Научная статья на тему 'Акмеология и элитология: особенности взаимодействия'

Акмеология и элитология: особенности взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
616
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеология и элитология: особенности взаимодействия»

Кондратович И.В., Васильцов Ю.А.

(Каменский район)

Акмеология и элитология: особенности взаимодействия

Важным аспектом научного познания всегда являлось изучение проблем, механизмов и способов деятельности человека и достижение им значимых результатов. Поэтому на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин возникла наука акмеология, изучающая особенности важнейшей стадии, которую проходит человек в своем развитии - ступени зрелости, а также достижение наиболее высокого уровня в этом развитии.

Термин «акмеология» (от греч. АКМЕ - высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора) был предложен Н.А. Рыбниковым в 1928 г. для обозначения науки о развитии зрелых людей. Дальнейшее развитие данная проблематика получила в 1968 г. в работах Б.Г. Ананьева, который нашел ей место в системе наук, изучающих возраст и фазы жизни человека как индивида, а также изучение «вершин» жизни высших достижений личности. В качестве основателей данной науки называют также А. А. Бодалева, А. А. Деркача и Н.В. Кузьмину, которые обосновали акмеологию как новую комплексную область знания о человеке и его совершенствовании.1

В настоящее время разработкой акмеологических проблем в политологии, элитологии, экономике и менеджменте увлечены ВТ. Ганжин, О.С. Анисимов, Т.С. Болховитина, И.Н.Семенов, Л.А. Степнова и другие исследователи.

В различных справочных информационных источниках мы находим несколько отличающиеся понятия данной науки, которые мы поместили в таблицу 1.

1 Кирсанов К. А., Кондратович И.В. Экономическая элитология: исходные понятия. -М.: СвР-АРГУС, 2010.

Современную акмеологию интересует в первую очередь то, в каком возрасте люди разных профессий достигают периода расцвета и как долго утверждаются на этом уровне. В то же время главная проблема акмеологии - не столько хронологическая протяженность полноценной зрелости, сколько душевное состояние человека, способное превратить любой жизненный период в период расцвета.

Современная акмеология занимается изучением следующих проблем человекознания:

- закономерностей самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам);

- факторов, объективных и субъективных, содействующих и препятствующих достижению вершин;

Таблица 1. Различные подходы к определению акмеологии2

Определения акмеологии

№ п/п Источник Определение

Популярная психологическая энциклопедия Акмеология - научная отрасль, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Психология развития. Словарь Акмеология - научное направление, изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие творческие достижения на этапе зрелости.

Большой психологический словарь Акмеология - комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. наиболее продуктивном периоде жизни; в более узком смысле раздел возрастной (онтогенетической) психологии, изучающий зрелую личность.

2 Кирсанов К. А., Кондратович И.В. Экономическая элитология: исходные понятия. -М.: СвР-АРГУС, 2010.

Акмеологический словарь

Акмеология - современная комплексная наука, изучающая специфические закономерности психического развития человека на этапе зрелости: поступательный и прогрессивно восходящий характер развития, направленность на высшие уровни оптимумы развития, обратное влияние личности на деятельность, возрастание целостности и интегрированности личности на этапе зрелости, роль феномена «акме» как многомерного психического состояния человека в поступательном развитии, становление способности зрелой личности действовать в меняющихся и неопределенных условиях, становление способности к максимальному использованию личностью своих ресурсов для оптимального соотнесения с социумом, усиление роли саморазвития у взрослого человека._

- закономерностей обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности;

- самообразования, самоорганизации и самоконтроля;

- закономерностей самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно, изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности.

Научное знание, полученное в результате акмеологических исследований, о закономерностях и способах достижения вершин профессионализма и творчества характеризует такой интегративный по своей социокультурной природе и системообразующий по методологическому значению онтологический атрибут, как «акмеологичность» социокультурного бытия человека. С этой точки зрения акмеологичность можно рассматривать в

3 Бранский В. П., Пожарский С. Д., Социальная синергетика и акмеология. - СПб,, 2002 - С. 373.

3

синхроническом плане в виде самосовершенствования человека, а диахронически - в виде его профессиональной социализации. 4

Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии акме-форм в жизнедеятельности человека, в его становлении как профессионала, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности.

