БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ПСИХОЛОГИИ ЭЛИТ
Н.Б. КАРАБУЩЕНКО
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва Россия
В статье раскрываются базовые категории современной концепции психологии
элит.
Всякая новая научная дисциплина или теория начинается с выявления двух принципиально важных для ее научного генезиса вопросов: 1) истории рассматриваемой проблемы и 2) установления специфики понятийного аппарата. Без этих двух элементов ни одна новая теория или наука не будут адекватно поняты научной общественностью. Сопротивление новациям как раз и возникает на уровне непонимания специфики рассматриваемых новых проблем. Ситуация усложняется еще и тем, что нынешнее состояние мировой цивилизации большинством экономистов и социологов оценивается как переходное от индустриального общества к постиндустриальному (информационному) миру. В таких условиях возникает потребность в корректировке целого ряда научных дисциплин и теорий, которые создавались и были приспособлены исключительно к условиям развитого индустриализма.
Анализ современных публикаций показывает, что у целого ряда наук, ранее находившихся на периферии, в новых условиях появляется все больше шансов заявить о себе как о ведущих направлениях научной мысли XXI в. Иными словами, они вступают в эпоху актуализации своего знания. К числу таких наук относятся такие «родственные» по своей научной направленности науки, как элитология, акмеология, аксиология, а также персонология.
Современное переходное состояние от индустриального общества к информационному требует от человека больших психических, физических и моральных затрат при освоении новых ценностей и новых требований этой во многом новой исторической эпохи. Постиндустриализм ставит перед человеком сложные задачи, при решение которых личность оказывается перед выбором: либо быть исполнителем и транслятором, либо проявлять свою индивидуальность. Высокий профессионализм, потребность в творчестве, внутренней свободе, персонализации, стремление к преобразованиям в общественной жизни - все это и многое другое характеризует зрелую личность, достигшую своего АКМЕ. Именно эти аспекты изучения личности привлекают внимание таких близких наук как акмеология и элитология.
Данные научные направления стали развиваться недавно в русле смежных наук: социологии, философии, истории и т.д., и родовой - психологии. Они не противопоставляются, а дополняют друг друга.
И действительно, у элитологии и акмеологии очень много общего. Категории элитности и АКМЕ взаимосвязаны. Элитность позволяет достичь АКМЕ как наиболее высокого уровня развития зрелой личности. АКМЕ, в свою очередь, определяет высшую точку элитизации личности, т.е. достижение полного элитного качества. Единственное существенное отличие элитологии от акмеологии заключается в том, что первая стремится к комплексному изучению всей совокупности вопросов, связанных с появлением элитного качества в человеке, обществе и даже в мире, в то время как ак-меология целенаправленно изучает лишь самые высшие уровни бытия элитного качества в конкретной области его деятельности.
Основным объектом исследования в акмеологии становится прогрес-
/-чттптт/~\ птпппотлтттоп^п огчлттогг ттттттттглг'гт'т лои/гл1ллт’хтгтх:тлтттоапа гттоои!ш /л^па_ .л О га |^ссо1^Х11^и.1\^1ад,сдлч^л у хк/х1л,*лух^ух^ ± лыыххихпх
зом, в профессиональной деятельности и достигшая вершин в своем развитии (А.А. Деркач, В.Г Зазыкин, 2003). До настоящего времени основной упор в изучении личности в акмеологии делался на уровень ее профессионализма. Поэтому по данной проблематике можно встретить значительное число работ. Но ситуация меняется, и авторы учебника «Акмеология», вышедшего в 2003 г., отмечают, что в силу комплексности и системности научных исследований субъект труда в акмеологии обязательно будет изучаться (выделено авт.) еще и как личность, индивид, индивидуальность, хотя на первых порах и ограничено (А.А. Деркач, В.Г Зазыкин, 2003). Эту же цель ставит перед собой и элитология. С точки зрения методологии эти две науки выполняют одну и ту же задачу. Тезаурусы элитологии и акмеологии близки, что указывает на их предметно-объективное единство. Следовательно, можно предположить, что в будущем они смогут быть объединены в единое научное пространство.
