РИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 340.5
СОВРЕМЕННОЕ ИСЛАМСКОЕ ПРАВО: СОДЕРЖАНИЕ, ДОКТРИНА, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
MODERN ISLAMIC LAW: THE CONTENT, THE DOCTRINE, DEVELOPMENT TRENDS
© Дураев Таулан Азреталиевич
Taulan A. Duraev
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (г. Саратов).
PhD (Law), associate Professor, associate Professor of constitutional and municipal law, Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky (Saratov).
Аннотация. В статье речь идёт об особенностях и значении исламского права в современный период. В частности, рассмотрено содержание исламского права — нормы шариата и фикха, которые образуютразличные религиозно-правовые конструкции. В частности, проанализирована конструкция субъективного права, правового статуса личности. Выявлены тенденции развития современного исламского права, в частности сочетание в некоторых мусульманских государствах норм шариата со светскими нормами, а также внедрение международного стандарта прав человека в конституции исламских государств.
Ключевые слова: исламское право, религиозная правовая семья, Коран, шариат, фикх.
Abstract The article deals with the features and significance of Islamic law in the modern period. In particular, the content of Islamic law - Sharia and fiqh norms, which form various religious and legal structures, is considered. In particular, the construction of subjective law, the legal status of the individual is analyzed. Trends in the development of modern Islamic law, in particular the combination in some Muslim States of Sharia with secular norms, as well as the introduction of international human rights standards in the Constitution of Islamic States.
Key words: Islamic law, religious legal family, Koran, Sharia, fiqh.
Изучение исламского права как нормативной системы становится насущной необходимостью в силу усиливающихся глобализационных процессов, активизации миграционных потоков, конвергенции правовых систем, распространения исламских финансовых инструментов. Россия в последнее десятилетие тесно сотрудничает с рядом государств Арабского Востока. Понимание особенностей их правовой культуры, государственно-правовой жизни в целом невозможно без уяснения сути ислама, который в мусульманских государствах имеет гораздо большее значение, чем просто религия: ислам выступает образом жизни мусульман, тесно соприкасаясь с государством и правом.
Исламское право зародилось вместе с исламом в конце VII в. н. э. и сохранило своё ре-
гулятивное значение до настоящего времени. Издревле исламское право используется как нормативно-регулятивная система для упорядочения общественных отношений преимущественно частно-правового характера (брачно-семейных, наследственных, имущественных) в правовых системах Арабских государств, находящихся в Северной Африке и Западной Азии. Но в настоящее время и ислам, и элементы исламского права значительно расширили сферу действия и проникли в Америку, в Европу, выступая мировоззренческой основой для многочисленных мигрантов из исламских государств.
Следует отметить, что исламское право сохранило своё универсальное, практически первозданное содержание и значение лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива.
В некоторых современных исламских государствах очевиден процесс исла-мизации общественно-политической жизни (например, Пакистан, Иран), который привёл к уничтожению всех светских институтов. В таких государствах государственно-правовая жизнь протекает в соответствии с принципами и нормами шариата.
В большинстве же мусульманских государств исламское право - это не единственное действующее право; наряду с исламским правом внедряются элементы романо-германской (например, в Сирии, Египте, Ливане) или англо-саксонской (например, Ирак, Судан) системы. В этих исламских государствах идёт сложный процесс одновременного «сочетания исламских институтов, политической власти духовенства, наделённого государственными полномочиями, с формированием «светских» политических институтов президента, парламента, политических партий, характерных для современных форм правления, в том числе и республиканских» [1, с. 15]. Полагаем, что основная причина неравномерности использования исламского права и глубина его воздействия на государственно-правовую жизнь в мусульманских государствах обусловлена достигнутым уровнем экономического развития этих государств. Но в любом случае, несмотря на особенности развития современных исламских государств, в религиозном или светском направлении, исламское право продолжает сохранять своё значение в качестве государственной религии и выступать идеологической основой государственно-правового режима. В этой связи целесообразно раскрыть особенности исламского права.
Итак, Всеобъемлющий характер исламского права обусловлен тем, что обыденная жизнь не отделяется от религии, следовательно, ислам выступает не только религией, но и образом жизни, самостоятельной культурой и цивилизацией [2, с. 6]. Исламское право относится к системе религиозно-традиционного права, в котором определяющую роль играет религия (ислам), право и религия переплетаются. Принципами шариата пронизаны абсолютно все социальные нормы.
