Научная статья на тему 'Акмеологические основы развития личности вынужденных переселенцев'

Акмеологические основы развития личности вынужденных переселенцев Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
183
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АКМЕН / ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ / ВЕЛИКИЕ МИГРАНТЫ / АКМЕ СОБЫТИЕ / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ВХОЖДЕНИЯ В ЖИЗНЬ НА НОВОМ МЕСТЕ ЖИТЕЛЬСТВА / AKMEN / AKME EVENT / AKMEOLOGICAL ACCOMPANIMENT OF THE PROCESS OF ENTRY INTO LIFE AT A NEW RESIDENCE / FORCED MIGRANTS / PEOPLE OF A MATURE AGE / GREAT MIGRANTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Султанова Н. Д., Микитюк Н. В.

Статья посвящена изучению акмеологических основ развития личности мигрантов, показывает предпосылки прохождения человеком своего жизненного пути после переезда, которые благоприятствуют оптимальному развитию его личностных структур и достижению максимальной продуктивности при смене места жительства. Для успешного разрешения сложных проблем вынужденных мигрантов необходимо разработать методический инструментарий, пополняя его новыми методиками, включая новый подход к рассмотрению миграции в акмеологическом ключе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Султанова Н. Д., Микитюк Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AKMEOLOGICAL PRINCIPLES OF PERSONAL DEVELOPMENT OF FORCED MIGRANTS

This article studiesthe akmeological principles of migrants' personal development and shows pre-requisites for passage by a man of his course of life after removal which arefavourable to optimum development of his personal structures and achievements of maximum productivity when changing the residence. For successful solving of complicated problems of forced migrants it is neccessary to work out methodical set of instruments, enriching it by new methods, including new approach to consideration migration in akmeological key.

Текст научной работы на тему «Акмеологические основы развития личности вынужденных переселенцев»

АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ AKMEOLOGIY AND PSYCHOLOGY OF PERSONALITY

Султанова Н.Д.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕОСНОВЫРАЗВИТИЯЛИЧНОСТИВЫ НУЖДЕННЫХПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

SultanovaN.D.

AKMEOLOGICAL PRINCIPLES OF PERSONAL DEVELOPMENT OF FORCED MIGRANTS

Статья посвящена изучению акмеологических основ развития личности мигрантов, показывает предпосылки прохождения человеком своего жизненного пути после переезда, которые благоприятствуют оптимальному развитию его личностных структур и достижению максимальной продуктивности при смене места жительства. Для успешного разрешения сложных проблем вынужденных мигрантов необходимо разработать методический инструментарий, пополняя его новыми методиками, включая новый подход к рассмотрению миграции в акмеологическом ключе

Ключевые слова: акмен; акме событие, акмеологическое сопровождение процесса вхождения в жизнь на новом месте жительства, вынужденные переселенцы; зрелый возраст; великие мигранты.

This article studiesthe akmeological principles of migrants' personal development and shows pre-requisites for passage by a man of his course of life after removal which arefavourable to optimum development of his personal structures and achievements of maximum productivity when changing the residence. For successful solving of complicated problems of forced migrants it is neccessary to work out methodical set of instruments, enriching it by new methods, including new approach to consideration migration in akmeological key.

Keywords: akmen, akme event, akmeological accompaniment of the process of entry into life at a new residence, forced migrants, people of a mature age, great migrants.

Социально-экономические и политические изменения в нашей стране в конце ХХ века коренным образом изменили существовавшую ранее идеологическую, правовую и нравственную системы. Возникшее в связи с этим расслоение общества, как в бывшем СССР, так и на территории современной России, на многообразные социальные группы приводит к тому, что у людей возникают разные стартовые

возможности для их развития как индивидов, личностей и субъектов деятельности. Одну из социальных групп представляют мигранты. В современный период общественно- исторического развития постсоветского общества мигранты поставлены в разные макро- и микроусловия для выхода их на уровень дальнейшего акме развития после переезда. Как показывает практика, жилищные, социальные, экономические и другие условия мигрантов, при которых субъективные, объективные и субъективно-объективные факторы специфически создают новое жизненное поле для акмеологического развития, в большей степени предопределены. В данном случае можно предположить, что продуктивное акме развитие на ступени зрелости у большинства мигрантов, и вынужденных переселенцев (далее - ВП) в частности, может не состояться или приобрести сложный, затяжной характер.

