ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 371.24:371.12:371.302 Г543 Д.С. ГЛИНСКИЙ
Омский государственный педагогический университет
АКМЕОЛОГИЯ УЧАЩЕГОСЯ И УЧИТЕЛЯ
На основании акмеологического подхода рассматриваются важнейшие составляющие, формы и методы обеспечения высокой эффективности учебного процесса, профессионального становления специалиста. Акцент - на основных формах обучения, инициативе и творчестве учащихся на всех этапах образовательного процесса выступают в качестве необходимой предпосылки в исследовании эффективности нового подхода к дидактическому обеспечению образования. По-новому высвечиваются также роль и место межпредметных связей в образовательном процессе.
Акмеология пользуется научным способом изучения максимальных возможностей человеческой природы, рассматривает ядро человековедения, в котором изучаются высшие достижения людей, практика человечности, понимаемой не только в моральном и культурном, но также инженерном, эргономическом, педагогическом и других смыслах. Акмеологию интересуют позитивные, гуманистические достижения. Предметом акмеологии являются объективные и субъективные факторы, содействующие или препятствующие достижению акме профессионализма, закономерности в организации обучения, совершенствования и коррекции деятельности учащихся. Основными факторами самодвижения к вершинам профессионализма являются образ творческой акме-ологической деятельности; поиски учащимися путей познания при самостоятельной работе с книгой при изучении нового материала, при решении задач, разного уровня сложности, осмысленном подходе при выполнении лабораторных работ; в этом проявляется профессиональная направленность учащихся, которая в последующие годы перерастает в профессиональное становление специалиста [ 1 ].
При разработке педагогического замысла урока на основе учебника нельзя упускать два момента.
— необходимо «оживить» учебник, даже самый лучший, самый совершенный, и следовательно, обязательно доработать или даже переработать его материалы. Такая необходимость вызывается двумя обстоятельствами. Во-первых, ограниченными возможностями учебника(объем,особенности письменного текста). Во-вторых, необходимостью непосредственного общения учителя с учеником. Учебник написан для ученика, который усвоил материалы предшествующих курсов, разделов, тем. Авторы учебника исходят из того, что должен знать и уметь ученик. Учитель же имеет возможность учитывать, что действительно знает и умеет ученик и реальную учебную ситуацию;
— учитель, разрабатывая методическую часть своего замысла, руководствуется методикой учебника, развивая, дополняя и видоизменяя эту методику, поскольку существует бесконечное количество учебных ситуаций, неповторимы личностные особенности учеников и педагогический почерк учителя [2].
Подготовка учителя к использованию активных форм обучения требует развития таких акмеологи-ческих инвариантов профессионализма его личности как высокий уровень саморегуляции, умение принимать эффективные решения, высокая креативность.
Таблица 1
Основные точки соприкосновения между физикой и математикой
Материал учебника физики 7 класса Материал по математике 5 класса, который можно использовать на уроках физики Материал по математике 6 класса, который можно использовать на уроках физики Материал по математике 7 класса, который можно использовать на уроках физики
алгебра геометрия
1. Механическое движение Отрезок, длина отрезка Координата точки на прямой Буквенные выражения Длина отрезка, расстояние между точками
2. Равномерное и неравномерное движение Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки.
3. Скорость равномерного движения. Единицы скорости Пропорции, основное свойство пропорции, решение задач с помощью пропорции Линейное уравнение с одним неизвестным
Примером такой формы может служить урок, построенный на инициативе учащихся. Уроки этого типа ориентируют учителей физики на широкое развитие инициативы, активности и творчества учащихся, повышению акме учащихся. Их целесообразно проводить и тогда, когда рассматривают новый вопрос, и тогда, когда знания закрепляют, и на стадии контроля усвоения. Понятно, что для проявления инициативы при изучении нового материала нужны общие идеи, которыми учащиеся будуг пользоваться. Такие общие идеи рождаются на основе знаний по истории и методологии науки: о возникновении потребности в знаниях в процессе исторического развития общества, о необходимости объяснять накопленные научные факты и возникшие понятия, о выдвижении гипотезы как важнейшем этапе научного творчества, об объяснительной и предсказательной функциях теории, об эксперименте как критерии истины и шаге к внедрению теории в практику.
Организация занятия, целиком посвященного изучению нового материала. Проведение уроков, построенных на инициативе учащихся, - то есть форма организации занятий, при которой все ученики класса работали бы каждый в меру своих способностей с учебником и дополнительной литературой и смогли бы выступить на уроке.
