УДК 159.922
Н.В. КОПЫЛОВА, А.А. КОРОЛЕВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОБУЧЕНИЮ И АКМЕОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
В данной статье рассматривается обучение с точки зрения противодействия акмеологическо-му развитию. Приводятся результаты эмпирического исследования, посредством которого выделены группы обучающихся, различающиеся по характеру противодействия обучению и таким психологическими механизмам как мотивация и рефлексия. В статье подтверждается необходимость акмеологической коррекции противодействия обучению.
Ключевые слова: обучение; развитие; противодействие обучению, мотивация, рефлексия.
Массовое внедрение наукоемких технологий во все сферы жизни общества требует изменений личности профессионала как субъекта собственного развития. Обучение в системе непрерывного образования призвано обеспечить конкурентоспособность в быстро меняющемся, перенасыщенном информацией мире и способствовать акмеологическому развитию в профессиональной деятельности.
В психолого-педагогической литературе обсуждается множество подходов к обучению, как развивающему психику процессу. Впервые обучение начало рассматриваться как средство развития психики учащегося Л.С. Выготским. Исследования 1940-60-х гг. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Б.И. Хасана доказывают определяющую роль обучения в развитии психики. В разработанных учеными концепциях обсуждаются условия такой организации процесса обучения, где достигается заданный уровень развития психики учащегося. В исследованиях этих авторов обосновывается тот факт, что обучение может не только способствовать развитию, но и задерживать его [3; 8; 9; 10].
Противодействие обучению - это один из видов противодействий, которые оказывают друг другу субъекты социальных взаимодействий всех уровней из-за дифференциации общества на группы с противоречивыми интересами, вследствие возрастания межгрупповой и межиндивидуаль-ной конкуренции и соперничества. Именно удар по способности учиться, по процессам обучения и овладения новыми видами деятельности является одним из наиболее эффективных для
того, чтобы сделать конкурента несостоятельным в стремительно меняющемся, перенасыщенном новой информацией мире.
Противодействие обучению иначе, чем содействие изменяет направление психического развития учащегося, тем самым, создавая многообразие зон ближайшего развития с маловероятной прогнозируемостью результатов. А.Н. Поддьяко-вым была разработана классификация влияния содействия и противодействия обучению на развитие психики учащегося [7].
Основной задачей нашего исследования является максимальное снижение противодействия обучению, что на наш взгляд невозможно без актуализации психолого-акмеологических механизмов становления и развития профессионализма личности.
Ученые, изучающие условия достижения профессионального акме считают, что достижение наивысшей продуктивности профессиональной деятельности происходит в процессе развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности на протяжении всей жизни человека.
Необходимыми условиями достижения профессионального акме А.А. Деркач считает такие внутренние условия как мотивация достижения; активность человека, соответствующая наибольшей продуктивности его трудового поведения; профессиональное целеполагание и построение эффективной стратегии профессионального развития, мотивация самореализации, высокая способность к мобилизации собственных психических сил и профессионального опыта для достижения поставленных целей. Также необходима внешняя акмеологически насыщенная профес-
124
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
© Н.В. Копылова, А.А. Королева, 2009
Психологическое исследование противодействия обучению и акмеологическому развитию
сиональная среда, побуждающая человека к раскрытию профессиональных возможностей [1].
Психолого-акмеологические механизмы представляют собой закрепившиеся в психологической организации личности функциональные способы преобразования, ведущие к прогрессивному развитию личностной системы. В данном исследовании в качестве таких механизмов рассматриваются мотивация и рефлексия, как, детерминирующие противодействие учащимися обучению и развитию [2].
Е.П. Ильин предложил рассматривать мотив с системных позиций, как сложное многомерное образование, а мотивацию как процесс образования мотива. В структуру мотива входят потребности, предпочтения, интересы, склонности, уровень притязаний, оценка своих возможностей, учет условий достижения целей, нравственный контроль, опредмеченные действия, потребност-ная цель [5]. Как показано в ряде исследований, мотив учащегося в обучении - это вопрос сознательного, ответственного к нему отношения.
Ценностные ориентации определяют положительную или отрицательную значимость для человека предметов и явлений социальной действительности, составляют внутреннюю основу отношений человека к ценностям материального, морального, политического и духовного порядка.