До конца ХХ столетия человеческая мысль в отношении миграции и мигрантов эволюционировала стихийно, не проектируя будущее людей, их профессиональные достижения при вынужденной смене места жительства. На современном уровне развития общества такое отношение к человеческим резервам становится недопустимым. Как показывает практика, мигрантам необходима помощь со стороны акмеологов, социологов, психологов, юристов для выхода на акме уровень, достижения высокого профессионализма личности и деятельности на новом месте жительства.

Научно-теоретическим и научно-практическим фундаментом для развития акме знаний о миграции становятся психологические, социологические, исторические и медико-биологическиеисследования, раскрывающие особенности людей в постмиграционный период. Вместе с тем отметим, что решение акмеологических задач в постмиграционный период пока еще в полной мере не нашло своего отражения в научных исследованиях. Малоизученными остаются вопросы системного привлечения психолого -акмеологических знаний к процессу развития личности ВП зрелого возраста и создания акмеологических условий, психолого-акмеологического сопровождения процесса вхождения в новое жизненное пространство в постмиграционный период.

В связи с вышеизложенным перед современными исследователями встают проблемы изучения акмеологических основ развития мигрантов как личностей и субъектов деятельности в постмиграционный период; определения акмеологических условий, обеспечивающих продуктивное акме вхождение в новую среду. Для создания цельного представления о психолого-акмеологическом сопровождении мигрантов на новом месте жительства необходимо рассмотреть следующие составляющие данного процесса: 1) определение зависимости пиков достижений мигрантов от макро- и микросреды; 2) изучение единиц измерения акме развития в постмиграционный период; 3) анализ переезда с позиции акме события. Представим результаты комплексного исследования по данным направлениям.

Зависимость пиков развития мигрантов от макро - и микросреды

В конце ХХ и начале ХХ1в. многие государственные службы акмеологически, психологически и юридически не были подготовлены к приему мигрантов различного типа (ВП, беженцев, гастарбайтеров и др.) и своевременному решению жизненно важных для них вопросов. Отсутствие целостной программы привело к возникновению различного рода ошибок, которые отрицательно сказались на жизнедеятельности переселенцев, их гармоничном включении в новую социальную среду.

Как показывает практика, макросреда сильнейшим образом влияет на то, какими оказываются люди после переезда - как индивиды, как личности, как субъекты деятельности. Она создает условия, которые обеспечивают развитие и реализацию потенциала на новом месте жительства; «задает» содержание и форму «вершин»,

величину тех «пиков», которые люди (мигранты и немигранты) оказываются способными достичь в своем развитии. Если социальные условия благоприятствуют достижению человеком высокого уровня развития, раскрытию ярких социальных и личностно значимых акме в тех или других сферах жизнедеятельности, то это объективное условие определит возможности развития человека как личности, как индивида и как субъекта деятельности в постмиграционный период.

В данной ситуации большую роль играют юридические, правовые документы о вынужденном переселении и мигрантах. Они вводят мигрантов в единое социальное, правовое пространство, предоставляют ресурс для социального и психолого-акмеологического развития. Мы исходим из того, что информация о правовом пространстве Российской Федерации является одним из определяющих факторов, помогающих мигрантам зрелого возраста адаптироваться на новом месте жительства и всесторонне включиться в общественную жизнь после переезда.

В отдельных случаях мигранты после переезда сталкиваются с так называемым «уровнем потолка». Например, мигранта воспринимают как «чужого», «пришлого», и это сказывается на его акмеологическом развитии В данном случае необходимо расширить в обществе представления о миграции и мигрантах, не ограничивать общественное мнение субъективно заданными узкими рамками («уровнем потолка»), созданием негативных стереотипов.

Под микросредой понимается та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействуют мигранты в процессе социальной адаптации, а также общности и входящие в них люди, с которыми мигранты по ходу своей жизни оказываются в непосредственном физическом и духовном контакте: семья и родственники, учителя и преподаватели учебных заведений, одноклассники, сокурсники, сослуживцы, друзья, товарищи. Особо подчеркнем значимость взаимодействия с сотрудниками миграционных и паспортно-визовых служб. Содержание деятельности этих служащих может во многом определить основы акмеологического развития мигрантов.

