Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
О главном
УДК 174 (075)
В. А. Кудин*
Формирование нового облика сотрудника российской полиции
В статье рассматриваются проблемы формирования нового облика сотрудника полиции МВД России, анализируется роль государства в обеспечении и укреплении правопорядка и законности в стране, определяются направления и задачи становления высоконравственной профессиональной личности полицейского.
Ключевые слова: государственная служба, гражданственность, законность, личность, полиция, престиж профессии, профессиональная компетенция.
V A. Kudin*. Formation of a new image of Russian police officer. This article discusses the problem of forming new image of police officer MIA of Russia, examines the role of government in promoting and strengthening law and order in a country. Determined directions and objectives in the formation of highly moral professional personality of policeman.
Keywords: government service, civicism, legality, personality, police, prestige of profession, professional jurisdiction.
Служба в органах внутренних дел Российской Федерации является особым видом государственной службы, направленной на выполнение задач по защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных, преступных посягательств.
Сотрудники органов внутренних дел свои задачи по борьбе с преступностью выполняют в меру сил и возможностей, противостоят ей, однако надо признать, что результаты противодействия преступности не в полной мере отвечают ожиданиям общества.
Это стало одной из причин углубляющегося кризиса доверия населения правоохранительным органам, что самым негативным образом сказывается на эффективности их деятельности. Нет необходимости скрывать, что многие публикации и обсуждения событий в СМИ и в сети Интернет показывают высокую степень недоверия к сотрудникам органов внутренних дел, к их профессионализму и компетентности. Сегодня общество требует от сотрудников правопорядка иных профессиональных качеств. 0но полагает необходимым преобразовать правоохранительную систему с тем, чтобы она была более современной, более надежной и в большей степени ориентированной на защиту граждан, стала составной частью «всеобщей модернизации России»1; и фундаментом этого должны быть достижения науки, использование передового отечественного и зарубежного опыта. Закрепив на конституционном уровне принципы построения правового и социального государства, присоединившись к ряду международных конвенций в области защиты прав и свобод человека и гражданина, Россия сделала свой выбор в пользу гуманизации форм и методов правоохраны, сокращения ее репрессивной составляющей, соблюдения законных интересов граждан, их реальной защиты от противоправных посягательств.
Как отметил в своем выступлении Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р.Г. Нургалиев на расширенном заседании коллегии МВД России, «качественное выполнение поставленных государством задач возможно лишь высококвалифицированным специалистам с
* Кудин, Василий Анатольевич, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-65. E-mail: [email protected].
* Kudin, Vasily, the head of Saint Petersburg university of Interior of Russia, awarded in dissertation, senior lecture. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.
углубленной профильной подготовкой, обладающим высокими морально-психологическими качествами»2.
В целях приведения деятельности органов внутренних дел в соответствие с современными требованиями, создания качественно нового профессионального ядра — полиции, работающей эффективно, честно, профессионально, — с 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон «О полиции»3. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности; полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств (ст. 1 ).
По новому Закону безопасность личности, защита ее законных интересов от противоправных посягательств являются безусловными приоритетами. Самое пристальное внимание уделяется человеку — его правам, свободам, жизни и здоровью. Открытость, прозрачность, публичность — основа взаимосвязи органов внутренних дел и граждан. Большую роль в развитии этих качеств должны сыграть общественные советы, формируемые при МВД России, региональных министерствах и управлениях, в чьи функции входит и общественный контроль — залог действительно партнерских отношений с гражданским обществом. Проводимая внеочередная аттестация сотрудников органов внутренних дел направлена на формирование высокопрофессиональных, морально-нравственных, компетентных в своей правоохранительной деятельности кадров, соответствующих требованиям и ожиданиям общества4.
Мнение населения о работе органов внутренних дел — критерий оценки результатов деятельности подразделений МВД России. Мониторинг общественного мнения осуществляется на основе независимых источников социологической информации, научно обоснованных критериев и показателей оперативно-служебной деятельности, состояния служебной дисциплины и законности.
Основные принципы деятельности полиции — уважение прав и свобод человека и гражданина (ст. 5); законность (ст. 6); беспристрастность (ст. 7); открытость и публичность (ст. 8); общественное доверие и поддержка граждан (ст. 9); взаимодействие и сотрудничество (ст. 10); использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11). Указанные принципы формируются прежде всего в образовательных учреждениях МВД России. Именно здесь происходит становление личности сотрудника российской полиции как высокопрофессионального специалиста.
