Научная статья на тему 'Акмеология научного творчества'

Акмеология научного творчества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
871
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеология научного творчества»

Валерия Мухина, Андрей Хвостов

АКМЕОЛОГИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

Пояснительная записка

Учебный курс для аспирантов «Акмеология научного творчества» выстраивается как установочный на: профессиональную деятельность ученого, теоретика и исследователя; преподавателя; практикующего психолога (психологическая помощь: индивидуальная и групповая работа в условиях кратковременной депривации в экстремальных ситуациях, природных, техногенных и социальных катастроф, а также в условиях долговременной депривации).

Цели и задачи дисциплины

Дисциплина ориентирует: на теоретическое и практическое постижение акмеологии как психологической науки; на акмеологию научного творчества.

Изучение акмеологии должно способствовать решению следующих глобальных целей профессиональной деятельности:

• уметь объективно изучать типологию своих психических и личностных свойств для эффективного их использования в профессии;

• сформировать для себя: систему ценностных ориентаций на профессию; мотивацию на личностный и профессиональный рост, мотивацию на путь к акме;

• понять и принять для себя как руководство к успешной деятельности акмеологические стратегии, тактики и техники, позволяющие объективировать психические и личностные свойства как уникальный акме-ологический потенциал.

Цель дисциплины: формирование знаний, понимания и убеждения в том, что человек сам через образование, профессиональное самосовершенствование, развитие соответствующих личностных качеств может достичь акме, продолжая свое движение на пути к развитию личностных качеств и достижениям в профессии.

Задачи дисциплины:

• представить онтогенетический уровень человека как путь к социально значимым достижениям каждого возраста;

• понять акмеологию как специальную и целостную науку, которая изучает феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его вхождения в профессиональную деятельность;

• дать мотивацию молодым ученым на достижение не формальных, а сущностных вершин в избранной деятельности.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Аспирант, изучающий дисциплину, должен:

• знать факторы, определяющие психическое и личностное развитие человека;

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

238

№ 3 - 2010

• понимать значение Великого идеополя общественного сознания и историческую обусловленность развития человека как условие достижений его акме;

• понимать сущностные особенности механизмов, определяющих бытие и развитие личности (идентификация-обособление);

• понимать сущностное значение трудолюбия и целеполагания, в основе которых лежит сформированная готовность к волевым усилиям;

• принять для себя аксиому, что вершин в профессии человек может достичь лишь при постоянном контроле за своим продвижением на избранном поприще, при умении соотносить социальные нужды (сегодняшние и футурологические) и свои глубоко личностные научные интересы.

Содержание дисциплины

1. Теория и методология акмеологии. Теоретические основы элито-логии.

Акмеология - наука о возможностях к совершенствованию в профессии, творчестве и личностном росте.

Эволюция понятия акме (греч. akme - вершина, высшая степень развития, время расцвета и достижения) от Гомера до Ксенофонта и Платона Афинских. Значения и смыслы акме в контексте психологии развития.

Акмеология в системе наук о человеке. Теоретические основы акмеологии как науки. Тезаурус акмеологии. Обратимость и соединенность понятий «акмеология творчества» и «профессионализм» (акмеология творчества - профессионализм).

Сопряженность понятий: свобода, творчество, активность, талант, акме.

Теория и методология акмеологического знания. Сопряженность понятий: свобода, творчество, активность, талант, акме.

Предмет акмеологии: уникальная личность, профессиональное объединение творческих личностей.

Сверхидеи акмеологии: понимание реальных достижений профессионала через творческие решения проблемных ситуаций; понимание личностного роста как глубинной потребности в развитии и реальные достижения.

Связь акмеологии с элитологией.

Элитология как наука. Современные проблемы элитологии.

Философия элитологии. Философия избранности и миссионерства. Иерархический персонализм.

Индивидуальный путь творческой, идущей к вершинам избранной деятельности личности.