Соглашаясь с влиянием на мигрантов макро- и микросреды, нельзя забывать о том, что акме достижения не в меньшей степени зависят от индивидуальных особенностей мигрантов, принятия ими новой роли, которую они начинают выполнять после переезда. Поступки мигрантов, несущие в себе направленность на акме развитие, продуктивное, нравственное начало, выступают как реальные шаги, приближающие их к личностному и субъективно-деятельностному акме.

Таким образом, одной из сторон изучения акме ВП является установление взаимосвязи между характеристиками макро- и микросреды, с одной стороны, и мигрантом, с другой. Результатом этого взаимодействия является дальнейшее продуктивное развитие личностных качеств ВП, которые позволят им выйти на акме развитие после переезда.

Акмен как единица измерения акмеологического движения в ситуации миграции

Важное место в акмеологии мигрантов должно быть уделено вопросам разработки различных методов измерения высших достижений мигрантов, сопоставления акме уровня до и после переезда, изучения профессиональной карьеры людей, меняющих место жительства. Разработка и внедрение методов исследования поднимет на новый уровень работу с данной категорией лиц и может успешно использоваться в практике государственных структур и общественных переселенческих организаций. В процессе многолетней работы с вынужденными переселенцами нами разработаны и используются следующие методики: 1) «Методика оценки уровня достижений вынужденных переселенцев»; 2) тест «Дополнение предложений», определяющий уровень владения русским и татарским языками; 3) анкета «Смысл жизни вынужденного переселенца»; 4) «Методика исследования

установок переселенцев на местность их нового проживания» и др. Результаты, полученные по данным методикам, показывают психолого-акмеологические особенности людей после переезда. Изучая направленность мигрантов на те или иные достижения после переезда, определяя языковые возможности и целостность смысла жизни, исследуя особенности установок на новое место жительства и их влияние на адаптацию, можно получить представление о мигрантах и миграции, влиянии переезда на людей зрелого возраста.

Изучение акме мигрантов предполагает также введение новых единиц для измерения их достижительных способностей. Так, акмеологами (А.А Бодалев, В.Т. Ганжин, А.А. Деркач, Л.А. Рудкевич, И.П. Семенов) введено понятие «акмен» как единицы для измерения уровня достижений. Применение этой единицы позволит определить в том числе и акмическое движение мигрантов в пределах от 1 до 30 акменов. Высокий уровень достижений оценивается 30 акменами. Например, в постмиграционный период можно изучить «критерий жизнестойкости мигрантов». В диапазон от 1 до 5 акменов можно включить качества, обеспечивающие выживание в обычных условиях жизни. Кризисные условия до и после переезда могут быть оценены от 6 до 20 акменов. Но если человек оказался в катастрофических условиях, то его жизнестойкость и умение выстоять и добиться профессионального взлета после переезда может быть выражена в пределах от 21 до 30 акменов.

«Критерий вклада мигранта»в общечеловеческую культуру на уровне страны, республики, города, учреждения также может быть измерен в акменах. Наивысший вклад мигрантов (иммигрантов и эмигрантов, вынужденных и добровольных мигрантов и др.) в сокровищницу человечества может быть оценен в 30 акменов. Например, вклады таких личностей, как Т.Н. Грановский, К. Левин, П. Мушарраф, А. Шварценеггер, Ф.Ф. Шопен, С.Д. Эрьзя достаточно значимы в обществе. У одних мигрантов наблюдается накапливание капитала жизнестойкости и колоссальной энергии, судьбоносного творчества, у других - его потеря. Растрата названного выше «капитала» демонстрирует дезакмически-статистическую картину развития после переезда.

При изучении мигрантов часто возникают вопросы, касающиеся здоровья людей. Наличие у многих мигрантов посттравматического стрессового расстройства, ностальгии,стресса аккультурации, культурного шока, маргинального конфликта, нарушений в здоровье, психосоматических аспектов депрессии, кризиса идентичности и др. говорят о неблагоприятном развитии. В связи с этим соотнесение «крепости здоровья» с акмеологическим самосовершенствованием показывает акмический резерв мигрантов.