22 июня 2010 г. Ученый Совет Санкт-Петербургского университета МВД России принял Концепцию стратегии развития университета на период до 2020 года5, которая должна способствовать наиболее полной реализации миссии университета. Миссия определяется необходимостью достижения главной цели — подготовки образованных, высококомпетентных специалистов в соответствии с потребностями личности, органов внутренних дел, общества и государства. Достижение поставленной университетом цели во многом будет зависеть от правильного выбора стратегических ориентиров.
Рассмотрим более подробно те направления в образовательном процессе, которые формируют личность сотрудника полиции.
Одна из задач университета — активное участие в международных, интеграционных программах в сфере профессиональной подготовки полицейских кадров, развитие связей университета с соответствующими зарубежными учебными центрами, совместные научные конференции, исследования, изучение деятельности международных правоохранительных структур. С 2010 г. в целях повышения качества подготовки будущих специалистов университет приступил к созданию внутривузовской системы качества на основе международных стандартов по качеству 180 9000.2000.
Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11), определено в Федеральном законе «О полиции». Для решения данной задачи в университете развернут программный комплекс системы открытого образования «Стеллус» в рамках программы МВД России «Создание единой информационнотелекоммуникационной системы ОВД». В настоящее время идет работа по созданию на базе «Стеллуса» учебно-методических комплексов по категориям обучаемых на факультете переподготовки и повышения квалификации. В перспективе — организация обучения в системе дистанционных образовательных технологий слушателей факультета заочного обучения. К ресурсам информационнообразовательного центра университета и сети Интернет имеют возможность доступа слушатели университета с рабочих станций единой компьютерной сети университета (более 300 рабочих мест). Вузовский узел электронной библиотеки представлен аппаратно-программным комплексом «ИРБИС» с интерфейсным модулем внешнего обмена данными через сеть Интернет.
В свете задач модернизации образовательного процесса создается инновационная система, которая должна объединить как образовательные, так и научные программы МВД России в единую
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
О главном
цепь поэтапной профессиональной подготовки от первоначального уровня до переподготовки и повышения квалификации.
Формирование нового облика сотрудника полиции невозможно без учета комплекса общекультурных и профессиональных компетенций. Из общекультурных наиболее важными представляются такие, как способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; готовность к выполнению гражданского и служебного долга, профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета; овладение культурой мышления, способностью логически мыслить, анализировать логику рассуждений и высказываний и др.
В числе профессиональных компетенций — способность обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охрану общественного порядка; уважение чести и достоинства личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, способность пресекать противоправные действия, правомерно и эффективно применять и использовать табельное оружие, специальные средства, осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей; способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время. Все перечисленные компетенции направлены на усиление практической составляющей в процессе становления сотрудника российской полиции.
Принципиально новое качество подготовки и воспитания будущих специалистов, ориентированных на выполнение функций социально-правового обслуживания населения, предполагает поиск новых форм и путей как в учебной, так и воспитательной работе, что отражено в Руководстве по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации6. Работа по формированию нового облика сотрудника полиции ведется по следующим направлениям деятельности: воспитательная, психологическая, социальная и культурно-просветительная.
Особое внимание уделено работе по укреплению служебной дисциплины и законности среди сотрудников органов внутренних дел, которая представляет собой деятельность, направленную на профилактику и предупреждение правонарушений и чрезвычайных происшествий. В связи с изменением федерального законодательства, внесшего дополнения в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарные полномочия начальников и командиров были обновлены и расширены. В частности, ст. 34 указанного Положения была дополнена понятием «нарушение сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины», а также перечнем грубых нарушений служебной дисциплины. Правовым актом, регулирующим правоотношения в органах внутренних дел, в сфере дисциплинарной ответственности сотрудников должен стать Дисциплинарный устав органов внутренних дел, где четко прописаны нормы, регулирующие дисциплинарные правоотношения: принципы дисциплинарной ответственности, дисциплинарное производство — стадии, сущность, содержание каждой стадии, фиксирующие определенные процессуальные моменты дисциплинарного производства и т.п. Несомненно, он позволил бы более четко урегулировать правоприменительную деятельность субъектов дисциплинарной практики по привлечению сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности8, тем более что в Федеральном законе «О полиции» прямо говорится: «Служебная дисциплина в полиции регулируется дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации» (ст. 39). Обновленная система дисциплинарной практики, безусловно, поможет должностным лицам более эффективно использовать арсенал дисциплинарных средств в воспитании личного состава, т.к. доверие населения к блюстителю порядка напрямую связано с отношением каждого сотрудника к гражданам и соблюдением им международных норм поведения должностных лиц9 .