Кроме этого в современной психологической литературе уже описана такая категория, как «элитарность». Элитарность - это ориентировка субъекта в условно выделенном пространстве ценностей и смыслов, соотносимых с представлениями о лучшем, избранном, недоступном, загадочном, знаменитом, т.е. ориентировка в возможных идеалах самоопределения; это переживание своего несоответствия выделенным идеалам и смыслам развития, или же - чувство гордости за приближение к этим идеалам; а также выбор элитарного идеала, построение и реализация путей к данному идеалу (Н.С. Пряжников, 2000).
Обратимся теперь непосредственно к категории элитности. Элитность -качество, позволяющее личности достигать АКМЕ, стремиться к высшим проявлениям творческой активности, выступать как социально значимая личность, имеющая 1уманистическую направленность. Данное качество способствует профессионализации человека, возникновению потребности в самоактуализации и самосовершенствовании. Элитное творчество позволяет личности выйти в «инобытие» (самотрансценденция, персонализация). Соотношение понятий «элитарное» и «элитное» представлено в табл. 1.
Таблица 1
Соотношение понятий «элитное» и «элитарное»
Критерий Элитное Элитарное
Творчество Творчество, продукты которого доступны большинству Продуктивное творчество, предназначенное для избранных
Профессио- нализм Универсальность знаний и умений, открытость всему новому, принятие различных (иногда противоположных) точек зрения, эрудированность в своей области знания, достижения мастерства, «виртуозности» в своем деле, совершенствование профессиональных качеств, потребность в передачи знаний Само образование уже обеспечивает появление профессионала. Следовательно, возникает настороженность в отношении всего нового, отрицаются противоположные мнения, появляется установка «свой - чужой». Выполнение каких-либо профессиональных обязанностей носит некий «магический характер», отсюда ограниченность передачи знаний, которые предназначены только для избранных
Социальная стратификация (лидерство) Авторитет, основанный на знаниях, умениях, профессионализме, личностных качествах, одобряемых обществом Престиж - «соотносительная оценка социальной роли или действия, социальной или профессиональной группы, социального института, физического достоинства, психологического качества и т.п., разделяемая членами данного общества или группы на основании определенной системы ценностей» (5). На сегодняшний кризисный момент основные ценности - статус, доход, степень властных полномочий, принадлежность к «высшим кругам»
Образова- ние «Открытый тип», стремится к выявлению выдающихся способностей и талантов детей из всех социальных страт, вне зависимости от материального достатка их родителей, поэтому для такого образования в большей степени характерны категории, относящиеся к индивидуальным свойствам личности: моральные, аксиологические, креативные, волевые, интеллектуальные и т.д. «Закрытого типа», для детей узкого круга, в который входят люди по критериям высокого социального положения и богатства («элита крови», «новые русские»/«нувориши», «олигархи» и т.д.). Данный тип образования характеризуется кастовой закрытостью, тиражированием социальной несправедливости, слепотой к выявлению талантливой молодежи
Продолжение табл. 1
«Инобытие» Персонализация охватывает широкий круг людей. Находясь «за пределами себя», творческая личность оказывает влияние на мировоззрение других людей, делает «вклады» в культуру как национального, гак и мирового масштаба Персонализация охватывает лишь узкий круг избранных. Элита производит преобразования внутри самой себя, так как «инобытие» элитарной личности оказывается недоступным для широких масс из-за своей сложности
Психологическая дистанция Адекватная (социальная позиция изначально «Я хороший - Ты хороший») Неадекватная (позиция «Я хороший - Ты плохой», действует установка «Свой - Чужой)
Языковой уровень Доступность языковых средств и кодирования Сложность восприятия получаемой информации
Самосовер- шенствова- ние Вспомним великие слова Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Эта формула может быть применима в данном случае, так как личность находится в процессе непрерывного самосовершенствования и самообразования Действует принцип: о степени совершенствования личности свидетельствует уже сам уровень полученного в элитарном учебном заведении образования (консервативная позиция)
«Я идеал» Направленность на совершенствование внутреннего мира, раскрытие творческих возможностей, совершенствование элитных качеств, потребность становиться лучше. Получение признание через продукты творческой деятельности Развитие лидерских качеств с целью обретения властных полномочий, достижения социального статуса и престижа. Творчество становится одним из средств удовлетворения потребности в признании и почитании
Уровень пережива- ний По поводу трудности достижения «элитного идеала» или несоответствия ему. Доминирует внутренний ло-кус переживаний: необходимость самосовершенствования, потребность что-то изменить в себе Внешний локус: переживается не факт отсутствия элитного но то, что другие не способны понять и принять «элитарное Я» личности. Преобладает эгоцентрическая позиция, которая может быть выражена в своих крайних формах: нарциссизм, диктаторство, авторитаризм (достижение цели любыми путями)
Личностный смысл Представления о лучшем, избранном. Акт творческой деятельности представляет собой открытие личностного смысла, который протекает в ситуации сильного эмоционального и интеллектуального напряжения Представление о недоступном, загадочном, великом
В содержательном плане категория элитности, во-первых, имеет качественные характеристики; во-вторых, динамична; в третьих, универсальна.
