Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА'

ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
601
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО / ИСЛАМ / ТРАДИЦИИ / РЕЛИГИЯ / ШАРИАТ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ФИКХ / ДОКТРИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акельева К.А.

Стать посвящена исследованию особенностей традиционного мусульманского права. Автор делает акцент на то, что мусульманское право зародилось вместе с исламом, и по настоящее время имеет регулятивное значение. Смысл мусульманского права сводится к тому, что ислам имеет гораздо большее значение, чем просто религия, это образ жизни. Главная роль основного источника мусульманского права отводится доктрине. Делается вывод, что традиционное мусульманское право - это особый социокультурный феномен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRADITIONAL MUSLIM LAW

The article is devoted to the study of the features of traditional Muslim law. The author focuses on the fact that Islamic law was born along with Islam, and to this day has a regulatory significance. The point of Islamic law is that Islam is much more than just a religion, it is a way of life. The main role of the main source of Islamic law is assigned to the doctrine. It is concluded that traditional Muslim law is a special socio-cultural phenome

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА»

Столыпинский вестник №1/2023

Научная статья Original article УДК 34.05

ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО МУСУЛЬМАНСКОГО

ПРАВА

FEATURES OF TRADITIONAL MUSLIM LAW

Акельева К.А., студент магистратуры I курса, юридический факультет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал РАНХиГС, Россия, г.Липецк Научный руководитель: Соловьёва В.В, д.и.н., профессор кафедры «Теории и истории государства и права», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал РАНХиГС, Россия, г. Липецк

Akelieva K.A., 1st year Master's student, Faculty of Law, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Lipetsk branch of the RANEPA, Russia, Lipetsk Supervisor: Solovieva V.V., Doctor of History, Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Lipetsk branch of the RANEPA, Russia, Lipetsk

Столыпинский вестник

Аннотация. Стать посвящена исследованию особенностей традиционного мусульманского права. Автор делает акцент на то, что мусульманское право зародилось вместе с исламом, и по настоящее время имеет регулятивное значение. Смысл мусульманского права сводится к тому, что ислам имеет гораздо большее значение, чем просто религия, это образ жизни. Главная роль основного источника мусульманского права отводится доктрине. Делается вывод, что традиционное мусульманское право - это особый социокультурный феномен.

Annotation. The article is devoted to the study of the features of traditional Muslim law. The author focuses on the fact that Islamic law was born along with Islam, and to this day has a regulatory significance. The point of Islamic law is that Islam is much more than just a religion, it is a way of life. The main role of the main source of Islamic law is assigned to the doctrine. It is concluded that traditional Muslim law is a special socio-cultural phenome

Ключевые слова: мусульманское право, ислам, традиции, религия, шариат, правовая система, фикх, доктрина.

Key words: Islamic law, Islam, traditions, religion, Sharia, legal system, fiqh, doctrine.

Исследование основ традиционного мусульманского права является необходимым в связи со светскостью российского государства. С каждым годом в России увеличивается миграционный поток, и все больше в стране становится граждан различных вероисповеданий, в том числе мусульман.

Кроме того, за последнее десятилетие ярче выражается сотрудничество арабскими государствами ближнего и дальнего Востока. Поэтому важно понимание особенностей мусульманской культуры, основ ислама и жизни в целом. Ислам в этих государствах имеет гораздо большее значение. Это больше образ жизни, чем просто религия.

Ислам является основой мусульманского права, тесно соприкасается с государством и правом. Мусульманское право зародилось вместе с исламом в конце VII века, и по настоящее время имеет регулятивное значение.

Мусульманское право является также нормативно-правовой системой в арабских государствах Северной Африки и Западной Азии. Однако, нужно отметить, что в настоящее время элементы мусульманского права начали встречаться и в Америке, и в Европе. Многочисленные мигранты считают ислам мировоззренческой основой.

Стоит отметить, что мусульманское право сохранилось, как универсальное, лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива (Египет, Ливия, Палестина). Наблюдается процесс исламизации общественно-политической жизни в некоторых современных мусульманских странах, например, Пакистан, Иран). В этих странах произошло явное уничтожение светских институтов. Государственная жизнь здесь протекает в соответствии с нормами шариата.

Существуют страны, где наряду с мусульманским правом применяются элементы правовой системы, например, романо-германской правовой системы в государствах Сирии, Египте, Ливане, англо-саксонской правовой системы в Ираке и Судане. В этих странах проявляется сочетание исламских институтов и светской власти. Считаем, что причина неравномерности использования мусульманского права обусловлена развитым уровнем экономики в государстве.

