Научная статья на тему 'Акмеологическое содержание профессионального становления психолога в сфере образования'

Акмеологическое содержание профессионального становления психолога в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
332
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркова Аэлита Капитоновна

В статье раскрыто акмеологическое содержание профессионального становления психолога в сфере образования. Рассмотрены понятия «акмеологическая компетентность», «акмеологическая направленность», «акме-способности», «акме-мотивация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological substance of professional formation of psychologist in the sphere of education

The article reveals acmeological substance of professional formation of psychologist in the sphere of education. The author considers the concepts of «acmeological competence», «acmeological orientation», «acme-ability», «acme-motivation».

Текст научной работы на тему «Акмеологическое содержание профессионального становления психолога в сфере образования»

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА

А. К. Маркова

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Профессиональное становление практического психолога изучается в педагогической психологии, в психологии развития, в психологии труда. Акмеология содержит новые возможности рассмотрения профессионального становления специалиста под углом овладения им акме, условий достижения все более высоких ступеней развития.

Акмеологическая направленность практического психолога может состоять, прежде всего, в том, чтобы строить свое профессиональное развитие как поступательное, акме-ориентированное и акме-достигающее. Задача практического психолога в этом плане заключается в том, чтобы постоянно предвосхищать и осознавать те возможные ступени последующих достижений (акме) профессионального развития, которых реально можно добиться в ближайшем и отдаленном профессиональном будущем, а также в том, чтобы осваивать приемы, технологии приближения к этим более высоким этапам своего профессионализма. Построение своего профессионального развития не как случайного и хаотичного, зависящего от многих внешних обстоятельств, а как целенаправленно организуемого, поступательного, с восходящим вектором и с возрастанием сложности задач приводит к становлению и развитию у практического психолога акмеологической компетентности.

Сущность профессиональной деятельности практического психолога в образовании состоит в том, что он призван содействовать (совместно с учителем) развитию психики учащихся, стимулировать умственное и личностное развитие обучающихся, показывать учащимся перспективу, раскрывать зону их ближайшего развития.

Поэтому другая сторона акмеологической направленности практического психолога в сфере образования заключается в том, чтобы акмеологически образовывать и учащихся, закладывая у них отдельные компоненты акмеологической компетентности в их собственном психическом развитии. Задача практического психолога — показать учащимся (совместно с учителем) те возможные высокие уровни психического развития личности в целом и отдельных психических функций (мышления, памяти, воли и др.), которые могут у них сложиться в определенные возрастные периоды. Особенно важно показать важность целенаправленной работы над собой учащимся подросткового и юношеского возраста.

Дать учащимся акмеологические знания, познакомив с самим понятием «акме», начать формировать у учащихся акмеологические умения и способности по планированию своего поступательного психического развития, стимулировать мотивацию к высоким достижениям — это и означает поэтапно формировать у учащихся акмеологическую компетентность в их собственном психическом (а позднее и в профессиональном) развитии. При этом важно делать акцент для учащихся на многовершинности акме-ориентированного психического развития, состоящую в том, что достижение каждой новой «вершины» на жизненном пути не означает конца, остановки в развитии, а представляет собой основу для постановки новых задач, открытия новых горизонтов развития, что, в свою очередь, означает рост уровня притязаний человека, возрастание уверенности в своих силах.

Учащиеся, прошедшие своеобразную акмеологическую подготовку со школьным психологом, могут впоследствии осознанно строить акме-траекторию своего жизненного пути, что делает их активным и жизнеспособным членом общества.

Таким образом, личная профессиональная акмеологическая компетентность практического психолога проецируется и на более ранние, школьные возрасты, адресуется к интеграции возможностей всех школьных возрастов. Ранее справедливо отмечалось (А. А. Бодалев, А. А. Деркач), что «привязка» только к возрасту зрелости является существенным ограничением в развитии акмеоло-гической науки.

Под акмеологической компетентностью мы понимаем интегральную готовность и способность зрелой личности строить свое поступательное психическое и профессиональное развитие с постоянным усложнением задач и возрастанием уровня достижений, наиболее полно реализующих имеющиеся у человека психологические ресурсы.

Акмеологическая компетентность, как и всякая другая компетентность, включает знания, умения, качества личности, а именно:

- акмеологические знания, то есть осведомленность, информированность о том, какие достижения возможны в сфере психического, профессионального развития, их уровни, варианты;

- акмеологические умения — приемы, способы, технологии достижений в сфере психического развития и профессиональной сфере, приемы различения, оценивания разных видов акме;

- акмеологические качества личности, обеспечивающие движение человека к намеченным достижениям; к этим личностным качествам мы относим прежде всего акме-мотивацию и акме-способности.