Первый критерий, составляющий содержание понятия элитности, может быть рассмотрен в двух планах: широком и узком. В узком плане - как черта, присущая исключительной личности. Иначе говоря, элитное качество - это такое качество, которое формируется и закладывается в структуре личности человека в процессе жизни, особенно в периоды его становления. Оно стоит наряду с такими качествами, как «доброта», «порядочность», «отзывчивость», «справедливость» и т.д. Каждый человек имеет свое, сугубо
индивидуальное представление о том, что значит быть «лучшим». Подбор определений термин «элитность» может быть широк: напористость, авторитетность, ответственность, склонность к творчеству и т.д.
В широком же смысле под элитностью скрывается целый пласт качественных содержательных характеристик, которые раскрывают данную категорию: 1) способность к продуктивному творчеству; 2) создание культурных и духовных ценностей; 3) самосовершенствование и самообразование; 4) мотивированность на достижение определенных целей; 5) самовоспитание элитных чет личности; 6) превосходство и авторитетность в отдельных областях жизнедеятельности человека; 7) высокий уровень развития специальных способностей; 8) развитая познавательная потребность, открытость
ттгттллг хтгюррпк ^тттилгг» гпчняниа* 1 ГЛ ттлгуппттпр гпт^птттриг'ттшдяиир* 1 1 ^
развитое философское мышление; 12) оригинальное видение общечеловеческих ценностей; 13) персонификация; 14) профессионализм.
Второй критерий элитности - динамичность - свидетельствует о постоянном, непрерывном изменении и преобразовании содержания данной категории. Компонентный ее состав может варьироваться в зависимости от стадии, на которой находится элитизирующаяся личность, от социальных факторов и индивидуальных характеристик.
Универсальность - третий критерий, описывающий категорию элитности - это все характеристики, которые в полной мере раскрывают содержание понятия «лучший», «самый лучший» и могут быть отнесены к представителям элиты в различных областях жизнедеятельности человека.
Элитность может быть рассмотрена в трех взаимосвязанных планах: когнитивном, аффективном и поведенческом.
Когнитивный (уровень понимания и представлений). Данная составляющая раскрывает различные грани элитного качества: 1) обеспечивает устойчивую потребность личности в самосовершенствовании: через раскрытие и развитие элитных способностей, организацию познавательной активности, накопление и преобразование знаний; 2) формирование и оперирование элитными личностными смыслами; 3) «элитный ид саг і» - объективносубъективные представления о критериях, формах, составляющих категории элитности; 4) построение элитного образа «Я» - совокупность элитных характеристик, присущих субъекту и оценка их окружающими (признание или непризнание); 5) процесс сравнения элитного образа «Я» с элитным идеалом (рефлексия саморазвития) и с другими людьми, обладающими элитными качествами; 6) присвоение (неприсвоение) элитных характеристик, принятых в обществе и зафиксированных в культурной традиции; 7) установление психологической дистанции между тем, что способствует элитизации личности, и тем, что затормаживает или сводит этот процесс к нулю.
Аффективная, ценностно-мотивационная составляющая элитности (чувство элитности): 1) переживание отсутствия элитного идеала, из которого проистекает потребность в конструировании его; 2) возникает переживание в связи с несоответствием элитному идеалу или сложностью его достижения; 3) удовлетворенность собственными успехами и достижениями, что позволяет приблизиться к элитному идеалу, тем самым формируя чувство
элитности; 4) переживание психологического дистанцирования между элитными и не элитными состояниями.
Поведенческая составляющая элитности предполагает совокупность действий, обеспечивающих оптимальное протекание процесса элитизации и достижения вершин элитного качества: 1) планирование, реализация и выбор пути приближения к элитному идеалу; 2) проявление творческой активности во всех ее видах и формах, и которая выражена в продуктах деятельности; 3) развитие элитного качества в деятельности, общении, творчестве; 4) установление ПД как в пределах самой элиты, так и в системе «массовоэлитных» отношений.