В средствах массовой информации достаточно часто обсуждаются вопросы об асоциальных действиях мигрантов. Объективную оценку данной информации можно дать с помощью акмена при оценке гражданских, общественнозначимых и социокультурных деяний мигрантов. В данном случае асоциальные действия рекомендуется измерять в отрицательных значениях. Наибольший вред обществу, антиобщественный характер действий оценивается в диапазоне от - 21 до - 30 акменов.

Еще одним параметром измерения в ситуации переезда является определение нарастания компетентности на новом месте жительства, который позволит заметить «судьбоносную развилку постмиграционных обстоятельств» и осуществить профессиональный выбор, ведущий к самореализации.

Таким образом, акмеология предлагает реальный способ для изучения и измерения специфики вхождения мигрантов в жизнь на новом месте жительства и развития их достижительной способности, а также направления самого продвижения к профессиональным вершинам. Она позволяет развить психолого-акмеологические

перспективы мигрантов на новом месте жительства, связанные с аккумулированием элементов новизны и факторов самообновления, действующих на основе сохранения идентичности Я, развития способности приобретать новые умения, адекватные изменениям в обстановке и т.п. При этом отметим, что нереализованность потенциала мигрантов или его антиакмеологическая реализованность подрывают жизненные силы не только мигрантов, но и общества.

Переезд как акме событие для людей зрелого возраста

Проблемы, обозначенные данным направлением, рассмотрены на основе анализа жизненного пути выдающихся личностей-мигрантов. Обращение к жизни людей, чья акмеологическая программа продемонстрировала успех выбранной после переезда технологии, позволяет решить психолого-акмеологические проблемы переезда как акме-события, обеспечивающего вхождение мигрантов в новую социальную среду и профессиональный успех в постмиграционный период.

На данном этапе нами были изучены 27030 биографических статей об отечественных и зарубежных персоналиях. Различные перемещения, с учетом типов и видов, внесены в бланк профессиональных интересов Э.Н. Стронга [1], в котором представлены шесть общих профессиональных разделов (практический, исследовательский, художественный, социальный, предпринимательский и конвенциальный). Анализ биографического пути выдающихся личностей свидетельствует, что из 27030 источников у 4936 (18,3%) великие открытия, высокие профессиональные достижения совершались благодаря различным переездам. Карьера каждого четвертого-пятого выдающегося деятеля во многом зависела от психолого-акмеологической готовности к временной или постоянной смене места жительства.

Содержание профессиональной деятельности, как известно, может видоизменяться в зависимости от типа и вида миграции. Вынужденная или добровольная, законная или незаконная, внешняя трудовая или внутренняя социально-экономическая, возвратная и невозвратная и т.д. - каждый из этих типов миграции накладывает свой отпечаток на жизненный путь людей. Изучение биографического пути выдающихся личностей показало, что среди достаточно широкого спектра разновидностей смены места жительства можно выделить три типа (в скобках указаны условные обозначения):

I. Временный добровольный переезд с сохранением прежнего, определенного места жительства, который включает путешествия, работу в экспедициях, командировки, гастроли, турне по городам и странам, участие в соревнованиях.

II. Переезд на постоянное место жительства в другую страну.К данному типу отнесена эмиграция и ее разновидности, среди которых выделим: 1) вынужденную смену местожительства (ВП); 2) длительное проживание в другой стране с возвращением на прежнее место жительства (при этом виде цель переезда была изначально поставлена как выезд навсегда, однако тоска по родине вызвала желание вернуться (реэмиграция); 3) переезд в центральные районы страны, столицу, смена места жительства из-за учебного заведения.

III. Временный принудительный переезд: каторга, плен, репрессия, ссылка; участие в военных действиях.

Анализ позволяет высказать предположение, что для выдающихся личностей характерен в основном временный добровольный переезд, связанный с командировками, гастролями, соревнованиями и т.д. (см. табл. 1) Второе место занимает эмиграция (добровольная). Достаточно сильное влияние на профессиональное развитие оказывает переезд, связанный с выбором учебного заведения в другом городе, столице, центральных районах страны, республики. В наименьшей степени представлен в списке вынужденный переезд и возвращение на прежнее место жительства.

