теория и методология
Н.Б. Карабущенко
значение акмеологии для разработки концептуальных основ психологии элит
Ключевые слова: акме, элитность, элитизация, креативность, саморегуляция, самосовершенствоание, самореализация. Keywords: acme, elite, creativeness, self-control, self-improvement, self-realization.
Разработка психологической концепции элит основывалась на богатейшем теоретико-практическом материале, накопленном акмеологией. Рассмотрим лишь некоторые акмеологические аспекты, способствующие развитию элитопсихологического знания.
В методологическом плане акмеологический подход представляет неоспоримую ценность для развития на современном этапе психологической теории элит, т. к. он предполагает не только изучение биографических описаний великих исторических личностей и достигнутых ими жизненных вершин, но и актуальную необходимость исследования культуры каждой личности, с ее индивидуальными «пиками» жизненного пути, с пролонгированной способностью «жить и действовать в соответствии со своей цивилизованностью» [4, С. 94]. Акмеология находит новые формы своего приложения в жизнедеятельности общества — профессиональную, гражданскую, нравственную, позволяя расширить представление об элитности личности в структуре психологической концепции элит.
Категории «элитности» и «акме» взаимосвязаны. Элитность позволяет достичь акме как наиболее высокого уровня развития зрелой личности. Акме же определяет высшую точку элитизации личности, то есть достижение ею элитного качества.
В основу психологической концепции элит положена теоретико-обобщенная модель [6], включающая следующие составляющие: содержательно-критериальные, структурно-функциональные и процессуально-формирующие.
К содержательно-критериальным составляющим относятся социально-психологическая, потребностно-мотивационная, эмоционально-волевая и интеллекту-ально-креативностая зрелость, отражающие интеграцию представлений об элитной личности.
В состав структурно-функциональных составляющих входят:
— образовательно-развивающая, отражающая необходимость постоянного совершенствования системы элитного образования, преобладания творческого подхода в процессе выполняемой деятельности, постоянный поиск исследовательских решений в конкретных ситуациях;
— созидательно-преобразовательная, раскрывающая поисково-преобразовательную потребность личности, выражающуюся в преодолении стереотипного поведения и мышления с целью созданию чего-то качественно нового в процессе деятельности;
— духовно-нравственная, отражающая высокий уровень мировоззренческого осмысления действительности, духовно-нравственные основы личности, а также ценностно-смысловые, идеально представленные, гуманистические аспекты элитности;
— культурно-этическая, выявляющая сущность возникновения, развития и характер воздействия художественных и культурных ценностей на сознание личности, на формирование ее внутреннего мира;
— управленческая, раскрывающаяся в способности личности влиять на общественные процессы и исторические события, в направленности на созидание и уважение всего живого на земле;
— социально-экономическая, отражающая такие признаки психологии элит, как богатство, власть, престиж, достоинство; а также сущность экономического сознания и поведения.
Важнейшие социально-психологические функции: подчиненности общественным обязанностям, функция ответственного отношения ко всему происходящему, влияния элиты на исторические процессы и события, прогностическая, созидательная и преобразующая, гуманистическая, стабилизирующая, интегративная, стратегическая, выявляющие степень влияния элитарных сообществ на систему социальных отношений и жизнь общества в целом, отражающие значение разных типов элит для развития различных сфер жизнедеятельности, а также раскрывающие степень ответственного отношения личности ко всему происходящему, к природному и предметному миру, ее способность оказывать позитивное влияние на общественное сознание, придерживаясь гуманистических позиций, способствующие сплочению различных слоев населения, гармонизации их социальных интересов, достижению консенсуса и сотрудничества, отражающие стратегические перспективы развития общества;
Процессуально-формирующие составляющие отражают сущность процесса элитизации личности, включающего ряд этапов: 1) интеграция знаний, умений и навыков, составляющая базу дальнейшего развития элитных признаков личности; 2) самообразования, отличающийся стремлением личности к самовыражению и раскрытию своих способностей посредством поисково-познавательной деятельности; 3) продуктивного творчества, характеризующийся потребностью личности к созидательному труду, изобретательству, генерированию новых идей; 4) самосовершенствования, способствующая формированию мировоззренческой позиции, духовно-нравственных ценностей и ориентации на созидательно-преобразующую деятельность; 5) профессионализма, включающий эффективность деятельности и профессиональную компетентность, способность личности самоактуализироваться; 6) персонализации, отражающий стремление личности быть идеально представленной в других людях.