Сложность данного исследования стоит в том, что невозможно дать
гчттттгчоттг1ттгт/-\г'гл ттг'тто-гчгтт тт>ат/Аттт<=»т^г> гчгтгч**тт<атт**тттх<т тго’-г^г'гчгчтттх ъттт*'ттлт\г‘'тт.т ттг\ттт>/=»г,'ттт
иД1ШЛ1и’Ши1 V/) XIV V/ АЧЫХ %»/А Ч/^УХХ±Х ч^ЛП1А*иУ111, ХХЧУ^Х^Ч/ V А XX
черту под каким-либо представлением. Поэтому имеет смысл подходить к рассмотрению этой категории с различных научно-практических позиций.
Представим некоторый перечень определений категории элитности: а) проявление уникальных характеристик субъектов элиты; б) черта личности, которая формируется в процессе деятельности (особенно, творческой); в) такое качество, которое формируется и закладывается в структуре личности человека в процессе жизни, особенно в периоды его становления; г) сложное психологическое явление, включающее в себя выдающиеся способности, одаренность, талант, творческую продуктивность, лидерские качества, нравственные принципы, мировоззренческие позиции и др.; д) качество, позволяющее достичь АКМЕ как наиболее высокого уровня развития зрелой личности; е) качество, позволяющее личности стремиться к высшим проявлениям творческой активности, выступать как социально-значимая личность, имеющая гуманистическую направленность. Данное качество способствует профессионализации человека, возникновению потребности в самоактуализации и самосовершенствовании.
Рассмотрим также термины, которые все чаще встречаются в научной литературе последних лет и являются взаимообусловленными категориями: элитность - элитизация - элитарность. Они указывают на сам процесс развития элитного качества, в ходе формирования личности и ее реализации в творчестве.
Так, термин «элитность» указывает на имеющуюся у личности некую возможность, некий потенциал, который в случае его успешного развития способен стать общепризнанной (социально значимой) элитарностью. Но это всего лишь намек на то, чем может стать личность, если она реализует все свои потенции в творчестве и превратит их в достоинства. Сам процесс развития этого качества определяется термином «элитизация». Он может носить как целенаправленный характер, так и быть определен целой системой случайных факторов; может носить краткосрочный характер, а может продолжаться всю творческую жизнь. Наконец, термин «элитарность» используется в научной литературе в значении уже зрелого элитного качества (частичный синоним АКМЕ), получившего объективное адекватное признание на свое профессиональное притязание.
Большинство рассмотренных нами терминов характеризуют личность с точки зрения ее уникальных внутренних качеств и лишь после этого указывают на ее социальный статус. Политология и социология занимаются элитой (формой), в то время как психология и философия анализируют элитность (содержание). Хотя учебники по элитологии и рассматривают чаще всего внешние формы бытия элит, но они никак не могут пройти мимо сугубо психологических проблем, которые постоянно возникают, как только элитологи пытаются заглянуть в само содержание элитных групп [2].
Приведенные нами характеристики относятся к тем самым началам, которые стоят у истоков любой теории или науки. Через них мы узнаем о сущности данной теории, поэтому степень разработанности и открытости этих терминов указывает и на уровень элитности самой науки. В настоящее время ясно, что рассмотренные нами категории все еще нуждаются в уточнениях и корректировках, что указывает на начальный этап в развитии этого нового для психологии и самой элитологии направления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология; Учебное пособие. СПб., 2003. С. 21.
2. Ашин Г.К., Охотский Е.В. Курс элитологии. М., 1999. С. 73.
3. Карабущенко ПЛ., Карабущенко Н.Б. Элитология: проблемы исторической и мето-
дологической самоидентификации // Социально-экономическая реальность и политическая власть. Выпуск I. М. Ставрополь, 2005. С. 140-147.
4. Пряжников Н.С. Психология элитарности. М., 2000. С. 98.
5. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев и др. М., 1983. С. 528.
FUNDAMENTAL CATEGORIES OF THE MODERN CONCEPT OF
PSYCHOLOGY OF ELITES
N.B. KARABUSHCHENKO
The Chair of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklaya St., 117198, Moscow, Russia
The article reveals the fundamental categories of the modem concept of psychology of
elites.