В.В. Хрулева,
кандидат юридических наук, доцент
НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
MORALS AS THE BASIS LAWENFORCEMENT ACTIVITY OF POLICE
Статья раскрывает необходимость высокого уровня нравственности в деятельности полиции по обеспечению прав, свобод и законных интересов личности.
The article opens importance of development of high level of morals in police activity on maintenance laws, freedom and legitimate interests of the person.
Интеграция Российской Федерации в мировое сообщество влечет за собой необходимость приведения отечественного законодательства и правоприменительной практики в соответствие с мировыми социальными и политико-правовыми достижениями. Актуальными становятся проблемы повышения качества жизни общества, соблюдения норм гуманности, в основе которых заложена идея уважительного отношения к человеку. При этом вопросы, связанные с оценкой профессионализма сотрудников полиции, неизбежно переплетаются с повышением роли нравственных начал в их деятельности.
Реализации общепринятых правил поведения, формирующихся в правовом сознании личности, отражает уровень ее нравственно-правового мышления. Основная особенность нравственности заключается в том, что она выражается не только в содержательной стороне деятельности, но и в форме ее осуществления, выполняя важнейшую оценочную роль поведения личности в обществе.
В процессе многочисленных социальноэкономических и политических реформ в государстве особое значение приобретают нормы общечеловеческой морали, особенно при кардинальной смене одних ценностных ориентаций другими. Ценности, которые отвергались ранее, сегодня становятся необходимыми для эффективного решения глобальных задач, которые стоят перед государством. Возникает необходимость повышения роли нравственных начал в деятельности должностных лиц, депутатов, руководителей предприятий, работников средств массовой информации и, в первую очередь, сотрудников правоохранительных органов.
Проведенная в системе МВД реформа показала, что повышение профессионализма полиции, а соответственно, и ее престижа в обществе невозможно без кардинального изменения нравственных основ ее деятельности.
Нравственность является неотъемлемой составляющей общественной жизни и необходимым условием выживания людей, поскольку способствует упорядочению их
отношений. Качественное осуществление правоохр анит ельными ор ганами своих функций немыслимо без высокого уровня нравственности сотрудников.
В настоящее время эффективная деятельность полиции составляет одну из важнейших прерогатив процесса совершенствования правовой системы нашего государства и общества в целом. Несмотря на это, процесс формирования высоконравственного полицейского наталкивается на определенные трудности. Так, начальник ведущего университета в системе МВД России Н.В. Румянцев пишет: «Складывается печальная
картина того, что в настоящее время, когда в процессе реформирования системы МВД и необходимости осуществлять свою деятельность при максимальной открытости и публичности, тем не менее, вскрываются неблагоприятные факты, которые носят характер проблемы не узковедомственной, а общей для всего российского общества»[1. — С. 2]. При этом особо отмечается, что полиция, олицетворяющая для граждан закон и защиту, в действительности имеет меньше, чем кто бы то ни был, прав на профессиональные ошибки и нравственные «пробелы» [1. — С. 1].
Понятие нравственности в юридической литературе получило самые разные толкования. Так, часть авторов под нравственностью понимают ту или иную область жизнедеятельности общества и поведения людей, в которой воплощаются идеи справедливости, добра, гуманизма, порядочности, совести и долга [2. — С. 37—38]. Другие определяют ее как совесть конкретного человека, которая основывается на принятии (или непринятии) существующих норм жизни. Она позволяет человеку сохранять свое личное достоинство в тех ситуациях, на разрешение которых не могут повлиять правовые нормы [3. — С. 12]. Поэтому нравственность — это своего рода этическая импровизация, основанная на индивидуальной совести и чувстве собственного достоинства [4.
— С.45]. В толковом словаре С.И. Ожегова нравственность определяется как «внутренние,
духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами»[5].
Исходя из сказанного, понятие нравст -венности сводится к совокупности норм, представлений, предписаний о добре и зле, должном и недолжном, свободе и ответственности, долге, совести, вине, чести и достоинстве человека. Это социальный способ его существования среди людей [6. — С.3].