Психологические аспекты феноменологии элит. Психологические теории элит. Психологические основы элитизации личности в образовательной и научной средах.

Основные проблемы элитологии образования: массовое и элитарное образование. Элитарные образовательные системы: история развития, Новое и Новейшее время.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

239

№ 3 - 2010

2. Факторы, определяющие развитие и достижение акме: предпосылки, условия, внутренняя позиция личности.

Предпосылки развития: генотип и врожденные особенности.

Потенциальные возможности генотипа к развитию. Тупики генотипа: наследуемые патологии и вариации.

Типическое и уникальное в личности: взаимодействие биологических и социально-психологических факторов.

Условия развития, побуждающие личность к вершинам акме. Пересечения и интеграция реальностей социальных условий: реальность предметного мира; природная реальность; реальность образнознаковых систем; реальность социально-нормативного пространства. Индивидуальная и генотипическая обусловленность достижений акме в сферах всего многообразия социальных условий. Механизмы развития и бытия личности ученого.

Предпосылки и условия развития на пути к вершинам личности.

Реальность внутреннего пространства личности: сфера психофизиологической реальности; обыденная сфера социально-нормативной реальности; сфера духовной и акмеологической реальности. Типическое и уникальное в личности. Стремление к акме - потребность в развитии и миссия личности.

Творчество - феноменологическая сущность личности.

Научная мысль как планетарное явление (В. И. Вернадский). Исторический разум и положение науки (Х. Ортега-и-Гассет).

Науки, искусства, религии и др. как самостоятельные сущности, существующие не только для человека, но и стоящие над человеком (Н. М. Бахтин).

Великое идеополе общественного сознания как условие развития профессионалов художественной, социально-политической и научной деятельности (В. С. Мухина). Синергетический эффект сгущенных идей Великого идеополя общественного сознания.

Творцы о мире повседневности и мире творческой деятельности.

Творчество как деятельность и как образ жизни.

3. Акмеологические основы развития профессионала: содержание и качество профессиональной деятельности ученого, закономерности развития творческой личности, механизмы развития и бытия личности.

Акмеология - наука о ценности человека как творца своей профессиональной деятельности, как творца собственной личности. Психологическая сущность акмеологической культуры: мотивация на саморазвитие и совершенствование.

Аристотель о сущности творчества.

Качество профессиональной деятельности в научном творчестве.

Направленность ученого на формулирование проблемы исследования и его сверхидею. Способность постигать тенденции диалога идей, представленных в Великом идеополе общественного сознания.

Понимание идеи в истории человеческой мысли (Демокрит, Платон, Аристотель, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель и последующие философы).

№ 3 - 2010

Наука как проявление субъективного познания, цель которого свобода и которое само есть путь порождения для себя этой свободы (Г. В. Ф. Гегель).

Психология ученых (И. П. Павлов, К. Поппер, А. Пуанкаре, Г. Селье, М. Фуко, А. Г. Маслоу, М. Г. Ярошевский и др.).

Идеи и сознание как общественный продукт (К. Маркс, Ф. Энгельс). Открытое общество и пророки (К. Поппер).

Идеи как основа развития сознания последующих поколений через интеграцию многих отраслей знаний в поликультурном пространстве взаимодействующих наук. Феноменология диалога идей как взаимодействие многих параметров явлений бытия и развития человека.

Факторы, определяющие успешность человека в его профессиональной деятельности: 1 - особенности развития и феноменологии психических функций самого человека; 2 - особенности личности; 3 - особенности сложившихся в истории человечества образов, мыслей, миропонимания как условие бытия личности в духовном поле общественного сознания; 4 - особенности идей, возникающих в истории человеческих чувств и мыслей; 5 - особенности насущных проблем современного общества.

Закономерности развития творческой личности.

Механизмы идентификации: от удивления, наблюдения, отождествления к рефлексирующей личности. Механизмы обособления: от неприязни и отчуждения к самостоянию и взятию ответственности на себя за выбранный в науке путь (В. С. Мухина).