Акме-мотивация — это направленность достаточно зрелой личности на решение акмеологических задач психического и профессионального развития, а также на обеспечение его поступательного характера. Акме-мотивация включает мотивацию достижения, мотивацию самореализации, мотивацию автономности и независимости отдельного человека в ходе его индивидуального развития, мотивацию усиления неповторимости и самобытности индивидуального развития, мотивацию творческого вклада в профессию, но не сводится к этим видам мотивации, носит принципиально ненасыщаемый характер и возрастает по мере удовлетворения.

Акме-способности — это индивидуально-психологические свойства личности, обеспечивающие поддержание поступательного восходящего вектора психического и профессионального развития, включающие способность строить варианты акмеограмм своего развития, выбирать и реализовывать приемы и технологии перехода с одного уровня профессионализма на другой, более высокий уровень, способность преодолевать препятствия на пути достижения акме.

Акмеологическая компетентность в целом является одним из компонентов профессиональной компетентности (психологическая компетентность, в свою очередь, входит, на наш взгляд, в состав акмеологической).

Названные компоненты и показатели акмеологической компетентности имеют свою специфику в труде практического психолога в сфере образования. Обратимся к ее рассмотрению, для чего проанализируем возможные вехи поступательного профессионального развития практического психолога в сфере образования, а также ступени восходящего психического развития учащихся, которые раскрываются для них психологом.

Важной вехой профессионального становления практического психолога в сфере образования являются акмеологически значимые знания о зонах психического развития и о нормативных критериях его оценки.

В работе психолога принято использовать понятия зоны актуального развития (наличные возможности учащихся на данный момент, сложившиеся в ходе предыдущего опыта) и зоны ближайшего потенциального развития, которую, по Л. С. Выготскому, понимают как возможности ученика в сотрудничестве с другим человеком, взрослым или сверстником. На наш взгляд, целесообразно выделение еще одного пласта — зоны ближайшего саморазвития, которая может указывать на возможности учащихся, проявляющиеся в результате его собственной инициативы и усилий. С акмеологической точки зрения зона саморазвития представляет собой наиболее важный и трудный этап развития. Саморазвиваемость как качество личности — это ответственность обучающегося за свое развитие, новая позиция в отношениях с другими людьми. Зона ближайшего развития, по Л. С. Выготскому, рассматривается как расстояние между уровнем актуального развития ребенка, определяемым с помощью задач, самостоятельно решаемых учеником, и уровнем потенциального развития, определяемым с помощью задач, выполняемых ребенком под руководством взрослого и в сотрудничестве с более продвинутым сверстником. Зону ближайшего саморазвития мы считаем возможным определять как расстояние между задачами, поставленными взрослыми (и решаемыми учеником в сотрудничестве со взрослым) и самостоятельно поставленными и самостоятельно решаемыми учеником задачами. Использование зоны саморазвития при диагностике (и при самодиагностике) может способствовать профессиональному становлению практического психолога.

Не менее важным с акмеологической точки зрения является подход к критериям, нормам оценки достижений в развитии. В психологии (например, Н. С. Штыков) норму понимают как совокупность ряда положительных качеств или отсутствие отклонений; как интуитивную норму (из наблюдений личного опыта исследователя) или как среднестатистическую (то, что характерно для большинства); в связи с адаптивным критерием (что адаптивно) и на основе сравнения с идеалом и т. д. Реально в практике при оценке учащихся используются предметная норма, когда эталоном (идеалом) является объем знаний, отраженный в образовательных программах и стандартах, а также социально-возрастная норма, когда эталоном выступают возрастные особенности психического развития, характерные для большинства учащихся данной возрастной группы. С акмеологической точки зрения представляет интерес использование школьным психологом также и индивидуальной нормы, где эталоном являются конкретные возможности данного человека, сопоставление его вче-

рашних, сегодняшних и потенциальных завтрашних достижений. В школе учитель обычно исходит из предметной нормы (какими знаниями и умениями ученик должен овладеть, чтобы освоить предметное содержание учебных программ). Учитель реже учитывает социально-возрастную норму (к каким показателям умственного и личностного развития можно и нужно привести к концу младшего школьного, подросткового возраста). Школьному психологу желательно опираться на индивидуальную норму с учетом зоны ближайшего развития и саморазвития учащихся. Это важно, чтобы решить специфическую задачу психолога — продвинуть каждого ребенка относительно его возможностей, развить его индивидуальность. Владение несколькими видами норм для оценки психического развития, а также акцент на применение индивидуальных норм, безусловно, повышает акмеологическую компетентность психолога в образовании.