Однако, мусульманское право является традиционной идеологией, несмотря на особенности развития современных исламских государств. В качестве государственной религии здесь выступает ислам.

Целесообразно раскрыть основные особенности мусульманского права. Характер мусульманского права выражен в том, что обычная жизнь не отделяется от религии. Поэтому, считается, что религия является образом жизни и самостоятельной культурой.

Мусульманское право входит в число систем, относящихся к религиозно-традиционному праву, главную и основополагающую роль в котором играет религия. В свою очередь, основным источником и первоосновой, главенствующей идеологией мусульманского права являются Коран и Священное предание.

Если говорить о Шариате, то именно он является базисом исламского права и выражается в систематизированных религиозных нормах, которое регулирует жизнь и поведение мусульманина, общественные отношения между гражданами. Нормы шариата на сегодняшний день имею юридическую силу и имеют закрепление и отражение в писаном кодифицированном акте.

Изучением норм шариата, выявлением и толкованием правового смысла шариата занимается специальная наука - фикх. Фикх является по своей сути исламской юриспруденцией. Значение созданной фикхом исламской доктрины невозможно переоценить. В основном, потому, что толкование норм шариата происходит в контексте конкретного времени и исторического периода. Следовательно, шариат всегда будет являться современным и актуальным, независимо от изменений в мировой политике и экономике [2, с.122].

Неприкасаемое правило, которому должны следовать все мусульмане -дозволено совершать только то, что прямо предписано божественным откровением. Однако, вышеназванное обязательство для истинного мусульманина всегда действовать в соответствии с волей Аллаха не значит явное превалирование обязанностей над правами. Обязанности, выраженные и закрепленные в нормах, преобладают лишь в религиозной сфере, например, в сфере культовых обрядов, молитв, религиозных постов.

Нормы, которые являются регулятором повседневной жизни, базируются на дозволениях. Данные правила поведения открывают довольно большие возможности открытой инициативе человека. Базируются они на следующем принципе - разрешено все, что прямо не запрещено исламом. Следовательно, в регулировании правил обычно мирского поведения заложен диспозитивный

метод, который, как известно, открывает большие возможности для свободного поведения человека [1, с.98]. Исходя из вышеизложенного, двойственность правовых норм ислама (религиозных и синкретических (мирских, обыденных)) прямо воздействует на модель поведения мусульман и отражается на структуре правового статуса личности.

Главная особенность подхода мусульман к выражении характеристике правового статуса человека, на наш взгляд, заключается в подчинении человека, в его поведении, воле Аллаха. При этом, стоит повторить, что выдвинутое к мусульманину требование всегда руководствоваться при принятии того или иного решения поступать в соответствии с волей Аллаха не означает жесткое превалирование обязанностей над правами. Тут крайне важно понимать, в какой сфере жизни - религиозной или мирской человек определяет порядок действий. Обязанности превалируют в религиозной сфере, а в мирской, обыденной жизни при определении соотношения обязанностей действует непреложный принцип: нет прав без обязанностей и обязанностей без прав. Этот принцип реализуется и в теории субъективного права, выраженного в благе, которое дано человеку шариатом для реализации им, в пределах, четко отграниченных шариатом.

Все люди наделены правами, которые можно разделить на три вида.

Первый вид прав-права, исходящие от Аллаха, которые выражаются в виде богослужения и поклонения людей Аллаху. В наше время мусульманские юристы относят эту группу прав к публичным правам. Второй вид прав- это личные права человека, которые он должен блюсти по отношению к себе в социуме. Третий вид прав -это общественные права. Они выражаются в том, как человек должен вести себя по отношению к другим людям, те тут речь идет об уважении прав другого человека и поведении, направленном на создание состояния общественного правопорядка[3, с.352].

Вторая и третья группа прав, по мнению современных мусульманских юристов, характеризует индивидуальный правовой статус человека. Соответственно, носителем субъективных прав и обладателем определённой

степени свободы человек выступает в семейных, имущественных, наследственных отношениях, т. е. в сфере частного интереса.

В мусульманской доктрине содержится детализированная классификация правомочий человека, которые с точки зрения предписанного или запрещенного Аллахом, делятся на обязательные, одобряемые, разрешенные, осуждаемые и запрещенные. Такая классификация применяется в отношении правил религиозно-культурного характера. В обыденных (мирских) отношениях действует презумпция дозволения, если какой-либо вопрос не урегулирован принципами и нормами шариата. В частности, принцип «исключительности интересов» предполагает, что по неурегулированным шариатом вопросам должны учитываться интересы людей.

