СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 159.9.07
Гаджиева Изафа Шакировна
аспирант кафедры социальной и организационной психологии Нижегородский государственного педагогического университета им. К. Минина, Н. Новгород; старший методист деканата Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург (РФ). E-mail: zafa@mailru
ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ МИГРАЦИИ КАК УСЛОВИЕ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ К НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ И ПРИНЯТИЯ ИХ КОРЕННЫМИ ЖИТЕЛЯМИ
Аннотация. Цель представленного в статье исследования - выявление условий адаптации мигрантов к новой среде и адекватного принятия их коренными жителями.
Методика и методы. Анкетирование осведомленности мигрантов о деятельности государственных служб; анализ причин переезда мигрантов; опрос о знании документов, регулирующих межнациональные и межэтнические отношения.
Приводятся результаты исследования степени информированности мигрантов о работе служб, занимающихся проблемами их благоустройства, мнений добровольных и вынужденных переселенцев о деятельности данных инстанций и организаций, а также знания местными жителями содержания нормативно-правовых документов, регулирующих межэтнические отношения.
Научная новизна работы заключается в выявлении пробелов миграционной политики и обосновании необходимости специальной просветительской работы среди мигрантов и принимающей их стороны. Особенно важно проводить подобную работу в среде учащейся молодежи. Знакомство с нормативно-правовой основой миграционных процессов, предварительная подготовка переселенцев к вхождению в новые этнокультурные условия могут значительно облегчить адаптацию мигрантов и обеспечить адекватное восприятие их местными жителями региона, где приезжие решают обосноваться.
Практическая значимость. Полученные в ходе исследования данные стали отправной точкой для создания и реализации образовательной программы, направленной на развитие толерантности, уважения и положительного отношения к другим культурам, представителям иных национальностей; на формирование умений совместного бесконфликтного существования в полиэтнической среде, повышение эмпатийности и этнокультурной компетентности.
Ключевые слова: межэтническое взаимодействие, осведомленность, психологическая подготовка, адаптация мигрантов.
Gadzhieva Izafa Sh.
Postgraduate student, Department of Social and Organizational Psychology, Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod; The Senior Methodologist of Dean's Office, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg (RF). E-mail: [email protected]
ACTUAL KNOWLEDGE OF A STANDARD AND LEGAL BASIS OF MIGRATION AS A CONDITION OF MIGRANTS' SUCCESSFUL ADAPTATION TO THE NEW SOCIAL ENVIRONMENT AND THEIR ADOPTION BY ABORIGINAL
INHABITANTS
Abstract. The research aim is to find out adaptation conditions of migrants to the new environment and their adoption by aboriginal inhabitants.
Methods. The methods include questioning of migrants on awareness of public services activity; the analysis of the migration reasons; examination interview about documents knowledge regulating international and interethnic relations.
Results. The research outcomes include the investigation and analyses of the migrants' knowledge level on public services that take up problems of their living environment creation, opinions of the voluntary and forced migrants on activity of the given services and the organizations, and also local residents' knowledge of the normative legal documents maintenance that regulate interethnic relations.
Scientific novelty. The author draws out the migration policy gaps and justifies the need of the necessity of special educational work among migrants and host country. It is especially important to take measures and do this work among studying youth. Conversance with the normative legal basis of migrant processes, migrants' preliminary instructions and preparation to new ethnocultural environment can essentially facilitate adaptation of migrants and provide adequate local residents' perception where the migrants decide to locate.
Practical significance. The research data and results are the central point for creation and realization of the educational program directed to development of tolerance, respect and the positive attitude to other cultures, representatives of other nationalities; formation of conflict free coexistence in multi-ethnic society, increase of empathy and ethnocultural competence.
Keywords: interethnic interaction, awareness, psychological preparation, adaptation of migrants.
В современном мире происходят массовые миграции: миллионы людей перемещаются с одних территорий на другие в поисках лучшей доли для себя и своих близких. В связи с этим возникает проблема адаптации мигрантов к новому социокультурному окружению и адекватное принятие переселенцев коренными жителями.