Источником исламского права - шариата признаются Коран и Священное предание, выраженное у суннитов в Сунне (хадисах-преда-ниях Пророка Мухаммеда), у шиитов в хабарах (преданиях, переданных
шиитскими имамами). Однако в последнее время Коран и Сунна Пророка выступают больше как идейная основа мусульманского права, роль основного источника права отводится доктрине. Культовые установления (ибадат) неизменны. Однако большинство нормативов, регулирующих взаимоотношения людей (муамалат), введены мусульманскими юристами на основе чисто рациональных приёмов толкования (иджтихад).
Шариат выступает содержанием исламского права и представляет собой систему правил, выраженных в религиозной форме, регулирующих религиозное и мирское поведение мусульманина, общественные отношения в целом. Нормам шариата придана юридическая сила и закрепляются они, как правило, в кодифицированном акте.
Выявлением юридического смысла и толкованием норм шариата занимается особая наука - фикх. Фикх - это юридическая доктрина, то есть форма исламского права, которая, по сути, и есть исламская юриспруденция. Разрабатываемая фикхом исламская доктрина крайне важна, поскольку толкование норм шариата даётся в контексте конкретного исторического периода. А это значит, что шариат всегда будет современным и актуальным, независимо от изменений в мировой политике и экономике. Но, несмотря на существенную роль фикха, практика реализации его интерпретационных норм расходилась с исламской юридической доктриной, так как исламское право инкорпорировало разнообразные социальные нормы, в том числе и обычаи.
В XVIII веке исламское право было существенно реформировано, что, кстати сказать, обеспечило дальнейшую жизнеспособность и активное распространение ислама в мире. Один из аспектов этой реформы состоял в уравнивании немусульман в правах с мусульманами. Но отдельные стороны шариата по-прежнему имеют неодинаковое значение для последователей ислама и немусульман. В частности, религиозные и обыденные (мирские) правила действуют по-разному: религиозные нормы и религиозная догматика обращены к верующим мусульманам, а обыденные (мирские) нормы действуют по территориальному принципу и распространяются на проживающих под юрисдикцией мусульманского государства независимо от их вероисповедания. Такая неоднородность правового регулирования в отношении мусульман и немусульман нередко приводит к конфликтам культур.
Дело в том, что в содержании шариата различают две группы норм: религиозные - обязательные для исполнения каждым мусульманином, и нормы, регулирующие обыденную жизнь мусульман и немусульман. Так, религиозные нормы закрепляют религиозные обязанности верующих мусульман. Эти нормы основаны на императивном методе регулирования и не предусматривают какой-либо свободы,
выбора модели поведения. Причём в главных источниках шариата - Коране и Сунне Пророка - во-первых, таких норм большинство, а, во-вторых, именно эти правила максимально конкретизированы, детально изложены, что и создаёт впечатление о шариате как о системе юридических обязанностей, а не субъективных прав. Основной религиозной постулат - дозволено совершать только то, что прямо предписано божественным откровением.
Вместе с тем требование для верующего мусульманина всегда поступать в соответствии с волей Аллаха далеко не всегда означает преобладание обязанностей над правами. Обязанности, формализованные в императивных нормах, доминируют в религиозной сфере, когда речь идёт о выполнении культовых обрядов, молитв, религиозных действий, религиозных постов. Нормы, регулирующие обыденную жизнь, основываются на дозволениях, они предоставляют широкие возможности свободной инициативе. Основаны эти нормы на принципе - разрешено всё, что прямо не запрещено исламом. Соответственно, в основе правил мирского поведения лежит диспозитивный метод, предоставляющий широкие рамки свободы человека.
Таким образом, дуализм правовых норм ислама (религиозных и синкретических (мирских, обыденных)) отражается на структуре правового статуса личности. Основная черта исламского подхода к характеристике правового статуса человека, на наш взгляд, заключается в подчинении человека, в его внешне выраженном поведении, воле Аллаха. Причём обращённое к мусульманину требование всегда поступать в соответствии с волей Аллаха далеко не всегда означает превалирование обязанностей над правами. Здесь важно различать, в какой сфере - религиозной или обыденной (мирской) человеку предстоит действовать. Соответственно, обязанности доминируют в религиозной сфере, а в мирской, обыденной жизни в вопросе соотношения прав и обязанностей сохраняется традиционная правовая конструкция: нет прав без обязанностей и обязанностей без прав.
Подчинение божественной воле пронизывает и теорию субъективного права, которое представляет собой благо, предоставленное человеку шариатом для реализации им, в пределах, очерченных шариатом [2, с. 18]. Каждый человек имеет три вида прав, обязательных к соблюдению. Первая группа прав - это принадлежащие Аллаху, они проявляются в виде богослужения и поклонения людей Аллаху. Современные мусульманские юристы относят эту группу прав к публичным правам. Вторая группа прав - это права индивида, его личные права, которые человек должен соблюдать по отношению к себе в обществе. Третья группа прав - это права смешанные, или общественные. Суть их в том, что человек должен соблюдать их по отношению к другим членам общества, в частности, уважать их свободу, не нарушать правопорядок.