Понятие рефлексии исследовали В.А. Лефевр,
A.В. Петровский, А.Б. Холмогорова, Б.И. Хасан,
B.С. Шаров. А.К. Карпов предложил рассматривать рефлексию как психологический механизм, основывающийся на двух общепсихологических категориях психических процессов и деятельности. Рефлексия представляет собой отражение психической реальности, оперирование с ней, то есть выход за ее пределы. Без рефлексии невозможно противодействие учащимися обучению и развитию других, так как оно осуществляется путем преднамеренного создания трудностей в обучении, предъявление заведомо ложной информации [6].
По мере развития психики учащегося проявляются новые психологические новообразования, которые усложняют как мотивацию, так и структуру мотива, расширяя состав образующих мотив компонентов. Происходит закономерная смена ценностей, развитие нравственности. В разные возрастные периоды ведущую роль в объяснении основания поступка играют различ-
ные мотиваторы.
Исследуя психолого-акмеологические механизмы прогрессивного развития начинающего профессионала, мы поставили своей целью выявить взаимосвязь различий в мотивации обучения, ценностных ориентациях, морально-нравственных нормах и уровнях рефлексии с характером противодействия обучению. Выборка составила 120 студентов вузов, получающих второе высшее образование.
В исследовании были использованы следующие методики: опросник «О помехах в обучении и «обучении со злым умыслом»», разработанный А.Н. Поддьяковым и предназначенный для изучения представлений людей о наличии различных проявлений противодействия чужому обучению и степени их распространенности в повседневной жизни;
«Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильиной) для определения доминирующих мотивов обучения в вузе;
«Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубновой), направленная на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности;
«Анкета исследования прототипа нравственной личности», адаптированная М.И. Воловико-вой.
«Психодиагностическая методика определения индивидуальной меры рефлексивности» А.В. Карпова для выявления степени рефлексии субъектом своих действий.
Полученные данные свидетельствуют о распространенности противодействия обучению и развитию среди учащихся, что не позволяет игнорировать факт его существования. Из 100% выборки 90% уверенны в существовании феномена противодействия чужому обучению. Более 25% респондентов используют преднамеренное противодействие. Более 50% исследуемых непреднамеренно создают помехи в обучении и развитии другим учащимся. Именно этот вид противодействия оказывается самым распространенным и говорит о непонимании учащимися норм взаимодействия в учебном процессе.
С помощью методов математической статистики и факторного анализа было, выделено четыре группы респондентов, по-разному противодействующих обучению: преднамеренно, не преднамеренно, а так же не противодействую-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2009
125
щих преднамеренно или не преднамеренно.
Были выявлены взаимосвязи между мотивами обучения, рефлексией, ценностными ориентациями и морально-нравственными нормами с различным характером противодействия обучению.
Так, учащиеся, не использующие преднамеренное противодействие, отличаются высокой мотивацией на обучение, высокой степенью развития рефлексии. В ценностных ориентациях доминируют такие как поиск и наслаждение прекрасным, познание нового в мире, признание и уважение людей и влияние на окружающих. В морально-нравственных нормах они продемонстрировали высокую степень соответствия общепринятым. В прототипе идеального образа учащегося они выделяют такие черты: социальная компетентность, стремление к саморазвитию, самодисциплина, честность, уважение других, беспристрастность, целеустремленность. В данной группе учащихся не приветствуется присвоение чужих результатов и достижений. Они осуществляют помощь в усвоении материала более слабым учащимся, но не делают работу за них.
Учащиеся, использующие преднамеренное противодействие обучению и развитию, мотивированны на получение знаний, диплома. Овладение профессией для них связанно с признанием и уважением других людей, низким материальным достатком. Высокий уровень развития рефлексии, доминирующие ценностные ориентации достижение высокого материального благосостояния, высокого социального статуса и управления людьми, пластичность в морально-нравственных нормах создают предпосылки для многообразия вариантов противодействия чужому обучению и развитию. Их идеальный образ учащегося, прежде всего, целеустремлен, готов к взаимовыгодному сотрудничеству, оптимистичен, организован. Они считают одной из главных характеристик идеального учащегося - реализацию собственных возможностей любой ценой. Их прототип представляет собой воплощение нравственности и гибкости в отношении морали. Способность «пойти по головам» к своей цели существует вместе с готовностью к взаимовыгодному сотрудничеству, которое будет работать на цель самого прототипа. На успешных учащихся многие ориентируются и просят совета, помощи. Не обремененный моральными принципами, противодействующий субъект использует ситуацию
для дезориентации другого, пускает его по ложному пути. Но противодействие оказывается не всем соученикам, а только тем, кто представляет «опасность»: обучается и развивается высокими темпами и представляет собой потенциального конкурента.