Подготовка высокопрофессиональных специалистов определяется и таким видом деятельности, как воспитательная работа. К ней все чаще привлекаются ветераны органов внутренних дел. Их жизненный опыт оказывает существенное влияние на формирование личности курсантов и слушателей, их правильной мотивации и добросовестного отношения к порученному делу. Курсанты и слушатели нашего университета шефствуют над 45 ветеранами Великой Отечественной войны10, и это сотрудничество взаимовыгодно для обеих сторон.
Подготовка для российской полиции специалиста, который сможет успешно выполнять поставленные оперативно-служебные задачи, реализуется в процессе профессионального воспитания.
Цели нравственного и поликультурного воспитания состоят в формировании российского интеллигента в погонах. Применительно к сотруднику полиции категория «интеллигентность» — это мера культуры и воспитанности; освоение личностью моральных и нравственных норм, уважение прав и свобод человека, а в поведении — внешнее проявление внутренней культуры как социальной и коммуникативной компетентности полицейского.
Формирование у сотрудников профессионально-значимых психологических качеств личности, психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению оперативно-служебных задач — важнейшее направление психологической работы. В университете активно осуществляется психологическое обеспечение образовательного процесса и служебно-оперативной деятельности личного состава. В практическую работу внедрены полиграфные обследования, проводится входной и текущий тест-контроль на наличие наркотических и психоактивных веществ в организме у курсантов и слушателей. Ежедневно с целью оценки психологического состояния проводится обследование всех, кто несет службу с оружием, а также водителей служебных автомашин. В обязательном порядке даются психологические рекомендации в отношении личного состава, привлекаемого к несению службы в период проведения общегородских мероприятий. В университете создан Центр психологической подготовки и регуляции, в котором проводится работа по психологическому отбору и сопровождению личного состава на основе результатов новейших научных исследований и практических разработок в области психологического обеспечения и в соответствии с требованиями нормативных документов МВД России. В дальнейшем на базе Центра планируется развернуть систему тематически-тренинговых и психорегуляционных мероприятий, создать постоянно действующий психологический лекторий.
Организация психологической работы, как было отмечено на учебно-методическом сборе руководителей аппаратов по работе с личным составом образовательных учреждений МВД России, в Санкт-Петербургском университете МВД проводится успешно. В вузе сформирована профессиональное кадровое ядро специалистов-психологов, функционирует действенная система психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, оборудована сеть кабинетов психологической подготовки и регуляции для курсантов и слушателей университета.
Социальная работа — это защита прежде всего экономических, культурных и материальных прав сотрудников, членов их семей, ветеранов органов внутренних дел. В системе воспитания она является частью морально-психологического обеспечения и способна значительно повысить эффективность оперативно-служебной деятельности.
Каждый сотрудник должен знать, что забота о его семье, его здоровье является не только профессиональным долгом, но и важнейшим условием укрепления морально-психологического климата в служебных коллективах. В Санкт-Петербургском университете МВД России с 1999 г. создана и действует общественная организация «Попечительский фонд имени старшего лейтенанта милиции Виктора Новикова».
С 2008 г. в университете существует Клуб молодой семьи, объединяющий 43 курсантских семьи. Руководство университета постоянно оказывает членам Клуба моральную и материальную поддержку.
Обучаемые в вузе имеют возможность участвовать в работе Ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров» и других подобных объединений.
Становление высоконравственной личности сотрудника полиции неразрывно связано с культурно-просветительной работой. Задачи культурно-эстетического воспитания будущих специалистов в университете решаются средствами художественной культуры и искусства, самодеятельного творчества, участием в многочисленных конкурсах. Традиционными стали митинги, посвященные Дню знаний, присвоению первых офицерских званий слушателям выпускных курсов, «уроки мужества», проводимые с первокурсниками, торжественные мероприятия, посвященные выпуску офицеров, и др. Активно пополняются фонды и экспозиции музея, созданного к юбилею университета. Мы хотим, чтобы музей стал еще одним центром профессионально-нравственного и патриотического воспитания, сохранения и приумножения лучших традиций органов внутренних дел.