Таблица 1

Сводная таблица о количестве перемещений в различных _профессиональных группах_

Профессиональные группы Виды смены места жительства выдающимися личностями в процессе профессионального становления

Вынужденное переселение Командировки, гастроли Завоевательные походы Учеба, столица Реэмиграция Экскурсии, путешествия Эмиграция Репрессии, каторга, тюрьма Всего

Практическая 22 276 157 103 26 140 111 38 873

Исследовательская 25 306 3 122 27 77 175 14 749

Художественная 60 784 11 382 92 92 432 61 1914

Социальная 44 511 62 91 29 38 123 75 973

Предпринимательска я 24 126 23 50 18 19 75 37 372

Конвенциальная - 37 - 5 1 1 11 0 55

Всего 175 2040 256 753 193 367 927 225 4936

Как видно из таблиц 1, 2, переезд характерен для личностей, относящихся к художественной профессиональной группе (музыка, драматическое искусство, изобразительное искусство, литература) - 38,8%. На втором месте находится социальная группа (преподавание, общественные службы, занятия спортом, художественные промыслы, религия) - 19,7%. На третьем месте стоят две профессиональные группы: практическая (сельское хозяйство, естествознание, путешествия, военное дело, техника) - 17,7% и исследовательская (наука, математика, медицина теоретическая, медициналечебная) - 15,7%. В меньшей степени переезды выявлены в конвенциальной группе (1,1%). Здесь переезды имеют место в основном в профессиональной деятельности тренера.

Таблица 2

Сводная таблица данных по профессиональным группам и виду смены места жительства выдающимися личностями (в %)

Профессиональные группы Виды смены места жительства

Вынужденное переселение Командировки, гастроли Завоевательные походы Учеба, столица Реэмиграция Экскурсии, путешествия Эмиграция Репрессии, каторга, тюрьма Всего

Практическая 0,5 5,6 3,2 2,1 0,5 2,8 2,3 0,8 17,7

Исследовательская 0,5 6,2 0,1 2,5 0,6 1,6 3,6 0,3 15,2

Художественная 1,2 15,9 0,2 7,8 1,9 1,9 8,8 1,2 38,8

Социальная 0,9 10,4 1,3 1,9 0,6 0,8 2,5 1,5 19,7

Предпринимательская 0,5 2,6 0,5 1,0 0,4 0,4 1,5 0,8 7,5

Конвенциальная - 0,8 - 0,1 0,0 0,0 0,2 - 1,1

Всего 3,5 41,3 5,2 15,3 3,9 7,4 18,8 4,6 100

Ранговое место 8 1 5 3 7 4 2 6

Из всех видов смены места жительства командировки, гастроли, соревнования являются наиболее значимыми в плане профессионального развития и становления (41,3%). На втором месте находится эмиграция, которая составила 18,8%. Остальные равномерно распределены в диапазоне от 3 до 9%.

Переезды характерны для людей многих профессий, они оказывают влияние на профессиональное становление и карьеру. Судьба многих выдающихся личностей напрямую зависела от их готовности к перемещениям. В этом списке Аристотель, К.П. Брюллов, З.М. Бабур, Г. Берлиоз, И.А. Бродский, Н.И. Вавилов, В.В. Верещагин, Д. Верди, Г. Видал, Х. Вольф, Гален, Н.Н. Ге, Г.Ф. Гендель, Геродот, М.И. Глинка, К.В. Глюк, Г. Грин, П. Гоген, Н.В. Гоголь, Л.И. Мандельштам, М. Маклай, Э. Мане, А. Матисс, И.И. Мечников, Д.И. Менделеев, Ф. Мендельсон, А. Менцель, А. Модильяни, Ж.Б. Мольер, Л. Моцарт, Н.К. Рерих, В.Т. Шаламов, И.И. Шишкин, Г. Шлиман, П.И. Чайковский, Дж. Черути, С. Цвейг, А. Эйнштейн, С.Д. Эрьзя и многие другие. Миграции характерны для выдающихся личностей вне исторических границ, национальностей и профессиональной принадлежности.

Анализ биографических источников показал, что мужчины более динамичны при выборе и смене места жительства, поиске путей для саморазвития, самосовершенствования, профессионального развития. Они проявляют разнообразие в процессе поиска благоприятного места жительства, удовлетворяют свои географические, социальные, культурные, политические и другие потребности, стремятся преодолеть «территориально-пространственные» трудности и препятствия в достижении значимой для жизни цели. В мужской выборке обнаружено также стремление измерить, развить человеческие ресурсы, исследовать предел физических, психических возможностей человека в разнообразных экспедициях и путешествиях, завоевательных походах. Великие переселенцы-мужчины проявляют терпимость в нестандартных, неблагоприятных для жизни условиях.

