Абдуллаев Э. Э.
ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
2.3. ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
Абдуллаев Эльшан Эльшад оглы, аспирант кафедры трудового права юридического факультета Место учебы: Московский государственный университета имени М.В. Ломоносова
tatarenko_viktor@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются особенности мусульманского права, его своеобразие, основанное на теснейшей связи с философско-религиозным учением ислама, идейной основой которого является арабская философия. Показано влияние мусульманских традиций и обычаев на правовое регулирование и государственное строительство. Проблема исследована с позиций общей теории права, теории систем, философии, международного и трудового права.
Ключевые слова: арабская философия, мусульманское право, коран, ислам
PHILOSOPHICAL-RELIGIOUS FOUNDATIONS AND FEATURESOF ISLAMIC LAW
Abdullaev Elshan Elshad оgli, Post-graduate student of chair of the labor law of law department Study place: Lomonosov Moscow State University
tatarenko_viktor@mail.ru
Abstract: The articled is cusses the features of Islamic law, its originality, based on its close links with the philosophical and religious teachings of Islam, which is the ideological basis of Arabic philosophy.
Keywords: Arabic philosophy, Islamic law, the Koran, Islam
Арабская философия как идейная основа мусульманского права
Мусульманское право отличается значительным своеобразием, основанным на его теснейшей связи с философско-религиозным учением ислама, идейной основой которого является арабская философия, возникшая и получившая развитие в условиях арабоязычной цивилизации в период с VI11 в. до наших дней. В истории арабской философии выделяют три основных этапа:
1) классический, или средневековый (VIII-XV в.);
2) этап позднего средневековья (XVI - XIX в.);
3) современный этап (2-я половина XIX в. - ХХ в.)1
В литературе отмечается, что фундаментом арабомусульманской культуры является ислам как тотальная система регуляции1 2. В той или иной степени предметом осмысления для всех философских учений и школ арабского Востока являются фундаментальные основы исламского миропонимания. Принцип таухида (единобожия), который пронизывает текст Корана. Согласно Корану, Бог - единственный и единый, вечный, знающий, абсолютная истина. Вера в ангелов, которые служат Богу, выполняя все его указания. Вера в священные книги, посланные Богом человечеству через своих пророков. Считается, что Коран является последней священной книгой, ниспосланной Богом, существующей в первоначальном виде. Вера в пророков. Коран утверждает, что посланники Бога были среди каждого народа, и они несли религию ислам. Вера в загробную жизнь. Человек, верующий в загробную жизнь и справедливый Судный день, предостерегает-
1 Смирнов А.В. Рабочая программа по спецкурсу «Арабская философия». - Великий Новгород, 2006.С. 6.
2 Акаев В.Х. Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры.
Автореферат на соиск. уч. степ. докт. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2004. С. 3.
ся от греха, стремится совершить благие деяния.
Классическая арабская философия берет свое начало от рационального богословия (калама), возникшего в результате разделения между собственно теологией (калам) и сакральным правом (фикх)3
Мутазилиты - течение, возникшее в конце VIII в. оперировали доводами разума и логики. Они считали возможным делать заключения на основании логических выводов. Руководствуясь здравым смыслом и мотивом «пользы для общины», мутазилиты вводили новые морально-правовые нормы. В центре внимания мутазилитов был также такой имеющий непосредственное отношение к праву вопрос, как свобода воли.
Важным направлением классической арабской философии являлся перипатетизм, основанный на философских воззрениях Аристотеля и иных античных учениях, в частности - политической теории Платона, которые стали известны арабам благодаря переводам, сделанным сирийскими переводчиками. Толкование аристотелевского учения давало возможность развиваться атеистическим и материалистическим концепциям, что означало отход от буквального толкования догматов исламской религии.
В XII веке средневековая арабская философия достигла своего расцвета, который обычно связывают с именем Ибн-Рошда (Аверроэса). Основой его философского учения явились идеи перипатетизма. Талант Аверроэса проявился не только в теологии и философии, но также и в юриспруденции. Этическая концепция Аверроэса, основана на отрицании религиозного представления о бессмертии индивидуальной души. Нравственный выбор человека не обусловлен ожиданием вознаграждения или наказания на том свете. В
3 Султанов Р.И. Роль дискуссий о свободе воли в оформлении теологической этики мутазилитов (VIII-IX вв.). Дисс. На соиск. уч. степ. канд. филос. наук. - М., 1984. С. 111.
33
Социально-политические науки
12014
этом состоит контраст этики Аверроэса с этикой исламской религии.
В классический период развития арабской философии была заложена основа ее дальнейшего развития. Предметом философского осмысления становятся социальная жизнь, история, государство и право. Яркий мыслитель этого времени Ибн Халдун (1332-1406).