В работах В. С. Агеева, Г. М. Андреевой, А. А. Налчаджян, Г. У. Сол-датовой, Т. Г. Стефаненко и др. представлены структура, принципы, типы адаптации людей к новым социально-этническим условиям [1, 2, 5, 8]. Однако понятие «адаптация» и содержание процесса, обозначаемого этим
термином, интерпретируются далеко не однозначно. Одни и те же исследователи понимают процесс адаптации и как приспособление человека к условиям новой среды; и как первую фазу личностного становления индивида; и как единство противоположно направленных процессов аккомодации и ассимиляции; и как механизм социализации [2, 5, 8, 9]. Разночтение в трактовках объясняется тем, что социально-психологическая адаптация - многогранный процесс формирования устойчивого позитивного отношения к окружающей действительности, в результате которого происходит переосмысление жизни человеком и выбор им новых способов деятельности, соответствующих и его индивидуальным особенностям, и внешним социальным реалиям [9].
Большое влияние на благополучность адаптации к иным этническим условиям оказывают ситуационные факторы, такие как мера политической и экономической стабильности в стране пребывания, уровень преступности, безопасности и многое другое [6, 9]. Специалисты отмечают, что успешность «вживания» в новую социокультурную этническую среду во многом определяется также и степенью осведомленности мигрантов о нормативно-правовой базе смены места жительства. Информированность в сочетании с правовым сознанием1 способствуют позитивной социальной активности, положительно влияют на психологическое состояние и поведенческий репертуар мигрантов [3, 4, 6, 8-13].
Проблема миграции повсеместно признается чрезвычайно значимой и даже вводится в ранг государственной безопасности. В каждой стране в целях рациональной организации миграционных процессов создается специальная система их нормативно-правового обеспечения: формируется законодательная база, принимаются соответветствующие постановления, социальные и юридические службы разрабатывают и осуществляют мероприятия, регулирующие миграционные потоки и т. д. Вместе с тем во всем мире отмечается чрезвычайная сложность данной работы. В. О. Васильева, в частности, называет следующие существующие противоречия: «На макроуровне (государственном) наблюдается несоответствие нормативно-законодательных актов федерального уровня и действий федеральных властей в сфере миграционной политики. На мезоуровне (региональном) отмечается активное использование партиями и кандидатами в губернаторы «миграционной тематики» в политических целях (поддержка радикально настроенных политических партий и обще-
1 «Правовое сознание определяется как сфера общественного, группового и индивидуального сознания, которая отражает правовую реальность под формой правовых знаний, оценочных отношений к праву и практики его приложения, правового настроя и ориентации ценностей, регулирующих поведение в юридически значимых ситуациях. Правовое сознание - это связующее звено между правом и реальным человеческим поведением. Специфической особенностью его является то, что сознание отражает правовую действительность и содержащиеся в правовых нормах права и обязанности человека в области общественной жизни, которая является основным элементом в социологической структуре общества» [7].
ственных объединений в регионах, выступающих против мигрантов). На микроуровне (межличностном) процветает национализм, ксенофобия и нетерпимость к отдельным национальным группам мигрантов со стороны политических партий, коренного населения» [3, с. 122-125[.
По мнению Н. Д. Султановой, в настоящее время особую актуальность приобретают научные исследования, направленные на изучение транформации личности вынужденных переселенцев зрелого возраста в постмиграционный период. Положительный или отрицательный эффект вхождения мигрантов в новую социальную ситуацию может зависеть от следующих факторов:
• восприятия их как людей, представляющих реальную угрозу для коренных жителей в профессиональной, экономической и других сферах жизн едеятельн ости;
• проявления безразличия к данному процессу, игнорирования тех, кто оказался в трудном положении в результате вынужденного переселения;
• организованного включения мигрантов в новую социальную среду через раскрытие их интеллектуального, психолого-акмеологического, профессионального и физического потенциала на новом месте жительства.
Наличие последнего фактора обеспечивает оптимальный вариант адаптации мигрантов. Поэтому нужны поиск средств и методов работы с добровольными и вынужденными переселенцами [10].
Динамические характеристики межкультурной адаптации мигрантов определяются как индивидуальными особенностями (возраст, пол, образование; мотивация и ожидания индивида), так и групповыми, к которым относится, прежде всего, степень сходств или различий между культурами аборигенов и переселенцев [6]. От того, насколько специфика мировосприятия, быта, традиций, привычек мигрантов близка или чужда населению новых стран их пребывания, зависят тенденции среди коренных жителей помочь ассимилироваться мигрантам или отгораживаться от них. Важна и мотивация самих приезжих. Готовность к переменам является стимулом более частых контактов с местными жителями; активное изучение нового социума, осведомленность о деятельности служб, занимающихся благоустройством мигрантов, способствуют нейтрализации культурного шока и обеспечивают успешность психологической адаптации [9, 11].