Отчуждение ученого от обыденного общения и его погружение в профессиональную деятельность. Содержание и качество избранной научной деятельности.

4. Акмеологическая феноменология профессионалов искусства, государственных служащих, политических деятелей. Акмеологическая культура научного творчества.

«Акме» и «гениальность». Мученичество познания: «Гений культуры», «Культ гения в искусстве», гений и «средний человек науки» (Ф. Ницше).

Достижения акме у творческих личностей. Профессиональное творчество как продолжение самой личности творца.

Совпадение объективной и личностной значимости творческой деятельности (С. Л. Рубинштейн).

Акмеология как наука, исследующая «профессионализм» (или «компетентность») как уровень деятельности. Надежность деятельности. Периоды взлета творческой активности.

Феноменологические особенности зрелого человека: следование своему выбору, призванию. Свобода от влияния социальной конъюнктуры.

Универсальность творческой личности: творческий подход к любому виду деятельности и возможность достигать вершин в каждой из избранных сфер.

Особенности взаимоотношения творческой личности с социумом. Путь к акме через гармонию с социумом, через самоактуализацию и взаимодействие с социумом. Провалы во взаимодействии с социумом.

№ 3 - 2010

Притязания на признание и периоды акме.

Социально-психологические особенности творческих личностей: художников, писателей, ученых, философов. Неослабевающий интерес к высокой степени сложности интеллектуальных задач.

Сочетание интуиции, ясности образов и мышления.

Автономность, независимость, интровертированность, самостоятельность творческой личности.

Вариации духовной интеграции в зрелый период развития человека.

Феномен идентичности творческой личности (Э. Эриксон). Аспекты феномена идентичности: 1 - отсутствие ощущения целостности и завершенности собственной личности; 2 - отсутствие чувства солидарности с групповыми идеалами, избегание отождествления себя с социальной группой.

Сочетание у творческих личностей: спонтанности с дисциплиной и самоконтролем; фантазий с реальностью. Динамичность и неустойчивость психической структуры творческой личности.

Идентичность осознания и идентичность принадлежности (А. Курле). Стабильность человека, его status quo как проявление идентичности принадлежности.

Особенности идентификации и обособления творческих личностей. Яркость самовыражения в обыденной жизни и в отношении к объекту творческого интереса.

Идентификация - обособление в служении творческой личности.

Адекватность творческой личности своему погружению в творчество (В. С. Мухина).

Феномен творчества (Ю. М. Лотман).

Профессиональная деятельность и сверхзадача творчества (К. С. Станиславский).

Художественное творчество как разновидность образного и умственного экспериментов. Художественные тексты: идеи, сюжеты, слово как знак и образ. Полифония художественных текстов. Эстетика творчества (М. М. Бахтин). Гуманизация и дегуманизация искусства (Х. Ортега-и-Гассет).

Живопись, акварель, графика в изобразительном искусстве. Изобразительное творчество как разновидность образного и умственного эксперимента. Поклонение красоте, преемственность в художественном творчестве и инновации в образной и знаковой сферах. Полифония художественных образов.

Феномен общественной деятельности. Акмеология управления (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин). Профессионализм в управлении. Акмеоло-гические модели профессионализма государственных служащих и политических деятелей.

Развитие акмеологической готовности к управлению в ситуациях обыденной жизни и в экстремальных условиях.

Путь к акме в научном творчестве. Идеи, сверхидеи, связи с Великим идеополем общественного сознания, сферы чтения в области профессии и интегративные связи со смежными областями знаний, сопряженными друг с другом (В. С. Мухина).

Вершины развития ученого в разных областях знаний.

№ 3 - 2010

5. Жизненный путь и акмеология научного творчества личности. Этика науки и акмеология научного творчества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значение выбора жизненного пути. Жизненные цели личности и ее жизненный путь.

Интеграция жизненных целей, поведения и самосознания человека. Содержание самой жизни и его влияние на те значения и смыслы, которые человек придает своему жизненному пути и намерениям к личностному росту.

