СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА
А. К. Маркова
АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Профессиональное становление практического психолога изучается в педагогической психологии, в психологии развития, в психологии труда. Акмеология содержит новые возможности рассмотрения профессионального становления специалиста под углом овладения им акме, условий достижения все более высоких ступеней развития.
Акмеологическая направленность практического психолога может состоять, прежде всего, в том, чтобы строить свое профессиональное развитие как поступательное, акме-ориентированное и акме-достигающее. Задача практического психолога в этом плане заключается в том, чтобы постоянно предвосхищать и осознавать те возможные ступени последующих достижений (акме) профессионального развития, которых реально можно добиться в ближайшем и отдаленном профессиональном будущем, а также в том, чтобы осваивать приемы, технологии приближения к этим более высоким этапам своего профессионализма. Построение своего профессионального развития не как случайного и хаотичного, зависящего от многих внешних обстоятельств, а как целенаправленно организуемого, поступательного, с восходящим вектором и с возрастанием сложности задач приводит к становлению и развитию у практического психолога акмеологической компетентности.
Сущность профессиональной деятельности практического психолога в образовании состоит в том, что он призван содействовать (совместно с учителем) развитию психики учащихся, стимулировать умственное и личностное развитие обучающихся, показывать учащимся перспективу, раскрывать зону их ближайшего развития.
Поэтому другая сторона акмеологической направленности практического психолога в сфере образования заключается в том, чтобы акмеологически образовывать и учащихся, закладывая у них отдельные компоненты акмеологической компетентности в их собственном психическом развитии. Задача практического психолога — показать учащимся (совместно с учителем) те возможные высокие уровни психического развития личности в целом и отдельных психических функций (мышления, памяти, воли и др.), которые могут у них сложиться в определенные возрастные периоды. Особенно важно показать важность целенаправленной работы над собой учащимся подросткового и юношеского возраста.
Дать учащимся акмеологические знания, познакомив с самим понятием «акме», начать формировать у учащихся акмеологические умения и способности по планированию своего поступательного психического развития, стимулировать мотивацию к высоким достижениям — это и означает поэтапно формировать у учащихся акмеологическую компетентность в их собственном психическом (а позднее и в профессиональном) развитии. При этом важно делать акцент для учащихся на многовершинности акме-ориентированного психического развития, состоящую в том, что достижение каждой новой «вершины» на жизненном пути не означает конца, остановки в развитии, а представляет собой основу для постановки новых задач, открытия новых горизонтов развития, что, в свою очередь, означает рост уровня притязаний человека, возрастание уверенности в своих силах.
Учащиеся, прошедшие своеобразную акмеологическую подготовку со школьным психологом, могут впоследствии осознанно строить акме-траекторию своего жизненного пути, что делает их активным и жизнеспособным членом общества.
Таким образом, личная профессиональная акмеологическая компетентность практического психолога проецируется и на более ранние, школьные возрасты, адресуется к интеграции возможностей всех школьных возрастов. Ранее справедливо отмечалось (А. А. Бодалев, А. А. Деркач), что «привязка» только к возрасту зрелости является существенным ограничением в развитии акмеоло-гической науки.
Под акмеологической компетентностью мы понимаем интегральную готовность и способность зрелой личности строить свое поступательное психическое и профессиональное развитие с постоянным усложнением задач и возрастанием уровня достижений, наиболее полно реализующих имеющиеся у человека психологические ресурсы.
Акмеологическая компетентность, как и всякая другая компетентность, включает знания, умения, качества личности, а именно:
- акмеологические знания, то есть осведомленность, информированность о том, какие достижения возможны в сфере психического, профессионального развития, их уровни, варианты;
- акмеологические умения — приемы, способы, технологии достижений в сфере психического развития и профессиональной сфере, приемы различения, оценивания разных видов акме;
- акмеологические качества личности, обеспечивающие движение человека к намеченным достижениям; к этим личностным качествам мы относим прежде всего акме-мотивацию и акме-способности.
Акме-мотивация — это направленность достаточно зрелой личности на решение акмеологических задач психического и профессионального развития, а также на обеспечение его поступательного характера. Акме-мотивация включает мотивацию достижения, мотивацию самореализации, мотивацию автономности и независимости отдельного человека в ходе его индивидуального развития, мотивацию усиления неповторимости и самобытности индивидуального развития, мотивацию творческого вклада в профессию, но не сводится к этим видам мотивации, носит принципиально ненасыщаемый характер и возрастает по мере удовлетворения.