В «Психологическом словаре» приводятся следующие толкования осведомленности: «1. Это внутреннее, субъективное состояние осведомленности или осознания чего-нибудь; 2. Бдительность, внимательность. Термин осведомленность употребляется в отношении широкого круга субъективных явлений - от простого, примитивного обнаружения очень слабых стимулов до глубокого понимания сложных познавательных и эмоциональных событий. Осведомленность или информированность достигается в процессе общения и определенной деятельности (игры, учения, труда)» [7].
Как уже говорилось выше, осведомленность о нормативно-правовой базе миграции является залогом успешной адаптации прибывающих на
новое место жительства и одним из условий принятия их коренными жителями. Поэтому нами было предпринято исследование состояния информированности мигрантов о правовой стороне их проживания в новой социальной среде. В эксперименте участвовали 50 мигрантов с Кавказа в возрастном диапазоне 18-50 лет, постоянно проживающих в Нижегородской области в течение периода от 3 до 22 лет. Испытуемые были студентами или имели среднее, среднее специальное и высшее образование.
В ходе длительных наблюдений было выявлено, что первоначальная неосведомленность мигрантов и коренных жителей относительно друг друга может быть как неосознаваемой, так и осознаваемой. В первом случае и те и другие отрицают свою неинформированность и не предпринимают никаких действий для изменения ситуации; во втором - появляется переживание по поводу несоответствия имеющейся информации реальной ситуации, что благоприятствует сближению мигрантов с местными жителями. Появляется мотивация поисковой активности недостающих сведений, заинтересованность в общении, рефлексии. В результате развиваются более гармоничные отношения между местным населением и приезжими, которые начинают осмысленнее относится к новой социальной среде.
Осведомленность мигрантов о тех или иных службах, содействующих их благоустройству и выступающих базой нормативно-правового регулирования миграционных процессов, выяснялась с помощью анкетирования, результаты которого частично представлены в табл. 1.
Таблица 1
Осведомленность переселенцев с Кавказа о деятельности служб, занимающихся благоустройством мигрантов, %
Название службы Полностью осведомлены В основном осведомлены Затрудняюсь ответить Осведомлен незначительно Полностью не осведомлен
Государственная служба занятос- 6 12 16 20 46
ти населения Нижегородской об-
ласти
Департамент образования города 10 16 18 12 44
Местные национально-культурные 6 14 22 12 46
автономии
Миграционные службы 20 9 14 24 33
Кадровые агентства 12 6 22 10 50
Данные опроса показали, что о существовании и деятельности организаций, помогающих им адаптироваться, имеют четкое и полное
представление немногие мигранты: только 6% знают о государственных службах занятости населения, 10% - о работе департамента образования города, 6% - о местных национально-культурных автономиях, 20% -о миграционных службах, 12% - об услугах кадровых агентств. Это свидетельствует о пассивности большинства мигрантов в области получения необходимой и полезной информации, отсутствии установок на обретение знаний об общественно-политической жизни регионов их нового места жительства.
Далее мы попытались выяснить, насколько часто мигранты обращаются за помощью в инстанции, призванные заботиться об их благоустройстве (табл. 2). Количество таких обращений служит косвенным показателем доверия этим службам.
Таблица 2
Частота обращений мигрантов в службы, занимающиеся их благоустройством, %
Название службы да, обращался пытался обращаться не считаю нужным туда обращаться хотел, но не решился нет, не обращался
Государственные службы занятос- 4 4 12 6 74
ти населения Нижегородской об-
ласти
Департамент образования города 16 6 2 6 70
Местные национально-культурные 4 10 4 0 82
автономии
Миграционные службы 62 10 10 2 16
Кадровые агентства 8 2 10 10 70
Как видно из данных, размещенных в табл. 2, большинство мигрантов не были ни в государственных службах занятости населения, ни в департаменте образования или в кадровых агентствах. Лишь 4% респондентов обращались в государственные службы занятости населения, 16% - в департамент образования города, 4% - в местные национально-культурные автономии, 8% - в кадровые агентства. Корреляция между осведомленностью о деятельности служб и частотой обращаемости мигрантов в эти службы статистически значима. Из-за низкой информированности мигранты редко прибегают к поддержке тех или иных служб. В основном эти посещения связаны только с оформлением соответствующих документов (62%).