Интегративная связь жизненных целей и достижений в профессиональной деятельности.

От познавательной, интеллектуальной и лингвистической марги-нальности к акме в профессиональной деятельности.

Акме как личностный смысл духовной и творческой личности.

Психология понимания жизненного пути ученого как творца и открывателя новых знаний.

Выбор жизненного пути и следование ему. Стабильность и нестабильность выбора жизненного пути. Потребность следовать в выбранном направлении - стержень самосознания и самосознания личности.

Принятие науки как смысла жизни, как самоцели, как тотальности самой жизни. Психологическая эволюция личности ученого как для-себя-бытие. Научные монографии как полифония идей, образов и мыслей.

Профессиональное чтение, слушание и изложение идей.

Практические правила хорошего слушания и установление его цели: размышление (М. Фуко).

Метафорическое и буквальное в научных текстах.

Время жизни ученого, достигшего акме. Путь к акме - стремление к вершине своих возможностей. Уровень острого зрения рассудка (Платон).

Логика и рост научного знания.

Великие идеи и их вхождение в Великое идеополе общественного сознания. Творец и будущее.

Этика науки и акмеология научного творчества.

Научная элита и этика науки. Миссия ученого.

Компетентность, вхождение в Великое идеополе как условие развития интеллектуального потенциала, подготавливающего синергетиче-ский эффект.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - СПб., 2001.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2001.

3. Аристотель. Никомахова этика: Соч.: В 4 т. - Т. 4. - М., 1984.

4. Баттерворт Дж, Харрис М. Принципы психологии развития. -М., 2000.

5. Бахтин М. М. Искусство и ответственность: Собр. соч. - Т. 1. - М., 2003. - С. 5-6.

6. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского: Собр. соч. -Т. 2. - М., 2000. - С. 5-439.

№ 3 - 2010

7. Бергсон А. Творческая эволюция. - М.; СПб., 1914.

8. Бердяев Н. А. Самопознание. - М.; Харьков, 2002.

9. Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. -Харьков; М., 2002.

10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. -М., 1986.

11. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М., 1998.

12. Боно Э. де. Рождение новой идеи. - М., 1976.

13. Боно Э. де. Серьезное творчество // Основные современные концепции творчества и одаренности. - М., 1997.

14. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. -М., 1991.

15. Вернадский В. И. О науке: В 2 т. - Т. 2. Научная деятельность. Научное образование. - СПб., 2002.

16. Винер Н. Творец и будущее: Пер. с англ. - М., 2003.

17. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М. Г. Ярошевского. - М.; Воронеж, 1996.

18. Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук: В 3 т. - Т. 3. - М., 1977.

19. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. -М.; Воронеж, 2004.

20. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. - Кн. 3. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. - М., 2000.

21. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. - Кн. 4. Развитие ценностной сферы профессионала. - М., 2001.

22. Карабущенко П. Л. Антропологическая элитология. - М.; Астрахань, 1999.

23. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. - Екатеринбург, 2004.

24. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.

25. Крейн У. Психология развития человека. 25 главных теорий / Под науч. ред. А. А. Алексеева. - СПб., 2002.

26. Кузьмина Н. В. (Головко-Гаршина) Предмет акмеологии. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб., 2002.

27. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - СПб., 1996.

28. Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб., 2004.

29. Лук А. Н. Личность ученого (научно-аналитический обзор). -М., 1981.

30. Лурия А. Р. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. -М., 1982.

31. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996.

32. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества: Пер. с англ. - М., 2003.

№ 3 - 2010

33. Маслоу А. Г. Мотивация и личность: Пер. с англ. - СПб., 2001.

34. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург, 2007.

35. Мухина В. С. Научная монография: Созидание и путь к акме // Развитие личности. - 2008. - № 2.

36. Носов С. Н. Лики творчества Владимира Соловьева. С приложением краткой повести об Антихристе. - СПб., 2008.