Неоценимую помощь в организации и проведении работы по профессионально-нравственному воспитанию оказывает нам ветеранская организация, которую возглавляет заслуженный работник высшей школы Российской Федерации доктор юридических наук, профессор М.Ю. Гутман. Встречи с практическими работниками оставляют яркий след в сознании будущих сотрудников полиции, способствуя формированию у них гордости за службу в органах внутренних дел, ответственности и чувства долга. Курсанты и слушатели встречаются с государственными и политическими деятелями, известными учеными и представителями творческой интеллигенции. Надолго запомнятся им встречи и беседы с председателем Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашиным, председателем Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькиным, Героями Советского Союза М.В. Ашиком и М.И. Исаковым.
В образовательных программах, разработанных для наших курсантов и слушателей, учтены и критерии профессионально-нравственного воспитания, что, несомненно, послужит совершенствованию профессионально-нравственного и культурно-эстетического воспитания будущих специалистов.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011
О главном
Ученые университета внесли значительный вклад в подготовку документов, регламентирующих нормы профессиональной этики и служебного этикета сотрудников органов внутренних дел и повышающих эффективность работы по их профессионально-нравственному становлению11. Авторские коллективы кафедр кадровой и воспитательной работы, юридической психологии, философии, социологии и политологи и др. проводят большую работу по созданию новых учебников и пособий, мультимедийных средств обучения. Так, в 2010-2011 гг. были изданы учебные пособия по проблемам служебной дисциплины, законности и противодействия коррупции, профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов, формирования имиджа сотрудника органов внутренних дел, разработано и издано «Руководство по профессиональной этике преподавателя Санкт-Петербургского университета МВД России». Работа в этом направлении продолжается, что должно положительно сказаться на решении проблемы формирования нового облика сотрудника российской полиции12.
Мы исходим из того, что сегодня каждый молодой сотрудник, поступивший на службу в полицию, обязательно должен быть вовлечен в воспитательный процесс, активно участвовать в общественной, культурной и спортивной жизни подразделения. Целенаправленное применение самых разнообразных форм и методов воспитательного воздействия, привлечение для этого профессорско-преподавательского состава, ветеранов, практических работников, деятелей культуры дает хорошие результаты.
Проведенный анализ профессиональных и морально-нравственных качеств, необходимых для формирования нового облика сотрудника полиции, неопровержимо свидетельствует о том, что становление высоконравственной, профессиональной личности стража порядка — это комплексный процесс, рассчитанный на длительную перспективу. Эта задача выполнима только при правильной постановке учебно-воспитательного процесса, использовании потенциала всего коллектива университета, систематической работе по формированию у будущего специалиста профессиональных знаний, умений, практических навыков. Общество хочет видеть в сотрудниках полиции честных, грамотных, решительных профессионалов, способных защитить права и свободы гражданина от любых противоправных посягательств. Мы сделаем все для того, чтобы оправдать эти ожидания.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
2. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. — 2011. — 8 февраля.
3. Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
4. Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
5. Приказ МВД России от 24 марта 2011 г. № 135 «Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
6. Приказ начальника Санкт-Петербургского университета МВД России от 24 февраля 2010 г. № 117.
7. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. — 2010. — 1 декабря.
8. Выступление Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на расширенном заседании Коллегии МВД России : стенограмма. — 2011 г. — 22 марта. — Сайт «Президент России». [Электронный документ]. — Режим доступа: Кир://президент.рф/выступления/10715. (Дата обращения 24 марта 2011 г.).
9. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р.Г. Нургалиева на расширенном заседании Коллегии МВД России, 22 марта 2011 г. Сайт «МВД». [Электронный документ]. — Режим доступа: http://wwwmvd.rn/news/show_88110. (Дата обращения 24 марта 2011 г.).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Правоохранительная деятельность». — М., 2010.
11. Кудин, В. Л. Миссия выполнима (О Концепции стратегии развития университета на период до 2020 года) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2010. — № 2. — С. 9-20.
12. Маюров, Н. П., Бялт, В. С. К вопросу о необходимости принятия Дисциплинарного устава органов внутренних дел // Государство и право. — 2011. — № 4. — С. 102-106.
13. Маюров, Н. П., Бялт, В. С. Правовое регулирование дисциплинарных правоотношений в милиции (1917—2010 гг.) // Пробелы в российском законодательстве. — 2011. — № 1. — С. 203-206.
14. Маюров, Н. П. Дисциплинарные правоотношения в органах милиции: история, теория и практика : монография. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003.
