Научная статья на тему 'Аксиологические аспекты правовой ориентации сотрудников полиции современной России'

Аксиологические аспекты правовой ориентации сотрудников полиции современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
314
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКТРИНА / DOCTRINE / РАВЕНСТВО / EQUALITY / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ / MORAL IMPERATIVE / ДОСТОИНСТВО / DIGNITY / СВОБОДА / FREEDOM / ПРАВО / RIGHT / ИНДИВИД / INDIVIDUAL / ЧЕЛОВЕК / PERSON / ГРАЖДАНИН / CITIZEN / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ПРИНЦИП / PRINCIPLE / ПОЛИЦИИ / POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ячменёв Юрий Васильевич

В статье рассматриваются ценностные аспекты формирования правовой ориентации сотрудников современной российской полиции в условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological aspects of legal orientation of police officers of modern Russia

The article explores valuable aspects of formation of legal orientation of the modern Russian police staff in the conditions of reforming of law-enforcement bodies of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Аксиологические аспекты правовой ориентации сотрудников полиции современной России»

УДК 340.11 Ю.В. Ячменёв*

Аксиологические аспекты правовой ориентации сотрудников полиции современной России

В статье рассматриваются ценностные аспекты формирования правовой ориентации сотрудников современной российской полиции в условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: доктрина, равенство, справедливость, личность, нравственный императив, достоинство, свобода, право, индивид, человек, гражданин, общество, государство, принцип, полиции.

Y.V. Yachmenyov*. Axiological aspects of legal orientation of police officers of modern Russia. The article explores valuable aspects of formation of legal orientation of the modern Russian police staff in the conditions of reforming of law-enforcement bodies of the Russian Federation.

Keywords: doctrine, equality, justice, personality, moral imperative, dignity, freedom, right, individual, person, citizen, society, state, principle, police.

Следуя общепризнанным и принципам нормам международного права, Конституция России 1993 г. исходит из принципов общечеловеческих ценностей: демократии [1], разделения властей, свободы, равенства, справедливости и др. [2].

В современных научных подходах к правам человека и гражданина, их соотношении с правами общества, государства, коллективов речь идет не о раздельности прав человека и гражданина, а о «целостном подходе к человеческой личности» [3, с. 9].

Человек сегодня рассматривается как культурная ценность, т.е. говорят об уважении достоинства человека как одного из основных слагаемых культуры. Принцип «Права человека выше права нации» нашел закрепление и в гл. 2 Конституции РФ.

Права человека и гражданина есть определенный нравственный императив - достоинство личности. Но что есть человеческое достоинство? Какова его объективированная ценностная шкала (положительная оценка)?

С позиции доктрины естественных прав человека человеческое достоинство присуще любому индивиду. Представление о человеческом достоинстве заложено в самой его природе (от лат. «jus naturale»). Каждый должен уважать достоинство другого человека. Именно этим положением определяется неотчуждаемость основных прав и свобод человека (неотъемлемость достоинства). Например, Конституция ФРГ (ст. 1) определила абсолютный принцип: «Достоинство человека неприкосновенно...». Конституция РФ в ч. 1 ст. 21 также установила, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления.

Потому, конечно, и будет достаточно узким сведение обеспечения достоинства человека исключительно к ч. 2 ст. 21 Конституции РФ о недопустимости в отношении кого-либо пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания; медицинских, научных или иных опытов без добровольного согласия самого лица. Речь идет о наиболее крайних, нетерпимых, с точки зрения нравственности, гуманизма, формах (осуждаемых нормами международного права) причинения психических или физических страданий. Так, в Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1989 г. указывается, что для квалификации деяния как пытки необходимы следующие признаки: 1) причинение человеку сильной боли или страдания физического или нравственного характера; 2) цель -получить признание, наказать, запугать, принудить к каким-либо действиям или сообщениям; 3) наличие особого субъекта - государственного должностного лица или иного лица, выступающего в официальном качестве, или действующего по их подстрекательству, или с ведома либо с молчаливого согласия.