Социальная жизнь рассматривается Ибн Халдуном как следствие изменений в экономической сфере. Материальное богатство образуется в результате трудовой деятельности людей, создающей дополнительный по сравнению с необходимым продукт. Производство добавочного продукта порождает, в свою очередь, роскошь, стремление к ней и, как следствие, возникновение новых ремесел. Избыточный продукт становится также базой для роста населения, для развития города. Ибн Халдун считал, что человеческое общество нуждается в управлении, с помощью которого поддерживается порядок в нем, а следовательно и в праве.
В XIX веке в арабском мире большое влияние приобрели идеи просветительства - движения за устранение институтов и традиций, мешавших прогрессу, за распространение научных знаний, реформу образования и религии. Арабское просветительство связано с именем египетского писателя Рифа ат-Тахтави (18011873), отстаивавшего идеи законности, свободы, равенства. В принципах свободы и равенства, провозглашенных французскими мыслителями, ат-Тахтави видит их близость исламу, а в основах «естественного права» - сходство с шариатскими установлениями. Европейская наука не противоречит Корану и исламу и потому нужно усваивать европейские знания,- считал он.
Основные свойства и особенности мусульманского права
Имея тесную генетическую связь с философскорелигиозной системой ислама, мусульманское право как система юридических норм сложилась не сразу. На начальном этапе своего развития юридические и иные правила поведения практически не различались, так как мусульманская догматика (богословие) и правоведение тесно переплетались. Такое положение сохранялось вплоть до середины X в., когда правоведение отделилось от мусульманской догматической теологии и сформировались мусульманско-правовые школы (толки). К концу первого тысячелетия процесс складывания феодального мусульманского государства в основном завершился. Одновременно произошло и становление мусульманского права как системы юридических правил поведения, в той или иной форме защищавшихся государством.
Мусульманское право хотя и связано тесно с религией ислама, но не сливается с ней. Основное отличие норм мусульманского права в этом значении от религиозных правил поведения - их обеспеченность принудительной силой государства. Вместе с тем, мусульманское право тесно взаимодействует с религиозными и моральными нормами, с обычаями в единой системе социально-нормативного регулирования, которая может быть названа мусульманским правом в широком смысле.
Характерной чертой мусульманского права является то, что государство непосредственно не участвовало в формировании большинства его норм. Оно выполняло свою правотворческую роль косвенно - путем санкционирования выводов мусульманско-правовых толков. Роль основного источника мусульманского права
в юридическом смысле принадлежала доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая судей и налагая на них обязанность решать дела на основании учения определенного толка, Коран в этих условиях можно рассматривать как общую идеологическую основу мусульманского права, поскольку лишь небольшое число его норм исходит из «божественного откровения» и преданий о жизни Пророка (Сунны).
Общей чертой всех сложившихся в исламе соционормативных регуляторов является то, что нормативное содержание его юридических предписаний и характерные особенности их формулирования в средневековом мусульманском праве в большинстве случаев ничем не отличались от норм религиозного культа. Юридические и религиозные нормы ислама имели одни источники, сходную структуру и в значительной мере совпадающий механизм действия. Для всех отраслей мусульманского права характерна опора на религиозные догматы и защиту основ веры.
Центральное место в системе мусульманского права занимают так называемые нормы «личного статуса». Данная общность норм действует главным образом среди мусульман, хотя в современных условиях во многих мусульманских странах религиозный принцип применения не распространяется на нормы, регулирующие вопросы наследования, завещания и ограничения правоспособности.
Мусульманское гражданское право («муамалат») исходит при регулировании режима собственности из того, что верховное право на любое имущество принадлежит Аллаху. При обосновании таких действий, как национализация и аграрные реформы, широко используется предание Пророка о том, что некоторые природные объекты (например, вода и земля) не могут находиться в частной собственности. На признании верховного права собственности Аллаха на имущества основан и такой своеобразный институт мусульманского права, как вакуфное имущество, используемое для религиозно-благотворительных целей.
В соответствии с требованиями мусульманского государственного права правитель обязательно должен являться мусульманином. Значительная часть полномочий главы государства носит религиозный характер, связана с первоочередной защитой интересов ислама и контролем за исполнением правоверными своих религиозных обязанностей.
Согласно мусульманской политико-правовой теории, законодательная власть в мусульманском государстве принадлежит муджтахидам - лицам, являющимся наиболее авторитетными знатоками религиозных и правовых вопросов. Целью мусульманского государства, имеющего по сути теократический характер, провозглашаются реализация всех предписаний ислама, утверждение «мусульманского образа жизни». Так, например, в шиитской политической теории вопросы организации государства считаются предметом не правовой науки, а религиозной догматики.
