Научная статья на тему 'Значение акмеологии для разработки концептуальных основ психологии элит'

Значение акмеологии для разработки концептуальных основ психологии элит Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АКМЕ / ЭЛИТНОСТЬ / ЭЛИТИЗАЦИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ACME / ELITE / CREATIVENESS / SELF-CONTROL / SELF-IMPROVEMENT / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карабущенко Наталья Борисовна

В статье рассматривается характер влияния акмеологии на обоснование концептуальной модели психологии элит, включающей содержательно-критериальные, структурно-функциональные и процессуально-формирующие составляющие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGY'S IMPORTANCE FOR THE DEVELOPMENT OF CONCEPTUAL BASES OF PSYCHOLOGY OF ELITES

The article handles peculiarities of acmeology's influence on a substantiation of conceptual model of psychology of the elites which includes substantiallycriterial, structurally functional and remedially-forming components

Текст научной работы на тему «Значение акмеологии для разработки концептуальных основ психологии элит»

теория и методология

Н.Б. Карабущенко

значение акмеологии для разработки концептуальных основ психологии элит

Ключевые слова: акме, элитность, элитизация, креативность, саморегуляция, самосовершенствоание, самореализация. Keywords: acme, elite, creativeness, self-control, self-improvement, self-realization.

Разработка психологической концепции элит основывалась на богатейшем теоретико-практическом материале, накопленном акмеологией. Рассмотрим лишь некоторые акмеологические аспекты, способствующие развитию элитопсихологического знания.

В методологическом плане акмеологический подход представляет неоспоримую ценность для развития на современном этапе психологической теории элит, т. к. он предполагает не только изучение биографических описаний великих исторических личностей и достигнутых ими жизненных вершин, но и актуальную необходимость исследования культуры каждой личности, с ее индивидуальными «пиками» жизненного пути, с пролонгированной способностью «жить и действовать в соответствии со своей цивилизованностью» [4, С. 94]. Акмеология находит новые формы своего приложения в жизнедеятельности общества — профессиональную, гражданскую, нравственную, позволяя расширить представление об элитности личности в структуре психологической концепции элит.

Категории «элитности» и «акме» взаимосвязаны. Элитность позволяет достичь акме как наиболее высокого уровня развития зрелой личности. Акме же определяет высшую точку элитизации личности, то есть достижение ею элитного качества.

В основу психологической концепции элит положена теоретико-обобщенная модель [6], включающая следующие составляющие: содержательно-критериальные, структурно-функциональные и процессуально-формирующие.

К содержательно-критериальным составляющим относятся социально-психологическая, потребностно-мотивационная, эмоционально-волевая и интеллекту-ально-креативностая зрелость, отражающие интеграцию представлений об элитной личности.

В состав структурно-функциональных составляющих входят:

— образовательно-развивающая, отражающая необходимость постоянного совершенствования системы элитного образования, преобладания творческого подхода в процессе выполняемой деятельности, постоянный поиск исследовательских решений в конкретных ситуациях;

— созидательно-преобразовательная, раскрывающая поисково-преобразовательную потребность личности, выражающуюся в преодолении стереотипного поведения и мышления с целью созданию чего-то качественно нового в процессе деятельности;

— духовно-нравственная, отражающая высокий уровень мировоззренческого осмысления действительности, духовно-нравственные основы личности, а также ценностно-смысловые, идеально представленные, гуманистические аспекты элитности;

— культурно-этическая, выявляющая сущность возникновения, развития и характер воздействия художественных и культурных ценностей на сознание личности, на формирование ее внутреннего мира;

— управленческая, раскрывающаяся в способности личности влиять на общественные процессы и исторические события, в направленности на созидание и уважение всего живого на земле;

— социально-экономическая, отражающая такие признаки психологии элит, как богатство, власть, престиж, достоинство; а также сущность экономического сознания и поведения.