Для подготовки урока за неделю до него классу выдаются следующие задания: подобрать в библиотеке любые книги, где бы в той или иной форме освещалась тема урока; продумать и предложить план изучения данного вопроса на уроке; отобрать материал для своего выступления, сделать рисунки, схемы (в виде транспаранта для кодоскопа или таблицы) для иллюстрации своего сообщения.
Это требует от учителя творческого подхода и высокого уровня профессионализма. При проведении этого урока для учителя трудными являются следующие моменты: нужно хорошо организовать обмен знаниями, приобретенными учащимися при работе со «своими» книгами; постоянно думать о соблюдении регламента и достижении цели урока, быть готовым к тому, что вдруг учащиеся выберут вариант изложения материала, отличный от того, к которому привык учитель; если будут освещены какие-то новые факты, то нужно уметь их оценить; нужно также уметь направить возможную дискуссию.
Урок поаготовки к контрольной работе, базирующийся на инициативе учащихся. В классе можно создать 2-3 группы учащихся, по 5человек в каждой. Исходя из теоретического материала и решавшихся на уроках задач, составить контрольную работу по теме, Это является их домашним заданием к данному сроку. На уроке они должны защитить свой вариант контрольной, т.е. объяснить, почему ими выбраны именно эти вопросы и какие знания с их помощью
проверяют, насколько аадачи типичны и комплексны, какова связь задач с пройденш тм ранее материалом, каков их уровень трудности. После обсуждения предложенных вариантов, которое всегда проходит очень заинтересованно и горячо, учащиеся помогают классу решить составленные ими задачи, отмечают типичность каждой. При этом все знают, что итоговый вариант контрольной будет составлен с учетом проведенной накануне работы.
При подготовке интеллектуальной игры учитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого участника игры, особенности мотивацион-ной сферы.
При подготовке к занятиям с использованием рабочей тетради, учитель совершенствует свой профессионализм в тематическом планировании, самостоятельную работу учащихся со справочным материалом [3]. Он может предусмотреть возможности маневра учебным материалом на этой основе реализовать дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении. Особое акмеологическое влияние, как на ученика, так и на учителя оказывают занятия, на которых необходимо актуализировать знания учащихся полученные ими по другим предметам изучаемых в младших классах и установить горизонтальные и вертикальные связи, так называемые, межпредметные связи (МПС).
Для успешной реализации МПС учителю необходимо знать общие теоретические основы МПС, пути, способы, средства успешной их реализации. Прежде всего, что такое МПС, каковы их дидактические функции [4].
МПС — являются отражением объективно существующих межнаучных связей и связей наук с производством в содержании и методах обучения.
Основными дидактическими функциями МПС язляются:
• системообразование, систематизация, обобщение знаний;
• координация учебных дисциплин в учебных планах по горизонтали и вертикали;
• формирование у учащихся целостной научной картины мира;
• формирование диалектического метода мышления.
Основные направления в деятельности педагогов по
реализации дидактических функций МПС являются:
1) согласование во времени изучения учебных дисциплин, так чтобы один предмет готовил «почву» для изучения последующих. Роль такой «почвы» выполняет система понятий и учебных умений;
2) обеспечение преемственности в формировании общих понятий, в изучении законов и теорий;
3) создание условий для активного применения и углубления знаний, полученных учащимися при изучении смежных дисциплин;
4) раскрытие взаимосвязи явлений различной природы, изучаемых разными науками;
5) показ общности методов исследования, применяемых в различных науках (наблюдение, эксперимент, теоретический анализ, теоретическое обобщение, мысленное моделирование);
Все указанные направления важны, и необходимо изыскивать наиболее эффективные способы их реализации непосредственно в учебном процессе.
Таким образом, МПС должны обеспечивать согласование деятельности учителей по формированию у учащихся общих понятий и умений [5].
Например, для проведения урока физики на тему конденсация, необходимо использовать материал, взятый:
1) три состояния воды (природоведение, IV класс);
2) испарение воды листьями; листья растений влажных и засушливых мест; видоизменения листьев (ботаника, V класс);
3) водяной пар в воздухе (география, V класс).
Креативность учителя проявляется в прослеживании основных точек соприкосновения между физикой и математикой [6]. Примеры таких соприкосновений приведены в таблице 1.