Акме-способности — это индивидуально-психологические свойства личности, обеспечивающие поддержание поступательного восходящего вектора психического и профессионального развития, включающие способность строить варианты акмеограмм своего развития, выбирать и реализовывать приемы и технологии перехода с одного уровня профессионализма на другой, более высокий уровень, способность преодолевать препятствия на пути достижения акме.
Акмеологическая компетентность в целом является одним из компонентов профессиональной компетентности (психологическая компетентность, в свою очередь, входит, на наш взгляд, в состав акмеологической).
Названные компоненты и показатели акмеологической компетентности имеют свою специфику в труде практического психолога в сфере образования. Обратимся к ее рассмотрению, для чего проанализируем возможные вехи поступательного профессионального развития практического психолога в сфере образования, а также ступени восходящего психического развития учащихся, которые раскрываются для них психологом.
Важной вехой профессионального становления практического психолога в сфере образования являются акмеологически значимые знания о зонах психического развития и о нормативных критериях его оценки.
В работе психолога принято использовать понятия зоны актуального развития (наличные возможности учащихся на данный момент, сложившиеся в ходе предыдущего опыта) и зоны ближайшего потенциального развития, которую, по Л. С. Выготскому, понимают как возможности ученика в сотрудничестве с другим человеком, взрослым или сверстником. На наш взгляд, целесообразно выделение еще одного пласта — зоны ближайшего саморазвития, которая может указывать на возможности учащихся, проявляющиеся в результате его собственной инициативы и усилий. С акмеологической точки зрения зона саморазвития представляет собой наиболее важный и трудный этап развития. Саморазвиваемость как качество личности — это ответственность обучающегося за свое развитие, новая позиция в отношениях с другими людьми. Зона ближайшего развития, по Л. С. Выготскому, рассматривается как расстояние между уровнем актуального развития ребенка, определяемым с помощью задач, самостоятельно решаемых учеником, и уровнем потенциального развития, определяемым с помощью задач, выполняемых ребенком под руководством взрослого и в сотрудничестве с более продвинутым сверстником. Зону ближайшего саморазвития мы считаем возможным определять как расстояние между задачами, поставленными взрослыми (и решаемыми учеником в сотрудничестве со взрослым) и самостоятельно поставленными и самостоятельно решаемыми учеником задачами. Использование зоны саморазвития при диагностике (и при самодиагностике) может способствовать профессиональному становлению практического психолога.
Не менее важным с акмеологической точки зрения является подход к критериям, нормам оценки достижений в развитии. В психологии (например, Н. С. Штыков) норму понимают как совокупность ряда положительных качеств или отсутствие отклонений; как интуитивную норму (из наблюдений личного опыта исследователя) или как среднестатистическую (то, что характерно для большинства); в связи с адаптивным критерием (что адаптивно) и на основе сравнения с идеалом и т. д. Реально в практике при оценке учащихся используются предметная норма, когда эталоном (идеалом) является объем знаний, отраженный в образовательных программах и стандартах, а также социально-возрастная норма, когда эталоном выступают возрастные особенности психического развития, характерные для большинства учащихся данной возрастной группы. С акмеологической точки зрения представляет интерес использование школьным психологом также и индивидуальной нормы, где эталоном являются конкретные возможности данного человека, сопоставление его вче-
рашних, сегодняшних и потенциальных завтрашних достижений. В школе учитель обычно исходит из предметной нормы (какими знаниями и умениями ученик должен овладеть, чтобы освоить предметное содержание учебных программ). Учитель реже учитывает социально-возрастную норму (к каким показателям умственного и личностного развития можно и нужно привести к концу младшего школьного, подросткового возраста). Школьному психологу желательно опираться на индивидуальную норму с учетом зоны ближайшего развития и саморазвития учащихся. Это важно, чтобы решить специфическую задачу психолога — продвинуть каждого ребенка относительно его возможностей, развить его индивидуальность. Владение несколькими видами норм для оценки психического развития, а также акцент на применение индивидуальных норм, безусловно, повышает акмеологическую компетентность психолога в образовании.