Наряду с акмеологически значимыми знаниями школьному психологу (и психологу в других звеньях образования) важно владеть акмеологическими умениями, состоящими в использовании разных технологий воздействия на учащихся. В связи с этим мы различаем:

- стратегию развития — понимаемую как гуманистический подход, раскрытие потенциала учащихся, уважение к его личности, усиление заложенных в самом ученике возможностей, фасилитация, стимулирование активности, самостоятельности, ответственности ученика, его психологическая поддержка;

- стратегию «жесткого» формирования, называемую иногда «интервенцией» во внутренний мир учащегося, навязывание ему выработанных обществом способов, приемов деятельности и норм оценок, порой ломающих внутреннюю логику развития ученика;

- наиболее соответствующую акмеологическому подходу стратегию «мягкого» формирования и стимулирования саморазвития учащихся и их индивидуальности с полной опорой на общественно-выработанный опыт, когда ученика обучают многообразным накопленным в опыте человечества приемам психического развития (например, приемам учения, запоминания, развития личности) и предлагают ему выбрать из этого арсенала средств те, которые соответствуют его индивидуальности, раскрывают ее наиболее полно. При этом обучающимся психологом показываются те преимущества в индивидуальном развитии и в достижении акме, которые приобретает человек, если он широко использует накопленные ранее в общественном опыте приемы и техники психического развития.

Учителю бывает свойственно выбирать стратегию жесткого формирования в сочетании с коррекцией, психологи сегодня нередко чрезмерно увлекаются гуманистической стратегией развития. С акмеологических позиций хотелось бы усилить в образовании стратегию мягкого формирования, помогающую учащимся целенаправленно двигаться к достижению более высоких уровней развития с учетом задач саморазвития своей индивидуальности.

Целесообразен подход практического психолога к развитию учащихся, когда наряду с учетом предметной и социально-возрастной нормы при оценке развития используется и индивидуальная норма, а также соответствующие ей стратегии воздействия на учащихся — диагностика того, какова индивидуальная норма развития данного ученика и ее динамика в зонах актуального и потенциального развития, какую стратегию психологического развития применить, чтобы ученик успешно продвигался в диапазоне своей индивидуальной траектории развития к новым достижениям (акме) и успехам. Такой подход обеспечивает в значительной мере психолого-акмеологическое сопровождение психического развития обучающихся. Подобно тому как главная задача психолога — научить другого человека быть психологом самому себе, так и акмеологическая задача школьного психолога — продвигать учащегося к тому, чтобы он со временем смог стать акмеологом самому себе.

Акмеологические знания и умения практического психолога в сфере образования предполагают также владение психологическими характеристиками тех новых качеств, которые желательно формировать у обучающихся в процессе акмеологического сопровождения. В разных периодизациях возрастного развития их называют по-разному: психологические новообразования (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.), виды зрелости (А. А. Бодалев, В. Н. Максимова и др.). Сегодня очень значимыми являются такие психологические новообразования, как социальная зрелость обучающихся и подготовленность к жизни в быстро меняющемся мире и к решению задач последующего возраста, психологическая готовность к предстоящим трудным, кризисным возрастам, способность человека к созданию собственной акмеологически насыщенной среды и др.

Важным компонентом акмеологической подготовленности практического психолога в сфере образования является наличие у него ряда профессионально важных качеств личности. К этим качествам в литературе относят субъектно-субъектную направленность, интерес к другому человеку, ненасыщаемость контактов с другими людьми, рефлексивность, фасилитативность, интуитивность, ценностное отношение к реальности субъектного мира другого человека, креативность в межчеловеческих отношениях, диалогичность, эмпатию. Для акмеологической компетентности психолога

АКМЕОЛОГИЯ, № 3, 2003

весьма значимым является владение психологической культурой подхода, когда, как отмечается в литературе, единицей анализа другого человека являются не отдельные психические процессы, функции, а индивидуальная история личности конкретного человека в реальных обстоятельствах его жизни.

Участие практического психолога в решении акмеологических проблем другого человека обогащает содержание его труда, дает возможность оказывать реальную помощь учащемуся как взрослеющему человеку в планировании и реализации траектории своей будущей жизни. Вместе с тем акмеологическая компетентность практического психолога помогает ему с иных позиций строить свое собственное профессиональное развитие, проектируя и осознавая его как поступательное продвижение к профессиональным и личностным достижениям (акме), преодолевая возможные остановки и перерывы в этом развитии.

Литература_

1. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М., 2000.

2. Маркова А. К. Сотрудничество психолога и учителя при разработке индивидуальных развивающих программ для школьников // Детский практический психолог. 1995. Июль.

© Маркова А. К., 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.