ценностный конституционно-куль-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

турный компонент. Например, таким компонентом является сама человеческая жизнь.

В исламе жизнь воспринимается как Божий дар, как самое ценное из всего того, чем наделил Аллах (Бог, пославший к людям своего посланника Мухаммада) всякое живое существо. Дарование жизни и отнятие ее — исключительная привилегия Аллаха. Мусульманин никогда не должен забывать о том, что жизнь — Божий дар, и для него считается священной обязанностью жить насыщенной жизнью и всегда быть готовым вернуть ее назад с легкой совестью по первому требованию Всевышнего, поскольку в Коране сказано: «Он отсрочивает им до определенного предела, когда же придет их предел, они ни на час не замедлят его и не ускорят» [2].

Следующей ценностью, которую несет ислам, считается продолжение рода человеческого. Продолжение рода усматривается в двух смыслах: во-первых, это продолжение жизни, дарованной Аллахом, а во-вторых — продолжение веры как основного смысла жизни. Отсюда и пристальное внимание ислама к детальной разработке и регулированию семейно-брачных отношений. Такие явления, как искусственное прерывание беременности, т.е. аборт, эвтаназия, обеты безбрачия, а также заключение однополых браков, запрещены в исламе. Защита продолжения человеческого рода всеми средствами, которыми располагает ислам, в том числе и правовыми, приводит к укреплению института семьи. Исламская религия предусматривает наказания за прелюбодеяние [1, с.158].

Ислам выступает за свободу экономической деятельности. Его экономические принципы служат построению справедливого общества, в котором честные и ответственные люди смогли бы найти себе достойное место и заниматься праведным трудом, не основанным на коррупции, обмане, мошенничестве. Труд в исламе имеет очень боль-

шое значение. Именно результатом честного, добросовестного труда является собственность. Порицается пребывание в безделье: человек не должен быть обузой для остальных. Бесчестным поведением считается паразитирование в обществе. В исламе осуждается попрошайничество. Согласно правилам, которые подлежат неукоснительному исполнению, просить подаяние разрешено только лишь следующим категориям людей: кто находится в безвыходной нищете, кто много задолжал и кто взял на себя долг и не может выплатить его. Кроме прочего, Кораном запрещен ростовщический процент. Основополагающим принципом исламской экономики является ее функционирование на основе справедливого распределения доходов, в том числе от природных богатств, и отсутствие процентов, не основанных на реальном вложении средств либо труда. Всяческие посягательства на любую форму собственности осуждаются исламской религией [1, с.159].

В исламе понятия Аллах и государство в лице правителя неразделимы. Кроме этого, многие неизменяемые нормы исламского права - это нормы прямого действия, т.е. коранические предписания и предписания Сунны, не подлежащие пересмотру и какой-либо редакции.

Исламское право не может существовать вне предписаний религии, которые, в свою очередь, имеют форму как конкретных норм, так и ориентиров для выработки этих норм, а также оценки того или иного деяния. Грех и преступление, нарушающее религиозные нормы, в сознании мусульманина неразделимы, а любая правовая норма берет свое начало в религиозных установлениях. Понятие справедливости также уходит своими корнями в религиозные нормы и зачастую тождественно норме религии.

Если сравнивать мусульманскую религиозную мысль с христианской, то в исламской центром является Творец, а в христианской — человек.

Отсюда, исламская религиозная культура базируется на нерушимых религиозных нормах, христианская религиозная культура — на основе вечного поиска баланса между постоянными нравственными предписаниями религии и попытками их ревизии человеком.

Есть и различия в смысловом наполнении понятия «ценности», в том числе «правовые ценности», заложенные в исламской и христианской правовой традициях. Христианскую правовую традицию можно назвать «человекоцентричной». Сформирована она христианской религиозной культурой, которой не свойственна жесткая связь между религиозными ценностями и законодательными нормами.

В исламской же теоцентричной правовой традиции любая законодательная норма основана на предписаниях религии и выполняет функцию охраны той или иной религиозной ценности.

В христианской религиозной мысли понятие ценностей подразумевает их трактовку в зависимости от контекста времени. Ценности христианской культуры — это не столько религиозные постулаты, закрепленные в Писании, сколько их истолкование и интерпретация в русле христианской философской традиции, а также результат консенсуса общества.

В исламской же религиозной мысли ценности установлены предписаниями религии. Религиозные ценности, таким образом, являются ценностями правовыми. Из этих базовых различий проистекают разные подходы к трактовке прав человека в христианской и в исламской культурах.

При этом, исключительную роль в мусульманском быте играет адат (обычаи, правила поведения, принятые той или иной группой людей или действующие в определенной местности и соблюдаемые, главным образом, в силу привычки). Большинство мазхабов (религиозно - правовых школ) признают, что многие мусульманские обычаи были включены в основные источники фикха (законодательства) — Коран и сунну [4, с.122].

Но, безусловно, несмотря на наличие несопоставимых и нетождественных понятий в исламской и христианской правовых традициях, бесконфликтное существование разных религиозных цивилизаций вполне возможно. Для этого необходимы политическая и религиозная воля элит стран Запада и исламского мира по выработке общей стратегии развития конституционной и правовой культуры с учетом особенностей различных религиозных, правовых и культурных традиций, но только на основе их равноправия и взаимоуважения различных конфессий.

Таким образом, аксиологические ценности, зафиксированные в нормативных правовых актах, коррелируют всегда с ценностями конфессионального порядка. В основе системы права и исламской религии лежит идентичное представление о справедливости, добре, духовности, нравственности как главных составляющих ценностных основах мусульманского общества.

Ценности мусульманской культуры — это не столько религиозные идеи, закрепленные в Коране, Сунне и других мусульманских источниках сколько их толкование и интерпретация в русле мусульманской философской традиции, а также результат определенного согласия внутри общества.

В нормах и принципах и предписаниях ислама заключены необходимые предпосылки зарождения и развития основ конституционной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

культуры, которые содержат права и свободы личности и определенное ограничение государственной власти.

Список литературы:

[1] Бехруз Х. Правовые ценности в исламской и западной правовых традициях: сравнительно-правовой ракурс. // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. №5. - c.152-162.

[2] Коран. Сура 16 «Аль-Нахель» («Пчелы»), аят 63.

[3] Кулиев Э. На пути к Корану. М.: UMMAH, 2003. - 622 с.

[4] Цмай В.В., Боер В.М., Гинц A.A. Мусульманское семейное право - СПб.: СПбГУАП, 1999.

Spisok literatury:

[1] Behruz H. Legal Values in the Islamic and Western Legal Traditions: A Comparative Legal Perspective. // Bulletin of the U niversity. O.E. Kutafin (MSUA). 2015. No. 5. - c.152-162.

[2] Koran. Sura 16 «Al-Nahel» («Bees»), ayat

63.

[3] Kuliev E. On the way to the Koran. M.: UMMAN, 2003. - 622 p.

[4] Tsmai V.V., Boer V.M., Gints A.A. Muslim family law - St. Petersburg: SPbGUAP, 1999.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.