Собранный материал позволил выделить качества выдающихся личностей: готовность к путешествиям, поиску нового в неизведанных странах, острая жажда перемен Их ум, сильный характер, умение выстоять в сложных условиях жизни позволили достичь вершин в профессиональной деятельности. Для многих личностей странствования по свету определялись желанием найти свое призвание, познать и исследовать мир. Перемещение для них - это наиболее важное условие для приобретения знаний, развития умений и навыков в той или иной деятельности; работы во всемирно известных музеях и библиотеках; общения и обмена информацией по значимой проблеме, знакомства и взаимодействия с известными учеными; работы в лабораториях, мастерских; обнародования открытий; самоутверждения и т.д.

Во время миграции усиливается интерес к сфере профессиональной деятельности, возникает мощный стимул для активизации исследовательской мысли. Новое место жительства предоставляет выдающимся личностям возможность раскрыть свой талант, не препятствует, а способствует великому открытию.

Как уже было сказано ранее, выдающиеся личности работали во многих странах. Профессиональная карьера многих из них «ковалась» не в одной, а во многих странах мира. Они в какой-то мере подпитывались положительной энергией принимающих стран и дарили им и человечеству свои открытия в разных областях науки и практики.

Смена места жительства рождала новый прилив сил и энергии, раскрывала творческий потенциал, затрагивала глубинные эмоциональные процессы, которые находили отражение в полотнах художника, в нотах музыканта, строках поэта и т.п. Таким образом, общение с известными людьми, посещение лекций, работа во всемирно известных библиотеках во время той или иной миграции дали прекрасную возможность произрасти и проявиться таланту многих выдающихся деятелей науки и искусства.

Среди смен места жительства особое значение в нашем анализе данных имеет вынужденная миграция. Как показывают исследования последних лет, ее влияние на жизненный сценарий и акме достижения огромно. Отметим, что вынужденный переезд характерен не только для современной России постсоветского периода. Жизненный путь многих древнегреческих, средневековых философов, просвещенцев связан с вынужденной миграцией, в основе которой лежат политические, экономические, национальные, религиозные и другие причины. Например, вынужденная миграция античности прошлась по судьбам людей с различным социальным положением и профессиональным статусом. Здесь важно упомянуть известного древнегреческого правителя Солона, врача Галена, мыслителя Аристотеля и др. Вот перечень мест проживания великого мыслителя античности, знаменитого философа Древней Греции Аристотеля с момента рождения и до смерти: родился в 384 г. до н.э. в Стагире (греческой колонии); в 367 г. году до н.э. отправился совершенствовать образование в Афины;как иногородец он не имел политических и гражданских прав; в 355 году до н.э. отправился в Среднюю Азию, в город Атарнея, три года (348 - 345 г. до н.э.) провел в прибрежном Ассосе; в конце 340-х годов до н.э. Аристотель прибыл в новую столицу Македонии - город Пеллу (к этому времени относится и воспитание Александра Македонского);в 339 году до н.э. возвращается в Стагир; в 335 г. до нэ. Аристотелю пришлось спасать жизнь жены Пифиады и свою собственную от гнева персидского царя, он вынужден был уехать в город Митилена в Афинах; в 322 году до нэ. Аристотель вынужденно покинул Афины и уехал в Халкиду.

Как видим, для Аристотеля были характерны переезды в центральные города, связанные с желанием получить хорошее образование и удовлетворить профессиональные потребности. Он часто путешествовал и встречался с другими великими мыслителями. Благодаря частой смене места жительства в молодые годы и сформированному в результате переездов опыту вынужденный переезд в зрелые годы не сломил ученого. Переезд укрепил философские взгляды, индивидуальную позицию мыслителя, расширил представления о мире, организме и душе человека.