Соблюдение права человека на достоинство предполагает также, что никакие природные или социальные качества человека, никакие обстоятельства в обществе и государстве, в т.ч. введение чрезвычайного положения (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ), не могут служить оправданием унижения человеческого достоинства. Именно поэтому Конституция РФ не допускает ограничения права человека на достоинство (ч. 3 ст. 56). Государство не может вынудить признания под пыткой.

Обновляемая сегодня категория «достоинство человека» самодостаточна. Она представляет собой сочетание субъективной и объективной нравственно-социальной оценки человека (наряду с правом человека на её охрану, включающую в себя и охрану чести, и деловой репутации, и доброго имени - ст. 23 Конституции РФ).

* Ячменёв, Юрий Васильевич, профессор кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].

* Yachmenyov, Yury Vasilyevich, professor of chair of the theory of the state and right of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia, doctor ofjurisprudence, professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].

© Ячменев Ю.В., 2014

Ячменёв Ю.В. Аксиологические аспекты правовой ориентации сотрудников полиции...

Конституция РФ не содержит определения достоинства человека, непосредственного признания субъективного права на неприкосновенность и охрану человеческого достоинства. Тем более она прямо не признает достоинство основой всех прав человека и гражданина, российской правовой системы и государственности [4, с. 177-178]. И все же (здесь коллеги правы) современная конституционная новелла дает основание для толкования достоинства человека как универсальной философско-правовой категории, олицетворяющей собой одновременно и одно из личных (гражданских) прав человека, и основу всего многообразия прав человека и гражданина (политических, экономических, социальных и культурных), включая и права, не предусмотренные Конституцией. Достоинство человека, как и его признание и защита, имеет универсальный правовой характер [5].

В контексте рассматриваемой проблемы сконцентрируем внимание на том, что закрепленная в Конституции России (и конституциях многих зарубежных государств) концепция «прав человека» и механизм реализации конституционного права, прежде всего в правоохранительной деятельности полиции (как и других государственных органов и их должностных лиц), в плане комментариев имеет три важнейших аспекта - юридический, этический и психологический.

Юридический аспект прав человека. Правовая основа деятельности полиции определена в ст. 3 нового Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [6], ее «составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел».

В ст. 1 Закона о полиции определяется: «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств».

В гл. 2, именно как ценностные ориентиры, продекларированы принципы деятельности полиции: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество, использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Также определены права и обязанности полиции (гл. 3).

Так, в свете новой концепции МВД для изоляторов временного содержания обоснованы требования обязательного видеоконтроля в каждой камере и предложения по реконструкции самих помещений. Еще год назад в «Российской газете» отмечалось: «Известно, что примерно 70 процентов этих учреждений не соответствуют установленным требованиям законодательства. Почти полторы сотни ИВС ОВД располагаются в полуподвальных и подвальных поОмещениях. Основная проблема - тяжелые условия содержания задержанных. В основном это - теснота помещений, когда не соблюдается норма в 4 квадратных метра на человека. Бывает и так, что арестантов не обеспечивают ежедневным бесплатным горячим трехразовым питанием, отсутствуют в камерах краны с водопроводной водой, нет прогулочных дворов, а санузлы ничем не отгорожены от основного помещения. Даже не все люди, находящиеся под стражей, могут получить индивидуальное спальное место. Кое-где и коек нет - узники спят на деревянных настилах» [7].

Итак, суть юридического аспекта можно прокомментировать в следующих тезисах.

1. Права человека и гражданина с одной стороны, а с другой - есть обязанность правоохранительных органов и полицейского, в частности, действовать согласно закону, должностным инструкциям (обязанностям).

2. Полицейский должен четко представлять (понимать) свое место и место гражданина в гражданском обществе.

При этом необходимо помнить, что все мы граждане, но несоблюдение прав сотрудников полиции со стороны государства не оправдывает нарушение ими прав других граждан.