Многие авторы разделяют мнение о том, что «акме» является вершиной развития человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Однако вершину развития можно выделять не только у отдельного человека, но и у общества, человеческой цивилизации.

Стадия зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости «акме» -это многомерное состояние человека, охватывающее период его развития и показывающее, насколько он состоялся как гражданин, как специалист в какой-то определенной области деятельности, как личность и т.п. Это состояние никогда не является статичным, а отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Исследования зрелости взрослого человека с позиций разных наук позволили установить, что, как правило, не происходит одновременного достижения ступени зрелости по всем характеристикам. Время выхода человека на уровень акме как индивида, как личности, как субъекта творческой деятельности часто не совпадает (либо можно говорить лишь об относительном совпадении), поскольку наблюдаются разные темпы изменений в этих характеристиках.

В акмеологических исследованиях устанавливается сходное и различное в индивидных, личностных и творческих характеристиках разных людей, проясняется действие факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости и такие особенности акме человека, как его содержание,

4 Деркач А. А., Кузьмина Н.В. Акмеология - наука о путях достижения вершин профессионализма. М., 1993.

4

продуктивность, время наступления, широта, продолжительность и др. Акмеология выясняет также, какие предпосылки должны быть сформированы у человека на предшествующих зрелости этапах возрастного развития для того, чтобы он по-настоящему смог состояться как индивид, как личность, как субъект деятельности, став взрослым. 5

Поэтому акмеология прослеживает механизмы и результаты воздействия макро-, мезо- и микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.), природной среды и самого человека на процесс собственного развития, ставя и решая задачу разработки таких рекомендаций стратегии организации его жизни, реализация которых позволила бы ему оптимально объективировать себя на ступени зрелости и внести свой индивидуально неповторимый вклад в обогащение ценностей жизни и культуры.

Известно научно обоснованное заключение о том, достижение человеком акме должно обязательно рассматриваться в историческом контексте (по Е. Старовойтенко). Ученые прослеживают зависимость между особенностями акме человека и социально-экономическими условиями общества, конкретным историческим временем в котором он живет; его социальной принадлежностью; возрастом и полом человека.

Итак, акме человека - это вершина, которую он достиг в своем развитии как индивид (живой организм), личность и субъект деятельности. Обычно эти «пики» ассоциируются со стадией взрослости человека.

Категории «элитности» и «акме» взаимосвязаны. Элитность позволяет достичь акме как наиболее высокого уровня развития зрелой личности. Акме же определяет высшую точку элитизации личности, т.е. достижение ею элитного качества.

5 Акмеология: методология, методы и технологии. Материалы научной сессии /под ред. Деркача А. А. - М.: РАГС, 1998. - 232с.

Сущность элитности с точки зрения акмеологии раскрывается через способность личности достичь вершин профессионального мастерства, компетентности, в полной мере раскрыть свой творческий и духовный потенциал.

Применение в качестве единицы измерения деятельности элиты «акме» должно быть основано на использование критериев акмического поведения:

> критерий жизнестойкости человека. В этом случае 1 акмен - это достижения человека, сводящиеся к выживанию в нормальных условиях. Диапазон от 1 до 5 акменов - это те же качества, но обеспечивающие выживание в экстремальных условиях. От 6 до 20 акменов - таков диапазон достижений по выживанию в кризисных условиях, а от 21 до 50 в катастрофических условиях;

> критерий вклада человека в общечеловеческую культуру в рамках профессии. В этом случае деятельность рядового профессионала сожет быть оценена в 1 акмен, а значительный вклад оценен в диапазоне от 1 до 5 акменов, выдающиеся достижения - от 6 до 20 акменов, исключительной важности-до 30 акменов;

> критерий крепости здоровья и долгожительства (насколько она зависит от благоразумного поведения системы человека). В данном случае основа подхода к оценке акмического поведения применяется та же самая;

> критерий гражданский, общественно значимых в социокультурном отношении деяний человека. В этом случае применяется та же самая процедура оценивания, связанная с тремя основными ступенями акмического поведения (рядовой гражданин, общественный деятель, национальный герой). Исключительно высокие достижения национальных героев, святителей, деятелей культуры, всех тех, КТО СДЕЛАЛ ЧЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ, оцениваются как содержащие тысячи акменов». 6

6 Бодалев А.А., Ганжин В.Т., Дергач А.А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (или акме как интегральная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека) //Мир психологии НПО «МОДЭК» Москва-Воронеж. 2000.-стр. 101-102.