Literature
1. Constitution of Russian Federation: Adopted by popular vote on December 12, 1993 / / Rossiyskaya Gazeta. — 1993. — 25 December.
2. The Federal Law on February 7, 2011 № 3-FZ «About Police» // Rossiyskaya Gazeta. — 2011. — February 8.
3. Order of the Russian Interior Minister on December 24, 2008 № 1138 «On approval of the Code of Ethics Officer of Internal Affairs of Russian Federation».
4. Order of the Russian Interior Minister on February 11, 2010 № 80 «On the moral and psychological support of the operational activities of the internal affairs of Russian Federation».
5. Order of the Minister of Internal Affairs of Russia from March 24, 2011 № 135 «On organization of an extraordinary appraisal of Internal Affairs of Russian Federation».
6. Order of Chief of the St. Petersburg University, of Ministry of Internal Affairs of Russia on February 24, 2010 № 117.
7. Message from the President of Russian Federation Dmitry Medvedev, to the Russian Federal Assembly // Rossiyskaya Gazeta. — 2010. — Dec. 1.
8. Speech by President of Russian Federation D.A. Medvedev at an enlarged meeting of the Board Ministry of Internal Affairs of Russia: Transcript. — 2011. — 22 March. — Site of the President of Russia. [Electronic document]. — Mode of access: http://npe3HAeHT.p^/BbicTynAeHHfl/10715. (Date Treatment March 24, 2011).
9. Speech by Minister of Internal Affairs of the Russian Federation Army General R.G. Nurgaliyev at the enlarged meeting of the Board Ministry of Russia, March 22, 2011 Site «MIA». [Electronic document]. — Mode of access: http://www.mvd.ru/news/show_88110. (Date Treatment March 24, 2011).
10. Federal state educational standard of higher education with a degree in Law Enforcement. — Moscow, 2010.
11. Kudin, V. A Mission Possible (On the Concept of Development Strategy at the University until 2020) / / Bulletin of St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2010. — № 2. — P. 9-20.
12. Mayurov, N. P., Byalt, V. On the question of need to adopt the Disciplinary Code of Internal Affairs / State and Law — 2011. — № 4. — P. 102-106.
13. Mayurov, N. P., Byalt, V. ^. Legal regulation of disciplinary relations in the police (1917-2010) // The gaps in Russian legislation. — 2011. — № 1. — P. 203-206.
14. Mayurov, N.P. Disciplinary relationship of police: History, Theory and Practice: Monograph. — St.-Petersburg: Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, 2003.
1 Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации / / Российская газета. 2010. 1 декабря.
2 Выступление Министра внутренних дел генерала армии Р. Нургалиева на расширенном заседании коллегии МВД России от 22 марта 2011 года // http://www.mvd.ru/news/show_88110/
3 Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. 8 февраля.
4 См.: Приказ МВД России от 24 марта 2011 года № 135 «Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
5 См.: Кудин В.А. Миссия выполнима (О Концепции стратегии развития университета на период до 2020 г.) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 2. С. 9-20.
6 Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
7 См.: Маюров Н.П., Бялт В.С. К вопросу о необходимости принятия Дисциплинарного устава органов внутренних дел / / Государство и право. 2011. № 4. С. 102-106.
8 Маюров Н.П., Бялт В.С. Правовое регулирование дисциплинарных правоотношений в милиции (1917-2010 гг.) // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 1. С. 203-206.
9 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 3 сентября 1953 г.: Ратифицирована Российской Федерацией 5 мая 1998 г.; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: Принят Генеральной Ассамблеей ООН № 34/169 от 17 декабря 1979 г.; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка: Резолюция Восьмого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями от 7 сентября 1990 г.
10 Приказ начальника Санкт-Петербургского университета МВД России от 24 февраля 2010 г. № 117.
11 Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
12 См., напр.: Балахонский В.В., Джегутанов Б.К. и др. Философия: Учебник для юридических вузов. Издание четвертое, исправленное и дополненное / Под ред. В.А. Кудина. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2010; Маюров Н.П., Потапов Ю.А., Тимина Т.Н., Бялт В.С. Служебная дисциплина, законность и противодействие коррупции в органах внутренних дел: Учебное пособие. СПб.: изд-во СПб ун-та МВД России, 2010; Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов (в вопросах и ответах): Учебное пособие / Сост.: Н.П Маюров, Ю.С. Аракелов, Т.А. Трофимова, А.Д. Кузнецова. СПб.: СПбУ МВД России, 2010.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011