В основе акмеологии образовательного процесса лежит наблюдательность. Наблюдения — это одна из составных частей физических знаний, Новую информацию необходимо для начала заметить или получить. Тренировка наблюдательности имеет важное значение. В процессе познавательной деятельности человек классифицирует полученные знания, что помогает ориентироваться в происходящем, затем их можно изучать, запоминать, анализировать, ставить перед собой вопросы, выполняя опыты, на практике отвечать на эти вопросы. Так, например, зная физическую теорию, учащиеся при выполнении фронтальной лабораторной работы учатся обращаться с лабораторным оборудованием, измерительными приборами, наблюдать явления, процессы, измерять физические величины, проверять на практике свои знания, проводить опыты, которые являются составной частью физических знаний, тем самым убеждаться в достоверности полученной информации, путем подстановки данных эксперимента в расчетную формулу.
Очень важен при этом заключительный этап лабораторной работы - это вывод по работе, в котором учащийся не только должен констатировать результаты работы, но также уметь объяснить их, применяя для этого правила округления чисел и инструментальную погрешность измерения. При выполнении лабораторной работы учащийся должен показать свои умения получения экспериментальных данных.
Показателями сформированности умения являются:
1) полнота правильно выполняемых операций;
2) скорость выполнения действий и операций;
3) последовательность выполнения операций, поэтому важно на первых ступенях изучения физики
/7—8 класс/, полностью прописывать ход выполнения лабораторной работы, тем самым, показывая алгоритм выполнения работы.
Действие сформировано, если ученик безошибочно выполнил больше половины операций. Умение же сформировано только тогда, когда все действия сформированы, т.е. несформированность любого действия не позволяет ученику выполнить эксперимент [7].
Поскольку акмеология возникла и существует на стыке наук, использовав достижения технических дисциплин, то можно ввести условную и названную в порядке дискуссионного обсуждения единицу измерения акме — акмен [8].
Применение этой единицы должно быть основано на использовании ряда критериев акмического поведения:
• критерий жизнестойкости человека. В этом случае 1 акмен — это достижение человека, сводящиеся к его выживанию в нормальных условиях; Диапазон от 1 до 5 акменов — это те же качества, но обеспечивающие выживание в экстремальных условиях. От 6 до 20 акменов — таков диапазон достижений по выживанию в кризисных условиях, а от 21 до 50 — в катастрофических условиях.
• критерий вклада человека в общечеловеческую культуру в рамках профессии. В этом случае деятельность рядового профессионала может быть оценена в 1 акмен, а значительный вклад оценен в диапазоне от 1 до 5 акменов, выдающиеся же достижения — от 6 до 20 акменов, исключительной важности — до 30 акменов.
Библиографический список
1. Деркач A.A., Кузьмина Н.В. Акмеология - наука о путях достижения вершин профессионализма. М., 1993.
2. Грицевский И.М., Грицевская С.Э. От учебника к творческому замыслу урока. М.: Просвещение, 1990. — 208 с;
3. Пугач Г.В. Познавательная активность человека. - М.: Политическая литература, 1985. — 220 с.
4.Усова A.B. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования. — Челябинск, 1996 — 12 с.
5. Межпредметные связи курса физики в средней школе / Ю.И. Дик, И.К. Турышев, Ю.И. Лукьянов - М.: Просвещение, 1987. - 191 е.;
6. Далингер В.А. Межпредметные связи математики и физики Омск, ОмПИ -1991-94 с.
7. Усова A.B., Бобров A.A. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. - М,: Просвещение, 1988 -111с.
8. БодалевА.А., Ганжин В.Т., Деркач A.A. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии. /./ Мир психологии- 2000,- № 1,-С. 89 - 108.
ГЛИНСКИЙ Александр Сергеевич, соискатель кафедры социальной педагогики.
Дата поступления статьи в редакцию: 28.09.2006 г. © Глинский A.C.
Книжная полка
АветисовГ. П. Арктический мемориал / Г. П. Аветисов; ВНИИ Океангеология. — СПб.: Наука, 2006. — 30 л. В монографии представлены биографии отечественных и зарубежных исследователей Арктики — географов, геологов, зоологов, гидрографов и др. Дана увлекательная история познания Арктики. Информация получена из государственных и семейных архивов.
Для широкого крута читателей, интересующихся географией, полярными исследованиями.