Иными словами, строить отношения полиции с обществом не по принципу «власти -подчинения», а по принципу «оказание помощи и услуг населению», что является одной из основных целей современной российской полиции на пути формирования демократического государства, регулируемом принципом верховенства закона. Следовательно, это должно способствовать консолидации гражданского общества.

3. В правовом государстве каждый гражданин должен испытывать ощущение своей защищенности. Этой задаче подчинены все управленческие и правоохранительные структуры, с одной стороны. С другой, должна быть также обязанность органов государственной власти поддерживать сотрудников полиции, подвергшихся со стороны граждан необоснованным обвинениям в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей. Для этого необходимо, наконец:

4. Воспитывать у полицейских ощущение, что они, исполняя свои обязанности, тем самым обеспечивают функцию государства по обеспечению правопорядка и законности.

Этический аспект прав человека. С этической точки зрения, граница между запрещенным и разрешенным для правоохранительных (а также других государственных) органов зыбкая. В

широком смысле в сфере ведения государства должны находиться не только вопросы, связанные с правоохранительной деятельности государственных органов, но и эксперименты на клеточном уровне (клонирование), аборты, эвтаназия и др.

С 2004 г. с учетом зарубежного опыта ученые (в т.ч. и автор) настойчиво рекомендовали сообществу сотрудников МВД РФ принять этический Кодекс полицейского. В 2011 г. такого рода акт был утвержден приказом министра внутренних дел РФ, но в 2013 г. по формальным основаниям он отменен. Однако как представляется, такой «Кодекс полицейской чести» должен все-таки быть принят полицейским сообществом как корпоративный акт. В нем необходимо четко определить нравственные требования, предъявляемые к личности полицейского, а главное - этические нормы в обращении с гражданами. Их принципы, по сути, определены в Законе о полиции.

Например, учтен европейский опыт, когда несанкционируемый (стихийный) митинг, если он не нарушает общественный порядок и другие права, не разгоняется полицией.

Тонкая грань и в вопросе о требовании у граждан паспорта, а ведь это - информация о себе! Поэтому в деятельности полицейского оно допустимо, только если он может опереться на статью закона. Полицейский как представитель власти должен четко знать свои обязанности.

Кстати, обсуждаемые проблемы актуальны и для современной цивилизованной Европы, положительный опыт которой мы часто пропагандируем и берем на вооружение. Приведу один любопытный пример из статьи под названием «Дело в коже», опубликованной в «Российской газете» за 29 марта 2012 г. «Беспрецедентное решение принял суд немецкого города Кобленца. Вынесенный вердикт гласит, что цвет кожи человека может считаться достаточным основанием для проведения полицейского досмотра». С практической позиции «решение суда означает, что если внешность человека не соответствует представлениям стражей порядка о среднестатистическом европейце, то он автоматически попадает под подозрение и может рассматриваться как потенциальная угроза для безопасности». По мнению журналистов: «Станет ли это постановление прецедентом, который окончательно положит конец мифам о европейских мультикультурализме и толерантности, будет понятно по реакции местных политиков. Однако никакой реакции европейских политиков на решение немецкого суда не последовало». Но отклики научной общественности были. Например, Александр Рар, директор Центра имени Бертольда Байца при Германском совете по внешней политике в г. Берлине, прокомментировал данное решение так: «Мультикультурное общество в Германии и в Европе в целом создается с большим трудом. Есть постоянный прогресс, но существует и регресс. На днях во Франции общество взбудоражила история, когда араб расстрелял детей в еврейской школе и убил французских солдат. И сейчас тема мультикультурализма становится главной в избирательной кампании в этой стране. В Германии также полгода в заголовках новостей остается скандал с нацистами - двое мужчин и одна женщина в течение десяти лет разъезжали по стране и убивали турок. Просто за то, что те были турками. Так что говорить о том, что мультикультурное общество у нас построено и все в порядке, было бы неправдой. Но в то же время неверно говорить, что оно не состоялось вообще. Когда пару лет назад об этом сказала канцлер Ангела Меркель, она это сделала не для того, чтобы остановить развитие мультикультурного общества, а чтобы показать - здесь остаются колоссальные проблемы. Германское общество на наших глазах резко меняется. И сделать с этим ничего нельзя.