Важнейшие социально-психологические функции: подчиненности общественным обязанностям, функция ответственного отношения ко всему происходящему, влияния элиты на исторические процессы и события, прогностическая, созидательная и преобразующая, гуманистическая, стабилизирующая, интегративная, стратегическая, выявляющие степень влияния элитарных сообществ на систему социальных отношений и жизнь общества в целом, отражающие значение разных типов элит для развития различных сфер жизнедеятельности, а также раскрывающие степень ответственного отношения личности ко всему происходящему, к природному и предметному миру, ее способность оказывать позитивное влияние на общественное сознание, придерживаясь гуманистических позиций, способствующие сплочению различных слоев населения, гармонизации их социальных интересов, достижению консенсуса и сотрудничества, отражающие стратегические перспективы развития общества;

Процессуально-формирующие составляющие отражают сущность процесса элитизации личности, включающего ряд этапов: 1) интеграция знаний, умений и навыков, составляющая базу дальнейшего развития элитных признаков личности; 2) самообразования, отличающийся стремлением личности к самовыражению и раскрытию своих способностей посредством поисково-познавательной деятельности; 3) продуктивного творчества, характеризующийся потребностью личности к созидательному труду, изобретательству, генерированию новых идей; 4) самосовершенствования, способствующая формированию мировоззренческой позиции, духовно-нравственных ценностей и ориентации на созидательно-преобразующую деятельность; 5) профессионализма, включающий эффективность деятельности и профессиональную компетентность, способность личности самоактуализироваться; 6) персонализации, отражающий стремление личности быть идеально представленной в других людях.

Акмеологические исследования, посвященные проблемам изучения личностного, личностно-профессионального и творческого потенциала, вносят огромный вклад в построение психологической концепции элит, позволяя расширить ее содержательно-критериальные и структурно-функциональные составляющие.

Содержательно-критериальная база теоретико-обобщенной модели психологии элит оформляется и усиливается за счет включения в нее компонентов, отражающих психологические особенности личностного потенциала человека. Личностный потенциал рассматривается в акмеологии как самоуправляемая система внутренних ресурсов личности, проявляющихся в ее деятельности, направленной на получение социально значимых результатов [7]. В его структуре выделяются: когнитивный компонент, раскрывающийся через специфику интеллектуального развития, отражающего характер реализации личностного потенциала за счет пополнения знаний, расширения кругозора, совершенствования умений, а также развития способностей личности, доведенных до уровня одаренности; эмоционально-волевой, отражающий степень необходимого волевого усилия для достижения цели, характер сознательной саморегуляции личности.

При этом силу воли определяют следующие качества, которые могут быть включены в теоретико-обобщенную модель психологии элит как важнейшие признаки элитности личности:

— целеустремленность — действия подчинены целям деятельности;

— настойчивость — мобилизация возможностей для борьбы с трудностями;

— выдержка — затормаживание чувств, действий, мыслей, мешающих осуществлению деятельности;

— решительность — умение принимать и реализовывать обоснованные, адекватные решения;

— инициативность — творческий подход, способствующий развитию собственной активности;

— самостоятельность — умение не поддаваться влияниям факторов, отвлекающих от достижения цели, действуя на основе своих убеждений и взглядов;

— организованность — распланированная и упорядоченная деятельность;

— дисциплинированность — осознанное подчинение поведения общественным нормам;

— смелость — умение побороть страх, идти на оправданный риск ради достижения цели;

— исполнительность — старательность, выполнение вовремя своих обязанностей [5, С. 139-140].

Значимым для теоретико-обобщенной модели психологии элит также является ценностно-ориентационный компонент, который получил свое детальное раскрытие в акмеологических исследованиях. Данный компонент отражает внутреннюю основу отношения личности к деятельности саморазвития, представления о целях саморазвития и средствах их достижения, которые становятся определяющими факторами саморегуляции личности, способствуя нахождению эффективных способов самосовершенствоания; выявляет уровень смысловых устремлений личности, от которых зависит ее самоизменение; раскрывает возможности мобилизации личностью дополнительных внутренних ресурсов, необходимых для реализации важнейших жизненных целей [5, С. 152-155].

«Основная функция ценностных ориентаций заключается в том, что они регулируют и детерминируют деятельность. В связи с этим в качестве интегрального критерия ценностных ориентаций следует рассматривать степень активности профессионала в той или иной сфере деятельности» [3, С. 316].

Структурно-функциональная основа теоретико-обобщенной модели психологии элит расширяется и углубляется за счет выявления сущностных особенностей творческого и личностно-профессионального потенциалов человека.

Созидательно-преобразовательная составляющая отражает характер творческого потенциала личности, проявляющегося «в прогрессивной инновационной деятельности, творческом поиске, умении принимать нестандартные эффективные решения, прямо связанного с уровнем профессионализма личности и деятельности» [5, С. 138].