В мусульманском судебно-процессуальном праве присутствуют нормы, в соответствии с которыми должность судьи могут занимать только мусульмане, строго придерживающиеся в своей личной жизни религиозных и моральных предписаний ислама. Сходные требования предъявляются и к свидетелям по большинству дел. Особое значение данная отрасль придает клятве именем Аллаха, с помощью которой ответчик может доказать свою невиновность. При этом
34
Абдуллаев Э. Э.
ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
действенность подобного способа защиты и его признание судом связываются с особенностями религиозной совести мусульманина, которая не позволяет ему лгать под страхом потусторонней божественной кары.
Мусульманское уголовное право («укубат») в качестве наиболее опасных правонарушений рассматривает посягательства на «права Аллаха», среди которых особо выделяется вероотступничество, влекущее смертную казнь. Как правило, к совершившим преступления мусульманам и представителям иных религий применялись различные меры наказания. Во многих случаях раскаяние преступника, имеющее непосредственное отношение к его религиозной совести, освобождало его от наказания. В то же время за отдельные правонарушения в качестве санкции устанавливалось религиозное искупление. Мусульманское уголовное право предусматривает применение чисто юридических санкций за неисполнение некоторых религиозных обязанностей и норм морали. Иначе говоря, в качестве правовых нередко выступают религиозноритуальные или моральные по своему содержанию нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Так, по мусульманскому праву, любой «грех», связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом.
Религиозная основа юридических норм выражается и в том, что многие исследователи полагают, что в основе обязательности юридических предписаний шариата лежат вера в Аллаха и требования мусульманской нравственности - поведение мусульманина получает прежде всего религиозную оценку, а главным средством обеспечения норм мусульманского права является религиозная санкция за их нарушение.
Видный исследователь мусульманского права Л.Р. Сюкияйнен глубоко исследовал сочетание в исламе правовых и неправовых предписаний. Он утверждал, что несмотря на прочную связь юридических норм ислама с религиозными и нравственными, их переплетение, а иногда и слияние, между религиозными и правовыми категориями имеются существенные отличия.
Анализ нормативного содержания мусульманского права позволил Л.Р. Сюкияйнену сделать вывод о том, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе как религиозной догме или системе чисто религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связаны с религией лишь те немногочисленные конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран и сунну. К ним относятся, например, нормы, регулирующие отдельные стороны брачно-семейных отношений или вопросы наследования, несколько уголовно-правовых предписаний. Они отличаются от других норм мусульманского права тем, что, по существу, совпадают по закрепленным образцам поведения с соответствующими религиозными нормативными положениями и (в отдельных случаях) нравственными требованиями, освященными исламом. Именно потому, что их религиозные «дубликаты», «двойники» закреплены в Коране и сунне, сами нормы мусульманского права этой разновидности рассматриваются как имеющие непосредственно «боже-
4
ственное происхождение» и неизменяемые .
Большая часть норм мусульманского права была
4 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1986. С. 7.
введена в оборот правоведами на основе чисто логических, рациональных приемов толкования («иджти-хад»). По признанию самих мусульманских исследователей, если Коран и сунна содержат все правила религиозного культа («ибадат»), то норм взаимоотношений людей («муамалат»), закрепленных этими источниками, очень мало по сравнению с нормативным составом мусульманского права в целом. Это значит, что большинство норм мусульманского гражданского права не связано непосредственно с божественным откровением и не имеет аналогов в системе мусульманских религиозных правил поведения. Главное их качество заключается в рациональной обоснованности и способности изменяться (развиваться) Если шариат в его основных нормах и предписаниях неизменен, то фикх, трактуемый как толкование предписаний Корана и сунны и их перевод в плоскость конкретных норм, подвижен и изменчив. Шариат как стабильная и основанная в целом на «божественном откровении» система догм и правил обязателен для всех, а фикх связывает только правоведа-муджтахида, который толкует положения Корана и сунны и формулирует на их основе юридические нормы5.
Разделение норм исламского права («фикха») на чисто культовые правила и нормы, регламентирующие поведение людей по отношению друг к другу, коренится в реальной жизни, каждая из них отличается своей спецификой регулирующего воздействия на поведение, наконец, они имеют различный статус в исламе и могут существовать относительно самостоятельно друг от друга.
Рассмотренный выше критерий разделения норм исламского права на культовые и регламентирующие поведение людей (собственно правовые нормы) имеет важное значение, но он недостаточен. По мнению Л.Р. Сюкияйнена, не менее важным критерием является практика действия различных норм и обеспечения их государством6.