Акмеологические исследования, посвященные проблемам изучения личностного, личностно-профессионального и творческого потенциала, вносят огромный вклад в построение психологической концепции элит, позволяя расширить ее содержательно-критериальные и структурно-функциональные составляющие.
Содержательно-критериальная база теоретико-обобщенной модели психологии элит оформляется и усиливается за счет включения в нее компонентов, отражающих психологические особенности личностного потенциала человека. Личностный потенциал рассматривается в акмеологии как самоуправляемая система внутренних ресурсов личности, проявляющихся в ее деятельности, направленной на получение социально значимых результатов [7]. В его структуре выделяются: когнитивный компонент, раскрывающийся через специфику интеллектуального развития, отражающего характер реализации личностного потенциала за счет пополнения знаний, расширения кругозора, совершенствования умений, а также развития способностей личности, доведенных до уровня одаренности; эмоционально-волевой, отражающий степень необходимого волевого усилия для достижения цели, характер сознательной саморегуляции личности.
При этом силу воли определяют следующие качества, которые могут быть включены в теоретико-обобщенную модель психологии элит как важнейшие признаки элитности личности:
— целеустремленность — действия подчинены целям деятельности;
— настойчивость — мобилизация возможностей для борьбы с трудностями;
— выдержка — затормаживание чувств, действий, мыслей, мешающих осуществлению деятельности;
— решительность — умение принимать и реализовывать обоснованные, адекватные решения;
— инициативность — творческий подход, способствующий развитию собственной активности;
— самостоятельность — умение не поддаваться влияниям факторов, отвлекающих от достижения цели, действуя на основе своих убеждений и взглядов;
— организованность — распланированная и упорядоченная деятельность;
— дисциплинированность — осознанное подчинение поведения общественным нормам;
— смелость — умение побороть страх, идти на оправданный риск ради достижения цели;
— исполнительность — старательность, выполнение вовремя своих обязанностей [5, С. 139-140].
Значимым для теоретико-обобщенной модели психологии элит также является ценностно-ориентационный компонент, который получил свое детальное раскрытие в акмеологических исследованиях. Данный компонент отражает внутреннюю основу отношения личности к деятельности саморазвития, представления о целях саморазвития и средствах их достижения, которые становятся определяющими факторами саморегуляции личности, способствуя нахождению эффективных способов самосовершенствоания; выявляет уровень смысловых устремлений личности, от которых зависит ее самоизменение; раскрывает возможности мобилизации личностью дополнительных внутренних ресурсов, необходимых для реализации важнейших жизненных целей [5, С. 152-155].
«Основная функция ценностных ориентаций заключается в том, что они регулируют и детерминируют деятельность. В связи с этим в качестве интегрального критерия ценностных ориентаций следует рассматривать степень активности профессионала в той или иной сфере деятельности» [3, С. 316].
Структурно-функциональная основа теоретико-обобщенной модели психологии элит расширяется и углубляется за счет выявления сущностных особенностей творческого и личностно-профессионального потенциалов человека.
Созидательно-преобразовательная составляющая отражает характер творческого потенциала личности, проявляющегося «в прогрессивной инновационной деятельности, творческом поиске, умении принимать нестандартные эффективные решения, прямо связанного с уровнем профессионализма личности и деятельности» [5, С. 138].
В диссертационном исследовании К.В. Петрова (2008) показано, что творческий потенциал является интегративным многоуровневым образованием, позволяющим получать объективно и субъективно значимые новые результаты. Акмеоло-гичность творческого потенциала выражена в его тенденции к развитию, обусловленной личностными потребностями и интересами человека.