В свою очередь, Франческо Спано, профессор права римского университета «Ла Сапиенца» не склонен «рассматривать этот конкретный случай как проявление расовой дискриминации». Он считает, что: «полиция в Германии, в Италии, точно так же как и в других странах Европы, обязана обеспечивать правопорядок. Зачастую единственный способ, позволяющий выявить подозрительных лиц в толпе, это проверка документов. В Италии все без исключения граждане, будь они чернокожие или белые, обязаны всегда носить при себе какое-то удостоверение личности». Он подчеркнул, «что многие это правило по разным причинам не соблюдают. Полиция, в свою очередь, имеет право попросить любого человека предъявить документы. У нас подобные проверки в поездах, которыми обычно пользуются нелегалы, проходят довольно часто. Для того чтобы забрать человека в участок, нужны, несомненно, веские основания: предположим, если подозреваемый нетрезв или ведет себя неадекватно, либо если у него нет при себе документов. На мой взгляд, главная причина, по которой герой этого разбирательства в Германии оказался в полицейском участке, - его отказ сотрудничать с полицией» [8].

Между тем история, которая произошла в Германии, весьма поучительна. Гражданин этой страны с темным цветом кожи (его имя следствие держало в секрете) ехал на поезде. Полицейские обратили внимание на мужчину, потому что, по их мнению, тот выглядел как иностранец. Было решено проверить у подозреваемого документы, чтобы убедиться в легальности его пребывания в Германии. Мужчина предъявить бумаги отказался, заявив, что не сделал ничего, что могло бы стать основанием для полицейской проверки. Стражам порядка пришлось применить силу: подозреваемого обыскали и отвезли в участок, где выяснилось, что тот на самом деле является гражданином Германии. Защищая свои права, немец обвинил полицию в расовой дискриминации и подал в суд. Но суд поддержал полицейских, которые проявили бдительность [8]. В данном контексте будет интересным ознакомиться с рассуждениями И.Л. Бачило о причинах и мотивах правонарушений в области расовых, этнических, национальных и религиозных отношений [9].

Этический аспект в деятельности полиции связан и с тем, что как следствие этой деятельности - личность полицейского подвергается определенной профессиональной деформации, о чем свидетельствуют периодические публикации в «Российской газете» и соответствующие тематические подборки на ее

ЯчменёвЮ.В. Аксиологические аспекты правовой ориентации сотрудников полиции...

сайте. Описанные случаи потрясают свей жестокостью и циничностью, когда сотрудники полиции во внеслужебное время в общественном месте или в бытовых ситуациях при незначительных конфликтах, часто при парковке автомобиля, стреляют из пистолета или пускают в ход нож в отношении граждан. Примеров актов насилия, совершаемых полицейскими во время службы, также немало. Такие факты имеют место и при исполнении служебных обязанностей. Одним из них является ЧП 2012 г. в казанском отделе полиции «Дальний» [10].

В целях предотвращения подобных негативных явлений в полицейской среде центральное ведомство принимает экстренные меры. Так, служба, а то и личная жизнь каждого полицейского и любого другого сотрудника органов внутренних дел станет прозрачной для уполномоченных проверяющих и контролеров. Подготовлен новый приказ о порядке проведения таких служебных проверок. Документ выставлен для общественной экспертизы на официальном сайте МВД России. По этому документу даже заявление, тем более - жалоба на сотрудника МВД может стать основанием для назначения служебной проверки. Поводом может послужить обращение или сообщение судебного, правоохранительного, контролирующего или любого другого государственного органа, общественной организации или публикации в средствах массовой информации. Причем такую проверку может санкционировать и лично министр, и все остальные уполномоченные начальники территориальных органов. Понятно, что выводы после проверки могут быть самые разные - от полного оправдания своего сотрудника до предания его суду по уголовной статье. А чтобы не было кривотолков, служебная проверка - если речь не идет о каких-то действительно государственных секретах - должна быть известна общественности. Актуальность этого документа очевидна - предложен действенный механизм реализации требования законодательства о гражданском контроле за органами внутренних дел [11].