Вторая и третья группа прав, по мнению современных мусульманских юристов, характеризует индивидуальный правовой статус человека. Соответственно, носителем субъективных прав и обладателем определённой степени свободы человек выступает в семейных, имущественных, наследственных отношениях, т. е. в сфере частного интереса.
В исламской доктрине содержится детализированная классификация правомочий человека, которые с точки зрения предписанного или запрещённого Аллахом, делятся на обязательные, одобряемые, разрешённые, осуждаемые и запрещённые. Такая классификация применяется в отношении правил религиозно-культурного характера. В обыденных (мирских) отношениях действует презумпция дозволения, если какой-либо вопрос не урегулирован принципами и нормами шариата.
В частности, принцип «исключительности интересов» предполагает, что по неурегулированным шариатом вопросам должны учитываться интересы людей. Но, осуществляя свои субъективные права в обыденной (мирской) жизни, субъект должен руководствоваться принципом «целей шариата». Он означает, что любое субъективное право оценивается не само по себе, а с учётом тех ценностей или интересов, на реализацию которых оно направлено. Приоритетными целями являются религия, далее - жизнь, потом разум, продолжение рода (с ним сопряжены честь и достоинство) и, наконец, собственность.
Таким образом, статус индивида в мусульманском праве основан на подчинении его воле Аллаха, который дарует ему права, оценивает его поведение и воздаёт за него. Поэтому человек должен добросовестно выполнять не только возложенные на него обязанности, но и должным образом пользоваться своими правами в соответствии с шариатом.
Вообще, содержание правового статуса личности в мусульманском праве характеризуется с одной стороны его слабой регламентацией в публично-правовой сфере и детальным регулированием в области частного права - преимущественно брачно-семейного, наследственного, сочетающего пережиточные доклассовые институты с современными светскими. Это привело к интегрированию норм исламского права, во-первых, в систему законодательства, а во-вторых, к сочетанию религиозных норм шариата с заимствованными из западноевропейской системы светскими нормами [3, с. 354-355]. Подобные процессы наблюдаются в Египте, Ираке, Алжире, Тунисе, Иордании и др.
В последнее время теория правового статуса личности в исламе интенсивно стала разрабатываться и причина этого, во-первых, во всеобщей демократизации, которая с 70-х гг. прошлого столетия охватила практически все государства мира, а, во-вторых, во внедрении международного стандарта прав человека в конституционное законодательство многих мусульманских
государств и, как следствие, принятие новых конституций, в которые импле-ментирован международный стандарт прав человека. Показательно в этом смысле обособления и разработка самостоятельного научного направления в исламе - теории прав человека.
Полагаем, что осмысление прав человека в исламе - это насущное требование времени, без которого невозможна модернизация государства на основе принципов демократии. Однако незападные цивилизации, в частности, мусульманские государства, никогда не отрицали права человека, но понимали и оценивали их не через призму волюнтаризма и персоноцентризма, а на основе принципов смиренности, богобоязненности.
Во многих современных исламских государственно-правовых режимах права человека занимают важное место, закрепляются на конституционном уровне. Формально в современном исламском праве признаётся большинство прав и свобод человека в их либеральном смысле, но их гарантии, реализация непосредственно зависят от соблюдения императивных предписаний шариата. Например, во многих конституциях исламских государств закреплено право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Однако реализация этого права женщиной сопряжено и зависит от ряда условий. Так, мусульманская женщина, может пересекать границу государства только в сопровождении мужчины-родственника: отца, мужа, брата и пр. Незамужняя женщина может выезжать за рубеж только на основании официального разрешения отца.
Почему так происходит? Потому что правовой статус женщины определяется этико-религиозными нормами Корана и Сунны Пророка и реализация некоторых прав (права на труд вне дома, занятие государственных должностей, свобода передвижения, право на образование и некоторые другие) ставится в зависимость от исполнения женщиной своей социального роли, своего социального долга - быть матерью, женой, дочерью. Именно выполнение социального долга, предписанного женщине Кораном, имеет приоритет в вопросе реализации конституционных прав [4, с. 244].
Компромисс религиозных и конституционных норм необходим, поскольку в религиозных государствах принципы шариата стоят выше светских законов, а сам ислам является об-
разом жизни. Другое дело, что это положение дел существенно изменяет саму природу института прав человека и в таком трансформированном виде исламская концепция прав человека входит в конфликт с западно-европейской правовой культурой и во многих случаях с международным стандартом прав человека, основанным на либеральных ценностях [5, с. 59].