В эпоху Средневековья и Возрождения в судьбах многих людей с разным социальным положением (Д. Бруно, Ибн Рушд и др.) вынужденный переезд был единственным способом сохранения жизни. Анализ показал, что данный вид переезда достаточно часто встречается в жизни ученых этой эпохи. Например, Д. Бруно вынужден был покинуть родину и скитаться по многим странам Европы. Его преследовала церковь, так как взгляды Д. Бруно противоречили ее установлениям. Вынужденный переезд был распространен и в век Просвещения: Х. Вольф, Ж. Ламетри, Б. Спиноза и др. Их взгляды шли вразрез с утвердившимися религиозными и политическими позициями правящих кругов.

В современную эпоху великие личности сохраняют свою жизнь, профессиональное пристрастие, прибегая к вынужденной миграции. Здесь можно рассмотреть жизнь некоторых эмигрантов во время второй мировой войны. Стабильные в своем творчестве до переезда, удачные в профессиональной карьере, многие из них воспринимали вынужденный переезд как продолжение работы, но в вынужденных условиях жизни. Примером могут служить судьбыА. Адлера, Б. Брехта,

К. Левина, Т. Манна, З. Фрейда, К. Хорни, А. Щюца, Э. Эриксона и др., которые эмигрировали из фашистской Германии.

Анализ показывает, что вынужденный переезд для великих переселенцев - это не слабость души, а в большей степени - проявление силы воли, богатства души, стремление раскрыть потенциал, найти смысл жизни после переезда, продолжить профессиональную деятельность в новых условиях жизни. Переезд становится для них акме-событием. Вынужденными мигрантами были: военные: Ж.В. Моро, Г.М. Армфельт; врачи: Ф.Ф. Эрисман, Г.Я. Трошин; художники и скульпторы: Ю.П. Анненков, Х Семирадский; Л. Мохой-Надь; композиторы и певцы: Ф.Ф. Шопен; Ф.И. Шаляпин; представитель церкви Исидор; писатели и поэты: Ж. Лафонтен; Ж.Б. Руссо; Э.М. Ремарк; политические деятели: Алкивиад; Д.А. Щепин-Ростовский;

A.П. Юшневский; В.В. Шульгин; П.Э. Кальес, Г. Карагеоргий, О.К. Ким,

B. Радославов, В.И. Ленин; режиссер и кинематографист Ч.С. Чаплин; ученые-мыслители: Аристотель, Д. Бруно, Ж. Ламетри, Х. Вольф; М. Сервет; историки: Л. Альфан; М. Амари; философы: Н.О. Лосский; Х Ортега-и-Гасет; психологи: А. Адлер, Ш. Бюлер, М. Вертхаймер, К. Левин, Ф. Перлз, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни; государственные деятели: древнегреческий правитель Солон, Яков II, Алексей Петрович; Али-бей; Амурсана, МигелБрагансский, Милан Обренович, Реза-шах Пехлеви.

Таким образом, вынужденный переезд - это распространенный в общемировом масштабе, без национальных и религиозных границ, характерный для людей разных профессий способ сохранить не только жизнь, но и возможность работать, создавать новое, обеспечивать творческий подъем и совершать открытия. Здесь человеческие качества великих людей преломили сложную, антиакмеологическую программу и позволили подняться над социальной ситуацией.

Подводя итоги проведенного комплексного исследования, можно сказать, что постановка проблемы акмеологического развития мигрантов на новом месте жительства является, несомненно, актуальной. Профессиональная успешность, достижение профессиональных вершин, уровень саморазвития и самосовершенствования мигрантов связаны с макро- и микросредой, на базе которых их индивидуальные особенности обретают почву для дальнейшего акме развития. В акмеологическом движении мигрантов наибольшую значимость приобретает первоначальный период организации жизни на новом месте жительства, так как он является сенситивным для формирования акме направленности. В практике работы с мигрантами необходимо обеспечить акмеологическое сопровождение процесса их введения в новое жизненное пространство, разработать инструментарий для измерения психолого-акмеологических возможностей мигрантов, внедрять психолого-акмеологические технологии в различных организациях и службах, например, общественных переселенческих организациях, паспортно-визовом отделе и т.п. Акмеология в данном случае становится одной из наиболее актуальных и динамичных наук в отношении развития личности мигрантов зрелого возраста, поскольку она пополняет и развивает внутренние ресурсы людей после переезда.

© Султанова Н.Д., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.