Данный подход позволяет также установить соотношение мусульманской правовой доктрины, мусульманского учения о праве и самого действующего мусульманского права в юридическом смысле. Ведь к мусульманскому праву могут быть отнесены отнюдь не все нормы, зафиксированные в Коране и сунне и, по религиозной догме, рассчитанные на регулирование взаимоотношений людей, либо разработанные мусульманскими правоведами. Будучи закрепленными в священном писании, преданиях или трудах муджтахи-дов, они прежде всего являются нормативнорелигиозными предписаниями или моментом мусульманско-правовой идеологии. А правом в полном смысле становятся лишь те из них, которые, опираясь на поддержку государства и выражая государственную волю господствующих социально-политических сил, реально направляли поведение людей, стабильно соблюдались, являлись образцами (масштабными) типичного поведения и выражали потребности общественного развития, меру свободы и справедливости, достигнутые на определенном рубеже прогресса общества. Данный критерий приобретает ключевое значение для выделения именно правовых норм. Можно
5 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1986. С. 16.
6 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1986. С. 31.
35
Социально-политические науки
12014
полагать, что мусульманская догматика и религиозные правила поведения, прежде всего культовые - это те положения, которые содержатся в Коране и Сунне и толкуются мусульманскими богословами и правоведами. В отличие от них мусульманское право в собственном смысле включает не просто известный комплекс предписаний, закрепленных в Коране и сунне или введенных юристами на основе иджтихада, а реально действующие и поддерживаемые государством нормы.
Список литературы:
1. Бибикова О.П. Арабы. Историко-этнографические очерки. - М.: АСТ, 2008.
2. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967.
3. Кнапп В. Крупные системы права в современном мире. - Сравнительное правоведение. Сб. ст. М., 1978.
4. Корбен А. История исламской философии / Пер. с франц. А.А. Кузнецова; Научн. ред. Р.М. Шукуров. - М.: Прогресс-Традиция, 2010.
5. Лебон Г. История арабской цивилизации. - Минск,
2009.
Рассел Б. История западной философии - М.: АСТ,
2010.
7. Смирнов А.В. Рабочая программа по спецкурсу «Арабская философия». - Великий Новгород, 2006.
11
8. Султанов Р.И. Роль дискуссий о свободе воли в оформлении теологической этики мутазилитов (VIII-IX вв.). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. - М., 1984.
9. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1986.
10. Фролова Е.А. Арабская философия: Прошлое и настоящее. - М.: Языки славянских культур, 2010.
Reference list:
1. Bibikova O.P. Arabs. Historical and ethnographic essays, 2008
2. David R. Fundamental legal systems of the present (Comparative Law), 1967
3. Knapp V. Major systems of law in the modern world -Comparative Law, 1978
4. Korben A. History of Islamic Philosophy/ translated from French by A.A. Kuznetsova; Scientific Editor - R.M. Shuku-rov, 2010
5. Lebon G. History of the Arab civilization, 2009
6. Rassel B. History of Western Philosophy, 2010
7. Smirnov A.V. Work program for the course "Arabic philosophy", 2006
8. Sultanov R. I. Discussions about the role of free will in the design of theological ethics of mutazilits(VIII-IX centuries), 1984
9. Syukiyaynen L.R. Muslim law. Theory and Practice, 1986
10. Frolova E.A. Arabic philosophy: Past and Present, 2010
ОТЗЫВ
на статью Абдуллаева Эльшана Эльшад оглы на тему: «Философско-религиозные основы мусульманского права» Ознакомление с указанной статьей позволяет сделать вывод, что представленная работа основана на изучении философско-исторического, нормативного, научного и практического материала, логически выверена и являет собой методологически правильно построенный анализ. Проблема исследована с позиций общей теории права, теории систем, философии, международного и трудового права. Проведен анализ типологических особенностей мусульманского права.
Актуальность избранной темы не вызывает сомнений, так как интернационализация общественной жизни, глобализация экономики, активизация гуманитарных связей, использование позитивных знаний и опыта правового регулирования в
странах различных правовых систем, способствуют процессу гармонизации права в мировом масштабе.
Одним из исторических аспектов актуализации исследуемой темы, является наличие в мировом сообществе, так называемого исламского фактора, что придает не только научную, но познавательную значимость исследования. Для Российской Федерации, с очень серьезным исламским компонентом в общественной жизни, данный фактор имеет практическое значение, с точки зрения опыта и сравнительного, частного права.
Тема изложенная в статье представляет интерес не только специалистам в данной области знаний, но будет небезынтересна большинству государственных, дипломатических институтов, общественных организаций, профсоюзных , ми-грантских и правозащитных объединений.
Статья производит в целом положительное впечатление, соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам и рекомендуется для публикации в открытой печати.
Профессор
Татаренко Виктор Титович
36