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, в свою очередь, предложил создать четкую и эффективную общественную систему контроля работы правоохранительных органов. «Это система начала создаваться, но потом начали появляться "декоративные" и неэффективные службы при правоохранительных органах, которые становятся дружной, необременительной системой, удобной для власти», - заявил омбудсмен [11].

Как нам представляется, в качестве одного из эффективного противодействующего средства с такого рода явлениям должно стать совершенствование законодательства не только по повышению материального положения полицейского, но адекватные меры повышения его ответственности как специального субъекта, причем санкции должны быть абсолютно определенными и высокократными по отношению к обычным гражданам, совершившим аналогичные правонарушения. Безусловно, должна учитываться форма вины полицейского, т.е. умысел или неосторожность. Но вместе с тем за деяния полицейского, демонстрирующие циничное, пренебрежительное отношение к человеческой жизни, санкция должна быть единственная - пожизненное заключение.

Есть и другой момент в этическом аспекте прав человека. В связи с этим в научных дискуссиях по правам человека принимают участие и представители религиозных конфессий. Они обращают внимание на то, что здесь немало проблем и духовного плана. Например, что делать полицейскому с умирающим на руках человеком, часто жертвой ДТП? Как информировать родных и близких о смерти близкого человека?

Все это свидетельствует о том, что полицейских необходимо морально и психологически готовить к подобным ситуациям, а участие в этом священнослужителей вполне уместно и очень полезно.

Наконец, психологический аспект прав человека (гуманистическая модель). В данном аспекте предстоит решить еще много проблем. Будучи министром внутренних дел Российской Федерации, Р. Нургалиев справедливо отмечал, что России необходимо немало времени для обновления полиции, чтобы вырастить новое поколение полицейских. Это должно произойти постепенно, а не путем слома всей системы. Кроме того, он как глава МВД обратился к деятелям культуры и искусства с просьбой научить полицейских «находить прекрасное в повседневном». Он добавил, что «для ведомства важны и рекомендации психологов». Их деятельность «по нормализации климата в коллективах, условий релаксации и переключении внимания на позитивные эмоции имеет особое значение».

Таким образом, в качестве перспективы суть психологического аспекта прав человека можно изложить в следующих тезисах.

1. Встать на позицию человека и взглянуть на ситуацию его глазами, когда он способен отдавать отчет своим действиям и понимать состояние происходящего. Ценностная шкала в такой ситуации является базовой величиной положительной оценки. Следовательно, необходимо относиться к человеку как к личности.

2. Принимать людей, какими они есть. У человека есть право на защиту своей индивидуальности. Каждый имеет право совершать ошибки, т.е., ошибочные и неодобрительные моменты в поведении человека с позиции правоохранительной деятельности не умаляют его ценности.

3. Идентичность самому себе (коммуникативный подход), т. е. открытость для другого человека. Перефразируя И. Канта, это требование можно изложить словами: «Видеть человека и уважать права человека в другом человеке».

4. В ст. 20 Закона РФ «О полиции» определены случаи применения физической силы. Однако в профессиональной подготовке полицейских и особенно в их практической деятельности акцент прежде всего должен делаться на психологическом воздействии на правонарушителя, но не на

физическом (это крайняя мера). Принудительные меры воздействия должны быть нацелены на минимизацию причинения вреда человеку. Если полицейский при пресечении противоправных действий и задержании правонарушителя, несмотря на всевозможные провокации со стороны последнего, обошелся без применения физической силы, то с профессиональной точки зрения он вышел победителем (оказался на высоте положения).

Таким способом закладывается положительная оценка профессиональных качеств полицейского (в свете концепции прав человека) Напротив, причинение физического вреда гражданину или самому полицейскому в служебной деятельности рассматривается по этическим критериям оценки как низкий профессионализм работника полиции.