Теоретико-обобщенная модель психологии элит предполагает рассмотрение творческого потенциала на высших уровнях его проявления. Акме творчества — это «"включенное" самовыражение, активность, опора на высшие критерии, хотя и производимые в реальных обстоятельствах» [1, С. 18]. Именно это позволяет понять сущность «мудрости» и высших форм поведения человека в представлениях мыслителей Китая, Индии, Египта.
Наряду с творческим потенциалом личности A.A. Деркач выделяет и рефлексивно-инновационный потенциал — сочетание способности к осуществлению рефлексии профессионального опыта, профессиональной деятельности и уровня готовности к профессиональному творчеству [2, С. 356]. Означенные процессы оказывают целенаправленное воздействие на развитие креативного потенциала человека и на повышение уровня его профессиональной компетентности.
Как показано в диссертационном исследовании A.C. Одинга (2006), к акмео-логическим факторам креативно-личностного развития и формирования творческого потенциала человека относятся: а) объективные, отражающие зависимость креативности от характера и структуры деятельности; б) субъективные, включающие мотивацию креативно-личностного развития (мотивация достижения, ценностные ориентации на творческое саморазвитие, творческая позиция, потребность в самореализации, направленность на творческое решение поставленных задач), эмоционально-волевой компонент (удовлетворенность креативно-личностным развитием, удовлетворенность творческой деятельностью, позитивная оценка творческого продукта, эстетические эмоции), когнитивный (повышение уровня знаний о сущности креативности, творческое мышление, компетентность в решении творческих задач). Следовательно, креативная личность имеет ряд особенностей: характеризуется целеустремленностью, высокой работоспособностью, волевой регуляцией действий, способностью к преодолению барьеров, внутренней мотивацией достижения, уверенностью в себе, внутренним локусом контроля. Данные специфические характеристики творческой личности включены в содержательно-критериальную базу теоретико-обобщенной модели психологии элит.
Профессионалъно-деятелъностная составляющая раскрывает особенности лич-ностно-профессионального потенциала человека, обеспечивая при этом прогрессивное развитие личности в процессе профессиональной деятельности, определяет уровень профессионализма и профессиональной пригодности личности [5, С. 141].
Процессуалъно-формирующие составляющие теоретико-обобщенной модели психологии элит усилены:
— положением, раскрывающим сущность восходящего движения линии жизни, при котором возможен непрерывный подъем с ярко выраженными промежуточными «акме», способствующими преумножению человеческих ресурсов (К.А. Абульханова). Таким образом, каждая новая вершина в жизненном пути личности способствует накоплению элитного (качеств, способностей, возможностей, мотивов, ценностей, представлений, взглядов и др.);
— рассмотрением ключевых этапов движения саморазвития к самореализации субъекта деятельности (A.A. Деркач, Е.В. Селезнева): 1) самосознание актуализирует потребность в самоосуществлении; 2) личность становится субъектом саморазвития; 3) саморазвитие осознается как процесс самосовершенствования; 4) результат самосовершенствования — самореализация. Aкмеология позволила обосновать концептуальные основы психологии элит. Существенно обогатили теоретико-обобщенную модель следующие представления: значение «акме» в профессиональном развитии, в жизненном пути личности, в личностном и индивидуальном развитии человека; акмеологические особенности личностного, личностно-профессионального, творческого потенциала человека; уровень профессиональной готовности, ответственности и пригодности как важнейших свойств достижения субъектом высших результатов в профессиональной деятельности; а также ключевые этапы движения саморазвития к самореализации субъекта деятельности.
Литература_
1. Анисимов О.С. Креативная акмеология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. М., 2007.
2. Деркач А.А Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Кн.3: Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М., 2000.
3. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Кн. 4: Развитие ценностной сферы профессионала. М., 2001.
4. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.; Воронеж, 2004.
5. Деркач A.A., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.; Воронеж, 2007.
6. Карабущенко Н.Б. Теоретико-методологические основы психологии элит (история и современность): Монография. М., 2007.
7. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М., 2001.
© Карабущенко Н.Б., 2009