В диссертационном исследовании К.В. Петрова (2008) показано, что творческий потенциал является интегративным многоуровневым образованием, позволяющим получать объективно и субъективно значимые новые результаты. Акмеоло-гичность творческого потенциала выражена в его тенденции к развитию, обусловленной личностными потребностями и интересами человека.

Теоретико-обобщенная модель психологии элит предполагает рассмотрение творческого потенциала на высших уровнях его проявления. Акме творчества — это «"включенное" самовыражение, активность, опора на высшие критерии, хотя и производимые в реальных обстоятельствах» [1, С. 18]. Именно это позволяет понять сущность «мудрости» и высших форм поведения человека в представлениях мыслителей Китая, Индии, Египта.

Наряду с творческим потенциалом личности A.A. Деркач выделяет и рефлексивно-инновационный потенциал — сочетание способности к осуществлению рефлексии профессионального опыта, профессиональной деятельности и уровня готовности к профессиональному творчеству [2, С. 356]. Означенные процессы оказывают целенаправленное воздействие на развитие креативного потенциала человека и на повышение уровня его профессиональной компетентности.

Как показано в диссертационном исследовании A.C. Одинга (2006), к акмео-логическим факторам креативно-личностного развития и формирования творческого потенциала человека относятся: а) объективные, отражающие зависимость креативности от характера и структуры деятельности; б) субъективные, включающие мотивацию креативно-личностного развития (мотивация достижения, ценностные ориентации на творческое саморазвитие, творческая позиция, потребность в самореализации, направленность на творческое решение поставленных задач), эмоционально-волевой компонент (удовлетворенность креативно-личностным развитием, удовлетворенность творческой деятельностью, позитивная оценка творческого продукта, эстетические эмоции), когнитивный (повышение уровня знаний о сущности креативности, творческое мышление, компетентность в решении творческих задач). Следовательно, креативная личность имеет ряд особенностей: характеризуется целеустремленностью, высокой работоспособностью, волевой регуляцией действий, способностью к преодолению барьеров, внутренней мотивацией достижения, уверенностью в себе, внутренним локусом контроля. Данные специфические характеристики творческой личности включены в содержательно-критериальную базу теоретико-обобщенной модели психологии элит.

Профессионалъно-деятелъностная составляющая раскрывает особенности лич-ностно-профессионального потенциала человека, обеспечивая при этом прогрессивное развитие личности в процессе профессиональной деятельности, определяет уровень профессионализма и профессиональной пригодности личности [5, С. 141].

Процессуалъно-формирующие составляющие теоретико-обобщенной модели психологии элит усилены:

— положением, раскрывающим сущность восходящего движения линии жизни, при котором возможен непрерывный подъем с ярко выраженными промежуточными «акме», способствующими преумножению человеческих ресурсов (К.А. Абульханова). Таким образом, каждая новая вершина в жизненном пути личности способствует накоплению элитного (качеств, способностей, возможностей, мотивов, ценностей, представлений, взглядов и др.);

— рассмотрением ключевых этапов движения саморазвития к самореализации субъекта деятельности (A.A. Деркач, Е.В. Селезнева): 1) самосознание актуализирует потребность в самоосуществлении; 2) личность становится субъектом саморазвития; 3) саморазвитие осознается как процесс самосовершенствования; 4) результат самосовершенствования — самореализация. Aкмеология позволила обосновать концептуальные основы психологии элит. Существенно обогатили теоретико-обобщенную модель следующие представления: значение «акме» в профессиональном развитии, в жизненном пути личности, в личностном и индивидуальном развитии человека; акмеологические особенности личностного, личностно-профессионального, творческого потенциала человека; уровень профессиональной готовности, ответственности и пригодности как важнейших свойств достижения субъектом высших результатов в профессиональной деятельности; а также ключевые этапы движения саморазвития к самореализации субъекта деятельности.

Литература_

1. Анисимов О.С. Креативная акмеология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. М., 2007.

2. Деркач А.А Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Кн.3: Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М., 2000.

3. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Кн. 4: Развитие ценностной сферы профессионала. М., 2001.

4. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.; Воронеж, 2004.

5. Деркач A.A., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.; Воронеж, 2007.

6. Карабущенко Н.Б. Теоретико-методологические основы психологии элит (история и современность): Монография. М., 2007.

7. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М., 2001.

© Карабущенко Н.Б., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.