Для минимизации возможных социальных противоречий, современная исламская юридическая наука разрабатывает собственные воззрения на права и свободы человека в контексте Корана и Сунны Пророка. Нормы исламского права действуют во всех отраслях, но степень их влияния различна. Так, например, гражданское право, брачно-семейное, уголовное право, право социального обеспечения, процессуальное (судебное) право основаны на принципах шариата, в остальных отраслях права в современный период заметную роль стали играть правовые конструкции и понятия, чёткие юридические критерии, заимствованные из иных правовых систем [2, с. 118].
С одной стороны, верховенство норм шариата позволяет сохранять особенности национальной культуры, правосознания, собственных религиозных и социальных ценностей, уклада традиционного исламского общества, отличных от иных правовых семей. С другой стороны, внедрение новых институтов, как правило, светского характера, свидетельствует о модернизации исламского общества, о попытке сделать исламское право более гибким и адаптированным к быстро изменяющимся современным условиям. Последнее, в сою очередь, минимизирует кризисные явления и разнообразные риски государственно-правового режима.
Таким образом, исламское право - это особый социокультурный феномен, который существовал с древнейших времён и был и остаётся ядром государственно-правового развития исламских стран, центральным элементом исламской культуры и цивилизации.
Исламское право сохраняет своё значение и сегодня, формируя религиозно-правовую базу семейного, наследственного, коммерческого, уголовного права, права социального обеспечения, выступая идейно-организационной основой создания и действия судов шариата в мусульманских странах. Вместе с тем, в условиях конвергенции правовых систем современное исламское право переживает изменение как формального, так и содержательного характера. Это выражается в появлении новых течений, например, теории прав и свобод человека в исламе, фикха мусульманских меньшинств.
Материалы поступили в редакцию 26.06.2019 г.
Библиографический список (References)
1. Залужный, А. Г. Право. Религия. Закон / А. Г. Залужный. - М. : Научная книга, 2008. -360 с. - ISBN 978-5-91393-025-5.
2. Сюкияйнен, Л. Р. Ислам и права человека в диалоге культур и религий : монография / Л. Р. Сюкияйнен. - М. : Садра, 2014. - 212 с. -ISBN 978-5-906016-32-4.
3. Дураев, Т. А. Значение прав человека в исламском праве / Т. А. Дураев, Н. В. Тюменева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право.
- 2017. - Т. 17. - Вып. 3. - С. 352-358. - ISSN 1994-2540. - elSSN 2542-1956.
4. Дураев, Т. А. Правовое регулирование прав женщин в исламском праве / Т. А. Дураев, А. Ш. Аль-Рубайе / / Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления : матер. VI Междунар. научной конф., Саратов, 13 апреля 2018 г. - Саратов : Саратовский источник, 2018. - С. 243-249. -ISBN 978-5-91879-817-1.
5. Дураев, Т. А. Права человека в международных исламских документах / Т. А. Дураев, Н. В Тюменева // Вестник СГЮА.
- 2018. - № 3. - С. 73-80. - ISSN 1561-9494.
1. Zaluzhnyj, A. G. (2008). Pravo. Religija. Zakon [Right. Religion. The Law]. Moscow. Nauchnaja kniga. 360 p. ISBN 978-5-91393-025-5.
2. Sjukijajnen, L. R. (2014). Islam i prava cheloveka v dialoge kul'tur i religij : monografija [Islam and human rights in the dialogue of cultures and religions : monograph]. Moscow. Sadra. 212 p. ISBN 978-5-906016-32-4.
3. Duraev, T. A., Tjumeneva, N. V. (2017). Znachenie prav cheloveka v islamskom prave [The Importance of human rights in Islamic law]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija Jekonomika. Upravlenie. Pravo. Vol. 17. Issue. 3. P. 352-358. ISSN 1994-2540. eISSN
2542-1956.
4. Duraev, T. A., Al'-Rubaje, A. Sh. (2018).
Pravovoe regulirovanie prav zhenshhin v islamskom prave [Legal regulation of the rights of women in Islamic law]. Social'noe neravenstvo sovremennosti: novaja real'nost' nauchnogo osmyslenija : mater. VIMezhdunar. nauchnoj konf, Saratov, 13 aprelja 2018 g. Saratov. Saratovskij istochnik. P. 243-249. ISBN 978-5-91879-817-1.
5. Duraev, T. A., Tjumeneva, N. V. (2018). Prava cheloveka v mezhdunarodnyh islamskih dokumentah [Human Rights in the international Islamic documents]. Vestnik SGJuA. No 3. P. 73-80. ISSN 1561-9494.