37. Ортега-и-Гассет Х. Что такое Философия?: Пер. с исп. - М., 1991.

38. Павлов И. П. Об уме вообще // Павлов И. П. Рефлекс свободы. -СПб., 2001.

39. Платон. Пир: Пер. с др.-греч: Собр. соч.: В 4 т. - Т. 2. - М., 1993.

40. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пос. -М., 2000.

41. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионализма. -М., 2004.

42. Поппер К. Логика и рост научного знания: Избранные работы: Пер. с англ. - М., 1983.

43. Поппер К. Открытое общество и его враги. - Т. I. Чары Платона: Пер. с англ. - М., 1992.

44. Поппер К. Открытое общество и его враги. - Т. II. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы: Пер. с англ. - М., 1992.

45. Поппер К. Предположения и опровержения: Рост научного знания: ер. с англ. - М., 2004.

46. Пуанкаре А. О науке: Пер. с фр. - М., 1983.

47. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. -СПб., 2003.

48. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1996.

49. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. - М., 2001.

50. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым. - М., 1987.

51. Соловьев В. С. Духовные основы жизни. - СПб., 1995.

52. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. - М.; Воронеж, 2005.

53. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году: Пер. с фр. - СПб., 2007.

54. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. - Ч. 2: Пер. с фр. - М., 2005.

55. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. - Ч. 3: Пер. с фр. - М., 2006.

56. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук: Пер. с фр. - М., 1977.

57. Ярошевский М. Г. Проблемы руководства научным коллективом: Опыт социально-психологического исследования. - М., 1982.

Дополнительная

1. Абульханова К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. -СПб., 2001.

№ 3 - 2010

2. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. - М., 1991.

3. Аристотель. Поэтика: Соч.: В 4 т. - Т. 4: Пер. с др.-греч. -М., 1984.

4. Асеев В. Г. Личность и значимость побуждений. - М., 1993.

5. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.

6. Ашин Г. К., Бережнова Л. Н, Карабащенко П. Л., Резаков Р. Г. Теоретические основы элитологии образования. - М., 1998.

7. БахтинМ. М. К вопросам самосознания и самооценки: Собр. соч. -Т. 5. - М., 1997.

8. Бахтин Н. М. Философия как живой опыт. Избр. статьи. - М., 2008.

9. Бердяев Н. А. Дух и реальность. - М.; Харьков, 2003.

10. Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. - М.; Харьков, 2002.

11. Блок Ж. Р. Ответственность таланта // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. - М., 1986. - С. 108-112.

12. Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися. - М., 1997.

13. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акме-ология. - СПб., 2002.

14. Брехт Б. Краткое описание новой техники актерской игры, вызывающей так называемый «эффект отчуждения» // Брехт Б. О театре: Сб. ст.: Пер. с нем. - М., 1960.

15. Брехт Б. Об экспериментальном театре // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. - М., 1986. - С. 331-344.

16. Вайскопф В. Наука и удивительное: Пер. с англ. - М., 1965.

17. Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека. - М., 1998.

18. Васильев Г. Н., Келасьев В. Н. Самоорганизация целостности: психо- и социогенез. - СПб., 2003.

19. Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации: Учеб. пос. - М., 2001.

20. Вишнякова Н. Ф. Креативная акмеология. - Минск, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Выготский Л. С. Психология искусства, - 3-е изд. - М., 1986.

22. Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера: Собр. соч.: В 6 т. - Т. 6. - М., 1984.

23. Ганжин В. Т. Нравственность и наука: К истории исследования проблемы в европейской философии - М., 1978.

24. Гете И. В. Об искусстве и литературе: Собр. соч.: В 10 т. - Т. 10: Пер. с нем.- М., 1958.

25. Гительман Л. И. Зарубежное актерское искусство XIX века. Франция. Англия. Италия. США: Хрестоматия. - СПб., 2002.