6

Т.о., акмен - единица условная и предлагается в качестве дискуссионного обсуждения. Проникновение новых понятий, тем более парадигматического характера, в сформировавшиеся области знания, как правило, происходит через специальные теории и уже затем становятся общим достоянием. Аналогичная ситуация наблюдается относительно экономики труда. Акмеологические понятия «вторглись» в теорию человеческого капитала в работах Кротовой Н.В.

Помимо личностных качеств великих и выдающихся людей и их способностей, достигнутое ими акме - это результат их постоянного и огромного

о

труда, а не только проявление того или иного таланта.

Достижение акме - это результат взаимодействия многих объективных и субъективных условий и обстоятельств в жизни человека. Талант, способности, физическое и психическое здоровье могут быть рассмотрены как субъективные факторы, а условия воспитания, обучения, качество образования и др. как объективные факторы этого процесса. Более того, само понятие акме, равно, как и процесс его достижения, будет сильно зависеть от конкретной профессиональной деятельности.

Акмеология была бы исключительно описательной наукой, если бы свелась к каталогизации акме по профессиям. Кроме этих задач, акмеология с самого начала разрабатывает технологии и стратегии формирования профессионалов высокого класса в разных сферах человеческой деятельности. Таким образом, уже сейчас можно говорить о таких видах прикладной акмеологии как педагогическая, экономическая, управленческая, политическая, военная, медицинская и пр.

В своей диссертационной работе Н.Б. Карабущенко, рассматривая влияние акмеологии на обоснование концептуальных основ психологии элит,

7 Кротова Н.В. Методология управления человеческим капиталом/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.э.н. Специальность 08.00.07.-Экономика труда. -М.: 2000. ГУУ.-52 с.

8 Кирсанов К. А., Кондратович И.В. Экономическая элитология: исходные понятия. -М.: СвР-АРГУС, 2010.

обосновывает содержательно-критериальные составляющие сущности «акме»

9

элиты.

Содержательно-критериальными составляющими профессионального «акме», по мнению автора являются:10

а) потребностно-мотивационная, отражающая высокий уровень притязаний личности, мотивацию самореализации и достижения; наивысший уровень активности человека, способствующий наибольшей продуктивности его профессиональной деятельности; ярко выраженное профессиональное целеполагание; результативность деятельности, выходящей на уровень профессионального творчества;

б) социально-психологическая, раскрывающая характер продвижения человека к вершинам его личностного и профессионального развития, сопряженная с постоянными процессами интеграции индивидуальности с условиями среды, способствующими формированию ее индивидуального стиля (деятельности, жизнедеятельности и др.) (В.А. Толочек).

Таким образом, мы видим, что акмеология как наука о закономерностях развития личности под влиянием самоопределения, жизненного опыта, социального окружения и образования выступает в современном научном знании как база понимания эффективности деятельности элитных слоев общества.

9 Карабущенко Н.Б. Теоретико-методологические основы психологии элит (история и современность): Монография. М.: РУДН, 2007. - 273 с.

10 Кирсанов К. А., Кондратович И.В. Экономическая элитология: исходные понятия. -М.: СвР-АРГУС, 2010.

Список литературы:

1. Акмеология: методология, методы и технологии. Материалы научной сессии /под ред. Деркача А. А. - М.: РАГС, 1998.

2. Бодалев А. А., Ганжин В. Т., Дергач А. А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (или акме как интегральная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека) //Мир психологии НПО «МОДЭК» Москва-Воронеж. 2000.

3. Бранский В. П., Пожарский С. Д., Социальная синергетика и акмеология. -СПб, 2002.

4. Деркач А. А., Кузьмина Н.В. Акмеология - наука о путях достижения вершин профессионализма. М., 1993.

5. Карабущенко Н.Б. Теоретико-методологические основы психологии элит (история и современность): Монография. М.: РУДН, 2007.

6. Кирсанов К.А., Кондратович И.В. Экономическая элитология: исходные понятия. -М.: СвР-АРГУС, 2010.

7. Кротова Н.В. Методология управления человеческим капиталом/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.э.н. Специальность 08.00.07.-Экономика труда. -М.: 2000. ГУУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.