У учащихся, непреднамеренно не противодействующих, доминируют внешние мотивы обучения. Они так же отличаются высоким уровнем рефлексии. Доминирующие ценностные ориентации - поиск и наслаждение прекрасным, познание нового в мире, они считают необходимым проявлять социальную активность для достижения позитивных изменений в обществе. Для этих учащихся важны любовь и здоровье. Обучение для них - это материальный достаток, помощь другим и высокий социальный статус. Идеальный образ учащегося составлен из таких качеств как отзывчивый, помогает в процессе обучения, добросовестный, культурный, образованный, никогда не предаст.
Учащиеся, непреднамеренно противодействующие, наряду с внешними мотивами обучения считают важным овладеть профессией. Они ориентированны на отдых и приятное времяпрепровождение, помощь другим и милосердие, любовь. Так же, для этих учащихся важно достичь высокого социального статуса и заслужить признание и уважение людей, оказывать влияние на окружающих. В своем большинстве описание нравственного поступка состоит из общеизвестных правил (не ворует, не нарушает закон, не нарушает данное им слово). Их идеальный учащийся - надежная опора в учебе, душа компании, человек, имеющий свое мнение, сильную гражданскую позицию. В данной группе учащихся чаще всего используются чужие продукты учебной деятельности как собственные.
Результаты исследования обращают внимание на то, что необходимо не только обеспечивать учащихся знаниями, как средствами профессиональной деятельности, но и снижать уровень противодействия обучению. Необходимо донести до понимания учащихся, что способствует их развитию, а что затрудняет их профессиональный рост. Данное исследование подтверждает необходимость разработки системы психологических мероприятий, способствующих акмеологическо-му развитию профессионала в процессе обучения.
126
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
Стиль привязанности и отношения с романтическим партнером у сиблингов
Библиографический список
1. Акмеология / под ред. А.А.Деркача. - М.: РАГС, 2002. - 681 с.
2. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. - 1999. Т. 20. - N° 1. -С. 6-19.
3. АсмоловА.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Ин-т практической психологии, 1996. - С. 644-673.
4. Воловикова М.И. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете: Автореф. дис ... доктора психол. наук. -М., 2005. - С. 91-209.
5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.
6. Карпов А.В. Психология рефлексивных
механизмов деятельности. - М.: ИП РАН, 2004.
7. Поддьяков А.Н. Психология конкуренции в обучении. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 230 с.
8. Ляудис В.Я. Педагогическая психология // Педагогическая психология. Психолог-практик в сфере образования: Сб. программ учебных дисциплин / под ред. И.И. Ильясова, Н.А. Рождественской. - М.: РПО: Ф-т психологии МГУ, 1998. - С. 717.
9. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт // Вопросы психологии.
10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - С. 245.
11. Этика. Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. - М., 2001. -
С. 275-282.
УДК 159.9:316.6 Е.В. КРУГЛОВА
СТИЛЬ ПРИВЯЗАННОСТИ И ОТНОШЕНИЯ С РОМАНТИЧЕСКИМ ПАРТНЕРОМ У СИБЛИНГОВ
Рассмотрено значение сиблинговой позиции индивида как фактора установления и развития романтической привязанности на этапах добрачных и супружеских отношений. Теоретическая основа исследования представлена теорией привязанности Дж. Боулби и его последователей, показавшихся влияние первичной привязанности на значимые отношения у взрослых. В собственном исследовании выявлена тенденция к надёжному стилю романтической привязанности. Обнаружена специфика в разных группах взрослых сиблингов. Выделена тенденция первенцев к избеганию зависимости от партнера, а так же тревожно-амбивалентное поведение единственных детей.
Ключевые слова: сиблинги, порядок рождения, привязанность, стиль романтической привязанности, взрослые романтические отношения.
Каждый человек растёт и получает воспитание, становится самобытной личностью в рамках семейной системы. При этом в родительской семье за ним закрепляется так называемая сиб-линговая позиция.
Сиблинговая позиция представляет собой психологический феномен порядка рождения индивида. Сиблингами называют всех братьев-сестер в семье [4, с. 238-239].
Изучением влияния сиблинговой позиции на формирование и развитие личности человека занимались выдающиеся психологи (А. Адлер, У. Толман, Ф. Салловей и др.). Они предложили уникальные теории, объясняющие влияние порядка рождения на личность.
Первым положение о зависимости развития личности ребёнка от порядка рождения в семье сформулировал А. Адлер (1931). Он называл по-
© Е.В. Круглова, 2009
127