Но, осуществляя свои субъективные права в обыденной (мирской) жизни, субъект должен руководствоваться принципом «целей шариата». Он означает, что любое субъективное право оценивается не само по себе, а с учетом тех ценностей или интересов, на реализацию которых оно направлено. Приоритетными целями являются религия, далее - жизнь, потом разум, продолжение рода (с ним сопряжены честь и достоинство) и, наконец, собственность [4, с.115].

Таким образом, статус индивида в мусульманском праве основан на подчинении его воле Аллаха, который дарует ему права, оценивает его поведение и воздает за него. Поэтому человек должен добросовестно выполнять не только возложенные на него обязанности, но и должным образом пользоваться своими правами в соответствии с шариатом.

Вообще, содержание правового статуса личности в мусульманском праве характеризуется с одной стороны его слабой регламентацией в публично -правовой сфере и детальным регулированием в области частного права -преимущественно брачно-семейного, наследственного, сочетающего пережиточные доклассовые институты с современными светскими. Это привело к интегрированию норм исламского права, во-первых, в систему законодательства, а во-вторых, к сочетанию религиозных норм шариата с

заимствованными из западноевропейской системы светскими нормами. Подобные процессы наблюдаются в Египте, Ираке, Алжире, Тунисе, Иордании и др.

Полагаем, что осмысление прав человека в исламе - это насущное требование времени, без которого невозможна модернизация государства на основе принципов демократии. Однако незападные цивилизации, в частности, мусульманские государства, никогда не отрицали права человека, но понимали и оценивали их не через призму волюнтаризма и персоноцентризма, а на основе принципов смиренности, богобоязненности.

Во многих современных исламских государственно-правовых режимах права человека занимают важное место, закрепляются на конституционном уровне. Формально в современном исламском праве признается большинство прав и свобод человека в их либеральном смысле, но их гарантии, реализация непосредственно зависят от соблюдения императивных предписаний шариата [5, с.68]. Например, во многих конституциях исламских государств закреплено право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Однако реализация этого права женщиной сопряжено и зависит от ряда условий.

Компромисс религиозных и конституционных норм необходим, поскольку в религиозных государствах принципы шариата стоят выше светских законов, а сам ислам является образом жизни. Другое дело, что это положение дел существенно изменяет саму природу института прав человека и в таком трансформированном виде исламская концепция прав человека входит в конфликт с западно-европейской правовой культурой и во многих случаях с международным стандартом прав человека, основанным на либеральных ценностях.

Таким образом, традиционное мусульманское право - это особый социокультурный феномен, который существовал с древнейших времен и был и остается ядром государственно-правового развития исламских стран, центральным элементом исламской культуры и цивилизации. Мусульманское

право сохраняет свое значение и сегодня, формируя религиозно -правовую базу семейного, наследственного, коммерческого, уголовного права, права социального обеспечения, выступая идейно-организационной основой создания и действия судов шариата в мусульманских странах. Вместе с тем, в условиях современного развития арабских восточных стран мусульманское право переживает изменение как формального, так и содержательного характера. Это выражается в появлении новых течений, например, теории прав и свобод человека в исламе, фикха мусульманских меньшинств.

Использованные источники:

1. Аляутдинов Ш. Мусульманское право. 1-2 уровни. - М.: Диля, 2019. -496 c.

2. Источники исламского права: некоторые проблемы исследования системы. - 2015. - №4. - с. 122-128.

3. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. - 2017. - № 3. - с. 352-358.

4. Исторические особенности становления пространства арабо-мусульманской правовой культуры. - 2015. - №9. - с. 115-121.

5. Северо-Кавказский юридический вестник. - 2016. - №6. - с. 68-74.

Used sources:

1. Alyautdinov Sh. Muslim law. 1-2 levels. - M.: Dilya, 2019. - 496 p.

2. Sources of Islamic law: some problems of system research. - 2015. - No. 4. -with. 122-128.

3. Bulletin of the Saratov University. New series. Series Economics. Control. Right. - 2017. - No. 3. - p. 352-358.

4. Historical features of the formation of the space of the Arab-Muslim legal culture. - 2015. - No. 9. - with. 115-121.

5. North Caucasian legal bulletin. - 2016. - No. 6. - with. 68-74.

© Акельева К.А., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №1/2023

Для цитирования: Акельева К.А. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №1/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.