В этом направлении в процессе профессиональной подготовки полицейских за границей (например, в Германии), работают специализированные штатные психологи. Существуют специальные учебно-методические пособия, так называемое «вербальное дзюдо».

Подобный опыт, безусловно, необходимо заимствовать и внедрять в учебные программы российских вузов системы МВД, а также проводить соответствующую работу с практическими работниками полиции в рамках профессионально-служебной подготовки. В этом направлении, как представляется, и должны быть востребованы выпускники психологических факультетов вузов системы МВД России.

Однако в числе специальных средств, применяемых полицией (ст. 21 Закона РФ «О полиции»), «вербальное дзюдо» отсутствует.

Таким образом, право на достоинство необходимо рассматривать как доминанту прав человека, как ценностный ориентир в правоохранительной деятельности полиции. В процессе профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции (других правоохранительных органов), их повседневной служебной деятельности данное направление должно стать приоритетным.

Список литературы

1. Черепанов, В. А. О народовластии в России: продолжение дискуссии // Государство и право. -2014.- № 1. - С. 36-44.

2. Барциц, И. Н. Доктрина конституционного патриотизма: европейский вызов и российская перспектива (к 20-летию Конституции Российской Федерации) // Государство и право. - 2014. -№ 1. - С. 5-18.

3. Чиркин, В. Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. - 2002. - № 2.

4. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник. - М., 1999.

5. Кокотов, А. Н. Конституционное право России : курс лекций. - М.: Проспект, 2010. - С. 67-79.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. - 2011. - 8 февраля.

7. Фалалеев, М. Сидите правильно // Российская газета. - 2012. - 19 марта.

8. Воропаев, В. и др. Дело в коже // Российская газета. - 2012. - 29 марта.

9. Бачило, И. Л. О причинах и мотивах правонарушений в области расовых, этнических, национальных и религиозных отношений // Государство и право. - 2013. - № 3. - С. 33-42.

10. Фалалеев, М. Скажите правду. Общественный совет при МВД России нашел причины трагедии в Казани // Российская газета. - 2012. - 28 марта.

11. Фалалеев, М. У полицейских спросят все // Российская газета. - 2012. - 20 марта.

Literature

1. Cherepanov, V. A. O narodovlastii v Rossii: prodolzhenie diskussii // Gosudarstvo i pravo. - 2014. -№ 1. - S. 36-44.

2. Bartsits, I. N. Doktrina konstitutsionnogo patriotizma: evropeyskiy vyizov i rossiyskaya perspektiva (k 20-letiyu Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii) // Gosudarstvo i pravo. - 2014. - № 1. - S. 5-18.

3. Chirkin, V. E. Obschechelovecheskie tsennosti i sovremennoe gosudarstvo // Gosudarstvo i pravo. -2002. - № 2.

4. Baglay, M. V. Konstitutsionnoe pravo Rossiyskoy Federatsii : uchebnik. - M., 1999.

5. Kokotov, A. N. Konstitutsionnoe pravo Rossii : kurs lektsiy. - M.: Prospekt, 2010. - S. 67-79.

6. Federalnyiy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ «O politsii» // Rossiyskaya gazeta. - 2011. - 8 fevralya.

7. Falaleev, M. Sidite pravilno // Rossiyskaya gazeta. - 2012. - 19 marta.

8. Voropaev, V. i dr. Delo v kozhe // Rossiyskaya gazeta. - 2012. - 29 marta.

9. Bachilo, I. L. O prichinah i motivah pravonarusheniy v oblasti rasovyih, etnicheskih, natsionalnyih i religioznyih otnosheniy // Gosudarstvo i pravo. - 2013. - № 3. - S. 33-42.

10. Falaleev, M. Skazhite pravdu. Obschestvennyiy sovet pri MVD Rossii nashel prichinyi tragedii v Kazani // Rossiyskaya gazeta. - 2012. - 28 marta.

11. Falaleev, M. U politseyskih sprosyat vse // Rossiyskaya gazeta. - 2012. - 20 marta.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.