Нравственность применительно к деятельности полиции, по замыслу реформаторов, сводится к тому, что «формируется новое поколение служителей Закона, защитников прав и законных интересов граждан. Полиция должна стать лучше того общества, в котором она существует, подавать пример законопослушного поведения и высокой культуры, служить эталоном профессионализма. В правовом и демократическом обществе структуры, стоящие на страже Закона, должны быть образцом и в морально-нравственном плане. Те есть не плыть в общем потоке социальных проблем и изъянов, прикрываясь общими словами о несовершенстве всего земного, а противостоять социальному злу и помогать людям, которых они защищают» [1. — С. 2]. Изо всех возможных вариантов оказания правовой помощи полицейский должен избирать те, которые в наименьшей степени будут причинять неудобство индивиду. Для такого сотрудника полиции должны быть равны все — и богатые, и бедные, и чиновники, и рядовые граждане.
Федеральный закон «О полиции» [7] нравственные основы ее деятельности как таковые не закрепляет, а как бы предполагает. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8] также прямо не использует
понятие «нравственность», но в соответствии со ст. 4 этого закона установлено, что сотрудник органов внутренни х дел обязан знать и соблюдать Конституцию РФ, законодательные и иные нормативные правовые акты РФ в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций. Знание и соблюдение Конституции уже означает, что сотрудник полиции обязан чтить, уважать и соблюдать закрепленные в ней права и свободы человека и гражданина. Закон также
устанавливает, что «при осуществлении
служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов
внутренних дел должен: 1) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности; 2) заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных
обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристраст-ности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти»[8].
Следует отметить, что правоохранительная деятельность направлена в первую очередь на обеспечение прав, свобод и законных интересов личности, которое основывается на таких конституционных принципах, как законность, соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. Характеризуя эти принципы, следует отметить, что принцип законности заключается в качественном и безусловном исполнении законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятель -ность сотрудников ОВД. Принцип уважения и признания прав и свобод человека и гражданина означает, что действия по отношению к гражданам должны строиться таким образом, чтобы их права и свободы являлись наиболее приоритетными по отношению к другим общественным ценностям.
Однако при достижении служебных целей нередко узко понимаемые потребности профессии берут верх над теми интересами общества и государства, ради которых и формируются правоохранительные органы.
В связи с этим возникает проблема так называемой профессионально-нравственной деформации. Она проявляется в применении для достижения профессиональных целей аморальных средств, отступлении от требований закона, необоснованных ограничениях прав и свобод человека и гражданина.
В литературе отмечается, что аморальность отдельных сотрудников правоохранительных органов вызвана, в первую очередь, негативными явлениями, происходящими в социальной среде [19. — С. 54]. Некоторые сотрудники ОВД в силу своих индивидуальных качеств, нравственных убеждений, моральных устоев, уровня правовой культуры не во всех ситуациях могут противостоять кризисному состоянию общества. Это, соответственно, негативно отражается на эффективности работы по борьбе с противоправными деяниями, понижает престиж органов полиции. Исходя из вышесказанного, можно говорить об искажении профессионально-нравственного сознания
сотрудников правоохранительных органов, проявляющемся: во-первых, в отрицании
интересов граждан, которое выражается в безразличии к людям, физическом насилии, моральном унижении человека и т.д.; во-вторых, в несоблюдении сроков оформления документов [10. — С. 11], халатности и др.; в-третьих, в потере чувства служебного долга и личной ответственности.
Решению проблемы нравственности должно помочь, в первую очередь, ведомственное
образование. Именно высокий уровень образования и культуры способен обеспечить защиту личности от профессиональной деформации.
Реформирование органов внутренних дел, глубокая модернизация структуры правоохранительной системы, соответственно, повлекли определенные изменения и в сфере ведомст-венного образования. Возникла необходимость в организации подготовки принципиально нового высокопрофессионального ядра полицейских кадров [1. — С. 3].
Совершенствование подготовки специалис-тов в ведомственных вузах ориентировано, прежде всего, на усиление ее практической направленности и удовлетворение запросов органов внутренних дел в квалифицированных специалистах, обладающих высокими нравствен -ными качествами.