26. Горчаков М. Режиссерские уроки Вахтангова. - М., 1957.

27. Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику. -М., 2003.

№ 3 - 2010

28. Гуревич П. С. Проблема целостности человека. - М., 2004.

29. Гусева А. С., Деркач А. А. Гуманитарно-психологическое развитие государственных служащих: теория, методология, практика. - М., 1998.

30. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология управления. - Казань, 2008.

31. Деркач А. А., Орбан Л. Е. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. - М., 1995.

32. Деркач А. А., Селезнева Е. В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. - М.; Воронеж, 2006.

33. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. - М., 2000.

34. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., 1993.

35. Деркач А. А., Москаленко О. В, Селезнева Е. В. Акмеологическая культура будущего магистра: методология и технология развития: Монография. - М., 2004.

36. Дзюн Т. Теория науки. - М., 1983.

37. Дидро Д. Парадокс об актере. - М.; Л., 1938.

38. Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. - М.; СПб., 2000.

39. Елисеефф В., Елисеефф Д. Японская цивилизация: Пер. с фр. -Екатеринбург, 2006.

40. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М., 1978.

41. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструк-ций. - М.; Екатеринбург, 2005.

42. Зеличенко А. И. Психология духовности. - М., 1996.

43. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М., 1994.

44. Ильин В. В., Пожарский С. Д. Философия и акмеология. - СПб., 2003.

45. Кабуки. - М., 1965.

46. Каган М. С. Философия культуры. - СПб., 1996.

47. Кириченко А. В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях / Науч. ред. А. А. Деркача. -М., 2003.

48. Кирк Х. О ясном и темном в литературе // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. - М., 1986. - С. 499-453.

49. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М., 1998.

50. Клюев В. Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. - М., 1966.

51. Кнебель М. О действенном анализе пьесы и роли. - М., 1982.

52. Кнебель М. Слово и творчество актера. - М., 1970.

53. Конрад Н. И. Японский театр. - М., 1972.

54. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. - 2-е изд. -М., 1977.

55. Леонтьев Д.А. Психология смысла: строение и динамика смысловой реальности. - М., 1999.

№ 3 - 2010

56. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981.

57. Лорка Ф. Г. Избранное: Стихи. Театр. Статьи: Пер. с исп. -М., 1983.

58. Лорка Ф. Г. О воображении и вдохновении // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. - М., 1986. - С. 256-258.

59. Лорка Ф. Г. Речь о театре // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. - М., 1986. - С. 258-261.

60. Луначарский А. В. Достоевский как художник и мыслитель. -Кн. 4. - М., 1921.

61. Манн Т. Художник и общество // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. - М., 1986. - С. 355-365.

62. Научное творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошев-ского. - М., 1969.

63. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни: Соч.: В 2 т. -Т. 1. - М., 1990.

64. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего: Соч.: В 2 т. - Т. 2. - М., 1990.

65. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. - М., 2007.

66. Образцов С. Театр китайского народа. - М., 1957.

67. Осанова А. А. Творчество как искусство претворять смысл // Психология искусства. - 1999. - № 1.

68. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону, 1996.

69. Платон. Государство: Собр. соч.: В 4 т. - Т. 3.: Пер. с др.-греч. -М., 1994.

70. Полозова Т. А. Современный взгляд на акмеологию и новая концепция курса «Психология развития, акмеология» // Акмеология. -2003. - № 2.

71. Пономарев Я. А. Психология творения // Избр. психол. труды. -М.; Воронеж, 1999.

72. Прохоров А. А. Параллели в театральной эстетике: Д. Дидро и К. Станиславский // Психология искусства. - 2006. - № 2.

73. Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / Ред.-сост. Д. В. Ушаков. - М., 2006.

74. Пуанкаре А. О науке: Пер. с фр. - М., 1983.

75. Роллан Р. О роли писателя в современном обществе // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. - М., 1986. - С. 81-87.