Особенно удивительно, что некоторые респонденты считают вообще лишним обращаться в те или иные инстанции или организации. Так, на бесполезность посещений государственных служб занятости населения
указали 12% респондентов, департамента образования города - 2%, местных национально-культурных автономий - 4%, кадровых агентств - 10% и миграционных служб - 10%.
Такое недоверие мигрантов может объясняться неуверенностью, страхом, подозрительностью, враждебностью, которые, в свою очередь, могут быть связаны с историей развития межнациональных отношений; уровнем экономического развития разных народов; положением в системе производства; имущественным и культурным статусом, уровнем образования, профессиональной квалификации и др. [5].
Недоверие мигрантов может быть вызвано и другими факторами -беспочвенным или имеющим причины негативным отношением к численно преобладающему в данном регионе проживания народу: преувеличением значимости собственной и отторжением местной культуры как чужой и более низкой; неоправданностью ожиданий и надежд; проявлениями национализма, мигрантофобии, ксенофобии со стороны коренных жителей; отрицательным опытом общения с местными жителями или представителями государственных структур и др.
Следующим этапом исследования стало выявление причин, вследствие которых мигранты покинули прежнее место жительства, и степень их удовлетворенности жизнью на новом месте. Оказалось, что 48% респондентов приехали в Нижний Новгород с целью получения образования, которое поможет достойно трудоустроиться, в том числе и дома; 24% отметили тяжелое экономическое положение на родине; 16% - беспокойство за будущее детей; 4% - военные события в родном регионе и поиск более безопасного места проживания; 8% сообщили, что хотели получить работу. Эти результаты мы можем в целом интерпретировать как желание за счет миграции обеспечить себе более благополучное существование, улучшить качество жизни.
Важным психологическим условием успешной адаптации мигрантов и принятия их коренными жителями является, с нашей точки зрения, не только информированность приезжих о своих правовых возможностях, но и осведомленность профессионально ответственных, в той или иной мере, лиц за решение проблем межэтнических отношений в регионах, где наблюдается значительный приток мигрантов.
Для очередного этапа исследования был отобран пакет известных документов, регулирующих межнациональные и межэтнические отношения:
• «Декларация о расе и расовых предрассудках (1978)»;
• «Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств» (Страсбург, 1995);
• «Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации», принятая на Всемирной конференции по борьбе против расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости (Дурбан, Южная Африка, 2001);
• «Декларация стран ОБСЕ, направленная на укрепление прав человека и фундаментальных свобод каждого, борьбу с расизмом, ксенофобией и дискриминацией» (Брюссель, 2004);
• «Кордобская декларация» (Кордоба, 2005), ориентированная на борьбу с антисемитизмом и другими формами нетерпимости, которые являются недопустимыми в современном гражданском обществе;
• Закон «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге» (2004), целью которого является «гармоничное развитие межнациональных отношений на основе веротерпимости, сохранения и развития лучших традиций Санкт-Петербурга в сфере культуры, науки, просвещения».
В опросе о знании содержания перечисленных документов участвовали 140 специалистов в возрасте от 20 до 46 лет. Это были представители разных профессий: психологи, юристы, экономисты, воспитатели ДОУ, педагоги, логопеды, врачи. Из них 75 человек - жители Нижнего Новгорода, 65 - Кирова. 83% респондентов заявили, что осведомлены о содержании законов и деклараций, но при этом многие из них не смогли ответить на открытые вопросы о их сути. Нашлись и такие, кто считает, что вовсе не обязан знать смысл и предназначение данных межгосударственных и государственных актов. Этот факт говорит о юридической неосведомленности и гражданском безразличии как к многонациональности своего региона, так и к процессам миграции населения в нашей стране.
Полученные нами ответы продемонстрировали необходимость организации специальной просветительской работы среди мигрантов и принимающей их стороны. Особенно важно проводить подобную работу в среде учащейся молодежи. Знакомство с нормативно-правовой основой миграционных процессов, предварительная подготовка переселенцев к вхождению в новые этнокультурные условия могут значительно облегчить адаптацию мигрантов и обеспечить адекватное восприятие их местными жителями региона, где приезжие решают обосноваться [11].
Нами была разработана специальная программа для подготовки молодежи - возможных будущих мигрантов - к успешному вхождению в новую учебную и профессиональную среду, а также для местных жителей к адекватному восприятию мигрантов в своем жизненном пространстве. Программа, направленная на развитие толерантности, уважения и положительного отношения к другим культурам, представителям иных национальностей; на формирование умений совместного бесконфликтного существования в полиэтничной среде, повышение эмпатийности и этнокультурной компетентности, реализуется в МАОУ СОШ № 186 «НААШ» г. Нижнего Новгорода и МБОУ СОШ № 2 села Куруш Хасавюртовского района Республики Дагестан.