Наряду с акмеологически значимыми знаниями школьному психологу (и психологу в других звеньях образования) важно владеть акмеологическими умениями, состоящими в использовании разных технологий воздействия на учащихся. В связи с этим мы различаем:
- стратегию развития — понимаемую как гуманистический подход, раскрытие потенциала учащихся, уважение к его личности, усиление заложенных в самом ученике возможностей, фасилитация, стимулирование активности, самостоятельности, ответственности ученика, его психологическая поддержка;
- стратегию «жесткого» формирования, называемую иногда «интервенцией» во внутренний мир учащегося, навязывание ему выработанных обществом способов, приемов деятельности и норм оценок, порой ломающих внутреннюю логику развития ученика;
- наиболее соответствующую акмеологическому подходу стратегию «мягкого» формирования и стимулирования саморазвития учащихся и их индивидуальности с полной опорой на общественно-выработанный опыт, когда ученика обучают многообразным накопленным в опыте человечества приемам психического развития (например, приемам учения, запоминания, развития личности) и предлагают ему выбрать из этого арсенала средств те, которые соответствуют его индивидуальности, раскрывают ее наиболее полно. При этом обучающимся психологом показываются те преимущества в индивидуальном развитии и в достижении акме, которые приобретает человек, если он широко использует накопленные ранее в общественном опыте приемы и техники психического развития.
Учителю бывает свойственно выбирать стратегию жесткого формирования в сочетании с коррекцией, психологи сегодня нередко чрезмерно увлекаются гуманистической стратегией развития. С акмеологических позиций хотелось бы усилить в образовании стратегию мягкого формирования, помогающую учащимся целенаправленно двигаться к достижению более высоких уровней развития с учетом задач саморазвития своей индивидуальности.
Целесообразен подход практического психолога к развитию учащихся, когда наряду с учетом предметной и социально-возрастной нормы при оценке развития используется и индивидуальная норма, а также соответствующие ей стратегии воздействия на учащихся — диагностика того, какова индивидуальная норма развития данного ученика и ее динамика в зонах актуального и потенциального развития, какую стратегию психологического развития применить, чтобы ученик успешно продвигался в диапазоне своей индивидуальной траектории развития к новым достижениям (акме) и успехам. Такой подход обеспечивает в значительной мере психолого-акмеологическое сопровождение психического развития обучающихся. Подобно тому как главная задача психолога — научить другого человека быть психологом самому себе, так и акмеологическая задача школьного психолога — продвигать учащегося к тому, чтобы он со временем смог стать акмеологом самому себе.
Акмеологические знания и умения практического психолога в сфере образования предполагают также владение психологическими характеристиками тех новых качеств, которые желательно формировать у обучающихся в процессе акмеологического сопровождения. В разных периодизациях возрастного развития их называют по-разному: психологические новообразования (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.), виды зрелости (А. А. Бодалев, В. Н. Максимова и др.). Сегодня очень значимыми являются такие психологические новообразования, как социальная зрелость обучающихся и подготовленность к жизни в быстро меняющемся мире и к решению задач последующего возраста, психологическая готовность к предстоящим трудным, кризисным возрастам, способность человека к созданию собственной акмеологически насыщенной среды и др.
Важным компонентом акмеологической подготовленности практического психолога в сфере образования является наличие у него ряда профессионально важных качеств личности. К этим качествам в литературе относят субъектно-субъектную направленность, интерес к другому человеку, ненасыщаемость контактов с другими людьми, рефлексивность, фасилитативность, интуитивность, ценностное отношение к реальности субъектного мира другого человека, креативность в межчеловеческих отношениях, диалогичность, эмпатию. Для акмеологической компетентности психолога
АКМЕОЛОГИЯ, № 3, 2003
весьма значимым является владение психологической культурой подхода, когда, как отмечается в литературе, единицей анализа другого человека являются не отдельные психические процессы, функции, а индивидуальная история личности конкретного человека в реальных обстоятельствах его жизни.
Участие практического психолога в решении акмеологических проблем другого человека обогащает содержание его труда, дает возможность оказывать реальную помощь учащемуся как взрослеющему человеку в планировании и реализации траектории своей будущей жизни. Вместе с тем акмеологическая компетентность практического психолога помогает ему с иных позиций строить свое собственное профессиональное развитие, проектируя и осознавая его как поступательное продвижение к профессиональным и личностным достижениям (акме), преодолевая возможные остановки и перерывы в этом развитии.
Литература_
1. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М., 2000.
2. Маркова А. К. Сотрудничество психолога и учителя при разработке индивидуальных развивающих программ для школьников // Детский практический психолог. 1995. Июль.
© Маркова А. К., 2003