Ф актор ами, способс твую щими по вышению нравственности, могут послужить и улучшение материального обеспечения сотрудников полиции, и укрепление их социальных гарантий, так как они «позволяют с уверенностью прогнозировать приток и закрепление на службе в органах внутренних дел высококвалифицированных специалистов, формирование стабильного профессионального кадрового состава подразделений МВД России» [1. — С. 3].
Таким образом, для успешной правоохранительной деятельности важно формировать не только прочные мировоззренческие позиции в области права, но и твердые основы высоконравственного поведения полицейского при решении служебных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Румянцев Н. В. Полицейский должен стать эталоном профессионализма и высокой нравст -венности для общества, которое защищает // Парламент. газ. — 2012. — 11 апр.
2. Синцов Г.В. К вопросу об этическом воспитании юристов современной России // Рос. юстиция. — 2012. — № 11. — С. 37—42.
3. Братусь Б .С. Нравственное сознание личности. — М., 1985. — 64 с.
4. Воскресенская Е.В. Использование философского понятия «нравственность» // Альманах современной науки и образования. — 2009. — №1 (20). — С. 45—49.
5. Ожегов С .И., Шведова Н .Ю. Толковый словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1997.
— 790 с.
6. Новиков А.С. Актуальные проблемы нравственности // Сборник материалов международной научно-практической конференции 9—16 мая 2009 года. — М.: РИПО ИГУМО и ИТ, 2009. — С. 3—9.
7. О полиции: Федер. закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ (в ред. от 3 марта 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
8. О службе в органах внутренних дел Рос-
сийской Федерации: Федер. закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2012 г., с изменениями, вступившими в силу с 01.09.2013 г.) // Российская газета. — 2011. — 7 нояб.
9. Соловьев В.С. Право и нравственность. — Минск: Харвест, 2001. — 2б0 с.
10. Желонкин С.С. Недействительность антисоциальных сделок, нарушающих основы правопорядка и нравственности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. — СПб., 2011. — 25 с.
REFERENCES
1. Rumyantsev N.V. Politseyskiy dolzhen stat etalonom professionalizma i vyisokoy nravst-vennosti dlya obschestva, kotoroe zaschischaet // Parlament. gaz. — 2012. — 11 apr.
2. Sintsov G. V. K voprosu ob eticheskom vospi-tanii yuristov sovremennoy Rossii // Ros. yustitsiya.
— 2012. — N 11. — S. 37—42.
3. Bratus B.S. Nravstvennoe soznanie lichnosti.
— M., 19B5. — б4 s.
4. Voskresenskaya E.V. Ispolzovanie filosof-skogo ponyatiya «nravstvennost» // Almanah sovremennoy nauki i obrazovaniya. — 2009. — N1 (20). — S. 45—49.
5. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyiy slovar russkogo yazyika. — 4-e izd. — M., 1997. — 790 s.
6. Novikov A.S. Aktualnyie problemyi nravst-vennosti // Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 9—1б maya 2009 goda. — M.: RIPO IGUMO i IT, 2009. — S. 3—9.
7. O politsii: Feder. zakon ot 7 fevralya 2011 g. N3-FZ (v red. ot 3 marta 2012 g.) // Sobr. zakono-datelstva Ros. Federatsii. — 2011. — N 7. — St. 900.
B. O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossiy-skoy Federatsii: Feder. zakon ot 30 noyabrya 2011 g. N 342-FZ (v red. ot 3 dekabrya 2012 g., s izme-neniyami, vstupivshimi v silu s 01.09.2013 g.) // Rossiyskaya gazeta. — 2011. — 7 noyab.
9. Solovev V.S. Pravo i nravstvennost. — Minsk: Harvest, 2001. — 2б0 s.
10. Zhelonkin S.S. Nedeystvitelnost antisotsial-nyih sdelok, narushayuschih osnovyi pra-voporyadka i nravstvennosti: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.03. — SPb., 2011. — 25 s.