Статья рекомендована к публикации д-ром психол. наук, проф. Т. И. Чирковой
Литература
1. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. Москва: МГУ,
1983.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. Москва: МГУ, 1988.
3. Васильева В. О. Адаптация мигрантов из зарубежных стран в городах Российской Федерации: дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород: НГОУНБ. С. 122-125.
4. Крысько В. Г. Этническая психология. Москва: Академия, 2007.
5. Налчаджян А. Л. Этнопсихология. СПб.: ПИТЕР, 2004.
6. Платонов Ю. П. Этнический фактор: геополитика и психология. СПб.: Речь, 2002.
7. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. С.-Петербург: Питер, 2006. 1876 с.
8. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. Москва: Смысл, 1998. 389 с.
9. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. Москва: Аспект Пресс, 2007.
10. Султанова Н. Д. Развитие личности вынужденных переселенцев: ав-тореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2013.
11. Чиркова Т. И., Уруджева И. Ш. Методологические основы изучения особенностей межэтнической толерантности старшеклассников // Нижегородское образование. 2013. № 3. С. 67-73.
12. Berry J. W. Immigration, acculturation, and adaptation // Applied Psychology. 1997. № 46 (1). Р. 5-34.
12. Berry J. W., Poortinga Y. H., Segall M. H., Dasen P. R. Cross-Cultural Psychology: Research and Applications. Cambridge, 2002.
References
1. Ageyev V. S. Psihologija mezhgruppovyh otnoshenij. [Psychology of inter-group relations]. Moscow: Moscow State University, 1983. (In Russian)
2. Andreeva G. M. Social'naja psihologija. [Social psychology]. Moscow: Moscow State University, 1988. (In Russian)
3. Vasilyeva V. O. Adaptacija migrantov iz zarubezhnyh stran v gorodah Rossijskoj Federacii. [Adaptation of migrants from foreign countries in the cities of the Russian Federation]. Cand. dis. Nizhny Novgorod: NGOUNB. P. 122-125. (In Russian)
4. Krysko V. G. Jetnicheskaja psihologija. [Ethnic psychology]. Moscow: Publishing House Academy, 2007. (In Russian)
5. Nalchadjyan A. L. Jetnopsihologija. [Ethnopsychology]. St.-Petersburg: Publishing House PETER, 2004. (In Russian)
6. Platonov U. P. Jetnicheskij faktor: geopolitika i psihologija. [Ethnic Factor: geopolitics and psychology]. St.-Petersburg: Publishing House Speech, 2002. (In Russian)
7. Psihologicheskaja jenciklopedija / pod red. R. Korsin, A. Aujerbah. [Psychological encyclopedia ed. by R. Korsin, A. Aujerbah]. St.-Petersburg: Publishing House Peter, 2006. 1876 p. (In Russian)
© H. LU. rad?Kueea
8. Soldatova H. W. Psihologija mezhjetnicheskoj naprjazhennosti. [Psychology of ethnic tensions]. St.-Petersburg, 1998. (In Russian)
9. Stefanenko T. G. Jetnopsihologija. [Ethnopsychology]. Moscow: Publishing House Aspect Press, 2007. (In Russian)
10. Sultanova N. D. Razvitie lichnosti vynuzhdennyh pereselencev. [Development of personality IDPs]. Avtoref. diss. d-ra psihol. nauk. [Abstract of dissertation for the scientific degree of the Doctor of Psychological Sciences]. Moscow, 2013. (In Russian)
11. Chirkova T. I, Urudzheva I. Sh. Metodologicheskie osnovy izuchenija osobennostej mezhjetnicheskoj tolerantnosti starsheklassnikov. [Methodological bases of studying of features of interethnic tolerance of students]. Nizhegorodskoe obrazovanie. [Nizhny Novgorod Education]. 2013. № 3. P. 67-73. (In Russian)
12. Berry J. W. Immigration, acculturation, and adaptation. Applied Psychology. 1997. № 46 (1). P. 5-34. (Translated from English)
12. Berry J. W., Poortinga Y. H., Segall M. H., Dasen P. R. Cross-Cultural Psychology: Research and Applications. Cambridge, 2002. (Translated from English)