76. Рубинштейн С. Л. Труд художника // Основы общей психологии. - М., 1946. - С. 581-588.

77. Селезнева Е. В. Общение как среда саморазвития личности. -М., 2002.

78. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым: Пер. с англ. -М., 1987.

№ 3 - 2010

79. Субъект действия, взаимопонимания, познания. (Психологические, философские, социокультурные аспекты). - М.; Воронеж, 2001.

80. Семенов Е. В. Мерцающий свет науки: Миссия Российского гуманитарного фонда. - М., 2001.

81. Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1984.

82. Станиславский К. С. Работа актера над собой. - 2-е изд. -М., 1938.

83. Станиславский К. С. Об искусстве актера: Собр. соч.: В 4 т. -Т. 2. - М., 1986.

84. Сыманюк Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. - М.; Воронеж, 2004.

85. Тарасов Ю. Н. Философия науки: общие проблемы. - Воронеж, 2008.

86. Теплов Б. М. Ум полководца // Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

87. Творческая природа научного познания. - М., 1984.

88. Флай Валерия. Синдром сатаны // Развитие личности. - 2007. - № 4.

89. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. - М., 1990.

90. Франк С. Л. Духовные основы общества. - М., 1992.

91. Фролов Н. Т., Юдин Б. Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. -М., 1986.

92. Фромм Э. Душа человека: Пер. с англ. - М., 1992.

93. Хаксли О. Искусство и банальность // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. - М., 1986. - С. 483-487.

94. Хвостов А. А. Структура и детерминанты морального сознания. -М., 2004.

95. Цицерон. Избранные сочинения. - М., 1975.

96. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. -М., 1995.

97. Человек как субъект культуры / Отв. ред. Э. В. Сайко. -М., 2002.

98. Шпет Г. Г. Театр как искусство // Густав Густавич Шпет. Архивные материалы. Воспоминания. Статьи / Под ред. Т. Д. Марцинковской. -М., 2000.

99. Щепенко М. Психология лицедейства // Развитие личности. -2004. - № 2. - С. 64-79.

100. Элиот Т. С. Традиция и индивидуальный талант // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. - М., 1986. - С. 476-483.

101. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. - М., 1994.

102. Энгельмейер П. К. Теория творчества. - СПб., 1910.

103. Эпштейн М. П. Парадоксы новизны. О литературном развитии Х1Х-ХХ веков. - М., 1988.

104. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис: Пер. с англ. -М., 1996.

№ 3 - 2010

105. Японский театр: Сб. - СПб., 2000. - (Золотой фонд японской литературы.)

Содержание и формы контрольных мероприятий

Темы рефератов

• Проблема методологии акмеологии.

• Сопряженность акмеологии и элитологии.

• Факторы, влияющие на путь к акме.

• Акмеологические основы развития профессионала.

• Акмеологическая культура научного творчества.

Вопросы к зачету

1. Определить и раскрыть понятие «акмеология».

2. Раскрыть сущностную сопряженность понятий: свобода, творчество, активность, талант, акме.

3. Предмет акмеологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Связь акмеологии с элитологией.

5. Элитология как наука. Современные проблемы элитологии.

6. Факторы, определяющие развитие и достижение акме.

7. Предпосылки развития, содействующие достижениям человека.

8. Условия развития, побуждающие личность к вершинам акме.

9. Реальность внутреннего пространства личности: сфера духовной и акмеологической реальности.

10. Акмеологические основы развития профессионала: содержание и качество профессиональной деятельности ученого.

11. Факторы, определяющие успешность человека в его профессиональной деятельности.

12. Закономерности развития творческой личности.

13. Позитивные стороны идентификации на пути к акме.

14. Позитивные стороны обособления на пути к акме.

15. Акмеологическая культура научного творчества.

16. Акмеология управления.

17. Путь к акме в научном творчестве.

18. Вершины развития ученых в разных областях знаний.

19. Этика науки и акмеология научного творчества.

250

№ 3 - 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.